Красноярский государственный педагогический - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Филиал Федерального Казенного Предприятия Российская государственная... 1 68.41kb.
Изменения №1 к Уставу Открытого акционерного общества «Красноярский... 1 27.83kb.
Конкурсе «Красноярский молодежный форум» 1 264.47kb.
Педагогический стаж с 1994 г. (19 лет), начинала работать учителем... 1 19.33kb.
Краевое государственное автономное учреждение культуры Красноярский... 1 115.86kb.
Сибирский педагогический журнал 8/2008 (научно-практическое издание) 1 149.92kb.
Столица Берлин 3,4 млн жителей Государственный 1 85.26kb.
Обзор фотодокументов Национального архива Республики Карелия 1 203.95kb.
Анатолий Цыкалов: «Наш регион заинтересован в привлечении квалифицированных... 1 130.25kb.
План основных мероприятий мо «Красноярский сельсовет» с 27 мая по... 1 81.21kb.
Московский государственный зоологический парк 1 52.06kb.
Ошо (Бхагаван Шри Раджниш) За пределами просветления 32 7001.53kb.
- 4 1234.94kb.
Красноярский государственный педагогический - страница №5/6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

изучения дисциплины «Новая и новейшая история стран Востока» » по направлению 050400.62 «Социально-экономическое образование», профиль «История»




№ п/п

Название модулей и тем




Количество часов

Всего

Из них аудиторные занятия:

Лекции

Семинары

Лаб-ые

Самостоятельная работа




Модуль 1. Страны Азии и Африки в Новое время. Зарождение, становление и развитие колониальной системы управления и эксплуатации.

28

22

16

6




6

1

«Новая и новейшая история стран Востока» как предмет исторической дисциплины

3

2

2







1

2

Китай в XVII – начале XX вв. Образование, расцвет и крушение Цинской империи. Синьхайская революция и Первая республика.

10

8

6

2




2

3

Япония в XVII – начале XX вв. Сёгунат Токугава и его роль в истории Японии. Открытие Японии и Мэйдзи Исин.

8

6

4

2




2

4

Индия в XVI – начале XX вв. Империя Великого Могола и Британская Индия.

7

6

4

2




1




Модуль 2. Начало кризиса колониальной системы управления и эксплуатации, подъём национально-освободительного движения в странах Азии и Африки.

26

18

12

6




8

5

Страны, государства и народы Азии и Африки в начале новейшего времени (1914 – 1924 гг.). Общий обзор.

6

4

4







2

6

Китай на рубеже эпох. Национально-демократическая революция и борьба за выбор курса дальнейшего развития страны


11

8

4

4




3

7

Индия: новый этап национально-освободительной борьбы

9

6

4

2




3




Модуль 3. Вторая мировая война и общий кризис колониальной системы управления и эксплуатации, процесс образования молодых независимых государств.

26

20

12

8




6

8

Японский милитаризм на марше. Основные события второй мировой войны в АТР

9

8

4

4




1

9

Общий кризис колониальной системы управления и эксплуатации после окончания второй миро-вой войны

3

2

2







1

10

Страны Востока после достижения политической независимости. Последствия эпохи колониального владычества для стран и народов Азии и Африки

3

2

2







1

11

Неоколониализм и проблема взаимоотношений Север – Юг в современных условиях.

7

6

2

4




1

12

Социализм и коммунизм на Востоке

4

2

2







2




Модуль 4. Страны Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии на путях национального и государственного обновления.

19

14

10

4




5

13

Япония: «экономическое чудо Востока»

8

6

4

2




2

14

Китай: от эпохи великих социальных потрясений к эпохе экономических реформ

8

6

4

2




2

15

Республика Индия в поисках самостоятельного пути развития

3

2

2







1




Модуль 5. Исламский мир в движении. Традиционализм и модернизация, фундаменталистский вызов современности.

19

14

10

4




5

16

Турция во второй половине ХХ века. Вторая и Третья Республики

3

2

2







1

17

Иран: феномен исламской революции

5

4

2

2




1

18

Афганистан в последней трети ХХ – начале XXI века

3

2

2







1

19

Ближний Восток во второй половине ХХ – начале XXI века

5

4

2

2




1

20

Страны и народы Тропической Африки во второй половине ХХ – начале XXI века

3

2

2







1




ИТОГО

118

88

60

28




30


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ВОСТОКА

(наиименование)



для студентов основной образовательной программы

направления 050400.62 Социально-экономическое образование, профиль «История»

(направление, шифр)



по очной форме обучения


Модуль


Трудоём-

кость в


часах

№№

раздела,



темы

Лекционный курс




Практические занятия (номера)



Самостоятельная работа

студентов


Формы


контроля










Вопросы,

изучаемые

на лекции

Часы

Семинарские

Часы

Лабора-

торные



Часы

Содержание


Часы



Модуль

1.



3


1. «Новая и новейшая история стран Востока» как предмет.

Восток как понятие. Новое и новейшее время в странах Азии и Африки.

2














Изучение лекционного материала.



1

Зачёт

10


2. Китай в XVII – начале ХХ вв.

Маньчжурское завоевание Китая. Причины Опиум-ных войн. Синьхайская революция, её причины и характер. Распад Китая.

6



Тема 1. Сословно-классовая структура Цинского Китая. Гражданская война в Китае в середине XIX в.

2







Изучение лекционного материала, подготовка к семинарскому занятию.



2

Зачёт

8


3. Япония в XVII –начале ХХ вв.

Сёгунат Токугава в Японии. Открытие Японии. Мэйдзи исин.

4


Тема 2. Политическая жизнь Японии во второй половине XIX – начале ХХ вв.

2







Изучение лекционного материала, подготовка к семинарскому занятию.

2

Зачёт


7

4. Индия в XVI – начале ХХ вв.

Империя Великого Могола. Европейская колониальная экспансия в Индию. Британ-ская Индия во второй половине XIX – нач. ХХ вв.

4



Тема 3. Социально-экономические отношения в индийской деревне. Сипайское восстание 1857 – 1859 гг.

2







Изучение лекционного материала, подготовка к семинарскому занятию.



1

Зачёт

Модуль

2.

6


5. Страны Азии и Афри-ки в начале новейшего времени.

Страны Востока в период первой мировой войны (1914 – 1918 гг.). Версальско-Вашингтонская система и Восток.

4














Изучение лекционного материала.


2

Зачёт


11

6. Китай на рубеже эпох. Национально-демократичес-кая революция в Китае.

Гоминьдан у власти. Советское движение на юге Китая. Начало японской агрес-сии.

4


Тема 4. Национа-льно-демократичес-кая революция в Китае и борьба за выбор курса даль-нейшего развития страны.

4








Изучение лекционного материала, подготовка к семинарскому занятию.


3


Зачёт

9


7. Индия: новый этап национально-освободите-льной борьбы.

Кризис колони-ального режима в Индии в межво-енный период. М.К. Ганди и гандизм.

4




Тема 5. Индия:

новый этап нацио-нально-освободте-льной борьбы..



2






Изучение лекционного материала, подготовка к семинарскому занятию


3

Зачёт


Модуль

3.

9

8. Японский милитаризм на марше.

Особенности политического развития Японии в межвоенный период.

4


Тема 6. Японский милитаризм на марше. Основные события второй мировой войны в АТР.

4








Изучение лекционного материала, подготовка к семинарскому занятию.

1


Зачёт



3


9. Общий кризис колониальной системы пос-ле второй мировой войны.

Понятие колони-ализма. Причины кризиса и распада колониальной системы управле-ния и эксплуатации.

2













Изучение лекционного материала.



1


Зачёт

3


10. Страны Востока после достижения плитической независимости.

Проблемы экономического и социального прогресса стран Востока. Дифференциация развивающихся государств.

2














Изучение лекционного материала.

1

Зачёт


7


11. Неоколони-ализм и проб-лема взаимо- отношений Север- Юг.

Понятие неоко-лониализма. Проблемы милитаризации.

