Конспект проведения дискуссии в рамках Декады социальных педагогов для учащихся 8-9-х классов «Права человека». Цели мероприятия - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Конспект проведения дискуссии в рамках Декады социальных педагогов для учащихся 8-9-х - страница №1/1

План-конспект проведения дискуссии в рамках Декады социальных педагогов

 для учащихся 8-9-х  классов

«Права человека».

Цели мероприятия:

1. Формирование правовых знаний, закрепление и совершенствование познаний учащихся в области прав несовершеннолетних.

2.  Развитие умения практического переноса теоретических знаний на конкретные  жизненные ситуации, формирование способа поведения в критических ситуациях.

3. Развитие интереса и познавательной активности учащихся в области правовых знаний.

      Участники игры 8-9 класс:

                                                               

     «Орлы справедливости»             «Спартак»
Девиз: «Наш девиз – не унывать, четко, твердо право знать!»

Девиз : «В атаку, «Спартак», , вперед! Мы вместе, а значит,  победа нас ждет!»

                                   Оборудование:

1. Задание «Соотнеси понятие».

2. Тестовый материал для команд.

3. Аудиозапись с фрагментами голосов.

4. Эмблемы команд, распечатка для жюри.

                              Методическая литература:

1. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию, 5 – 9 классы», М., «Вако», 2006 год.

2. Гордеева В.В. «Правовое воспитание, 9 – 11 классы. Разработки организационно-деятельностных игр», Волгоград «Учитель», 2007 г.



1.Вступительное слово. Сегодня  вы, ребята, выступите  в роли сыщиков, экспертов, криминалистов – одним словом, в роли знатоков права. Но самое главное – вы должны определить, как необходимо вести себя в правовом поле взрослых, чтобы не допускать правонарушений и не преступать границ. Правовые знания, закрепленные сегодня, помогут вам выработать способы поведения в конкретных жизненных ситуациях.

2. Представление команд.

3. «Соотнеси понятие». Конечно, настоящим юристам  не обойтись без прочных теоретических знаний. Начнем наш конкурс с самого серьезного задания: в течение 3 минут командам необходимо соотнести понятия, изучаемые в курсе обществознания 8 класса, с их содержанием.

         ( работа команд  с письменным заданием). Соотнесите понятие и содержание:



1.

общество

В

А. Семейный союз мужчины и женщины, который определяет взаимные права и обязанности.

2.

социум

Д

Б. Основной закон государства.

3.

этнос

Ж

В. Способ организации жизни людей.

4.

брак

А

Г. Ущемление в правах отдельных лиц или группы лиц по национальному, расовому, половому либо иному признаку.

5.

геноцид

Е

Д. Латинская форма слова «общество».

6.

расизм

З

Е. Уничтожение большой группы людей по национальным, религиозным, политическим мотивам.

7.

декларация

И

Ж. Греческая форма слова «народ».

8.

конвенция

К

З. Теория о превосходстве своей расы над другими.

9.

конституция

Б

И. Документ, не имеющий обязательной силы, в котором провозглашаются основные принципы.

10.

дискриминация

Г

К. Международное соглашение по важному социальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

4. Разминка для болельщиков. «Криминалистические загадки» - это прекрасная гимнастика для ума любого знатока права! Эти предметы и описания  принадлежат знаменитым сыщикам, а также литературным и киногероям. Поскольку сегодня вы являетесь коллегами, в течение 1 минуты определите, кому именно:

-  трость, трубка, скрипка, лупа (Шерлок Холмс);

-  котелок, жилет, трость, усики (Эркюль Пуаро);

-  планшет, фуражка (Анискин);

- современный литературный и киногерой. Его «отец» – Борис Акунин. Он –  сотрудник тайной полиции, участник всех  загадочных  событий  в Российской империи начала 20 века, знаток техники ниндзя ( Эраст Петрович Фандорин).

- Он почти неизвестен за границей, но был начальником отдела по борьбе с бандитизмом в МУРе. Гонялся за «Черной кошкой». Считал, что вор должен сидеть в тюрьме (Глеб Жеглов).

- Он самый деятельный и неустрашимый из всех агентов. У него есть свой знаменитый номер, а любое препятствие для него – пустяк (Джеймс Бонд).

- Он отважный полицейский. Его партнер – человек. Он – породистый пес (Комиссар Рекс).

- Он – герой, защитник будущего. Он необычный персонаж. Он – мутант (черепашка-ниндзя).

- Он – круглобокий. Его очень любят дети. Он ушел от бабушки (колобок).

-  Во всех русских народных сказках он борется со злом, при этом иногда нарушает права сказочных злодеев. Свой недюжинный ум маскирует нелестным прозвищем… (Иванушка-Дурачок).

4. Правовые ситуации.

По новой программе правового образования юридические тонкости предлагаемых жизненных ситуаций может четко разобрать даже шестиклассник. Но знания закона необходимы в любом возрасте, независимо от школьной программы. Поэтому сейчас мы совместно, опираясь на ваш жизненный опыт и уже приобретенные знания, попытаемся   проанализировать  точки зрения права и морали каждую конкретную ситуацию (в процессе обсуждения по каждому случаю ведется многоплановая, разносторонняя беседа; в этом и заключается дидактическая цель).

а) 16-летний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

 (Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст.173 КЗОТ.)

б) 12-летний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 12 лет, а я уже зарабатываю и имею карманные деньги. И друг мой Леша предпринимательской деятельностью занимается, имеет немалый доход. Только не ленись!» Имеют ли право 12-летний Олег и 17-летний Алексей заниматься предпринимательской деятельностью?

 (С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью.  При этом родители ответственности за него не несут. Ст.27 ГК. Дети с 6 до 14 лет могут совершать только мелкие сделки – без денег. Все остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Ст. 28 ГК.)

