Конспекты лекций Проф. Протоиерея П. Гнедича Проф. С. Епифановича Проф. П. Попова и других. 1964 г - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Конспекты лекций Проф. Протоиерея П. Гнедича Проф. С. Епифановича Проф. П. Попова - страница №10/11


6.1. Догматические сочинения

6.1.1.Большую важность имеет труд «Против Евномия», написанный в 363 или 364 г,г.

Кизический епископ Евномий, увлеченный славою арианина Аэция, изложил в своей книге «Апология» последовательно и диалектически развитое учение о Сыне Божием и Духе Святом на началах арианства, именуя Сына творением Отца, а Духа Святого созданием Сына.

В своем сочинении, написанном по просьбе монахов, Св. Василий подробно разбирает диалектические построения Евномия и опровергает их.

Труд Св. Василия делится на 5 книг.

В 1-й книге он разбирает учение Евномия о Боге Отце, в раскрытии которого Евномий упорно избегает употребления наименований «Отец и Сын», заменяя их словами «нерожденный» и «рожденный» при этом «нерожденность» Евномий считает существенным признаком Божества. Св. Василий опровергает это положение указанием на то, что сущность вещей человеческим разумом постигается не непосредственно, а по части и поэтому определяется не одним, а несколькими признаками. Тем более что это нужно сказать о высочайшем Существе, к Которому можно прилагать многие как положительные, так и отрицательные определения. Поэтому, одним словом «нерожденный» нельзя определить Существа Божия, а только совокупностью признаков вместе взятых мы можем начертать образ Божий, хотя бы бледный и слабый в сравнении с действительным.

Во 2-й книге доказывается единосущие Сына Божия с Отцом и опровергартся дилемма, часто выдвигавшаяся арианами: «если рожден, то не был до рождения, а если был, то не рожден». Разбирая этот софизм Св. Василий указывает, что рождение в приложении к Божественному бытию должно мыслится актом, происходящем не в какой-то единичный момент времени, а в вечности Божественного бытия, так что Сын Божий совечен Богу Отцу. Наконец, самое понятия рождения говорит о единосущии рожденного Сына рождшему Его Богу Отцу, тогда как в отношении к людям Бог именуется Отцом только в нравственном смысле.

В 3-й книге опровергаются возражения Евномия против единосущия и равенства Духа Святого с Сыном и Отцом. В своих утверждениях Евномий опирается на то, что Дух Святой именуется Третьим в порядке и достоинстве Лицом Святой Троицы. Отсюда он делает вывод, что Дух Святой чужд не только Отцу, но и Сыну. Св.

Василий указывает, что Святым Писанием Духу Святому усвоено Его Божеское достоинство равное со Отцом и Сыном; тоже самое можно видеть из действий, которые Святой Дух совершает в мире, как податель жизни и раздаятель духовных дарований, поэтому и крещение заповедано совершать во имя Отца и Сына и Святого Духа. Все это Св. Василий подтверждает выдержками из Священного Писания и опровергает те ссылки, которыми стремился обосновать свои мысли Евномий.

В 4-ой и 5-ой книгах дается сокращенное повторение доказательства единосущия Сына и Духа Святого со Отцом и продолжается разбор мест из Святого Писания приводившихся арианами против учения о Божестве Сына Божия.

Исследователи признают эти две книги позднейшей прибавкой, составленной по материалам сочинений Св. Василия или Аполлинарием Лаодикийским, или Дидимом Александрийским.

6.1.2. Сочинение «О Духе Святом», написано по просьбе Амфилохия, епископа Иконийского около 375 г. против учения Аэция, причислявшего Святого Духа к тварям. Аэциане исходя из этой мысли не считали возможным прославлять Святого Духа вместе со Отцом и Сыном. Они ссылались, между прочим, и на формулу употреблявшегося в то время славословия: «Слава Отцу через Сына во Святом Духе». В противоположность им Св. Василий стал употреблять славословие в такой форме: «Слава Отцу с Сыном и Святым Духом». Законность употребления предложенной им формы Св. Василий обосновывает и соответствием ее истинному учению о равном Божественном достоинстве Лиц Святой Троицы и ссылкой на церковное Придание.

6.1.3. Блаж. Августин приписывает Св. Василию сочинение «Против манихеев», но до нашего времени оно не сохранилось.

6.2. Сочинения экзегетические.

По свидетельству церковных писателей Св. Василий работал над исправлением текста Св. книг, сличая их по различным спискам и истолкованиям Св. Писания. До нашего времени дошли как, несомненно, подлинные «Шестоднев» и «Беседы» на некоторые псалмы.

6.2.1. Книга «Шестоднев» с древности пользовалась большим уважением церковных писателей. В этом творении Св. Василий дает последовательное толкование библейскому повествованию о творении мира, выясняя прямой буквальный смысл текста. Оно представляет собою ряд бесед, произнесенных им еще в сане пресвитера. Избегая аллегоризма, он на основе данных современного ему естествознания, исследует законы природы, учит познавать премудрость и благость Творца и опровергает заблуждения древних философов и еретиков. Свои изъяснения он заканчивает 26 стихом 1 главы Книги Бытия. Две беседы «Об устройстве человека» и одна «О рае» считаются не подлинными.

6.2.2. Пятнадцать бесед на отдельные псалмы преследуют цель, главным образом, нравственного назидания. В предисловии Св. Василий говорит о великой пользе, которую христианин может извлечь из книги псалмов. Все Писание богодухновенно, но тогда как одни книги поучают одному, а другие другому, Псалтирь заключает в себе полезное из всех книг. Здесь даны и пророчества о будущем, и законы для жизни, и исторические события, и правила деятельности. «Она есть общая сокровищница добрых учений, она врачует и застарелые раны души и недавно уязвленному подает скорое исцеление, и болезненное восставляет, и неповрежденное поддерживает... истребляет страсти... и производит в человеке какое-то тихое услаждение и удовольствие, которое делает рассудок целомудренным».64

6.2.3. «Комментарий на гл. 1-16 пророка Исайи» представляет изъяснение по большей части буквального смысла текста с приложением нравственных наставлений. Но разница в стиле и наличие только поздних свидетельств о принадлежности этого толкования Св. Василию вызывают сомнения в подлинности данного труда. Полагают, что комментарии составлены, каким - то пресвитером современником Св. Василия по оставленным им материалам и изданы после его смерти.

