Козленко С. И. Программа курса История России с древнейших времен до конца XIX в для 10 класса общеобразовательных учреждений. 4 изд - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Козленко С. И. Программа курса История России с древнейших времен до конца XIX в - страница №1/3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по истории разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (2004г.) и авторских программ:



  1. Загладин Н.В., Загладина ХТ.. Программа курса и тематическое планирование к учебнику Н.В.Загладина, Н.А.Симония «Всеобщая история, 10 класс» для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008.

  2. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Козленко С.И. Программа курса «История России с древнейших времен до конца XIX  в. для 10 класса общеобразовательных учреждений. – 4 изд. - М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008.


Курс «Всеобщая история»

Курс «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.» предназначен для школьников 10 класса, второго концентра обучения. Он призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения истории Древнего мира, Средних веков и Новой истории зарубежных стран. Его главная задача - сформировать у старшеклассников целостное представление о тенденциях развития человечества на его различных этапах.

Развивающий потенциал системы исторического образования в полной средней школе связан с переходом от изучения и запоминания фактов к их осмыслению и сравнительному (компаративному) анализу процессов, протекавших в различных странах и регионах мира. Большое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценки фактов и явлений прошлого, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным историческим событиям. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не столько с усвоением все большего количества информации или способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, реконструкции образов реальности прошедших веков.

В зависимости от уровня подготовленности школьников, типа программ обучения учитель вправе выбрать различные формы организации учебного процесса, сделать особый акцент на тех или иных темах курса. В его основу положен проблемный подход, позволяющий показать учащимся, что на протяжении всей своей истории человечество сталкивалось с определенным комплексом проблем, которые решались в соответствии с уровнем развития знаний об обществе и природе, особенностями жизни народов, их политического строя и национальных традиций.

К числу таких базовых, сквозных проблем относятся следующие.

Во-первых, взаимоотношения между обществом и природой. Полной зависимости человечества от природных условий на начальных этапах его развития люди стремились противопоставить постепенно накапливающиеся знания и опыт их практического применения. Это обеспечило ряд качественных скачков в развитии мировой цивилизации, связанных с переходом от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, становлением промышленной и индустриальной цивилизации.

Во-вторых, развитие модернизационных процессов. Уже на заре человеческой истории темпы овладения достижениями науки и техники в различных районах Земли были неодинаковыми. Неравномерность мирового развития возросла с овладением группой стран Северного полушария индустриальным типом производства. Она стала причиной возникновения гигантских колониальных империй, раскола мира на метрополии и колонии, на Север и Юг. Страны, по разным причинам отставшие в социально-экономическом развитии, стремились изменить к лучшему свое положение в мире.

В-третьих, проблема социального равенства и прав человека. Веками существовала мечта о справедливом обществе, в котором не будет социального неравенства, голода, нищеты, бесправия. Возможности достижения этой цели постепенно расширялись. По мере роста производительности труда увеличивалось общественное богатство, развивались представления о справедливом его распределении, получали все более широкое признание идеи уважения базовых прав человека и гражданина. Особое значение эта проблема получила в XIX в. в ходе складывания в странах Западной Европы и США индустриального общества.

В-четвертых, проблемы взаимоотношений между народами, войны и мира, принципов построения миропорядка. Война как одно из основных средств внешней политики государства получила распространение уже во времена Древнего мира. Цветущие города и цивилизации, прошедшие огромный путь развития за короткое время полностью уничтожались в результате разрушительных вражеских нашествий. В Средние века завоевательные войны неоднократно коренным образом меняли политическую карту Евразии. В Новое время, с развитием дипломатии, ростом значения внешней торговли, постепенно укреплялись правовые основы международной жизни. Тем не менее войны с совершенствованием оружия приобретали все более разрушительный характер.

Проблемный подход к изучению курса «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.» позволяет не только показать основные направления и этапы в развитии мировой цивилизации, но и раскрыть особенности их проявления в различных уголках мира.

В курсе последовательно выдерживается принцип историзма, раскрытия реальностей каждой эпохи через ее специфику.

Авторы применяют метод компаративного (сравнительно-исторического) рассмотрения процессов, происходивших на разных континентах, в различных странах. Они показывают их взаимосвязь, взаимообусловленность, наглядно раскрывают деятельность крупных исторических личностей, живших в одно и то же время в Европе, Азии и Америке.

Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся восприняли предлагаемый им конкретно-исторический материал с максимальной объективностью, без конъюнктурных политических и идеологических оценок. В то же время большое значение придается представлению мировой истории как целостного и прогрессивного процесса овладения человечеством новыми знаниями, формирования гуманистических ценностей. Курс служит обогащению внутреннего мира старшеклассников, выработке у них активной гражданской позиции и умения осмысливать историческое прошлое человечества в современном контексте.

Особенностью курса является включение в него материала (в учебнике он выделен другим шрифтом), который знакомит учащихся с дополнительной информацией о научной и духовной жизни, интересными подробностями той или иной исторической эпохи, различными, в том числе и самыми современными, точками зрения на события прошлого.

Методический аппарат ориентирован на развитие аналитических и творческих
способностей учащихся, предоставляет широкие возможности для контроля и
оценки полученных в ходе изучения курса знаний.

Данный курс может быть использован в двух вариантах - базовом и профильном. В связи с этим Программа снабжена примерным планированием для каждого профиля.

Основным пособием по курсу для учащихся является учебник:

Н.В. Загладин, Н.А. Симония. Всеобщая История. 10 класс. Издательство «Русское слово», 2007.

Учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях.

Реализация календарно-тематического плана рассчитана на 24 часа.



Курс «История России с древнейших времен до конца XIX века»
Курс «История России с древнейших времён до конца XIX века» предназначен для учащихся, изучающих историю в 10 классе средних общеобразовательных учебных заведений в ходе второго концентра обучения (базовый уровень) .

Данная программа составляет единый комплект материалов с учебником А.Н. Баханова «История России с древнейших времён до конца XIX века» в 2-х частях, в котором получили отражение следующие установки:



  • акцент на раскрытие истории духовной культуры России;

  • необходимость работы с историческим документом как основным источником исторических знаний, формирование у учащихся умения толковать и анализировать его;

  • возможность организации разнообразных диалоговых форм обучения;

  • анализ различных точек зрения по узловым проблемам отечественной истории;

  • взвешенный подход к обозначению достижений и негативных явлений и процессов в исторической ретроспективе, а также тех факторов, которые позволяли России и её народам созидательно решать проблемы, поставленные перед ними историей.

Настоящая программа курса истории России для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (Приказ Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.) и соответствующей Примерной программы.

Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного процесса , возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории.

Программа выполняет две основные функции:



  • информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;

  • организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащения социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся понимать историческую логику общественных процессов, специфику возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-матевационных, социальных систем.

Тем самым историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации обучающегося, осознание им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу. А на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придаётся развитию навыков поиска информации, работы с её различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснение, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся.

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направленно на достижение следующих целей.


  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развития мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирования целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Основные содержательные линии Примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории» . Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучения каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретение им общественно значимых знаний, умений, навыков.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом «История» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.

Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, в том числе: в 10 и 11 классах по 70 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю. Возможное несовпадение между планируемыми 35 учебными неделями и их реальным количеством в течении года может быть компенсировано из резервного времени, предусмотренного программой.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 20 учебных часов (или 14,3 % ) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий.

Данная программа предусматривает деление учебного времени между историей России и всеобщей историей 60 % на 40 % .
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций (что соответствует парадигме, заложенной в проекте нового ФГОС). Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельного и мотивированного организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) , использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно- коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и д.р ) , отделение основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) , перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и д.р) , выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) .

Существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся,в том числе к объективному оцениванию в своих учебных достижений, поведения, способности и готовности учитывать умения других людей при определении собственной позиции и самооценки, понимать ценность образования как средство развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.