2


Тема 7. Социалистические режимы в странах Востока, их типология.

4








Изучение лекционного материала.



1


Зачёт


4


12. Социалим и коммунизм на Востоке

Идея социальной справедливости в восточных обще-ствах.

2













Изучение лекционного материала,

2


Зачёт


Модуль

4.

8


13. Япония: «экономи-ческое чудо» Востока.

Кризис и крушение «пар-тийной системы 1955 г.» в Японии.

4




Тема 8. Япония: «экономическое чудо» Востока.

2






Изучение лекционного материала, подготовка к семинарскому занятию.

2


Зачёт


8

14. Китай: от эпохи великих социальных потрясений к эпохе эконо-мических реформ.

Становление КНР. «Большой скачок» и «культурная революция».


4



Тема 9. Эпоха экономических реформ в Китае.

2







Изучение лекционного материала, подготовка к семинарскому занятию.


2

Зачёт





3

15. Республика Индия в поис- ках самостоя-тельного пути развития.


Особенности политической культуры в современной Индии. Республика Индия в условиях независимого существования.


2













Изучение лекционного материала, подготовка к семинарскому занятию.



1

Зачёт


Модуль

5.

3


16. Турция во второй поло-вине ХХ века. Вторая и Третья Республики.

Политический экстремизм в Турции. Причины и характер воен-ных переворотов.

2













Изучение лекционного материала.



1


Зачёт





5


17. Иран : феномен исламской революции.

Иран в постхомей-нистскую эпоху.

Исламизм, тради-ционализм и модернизация.



2



Тема 10. Иран: феномен исламской революции

2







Изучение лекционного материала, подготовка к семинарскому занятию.




1


Зачёт

3


18. Афгани-стан в пос-ледней трети ХХ – начале XXI века.

Крушение коро-левского режима в Афганистане. Афганская война и её причины.

2













Изучение лекционного материала.


1

Зачёт


5


19. Ближний Восток во второй поло-вине ХХ – начале XXI века.

«Арабская весна», её причины и последствия. Усиление поли-тического исла-мизма

5


Тема 11. Государ-ство Израиль: зарождение, становление и развитие.

2







Изучение лекционного материала, подготовка к семинарскому занятию.



1


Зачёт


3


20. Страны и народы Тропи-чекой Африки во второй по-ловине ХХ – началеXXI века.

Африканский традиционализм. Трибализм и его разновидности.

2











Изучение лекционного материала, подготовка к семинарскому занятию.



1


Зачёт


Всего

часов

118







60




26




2




30






КАРТА ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
(включая мультимедиа и электронные ресурсы)
«НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ВОСТОКА»

для студентов обязательной профессиональной программы

направления 050400.62 Социально-экономическое образование, профиль «История»

(наименование, шифр)



по очной форме обучения


п/п


Наименование

Наличие

место/ (кол-во экз.)



Потребность

Примечания











Обязательная литература





















ДЛЯ ВСЕГО КУРСА

















1.


Васильев Л.С. История Востока. В 2-х томах. М, 2000



5 Библиотека исторического факультета.

Взлётная 20.


25










2.

Васильев Л.С. История религий Востока. М, 1999

3 Библиотека исторического факультета



25











3.


История стран Азии и Африки в новое время. В 2-х частях. Ч.1. Ред. кол. Ацамба Ф.М., Павлов В.И., Пак М.Н., М, 1989




50 Библиотека

исторического факультета


75










4.

История стран Азии и Африки в новое время. В 2-х частях. Ч.2. Ред. кол. Ацамба Ф.М., Павлов В.И., Пак М.Н., М, 1991


50 Библиотека исторического факультета


75










5.

Новая история стран Азии и Африки XVI – XIX века. В 3-х частях. Ч.1. Под ред. Родригеса А.М., М, 2004

5 Библиотека исторического факультета



75











6.


Новая история стран Азии и Африки XVI – XIX века. В 3-х частях. Ч.2. Под ред. Родригеса А.М., М, 2004




5 Библиотека исторического факультета



75











7.

Новая история стран Азии и Африки XVI – XIX века. В 3-х частях. Ч.3. Под ред. Родригеса А.М., М, 2004

5 Библиотека исторического факультета


75











8.

Новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век. В 3-х частях. Ч. 1:1900-1945, Отв. Ред. Родригес А.М. М, 2001; 2003

55 Библиотека

исторического факультета,

ИРЦ исторического

факультета

75
Электронная версия










9.

Новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век. В 3-х частях. Ч. 2: 1945-2000. Отв.ред. Родригес А.М., М, 2001; 2004

15 Библиотека исторического факультета,

ИРЦ исторического факультета

75
Электронная версия












10.

Новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век. В 3- частях. Ч. 3. 1945-2000. Отв. Ред. Родригес А.М., М, 2001; 2004

14 Библиотека исторического факультета,

ИРЦ исторического факультета

75
Электронная версия











11.


Родригес А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время. М, 2006



2 Библиотека исторического факультета




25










12.


Трошин Ю.А. История стран Азии и Африки в новейшее время (1918 – 2000)., М, 2004


1 Краевая научная

Библиотека. К.Маркса 114

25













Модуль №1 СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ В НОВОЕ ВРЕМЯ. ЗАРОЖДЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ







1.

Вопросы истории Китая., М, 1981

1 Краевая научная

библиотека

10











2.



Дацышен В.Г. Русско-китайская война. Маньчжурия 1900 г., С-Пб, 1996


5 Библиотека исторического факультета,

библиотека главного

корпуса КГПУ




10










3.

Социальная структура Китая XIX – первой половины ХХ вв, М, 1990

1 Краевая научная

библиотека

10










4.

Из истории общественной мысли Японии XVII – XIX вв., М, 1990

2 Краевая научная

библиотека

10










5.

Верисоцкая Е.В. Идеология японского экспансионизма в Азии в конце XIX – начале ХХ вв. В 2-х частях., М, 1990

2 Краевая научная

библиотека

5










6.

Алаев Л.Б. Средневековая Индия., С-Пб, 2003

1 Краевая научная

библиотека

10










7.

Куценков А.А. Эволюция индийской касты., М, 1983

2 Краевая научная

библиотека

10













Модуль №2 НАЧАЛО КРИЗИСА КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ, ПОДЪЁМ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В СТРАНАХ АЗИИ ИАФРИКИ







1.

История Китая. Под ред. Меликсетова А.В., М, 2002


5 Библиотека исторического факультета



25










2.

Япония – ХХ век: проблемы и судьбы. Коллективная монография. (Отв. ред. Молодякова Э.В. и Маркарьянц С.Б.), М, 2003

1 Краевая научная

библиотека

5










3.

Индия. Общество, власть, реформы. Сб. ст. Отв. Ред. Ванина С.Ю., Кашин В.П., М, 2003

1 Краевая научная

библиотека

25













Модуль №3 ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ОБЩИЙ КРИЗИС КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ. ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЫХ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ.








1.

История Японии. В 2-х томах. Отв. Ред. Жуков А.Е. М., 1998

2 Библиотека исторического факультета



25










2.

Кошкин А.А. Японский фронт маршала Сталина. Россия и Япония: тень Цусимы длиною в век., М, 2004

1 Краевая научная библиотнка



5










3.

Молодяков В.Э. Несосоявшаяся ось: Берлин – Москва – Токио, М, 2004

1 Краевая научная библиотека.



5











4.

Славинский Б.Н. СССР и Япония – на пути к войне: дипломатическая история. 1937-1945 гг., М, 1999

1 Краевая научная библиотека


5










5.

Дзасохов А.С. Становление и эволюция постколониального мира: вторая половина ХХ века.

М, 1997

1 Краевая научная

библиотека



5










6.

Капитализм на Востоке во второй половине ХХ века. М, 1997

1 Краевая научная

библиотека

5










7.

Ефимова В.С. Привлечение иностранного капитала: опыт развивающихся стран. М, 1999.