6.2.4. «Комментарии на кн. Иова» не сохранились до нашего времени.



6.3. Аскетические сочинения

К ним принадлежат:

6.3.1. Два трактата «О суде Божием» и «О вере», которые тесно связаны с нравственными правилами в количестве 80-ти. Для последних они служат введением. Здесь изложены различные нравственные тезисы, обоснованные ссылками на Св. Писание.

6.3.2. «Слова Подвижнические» (2), служат введением к «Правилам монашеской жизни». Эти последние даны в двух редакциях - пространной, излагающей общие принципы монашеской жизни, и сокращенной, где содержатся частные указания. «Слова Подвижнические» признаются сомнительными, «Правила» являются несомненно подлинными.

6.3.3. Естественным завершением «Правил» являются «Подвижнические уставы», содержащие советы монашествующим и «Наказания» для монахов и монахинь, впавших в прегрешения. Однако, большинством исследователей обе работы признаются подложными.

6.4. Беседы и письма

6.4.1 Подлинно принадлежащими Св. Василию признаются 24 беседы. По содержанию они разделяются на: догматические, нравственные и похвальные слова в память мучеников. Св. Василий из древности почитался красноречивым проповедником. Наибольшей известностью пользуются его проповеди: «На упивающихся», «Против ростовщиков», «К юношам о том, как извлекать пользу из языческих сочинений». В последнем трактате Св. Василий защищает позволительность для христиан изучения классической литературы и одновременно предостерегает от безусловного доверия к ней. Христианин, подобно пчеле, должен выбирать из произведения языческих авторов лишь полезное для себя и родственное истине и игнорировать остальное.

6.4.2. До нашего времени сохранилось 365 писем Св. Василия, из которых большая часть относится ко времени его епископства и написаны в связи с событиями, волновавшими Церковь в ту эпоху. Несомненно, подлинными считаются 325 писем. Письма Великого Кесарийского епископа представляют большую ценность, прежде всего, для характеристики этого вселенского учителя Церкви, так как ярко отображают собою высокие достоинства его ума и сердца, заботу обо всех церквах и горячую любовь к людям, особенно страдающим и бедствующим.

Но, кроме того, некоторые из них представляют собою настоящие богословские трактаты, направленные к обличению еретических заблуждений, особенно арианства.



6.5. Учение Св. Василия Великого о Богопознании

Основными источниками, из которых приобретается знание о Боге, Св. Василий признавал Св. Писание и Св. Предание. К ним он присоединял и деятельность естественного человеческого разума, который может познавать Бога через рассмотрение свойств созданного Им мира и внутренней жизни души человеческой.

Священные книги написаны богодухновенными мужами Духом Святым, который просветлял их умственные способности. Это воздействие Св. Духа не следует представлять внешним образом, чувственно в смысле гласа и сотрясения воздуха; оно должно мыслиться как непосредственное воздействие на ум пророка, возбуждая в нем мысли, которые должны быгь сообщены людям.

Другим источником Божественного откровения является Св. Предание. Св. Василий подробно и обстоятельно изображает его значение для церкви. При этом, следуя Оригену и другим Александрийцам, он признает существование тайного предания. «Из догматов и проповедей соблюденных в Церкви, - говорит он, - иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас, от апостольского предания, приняли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия ... Ибо, если бы мы вздумали отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя. Например: кто из возложивших упование на Имя Господа нашего Иисуса Христа письменно научил знаменовать себя Крестным Знамением? Какое Писание научило нас в молитве обращаться к востоку? Кто из святых оставил нам на письме слова призывания при показании Хлеба благодарения и Чаши благословения? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о которых упомянули Апостол или Евангелие, но и прежде, и после них произносим другие, как имеющие великую силу, к совершению таинства, приняв их из не изложенного в Писании учения. Благословляем же и воду крещения и елей помазания, и даже самого крещаемого, по каким изложенным в Писании правилам? Не по соблюдаемому ли в молчании и таинственному Преданию? Что еще? Самому помазанию елеем научило ли нас какое писанное слово? Откуда и троекратное погружение крещаемого человека? Из какого Писания взято и прочее, относящееся к крещению - отрицаться сатаны и ангелов его? Не из этого ли не обнародованного сокровенного учения, которое отцы наши соблюдали в испытанном и скромном молчании, очень хорошо понимая, что достоуважаемость таинств охраняется молчанием?».65

Наконец, третий источник Богопознания - познание естественное имеет два пути. Одним является путь умозаключения от свойств мира, целесообразности его устройства и разлитой в нем красоты и премудрости и благости Творца, и вторым - познание микрокосмоса - души человеческой, его бесплотности, непространственности и глубины и разнообразия волнующих ее переживаний.

Если первый ход мыслей от действий к причине, приводящий к признанию Первопричины мира раскрыт наиболее обстоятельно Аристотелем, то второй -познание Бога на основе самопознания указан Платоном. Св. Василий отдает предпочтение этому последнему пути.

Но для достижения истинного богопознания необходимо иметь душу очищенную от страстей и плотских привязанностей. Страсти, житейские заботы и тревоги затемняют око души и препятствуют ей познавать истину.

Св. Василий соотношение духа и тела сравнивает с двумя чашами весов: если одна поднимается, то другая опускается, или наоборот: если тучнеет тело - слабеет ум. Поэтому и Моисей, принимал на Синае Заповеди Божий, провел 40 дней без вкушения пищи.



6.6. Учение о Святой Троице.

После первого Вселенского Собора, утвердившего истинное учение о Сыне Божием, арианские смуты не закончились и благодаря вмешательству в церковные дела арианствующих императоров Констанция и Валента еще долго волновали Церковь.

