Конкурс научно-исследовательских работ молодых ученых и студентов «Модель мвф» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Xvii международная научно-практическая конференция для студентов... 11 1219.82kb.
Руководителю ноу общеобразовательного учреждения Календарь проведения... 1 114.96kb.
Научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «правовое... 1 16.65kb.
Союз студентов и аспирантов кгу новости о грантах, конкурсах, стипендиях. 1 143.77kb.
Аналитический центр «Экономика и финансы» 8 945.88kb.
Аналитический центр «Экономика и финансы» 21 2342.33kb.
Xviii международная научно-практическая конференция для студентов... 29 3037.86kb.
Научная конференция состоится на базе Омского государственного университета им. 1 53.74kb.
1 место — Розыев Мекан, гр. 1202; Науч рук.: к п. н., доц. Евдокимова А. 1 10.26kb.
Конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек... 2 402.07kb.
Конкурсе исследовательских работ обучающихся «Человек. Город. 1 35.54kb.
Программа шахматистка / Joueuse Каролин Боттаро / 2009 / 97’00 в... 1 56.13kb.
- 4 1234.94kb.
Конкурс научно-исследовательских работ молодых ученых и студентов «Модель мвф» - страница №3/4

До недавнего времени в России отсутствовал механизм страхования экспортных кредитов. В 2011 г. было создано Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), которое предоставляет страховое покрытие экспортных кредитов от предпринимательский и коммерческих рисков, а также инвестиций от политических рисков. По каждой экспортной сделке ЭКСАР вправе застраховать до 95% политического риска и 90% коммерческого риска [50].

Страховая емкость ЭКСАР составляет 300 млрд руб.. Единственным акционером ЭКСАР является государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности». Основными положительными чертами экспортного страхования является сравнительно низкая стоимость, так как обычно, страховая премия по полису меньше, чем стоимость использования других финансовых инструментов с элементами страхового обеспечения, например, документарного обеспечения аккредитива.


К вопросам совершенствования системы поддержки экспорта в 2011 г. подключилось созданное Агентство стратегических инициатив. В рамках национальной предпринимательской инициатив по улучшению инвестиционного климата оно разработало дорожную карту проекта «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» [6]. Особое место в карте занимает поддержка малого и среднего бизнеса, выходящего со своей продукций на внешние рынки. По расчетам разработчиков проекта, реализация дорожной карты позволит за 6 лет вдвое увеличить число организаций-экспортеров и существенно нарастить объемы российского несырьевого экспорта, выйти на показатель диверсификации экспорта, сопоставимый с аналогичными показателями для развитых стран, традиционно являющихся крупными поставщиками сырья на мировом рынке.

Реализация дорожной карты будет способствовать формированию широкого слоя конкурентоспособных, активных предпринимателей - экспортеров, в том числе из среды малых и средних предприятий, что позитивно скажется на состоянии конкуренции и делового климата в стране (рисунок 12). Уровень товарной диверсификации экспорта к 2020 г. планируется повысить на 7%.


Рисунок 12 - Темпы роста целевых показателей в 2012-2020 гг., %

Об успешности реализации проекта судить пока рано, но уже сегодня есть возможность выявить ряд проблемных мест действующей системы государственной поддержки экспорта. В первую очередь, хотелось бы отметить состояние промышленной инфраструктуры России, которое, безусловно, влияет на экспортное производство. Важное место в любом производстве занимает стоимость услуг и продукции отраслей монополистов, таких как электроэнергетика, железнодорожный транспорт, природный газ и др. Тарифы на электричество для промышленных предприятий неуклонно растут (рисунок 13).



Рисунок 13 -Динамика цен на электроэнергию для промышленных потребителей в 2000-2013 гг., центов за кВт.ч [10]

В 2012 г. цена электричества в России для средних промышленных потребителей составила 0,122 евро за кВт·ч — это существенно выше, чем в «старых» странах ЕС (15 государств), Северной Европы и США. Если сравнивать с США, наши цены выше в 2,5 раза, с Германией — на 41%, со средней ценой в ЕС (27 государств) — на 25%. Только в новых странах ЕС, а также в Италии и Турции электричество пока еще дороже, чем в России.

Значительно более низкая, чем в ЕС и в России, стоимость электроэнергии в США объясняется тем, что в этой стране цена природного газа и угля для тепловых станций, рассчитанная через ППС, как было показано выше, почти в два раза меньше, чем у нас. Это связано с тем, что на энергоносители в себестоимости производства электроэнергии приходится 50–70% на угольных ТЭС и 60–80% — на газовых. (Такие станции в США производят 65% всей энергии, в России — 67%. И газ, и уголь добываются внутри этих стран, расстояния от места добычи угля до ТЭС сопоставимы, а в цене газа для потребителей стоимость транспортировки в обеих странах не превышает 20–30%.)



Что касается тарифов на железнодорожные перевозки, которые являются неотъемлемым способом транспортировки как по внутренним, так и по внешнеторговым контрактам, то они тоже имеют тенденцию к росту. На сегодняшний день тариф составляет 70% от американского железнодорожного тарифа, а транспортное плечо, как известно, в России гораздо длиннее.



