Конспект открытого урока - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект открытого урока английского языка в 4 классе. 1 39.57kb.
Конспект открытого урока по физике по теме «Воздухоплавание» 1 57.85kb.
Конспект открытого урока в 6 классе по истории России (фгос) 1 70.53kb.
Конспект открытого урока: «Музыкальный театр» 1 36.93kb.
Конспект открытого урока по теме «Отношение христианина к природе» 1 130.06kb.
План-конспект открытого урока по русскому языку с использованием... 1 71.61kb.
Конспект открытого урока русского языка по теме «Лексика. Фразеология»... 1 173.58kb.
Конспект открытого урока в 2 классе по теме: «Путешествие в Лондон» 1 36.83kb.
Тесты по роману «Евгений Онегин» распечатать для проведения Максимов... 1 41.08kb.
Конспект открытого урока литературного чтения во 2 классе Тема: Н. 1 29.65kb.
Конспект открытого интегрированного познавательно-речевого и музыкального... 1 56.08kb.
"Кирилл и Мефодий первоучители славянские" 1 71.29kb.
- 4 1234.94kb.
Конспект открытого урока - страница №1/1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Хлебородненская средняя общеобразовательная школа


План – конспект открытого урока

Автор: учитель истории

Степанова Вера Викторовна

с. Хлебородное, 2013
Цель: познакомить с событиями жизни святителей Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки.

- привлечь внимание учащихся к русскому языку и литературе, к родной истории и культуре как важным факторам сохранения и развития духовных традиций и ценностей, укрепления живой связи поколений.


Учитель: 24 мая в 8 утра проводилась божественная литургия в Храме Христа Спасителя. Ее совершили Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, у которого в этот день именины, а также находящийся в нашей стране с официальным визитом Патриарх Константинопольский Варфоломей. По окончании литургии около сорока тысяч человек прошли крестным ходом от храма до Красной площади - к Покровскому собору. На Васильевском спуске процессию встретили школьники, студенты и представители общественных и религиозных организаций. Так широко был отмечен День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В Воронеже торжества состоялись 22 мая на площадке у Дома офицеров прошел гала-концерт городского фестиваля «Славянский стиль», посвящённого Дням славянской письменности и культуры. Перед зрителями выступили народные коллективы и представители Воронежской и Борисоглебской епархии.

24 мая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

Ведущий 1:

вызвал к себе царь Михаил двух учёных братьев - Константина и Мефодия и послал их в славянскую землю. Первоучители славян Кирилл и Мефодий родились и жили в Греции в г. Солуни в IX веке. Они славились своей учёностью и образованностью, глубокой верой в Бога и хорошим знанием славянского языка. Поэтому греческий патриарх Фотий и царь Михаил направили их проповедовать Слова Божие славянским народам на языке понятном им, поэтому-то мы и называем их равноапостольными, так как подобно ученикам Христа они несли слово Божие другим народам.

Ведущий 2:

Свершилось это в 863 году. Святые братья сложили письмена, изобрели славянскую азбуку. Кирилл, который с малых лет проявил большие способности и в совершенстве постиг все науки своего времени, а также изучил многие языки, на основе греческой создал славянскую азбуку. Он существенно изменил греческую азбуку, чтобы более точно передать славянскую звуковую систему, специально приспособленную для точной передачи славянской речи, и перевели Апостол и Евангелие. Вместе со своими учениками они перевели все Книги Священного Писания с греческого языка на язык, понятный каждому славянину. К нам на Русь церковнославянский язык пришел в 988г. после того, как князь Владимир принял святое крещение, а затем крестилась и вся Русь. "И рады были славяне, что услышали о величии Божьем на своём языке".

Ведущий 1:

В 861 году Константин -философ с дипломатической миссией отправился в Хазарию, остановился в Херсонесе Таврическом, в Крыму. Здесь он нашел Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами. Братья творили не на пустом месте.

Ведущий 2:

Малая горстка букв, принесённая братьями, дала в ту весну первые всходы. Глаголица – имя первой азбуки.
Ведущий 1:

Нет нужды объяснять значение своей азбуки, своей письменности. Это шаг к независимости. Князья и простые смертные собрались в этих стенах, чтобы услышать первое Богослужение на родном языке.


Ведущий 2:

Гайавата изобрел рисуночное письмо. Но рисунок можно, наверное, прочитать. Если написавший придавал знакам одно значение, а читающий – другое, то ничего хорошего из этого получиться не могло. На смену рисующему письму пришли

« священные знаки» - иероглифы. А затем жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы – значки только для согласных знаков. На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.

Наша русская азбука появилась на Руси вместе с богослужебными книгами Нового Завета.

Ведущий 1:

События первоначальной истории нашей Родины хранятся в сокровищнице народной памяти – « Повести временных лет ». На пергаментные листы этого рукописного храма отечественной жизни вписывались лишь важнейшие дела, свершения общерусского значения. Раскроем эту книгу на событиях, отнесенных летописцем к 988 году.

Войдем в слой родной истории более чем тысячелетней глубины. Среди многообразных дел этого года: штурм и взятие князем Владимиром византийского города Корсуня, его женитьба на сестре константинопольского императора Анне, переход в православную веру самого князя. Его дружины и части киевлян, свержение языческих кумиров …

И как самое ударное, завершающее год 988,- открытие в стольном Киеве дворцовой школы « Ученья книжного».

