Константинович - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Константинович - страница №1/1



Задание для группы № 74



АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ

(1817 — 1875)



А. К. Толстой писал о себе: «Я один из двух или трех писателей, которые держат у нас знамя искусства для искусства, ибо убеждение мое состоит в том, что назначение поэта — не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая им любовь к прекрасному... »

Биография А. К. Толстого. Алексей Константинович Толстой родился 24 августа (5 сентября) 1817 года в Петербурге в знатной дворянской семье. Родители разошлись сразу после рождения сына, и мальчик воспитывался в имении Погорельцы Черниговской губернии, которое принадлежало его дяде — писателю Алексею Алексеевичу Перовскому, известному под псевдонимом Антоний Погорельский. Его перу принадлежат романтические повести и новеллы: «Черная курица, или Подземные жители», «Jlaфертовская маковница», «Пагубные последствия необузданного воображения» и др.

«Мое детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания», — писал А.К. Толстой. Дружбе своего дяди со многими выдающимися людьми своего времени он был обязан ранним вхождением в литературные круги: его первые стихотворные опыты оценил В.А. Жуковский, в их петербургском доме бывал А. С. Пушкин, во время путешествия по Германии дядя и племянник посещали в Веймаре великого Гёте.

С 17 лет А.К.Толстой поступил в московский архив Министерства иностранных дел, служил в Германии, в 26 лет получил звание камер-юнкера1. Участвовал в Крымской войне, записавшись добровольцем в Стрелковый полк, после войны был произведен во флигель-адъютанты1 императора Александра II, позже стал царским егермейстером2.

Творческий диапазон А. К. Толстого был необычайно широк: стихи, проза, драматургия. Первая фантастическая повесть «Упырь» была опубликована в 1841 году, за нею последовали «Семья вурдалака», «Встреча через триста пет», «Волчий приемыш». В 1854 году вместе с двоюродными братьями Алексеем, Александром и Владимиром Жемчужниковыми А. К. Толстой создал сатирическую литературную маску Козьмы Пруткова — «гения абсурда и


1 Камер-юнкер— почетное придворное звание.

трюизма3» — плодовитого, самодовольного литератора, чьим именем озаглавлена целая книга «Сочинений». В эту книгу входят стихи, пародирующие популярных авторов, басни, знаменитые афоризмы: «Хочешь быть счастливым — будь им»; «Что о тебе скажут другие, коли ты сам о себе сказать не можешь?»; «Специалист подобен флюсу — полнота его односторонняя»; «Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то они и носят в себе» и др.

В1861 году А. К. Толстой вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературному творчеству, и уже в 1862 году был закончен роман «Князь Серебряный», работа над которым продолжалась почти двадцать лет. Действие романа происходит во времена царя Ивана Грозного и опричнины4. Сам автор пояснял, что его произведение «...имеет целью не столько описание каких- либо событий, сколько изображение общего характера целой эпохи». Стилистически изысканное бытописание соединилось в романе с исторической достоверностью и тонкой психологической мотивировкой характеров.

Будучи известным писателем, А. К. Толстой практически не принимал участия в том, что принято называть литературной жизнью. Он был убежденным сторонником «чистого искусства», но в прямую жесткую полемику с оппозиционным лагерем не вступал. Не относил он себя ни к западникам, ни к славянофилам, ни к либералам, ни к реакционерам. Ему глубоко чуждо было любое идеологическое насилие над личностью. Сам он охарактеризовал свою позицию в стихотворении «Двух станов не боец, но только гость случайный...» (1858):

Двух станов не боец, но только гость случайный,

За правду я бы рад поднять мой добрый меч,

Но спор с обоими досель мой жребий тайный,

И к клятве ни один не мог меня привлечь;

Союза полного не будет между нами

Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,

Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,

Я знамени врага отстаивал бы честь!


В 1863 году А. К. Толстой женился на Софье Андреевне Миллер, с которой познакомился на маскараде в Петербурге в 1851 году. Двенадцать лет они не могли официально оформить свои отношения из-за ее замужества и сопротивления родных поэта.

В 1860-е годы была создана драматическая трилогия А. К. Толстого: «Смерть Иоанна Грозного» (первая постановка — в 1867 году на сцене Александринского театра), «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис» (обе драмы были поставлены на сцене уже после смерти автора).! Вновь обращаясь к трагическому для русского государства и народа времени, А. К. Толстой рассматривает проблему власти в психологическом аспекте: как власть влияет на личность правителя и как личность правителя, в свою очередь, оказывает влияние на жизнь государства.

