Краткий очерк познакомит вас с пятью достопримечательностями, о которых редко пишут в путеводителях, но которые, тем не мене - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Краткий очерк познакомит вас с пятью достопримечательностями, о которых редко пишут - страница №1/1


Слово «гокасё» в переводе с японского означает «пять мест». Этот краткий очерк познакомит вас с пятью достопримечательностями, о которых редко пишут в путеводителях, но которые, тем не мене,

заслуживают вашего внимания.
Гора Курама

Курама Хонмати, Сакё-ку, Киото

Киото — город уникальный во многих отношениях, но прежде всего старая японская столица является крупнейшим историческим центром, притягивающим туристов со всего мира, в том числе и из России. Несмотря на небольшое (по сравнению с Токио, Иокогамой и Осакой) население — около полутора миллионов жителей, город занимает довольно-таки обширную территорию в 610 квадратных километров. На этой территории находится около тысячи шестисот буддийских и около трёхсот синтоистских храмов, многие из которых считаются Сокровищами мировой культуры. Киото славится своим зеленым чаем (Удзи-тя), тонкими шелковыми тканями и керамической посудой.

На посещение Киото туристические бюро обычно отводят от силы два-три дня, и если вы задались целью познакомиться со всеми достопримечательностями, то вам придется обходить за день по две-три сотни туристических точек. Разумеется, такой темп мало кому под силу, поэтому чаще всего туристы вынуждены ограничиться осмотром Золотого и Серебряного павильонов. Сада камней в храме Рёандзи и горного храма Киёмидзу-дэра, известного своим чистым источником. У особо выносливых хватает сил на Хэйан-дзингу и самый длинный буддийский храм Сандзюсангэндо, в котором находится тысяча резных деревянных статуй богини милосердия Каннон.

Все эти места ежедневно посещают тысячи туристов, что не может не сказаться на общей атмосфере. В результате уникальные храмы воспринимаются всего лишь как банальный фон для «фотографии на память». Как же вернуть утраченную чистоту восприятия? Иногда для этого достаточно отойти всего на шаг в сторону от туристического места и оказаться один на один с той самой старой Японией, о которой писал поэт Басе:
Глубокою стариной

Повеяло... Сад возле храма

Засыпан палой листвой.

(перевод Веры Марковой)

В японской религии синто горы, как и деревья, считаются порой не только местами обитания богов, но и самими богами. Киото окружен горами с трех сторон, и горные боги надежно защищают его от злых духов. Курама (Вьючная Лошадь) — одна из священных гор, стоящих на страже города.

Главный храм был заложен более тысячи двухсот лет назад, в 770 г. С тех пор он не раз горел и в нынешнем своем виде существует с 1971 г. Храм был, в некотором роде, стражем столицы Хэйан-кё. Считалось, что он защищает город от злых духов, приходящих с севера.

Монахи школы Курама-кё, которой принадлежит храм Курама-дэра, особенно почитают божество Мао-сон (Грозный Царь Покорителей Зла и Олицетворение Духа Земли), которое, если верить легенде, около шести миллионов лет назад сошло с Венеры на вершину горы Курама. Основной задачей Мао-сона было спасение человечества. В течение нескольких миллионов лет это божество обитало на Кураме и оттуда управляло всем миром. В 770 г. монах по имени Кантэй увидел в горах белую лошадь и пошел за ней следом. Лошадь вывела его на священную поляну, где Кантэй достиг просветления и стал одной из реинкарнаций божества Бисямон-тэн (страж северных пределов рая и дух солнца), после чего построил там хижину, положившую начало храму.

В 796 г. одному из высокопоставленных чиновников, который руководил строительством храма Тодзи на востоке Хэйан-кё, явилась Сэндзю Каннон (Тысячерукая Каннон — богиня милосердия, дух луны). Усмотрев в этом божественный знак, чиновник пожертвовал крупную сумму денег на строительство на горе Курама большого храмового комплекса.

Мpng" align=left hspace=12 width="387px" height="275px" border=0>ифические Мао-сон, Бисямон-тэн и Сэндзю Каннон, выступая в триединстве Сансон сонтэн (великое тройственное божество), символизируют «душу вселенной», олицетворяют силу, свет и любовь — три главных символических составляющих японской системы целения рэйки.

Во второй половине XII века — в самый разгар противостояния кланов Тайра и Минамото — на воспитание в монастырь Курама-дэра был отдан малолетний сын погибшего военачальника Минамото Ёситомо по имени Ёсицунэ —будущий великий воитель. Он не хотел мириться с тем, что его готовят в монахи, и начал тайком заниматься боевыми искусствами. В 1174 г. Ёсицунэ сбежал из Курама-дэра. Через одиннадцать лет он одержал решающую победу над войском Тайра, открыв путь к установлению власти клана Минамото. В память об этом отважном воине каждый год 15 сентября в храме Курама проходит праздник Ёсицунэ, во время которого ученики различных школ кэндо демонстрируют свои способности в показательных поединках.




