Конспект лекций по дисциплине психология личности для слушателей заочного отделения - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект лекций. 2010г. 2 А. Кашкин. Священное писание Ветхого Завета. 1 204.9kb.
Учебно-методические материалы и задания для самопроверки для студентов... 2 540.07kb.
- 2 606.46kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 4 1158.1kb.
Рабочая программа по дисциплине 6 Краткий конспект лекций 21 Методические... 8 3195.94kb.
Методическое пособие предназначено для студентов I курса заочного... 5 1504.63kb.
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения, обучающихся... 3 965.62kb.
Рабочая программа дисциплины Биология Для слушателей подготовительного... 1 154.3kb.
Занятие № Теории личности в зарубежной психологии Концепция личности... 1 29.58kb.
Интенциональная организация семейного дискурса 1 392.78kb.
Конспект лекций по дисциплине «Технология и организация въездного... 1 489.29kb.
Занятие I. Романтизм как тип культурного сознания Задание 1 187.83kb.
- 4 1234.94kb.
Конспект лекций по дисциплине психология личности для слушателей заочного отделения - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

Начальник кафедры

подполковник полиции

______________А.И. Тузов

«___» ___________ 2013г.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

психология ЛИЧНОСТИ

для слушателей заочного отделения

Рабочая программа цикла ОПД ГОС ВПО

Специальность 050407.65 – Психология и педагогика девиантного поведения




Обсужден и одобрен на

заседании кафедры

Протокол №

от «___»_________2013г.







Подготовил:

доцент кафедры

психологии и педагогики,

Деева Н.А.



Краснодар

2013

Раздел 1. Категория личности в системе научной психологии.

Тема 1. Человек и его место в различных системах

Системно ориентированная методология человекознания. Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни. Система биологического вида гомо сапиенс его развитие в зеркале природы. Образ жизнедеятельности как системообразующего биологического вида. Структурно-функциональные качества биологического вида. Человек как носитель совокупности социальных системных качеств.В.П.Кузьмин об утилитарных функциональных качествах предметов и интегральных сверхчувственных качествах. Изучение феномена человека в процессе эволюции порождающих его систем и целевой детерминации. Изучение развития человека с опорой на закономерности историко-эволюционного процесса в природе и обществе (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе). Критерии прогресса живых и технических регулирующих систем (К.М.Завадский, В.И.Варшавский, Д.А.Поспелов). Жизненное значение эмоций и потребностей организма, в филогенезе (П.В. Симонов). Эволюционные закономерности антропосоциогенеза и этнических общностей (В.II. Алексеев, С.С. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, Г.II. Григорьев). Общие механизмы эволюции культуры (Э.С. Маркарян). Учение А.Н. Северцова о существовании двух различных типов прогресса в эволюции - биологического и морфофизиологического. Синергетика. Автопоэзис (У. Матурана).


Тема 2. Личность как одна из базовых категорий психологии, теории личности.

«Личность» - это одна из базовых категорий психологии, как отечественной, так и зарубежной. Почему это так? Что же придает этому понятию категориальный статус? И чем отличается понятие и категория? Категория это наиболее общее понятие, вокруг которого образуется множество взаимосвязей с другими понятиями, придает целостность какому-либо теоретическому знанию. В каждой научной теории должен иметься свой категориальный аппарат, иначе она не отвечает статусу теории. Наряду с личностью в психологии можно выделить и другие категории: деятельность, общение, человек индивид и др. Понятия и категории включают в себя обобщенные, абстрактные сущностные характеристики каких-либо явлений. С позиций категориально-понятийного аппарата мы объясняем феномены, т.е. он задает рамки для объяснения. Категория – это один из методологических уровней. Откуда берутся понятия и категории? (Рассуждение: от феномена к признаку и т.д., либо наоборот мы сразу задаем абстрактные рамки, которые строятся с опорой на другие понятия).

- это понятие помогает целостно подойти к изучению психики (представить психические процессы и механизмы в единстве, не как абстрактные, а как принадлежащие конкретному человеку);

- предполагает возможность изучения индивидуальности человека;

- помогает определить общие закономерности функционирования психики;

- предполагает возможность изучения психики человека во взаимодействии с окружающей средой.

Это понятие не возникает в процессе развития науки психологии, оно имплицитно представлено в древнем психологическом знании, со временем оформляется и, можно сказать, во многом определят направление развития психологии. Психологи, так или иначе, обращаются к этому понятию, пытаются создавать теоретические конструкты личности, с позиций которых, изучается человек, его психические процессы.

Этимология слова: persona (лат) – маска, личина, лик; (греч.) – драма.

Personality (англ.) – личность, индивидуальность.

Приведем несколько взглядов на понимание личности в психологии.

Карл Роджерс описывал личность в терминах самости, как организованную долговременную, субъективно воспринимаемую сущность. Составляющую самую сердцевину наших переживаний.

Гордон Олпорт определял личность как - то, что индивидуум представляет собой на самом деле – внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром.

Эрик Эриксон – личность – это факт результатов возрастных кризисов.