Последние годы жизни А. К. Толстого были омрачены тяжелой болезнью. 28 сентября 1875 года он скончался, введя себе слишком большую дозу морфия, в своем имении Красный Рог, где и был похоронен.

Идейно-тематические и художественные особенности лирики А. К. Толстого. Поэтическое творчество А. К. Толстого, Т8.к же как и его теоретические взгляды на литературу, тесно связано с философией романтизма, в которой искусство играет первостепенную роль в духовной жизни человечества. Тема художника, вдохновения — одна из центральных в творчестве поэта. Сущности и процессу творчества посвящено одно из его программных стихотворений «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!..» (1856). В нем утверждается мысль о том, что художник обладает особым складом личности, душевным слухом и душевным зрением, а его творение — результат особого состояния, которое позволяет слышать «неслышимые звуки» и видеть «невидимые формы». Состояние вдохновения в стихах А. К. Толстого близко тому, что описано А. С. Пушкиным как «мимолетное видение», как стихийное влечение к прекрасному, которое поэт не может ни предугадать, ни контролировать, ни прервать, которое полностью подчиняет его себе.

Другой центральный мотив поэзии А.К.Толстого связан с положением романтической философии о любви как божественном мировом начале, которое недоступно разуму, но может быть прочувствовано человеком через доступную ему земную любовь. Любовь, соединяющая мужчину и женщину, не отделяет их от остального мира, а напротив, роднит со Вселенной и помогает проникнуть в «чудесный строй законов бытия, явлений всех сокрытое начало». Этот мотив нашел свое отражение в ряде лирических стихотворений Толстого: «Меня, во мраке и пыли...» (1852), «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...» (1858) и др.:

И всюду звук, и всюду свет,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало.

(«Меня, во мраке и пыли...»)
Любовная лирика А.К.Толстого внутренне объединена не только образом лирического героя, но и образом любимой женщины, ведь подавляющее большинство стихотворений посвящено любви поэта к С. А. Миллер. Перед читателем предстает своего рода лирический дневник, рассказывающий историю взаимоотношений между героями. Образ любимой женщины в лирике Толстого имеет конкретные индивидуальные черты, во многих стихотворениях прослеживаются биографические реалии.

Для лирического героя поэзии А. К. Толстого характерно романтическое настроение неудовлетворенности земной действительностью, тоска по чему-то недостижимому. Поэт часто характеризует собственные переживания и переживания любимой женщины словами «грусть», «тоска», «печаль»: «И о прежних я грустно годах вспоминал...», «И думать об этом так грустно...», «Грустно жить тебе, о друг, я знаю...», «И очи грустные, по-прежнему тоскуя...» и т.д. Иногда грусть переплетается с радостью, но большей частью впитывает, поглощает ее. Однако пассивность лирического героя временами тяготит его, и тогда он просит Бога «дохнуть живящей бурей» на его «сонную душу», выжечь из нее «ржавчину покоя» и «прах бездействия». В любимой женщине он также видит не только «жертву жизненных тревог», но и «тревожный дух», душу, которой «покорность невозможна».

Не только романтическое мироощущение, но и реалии жизни рождают у лирического героя ощущение пустоты существования, тоску по идеалу. В стихотворениях Толстого нередки мотивы неприятия окружающей действительности, «мира лжи» и пошлости. «Забот немолчных скучная тревога» — это реальность, которая окружала самого поэта и с годами все больше угнетала его.

Во многих стихотворениях А. К. Толстого слышатся отзвуки поэзии М.Ю. Лермонтова: «светские цепи», «блеск утомительный бала». В стихотворении «Средь шумного бала, случайно,...» (1851) лирический герой встречает свою любовь «в тревогах мирской суеты», с которыми контрастируют печальный взгляд, дивный звук голоса, задумчивый вид незнакомки. Удивительно передан в этом стихотворении тонкий психологический момент возникновения любви, постепенное проникновение чувства в душу человека: «Люблю ли тебя — я не знаю, | Но кажется мне, что люблю!»

В лирическом герое А.К.Толстого наряду с романтической устремленностью к «невыразимому» исключительно сильна привязанность ко всему земному, любовь к родной природе и тонкое ощущение ее красоты. В пейзажной лирике поэта прослеживаются пушкинские традиции: реалистичность картин природы, внимание к деталям, стремление передать в слове формы, краски, звуки и запахи. Таковы стихотворения «Вот уж снег последний в поле тает...» (1856), «Когда природа вся трепещет и сияет...» (1858), «На тяге» (1871), «Прозрачных облаков спокойное движенье...» (1874), «Земля цвела. В лугу, весной одетом...» (1875). Могущественное воздействие природы на душу человека исцеляет от душевной боли, вселяет в лирического героя надежду и желание жить.