1 Краевая научная

библиотека

5










8.

Володин А.Г., Широков Г.К. Глобализация: начало, тенденция, перспективы. М, 2002


1 Краевая научная

библиотека

5











9.

Войны и вооружённые конфликты второй половины ХХ века. Под общ. ред.

Громова Б.В. М, 2003



1 Краевая научная

библиотека

5











Модуль №4 СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ, ЮЖНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ НА ПУТЯХ НАЦИОНАЛЬНОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБНОВЛЕНИЯ








1.

Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны (1945 – 1995)., М, 1997

1 Краевая научная библиотека


5










2.

Арин О. Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность.

Восточная Азия: экономика, политика, безопасность., М, 1999



1 Краевая научная библиотека


5










3.

Петровский Е.В. Азиатско-Тихоокеанские режимы безопасности после «холодной войны»: эволюция, перспективы российского участия., М, 1998


1 Краевая научная библиотека


5










4.

Усов В.Н. История КНР. В 2-х томах. М, 2006

1 Краевая научная

Библиотека

25










5.


Клюев Б.И. Религия и конфликт в Индии. М, 2003


1 Краевая научная

библиотека

10













Модуль №5 ИСЛАМСКИЙ МИР В ДВИЖЕНИИ. ТРАДИЦИОНАЛИЗМ И МОДЕРНИЗАЦИЯ, ФУНДАМЕНТАЛИСТСКИЙ ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОСТИ








1.

Еремеев Д.В. Турция в годы Второй мировой и «холодной» войн (1939-1990). М, 2005

1 Краевая научная

библиотека

10










2.

Ушаков В.А. Иран и мусульманский мир. 1979-1998. М, 1999

1 Краевая научная

библиотека

10










3.

Никитенко Е.Г. Афганистан: от войн 80-х до прогноза войн. М, 2004.

1 Краевая научная

библиотека

10










4.

Примаков Е. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами (вторая половина ХХ – начало XXI века)., М, 2006

1 Краевая научная библиотека


5










5.

Звягельская И.Д., Карасова Т.А., Федорченко А.В. Государство Израиль. М, 2005

1 Краевая научная

библиотека

10










6.

Ланда Р.Г. История арабских стран., М, 2005

1 Краевая научная библиотека



10










7.

Сапронова М.А. Арабский Восток: власть и конституция., М, 2001

1 Краевая научная

библиотека

10










8.


Егорин А.З. Египет нашего времени. М, 1998




1 Краевая научная

библиотека


10










9.

Гусаров В.И. Реколонизация Африки: опасность или спасение? М, 1999

1 Краевая научная

библиотека

10
















Дополнительная литература






















ДЛЯ ВСЕГО КУРСА
















1.

Новая история стран зарубежного Востока., М, 1961.

3 Краевая научная библиотека.



10










2.

История стран Азии и Африки в новое время., М, 1971

5 Краевая научная библиотека.



10










3.

Губер А.А. и др. Новая история стран Азии и Африки., М, 1982

1 Библиотека исторического факультета



10










4.

Зарин В.А. Запад и Восток в мировой истории XIV – XIX вв., М, 1991

1 Краевая научная библиотека


5










5.

История стран Азии и Африки в новейшее время. В 2-х частях. Под ред. Юрьева М.Ф. Часть 1. М, 1976. Часть 2. М, 1979

75 Библиотека исторического факультета


75










6.

Розалиев Ю.Н. Новая и новейшая история стран Азии и Африки., М, 1987.

10 Библиотека исторического факультета



10










7.

Узловые проблемы истории докапиталистических обществ Востока. Вопросы историографии., М, 1990

1 Краевая научная библиотека



10










8.

Историография стран Востока., М, 1969

1 Краевая научная библиотека



10










9.

Практикум по истории стран зарубежного Востока (Индия, Иран, Турция), М, 1963.

3 Библиотека исторического факультета



10











Модуль №1 СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ В НОВОЕ ВРЕМЯ. ЗАРОЖДЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ









1.

Аграрные отношения и крестьянское движение в Китае., М, 1974

1 Краевая научная библиотека. К.Маркса 114



5










2.

Бедняк И.Я. Япония в период перехода к империализму., М, 1962

1 Краевая научная библиотека



5










3.

Антонова К.А. Английское завоевание Индии в XVIII в., М, 1958

1 Краевая научная библиотека



5










Модуль №2 НАЧАЛО КРИЗИСА КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ, ПОДЪЁМ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В СТРАНАХ АЗИИ И АФРИКИ









1.

История Китая с древнейших времён до наших дней. М, 1974


3 Библиотека исторического факультета



5










2.

Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М.. Котовский Г.Г. История Индии. М, 1979


2 Библиотека

исторического факультета


5










Модуль №3 ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ОБЩИЙ КРИЗИС КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ. ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЫХ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ









1.

Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицын И.М. История Японии. М, 1988


2 Библиотека

исторического факультета

5










2.

Мнацаканян М.О. Колониализм и его исторические формы. М, 1976

1 Краевая научная

библиотека

5










3.

Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. М, 1982



1 Библиотека

исторического факультета

5










Модуль №4 СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ, ЮЖНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ НА ПУТЯХ НАЦИОНАЛЬНОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБНОВЛЕНИЯ









1.


1

Деопик Д.В. История Вьетнама. М, 1994



1 Краевая научная

библиотека

5










2.

Цыганов В.А. История Индонезии. В 2-х частях. М,1993


1 Краевая научная

библиотека

5










Модуль №5 ИСЛАМСКИЙ МИР В ДВИЖЕНИИ. ТРАДИЦИОНАЛИЗМ И МОДЕРНИЗАЦИЯ, ФУНДАМЕНТАЛИСТСКИЙ ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОСТИ









1.

История Ирана. М, 1979

1 Краевая научная

библиотека

10










2.

Масон В.В., Ромодин В.А. История Афганистана. В 2-х томах. М, 1965

1 Краевая научная

библиотека

10










3.

Новейшая история арабских стран. 1917-1966. М, 1966

1 Краевая научная

библиотека

10







4.

Новейшая история арабских стран Африки /1917-1988/. М,1988

1 Краевая научная

Библиотека

10










5.

История Тропической и Южной Африки. 1918-1988. Отв. Ред. Давидсон А.Б. М, 1989

1 Краевая научная

библиотека

10















Методические пособия, рекомендации

















1.

УМК по дисциплине «Новая и новейшая история стран Востока».

Сост. Турчанов Е.В.



1

100

Необходимо в сеть










ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЙТИНГА
Новая и новейшая история стран Востока

(наименование)



направление 050400.62 социально-экономическое образование, профиль «История»

(наименовение, шифр)



по очной форме обучения

Наименование дисциплины (курса)


Уровень (ступень) образования

(бакалавриат, магистратура).

Название цткла дисциплины в учебном плане.



Количество зачетных единиц (кредитов).



Новейшая история стран Азии и Африки




Бакалавр

А

9

Смежные дисциплины по учебному плану


Предшествующие:

Новая и новейшая история стран Запада;

История России в Новое и Новейшее время (ХVI – XX вв.).



Последующие: ------------------------------------------------------------------------






Модуль I. Страны Азии и Африки в Новое время. Зарождение, становление и развитие колониальной системы управления и

эксплуатации.



Текущая работа:

Форма работы

Количество баллов

Min

Max


Лекции – 16 часов;

Семинарские занятия – 6 часов;

Индивидуальная работа – 6 часа:
1. «История стран Азии и Африки» как предмет исторической дисциплины (3 ч.).
2. Китай в XVII – начале ХХ вв. Образование, расцвет и крушение Цинской империи. Синьхайская революция и Первая Республика (10 ч.).
3. Япония в XVII – начале ХХ вв. Сёгунат Токугава и его роль в истории Японии. Открытие Японии и Мэйдзи Исин (8 ч.).
4. Индия в XVI – начале ХХ вв. Империя Великого Могола и Британская Индия (7 ч.).