Согласно народному преданью, на Кураме живут сказочные существа тэнгу — «небесные псы». Краснолицые и длинноносые, тэнгу обладают волшебной силой, умеют летать и прекрасно владеют мечом. Считается, что Минамото Ёсицунэ сумел стать непревзойденным мастером меча именно потому, что его наставником был тэнгу, живший на горе Курама.

На Кураме есть немало тихих и таинственных мест, которые идеально подходят для глубокой медитации. Недалеко от подножья находится знаменитый целебный источник «Курама-онсэн». Вдоль лестницы, ведущей к храму, растут японские клены. Поэтому советую съездить в Курама-дэра осенью, чтобы у вас была возможность полюбоваться момидзи — красными кленовыми листьями.

Высота горы — 570 метров над уровнем моря.



Сад камней и гробница Будды в храме Мёман-дзи Ивакура, Сакё-ку, Киото.

Школа Кэмпон хоккэ

Возвращаясь с Курама, обязательно сделайте остановку в храме Мёман-дзи (Храм чудесной наполненности). Он расположен в Ивакуре, недалеко от станции с запоминающимся названием «Кино» (линия Эйдэн).





В башне Буссяри даито хранятся мощи Будды
В 1389 г. шестидесяти восьмилетний монах из школы Нитирэн основал храм Мёто-дзан Мёман-дзи. Первоначально храм располагался на юге Старой столицы, там, где в наши дни Годзё (Пятая линия) пересекается с улицей Карасума. Через двести лет после основания в 1583 г. храм был перенесен немного севернее, на пересечение улиц Тэрамати и Нидзё (Вторая линия), в связи с чем и получил название «Тэрамати Нидзё-но Мёман-дзи». Однако на этом движение на север не закончилось. Тридцать шесть лет назад храм и его монахи переехали в Ивакуру на самом севере Киото.

Туристы редко добираются до этого храма, расположенного вдали от оживленных туристических мест. И очень жаль. Здесь есть на что посмотреть. Среди достопримечательностей — колокол Антин Киёхимэ-но канэ («Колокол монаха Ангина и храмовой девушки Киёхимэ») о его истории рассказывается в пьесе театра Кабуки «Додзёдзи») и башня-гробница Буссяри дайто, в которой хранятся мощи Будды Сакьямуни. Башня — точная копия гробницы, возведенной в Буддагае в 200 г. до н. э. индийским царём Ашока. Она была построена в 1973 г. и стала первым сооружением подобного рода в Японии.

Кроме того, в Мёман-дзи находится сад камней Юки-но нива («Снежный сад») — один из немногих садов, созданных поэтом Мацунага Тэйтоку. Мацунага был предтечей поэзии Хайку, но вдобавок к литературной деятельности занимался тем, что на современном языке называется ландшафтным дизайном. В средневековой Японии это было делом обычным — многие поэты и художники увлекались садовой архитектурой. Например, знаменитый Сад камней в храме Рёандзи предположительно был спроектирован известным художником Соами, а классический японский сад в храме Сисэндо (Обиталище поэта) — поэтом, знатоком китайской классики Исикава Дзёдзан.

Мацунага спроектировал еще два известных сада: «Лунный сад» в храме Киёмидзу-дэра и «Сад Цветов» в храмовом комплексе Китано Тэммангу. Но, к сожалению, ни тот, ни другой не сохранились до наших дней. Поэтому Юки-но нива — единственное наследие мастера в Киото. Любование садом успокаивает и настраивает на философский лад. Отсюда можно прямиком направляться на Тэцугаку-но Мити (Дорога философов).




Отоё-дзиндзя — Храм великого изобилия

Мия-но-маэ-тё, Сакё-ку, Киото

Синтоистский храм

Узкая и тенистая Дорога философов тянется от Серебряного павильона до храма Кумано Някуо-дзи. Общая протяженность этого пешеходного маршрута — чуть более полутора километров. От того места, где Дорога заканчивается, рукой подать до храмового комплекса Нандзэн-дзи с его знаменитым драконом, свернувшимся в клубок на потолке зала Хатто (Зал церемоний). Примерно на полпути между Серебряным павильоном и Нандзэн-дзи находится небольшой синтоистский храм под названием Отоё-дзиндзя.

Этот храм был построен в конце IX в. и раньше назывался «Цубаки-га-минэ Тэндзин» по названию горы, у подножья которой он расположен. Вершина Камелий (Цубаки-га-минэ) — одна из 36 восточных вершин (Хигасияма сандзюроппо), образующих горную гряду общей протяженностью 12 километров, которая огибает Киото с восточной стороны. На территории храма растет множество японских камелий — словно напоминание о его прежнем названии.