Возник центр книжной культуры, той, которая соединила Киевскую Русь со всей многовековой цивилизацией.
Учитель:

Так наряду с латинской, греческой и арабской школами на историческую арену выходит славянская школа. Рождение новой школы непосредственно связано с созданием славянской азбуки Константином (Кириллом) Философом и его братом Мефодием в 863 году. Первая школа, где велось преподавание церковнославянского ( иначе - старославянского ) языка, была открыта братьями в столице Моравийского княжества Велиграде. Ими было воспитано около 200 книжников. Их ученики стали открывать свои школы, учить других, и к концу века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке, который был понятен всем славянским народам того времени.

Первые школы создавались князьями, но уже в Киевской Руси сложились два типа школ: демократические школы мастеров грамоты, где учили упрощенный 32 – буквенный кириллический алфавит, и дворцовые, соборные, монастырские, где давалась 44- 45 – буквенная кириллица, отражающая все особенности церковнославянского языка.

Для лиц, избравших духовную карьеру, главным было овладение богослужебной и церковно-учительской литературой. « Книжное учение » было возможно там, где находились богатые собрания рукописных книг – при монастырях, епископских кафедрах, кафедральных соборах.

Ведущий 2:

В результате крещения Руси старославянский язык у восточных славян расцвел

« яко крин пречистый » и дал удивительные образцы одухотворенных и целомудренных сочинений, к которым затем обращались многие поколения наших дедов и отцов.

Без старославянского языка трудно себе представить развитие русского литературного языка. Старославянский язык, подобно латыни в западных романских странах, был всегда надежной опорой, гарантией чистоты и источником обогащения русского языка. Так, употребляя пословицу, « Устами младенца глаголит истина», мы совершенно не задумываемся над тем, что не используем при этом, по существу, ни одного « чистого » русского слова, и ощущаем лищь некоторую книжность этого мудрого изречения.

Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией. Разноцветные буквицы ( или инициалы ), заставки, иллюстрации, коричневые столбы текста вызывают мысль о рукописной книге как произведении искусства.

Ведущий 1:

Несколько слов о буквицах, обычно начинающих ту или иную главу рукописи.

Начертания буквиц славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глазами наших пращуров. Древнерусский книжник не просто украшал буквицу орнаментом, он прежде всего старался красиво передать мысль. Он не считал буквицу просто обозначением звука, для него очень много значило само начертание. Для древнерусского человека весь мир и даже само небо над головой было книгой, развернутым свитком, который не каждому дано прочесть.

Само начертание буквиц таило в себе чертеж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников – солнца и сердца. Эти буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они еще не стали книжными типографическими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на древе жизни.

Вижу Русь!

Торжественно – сурово

Вслушиваюсь в темную строку…

Так и есть.

Сначала было слово.

Это было « Слово о полку».

Ведущий 2:

Представляете: всего через два века после распространения письменности на Руси было создано первое крупное произведение древней художественной литературы « Слово о полку Игореве».

А теперь попробуйте вспомнить, что вам известно о нашей письменности:

1. Сколько букв было в Кирилловой азбуке 19 века?

2. На чем писали в древности?

3. Что служило материалом для письма?

4. Чем писали в древнерусскую эпоху?


Ведущий 1:

Алфавит всегда сравнивают с таблицей умножения: и то, и то нужно знать на зубок. Только если дважы два всегда было четыре, то буквы нашего алфавита на протяжении истории нашего государства меняли свое начертание и значение. Одни, послужив верой и правдой, исчезали, другие возникали. Третьи и по сей день являются предметом споров и обсуждений. О судьбах некоторых таких букв размышляет писатель Феликс Кривин.

Песенка о буквах,

Вышедших из употребления


Винник Ольга:

В любой старинной книжице

Ты можешь прочитать:

Жила на свете Ижица,

А с нею буква Ять.

Но время быстро движется,

И жизнь уже не та.

Где нынче буква Ижица?

Где Ять? И где Фита?

Без них правописание

Сумело обойтись.

Новейшие издания

Без них вступают в жизнь.

Уж так на свете водится.

Как говорил мудрец:

Когда без нас обходятся,

То значит, нам конец.
Современный русский алфавит вместо церковнославянского был введен Петром Первым в 1708 г. Его называют гражданской азбукой.

Ведущий 2:

Сейчас мы с вами проведём викторину:

Викторина

1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл?(Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)

8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества? (Киев)

9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники? (Глаголицей)

10.Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский)

11.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском языке. ( «Повесть временных лет», «Русская правда» - свод законов, «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.)

12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»

(По Указу Петра Первого)

13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

15.Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров)

16.Когда вышла его первая книга и как она называлась?(в 16в.,«Апостол»)

17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)

18.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке? (ё, й)

19.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию? (Михаил -III)

20.Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей» (Ломоносов)

21.К какой группе языков относятся славянские языки? (Индоевропейской)

22.К какому алфавиту восходит кириллица? (К греческому уставному письму)

23.На какие три большие группы подразделяются современные славянские языки? (Восточнославянские, западнославянские, южнославянские)

24.Как назывались церковные рукописи, «написанные русскими письменами», которые видел Константин в Корсуне (Крым)? (Евангелие, Псалтырь)

25.Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка (Остромирово Евангелие)



26.Когда образовались три самостоятельных языка: русский, украинский, белорусский? (В 13-16 в.в.)