Необходимо также отметить, что полному установлению единомыслия препятствовало отсутствие единообразного понимания догматической терминологии. Так, понятие у многих православно мыслящих возбуждало подозрение в савеллианском слиянии лиц Святой Троицы. Единство по существу и троичность в лицах. Слово ипостась - имеет значение и лица и личности и в дальнейшем - маски и, наконец, - роли. Истолковывая этот термин в последнем смысле, савеллиане охотно бы приняли форму - Бог Един по существу, но троичен в лицах, что в их понимании означало бы, что Единое Божеское Существо открывается попеременно, то в Лице (роли) Отца, то в Лице Сына, то в Лице Духа Святого.

Святой Василий Великий находил поэтому, что староникейская форма недостаточна, так как она резко подчеркивает единство лиц Св. Троицы и неясно выражает их раздельность.

То новое, что внес Св. Василий в разрешение тринитарной проблемы яснее всего раскрывается в его критическом разборе армянского и полуарианского учения. Этот разбор содержится в трактате «Против Евномия».

Евномий свои выводы строит из того положения, что сущность предмета выражается его именем, Имя Бога Отца - Нерожденный, тогда как Сын именуется Рожденный. Отсюда нерожденность составляет сущность Бога Отца, рожденность -сущность Сына. Из этого Евномий делал выводы:

6.6.1. Если нерожденность составляет сущность Отца, то это свойство не может быть передано Сыну, ибо в таком случае и Сына мы должны бы именовать нерожденным, но если нерожденность не может быть приписана Сыну, то Он по самой сущности должен быть противоположен Отцу.

6.6.2. Нерожденность может принадлежать только существу неизменяемому и бесстрастному, но рождение предполагает отделение и, следовательно, изменение рождающего существа. Поэтому Сын не может быть рожден Отцом, он создан Им.

6.6.3. Если Бог родил Сына, то можно поставить вопрос - какого Сына; существовавшего до рождения, или не существовавшего? Рождение существовавшего Сына представляется нелепым. Если принять второе, то необходимо сделать вывод о том, что Сын не вечен.

Но, признавая Сына тварью, Евномий, однако, ставит его превыше всех тварей, считает его первым созданием Божиим, получившим Божественную власть и достоинство. Разбирая эти положения Евномия Св. Василий высказывает следующие мысли. Познание сущностей недоступно человеческому разуму даже в видимой природе, которая доступна нам только в явлениях тем более, не постижима для нас сущность Божественного бытия. Мы постигаем проявления всемогущества Божия, но не существо Его бытия. Неправильным является и то утверждение Евномия, что имя предмета выражает его сущность. Именами выражаются не сущности, а свойства предметов или их отношения. Поэтому при единой сущности может иметь место различие имен. Так люди имеют одну сущность, но каждый человек носит отдельное имя.

Далее, нерожденность не может выражать сущность Бога Отца. Понятие нерожденности отрицательное, оно указывает только на то, чего нет в Боге, но не содержит указание на то, чем Он обладает. Нужно, поэтому сказать, что «нерожденность не есть сущность Бога, но сущность Бога есть нерожденная».

Из сказанного Св. Василий делает следующие выводы:

6.6.4. Рожденность Сына Божия не определяет его сущность, а говорит только о его личном свойстве. Следовательно, употребляя в отношении к Нему этот термин, мы не имеем никаких оснований делать вывод о различии Отца и Сына.

6.6.5. Рождение связано с признаком отделения только у тварных существ, но в Божестве этот акт не может представляться под формами чувственных явлений. Рождение Сына неизменяемым Отцом не сопровождается отделением части Его Существа.

6.6.6. Необходимо различать понятие вечности и безначальности. Вечность означает существование прежде всякого времени, безначальность - обладание причиною бытия в себе самом. Божие существо может и не бьггь безначальным, если причину своего бытия имеет в другом. Отец вечен и безначален - Сын, будучи вечен, однако не безначален, имеет вечное начало в Отце. Утверждение Евномия о том, что Сын, являясь творением Отца, несет Божественную власть и достоинство и Ему принадлежит величие Единородного, Св. Василий находит противоречивым и непоследовательным, ибо если Сын есть акт творения, то Он разделяет общие свойства тварей, и поэтому безмерно далек от Бога и незаконно приписывать им одинаковые свойства.

Отношения Св. Василия к полуарианам носили другой характер.

Полуариане отвергали термин единосущный, опасаясь уклонения в савеллианство. Они держались того учения, что Сын Божий не по хотению только, но и по существу подобен Богу Отцу.

Отвергая термин единосущный, полуариане признавали Отца и Сына двумя ипостасями. Под ипостасью полуариане разумели, подобно Кириллу Иерусалимскому, бытие устойчивое, пребывающее в отличие от бытия призрачного и исчезающего, и в то время, включающее признак отдельного индивидуального существования в противоположность общему. Таким образом, выдвинутым полуарианами новым термином, ипостась определялась как самостоятельное и действительное существование Отца, Сына и Духа Святого. Такое понимание взаимоотношения Лиц Святой Троицы было принято полуарианами на Анкирском соборе в 358 г.

Александрийский собор 362 г. завершил сближение полуариан со староникейцами тем, что полуарианами был принят термин единосущный, а староникейцы приняли учение о трех ипостасях. Так сформировалось новое богословское учение, получившее название новоникейского, и в нем признавалось Единосущие Лиц Божества и их раздельность в трех ипостасях. Это понимание догмата о троичности усвоено было и Св. Василием.

Изложим кратко его учение по этому вопросу.

В нем Св. Василий поставил задачу устранить крайности савеллианского слияния и арианского разделения Лиц Божества. В савеллианстве Св. Василий усмотрел влияние иудейского монотеизма, в арианстве - языческого политеизма.

6.7. Учение Василия Великого о творении ангелов и человека

Особенностью учения Св. Василия о творении мира является то, что он говорит о создании времени прежде сотворения чувственного бытия. По его словам: «Ранее боытия мира было состояние превысшее времени, вечное всегда пребывающее. В нем Бог и сотворил разумные и невидимые природы». Под последними он разумеет ангелов, которые обладают неизменною и потому не подлежащею действию времени природою. Сообщенная им святость предохраняет их от склонности ко греху.

Мир создается творческим словом Божиим, которое становится законом природы, действующим в дальнейшем самостоятельно, этот закон проявляется в смене поколений живых существ, в инстинктах животных и в человеке как нравственный закон. В этом учении Св. Василий близко подходит к концепции стоиков и неоплатоников о мировой душе.

Природа представляет собой лестницу из ступеней, последовательно восходящих к совершенству. От рыб, через теплокровных животных, формы жизни достигают человека, который один создан для духовной жизни и обладает бессмертием. Человек состоит из тела и души, но высшее значение принадлежит только душе, которая заключена в теле, как в теплице.

В человеческой душе Св. Василий подобно Платону различает три части: разум, раздражительную способность и вожделетельную.

Низшая часть — вожделетельная, порождает страсти и чувственные пожелания. Но разум может и эту часть души направить на любовь к Богу и стремлению к вечности.

Также и раздражительная способность под руководством разума может послужить добродетели. Душу, расслабленную сластолюбием, она может закалить и сделать мужественной, готовой к совершению подвигов.

Разуму принадлежит главенство над всеми способностями души. Подчиняя их своему руководству, он обеспечивает их гармоническую деятельность, направленную к достижению горнего мира.



6.8 Христология Св. Василия.

Христологическая проблема в эпоху Василия Великого не была еще поставлена со всею остротою, поэтому в его трудах нет обсуждения вопроса о соединении двух естеств во Христе. Опровергая Апполинария, Св. Василий касается только его хилиазма, но центральную мысль о том, что во Христе место разумной души занял Логос, оставлена им без рассмотрения. Также он не коснулся и заблуждения Диодора Тарсийского.

7. СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ

Св. Григорий Богослов родился около 330 года в небольшом селе Арианзе, близ Каппадокийского города Назианза. Отец его также по имени Григорий, был язычником. Крещение он принял уже в зрелом возрасте, под влиянием своей жены Нонны, которая представляла образец истинно христианской женщины.

Желая иметь сына, Нонна молилась об этом, и еще до рождения обещалась посвятить его Богу. Под влиянием матери Григорий с юных лет решил вести безбрачную жизнь. Отец его вскоре после крещения был посвящен в пресвитеры, а затем в епископы в Назианзе.

Св. Григорий получил широкое образование. Первоначальное обучение он проходил в доме родителей, где особенно усердно изучал Св. Писание, а затем посещал лучшие школы того времени: в Кесарии Каппадокийской, в Александрии, наконец, в Афинах. В Кесарии Каппадокийской он впервые встретился с Василием Великим, вместе с ним он посещал и Афинскую школу. Здесь завязалась дружба между будущими великими деятелями Церкви, которая связывала их на протяжении всей жизни.

Из Афин Григорий вернулся на родину, здесь принял крещение и, исполняя обет матери, отвечавший его собственному настроению, отдался подвигам созерцательной жизни. Но в то же время он старался совместить монашескую жизнь с выполнением обязанностей к родителям, находившимся уже в преклонном возрасте. Тесные отношения поддерживал он и со св. Василием, к которому часто приезжал из Арианза а Понт. Друзья вместе придавались посту, молитве, труду физическому и умственному. Здесь они вместе составляли сборник из творений Оригена и Правил монашеской жизни.

Около 360 года Григорий впервые выступает в качестве активного деятеля в церковной жизни. Его отец, епископ Назианский, по простоте и миролюбию подписал арианский символ, что возмутило многих монахов, которые своим влиянием отторгли от него значительную часть его паствы. Сын Григорий, возвратившись из Понта, разъяснил отцу значение подписанного им символа и его противречие никейскому исповеданию и побудил отца открыто признать свою ошибку, чем мир в его пастве был восстановлен.

В 361 году в праздник Рождества Христова Григорий Богослов по настоянию своего отца и Назианскои паствы и вопреки собственному желанию был посвящен в пресвитеры. Он не осмелился ослушаться приказания отца, но очень был опечален такою, по его выражению «тиранией» и удалился в Понт к Василию.

Однако, вскоре он должен был вернуться в Назианз, чтобы помогать своему отцу в управлении епархией.

В 367 году Св. Григорий вместе со своим отцом принял участие в избрании Василия Архиепископа Кесарийского, и своим влиянием способствовал успеху этого дела. Укрепляя свое положение в борьбе с арианами, Св. Василий открыл много епископских кафедр. В 372 году посвятил своего друга Георгия епископом в Сосин, незначительное и дикое местечко, лежавшее невдалеке от Назианза на границе двух Каппадокии. По своему положению этот пункт являлся спорным между двумя митрополиями, и этим постановлением Св. Василий закрепил его за собою.

Это действие друга, на которое он согласился крайне неохотно, настолько его опечалило, что он удалился в пустыню, не совершив ни одного богослужения в Сосине, а затем по просьбе отца вернулся в Назианз, где и заменял отца под условием, однако не быть ему приемником.

В 374 году он похоронил отца, дожившего до ста лет, а вскоре умерла и мать. Его брат Кесарий и сестра Горгония умерли еще раньше. Порвались последние родственные узы, и в 375 году Св. Григорий удалился в Селевкию Кесарийскую, чтобы окончательно отдаться созерцательной жизни. Здесь он получил известие о смерти Василия и тяжело переживал потерю друга.

Смерть постигла и покровителя ариан Валента — императорский престол занял Феодосий, оказавший поддержку православным. В 379 году остаток православной паствы Константинополя обратился к Григорию с просьбой прийти к ним на помощь и упорядочить церковные дела. Советы друзей, упрекавших Григория в предпочтении своих желаний общецерковному благу побудили Святителя покинуть пустынные уединения и прибыть в Константинополь.

Здесь он застал тяжелую картину церковной жизни — не было единства даже между православными. Все церкви были захвачены арианами и Св. Григорий нашел пристанище в частном доме, где и стал выступать с проповедями. Он выглядел полуслепым стариком, изможденным и невзрачным, в бедной одежде. Но скоро его воодушевленное и красноречивое слово привлекло к нему множество слушателей. Ариане ставили ему всяческие препятствия в его деятельности и даже покушались на его жизнь. В 380 году прибыл в столицу император Феодосии и передал православным церкви, захваченные арианами. Народ просил Григория возглавить константинопольскую паству. Он дал согласие остаться в этом городе, пока не соберется собор, который и должен решить вопрос о замещении константинопольской кафедры.

В 381 в Константинополе открылись заседания 2-го Вселенского собора, который и избрал Григория епископом Константинопольским, а по кончине Мелетия Антиохийского - председателем собора. Но прибывшие после открытия собора египетские епископы выступили против Григория, стремясь передать константинопольскую кафедру своему ставленнику Максиму. Они возбудили вопрос о незаконности поставления Григория в епископы Константинополя, ссылаясь на правило Никейского собора, запрещавшее перемещение епископов с одной кафедры на другую.

Когда Св. Григорий сделал попытку после смерти Мелетия ликвидировать возникший в Антиохийской церкви раскол и выступил с предложением признать Мелетия Павлина законным епископом Антиохийским, то поддержки у членов собора он не нашел. Все эти обстоятельства так огорчили его, и так повлияли на его здоровье, что он решил сложить с себя полномочия епископа Константинопольского и покинуть столицу.

Произнеся блестящее прощальное слово перед епископами и народом, в котором он изобразил правоту своих действий в Константинополе и изложил православное учение о Святой Троице, Св. Григорий в 381 году удалился в Назианз и некоторое время управлял этой кафедрой, пока не был поставлен здесь, по его указанию, епископ Евлагий.

После этого он поселился в своем имении в Арианзе, посвятив остаток жизни аскетическим подвигам, литературной борьбе с ересями и написанию стихотворений. В своем уединении, «под тенью деревьев им самим посаженных в молодости» Св. Григорий прожил около 7 лет и скончался в 389 году. Память его празднуется 25 января.

7.1. Сочинения Св. Григория

Творения Св. Григория разделяются на три раздела: слова, письма и стихотворения. Первое место между творениями Св. Григория занимают его слова. В настоящее время известно 45 его слов, из которых наибольшее значение имеют "пять слов о богословии", произнесенные в Константинополе против евномиан и македониан, от них автор и получил титул богослова.

Первое слово является предисловием к остальным. В нем автор указывает, кто именно, когда и перед кем может рассуждать, исследуя учение о Боге и Святой Троице. Он решительно восстает против развившейся страсти к словопрениям с догматах веры, чаще всего не уместным и не своевременным и унизительным для обсуждавшихся в них высоких истин христианства. Эти вопросы требуют рассмотрения с благоговением и усердием, а не с праздным любопытством.

Во втором слове излагается учение о Боге, как Творце и правителе мира и о слабости и не достаточности человеческого разума для постижения природы и существа Бога. Те определения существа Божественного, которые даются человеческим разумом, или имеют отрицательный характер - например,

Безначальный, неизменный, нерожденный и т.п. (подобно ответу: ни два, ни три, ни бять и пр.), или включают в себя представления из окружающего нас мира, как, например, Дух, огонь, свет и т.п. Существо Божие непостижимо. В земной жизни до нас достигает лишь как бы тонкая струя знания о Боге, в доступной для нас мере Сознания Божества откроется только в будущей жизни.

В третьем слове автор говорит о единосущии Лиц святой Троицы и о Божестве Сына Божия. О Боге существует три древнейших мнения: безначалие, многоначалие, единоначалие. Два первых являются игрою мысли сынов эллинских, мы можем принять только единоначалие. Но Единица в Боге от начала существует (что невозможно в естестве сотворенном) в Троичности - Отец, Сын и Святой Дух. Отец— родитель и изводитель, рождающий и изводящий бесстрастно вне времени. Сын - рожденное, Дух - изведенное.

И рождение и исхождение нужно представлять актами вневременными.

В четвертом слове Св. Григорий разбирает те места Св. Писания, которые приводились арианами в защиту своего учения о сыне Божием, а в пятом опровергает их возражения против Божества святого Духа. В заключение, Св. Григорий говорит о различных аналогиях, которые приводятся для уяснения тайны Святой Троицы.

Близко по содержанию к словам о богословии подходят произнесенные также в Константинополе слова: «О поставлении епископов и о догмате Святой Троицы» и «О соблюдении доброго порядка в собеседовании о Боге».

Первое направлено против Ария и Савелия. В нем доказывается единство существа Божия и различие Лиц. В то же время в этом слове порицаются те, которые принимаются богословствовать не изучив Св. Писания и не позаботившись о своей нравственной чистоте.

Во втором слове «О соблюдении доброго порядка в собеседовании» Св. Григорий доказывает, что богословствовать можно не каждому, и не во всякое время и особенно обличает страсти мирян, превращавших богословствование в пустые словопрения.

«Два обличительных слова против Юлиана». В них, касаясь деятельности Юлиана, Св. Григорий высказывает возмущение его попыткой запретить христианам изучение классической литературы, а в его стремлении перенести в язычество многие христианские учреждения он видит признание превосходства христианства над язычеством.

Постигший Юлиана конец, он рассматривает как кару Божию за восстание против Бога. «Защитительное слово по поводу бегства в Понт» - имеет целью защитить себя против тех обвинений, какие вызваны были удалением Св. Григория в Понт после рукоположения в пресвитеры.

Обширные размеры этого слова представляющие целый трактат, заставляют думать, что с церковной кафедры произнесена была только апологетическая часть, остальное содержание, говорящее о высоте пастырского служения, добавлена была в последствии.

Свое бегство Св. Григорий оправдывает сознанием собственного недостоинства, и высоты пастырского служения, а возвращение - объясняет любовью к согражданам и страхом лишиться благословения своих родителей, а также мыслью о судьбе пророка Ионы, пытавшегося уклониться от исполнения воли Божией.

По силе изображения высоты новозаветного священства это слово считается одним из лучших произведений Св. Григория, оно послужило образцом для Св. Иоанна Златоуста при составлении им 6-ти книг о священстве.

Прочие, слова Св. Григория посвящены отдельным богословским вопросам, церковным праздникам, полагают похвалу мученикам или представляют надгробные речи, произнесенные при погребении родных и друзей. Из праздничных проповедей особенно ценны: «На Богоявление, или на Рождество Спасителя», из похвальных - в память Св. Афанасия Великого и Василия Великого, Последние важны для биографии этих церковных деятелей.

7.2. Письма и стихотворения.

От Св. Григория сохранилось 243 письма, большую часть из них он собрал по просьбе своего родственника Никабула. Письма относятся преимущественно к последним годам жизни Святителя, когда он удалился от дел и проживал в уединении в Арианзе. Они касаются преимущественно событий частной жизни его самого или его друзей и родственников. Лишь в немногих обсуждаются догматические вопросы волновавшие в то время церковь. Сюда относятся: «Послание к монаху Евагрию о Божестве», рассматривающее вопрос, как можно представлять Божество Единым при Троичности Ипостасей; послание «К Нектарию» и два «Послания к Каледонию», в которых критически разбирается учение Аполлинария.

Более широкий объем имеют стихотворения Св. Григория числом 507. Большая часть их написана также в Арианзе в последний период жизни Святителя. Стихотворения различаются неодинаковою величиною и размером. Одни написаны гекзаметром, другие пентаметром, есть стихи нимбические и анакреонические.

К стихотворному изложению своих мыслей прибегали Арий и Аполлинарий, в целях популяризации своего учения.

Св. Григорий в стихотворении «О стихах своих» сам указывает мотивы, которые побудили его применять эту форму изложения мыслей.

Во-первых, он стремился дать христианским юношам образцы поэтических произведений взамен языческой поэзии, которая содержит в себе много соблазнительного.

Во-вторых, он стремился пресечь вредное влияние стихотворных произведений еретиков, которые хвалились своею образованностью и поэтическим даром. Наконец, тяготясь одиночеством и изнуренный болезнью, в стихах он изливал свою душу. Стихотворные произведения Св. Григория свидетельствуют о значительном поэтическом даровании автора. Особенно ему удавались мелкие элегические стихотворения и нравственно дидактические поэмы. Но есть среди них и менее удачные. По содержанию стихотворные произведения Св. Григория могут быть разделены на догматические, нравственно - аскетические, эпитафии в честь умерших близких людей и есть одна трагедия «О страданиях Христа» принадлежность которой Св. Григорию, однако не доказана.

7.3. Учение Св. Григория Богослова

7.3.1.Вера простых людей и богословие. В эпоху жизни и деятельности Св. Григория Богослова догматические споры приобрели такой острый характер, что ими занимались люди всех состояний общества и на площадях и на рынках, и в банях и даже на свадебных торжествах и похоронных поминках. Тем самым подрывалось уважение к высоким истинам христианской веры, а со стороны язычников высказывались насмешки в адрес христиан.

Эти обстоятельства побудили Св. Григория восстановить учение александрийской школы о делении верующих на две группы: младенцев и мужей по вере. Для простых людей достаточно простое безыскусное изложение истин веры и буквальный смысл Священного Писания. Высший философский смысл христианства может быть доступен ТОЛЬКО совершенным членам Церкви. Высшие истины христианского учения должны быть ТАЙНОЙ для простецов и несовершенных.

Особенно остро нужно подходить к изложению учения у Святой Троице. Простые люди, которым доступны только чувственные представления, могут исказить в своем понимании эту высокую истину и тем оказаться ВИНОВНЫМИ в хуле на Бога и подвергнутся ВЕЧНОМУ осуждению.

Тайна Троичности может быть воспринята лишь людьми, которые возвысились до абстрактного мышления. Необходимость таинственного покрова для высших истин христианства Св. Григорий обосновывает библейскими данными о Синайском законодательстве и о Господнем преображении.

В первом событии лишь Моисей находился в облаке, а Аарон и священники стояли на горе, но вне облака, а старейшины с Надавом и Авиудом находились еще дальше от места Богоявления.

Так же и на Фаворе и в саду Гефсиманском Христос оставил при себе только Петра, Иакова и Иоанна. Из этих примеров видно, что истина о Боге усваивается верующими сообразно с их нравственным состоянием.

Для простых людей Св. Григорий признает достаточной веру во Христа воскресшего и знание символа Веры, а понимание истин веры должно быть представлено мудрейшим.

Таковыми могут считаться только люди, поднявшиеся выше плотских интересов путем аскетических упражнений и умственного развития.

Определяя границы для свободы богословского исследования Св. Григорий считает опасными рассуждения о святой Троице даже для совершенных, он допускает возможным свободные высказывания о душе, об ангелах, в воскресении, суде, мздовоздаянии, о мире и мирах, о веществе, выделяя круг вопросов, по которым в то время еще не было догматических определений.

Возможные при этом ошибки он не считает опасными.

7.3.2. Условия богопознания

Бог есть дух, чуждый всякой материальности, но человек обличен плотью и сознание его осуществляется через очки телесности. Тело и дух в человеческой природе враждуют между собою, и одно обычно усиливается за счет другого. Поэтому главным условием достижения истинного богопознания является отречение от чувственности, подавление плотских движений. Но совершенно освободиться от власти тела в земных условиях мы не в состоянии, поэтому и в наших представлениях о Боге неизбежен элемент материальности, несоответствующий Природе Божества.