В это тихое место редко заходят целеустремленные туристы, спешащие от одного храма к другому максимально коротким путем. Но если у вас будет немного свободного времени, то зайдите в Отоё-дзиндзя передохнуть и полюбоваться каменным зверинцем: парой сторожевых мышей, белыми лисицами, сторожевой обезьяной и коршуном.



Мыши (посланники бога Окунинуси-но микото, научившего людей исцелять болезни) помогут вам уладить любовные дела. Лисы (гонцы Инари — покровителя торговли и бога полей) принесут удачу в бизнесе. Обезьяна убережет от неприятных неожиданностей, а коршун — от разрушительных пожаров.

Храм особенно красив в марте, когда цветет красная слива, и в апреле — во время цветения сакуры. На выходе из храма — прямо у ворот тории — находится небольшое домашнее кафе «Фумимаро», в котором можно выпить пиалу взбитого зеленого чая маття.
Ипподо: зелёный чай из Удзи

Тэрамати Нидзё-агару, Накагё-ку, Киото

Чайный магазин, демонстрационная комната.

Если вы — настоящий ценитель японского чая, то не стоит ограничиваться одним «Фумимаро». Кроме маття существует множество других видов зеленого чая: сэнтя и его производные — гэммай-тя (с добавлением дутого риса) и ходзи-тя (жареный чай), а также чай гёкуо, из которого приготовляют кона-тя, куки-тя и мэ-тя. За чаем лучше всего поехать в центр, на известную торговую улицу Тэрамати.

Ч
айный магазин «Ипподо» открылся в 1717 г. Его основатель Ватанабэ Ихэй был выходцем из провинции Оми (нынешняя префектура Сига), поэтому магазин получил название «Омия». Кроме чая, Ватанабэ торговал и керамической посудой.

Через сто тридцать лет торговое предприятие получило в подарок от принца из Ямасина свое нынешнее название, в котором зашифрован наказ сохранять традиции приготовления чая из Удзи. С тех пор в «Ипподо» продается только «Удзи-тя». Нынешнее помещение магазина сохранилось с 1864 г.

Около десяти лет назад в магазине открылась демонстрационная комната, в которой за символическую плату вам продемонстрируют способ заваривания и сервировки чая. После того как чай будет сервирован, вы сможете его выпить и тут же закусить прилагающимися традиционными сладостями. А потом отправляйтесь гулять по близлежащему району — на улице Тэрамати множество интересных лавочек и магазинов. Например, в соседнем с «Ипподо» помещении расположен магазин японской бумаги, а напротив — магазин с принадлежностями для каллиграфии.

Сакэ-бар «Иораму».

Перекрёсток Нидзё Хигаси-но тонн, Хигаси-хаиру,



Накагё-ку, Киото

Дегустация сакэ, история сакэ (по-английски)

Если вы решите провести вечер за распитием более крепких, чем чай, национальных напитков, то из «Ипподо», который работает до семи вечера, можно за двадцать минут неспешным шагом дойти до сакэ-бара «Иораму». Название говорит само за себя — это заведение специализируется только на сакэ или, как называют его японцы, на «нихон-сю». История рисового вина в Японии насчитывает тысячи лет. Сакэ использовали не только как веселительный напиток, но и как жертвоприношение богам. На сегодняшний день в Японии действует около двух с половиной тысяч заводов по производству сакэ.

Традиционными центрами национального виноделия являются префектуры Киото и Хёго. Считается, что из сортов местного риса получается особенно вкусный и изысканный напиток. Сакэ, сделанный в других префектурах, называется «дзи-дзакэ» (вина из провинций). Впрочем, среди дзи-дзакэ тоже нередко встречаются образцы высокого качества.

«Нихон-сю» — это статусный напиток. Сказывается его ритуальное прошлое, когда бочки с сакэ преподносились в жертву богам. Впрочем, не стоит забывать и о ритуальном настоящем этого напитка: церемония открытия чемпионата по борьбе сумо немыслима без рисового вина. Бочонок сакэ будет очень кстати и в качестве подарка на открытие бизнеса.



Сорта сакэ различаются по вкусу, букету и прозрачности, которые зависят как от мастерства виноделов, так и от качества воды и риса, а также от процентного содержания полированных рисовых зерен. Существуют также различия в культуре питья: одни сорта принято пить из тёко — маленьких фарфоровых чашечек, другие — из стеклянных бокалов, третьи — из небольших квадратных каду-шек, благодаря которым напиток приобретает приятный смолистый аромат.

Но более подробно обо всех этих различиях расскажет вам хозяин заведения — иностранец, проживший в Японии около двадцати лет. Он прекрасно говорит как по-японски, так и по-английски и разбирается в сакэ намного лучше большинства местных жителей. В баре одновременно представлено до 45 разных видов рисового вина. Количество представленных сортов всегда остается тем же, но бренды все время меняются, чтобы завсегдатаи бара, посещающие его из года в год, в конечном итоге, смогли продегустировать все десять тысяч разновидностей рисового вина, производящегося в Японии.