Реймонд Кеттел – определял личность как набор определенных черт, которые имеют индивидуальную сочетаемость и выраженность.

Альберт Бандура – личность – это сложный паттерн непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации.

В отечественной психологии в понимании личности отдается приоритет пониманию личности как социальному явлению. Можно сказать, что личность это – что формируется только в социуме и проявляется в нем.

В большинстве определений подчеркивается:

- индивидуальность человека;

- взаимоотношение с окружающим миром;

- характеристики, которые отвечают за устойчивые формы поведения человека;

гипотетическая структура или организация.

При изучении личности авторы, как правило, обращаются к таким понятиям как человек, индивид, индивидуальность, субъект. В зарубежной психологии мы найдем примеры, когда человек и личность понимаются как дно и тоже. В отечественной психологии впервые в категориальный аппарат ввел понятие «человек» Б.Г. Ананьев. На соотношение понятий человек, индивид, личность существуют различные точки зрения:

*Человек и человеческое – это сущность личности, тогда как сама личность – это явление в социуме, психологическое средство или орудие.

*Человек часто используется как собирательное понятие, куда входят индивид и личность.

*Человек как представитель биологического вида.

*Человек как представитель культуры.

Индивид – это представитель биологического вида со всеми присущими ему характеристиками этого вида, которые имеют специфику, характерную только для него.

Индивидуальность – это особенности конкретного человека, присущие только ему. Индивидуальность может проявляться на уровне индивида, личности и человека.



(Придумайте схему соотношения данных понятий. Можно ли их рассматривать по широте, взаимовключаемости?)

Критерии, по которым можно различать данные понятия: онтогенез, мера объема, отношение со временем, взаимосвязь с жизнедеятельностью.

Понятия человек, индивид, личность можно рассматривать как охватывающие различные уровни жизнедеятельности, а именно витальный, социальный, духовный (культурный). В теориях личности, которые мы будем рассматривать, нам стоит обратить внимание на то, каким образом там рассматривается сочетание витального, социального и духовного уровней существования личности, всегда личность выражается только на социальном уровне, какая существует взаимосвязь между этими уровнями и каков их генезис.

☼ При изучении личности психологами осуществляются попытки создания неких теоретических конструктов, которые бы задавали рамки для изучения и объяснения психологических феноменов. Что и принято называть в психологии теориями личности. Перед тем как начать говорить о теориях их компонентах и критериях оценки, хотелось бы поставить ряд вопросов, которые являются проблемными для психологической науки.

- Что такое теория?

- Возможно ли создание полноценных научных теорий в области психологии?

- Какие психологические теории Вам известны?

Теория – это совокупность и разворачивание определенных научных принципов в системе структурных элементов, понятий. Некая целостность, обобщенность. Теория задает поле для изучения феномена, определят рамки. Принцип – это «основа» замысел, кратко сформулированная теория, подход к исследованию.

Теория – (греч. Theoria - исследование) – система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности. Это духовный, мысленный «слепок», отражение и воспроизведение реальной действительности.

Теория – это система взаимосвязанных идей, построений, принципов, имеющая своей целью объяснение определенных наблюдений за реальностью. Теория не может быть правильной или неправильной, т.к. умозрительна.

Теория – принимается в научном мире как обоснованная и заслуживающая доверия в той степени, в какой результат наблюдений за феноменом согласуется с объяснением этого феномена, вытекающим из этой же теории.

Теории личности – это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе. Основными функциями теории личности являются объяснение и предсказание поведения. Нужно принимать во внимание и то, что теории личности составляют люди. Несомненно это накладывает определенный отпечаток на суть теорий. Какие же теории считать имеющими право на существование и оправдывающие статус теории.

В психологии, например, Зиглером и Хьеллом выделяются следующие критерии оценки психологических теорий, с позиций их значения для науки.

1. Верифицируемость теорий (проверяемость гипотез).

2. Эвристическая ценность (насколько теория может стимулировать проведение новых исследований).

3. Внутренняя согласованность.

4. Экономичность теории (каким образом производятся объяснения).

5. Широта охвата.

6. Функциональная значимость (насколько теория помогает решать реальные проблемы).

Кроме того, чтобы теорию личности назвать полноценной, в ней должны присутствовать следующие компоненты. Теория личности состоит из «минитеорий», каждая из которых фокусируется на отдельных вопросах или темах рассматриваемых психологией.



  1. Наличие структуры личности (черты, блоки, элементы и т.п.).

  2. Мотивация (описание тех сил, которые движут человеком).

  3. Развитие личности: онтогенез, личностный рост.

  4. Понятие нормы и патологии личности.

  5. Психокоррекция и способы изменения личности.

Данные критерии были выведены на основе анализа, сравнения и обобщения различных теорий личности.

Перед нами стоит цель проанализировать имеющиеся теории по выделенным критериям. Для этого мы с вами можем составить таблицу, в которую будем заносить сведения по каждому из критериев. Примерная таблица может выглядеть так (приложение), но вы можете внести в нее свои коррективы.


Тема 3. Исследование и оценка в психологии личности. Методы исследования. Методологические проблемы исследования.

Исследование и оценка в психологии личности. Методы исследования: наблюдение, эксперимент, методы опроса (анкета, беседа, интервью), тесты и др. Классификация и систематизация методов исследования. Методологические проблемы исследования. Теория и практика. Метод и методика. Техника и процедура. Оценка личности. Типы методов оценки.

Теория должна быть связана с практикой, если быть методологически верными (Возможен вопрос об уровнях методологии), гипотезы должны быть проверяемы на практике и результаты исследования объясняться при помощи рабочих определений. Рабочее определение содержит сущностные характеристики явления, которые исследуются при помощи конкретных исследовательских методик, содержащих измеряемые показатели. Кроме того, проведение исследования должно иметь определенную стратегию и модель.

В психологии личности выделяют несколько стратегий исследования:

- изучение клинических случаев;

- корреляционный анализ;

- формальный эксперимент.

Данные стратегии реализуются при помощи различных исследовательских методов:



  • наблюдение – один из основных методов при помощи которого возможно начинать любую осуществлять стратегию, но чаще применяется при изучении клинических случаев;

  • метод анамнеза – применяется для изучения истории болезни, истории жизни и т.п.

  • корреляционный метод – выявляет взаимозависимость переменных, но не причинную зависимость;

  • экспериментальный метод – применяется при экспериментальной стратегии и имеет различные модели (какие модели эксперимента Вы можете назвать).

От чего может зависеть выбор стратегии исследования?

Выбор стратегии исследования зависит от теории, проблемы, гипотезы, цели исследования.

Методы оценки феномена:

- интервью,

- самоотчет,

- тестирование и анкетирование.

Тесты могут быть проективные, одномерные, многомерные, ассоциативные, конструктивные и т.п.
Раздел 2. Теоретические подходы к изучению личности.
Тема 4. Психодинамическое направление в теории личности.

Психоанализ Зигмунда Фрейда: основания концепции и принципы. Соотношение понятий: бессознательное, предсознательное, надсознательное. Структура личности (ид, эго, суперэго). Инстинкт (влечение), виды инстинктов: либидо, мартидо. Распределение и использование психической энергии: модель напряжения-редукции, ущемленный аффект, катексис, катарсис, сублимация. Принцип удовольствия. Тревога. Развитие личности, психосексуальная периодизация, эрогенная зона, застревание. Защитные механизмы психики. Методы исследования в психоанализе (толкование сновидений, метод свободных ассоциаций).

Ответвления психоаналитического подхода: А. Адлер и К.Г. Юнг.

Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности. Аналитическая психология: основания концепции и принципы. Структура личности. Архетипы (эго, персона, анима и анимус, тень, самость). Установки. Интроверсия и экстраверсия. Психологические функции. Эго-направленность. Динамика личности. Процесс индивидуации. Трансцендентная функция. Сублимация и вытеснение. Символизация. Типичные исследования. Ассоциативный тест.

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности. Основные тезисы индивидуальной психологии. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое. Социальная принадлежность индивида. Индивидуальная субъективность. Чувство неполноценности и компенсация. Стремление к превосходству. Стиль жизни. Социальный интерес. Творческое "Я". Порядок рождения. Фикционный финализм.

Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности: Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни. Эрик Эриксон: эго – теория личности. Эго-психология: результат развития психоанализа. Эпигенетический принцип. Развитие личности: психосоциальные стадии. Исследование эго-идентичности. Эрих Фромм: гуманистическая теория личности. Основания концепции и принципы. Механизмы бегства. Позитивная свобода. Экзистенциальные потребности человека. Социальные типы характера. Карен Хорни: социокультурная теория личности: основания концепции и принципы. Развитие личности. Базальная тревога: этиология неврозов. Невротические потребности. Стратегии компенсации базальной тревоги. Ориентация на людей, от людей и против людей. Психология женщины.



Психоаналитическая теория З.Фрейда (1856-1939).

В теории Фрейда объясняется причинность поведения и динамичность психической энергии во взаимосвязи с биологическими факторами. Практически все постулаты фрейдовской теории, а также методы исследования подвергались критике. Можно много говорить о причинах критики и ее основаниях, но совершенно ясно одно: данная теория была настоящим взрывом в психологии того времени. Самой главной причиной критики теории была ее эвристичность, как это не парадоксально звучит.

Одним из исходных постулатов его концепции является представление о психическом как о специфической энергии. Следующая базовая идея состоит в том, что причины, вытесненные в силу каких-то причин в бессознательное, продолжают оказывать влияние на поведение. Опыт общения с И. Брейером и с многими другими видными учеными позволил Фрейду сформулировать еще одно, принципиально важное для него положение о сексуальной природе психологических трудностей и конфликтов.

В научном творчестве З. Фрейда можно выделить три этапа.

Структурная модель психического аппарата приходит на смену топической. Вместо трех уровней - бессознательного, предсознательного и сознательного выделяются Id (Оно), Ego (Я), Super-Ego (Сверх-Я). "Разделение психики на Оно, Я и Сверх-Я.

Теория Фрейда имела громадное значение для психологии ХХ в., поскольку в ней был сделан акцент на особенностях мотивации и ее собственно психологической интерпретации. Именно с момента возникновения классического психоанализа психология того времени обрела еще один, огромный пласт проблем, связанных с внутренней детерминацией человеческого поведения.

Защитные механизмы Я

Все механизмы зашиты имеют две общие характеристики: 1) они отвергают, фальсифицируют или искажают реальность; 2) они действуют бессознательно, так что человек не подозревает об их существовании.



Вытеснение.

Проекция.

Формирование реакции.

Фиксация и регрессия.

Методы исследования в психоанализе.

Два основных новшества, внесенных Фрейдом в стратегию исследования, заключаются в интенсивном изучении отдельных случаев и использовании метода внутренней согласованности при проверке гипотез.

Аналитическая психология К. Юнга (1875-1961)

Карл Густав Юнг - выдающийся швейцарский психолог и психиатр, основатель одного из самых известных направлений глубинной психологии - аналитической психологии. Будучи одним из учеников Фрейда, близких ему по духу, он тем не менее предложил свой обоснованный и проверенный опытным путем взгляд на психическую жизнь человека. Прекрасно зная восточную философию, мифологию и алхимию, он искал подтверждение своих гипотез в этих общечеловеческих, исторически складывающихся духовных формах человеческого существования. Теорию К. Юнга можно изложить по таким базовым теоретическим положениям, по которым он концептуально расходился с Фрейдом. Это - структура психики и бессознательного, представление о личностных типах, понимание либидо, представление о стадиях развития личности и их детерминации, о методах диагностики личностных проблем, роли сновидения для сновидца.

В структуре психики Юнг выделял следующие слои - Эго как центр сознания, сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Кроме структурных составляющих психики Юнг определяет ее функциональные возможности.

Согласно З. Фрейду, либидо - это сексуальная энергия, этот термин обозначает "количественную (хотя в данный момент и недоступную измерению сторону энергии влечений, связанных с тем, что понимается под словом любовь" (Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996. С. 220) . К. Юнг не был согласен с таким пониманием либидо, он полагал, что оно - есть психическая энергия вообще, не имеющая ни явно сексуального (по Фрейду), ни властного (по Адлеру) начала. Эротизация психики сужает возможности личности, "обезображивает культурного человека".

Индивидуальная психология А.Адлера (1870-1937)

Альфред Адлер - знаменитый австрийский психолог, который имея собственный опыт борьбы с физическими недугами с самого начала посвятил себя проблеме неполноценности органов, их компенсации и социальному интересу.

В 1895 г. Адлер закончил Венский университет и начал работать в Венском госпитале врачом. Он интересуется влиянием органических недостатков и социального окружения на психическую жизнь пациентов. В 1902 г. он знакомится с З. Фрейдом и начинает посещать кружок, который собирается по средам. В 1907 г. выходит его первая крупная работа "Исследование неполноценности органов".


  • Основными отличиями теории А. Адлера от теории З. Фрейда являются:

    • целевой детерминизм (в отличие от причинного у Фрейда);

    • признание изначально социальной природы человека;

    • стремление человека к совершенству

    • понимание психической жизни как целостной индивидуальности, движимой жизненными целями.

  • Теория Адлера основана на семи основных понятиях и принципах. Ими являются:

    • 1) чувство неполноценности и компенсация;

    • 2) стремление к превосходству;

    • 3) стиль жизни;

    • 4) творческое Я;

    • 5) порядок рождения;

    • 6) фикционный финализм.

Тема 5. Диспозициональное направление в теории личности: Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк.

Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности. Понятие личности. Черта личности. Общие черты в сравнении с индивидуальными. Типы индивидуальных диспозиций. Проприум: развитие самости. Функциональная автономия. Два вида функциональной автономии. Зрелая личность. Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности. Основания концепции и принципы. Структурные принципы. Источники данных для факторного анализа. Ганс Айзенк: теория типов личности. Основания концепции и принципы теории типов личности. Основные типы личности. Различия между интровертами и экстравертами.






Гордон Олпорт

Реймонд Кеттел

Ганс Айзенк

Компоненты теории личности

Диспозиционная теория личности

Структурная теория личности

Теория типов личности

1. Структура личности

Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление. Личность является открытой и саморазвивающейся системой, главное условие развитие личности – социум. Личность находится во взаимодействии с социумом. Каждая личность – это уникум, представленный определенным сочетанием черт (потребностей), trite, которые являются ее ядром. Черты делятся на основные – генотипические и инструментальные – фенотипические. Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Проприум или самость является системообразующим принципом личности.

Личностные черты составляют ядро структуры личности, которые обусловливают поведение и проявляются в нем. Черты обусловлены социальными и генетическими факторами и представляют собой психические структуры:

поверхностные черты - исходные, конституциональные – средовые, способности – темперамент, динамические, общие – уникальные.



Структура личности:

Тип (может иметь верхний и нижний предел проявления)

Суперчерты

Составные черты

Привычные реакции

Специфические реакции


Два основных типа: Экстраверсия – интроверсия, нейротизм – стабильность.


2. Мотивация

Потребность в постоянном развитии и совершенствовании. Стимул – черта – ответная реакция. Человек находится в поиске стимулов, способствующих проявлению черты. Черта – это обобщенное стремление к действию. Прошлое не влияет на мотивацию.

Совокупность черт личности обусловливает поведение человека.




3. Развитие личности

В основе развития человеческой личности лежит потребность взорвать равновесие в отношениях с социумом.

Развитие проприума проходит по следующим, последовательно сменяющим друг друга, направлениям: ощущение своего тела, ощущение идентичности, чувство самоуважения, расширение самости, образ себя, рациональное управление собой, проприотивное стремление, самопознание.









4. Психопатология

Не исследована.







5.Терапевтическое воздействие










6. Психическое здоровье

Работал в основном со здоровыми личностями и утверждал, что нельзя то, что изучено на клинических случаях переносить на здоровую личность. Характеристики здорового человека: широкие границы Я, теплые социальные отношения, эмоциональная неозабоченность и самоприятие, реалистическое самоприятие, опыт и притязания, способность к самопознанию и чувство юмора, цельная жизненная философия.







Критерии оценки










1. Верифицируемость

Верифицируемость достаточно слабая в связи с малой экономичность теории.

Создан опросник по выявлению исходных черт личности.

Использовались комплексы исследовательских методов, а также методы многофакторной обработки.

2. Эвристическая ценность

Идеографический метод изучения.

Подход основан на использовании точных эмпирических методов исследования. Факторный анализ.

Иерархическая структура личности.


3.Внутренняя согласованность

Каким образом связана теория черт с развитием проприума.

Достаточно узкая теория. Не проработаны многие компоненты теории.

Достаточно узкая теория. Не проработаны многие компоненты теории.

4. Экономичность теории

Нечеткие, неопределенные понятия, много концепций и внутренних противоречий.

Нужно учитывать многие факторы в их взаимодействии, чтобы предвидеть поведение человека.

Нужно учитывать многие факторы в их взаимодействии, чтобы предвидеть поведение человека.

5. Широта охвата

Здоровая личность взрослого человека.

Взрослые.

Взрослые люди и подростки.

6.Функциональная значимость

Изучение ценностей человека.

Изучение черт личности при помощи опросников. Шестнадцатифакторный опросник. Опросники позволяют исследовать большое число испытуемых.

Личностный опросник Айзенка

Тесты, изучающие уровень интеллекта. Опросники позволяют исследовать большое число испытуемых



Основные понятия

Черта, индивидуальная диспозиция, черта личности, проприум, самость, функциональная автономия, …..

Черта и различные виды черт, структурность черт.

Суперчерта, тип, черта, составные черты, привычные реакции, специфические реакции.

Принципы

Человек социально зависим,

Каждый человек – индивидуальность.

Концепция черты личности.


Структурный принцип,

Уникальность каждого.



Ведущими в развитии индивида являются генетические факторы.

Закономерности

Приобретаемая автономность черт личности в процессе онтогенеза, когда они перестают зависеть от социума и прошлого функциональная автономия.

Стадии развития индивидуума.

Диспозиционная структура личности.

Человек сам ищет социальные условия для проявления своих черт.




Уравнение спецификации – природа специфической ответной реакции человека зависит от наличной ситуации стимула и черт личности.

Поведение определяется чертами личности.


Тема 6. Взгляды на личность в контексте поведенческой психологии

Социальный бихевиоризм. Концепция личности в работах Б. Скиннера. Развитие личности как расширение репертуара поведенческих возможностей. Теория социального научения А.Бандуры. Порождение, функционирование и строение психической организации личности в процессе деятельности.


Тема 7. Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.

Абрахам Маслоу. Основные принципы гуманистической психологии. Мотивация: иерархия потребностей. Дефицитарная мотивация и мотивация роста. Метапатологии. Дефицитарный образ и метаобраз жизни: путь к совершенству. Вершинные переживания. Креативность. Самоактуализация. Карл Роджерс: феноменологичекая теория личности. Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации. Самореализация. Господство субъективного опыта. Я-концепция: "всё таки кто я?". Развитие Я-концепции. Я-реальное, Я-идеальное. Переживание угрозы и процесс защиты. Психические расстройства и психопатология. Полноценно функционирующий человек. Признаки здоровой личности.



Гуманистическая психология


Абрахам Маслоу

Карл Роджерс

Компоненты теории личности

Гуманистическая теория личности

Феноменологическая теория личности

1. Структура личности

Каждый человек – единое целое, уникальное и организованное.

Самость или Я – концепция – организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями (может быть осознаваемо и не осознаваемо). Я – дифференцированная часть феноменального поля, Я-концепция концепция человека о том, что он собой представляет. Я-реальное и Я идеальное. Структура Я действует по принципу фигуры и фона, пространственна, системна и интегративна, сознательна, это гормункул, «маленький человечек в голове», который контролирует наши действия.

2. Мотивация

Человек – желающее существо. Все потребности являются врожденными: физиологические, безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации (иерархичны и последовательно удовлетворяемы). Некоторые люди могут сами создавать иерархию потребностей, могут быть исключения из иерархии, одновременно могут быть актуализированы несколько уровней потребностей.

Дефицитарные мотивы (удовлетворение дефицитарных состояний – уменьшение напряжения) и мотивы роста (имеют отдаленные цели актуализировать свой потенциал – увеличение напряжения, стремление к метаценностям и метапотребностям).



Основной мотив – тенденция актуализации, т.е. сохранение и развитие себя. Данная тенденция выражается в различных поведенческих формах, берет начало в физиологических процессах организма, направляет развитие организма. Самоактуализация никогда не может быть полностью завершена.

Внутренняя система координат человека, т.е. его субъективный мир, его восприятие и переживание представляют его личную реальность и основу для действий.



3. Развитие личности




Не выделял стадий развития личности. На формирование Я-концепции влияет оценка индивидуума другими людьми, особенно в младенчестве и раннем детстве, эта оценка влияет на формирование позитивного и негативного образа себя. Я-концепция возникает при дифференциации феноменального поля, и в младенчестве регулируется организмическим оценочным процессом, далее формирование Я-концепции происходит через взаимодействие с окружением, со значимыми другими, основное содержание Я-концепции по природе является социальным. Условия для развития Я-концепции; потребность в позитивном внимании, условия ценности (часто причиняют ущерб развитию), безусловное позитивное внимание.

4. Психопатология

Преобладание дефицитарной мотивации, метапатология при деприваци метапотребностей (неспособность глубоко любить, стремление жить только сегодняшним днем, неумение ценить настойчивость в поисках личного совершенствования, неэтичное поведение, обесценивание жизни).

Повышенный уровень тревожности, гипертрофированы механизмы защиты Я-концепции (отрицание, искажение восприятия) - невроз, значительное несоответствие между Я-концепцией и текущими переживаниями, разрушение Я-концепции - психоз.

5.Терапевтическое воздействие







6. Психическое здоровье

Самоактуализирующиеся люди, живущие метаценностями и метажизнью.

Реализация своего потенциала человеком, обладание адекватной защитой Я-концепции. Характеристики здорового человека; открытость переживанию,экзистенциальный образ жизни, организмическое доверие, эмпирическая свобода, креативность.

Критерии оценки







1. Верифицируемость

Нет достаточной строгости формулировок, что затрудняет валидизацию теории.

Эмпирическое изучение Я-концепции, изучение клинических случаев и оказание помощи. Все эмпирические исследования направлены на разъяснение и понимание природы терапевтического процесса.

2. Эвристическая ценность

Новый взгляд на сущность человека (третья сила человека), теория возникла в противовес бихевиоризму и психоанализу.

Я – концепция, феноменальное поле.

3.Внутренняя согласованность

Проблема иерархичного удовлетворения потребностей (слишком много исключений), проблема взаимосвязи Д-мотивов и метапотребностей, проблема критериев здорового человека.

Достаточно четкая согласованность внутренних концепций.

4. Экономичность теории







5. Широта охвата

Здоровые саморазвивающиеся люди.

Терапевтическая помощь людям.

6.Функциональная значимость

Создан «Опросник личностной направленности»,

Критерии определения самоактуализирующихся людей.



Q-сортировка, клиетцентрированная терапия

Основные понятия

Самоактулизация, дефицитарные мотивы, мотивы роста, метапотребности (метаценности), вершинные переживания.

Тенденция актуализации, Я-концепция, самость, защита, позитивное внимание, феноменально поле.

Принципы

Свобода и ответственность, становление человека, неразрывная взаимосвязь человека и мира.

Принцип свободы и ответственности, концепция личностного роста, принцип субъектности (реальность воспринимается и интерпретируется человеком в данный момент времени)

Закономерности

Самоактулизация – раскрытие и реализация своего потенциала.

Тенденция актуализации основная движущая сила развития человека.


Тема 8. Теории личности в экзистенциальной психологии: Виктор Франкл, Ирвин Ялом, Людвиг Бинсвангер, Медард Босс.

Теории личности в экзистенциальной психологии: Виктор Франкл, Ирвин Ялом, Людвиг Бинсвангер, Медард Босс. Виктор Франкл. Человек в поисках смысла. Самотрансценденция как феномен человека. Пути нахождения смысла. Духовность, свобода и ответственность. Экзистенциальный вакуум. Экзистенциальный анализ. Основы логотерапии. Людвиг Бинсвангер и Медард Босс. Экзистенция. Экзистенциальные ценности. Структура существования. Бытие-в-мире. Бытие-за-пределами-мира. Основания существования. Миро-проект. Модусы бытия-в-мире. Человеческое существование в разделённом мире. Динамика и развитие существования.



Экзистенциальная психология – отрасль гуманистической психологии, которая изучает такие феномены, как проблемы экзистенции, времени, смерти, автономии, независимости, свободы, выбора, ответственности, коммуникации, любви, смысла, концептуальности, одиночества, а также бессмысленности человеческого существования. В своих исследованиях экзистенциальные психологи ориентируются на имманентно-экзистенциальный мир субъекта, его рефлексивность и мотивационную сферу, на проблему конгруэнтности его Эго с социально-онтологическими факторами и их взаимоизменениями.

Имманентное – пребывание чего-либо в самом себе, внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство.

Экзистенция – способ бытия человеческой личности (впервые было употреблено Кьеркегором), ядро человеческого «Я», придает личности ее уникальность и неповторимость. Благодаря экзистенции «Я» выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как «мыслящий разум», а как уникум. Экзистенция – это не сущность личности (не нечто определенное, заранее данное), а «открытая возможность». В экзистенции представлено бытие, которое является феноменологичным, где заключена нерасчлененная целостность субъекта и объекта. В экзистенциальной философии развивается понимание бытия не применимо к категориям субъективность и объективность. Для того, чтобы человек осознал себя как экзистенцию, раскрыл экзистенциальные ценности ему нередко необходимо оказаться в пограничной ситуации, например перед лицом смерти.

Бытие – существование чего-либо вообще. Онтология – наука о бытии и законах бытия.

Людвиг Бинсвангер (также Медард Босс, как сторонник его концепции) считал, что истинная экзистенция субъекта проявляется и реализуется лишь при осознании и присвоении им определенных ценностей (внедрения экзистенции в Эго), на основании чего субъект самостоятельно, автономно может выбирать жизненные стратегии и программы. Если субъект не открыт своему будущему, не обращается к экзистенциальным ценностям он начинает осознавать себя одиноким, проективные функции сворачиваются, он не прогнозирует своей дальнейшей жизни, блокируется рефлексия и потенциальные ресурсы. В таком случае возникают различные психоанамалии, неврозы, экзистенциальный вакуум. Только когда человек осознает себя самореализованным, автономным, свободным он может самозащищаться от неврозов благодаря расширению горизонтов обозримости (перцепции), выходу на более широкие контексты осмысления жизнедеятельности.

Виктор Франкл. Логотерпия – одно из влиятельных направлений в рамках экзистенциальной психологии. Борьба за смысл жизни является основной движущей силой человека. Для человека необходимо обнаружить смысл – логос – своего существования, именно смысл является признаком подлинно человеческого бытия. Отсутствие или потеря смысла создает экзистенциальный вакуум: человек теряет содержание своего существования, он испытывает скуку, предается пороку или испытывает тяжелые переживания. Источником вакуума является современный социальный мир.

Смысл имеет конкретное содержание, он индивидуален и составляет сущность существования человека. Он не может быть абстрактным, хорошим или плохим. Смыслы не даны человеку как таковые, он должен находить их в бытие, ставя и решая жизненные задачи. Обретение смысла делает человека ответственным за свою жизнь. Смысл можно найти только обращаясь к окружающему миру, а не в самом себе. Поэтому человеческое существование – это не самоактуализация, а самотрансценденция (выход за границы контекстного существования, за пределы, к высшим, предельным ценностям) – выход в духовное измерение, которое и есть смысл. Смысл достигается путем совершения деятельности, в заботе о других людях и любви к ним (чем больше человек забывает себя, тем больше он становится человеком, самим собой), в выработке четки жизненных позиций к различным ситуациям. Виды ценностей (стр. 431).

Ответственность – это то, перед чем нас ставит жизнь и чего мы стараемся избежать, это постоянный выбор одной возможности из многих, который человек совершает (стр. 424).

Критика фрейдизма и принципа удовольствия (стр428).

Духовность и трансценденция (стр.428-429).

Логотерапия считает своей задачей помочь пациенту в поиске смысла своей жизни (стр.437, 419, 420) Одним из методов данного направления является экзистенциальный анализ – это метод анализа и интерпретации субъекта с учетом его индивидуальных онтологических особенностей, представленных в экзистенциальных матрицах жизни. В той мере, в которой логотерапия позволяет обрести скрытый смысл своего существования, она является аналитическим процессом, направленным на поиск и реализацию смысла и актуализацию ценностей. Логотерапия применяется не только к больным, Но и к здоровым людям, чтобы убедить человека, что в любой ситуации жизнь имеет смысл и помочь мобилизовать ему свои ресурсы. Процедуры – логотерапевтические техники, диагностика экзистенциального вакуума (стр.424).


Тема 9. Понимание личности в отечественной психологии.

Л.С. Рубинштейн: принцип единства сознания и деятельности в развитии личности; отношения «человек-мир».

Теория деятельности: А.Н. Леонтьев. Личность как социальное явление. Структура личности. Узловые деятельности. Механизм сдвига мотива по цели. Ценности, смыслы, мотивы.

Теоретико-экспериментальное психологическое учение о человеке Б.Г. Ананьева. Структуры личности в работах В.Н. Мясищева. Интегративные подходы к личности (Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, Е.В. Шорохова). Концепция динамической функциональной структуры личности К.К. Платонова. В.С. Мерлин и структура личности. Диспозиционная структура личности В.А. Ядова. Личность как инобытие субъекта в деятельности и сознании других (А.В. Петровский). Личность как система смысловых образований.

Философские и общетеоретические подходы к пониманию личности человека (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский и др.). Поиски сущности личности. Единица психологического исследования. Принципы психологии личности. Единство личности, сознания и деятельности. Движущие силы развития человека. Мотивация и ценностно-смысловые образования. Доминанта как двигатель поведения (А.А. Ухтомский). Личностные и деятельностные аспекты мотивации (А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев). Направленность как главная характеристика личности. Проблема источника активности в различных концепциях: "динамическая тенденция" (С.Л. Рубинштейн); "смыслообразующий мотив" (А.Н. Леонтьев); "доминирующее отношение" (В.Н. Мясищев); "основная жизненная направленность" (Б.Г. Ананьев).
Раздел 3. Проблемы изучения личности.
Тема 10. Индивидные и индивидуальные свойства человека и особенности регуляции поведения

Понятие о конституции и конституциональном типе. Конституциональная типология Э.Кречмера. Конституциональная типология У.Шелдона.

Нейродинамические особенности индивида и темперамент. Представление о темпераменте в психологии. Типы темперамента и их психологическая характеристика.

Холистическая теория личности К.Гольдштейна. Основные законы бытия организма. Самоактуализация - ведущий мотив. Развитие личности в концепции К.Гольдштейна. Холистическая теория личности А.Ангьяла. Понятие «биосфера» в концепции А.Ангьяла. Структура биосферы. Измерения личностной структуры. Развитие личности в концепции А.Ангьяла.

Общая схема индивидных свойств человека (Б.Г. Ананьев), периодизация развития, индивид – личность – индивидуальность. Общие особенности регуляции поведения человека. Формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов (И.М. Палей, В. К. Гербачевский). Индивидные свойства (тип нервной системы, конституция, задатки, экстраверсия или интроверсия и т.п.) и диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально существенного приспособительного значения. Влияние превращения индивидных свойств в «знаки» на изменение их функции в регуляции динамики поведения и развития личности. Индивидные свойства человека как автономно регулирующиеся подсистемы индивида, подчиненные децентрализованному управлению. Значение централизованного и децентрализованного управления поведением. Общая активность индивида как психодинамическая характеристика его поведения и освоение внешней действительности (В.Д. Небылицин). Использование индивидных свойств в качестве «знаков», «средств», с помощью которых человек, овладевает и корректирует индивидные особенности, как основа происхождения «индивидуальных стилей» в онтогенезе поведения личности, компенсации, коррекции природных форм реагирования индивида при обучении различным профессиям. Индивидуальность личности и ее жизненный путь. Индивидуальный стиль как индивидуально своеобразная система психологических средств. Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением.

Развитие личности в онтогенезе от индивидуального мира личности через культурно-историческое развитие психики к социальному миру общества (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Е.В. Кузьмин, А.В. Петровский, Е.В. Шорохова, В.А. Ядов и др.). Личность в социогенезе. «Социально-исторический образ жизни» - источник развития личности. Роль «социально-исторического образа жизни» в развитии личности. Характеристики «социально - исторического образа жизни».


Тема 11. Онтогенетическое развитие личности

Периодизации развития. Методологические вопросы периодизаций развития. Периодизации развития и личность человека. Анализ периодизаций развития Д.Б. Эльконина, А.В. Петровского, В.И. Слободчикова, Д.И. Фельдштейна.

Характеристика онтогенетического развития личности. Общая характеристика и содержание основных компонентов структуры личности в онтогенезе. Персоногенез личности. «Мотивационно-смысловая ориентация» и «мотивационно-смысловая регуляция поведения», их роль. Теория мотивации А. Маслоу. Онтогенез поведения личности. «Содействие» и его роль в онтогенезе поведения.
Тема 12. Движущие силы и условия развития личности.

Движущие силы развития личности в различных психологических подходах: динамика инстинктов, стремление к превосходству и комплекс неполноценности, социальный интерес, творческая энергия, потребности и самоактуализация, смысловая динамика, противоречия, задачи на смысл , основная жизненная напрвленность.

Влияние деятельности на процесс формирования и развития личности. Отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития как основание личности. Деятельность как динамическая саморазвивающаяся иерархическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредствованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности (А.Г. Асмолов). Человек как активный «элемент» в системе общественных отношений. Совместная деятельность как основная детерминанта развития личности.
Тема 13. Влияние теоретических представлений на интерпретацию поведения человека и на методы исследования его проявлений.

Влияние теоретических представлений на интерпретацию поведения человека и на методы исследования его проявлений. Методы изучения личности. Методология методов изучения личности. Осознание себя как индивида, личности, человека. Индивидуальность. Самопознание и самоопределение. Личность человека в зеркале культуры. С чего начинается личность? Пределы и перспективы личностного роста. В поисках себя и собственной сущности.


Тема 14. Самоосуществление индивидуальности – условие и цель исторической эволюции общества

Общество и личность. Социализация как процесс становления личности. Влияние деятельности на процесс социализации личности в обществе. «Личностный выбор». Свобода и ответственность, их значение для регуляции деятельности личности. Проблема воли, волевая регуляция деятельности. Роль воли в регуляции деятельности сотрудников ОВД личности. «Личностный вклад» и «деяние» личности.