Результаты обучения

Результаты обучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовке выпускников», который полностью соответствует действующему стандарту и основным позициям нового ФГОС. Требования направления на реализацию деятельностного и личностного ориентированного подходов; овладения учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» содержит требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возростным особенностям учащихся на ступени среднего (полного) общего образования и целям исторического образования на базовом уровне.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке.
Требования к уровню подготовки выпускника

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:


  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

  • периодизации всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, её роль в мировом обществе;

уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельство и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, предоставленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использую для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использование навыков исторического анализа при практическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесение своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознание себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Данный курс предназначен для учащихся 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений, изучающих предмет во втором концентре исторического образования в средней школе.

Программа рассчитана на 42 учебных часа при изучении истории по 2 часа в неделю (24 часа отводится на всеобщую историю).

Основные цели курса определены, исходя из современных требований к историческому образованию учащихся полной средней школы:



  • способствовать осуществлению гражданско-патриотического, нравственного воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе;

  • углубить и развить знания учащихся по истории России, полученные в рамках первого концентра исторического образования в основной школе, за счет проблемности содержания курса, расширения понятийного аппарата, выявления причинно-следственных связей явлений, раскрытия многомерности исторического процесса;

  • помочь социализации учащихся, формированию у них основы для реализации ключевых социальных, политических, коммуникативных компетенций.

Концептуально и методологически программа опирается на фундаментальные достижения отечественной историографии, в том числе и на сравнительно новые оценки истории России изучаемого периода.

В основу содержания курса положены следующие принципы:



  • соответствие требованиям современного школьного исторического образования, в том числе концепции модернизации образования;

  • расширение и обобщение в актуализирующем плане знаний учащихся по истории России, полученных в основной школе;

  • изучение учащимися истории Отечества в контексте их знаний по мировой истории через:

  • прямое сравнение России и других стран;

  • хронологическую синхронизацию событий в России и в мире;

  • анализ конкретных событий в отечественной истории и их влияния на мировую историю;

  • рассмотрение истории России как многофакторного процесса;

  • акцент на подход социальной антропологии, предусматривающей изучение человека как субъекта истории, истории повседневности;

  • усиление внимания к социально-психологическим аспектам исторического бытия, к изучению персоналий;

  • изучение истории Отечества как истории многонационального государства;

  • структурирование заданий к учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;

  • формирование у учащихся умения работать с различными историческими источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности исторических событий и явлений.

Программа предполагает наличие в курсе истории Отечества регионального компонента как непременной составляющей предмета.

Наполнение регионального компонента, который целесообразен в объеме не менее 10% от общего времени, отводимого на курс, решается сообществами ученых, методистов, педагогов в каждом конкретном случае самостоятельно, что обеспечивается и свободой планирования изучения истории в рамках данной программы.


Формы и методы, технологии обучения:

- школьная лекция;

-семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;

- работа с иллюстрированным материалом, таблицами;

- объяснение учителя и беседа с учащимися;

- самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;

- написание сочинений-эссе, рефератов, докладов;

- заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением и др.

- информационно-коммуникативные технологии обучения. Уроки презентации, уроки с использованием мультимедиа и др.;

- проблемное обучение;

- личностно-ориентированное обучение.
Планируемые образовательные результаты

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать


  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


Изменения, внесенные в рабочую программу и их обоснование

В авторской программе на изучение тем по «Истории России с древнейших времен до конца девятнадцатого века» отводиться 42 часа. Согласно городского приказа Комитета по образованию г. Барнаула от 20.08.2013 № 2871 на № 02 – 02/02/2017 от 13.08.13г., учебного плана образовательного учреждения на 2013 – 2014 учебный год и наличия календарных учебных недель в количестве 35, произведена часовая корректировка рабочей программы на 46 часов на изучение курса истории России 10 класса.



Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Текущая неделя

Тема урока

Виды деятельности обучающихся

Планируемые образовательные результаты







Курс «Всеобщая история»













Раздел 1. История как наука







1





Вводный урок. Краткая характеристика курса

Вводная лекция с элементами беседы. Обсуждение вопроса о значимости изучения истории.

Знать структуру учебника и его разделы.

2




Проблемы исторического познания

Лекция . Дискуссия о понятии «всемирная история».

Знать суть дискуссии о понятии «всемирная история». Уметь делать анализ цивилизационного. формационного и стадиального подходов Уметь сопоставить теории «магистрального пути развития истории» и «вертикального» (формационного)прогресса.







Раздел 2.Человечество на заре своей истории







3




Происхождение человека

Лекция. Работа с картой «Стоянки первобытного человека».

Уметь работать с картой. Знать места стоянок первобытного человека. Знать роль географических и климатических факторов в становлении человека.

4




Этапы развития человеческого сообщества

Обсуждение понятия «неолитическая революция».

Знать и уметь охарактеризовать понятие «неолитическая революция».Уметь дать характеристику аграрно-скотоводческих культур.







Раздел 3. Цивилизации Древнего мира







5




Первые государства Древнего мира

Классический урок. Работа с текстом учебника и картой. Обсуждение вопросов о возникновении новых государств.

Уметь работать с учебником. Знать и уметь назвать причины возникновения новых государств.

6




Новый этап духовной жизни

Лекция учителя. Дискуссия о причинах становления новых систем религиозного мировоззрения.

Знать причины становления новых систем религиозного мировоззрения их влияние на общество и человека.

7




Античные цивилизации Средиземноморья

Вводное слово учителя: связь античности и современности. Работа с текстом учебника и картой.

Знать и уметь сравнить, найти единство и противоположности между афинским и римским полисами.

8




Античные цивилизации Средиземноморья

Работа с картой. Работа с текстом учебника и картой.

Знать сходство, уметь находить отличия греческих и римских полисов.







Раздел 4. Средневековье







9




Исламская цивилизация

Лекция учителя. Обсуждение происхождения и основных принципов исламской религии.

Знать историю происхождения и основные принципы исламской религии. Знать и уметь показать богатство духовного и культурного наследия стран Арабского халифата.

10




Становление христианско-средневековой цивилизации

Лекция учителя: раннефеодальные государственные образования в Европе и причины их распада.

Уметь охарактеризовать причины образования раннефеодальных государств и назвать причины их распада. Знать и уметь дать оценку роли христианской церкви в период Средневековья.

11




Феодализм в Западной Европе

Работа с текстом учебника и картой: выяснение значения роста городов как центров хозяйственной, социальной, духовной жизни.

Показать умение работы с картой и учебником. Уметь охарактеризовать роль роста городов, социальной, духовной жизни. Уметь выявить социально- экономические и политические факторы процесса.

12




Феодализм в Западной Европе

Работа с текстом учебника и картой: выяснение значения роста городов как центров хозяйственной, социальной, духовной жизни.

Показать умение работы с картой и учебником. Уметь охарактеризовать роль роста городов, социальной, духовной жизни. Уметь выявить социально- экономические и политические факторы процесса.

13




Кризис традиционного общества в странах Западной Европы

Лекция учителя. Работа с текстом учебника и картой. Обсуждение предпосылок начала процесса модернизации.

Уметь работать с текстом учебника и картой. Знать и уметь выразить предпосылки начала процесса модернизации. Уметь сравнить пути развития стран Западной, Центральной, восточной Европы. Европы и Азии.

14




Повторительно-обобщающий урок по теме: «Цивилизации Древнего мира и Средневековья»

Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы.

Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы.







Раздел 5. Новое время: эпоха модернизации







15




Что такое «Новое время»?

Вводный урок. Беседа с учащимися о важнейших событиях нового этапа исторического развития.

Дать оценку понятию «Новое время». Знать периодизацию нового времени. Уметь дать оценку модернизации как процессу перехода от традиционного общества к индустриальному.

16




Великие географические открытия

Работа с текстом учебника и картой. Дискуссия о причинах успехов европейских завоевателей.

Знать основные вехи географических открытий. Уметь формировать новое пространственное восприятие мира. Знать причины и суть колониальной экспансии европейских стран.

17




Страны Западной Европы в XV-середине XVII в.

Лекция учителя с элементами беседы: характеристика основных течений Реформации и причин религиозных войн.

Знать и уметь охарактеризовать, что есть торговый и мануфактурный капитализм. Знать причины и условия становления единых внутренних рынков в странах Европы.

18




Абсолютистские монархии в Западной Европе

Классический урок. Работа над понятием «абсолютизм», обсуждение его особенностей в различных странах Европы.

Знать причины становления абсолютизма. Уметь назвать причины возникновения концепции государственного суверенитета.

19




Абсолютистские монархии в Западной Европе

Классический урок. Работа над понятием «абсолютизм», обсуждение его особенностей в различных странах Европы.

Знать причины становления абсолютизма. Уметь назвать причины возникновения концепции государственного суверенитета.

20




Промышленный переворот и его значение

Классический урок. Актуализация изученного материала. Работа с понятийным материалом. «Понятие и сущность промышленного переворота».

Назвать причины бурного развития капиталистических отношений. Знать и уметь найти найти отличия между буржуа и пролетарием. Уметь охарактеризовать новое политическое течение-марксизм и революционное движение.

21




Общественно-политическое и духовное развитие стран Западной Европы в 1-й половинеXIX в.

Лекция с элементами беседы: крушение религиозной картины мира и утверждение механистических взглядов на мироздание.

Уметь охарактеризовать мировоззрение человека индустриального общества. Уметь ориентироваться в классической научной карте мира. Знать культурное и философское наследие Нового времени.

22




Международные отношения в эпоху Нового времени

Урок с элементами беседы. Работа с картой. Дискуссия о мотивах заключении союзов, выявление особенностей колониальной эпохи.

Знать и уметь проследить эволюцию системы международных отношений в Новое время. Уметь дать оценку зарождению международного права. Знать ход и итоги колониального разделения мира.

23




Государства Азии в Новое время

Лекция учителя. Работа с картой и учебником. Дискуссия: обсуждение причин кризиса традиционного общества в странах Азии и форм ее проявления и последствий.

Знать влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. Знать причины низкого экономического развития в колониальных и зависимых странах.

24




Итоговое обобщение и контроль

Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы.

Уметь работать с картой и учебником. Знать вновь изученные термины. Уметь ответить на вопросы по изученной теме.







Курс История России с древнейших времен до концаXIX в.














Раздел I/Народы и древнейшие государства на территории России.







25




Первобытный строй на территории России.

Работа с картой .Работа с учебником. Работа с таблицей.

Знать причины и закономерности перехода человека от присваивающего хозяйства к производящему. Знать роль и значение появление

26




Восточные славяне накануне образования государства.

Знать местоприбывание племен восточных славя. Их быт и нравы. Знать обстоятельства, которые привели к возникновению, в дальнейшем, государства у восточных славян.

Знать и уметь перечислить названия племен восточных славян и их соседей. Знать занятия, общественный строй, верования. Знать, что такое родовая и территориальная община. Знать причины возникновения городов у восточных славян.







Раздел II /Русь в IX- начале XII в.







27




Образование Древнерусского государства.

Дискуссия о происхождении Древнерусского государства Дискуссия о первых русских князьях и их роли в формировании Древнерусского государства.

Знать историю о происхождении Древнерусского государства и имена первых русских князей. Знать роль первых русских князей в формировании Древнерусского государства.

28




Киевская Русь.

Работа с учебником и картой. Дискуссия об уровне социально-экономического развития Древней Руси. Обсуждение вопроса об «лествичном» порядке наследования власти. Рассмотрение вопроса : Любечский съезд князей и значимость принятых на съезде решений.

Уметь оценить роль и значение принятия христианства на Руси. Знать роль церкви в Древнерусском государстве. Знать социальную структуру Древнерусского государства.

29




Киевская Русь.

Знакомство с персоналиями: Владимир Святославович, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Мстислав Великий. Знакомство с основными понятиями: Церковь, митрополит, монастырь, приход, десятина, Русская Правда, смерды, закупы, рядовичи, люди, лествица.

Знать политическую роль первых русских князей в формировании и становлении Древнерусского государства. Знать основные понятия, связанные с изучаемой темой.

30




Становление древнерусской культуры.

Работа с учебником и историческими документами. Сравнение Руси языческой и Руси христианской. Даем оценку влияния Византии и Степи на культуру, быт, традиции Руси. Знакомство с древнерусской литературой и искусством Руси, как одним из факторов образования древнерусской народности.

Знать основные понятия: Кириллица, икона, фреска, Слово, житие, хождение, поучение. Знать персоналии: Кирилл, Мефодий, Феодосий, Илларион, Нестор. Знать основные произведения Древнерусской литературы и памятники зодчества.







Раздел III Русские земли и княжества в/ XII-середине XV в.







31




Политическая раздробленность на Руси до монгольского нашествия.

Работа с документами. Выяснение причин распада Древнерусского государства. Осмысление роли и значения княжеской власти и боярства. Анализ исторической ситуации. Рассмотрение причин княжеских усобиц. Монархии и республики. Прослеживаем особенности развития русской культуры.

Основные понятия: удел, боярство, боярская республика.

Знать основные персоналии: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Даниил Галицкий.



32




Борьба с иноземными захватчиками

Работа с учебником и картой. Определяем роль монгольского завоевания на историю нашей страны. Определяем роль экспансии с Запада на историю народов Руси и Прибалтики. Образование Золотой Орды и принятие ее ислама.

Знать основные понятия: хан, орда, иго, ярлык, выход, баскак, орден.

Знать основные персоналии: Чингисхан, Батый, Михаил Черниговский, Александр Невский, Миндовг, Гедимин.



33




Возвышение Москвы.

Лекция учителя. Работа с учебником и картой. Дискуссия о путях и центрах развития русских земель. Выяснить роль автокефалии русской православной церкви.

Знать и уметь охарактеризовать роль Церкви в консолидации русских земель. Уметь охарактеризовать взаимосвязь процесс объединения русских земель и освобождения от ордынского ига. Знать роль и значение Великого княжества Московского в системе международных отношений.







Раздел IV Российское государство во второй половине XV-XVI в.







34




Образование централизованного Российского государства.


Лекция учителя. Выяснение особенностей образования централизованного государства в России.

Знать основные понятия: Феодальная война, централизованное государство, приказ, Судебник,Боярская дума , кормление, Юрьев день, пожилое . дворяне.

35




Образование централизованного Российского государства

Лекция учителя. Выяснить закономерности распада Золотой Орды.

Знать основные понятия: Мир, крестьяне, иосифляне, нестяжатели, ересь, поместье. Знать причины распада Золотой Орды.

36




Образование централизованного российского государства.

Лекция учителя. Борьба иосифлян и нестяжателей. Дискуссия по вопросу: «Москва- Третий Рим». Выяснить роль церкви в государственном строительстве.

Знать особенности образования централизованного русского государства. Уметь проследить становления органов центральной власти.

37




Российское государство в XVI в.

Лекция учителя по теме «складывание идеологии самодержавия». Работа с таблицей: Создание органов сословно-представительной монархии.

Знать основные понятия: Избранная рада, Земский Собор, Стоглав, приказ , Судебник, казаки, опричнина, заповедные годы, патриаршество.

38




Российское государства в XVI в.

Лекция учителя Ливонская война. Учреждение патриаршества. Дискуссия об утверждении патриаршества.

Знать персоналии: Елена Глинская, А.Ф.Адашев, Сильвестр, А.М.Курбский, И.Висковатый, Макарий, М.И.Вортынский, А.И.Басманов, Стефан Баторий, Кучум, Ермак, Борис Годунов, Федор Иванович.







РазделV/ Российское государство в XVII в.







39




Смута.

Дискуссия о причинах Смуты. Составление таблицы: Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.

Знать понятия: Урочные лета, Смута, самозванство, интервенция, Семибоярщина, народное.

Знать персоналии: Федор Иванович, Борис Годунов, Федор Никитич Романов (Филарет), Михаил Федорович Романов.



40




Россия в XVII в.

Лекция учителя на тему: «Ликвидация последствий Смуты».

Знать основные понятия: самодержавие, белые слободы, черные слободы, ясак, мануфактура, работные люди, национальный рынок, хозяйственная специализация районов.

41




Россия в XVII в

Работа с таблицей: «Новые явления в экономике». Дискуссия о характере социальных движений в России во второй половине XVII в.

Знать основные понятия: полки иноземного (нового) строя, «бунташный век», оброк, барщина, протекционизм, анафема, раскол, никонеане, старообрядцы, Переяславская рада, гетман, местничество.

42




Россия в XVII в

Лекция учителя на тему «Церковный раскол. Старообрядничество». Рассмотрение вопроса о характере процесса модернизации в России.

Знать исорические персоналии: С.Т.Разин, Б.И.Морозов, Симеон Полоцкий, Л.Н. Ордин-Нащокин, Богдан Хмельницкий, С.И.Дежнев, Е.П.Хабаров, В.В.Атласов, Федор Алексеевич, Петр Алексеевич.

43




Культура Российского государства во второй половине XVI-XVII в.

Лекция учителя: Просвещение. Начало книгопечатания. Литература и искусство. Формирование национального самосознания.

Знать основные персоналии: Феофан Грек, Иван Федоров, Симеон Полоцкий, Симон Ушаков.







Раздел VI/Россия в XVIII- серединеXIX в.







44




Петровские преобразования

Лекция учителя. Работа с таблицей. Петровские преобразования. Формирование бюрократического аппарата. Упраздение патриаршества.

Знать основные понятия: модернизация, реформа, гвардия, Великое посольство, рекрутский набор, империя, приписные крестьяне, посессионные крестьяне.

45




Петровские преобразования

Лекция учителя. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации. Работа с таблицей –хронология Северной войны.

Знать основные понятия: Указ о единонаследии, Главный магистрат, меркантилиз, протекционализм, Сенат, синод.

46




Петровские преобразования.

Лекция учителя. Абсолютизм. Провозглашение империи. Дискуссия по теме: «О месте и роли петровских реформ в истории России.

Знать основные понятия: Табель о рангах, коллегии, губерния, абсолютизм, Указ о престолонаследии, ассамблея.

Персоналии: Петр I, ИванV, царевич Алексей, Никита Зотов, Франц Лефорт, Патрик Гордон, Карл XII, Мазепа, Кондратий Булавин, П.А.Толстой.



47




Россия в XVIII в.

Овладение новой терминологией. Лекция. Кризис традиционного общества. Европейское влияние на российское общество.

Знать основные понятия: дворцовый переворот, кондиции, верховники, «бироновщина».

48




Россия в XVIII в.

Лекция. Развитие капиталистических отношений. Просвещение. Просвещенный абсолютизм. Масонство.

Знать основные понятия: Кабинет министров, просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия, губерния, уезд.

49




Россия в XVIII в.

Лекция. Превращение России в мировую державу. Россия в системе международных отношений. Имперская внешняя политика России.

Знать основные понятия: Жалованная грамота дворянству, Жалованная грамота городам, отходничество, черта оседлости.

50




Культура и быт России в XVIII в.

Работа с использованием полученного материала из Интернет. Подготовка докладов и сообщений.

Знать культурные достижения народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII в.

51




Россия в первой половине XIX в.

Лекция учителя на тему: «Особенности экономики России в первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений.

Знать основные понятия: вольнонаемный труд, вольные хлебопашцы, Негласный комитет, министерство, Конституция, Государственный совет.

52




Россия впервой половине XIX в.

Лекция учителя на тему: «Начало промышленного переворота и его последствия».

Работа с картой. Работа с таблицей. Работа с учебником. Работа с документом.

Знать основные понятия: промышленный переворот, фабрика, завод, таможенный тариф, акционерное общество.



53




Россия впервой половине XIX в.

Лекция учителя на тему: Россия в системе международных отношений в первой половине . Отечественная война 1812 г.

Знать основные понятия: Военная коалиция, флеши, батарея, Кавалерия, партизанское движение.

Знать основные события и ход Отечественной войны 1812г.



54




Россия в первой половине XIX в.


Лекция учителя. Имперская внешняя политика России. Кавказская война. Крымская война и ее последствия для страны.

Знать ход и основные события Кавказской войны.

Знать основные понятия: Коран, шариат, имамат, газават (джихад).



55




Золотой век Российской культуры

Лекция учителя. Формирование классической русской культуры. Элитарная и народная культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой в первой половине XIX в. Развитие науки и системы образования.

Знать основные понятия: золотой век русской культуры, элитарная культура, народная культура, романтизм, реализм, классицизм, ампир, опера.







Раздел VII /Россия во второй половине XIX в.







56




Реформы и контрреформы

Лекция учителя. Предпосылки великих реформ. Отмена крепостного права.

Знать основные понятия: реформа, свободные сельские обыватели, надел, временнообязанные, выкупные платежи.

57




Реформы и контрреформы

Лекция учителя. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы.

Знать основные понятия: земство, земское собрание, городская дума, городской голова, суд присяжных, всеобщая воинская повинность,

58




Реформы и контрреформы

Лекция учителя. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов.

Знать основные понятия: буржуазия, пролетариат, свободные сельские обыватели.

59




Реформы и контрреформы

Лекция учителя. Утверждение новой модели экономического развития: капиталистические отношения в промышленности и в сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества.

Знать основные понятия: модернизация, протекционизм, Комитет министров.

60




Реформы и контрреформы

Лекция учителя. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Народническое движение. Либеральное движение. Распространение Марксизма в России.

Знать персоналии: П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев, Д.В.Каракозов, С.И.Нечаев, П.А.Кропоткин, В.Г.Плеханов, В.И.Засулич, С.Л.Перовская, А.И.Желябов, С.Н.Халтурин.

Н.Х.Бунге, С.Ю.Витте, И.А.Вышнеградский.



61




Реформы и контрреформы.

Дискуссия на тему: « Революция сверху» в России во второй половине XIX в. Присоединение к России Дальнего Востока и Средней Азии. Продажа Аляски США. Балканская война. Россия в системе международных отношений в 80-90 гг. XIX в.

Знать персоналии: М.Д.Скобелев, Н.Г.Столетов, И.В.Гурко Н.М.Муравьев-Амурский, Т.М.Лорис-Меликов.

62




Русская культура второй половины XIX века.

Подготовленные выступления в виде докладов и сообщений с использованием Интернет.

Знать основные понятия: критический реализм, русский роман (роман идей) передвижники, «Могучая кучка», псевдорусский стиль, земская школа, Университетская автономия, гимназия, гимназия, реальное училище.

63




Резервное время.

Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа с целью повторения материала по разделу: «Народы и древнейшие государства на территории России».

Знать основные факты и события, связанные с данным историческим периодом.

64




Резервное время .

Анализ источника исторической информации. Повторение раздела II. « Русь в IX- начале XII в.».

Уметь анализировать исторические источники информации с целью повторения раздела «Русь в IX – Начале XII в.».

65




Резервное время.

Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах. Повторение раздела: «Русские земли и княжества в XII- середине XV в.».

Уметь анализировать историческую информацию из различных источников с целью повторения раздела:« Русские земли и княжества в XII- середине XV в.».

66




Резервное время.

Работа с исторической информацией с целью различить факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения.

Уметь работать с картой по изучаемому периоду.

67




Резервное время.

Работа над повторением раздела: «Российское государство во второй половине XV –XVI в.».

Уметь использовать аудиовизуальный ряд для в качестве источника пополнения знаний по изучаемому разделу.

68




Резервное время.

Установление причинно- следственных связей между явлениями, установление временных рамок исторических процессов и явлений. Повторение раздела «Российское государство в XVII в.».

Уметь пользоваться историческими источниками с цель повышения уровня знаний при повторении раздела: «Российское государство в XVII в.».

69




Резервное время.

Повторение раздела: «Россия в XVIII- середине XIX в.».

Уметь находить аргументы в пользу своей точки зрения по обсуждаемому в процессе дискуссии проблеме.

70




Резервное время.

Работа над повторением раздела: «Россия во второй половине XIX в.».

Уметь систематизировать полученный материал по повторяемой теме в виде схем и таблиц.







Итого:

70часов.




следующая страница >>