Склонность к густым и ярким краскам соседствует у Толстого с полутонами и намеками, иллюстрируя убеждение поэта: «Хорошо в поэзии не договаривать мысль, допуская всякому ее пополнить по-своему». Эта намеренная недоговоренность отчетливо видна в некоторых стихотворениях: «По гребле неровной и тряской...», «Земля цвела. В лугу, весной одетом...» и др.

Критики упрекали Толстого в небрежном отношении к стихотворной рифме. На эти упреки он отвечал: «Плохие рифмы я сознательно допускаю в некоторых стихотворениях, где считаю себя вправе быть небрежным. <...> Некоторые вещи должны быть чеканными, иные же имеют право и даже не должны быть чеканными, иначе они покажутся холодными ». Этим объясняются так- же прозаизмы, непоэтические обороты речи в стихах А.К.Толстого. Особого рода небрежность была органическим свойством его поэзии; она создавала впечатление, что поэт передает свои переживания и чувства в первозданном виде, что перед читателем почти импровизация, хотя в действительности Толстой тщательно отделывал свои произведения.

Поэтическая сила и обаяние лирики А. К. Толстого состоят не в оригинальности образов, не в новаторском отношении к стилю и слову, а в непосредственности чувства, задушевности, искренности.

Лирика Толстого оказалась благодарным материалом для музыкальной обработки. Большая часть его лирических стихотворений положена на музыку. П.И. Чайковский писал: «Толстой — неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из самых симпатичных мне поэтов».

Достаточно большое место в поэтическом наследии А. К. Толстого занимают стихотворения, написанные с опорой на русские фольклорные традиции. Поэт обращался к прямым стилизациям фольклорных ритмов и образов:

Кабы знала я, кабы ведала,

Не смотрела бы из окошечка

Я на молодца разудалого,

Как он ехал по нашей улице...



(«Кабы знала я, кабы ведала...»,

1858)
С традициями устного народного творчества связаны баллады и былины А. К. Толстого. В них развернута идеализированная поэтическая концепция русской истории: на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской, объясняемые тяжким наследием татарского ига. Особое внимание поэта привлекают времена князя Владимира Красное Солнышко («Песня о походе Владимира на Корсунь», «Илья Муромец» и др.) и царствование Ивана Грозного («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» и др.).

Большим успехом у современников пользовались сатирические произведения А. К. Толстого, направленные против различных неприемлемых для поэта явлений: нигилизма («Послание к М. Н. Лонгинову о дарвинисме», баллада «Порой веселой мая...»), административно-бюрократического порядка («Сон Попова»). Романтик в лирике, в своих исторических и общественных убеждениях А. К. Толстой был абсолютным реалистом. Он считал, что каждый народ живет так, как он заслуживает, а своими бедами и невзгодами русская действительность обязана отрицательным качествам, присущим русскому человеку. Эти мысли, в частности, нашли выражение в своеобразном поэтическом ответе Ф. И. Тютчеву на стихотворение «Эти бедные селенья...»:

Одарив весьма обильно

Нашу землю, Царь Небесный

Быть богатою и сильной

Повелел ей повсеместно.

Но чтоб падали селенья,

Чтобы нивы пустовали —

Нам на то благословенье

Царь Небесный дал едва ли!

Мы беспечны, мы ленивы,

Все у нас из рук валится,

И к тому ж мы терпеливы —

Этим нечего хвалиться!



(«История Государства Российского...», 1868)
Мысль о том, что «земля наша обильна, порядка в ней лишь нет», рефреном проходит через сатирическую балладу А. К. Толстого «История Государства Российского от Густомысла до Тимашева», которая представляет собой пародию на сочинения, посвященные русской истории.

«А.К.Толстой, как и Ф.И.Тютчев, принадлежит к числу поэтов-мыслителей; но в отличие от Тютчева — поэта исключительно созерцательной мысли, — А.К.Толстой был поэтом мысли воинствующей — поэтом-борцом. Поэт боролся оружием свободного слова за право красоты, которая есть ощутительная форма истины, и за жизненные права человеческой личности », — написал об А. К. Толстом русский философ и поэт В. С. Соловьев.







1 Флигель-адъютант. — полковник, состоящий в свите императора.

2 Егермейстер — главный егерь, заведующий императорской охотой, один из высших придворных чинов.

3 Трюизм — общеизвестная истина, банальность.

4 Опричнина — система внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565— 1572 годы для борьбы с предполагаемой изменой в среде боярской знати: массовые репрессии, казни, конфискации земель.