в) 3 ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому им все равно ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть?       (Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за особо тяжкие преступления – с 14 лет. Ст.105 УПК. Если правонарушитель не достиг возраста 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних.)

г) Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Подумаешь! Мне все равно ничего не будет!». Прав ли он? (Ст.135 КЗОТ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины ко всем администрация вправе применить следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.)

д)  На улице 16-летние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как  вы оцениваете данные действия и можно ли их наказать?

(Это расценивается как мелкое хулиганство, ст.158 АК., за которое предусмотрен штраф в размере до одного МРОТ; при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН)

е) Несколько школьников залезли в гараж, но, ничего не взяв, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции. Будут ли ребята наказаны?

(Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления, ст.31 УПК.)



5. Работа с тестом «Мы и закон». (раздается каждой команде). Жюри начисляет баллы за каждый правильный ответ.

                           Тестовый материал.

 1. Что такое закон?

       а) документ, регулирующий взаимоотношения людей;

       б) общепринятые нормы, обязательные для исполнения;

       в) наказание за преступление.

2. В чем цель наказания?

       а) посадить человека в тюрьму;

       б) предотвратить новые нарушения закона;

       в) наградить правонарушителей.

3. Правонарушение – это...

       а) нарушение закона;

       б) нарушение распорядка дня;

       в) нарушение режима питания.

4. Ребенок имеет право на...

       а) жизнь;

       б) общение с родителями;

       в) на защиту от голода и болезней.

5. С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью?

       а) с 18 лет;               б) с 7 лет;               в) с 20 лет.

6. Что обязан сделать милиционер при задержании несовершеннолетнего?

       а) сообщить начальству;

       б) сообщить родителям;

       в) сообщить классному руководителю.

7. Что такое дееспособность?

       а) способность пользоваться своими правами и отвечать за свои действия;

       б) способность иметь права и обязанности;

       в) так по-другому называется право на труд.

8. Спор с родителями – это...

       а) возможность выразить свое мнение;

       б) случай, когда дети и родители не понимают друг друга;

       в) желание доказать другим свою правоту.



6. «Твой правовой выбор» (задания для болельщиков). Можно хорошо знать теоретически, что такое хорошо и что такое плохо. Но зачастую жизнь ставит нас в очень непростые ситуации, когда очень важен выбор самого человека. Помните наш разговор о свободе и ответственности? О том, что ежедневно, ежечасно человек делает свой выбор и обязан сам нести за него ответственность? Как, не нарушая закон, правильно поступить в подобных ситуациях:

1. Представьте, что вы с друзьями приехали отдыхать на озеро. К вам подходят несколько пьяных мужчин, которые начинают оскорблять вас. Вот-вот дело перерастет в драку. Превосходство в физической силе явно на стороне хулиганов…

2.  Представьте, что вам позвонили друзья и предложили прогулять на следующий день уроки в школе, чтобы попасть на рок-концерт. Вам хочется попасть на концерт, вы боитесь обидеть отказом своих друзей, но прогуливать нельзя: положение в школе и дома  и так уже серьезное…

7.«Аудиокриминалистика». Работа со звуковым материалом – важная составляющая труда современных сыщиков. Иногда достаточно проанализировать несколько звуков, чтобы раскрыть громкое преступление! Ваша задача –  определить, чей голос звучит на пленке.

8. «Словесный портрет». Только что вы по описанию определили знаменитых персонажей. А сейчас вам предстоит самим составить словесный портрет любого человека, присутствующего здесь. Команде соперников предстоит отгадать, о ком идет речь.

9.  «Внимание и наблюдательность». Они являются основой профессии любого детектива и правоведа. Конкурсы:

1. «Зрительный ряд» (10 предметов – запомнить расположение, поменять местами).

2. «5 вопросов» - на наблюдательность (о школе, одежде, цветах…)

Пока идет работа над последним заданием, жюри подводит итоги.



10. Анализ мероприятия, подведение итогов игры. Награждение.



Название конкурса

Кол-во баллов за ответ

Максимальное кол-во баллов за конкурс







1.

Эмблема, название




3







2.

«Соотнеси понятие»

1

10







3.

Конкурс болельщиков (загадки)

1

5







4.

Правовые ситуации

1

3







5.

Тест «Мы и закон»

1

8







6.

К-с болельщиков « Твой правовой выбор»

3

3







7.

Аудиокриминалистика

1










8.

Словесный портрет

1

1







9.

«Зрительный ряд»

3

3







10.

«5 вопросов»

5

5







11.

ИТОГ:













                                Памятка для жюри.



Название конкурса

Кол-во баллов за ответ

Максимальное кол-во баллов за конкурс







1.

Эмблема, название




3







2.

«Соотнеси понятие»

1

10







3.

Конкурс болельщиков (загадки)

1

5







4.

Правовые ситуации

1

3







5.

Тест «Мы и закон»

1

8







6.

К-с болельщиков « Твой правовой выбор»

3

3







7.

Аудиокриминалистика

1










8.

Словесный портрет

1

1







9.

«Зрительный ряд»

3

3







10.

«5 вопросов»

5

5







11.

ИТОГ:













                                Памятка для жюри.



Название конкурса

Кол-во баллов за ответ

Максимальное кол-во баллов за конкурс







1.

Эмблема, название




3







2.

«Соотнеси понятие»

1

10







3.

Конкурс болельщиков (загадки)

1

5







4.

Правовые ситуации

1

3







5.

Тест «Мы и закон»

1

8







6.

К-с болельщиков « Твой правовой выбор»

3

3







7.

Аудиокриминалистика

1










8.

Словесный портрет

1

1







9.

«Зрительный ряд»

3

3







10.

«5 вопросов»

5

5







11.

ИТОГ: