Конспект нод по образовательной области «Познавательное развитие» «Весенние перемены в жизни диких животных» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект нод по реализации образовательной области "Познавательное... 1 70.27kb.
Конспект нод во 2й мл гр. «В гостях старичка Лесовичка» образовательная... 1 56.38kb.
Весенние красавицы 1 44.57kb.
Конспект нод. Коммуникация (развитие речи) «Знакомьтесь: поэт Валентин... 1 313.72kb.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной... 1 74.12kb.
Значение и свойства воды 1 41.65kb.
Занятие по познавательной деятельности на тему «Зима». Программное 1 36.09kb.
Конспект литературно-музыкального мероприятия по образовательной... 1 118.24kb.
Конспект организованной образовательной деятельности по области 1 42.12kb.
Задачи воспитания и обучения детей от 6 до 7 лет. Направление «Физическое... 2 441.64kb.
Развитие тонкой кишки на этапе новорожденности у телят костромской... 1 334.92kb.
Назарбаев интеллектуальные школы 1 20.18kb.
- 4 1234.94kb.
Конспект нод по образовательной области «Познавательное развитие» «Весенние перемены - страница №1/1

Управление дошкольного образования

Администрация города Глазова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №54»

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»

«Весенние перемены в жизни диких животных»

в подготовительной группе для слабовидящих детей,

для детей с амблиопией и косоглазием.

Автор:

Воспитатель I



квалификационной категории

Ильина В. В

Глазов 2014

Цель: Формирование представлений о переменах в жизни диких животных весной.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать представление о весне как о сезоне пробуждения природы; об изменениях, происходящих в жизни диких животных весной (линька, выведение потомства).

- Закрепить представления детей о зиме как сезоне, неблагоприятном для жизни животных и о том, как они приспособились к суровым зимним условиям.

- Учить видеть причинную зависимость одних явлений от других.

- Обогащение словаря: выводить потомство, жирное, сытное, зрячие, лежка, настовик.

- Активизация словаря: линять, лабиринт, проталины, просыпаться, вылезать, месяц, март, апрель, май, морозная, суровая, вьюжная, снежная, мягкая.



Развивающая:

- Развивать речь, память, мышление.



Воспитательные:

- Воспитывать положительное отношение к природе, животному миру; учить проявлять заботу и оказывать посильную помощь животным.

- Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности.
Коррекционные:

- Развивать прослеживающие функции глаз, мелкую моторику, зрительное восприятие целого, зрительное внимание, воспитывать умение менять мышечный тонус.


Ход занятия.

Дети сидят. Воспитатель загадывает загадку о весне:

«По полям бегут ручьи,

По дорогам лужи,

Просыпается медведь

После зимней стужи».

- Когда это бывает?

(весной).

- как вы думаете за окном у нас какое время гда? какое сейчас время года?

- Разложите, пожалуйста, по порядку картинки с названием зимних месяцев, а затем – весенних. (дети раскладывают карточки на фланелеграфе, называют месяцы).

- Предлагаю вам вспомнить, какая у нас была зима?

(Холодная, морозная, вьюжная, снежная…).

- Да, зима, действительно, была очень разная. Это красивое время года. Но в то же время, это было и самое трудное время, особенно для животных. Как вы думаете, почему? (ответы детей).

- Да, зимой животным было холодно и голодно. Что же помогло им пережить суровую зиму? (заготавливали запасы корма на зиму, накопили жир, поменяли, сменили шубки, подготовили место для зимовки, очистили кожу от вредных насекомых, паразитов, организм от вредных болезней).

- Но вот прошла зима со стужами. В марте начинает хозяйничать весна. Это время, когда в природе всё меняется. Какие же перемены произошли в природе? (день стал длиннее, греет солнце, на открытых местах появляются проталины…).

- А как вы думаете, изменилась ли с приходом весны жизнь животных в лесу? (ответы детей).

- Да, для зверей это очень хлопотное и ответственное время. Давайте заглянем что происходит весной в лесу?, чем заняты животные весной в лесу? Но пойдём мы туда не с пустыми руками. В лесу ещё много снега и поэтому многим животным по-прежнему не хватает корма. Посмотрите на поднос и выберете то, что может послужить кормом для животных.

(Д/и «Что лишнее?»)

Дети идут в импровизированный лес.

- Посмотрите, на снегу чьи-то следы.



Дети идут по следам, которые приводят к зайцу (мягкая игрушка).

- Вы знаете, как называется место, где отдыхает заяц?



(Лёжка).

- А что помогло зайцу спастись зимой от врагов, от холода?



(Белый густой мех, длинные ноги).

- Но скоро снег растает, а белый мех делает зайца заметным для врагов. Да и не нужен летом такой густой тёплый мех. Как же готовится заяц к лету?



(Линяет).

- Да. Весной начинается линька животных. У них выпадает густой подшерсток, который согревал их зимой, а тело покрывается более редкой шерстью, т. е происходит замена тёплой зимней «шубы» на более лёгкую летнюю одежду, в которой легче переносить летнюю жару. А зайцы, которые на зиму побелели, во время весенней линьки приобрели свою обычную, более тёмную окраску. А для чего они это делают?



(Чтобы не быть заметными для врагов).

- Посмотрите, а вот на кустах следы заячьей линьки – белые комки заячьей шерсти. Интересно, как поступает заяц, чтобы избавиться от белой шерсти: он начинает пробираться сквозь густой кустарник, стараясь освободиться от клочков выпадающей шерсти.

- Кто появляется ранней весной у зайчихи?

(Зайчата).

- Да, они рождаются пушистыми, зрячими. А вы знаете, как называют зайчат, которые появляются у зайчихи ранней весной?



(настовики).

- Почему?



(Потому что они появляются, когда бывают заморозки и снег покрыт по утрам настом).

- Вы знаете, что зайчиха кормит своих зайчат только один раз? А как вы думаете, почему?



(Чтобы своим запахом не привлекать к зайчатам врагов).

- Да, зайчата сидят под кустом притихшие, никуда не ходят. Мимо них проскачет другая зайчиха, остановится и накормит молоком. Молоко жирное и очень сытное. Зайчата ещё несколько дней будут сидеть на одном месте, а потом сами начнут есть молодую травку, греться на солнышке.

- Давайте изобразим пальчиками, как зайки скачут.
Физминутка для развития пальцевой моторики «Зайцы»

Скачет зайка косой



(указательный и средний пальцы правой руки вверх, остальные выпрямить и соединить),

Под высокой сосной



(ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены),

Под другою сосной



(пальцы левой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены),

Скачет зайка второй



(указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные выпрямлены и соединены).
- А теперь продолжим нашу прогулку. Вот и ещё чьи-то следы.

Воспитатель загадывает загадку:

- «Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил?»



(Белка).

- Да, это белка. Посмотрите, а вот и сама белка. Только шубка на ней какая-то странная, будто разорванная, вся в разных заплатах – то ли серая, то ли рыжая. Уж не побывала ли она в зубах у лисицы?



(Она линяет).

- Да, забот у белки с приходом весны много: нужно успеть сменить шерсть, подготовить гнездо. А как вы думаете, для чего белке готовить дупло – ведь холодная зима уже позади?



(Для маленьких бельчат).

- Да, бельчата рождаются голыми, слепыми, беспомощными – по 3-5. Начинают видеть только через месяц.

- Ну что ж, давайте не будем мешать белке и пойдём дальше. Посмотрите, вот ещё чьи-то следы. Кто их оставил?

(Лиса).

- А где живёт лиса?



(В норе).

- А вы знаете, почему весной у лисы тоже жалкий, неряшливый вид? Куда делась её красота?



(Лиса тоже линяет, у неё клочками выпадает шерсть).

- Весной лиса тоже выводит потомство. У неё рождается 4-6 слепых детёнышей, о которых она заботится: кормит молоком, вылизывает, согревает. Зорко следит она за лисятами, когда они выбежав из норы, играют. При опасности мать подаёт сигнал тревоги глухим, отрывистым звуком.

- «А ещё есть зверь лесной,

Он, ребята, очень злой.

Вы с ним даже не встречались,

Вы его бы испугались!

Угадайте! Это…

(Волк)».

- И в волчьей семье весной прибавление – появились слепые и глухие волчата. Сначала мать-волчица выкармливает их своим молоком. Когда волчата подрастут, родители приносят им мясо в желудке и, отрыгивая его, кормят малышей. Волк-отец учит волчат охотиться. А когда он сам выходит на охоту, все животные в лесу прячутся – совсем как на этой картинке. Как вы думаете, кто спрятался в лесу?


(Д/и «Найди, кто спрятался» цель: развитие восприятия целого, зрительного внимания).
- А сейчас изобразите, как злится волк, прячется от страха заяц, радуется лисичка.

(Упражнение для развития речевых и мимических движений).
- Давайте испугаем волка! Дети маршируют, громко хлопая над головой и громко топают на месте.

(Упражнение, регулирующее мышечный тонус).
- Угадайте, чьи это следы?

(Медведя).

- Да, весной просыпаются от долгого зимнего сна и медведи. Вылезают они сильно похудевшие. А кто выберется вместе с медведем из берлоги?



(Медвежата).

-А когда родились медвежата?



(Зимой).

-Да. А сейчас они уже чуть подросли. Медведица выбирается из берлоги, чтобы поискать на проталинках корни, прошлогодние плоды. А медвежата, накормленные молоком матери, засыпают. Но вот в берлогу просочился ручеёк… Холодно стало медвежатам, прижались они друг к другу, сжались в маленькие клубочки, греются друг о друга – им стало тепло.

- Покажите, как сначала им было холодно, а потом стало тепло, жарко.

(Игра «Холодно-жарко» для развития умения менять мышечный тонус туловища).
-Просочился холодный ручеёк и ещё в одну норку. Посмотрите на эти следы.

«Он, как ёлка, весь в иголках,

Ловит смело страшных змей».

-О ком загадка?



(О еже).

-Как зимовал ёж?



(Спал в норе).

-А как он встречал весну? Что делает ёж, когда просыпается?



(Весной ёж очень голоден и первым делом принимается поедать червей и насекомых).

-А как вы думаете, чем занята ежиха весной?



(Устраивает гнездо в виде шалаша из сухих листьев, мха).

-К чему готовится ежиха?



(К выведению потомства).

-Какими рождаются ежата?



(С белыми мягкими иголками, слепые и глухие. Но уже через сутки иглы у них твердеют и становятся такими же тёмными и острыми, как у матери).

-А чьих следов мы не встретили?



(Когда растает снег, из норы выйдет барсук).

-А как вы думаете, чем займётся барсук в первую очередь?



(Барсук очень чистоплотный зверь, он обновляет в своём жилище подстилку, выгребает мусор, чистит ходы).

-К чему готовится барсучиха?



(К выведению потомства).

-Какая нора у барсука?



(Длинная, с несколькими выходами на противоположной стороне, с жилой камерой в самом конце на глубине 2 м.).

-Скоро растает снег, давайте поможем барсуку выбраться из своей норы.



(Упражнение-лабиринт «Помоги барсуку» Цель: развитие прослеживающих функций глаз).
-Ну вот и пора нам возвращаться обратно. Но, прежде чем уйти, мы с делаем самое главное – мы оставим животным корм, который принесли с собой, ведь до того времени, когда зазеленеет трава, ещё нужно ждать, а зверюшкам сейчас голодно, тем более, что весной у них очень ответственная пора – выведение потомства, и мы должны помочь им.

(Д/и «Кому что» Дети достают из корзины корм и раскладывают к местам обитания животных, приговаривая: «Морковь, капусту, сено – зайцу, сушёные грибы, ягоды, фрукты – белке, свёклу, картофель – кабану, сено, соль – лосю»).
-А сейчас посмотрите ещё раз на лес, полюбуйтесь его красотой.

Коррекционная физминутка «Прогулка в лес» Цель: развитие прослеживающей функции глаз.
«Мы ходили с вами в лес, (ходьба по комнате)

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками)

Справа – берёзка стоит, (отводят руку в указанную сторону и смотрят)

Слева – на нас ёлка глядит, (отводят руку и прослеживают взглядом)

Вот и зайка проскакал, (скачут как зайцы)

От лисы он убежал.

Это – серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет! (идут широким шагом, поглядывая в разные стороны)

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдёт тогда он нас (приседают, прячась)

А медведь недавно встал, он в берлоге всё проспал! (имитируют сон)

В лесу красота и покой,

А нам пора уже домой (дети садятся на свои места).
-Понравилась вам прогулка в весенний лес? Что интересного, нового вы узнали?

(Ответы детей).

-А сейчас давайте изобразим животных, о которых мы сегодня говорили.



(Дети изображают животных).
На столе стоят подносы с различными материалами. Вы должны выбрать каждый свой, прочитав своё имя, сесть за стол и выполнить задание.

Задания на развитие мелкой моторики, зрительной памяти, восприятия целого:

  1. Вышивание на картоне контура животного;

  2. Выкладывание из семечек фигурки животного;

  3. Выкладывание фигуры животного из частей на фланелеграфе;

  4. Выкладывание целой картинки из разрезных картинок;

  5. Выкладывание пословиц о диких животных и весне из карточек слов («Волка зубы кормят, а зайца ноги носят, лису хвост бережёт», «Матушка весна всем красна»).

Подведение итогов.