1

2
2


2


2

4
4


4

Итого:





7

14


Модуль II. Начало кризиса колониальной системы управления и эксплуатации, подъём национально-освободительного движения в

странахАзии и Африки



Текущая работа


Форма работы




Количество баллов


Min

Max





Лекции – 12 часов;

Семинарские занятия – 6 часа;

Индивидуальная работа – 8 часа:
5. Страны, государ-ства и народы Азии и Африки в начале новейшего времени (1914 -1924 гг.) (6 ч.)
6. Китай на рубеже эпох. Национально-демократическая революция (11 ч.)
7. Индия: новый этап национально-освободительной борьбы (9 ч.)

2


2

2

4

4


4


Итого:




6

12


Модуль III. Вторая мировая война и общий кризис колониальной системы и эксплуатации, процесс образования молодых независимых государств.

Текущая работа


Форма работы


Количество баллов


Min

Max





Лекции – 12 часов;

Семинарские занятия – 8 часа;

Индивидуальная работа – 6 часов:
8. Японский милитаризм на марше. Основные события второй мировой войны в АТР (9 ч.)
9. Общий кризис колониальной системы управления и эксплуатации после окончания второй мировой войны (3 ч.).
10. Страны Востока после достижения политической независимости (3 ч.).
11. Неоколониализм и проблема взаимоотношений Север – Юг (7 ч.).
12. Социализм и коммунизм на Востоке (4 ч.).

2


2

2


2

1


4


4

4


4

2


Итого:




9

18

Модуль IV. Страны Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии на путях национального и государственного обновления.

Текущая работа




Формы работы


Количество баллов


Min

Max





Лекции – 10 часов;

Семинарские занятия – 4 часа;

Индивидуальная работа – 5 часов:
13. Япония: «экономическое чудо Востока» (8 ч.).
14. Китай: от эпохи великих социальных потрясений к эпохе экономических реформ (8 ч.).
15. Республика Индия в поисках самостоятельного пути развития (3 ч.).

2

2


2

4

4

4



Промежуточный

рейтинг-контроль.



Тестирование по теме: Япония как высокоразвитое постиндустриальное государство.

2


4

Итого:




8

16


Модуль V. Исламский мир в движении. Традиционализм и

модернизация, фундаменталистский вызов современности.


Текущая работа


Формы работы

Количество баллов

Min

Max




Лекции – 10 часов.

Семинарские занятия – 4 часа

Индивидуальная работа – 5 часов.
16. Турция во второй половине ХХ века. Кризис Первой Республики. Вторая и Третья республики (3 ч.).
17. Иран: феномен исламской революции (5 ч.).
18. Афганистан в последней трети ХХ и начале XXI веков. Трагедия афгангского государства, общества

и народа (3 ч.).


19. Ближний Восток во второй половине ХХ – начале XXI века (5 ч.)
20. Страны и народы Тропической Африки во второй половине ХХ – начале XXI века (3 ч.).

2

2

2



2

2

4

4

4



4

4


Итого:




10

20


Итоговый модуль





Зачёт по дисциплине

15

40

Итого по курсу:




55

100

Примечания:

1. Преподаватель имеет право поощрения студента дополнительным баллом за особые успехи по любой форме работы.

2. Студент, набравший не менее 55 баллов в ходе учебного процесса получает гарантию от неудовлетворительной оценки.

3. Студент, набравший свыше 80 баллов, может получить зачёт по курсу без обязательной устной сдачи оного автоматически.

4. Студент, набравший в ходе семестра менее 40 баллов может претендовать на положительную оценку его учебной деятельности только в случае достойного ответа на итоговом устном зачёте.

Перед итоговой формой контроля (зачётом) студент должен определиться: согласен ли он на оценку его учебной деятельности в ходе семестра в соответствии с набранной суммой баллов, или попытается ее улучшить на устном зачёте, поскольку по результатам данного зачёта оценку можно улучшить на балл, но можно и ухудшить, если уровень ответа будет крайне низок.

5. Итоговый контроль (зачёт) может добавить студенту 40 баллов («отлично»), или 30 баллов («хорошо»). Соответственно, студент набравший более 40 баллов может претендовать с оценкой «хорошо» на устном зачёте на итоговую оценку «хорошо», набравший не менее 60 баллов на оценку «отлично» при ответе на «отлично» на данном зачёте.

МетодическиЕ рекомендациИ по самостоятельной работе студентов
Данные методические рекомендации направлены на помощь студентам в написании курсовых работ и подготовке к собеседованиям по монографиям, что способствует более углубленному изучению отдельных разделов дисциплины.

Курсовая работа выполняется на стандартной бумаге формата А4 (210/297). Поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее 20 мм и нижнее – 25 мм; интервал полуторный; шрифт в текстовом редакторе Microsoft Word - Times New Roman Cyr; размер шрифта – 14 (не менее 12), выравнивание по ширине.

Стандартный титульный лист студент получает на кафедре.

Содержание начинается со второй страницы, далее должна идти сквозная нумерация. Номер страницы ставится в центре нижней части страницы. Общий объем курсовой работы должен составлять не менее 20 страниц (без приложений).

Во введении обосновывается актуальность темы, цель и задачи, краткая характеристика используемых источников (авторы, произведения, когда написаны, чему посвящены, современники ли событий, позиция авторов по отношению к описываемым событиям). Содержание должно быть представлено в развернутом виде, из нескольких глав, состоящих из ряда параграфов. Против названий глав и параграфов проставляются номера страниц по тексту. Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами.

Заголовки, в соответствии с оглавлением курсовой работы, должны быть выделены в тексте жирным шрифтом (названия глав – заглавными буквами, названия параграфов – строчными буквами), выравнивание по центру. Точки в заголовках не ставятся.

Каждая глава должна начинаться с новой страницы. Таблицы и иллюстрации следует помещать в Приложение в конце работы.

Таблицы должны иметь сквозную нумерацию. Номер таблицы проставляется вверху слева. Заголовок таблицы помещается с выравниванием по левому краю через тире после ее номера.

На каждую таблицу и рисунок необходимы ссылки в тексте «в соответствии с рисунком 5 (таблицей 3)».

В заключении излагаются краткие выводы по результатам работы, характеризующие степень решения задач, поставленных во введении. Следует уточнить, в какой степени удалось реализовать цель курсовой работы, обозначить проблемы, которые не удалось решить в ходе ее написания.

Собеседование по монографии. Монография выбирается студентом из списка рекомендуемых преподавателем. Возможен выбор монографии и помимо списка, но по предварительному согласованию с преподавателем. Для готовности к собеседованию необходимо знать краткие сведения об авторе (когда жил, чем занимался или занимается, какой круг интересов в науке), структуру монографии, используемые исторические источники, выявить круг вопросов и проблем, которые автор монографии исследует, какие задачи он поставил, как работает с источниками, дискутирует ли с кем, анализирует взгляды других ученых на рассматриваемые вопросы, необходимо владеть основным фактическим материалом монографии.

Собеседование проходит индивидуально, допускается использование конспекта монографии.


ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ

ТЕСТИРОВАНИЯ ПО «НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ СТРАН

ВОСТОКА», Часть 2.
В а р и а н т 1.
1. Проанализируйте политическую ситуацию в Китае к концу первой мировой войны. Согласны ли вы с характеристикой отечественных историков Китая той поры как державы полуколониальной, зависимой, прекратившей фактическое существование как единое, целостное государство?
2. Дайте определения следующим понятиям: панисламизм; пантюркизм; кемализм.
3. Кем, по вашему мнению, являлся Субхас Чандра Бос:

а.) политическим авантюристом, беспринципным в своей сущности человеком, стреми-вшимся добиться лидерства в индийском национально-освободительном движении любой ценой;

б.) лидером вооружённого сопротивления британскому колониальному владычеству в Индии, считавшим возможным для достижения политической независимости своей родины опереться на союз с державами «оси», в первую очередь, на союз с Японией;

в.) коллаборационистом, пособником германского нацизма и японского милитаризма, предателем интересов индийского народа;

г.) духовным лидером индийского национально-освободительного движения, верным учеником и продолжателем дела Мохандаса Карамчанда Ганди.
4. Вторая мировая война в Азиатско-Тихоокеанском регионе разразилась:

а.) 7 июля 1937 года;

б.) 12 мая 1939 года;

в.) 7 декабря 1941 года;

г.) 9 августа 1945 года.
В а р и а н т 2.
1. Назовите основные причины и определите характер кемалистской революции в Турции 1918 – 1923 гг. В чём, по вашему мнению, заключаются особенности социальных революций в исламских государствах?
2. Дайте определения следующим понятиям: сарводайя; ахимса; сатьяграха.
3. Считаете ли вы, что покойный ныне император Японии Сёва /он же Хирохито II/:

а.) не может являться виновником развязывания войны на Тихом океане, поскольку сам он лично не принимал участия в формировании внешней и военной политики японского государства;

б.) является таковым уже в силу своего положения, практически ничем и никем не ограниченного монарха – «тэнно», «божественного микадо», чья власть освящалась и канонами синтоизма и положениями японской конституции;

в.) является скорее жертвой и не может быть отнесён однозначно ни к виновникам, ни к противникам развязывания войны на Тихом океане;

г.) является прямым потомком богини Солнца Аматэрасу и первого императора Японии Дзимму, особой сакральной, не подлежащей ни судебной юрисдикции, ни моральной ответственности.
4. Национально-демократическая революция в Китае началась:

а.) 4 мая 1919 года;

б.) 21 февраля 1923 года;

в.) 30 мая 1925 года;

г.) 9 декабря 1935 года.
В а р и а н т 3.
1. Охарактеризуйте деятельность Индийского национального конгресса /ИНК/ в 1919 – 1923 гг. Каковы были, по вашему мнению, цели индийского национально-освободитель-ного движения на данном этапе и почему они небыли достигнуты?
2. Дайте определения следующим понятиям: тэнноизм; ниппонизм; паназиатизм.
3. Чего добивался, как вы думаете, Чан Кайши, когда устанавливал режим личной власти в Китае:

а.) абсолютной и бесконтрольной власти ради власти, ради собственного возвеличивания, удовлетворения непомерно раздутого тщеславия и личных амбиций;

б.) создания сильного националистического Китая, который бы обладал мощной индуст-риальной базой и современными вооружёнными силами, стремился к политическому и культурному возрождению китайского народа, опираясь преимущественно на админист-ративный и военный аппарат Гоминьдана;

в.) продолжения дела начатого Сунь Ятсеном, проведения политики глубоких социально-экономических реформ направленных на улучшение положеня широких народных масс, стремился к созданию демократического государства в Китае;

г.) воссоздания традиционных политических и государственных институтов существовав-ших в Китае вплоть до Синьхайской революции, стремился к реставрации монархического строя.
4. Начало образованию первого национального правительства будущей Турецкой республики было положено:

а.) 30 октября 1918 года;

б.) 15 мая 1919 года;

в.) 23 апреля 1920 года;

г.) 29 октября 1922 года.
В а р и а н т 4.
1. Определите цели японской экспансии в Азиатско-Тихоокеанском регионе накануне и в период второй мировой войны. Как выдумаете, почему Япония решилась на развязы-вание войны на Тихом океане?
2. Дайте определения следующим понятиям: суньятсенизм; Гоминьдан; сеттльмент.
3. Каковым, по вашему мнению, был политический менталитет Мустафы Кемаля Ататюрка:

а.) революционного демократа неонароднического типа, стремившегося добиться социа-льной гармонии проповедуя крестьянофильство, поощряя развитие мелкого и среднего предпринимательства, улучшая положение лиц наёмного труда и ограничивающего дея-тельность крупного иностранного и национального капитала;

б.) турецкого националиста буржуазно-либерального типа, патриота своей страны, стре-мящегося ввести свою родину в семью европейских народов, проводившего политику радикальных реформ в области политического и государственного строительства, эконо-мического и культурного развития;

в.) исламского радикала фундаменталистского типа, стремящегося возродить Турцию исходя из опыта предшествующего политического, исторического и культурного разви-тия, в соответствии с нормами Корана и законами шариата;

г.) милитариста, шовиниста и пантюркиста, стремящегося к установлению военной дик-татуры в Турции и реализации на практике идеи создания «Великого Турана», новой империи тюркоязычных наций, народов и этносов.
4. «Соляной поход» положивший начало кампании гражданского неповиновения в Индии был объявлен Мохандасом Карамчандом Ганди:

а.) 12 апреля 1919 года;

б.) 10 марта 1922 года;

в.) 12 марта 1930 года;

г.) 30 января 1948 года.
Примечание:

1. Результаты данных контрольных заданий составляют основу промежуточного рейтинг-контроля по курсу «Новейшая история стран Азии и Африки», часть 1.


2. Результаты данных контрольных заданий предполагается оценивать по восьмиба-льной системе:

а.) за выполнение первого пункта задания и в зависимости от уровня ответа на поста-вленный вопрос /в устной или письменной форме/, студент получает от 1 до 3 баллов;

б.) за выполнение второго – от 1 до 3 баллов;

в.) за выполнение третьего и четвёртого – по 1 баллу соответственно.



ТЕСТ – ЭКСПРЕСС ПО «НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ СТРАН ВОСТОКА», Часть 3.
1. Колониализм – это:

а.) грабительская, захватническая политика развитых европейских капиталистических держав-метрополий в отношении стран и народов Востока не давшая ничего позитивного последним, затормозившая и исказившая путь естественного развития восточных обществ и государств;

б.) хозяйственное освоение пустующих и слабозаселённых земель, оседание на замор-ских территориях мигрантов, способствующее распространению европейской цивилиза-ции и культуры среди отсталых народов Востока, не способных к самостоятельному исто-

рическому и культурному развитию;

в.) псевдонаучный термин не имеющий под собой никакой почвы;

г.) важное явление всемирно-исторического значения, которое так или иначе оказало взаимное влияние как на страны проводившие колонизацию, так и на страны подвергну-вшиеся колонизации, противоречивым образом сочетавшиеся в себе грабёж и эксплуа-тацию покорённых европейцами покорённых европейцами стран и народов Востока и втягивания последних в процесс становления и развития мировой человеческой цивили-зации.


2. Кризис и крушение колониальной системы управления и эксплуатации после второй мировой войны являлся следствием:

а.) длительной борьбы народов Азии и Африки за свободу и независимость своих стран, вызревания соответствующих предпосылок и причин политического, экономи-ческого и социального характера;

б.) добровольного отказа держав-метрополий от своих колониальных владений в Азии и Африке в связи с успешным завершением цивилизаторской миссии европейцев в странах Востока;

в.) стечения обстоятельств, в результате которых произошёл разрыв органических связей между метрополиями и колониями, разрыв не давший ничего позитивного ни первым, ни последним;

г.) подрывной деятельности экстремистских организаций религиозно-фундаменталстской ориентации.
3. Победа национально-освободительных революций в странах Азии и Африки во второй половине ХХ века способствовала утверждению в последних преимущественно:

а.) теократической формы государственного и политического устройства;

б.) республиканской формы государственного и политического устройства;

в.) аристократической формы государственного и политического устройства;

г.) монархической формы государственного и политического устройства.
4. Мирный договор с Японией был подписан в Сан-Франциско:

а.) 2 сентября 1945 года;

б.) 3 мая 1947 года:;

в.) 12 ноября 1948 года;

г.) 8 сентября 1951 года.
5. Образование Китайской Народной Республики произошло:

а.) 1 октября 1949 года;

б.) 14 февраля 1950 года;

в.) 20 сентября 1954 года;

г.) 6 мая 1966 года.
6. Провозглашение независимости доминиона Индийский Союз состоялось:

а.) 19 февраля 1946 года;

б.) 15 августа 1947 года;

в.) 30 января 1948 года;

г.) 27 мая 1964 года.
7. На Бандунгской конференции 29 стран Азии и Африки состоявшейся в Индонезии 18-24 апреля 1955 года была принята:

а .) «Декларация независимости»;

б.) «Декларация прав человека и гражданина»;

в.) «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»;

г.) «Декларация о содействии всеобщему миру и сотрудничеству».
8. Членами Движения неприсоединения являются молодые освободившиеся государства Азии, Африки и Латинской Америки:

а.) придерживающиеся внешнеполитической доктрины неприсоединения, сутью кото-рой являются неучастие государств в военно-политических блоках, активная борьба за мир и международную безопасность, антиимпериалистическая солидарность;

б.) стремящиеся к полной изоляции от стран Европы и Северной Америки, нежела-ющие иметь дела с «бывшими колонизаторами»;

в.) отказывающиеся вступать в ООН и противопоставляющие себя другим междуна-родным политическим и экономическим организациям;

г.) пытающиеся создать новый международный порядок, альтернативный существу-ющему.
9. Почему 1960 год был назван «Годом Африки»? Потому что:

а.) в этом году на Африканском континенте состоялся чемпионат мира по боксу среди профессионалов;

б.) в этом году состоялся всеафриканский фестиваль традиционной, джазовой, рок и попмузыки;

в.) в этом году на политической карте мира появились 17 независимых африканских государств;

г.) в этом году было положено начало образованию Организации африканского един-ства.
10. Считаете ли вы, что император Японии Хирохито II после второй мировой войны:

а.) превратился в чисто декоративную фигуру, поскольку официально был развенчан миф о божественном происхождении императорской фамилии;

б.) продолжал выступать в качестве ведущего политического деятеля страны, поскольку в глазах рядовых японцев обладал для этого достаточной харизмой;

в.) являлся символом единства нации и государства, оказывал определённое воздейст-вие на внутриполитическую жизнь страны, хотя и не обладал, согласно конституции, реа-льными рычагами власти;

г.) сохранил сакральные функции верховного главы синтоистского культа, утратив реальные функции светского владыки.
11. Как вы думаете, чего добивался Мао Цзэдун, когда провозглашал «Курс трёх красных знамён»:

а.) создания сильного государства, обладающего мощной индустриальной и военной базой, стремился обогнать СССР в деле строительства коммунистического общества и вывести Китай в мировые лидеры;

б.) пытался найти особый, специфический путь развития Китая, отличный от еврокапиталистической и марксистско-социалистической модели;

в.) пытался консолидировать китайское общество, сгладить социальные противоречия вернувшись к «трём народным принципам» Сунь Ятсена в модернизированном варианте;

г.) стремился вернуть Китай на традиционный путь развития, характерный для этой страны до проникновения в неё европейцев.
12. Каковым был политический менталитет Джавахарлала Неру:

а.) индуистского клерикала проповедующего коммуналистские идеи, стремящегося к возрождению Индии на путях религиозного и духовно-нравственного обновления;

б.) светского политического деятеля социал-демократического типа, стремящегося к созданию в Индии демократического общества, максимально учитывающего социальные и кастовые интересы подавляющего числа граждан;

в.) левого радикала прокоммунистической ориентации, сторонника создания в Индии жёсткой модели социалистического общества;

г.) консерватора пытающегося лавировать между различными политическими и соци-альными силами, стремящегося использовать в своих интересах специфические условия Индии и опиравшегося преимущественно на государственно-бюрократический аппарат.
13. «Политическая система 1955 года» в Японии по своей сути являлась:

а.) беспартийной системой;

б.) однопартийной системой;

в.) двухпартийной системой;

г.) многопартийной системой.
14. Гражданская война в Китае 1946-1949 гг. закончилась:

а.) победой КПК;

б.) победой Гоминьдана;

в.) компромиссом между КПК и Гоминьданом;

г.) победой Демократической лиги Китая.
15. После завоевания политической независимости Индия в качестве модели республиканского устройства избрала:

а.) конфедеративную модель;

б.) федеративную модель;

в.) унитарную модель;

г.) смешанную модель, включающую в себя элементы всех вышеперечисленных.
16. Камнем преткновения в проблеме заключения мирного договора между Россией и Японией является /являются/ преимущественно:

а.) противодействие со стороны США, опасающихся сближения России и Японии;

б.) препятствия чисто юридического и филологического характера, сложности согласования идентичности текста на русском и японском языках;

в.) отсутствие необходимости заключения подобного договора за давностью лет;

г.) территориальный спор в отношении четырёх островов Южнокурильской гряды.
17. «Бандой четырёх» в Китае называли:

а.) группировку в ЦК КПК возглавляемую вдовой Мао Цзэдуна Цзян Цин;

б.) террористическую группу переброшенную в Китай Тайванем с целью ликвидации политического и государственного руководства КНР;

в.) постоянных членов Совета Безопасности ООН, соперничавших с Китаем за лидер-ство на международной арене – США, СССР, Великобританию и Францию;

г.) персонажей традиционного китайского фольклора.
18. Межгосударственные конфликты между Индией и Пакистаном на протяжении 1947 – 1999 гг. возникали в основном из-за:

а.) личных амбиций политического и государственного руководства обоих государств;

б.) стремлением отвлечь население своих стран от нерешённости внутренних проблем социально-экономического характера;

в.) неурегулированности Кашмирской проблемы;

г.) провокаций со стороны Китая, стремящегося к гегемонии в Южной Азии.
19. Определите хронологические рамки «великой пролетарской культурной революции» в Китае:

а,) 1949 – 1952 гг.;

б.) 1961 – 1965 гг.;

в.) 1966 – 1976 гг.;

г.) 1978 – 1989 гг.
20. Наибольшие темпы экономического роста в послевоенной Японии приходились на:

а.) 1946 – 1951 гг.;

б.) 1952 – 1956 гг.

в.) 1957 – 1972 гг.;

г.) 1990 – 2000 гг.
Примечание:
1. Результаты данного тест-экспресса оцениваются по сорокабалльной системе.

2. За каждый правильный ответ студент получает по 2 балла соответственно.

3. Студент набравший менее 22 баллов получает оценку «неудовлетворительно»; от 22 до 30 – «удовлетворительно»; от 32 до 36 – «хорошо»; свыше 36 – «отлично».

4. Результаты тестирования учитываются в конце семестра перед итоговой формой контроля /экзаменом/. Студент набравший свыше 32 баллов может рассчитывать на дополнительные баллы в совокупном рейтинг-контроле. Перерасчёт происходит в пропорции 4 : 1, то есть за хорошие и отличные ответы от 8 до 10 баллов.


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО «НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ СТРАН ВОСТОКА».

Часть 1.
1. «История стран Азии и Африки в Новое и Новейшее время» как предмет исторической дисциплины.

2. Образование и развитие Цинской империи.

3. Территориальная экспансия Цинского Китая.

4. Аграрные отношения в Цинском Китае, социальная организация и сословное деление китайского общества.

5. Опиумные войны в Китае.

6. Гражданская война в Китае в середине ХIХ века.

7. Этапы внутренней политики Китая во второй половине ХIХ – начале ХХ веков.

8. Раздел Китая и восстание ихэтуаней.

9. Синьхайская революция в Китае.

10. Российско – китайские отношения.

11. Сёгунат Токугава в Японии.

12. Открытие Японии.

13. Мэйдзи исин в Японии.

14. Становление государственно – политической системы Японии эпохи Мзйдзи.

15. Экономическое развитие и внешняя политика Японии во второй половине ХIХ – начале ХХ веков.

16. Империя Великого Могола.

17. Индийская община и кризис традиционной системы землепользования.

18. Борьба европейцев за Индию.

19. Английская Ост-Индская компания.

20. Сипайское восстание 1857 – 1859 гг. в Индии.

21. Британская Индия во второй половине ХIХ – начале ХХ веков.