Так, во - первых, именуя Бога духом, мы неизбежно представляем движущийся воздух, огонь - связываем с образом горящего вещества; даже прилагая к Нему определения мудрости, правды, любви — мы невольно мыслим под ними человеческие свойства. Только после смерти, отрешившись от тела, человек сможет достигнуть истинного понятия о Боге.

Во - вторых, для богопознания необходима концентрация ума и направленность его к высшей цели познания Высшего Существа. Божественная мудрость, могущество и красота яркими лучами просвечивают через все явления природы. Человек должен собрать их воедино, чтобы составить истинное понятие о Боге.

И, наконец, третьим условием богопознания является свобода от мирских забот и обеспечение досуга для размышлений о Боге.

В своих сочинениях Святитель Христов писал, что Бог есть Дух и человеку Плотскому Он отзывается частично через призму телесности. Бог может открывать себя лишь тем, кто чист душою и телом, или, по крайней мере, очищающим себя. «Рассуждать о Боге можно лишь тогда, - писал Св. Григорий, - когда бываем свободны от внешних впечатлений вещества и от возмущения, когда вождь наш - ум не сродняется с нечистыми преходящими образами». Но в земных условиях этого достичь невозможно, следовательно, наше познание Бога не лишено элемента материальности, что не соответствует природе Божества. Только после смерти, отрешившись от тела, человек сможет достичь истинного познания о Боге. Для богопознания необходима концентрация ума и направленность его к высшей цели -познания Высшего Существа. Полное отрешение от земных забот при наличии свободного времени, для размышления о Боге. Если еретик Евномий учил, что через посредство имен Божиих, человек может полностью познавать существо Божие, то напротив Св. Григорий говорит, что через имена Божий мы можем определять только деятельность Бога в мире, но не Его сущность. Бог как совершеннейший Дух, выше всяких определений: выше добра, выше времени и т д. Все эти свойства, в совокупности свидетельствуют о том, чего нельзя мыслить о Боге, но не о том, что Он есть.



7.3.3. Учение о Св. Троице

В учении о Св. Троице Св. Георгий развивает мысль Св. Василия Великого, делая некоторые поправки. Эти особенности выражаются в следующем:

- Если Св. Василий Великий ипостасные особенности Лиц Св. Троицы указывает частью в образе бытия каждого из этих Лиц (отчество, сыновство и исхождение), частью в особой деятельности каждой из Ипостасей (святость и освящающая сила), то Св. Григорий ипостасные особенности указывает в образе бытия Св. Троицы (нерожденность, рожденность и исхождение).

- В учении Св. Василия Великого каждое Лицо Св. Троицы обозначает индивидуальное бытие. Св. Григорий на первый план выдвигает их единство, которое нельзя представить их числом, ибо источник их бытия один - Бог Отец и все они вечно существуют и едины по свойствам. У Лиц Св. Троицы одна воля, одно хотение и полное согласие в деятельности.

Далее, если Св. Василий Великий ограничивался в определении Божества Св. Духа лишь тем, чтобы Его не называли тварью, то Св. Григорий Богослов четко и определенно заявлял, что кто исповедует Духа Святого не тварью, тот признает Его Богом, потому что между Богом и тварью нет ничего общего. В своих сочинениях он ясно утверждает, что ипостасное свойство Св. Духа - исхождение Его от Отца.

В отношении же Иисуса Христа Св. Григорий в своих сочинениях требует признавать во Христе две природы - Божескую и человеческую, которые объединены единством личности Христа. Проникновение одной природы в другую началось еще в момент зачатия и сразу оно было полным, без последовательного развития. Единая Личность во Христе образуется через связь Логоса с умом человека.

Цель воплощения Сына Божия - обожение человека, которое достигается им через развитие своих свойств, составляющих образ Божий. Обожение же человеческой природы во Христе таинственно сообщается всему человечеству и является как бы закваскою обожения всего человеческого рода. Окончательного обожения люди достигнут после смерти по воскресении.

На вопрос: «Зачем нужна была смерть Христа?» Святитель отвечает: «Для того, чтобы свергнуть насилие Сатаны над человеком и Своим сошествием во ад лишить власти сильного и освободить души умерших, а Своим воскресением даровать воскресение всем верующим в Него».



7.3.4. Учение о Святом Духе

В учении о Св. Духе Св. Григорий Богослов отличается от Василия Великого тем, что:

- Св. Василий ради немощных в вере довольствовался формулой александрийского собора 362 года - не называть Св, Духа тварью. Св. Григорий заявлял, что кто не исповедует Духа Святого тварью, тот признает Его Богом, так как между Богом и тварью ничего среднего быть не может, поэтому он открьгго называл Духа Святого Богом, считая непоследовательными тех, которые держались одной только Александрийской формулы.

- Св. Василий личным свойством Святого Духа признавал святыню. Св. Григорий этот признак считал недостаточным потому, что святостью обладают все три Лица Св. Троицы. Ипостасным свойством Св. Духа Св. Григорий признавал исхождение Его от Отца.



7.3.5. Христология Св. Григория

Опровергая Аполлинария, который учил, что Сын Божий воспринял только тело человека и его неразумную душу, а место разумной души заняло божество. Св. Григорий указывает, что:

- Божество может вступить в единение с умом, который представляет образ Божий в человеке но не с одною плотию, которая высшему бытию противоположена.

- Неразумная душа принадлежит и животным, но нелепо было бы думать, что возможно единение Божества с животными.

- Наконец, если Сын Божий воспринял не полное человеческое естество, то невозможно спасение и обожение всего человека, оно, в таком случае должно простираться на одно только тело.

Поэтому во Христе необходимо признать две природы - Божественную и Человеческую. Эти две природы объединяются единством личности Христа. В Нем две природы и одна Ипостась. При таком понимании образа соединения двух естеств во Христе свойства одной природы порождаются другой, и Христу надлежит Божеское поклонение не только по Божеству, но и по человечеству, а Божия Матерь воистину есть Богородица.

Соединение двух естеств во Христе было существенным, оно было связано с полным взаимным проникновением обоих природ. Началось оно в момент зачатия во чреве Девы и с первого момента было полным без последовательного возрастания. Оба естества сохранили свои особенности без смешения. Единая личность во Христе образуется через связь Логоса с умом человека. Основною целью воплощения является обожение человека, которое Св. Григорий понимает не в смысле превращения человека в Бога, а в смысле развития в человеке свойств, составляющих образ Божий. Обожествление человеческой природы во Христе таинственно сообщается всему человечеству и является как бы закваской обожения всего человеческого рода. Вступая в единство со Христом все верующие после смерти и воскресения также достигнут обожения.

Говоря о значении смерти Христа Св. Григорий отрицает теорию выкупа людей у сатаны. Диавол владел ими не по праву, а по захвату. Поэтому нельзя допустить, чтобы для свержения его насилия необходима была смерть Воплотившегося Бога. Так же отрицательно относился он и к теории искупительной жертвы, ибо если Бог не допустил пролития крови Исаака, то может ли быть Ему приятна кровь Его Единородного. Христос умер для того, что бы сошедши во ад уничтожить власть сильного, освободить души умерших и своим воскресением даровать воскресение всем верующим.

В учении о загробной судьбе людей Св. Григорий близок к Оригену. Подобно этому мыслителю источником блаженства праведных он признает познание Бога и общение с Ним, а источником мучений - отвержение Бога и муки совести.

«Бог для одних свет, а для других огонь, смотря по тому, какое вещество и какого качества встречается в каждом».

Близок к мысли Оригена Св. Григорий и в учении об очистительном действии наказания огнем. Безболезненное очищение грехов подается в таинстве крещения, а согрешившие после принятия этого таинства должны пройти более тяжелый путь самоуничижения, поста и слез. Но не достигшие очищения в этой жизни подвергнутся крещению адским огнем, который попалит последствия всякого греха.

8. СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ НИССКИЙ

Св. Григорий был родным братом Св. Василия Великого, но по возрасту значительно его моложе. Св. Василия он именует своим учителем и отцом. Год его рождения неизвестен, также неизвестны и обстоятельства его детских лет и школьного образования. Ему не пришлось подобно брату Василию выезжать в центры просвещения, а ограничится посещением местной кесарийской языческой школы. Истины христианской веры он воспринял из уроков своего брата Василия. Свое образование он восполнил самостоятельными научными занятиями, благодаря которым при своей богатой одаренности он достиг многих результатов. В молодости он выступает учителем красноречия, увлекается светскою жизнью и вступает в брак с Феосевией, которая отличалась религиозным настроением и благочестием.

Но влияние сестры Макрины и Григория Богослова скоро направили его жизненный путь по другой стезе. Григорий принял на себя обязанности анагноста-чтеца, а после смерти Феосевии, удалился в монастырь, основанный Василием Великим, и затем этим Святителем он был посвящен в епископы небольшого города Ниссы, принадлежавшего к Каппадокийской митрополии.

Здесь ему пришлось вступить в жестокую борьбу с арианами, спасаясь от арианствующего наместника Понта Демосфена в 375 году он должен был бежать из Ниссы. Собор в Анкире, составленный из покорных правительству епископов обвинил его в растрате церковных денег и объявил низложенным. По распоряжению правителя Демосфена Григорий был арестован. Но, сильно страдая от грубого обращения солдат и от лихорадки, он бежал от стражи и скрылся в безопасное место.

Три года он вел скитальческую жизнь, носимый волнами, по его выражению, как кусок дерева, и лишь после смерти арианствующего Валента в 378 году смог вернуться в Ниссу и занять свою кафедру.

Он с торжеством был встречен народом. Однако оно было омрачено семейным несчастием: 1-го января 379 года скончался высокочтимый им брат Василий. А вскоре он похоронил сестру Макрину. Последнюю беседу с нею, ее кончину и погребение Св. Григорий описал в «Послании к монаху Олимпию» и в трактате «О душе и воскресении»

В 381 году Св. Григорий присутствовал на 2-м Вселенском соборе, где проявил себя в качестве одного из самых влиятельных его участников. К этому времени

относятся произнесение им двух проповедей - одной в честь Григория Богослова по случаю избрания его епископом Константинопольским и другой - надгробной на погребение Мелетия Антиохийского. Император Феодосии своим эдиктом в 381 году объявил Григория вместе с митрополитом Елладием Кесарийским и Отрием Митиленским хранителем православия в Понте. Все епископы, согласно этому распоряжению должны были иметь церковное общение с названными иерархами, если желали сохранить за собой кафедру.

После 2-го Вселенского собора Григорий был занят утверждением православия, для чего он должен был посетить многие церкви. Также по соборному поручению Св. Григорий посетил Аравийские церкви и Палестину, где содействовал прекращению церковных нестроений, вызванных главным образом ересью аполлинариев. Для поездки ему была предоставлена императором казенная колесница.

Посещение Иерусалима оставило у Григория очень тяжелое чувство. Его поразили враждебные отношения христиан друг к другу и Св. Кириллу Иерусалимскому, в своих писаниях он говорит, что паломничество в Св. Землю не заповеданы Евангелием, сопряжены с нравственными опасностями, особенно для девственниц и что вообще перемена мест не приближает к нам Бога.

В последующие времена Св. Григорий еще несколько раз посетил Константинополь, произнес здесь речи «О Божестве Сына и Святого Духа», надгробное слово над умершей шестилетней дочерью императора Пульхерией и супругой его Плакиллой. В это же время он познакомился с диаконисой Олимпиадой, почитательницей Св. Иоанна Златоуста. В 394 году Св. Григорий присутствовал на соборе в Константинополе, созванном для рассмотрения пререканий аравийских епископов. Это известие о Св. Григории было последним.

Св. Григорий Нисский, не обладая качествами практического деятеля, принадлежит к самым разносторонним и глубоким церковным писателям. Его творения можно разделить на пять разделов:


<< предыдущая страница   следующая страница >>