22. Национально-освободительное движение в Индии в конце ХIХ – начале ХХ веков.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ ПО «НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ СТРАН ВОСТОКА».

Часть 2.


1. Страны и народы Востока в начале новейшего времени. Турция и Иран в годы первой

мировой войны (1914-1916 гг.).

2. Страны и народы Востока в начале новейшего времени. Япония и Китай в годы

первой мировой войны (1914-1918 гг.).

3. Страны и народы Востока в начале новейшего времени. Индия в годы первой

мировой войны (1914 -1918 гг.).

4. Страны и народы Востока в начале новейшего времени. Арабский мир и Тропическая

Африка в годы первой мировой войны (1914-1918 гг.).

5. Колониальный вопрос в годы первой мировой войны. Утрата Германией и Турцией

контроля над собственными владениями в Азии и Африке в результате военных

действий, соперничество держав Антанты в процессе их дележа /1914 – 1918 гг./.

6. Версальско-Вашингтонская система послевоенного устройства мира и страны

Востока. Создание мандатной системы и принципы её функционирования.

7. Российский Октябрь 1917 г. и его влияние на развитие национально-освободительных

движений колониальных и зависимых стран.

8. Коминтерн и Восток. Роль Коммунистического Интернационала в инициировании

революционных и национально-освободительных процессов.

9. Революция 1925-27 гг. в Китае. Причины, характер и основные этапы китайской революции.

10 . Революция 1925-27 гг. в Китае. Взаимоотношения Гоминьдана и КПК: эволюция

политики единого фронта. Поражение китайской революции и его причины.

11. Китай в 1927-37 гг. Гоминьдан у власти: становление и развитие чанкайшистского

режима. Междоусобные войны милитаристов.

12. Китай в 1927-37 гг. Борьба за власть между КПК и Гоминьданом. Повстанческое

движение на юге Китая, образование Советской республики и карательные походы

Чан Кайши. Великий северо-западный поход Красной Армии Китая.

13. М.К.Ганди и его место в общественно-политической жизни Индии. Гандизм, его

основные черты и социально-классовая сущность.

14. Подъём национально-освободительной борьбы народов Индии в 1919- 22 гг.

Маневры английских колониальных властей и политика Индийского национального

конгресса.

15. Развитие национально-освободительного движения в Индии в 1930-39 гг.

Конституция 1935 года как попытка модернизации колониальной системы

управления.

16. Япония в 1929-41 гг. Политическое развитие японского государства. Фашизация

страны, её причины, характер и формы фашизма в Японии.

17. Япония в 1929-41 гг. Социально-экономическое развитие страны. Милитаризация

государства, общества и экономики.

18. Переход Японии к агрессивным действия и завоевательным войнам за пределами

страны. Японская агрессия в Китае и освободительная борьба китайского народа в

1931-36 и 1937-45 гг. Помощь СССР Китаю в деле отражения этой агрессии.

19. Формирование японской военной политики в отношении СССР и МНР. Вооружённые

конфликты 1938-39 гг. в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол. Советско-японский

Пакт о нейтралитете от 13 апреля 194I г.

20. Вторая мировая война в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Японская атака на Пёрл-

Харбор и расширение агрессии в Восточной и Юго-Восточной Азии. Создание

антияпонской коалиции, состав её участников (декабрь 1941 г. - февраль 1943 г.).

21. Вторая мировая война в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ход военных действий

между Японией и странами антияпонской коалиции с марта 1943 г. по сентябрь 1945 г.

Роль США в разгроме японского милитаризма.

22. Вторая мировая война в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вступление СССР в войну

с Японией и освободительная миссия РККА на Дальнем Востоке. Капитуляция

Японии и окончание второй мировой войны (август- сентябрь 1945 г.).

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО «НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ СТРАН ВОСТОКА».

Часть 3.


1. Колониализм как явление всемирно-исторического значения в процессе становления и развития мировой человеческой цивилизации.

2. Предпосылки и причины крушения колониальной системы управления и эксплуатации. Общий кризис колониализма после окончания второй мировой войны.

3. Начало процесса крушения колониальных империй европейских держав. Обретение

политической независимости странами Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии.

4. Борьба народов Арабского Востока за политическую независимость и национально-

государственную самостоятельность своих стран.

5. Завершение процесса крушения колониальных империй европейских держав.

Обретение политической независимости странами Тропической Африки.

6. Режимы расовой и этнической дискриминации в странах Южной Африки. Борьба

патриотов этих стран за ликвидацию последних очагов колониализма и расизма на

континенте /60 - 90-е гг. ХХ века/.

7. Проблемы экономического и социального прогресса стран Востока после деколони-

зации.

8. Дифференциация развивающихся государств Азии и Африки на современном этапе их



развития.

9. Социально-классовая структура постколониальных обществ стран Востока и перспективы её трансформации.

10. Неоколониализм как особая историческая форма колониальной экспансии. Проблема

взаимоотношений Север – Юг в современных условиях.

11. Противодействие молодых независимых государств Азии и Африки политике

неоколониалистского закабаления и угнетения. Деятельность Движения неприсоеди-

нения, ОСНАА и других межрегиональных и субрегиональных международных орга-

низаций освободившихся стран.

12. Проблемы милитаризации в странах Востока. Опасность возникновения региональ-

ных военных конфликтов и перерастания их в мировые, перспективы их ограничения

и устранения.

13. Проблема выбора дальнейшего пути развития у молодых независимых государств

Азии и Африки. Эталоны для ориентации, основные модели и перспективы развития,

условия и обстоятельства их реализации.

14. Япония в 1946 – 1960 гг. Режим американской военной оккупации и его роль в

истории страны. Борьба демократических и миролюбивых сил за демократизацию

японского общества и государства.

15. Система Сан-Францисских договоров и соглашений. Востановление дипломатических

отношений между Японией и СССР.

16. Япония в период стремительных темпов социально-экономического развития.

Превращение страны в высокоразвитое постиндустриальное государство /1957 –

1990 гг./.

17. Япония в конце XX века. Политическое развитие японского государства

в 1990 – 2000 гг.

18. Япония в начале XXI века. Политическое развитие японского государства

в 2001 – 2010 гг.

19. Основные тенденции и направления внешней политики Японии на рубеже и

в начале XXI века. Японо-американские и японо-китайские отношения.

20. Японо-российские отношения на рубеже и в начале XXI века. Территориальный

вопрос и проблема заключения мирного договора.

21. Китай в 1946-57 гг. Гражданская война, крушение чанкайшистского режима,

провозглашение, становление и развитие Китайской Народной Республики.

22. КНР в 1958-77 гг. Эпоха великих социальных потрясений в Китае. От «курса трёх

красных знамён» к «великой пролетарской культурной революции».

23. КНР в 1978-89 гг. Основные тенденции политического развития Китая в пост-

маоистский период. Трагедия на площади Тяньаньмэнь в Пекине 4 июня 1989 года,

её причины и уроки.

24. КНР в 1978-89 гг. Эпоха экономических реформ в Китае. Концепция политики

«четырёх модернизаций» и её реализация. Итоги реформ.

25. КНР в конце XX века. Политическое развитие китайского государства

в 1990 – 2000 гг.

26. КНР в начале XXI века. Политическое развитие китайского государства

в 2001 – 2010 гг.

27. Основные тенденции и направления внешней политики КНР на рубеже и

в начале XXI века. Китайско-американские и китайско-японские отношения.

28. Взаимоотношения КНР с государствами Восточной и Южной Азии на рубеже

и в начале XXI века. Китайско-индийские отношения.

29. Китайско-российские отношения на рубеже и в начале XXI века.

Взаимодействие в Центральной Азии и деятельность ШОС.

30. Республика Индия в 1950-70 гг. Становление и развитие молодого независимого

индийского государства в первые годы его существования.

31. Республика Индия в 1971-91 гг. Обострение межобщинных и межконфессиональных

проблем в политической жизни страны. Деятельность правительств И. Ганди и

Р. Ганди направленная на их урегулирование.

32. Основные тенденции социально-экономического развития Индии в постколониальный

период /1947-1990 гг./.

33. Республика Индия в конце XX века. Политическое развитие индийского

государства в 1990 – 2000 гг.

34. Республика Индия в начале XXI века. Политическое развитие индийского

государства в 2001 – 2010 гг.

35. Основные тенденции и направления внешней политики Республики Индия

на рубеже и в начале XXI века. Индийско-американские и индийско-китайские

отношения.

36. Республика Индия и молодые независимые государства постколониального

мира на рубеже и в начале XXI века. Роль Индии в Движении неприсоединения.

Индийско-пакистанские отношения, взаимоотношения со странами Персидского

залива и Африки.

37. Индийско-российские отношения на рубеже и в начале XXI века.

Республика Индия и ШОС.

38. Турция в 1945-60 гг. Кризис кемалистского режима и переход к многопартийной

системе. Внутренняя и внешняя политика правительств Д.Баяра – А.Мендереса.

39. Турция в 1960-80 гг. Военный переворот 1960 г., его причины и характер.

Установление политического режима Второй республики.

40. Турция в 1980-2000 гг. Военный переворот 1980 г., его причины и характер.

Установление политического режима Третьей республики.

41. Иран в 1963-77 гг. Политический и государственный строй шахского Ирана.

Реформаторская деятельность правительств шаха Мохаммеда Реза Пехлеви II,

её результаты и последствия.

42. Иран: феномен исламской революции. Причины, характер и основные этапы

революции в Иране /1978 – 1989 гг./.

43. Иран: феномен исламской революции. Политический режим исламских

фундаменталистов /1978-1989 гг./.

44. Исламская Республика Иран на рубеже и в начале XXI века. Основные тенденции

политического развития в постхомейнистскую эпоху.

45. Афганистан в 1963-78 гг. Формирование основных политических лагерей в

афганском обществе и государстве. Антимонархический переворот 1973 г. и его

результаты.

46. Афганистан в 1978-92 гг. Саурская революция 1978 г. и утверждение режима

НДПА. Причины, характер и особенности революции в Афганистане, проблема

периодизации.

47. Афганистан в 1978-92 гг. Обострение внутриполитической ситуации и гражданская

война. Роль великих держав в эскалации афганского кризиса, вооружённое вмешате-

льство СССР и его последствия.

48. Афганистан на рубеже и в начале XXI века. Крушение режима НДПА и приход

к власти Движения Талибан. Международная антитеррористическая операция и

перспективы мирного урегулирования в Афганистане /1990-е – 2000-е гг./.

49. Государство Израиль во второй половине ХХ века. Основные тенденции

политического развития.

50. Ближневосточный конфликт, его причины, характер, основные этапы. Арабо-

израильские противоречия и палестинский вопрос. Международные аспекты

конфликта.

51. Иракский кризис и причины его возникновения. Кувейтская авантюра С. Хусейна

и её последствия. Первая военная кампания в зоне Персидского залива /1990 -1991 гг./

52. Иракский кризис и его эскалация. Международная изоляция и блокада Ирака.

Вторая военная кампания в зоне Персидского залива /1992 - 2003 гг./.

53. Египет в 1952-71 гг. Июльская революция 1952 г., её причины и характер.

Внутренняя и внешняя политика в период президенства Г.А .Насера.

54. Арабская Республика Египет в 1971-2000 гг. Основные тенденции политического

развития в постнасеровскую эпоху.

55. Нигерия в 1960-79 гг. Провозглашение независимости и создание федеративного

государства. Установление военного режима, междоусобная война в Биафре и её

последствия.

56. Федеративная Республика Нигерия в 1979-2000 гг. Чередование у власти военных и

гражданских правительств, причины и характер военных переворотов в Нигерии.



Темы курсовых работ по «Новой и новейшей истории стран Востока».
Студентам рекомендуются темы курсовых работ в рамках следующих крупных проблем, при этом возможен источниковедческий, историографический, или конкретно-исторический подход к теме:

1. Социально-экономическая политика чанкайшистского режима в 1927-1937 гг.

2. Внешняя политика Китайской республики в 1928-1937 гг.

3. Фашистское движение в Японии в межвоенный период и его специфические черты /1919-1941 гг./.

4. Японская агрессия в Китае и помощь СССР в деле её отражения /1937-1945 гг./.

5. Субхас Чандра Бос и проблема коллаборационизма в колониальных и зависимых странах Востока в период второй мировой войны /1939-1945 гг./.

6. Режим американской военной оккупации в Японии и принципы его функционирования /1945-1952 гг./.

7. Территориальный вопрос в урегулировании российско-японских отношений.

8. Формирование, функционирование и кризис «политической системы 1955 года» в Японии /1955-1993 гг./.

9. Внешняя политика Японии на рубеже ХХ-XXI вв.

10. Историческое соперничество Гоминьдана и КПК.

11. Крушение чанкайшистского режима в материковом Китае и образование КНР /1946-1950 гг./.

12. Становление «Китайской Республики» острова Тайвань /1950-1958 гг./.

13. Мао Цзэдун и Чан Кайши. Исторический спор.

14. Движение хунвэйбинов в период «великой пролетарской культурной революции» в Китае /1966-1976 гг./.

15. Дэн Сяопин – революционер, маоист, реформатор.

16. Внешняя политика КНР на рубеже ХХ-XXI вв.

17. «Корейский вопрос» в отношениях великих держав на Дальнем Востоке после второй мировой войны /1945-1953 гг./.

18. Корейская война 1950-1953 гг. Причины и характер.

19. Агрессия США во Вьетнаме и война Сопротивления вьетнамского народа /1964-1973 гг./.

20. «События 30 сентября 1965 года» и крах режима «направляемой демократии» в Индонезии.

21. Социалистическая Республика Вьетнам на путях восстановления. Основные тен-денции социально-экономического развития в 1975-2000 гг.

22. Режим «красных кхмеров» и трагедия Камбоджи /1975-1979 гг./.

23. Новые индустриальные страны Восточной Азии. Общее и особенное /на примере Южной Кореи, Тайваня, Гонконга и Сингапура/..

24. М.К.Ганди как идеолог и духовный лидер национально-освободительного движения Индии.

25. Кризис британского колониального режима в Индии, раздел страны и образование независимого индийского государства /1945-1950 гг./.

26. Династия Неру-Ганди как пример семейной правопреемственности во властных структурах молодых независимых государств Востока.

27. Проблема сикхского сепаратизма в независимой Индии /вторая половина ХХ – начало XXI вв./.

28. Внешняя политика Республики Индия на рубеже ХХ-XXI вв.

29. Реза-шах Пехлеви. Основатель последней династии в Иране.

30. Англо-советская оккупация Ирана в годы второй мировой войны и после её окончания /1941-1946 гг./.

31. Мохаммед Реза-шах Пехлеви II. Консерватор, реформатор, деспот. Трагедия личности.

32. Борьба за иранскую нефть.

33. "Белая" революция в Иране.

34. Рухолла Мусави Хомейни как идеолог и духовный лидер исламской революции в Иране.

35. Внешняя политика ИРИ на рубеже ХХ-XXI вв.

36. Иракский кризис и динамика его развития. Проблема и перспективы мирного урегулирования в Ираке /1990-2000-е гг./.

37. Проблема Курдистана и перспективы самоопределения курдского народа в сов-ременных условиях /рубеж ХХ-XXI вв./.

38. Патрис Лумумба как борец за свободу и независимость народов Бельгийского Конго.

39. Кризис и крушение португальского колониального режима в Анголе и образование НРА /1961-1975 гг./.



40. Кризис режима апартеида и формирование многорасового общества в ЮАР /рубеж ХХ-XXI вв./.


Глоссарий понятий и терминов к курсу

«Новая и новейшая история стран Востока».


<< предыдущая страница   следующая страница >>