Рисунок 14 - Динамика железнодорожного тарифа на грузовые перевозки в

2001-2011 гг., центы за т.км [10]

Как видно из рисунка 14, средний тариф железнодорожных перевозок с 2001 по 2011 гг. вырос практически в 4 раза. Помимо высоких ЖД тарифов, состояние, пропускная способность российских железных дорог и низкая скорость перевозок также негативно сказываются на экспортных поставках. Эксплуатационная длина железнодорожных путей в России составляет, по данным на 2012 г., 85,5 тыс. км. В этом отношении Россия вторая после США, где в наличии 226,2 тыс. км. Для сравнения, в Индии - 64, Китае - 66,2, Канаде - 58,3тыс. км соответственно. 

Далее хотелось бы отметить существующую в России проблему неэффективного возврата НДС. Возмещение НДС по экспортным поставкам - распространенная практика во всем мире. Фактически экспортные поставки облагаются нулевой ставкой НДС, а кроме того экспортерам также возмещается НДС, уплаченный поставщиками комплектующих, использованных при производстве экспортных товаров. По сути, возмещение НДС по экспортным поставкам уравнивает фирмы из разных стран. Если российский экспортер не имеет возможности вернуть НДС по экспортной поставке, то он должен быть почти на 20% более конкурентоспособным, чем производитель из другой страны, работающий на своем внутреннем рынке. Поэтому не возмещенный НДС — это подножка российским экспортерам. Ситуация с возвратом НДС в России достаточно плачевна. Функция возврата НДС возложена на налоговые органы. Для того чтобы вернуть НДС по экспортной поставке, фирма-экспортер должна в очень жесткие сроки предоставить в налоговые органы большое количество подтверждений о факте поставки, о получении выручки, декларации разного рода. Затем налоговая служба в течение трех месяцев принимает решение — вернуть НДС или нет. Чаще всего данное решение отрицательное. В данном случае, следует заметить, что возникает конфликт интересов у налоговых органов, так как основная из задача – сбор налогов, а не возврат. Сложившаяся ситуация является результатом отсутствия в России эффективной системы выявления лжеэкспорта, которая способствовала бы полноценной реализации политики поддержки экспортеров.

Как показала оценка функционирования системы государственного стимулирования экспорта в России, существует огромное множество проблем, к решению которых государство должно приступить незамедлительно. Говоря о крупных российских экспортерах, следует отметить тот факт, что практически все они лишены какой-либо поддержки со стороны государства, тем самым государство лишает себя возможности в более короткие сроки создавать новые рабочие места, увеличивать налоговые поступления в казну, содействуя предприятиям в их деятельности. Безусловно, любое предприятие имеет свои собственные проблемы, и искать индивидуальный подход со стороны государства, для оказания содействия в их решении было бы практически, невозможно, эффективно действующая система поддержки экспортного производства в стране помогла бы фирмам-экспортерам преодолеть основные трудности.

Работа на мировом рынке является мерилом истинной конкурентоспособности и дает шанс самым эффективным фирмам расти и развиваться, задавая потом и тон на внутреннем рынке. Ставя преграды на пути эффективных фирм на зарубежные рынки, текущая политика России не позволяет работать эффективному рыночному механизму селекции, а в итоге, страна имеет дорогие некачественные отечественные товары, отсутствие диверсификации экономики, недостаток инвестиций в обрабатывающие сектора промышленности, отсутствие инноваций.


    1. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НА СТРУКТУРУ И ОБЪЕМ ЭКСПОРТА НА ПРИМЕРЕ ООО «УГМК-ХОЛДИНГ»

В данном разделе хотелось бы рассмотреть основные направления деятельности ООО «УГМК-Холдинг», а так же ряд проблем, с которыми компания сталкивается на пути к зарубежным рынкам, и предложить пути их разрешения.

Уральская горно-металлургическая компания основана в 1999 г. и объединяет более 40 предприятий различных отраслей промышленности, которые расположены в 12 регионах страны. В холдинг входят основные предприятия медной промышленности Урала по добыче сырья и производству меди. В настоящее время компания продолжает расширяться путем распространения своего влияния на предприятия отрасли. Что касается деятельности УГМК в сфере производства цветных металлов, то к основным видам деятельности можно отнести:

- добыча и переработка медного сырья и производство медных катодов;

- производство продукции повышенной степени готовности из меди и других цветных металлов: медная катанка, кабельная продукция, медные порошки, изделия из медных порошков, прокат цветных металлов, радиаторы и др.;

- извлечение содержащихся в медном сырье металлов: производство золота и серебра в слитках банковской чистоты, производство селена и теллура;

- производство химической продукции: кислота серная, медный купорос, никель сернокислый, ксантогенат;

Уральская горно-металлургическая компания является одним из крупнейших производителей меди в России, которая периодически делит свое лидерство с Норильским никелем. С 2011 г. УГМК выпустила 382,5 тыс. т меди и впервые опередила конкурента, с тех пор она продолжает отстаивать свои позиции на рынке меди. В 2012 г. вновь удалось удержать лидерство над Норильским никелем в отечественном производстве меди с результатом в 389,9 тыс. т [44].

УГМК являлась 37-ой в рейтинге крупнейших компаний Эксперт-400 по итогам 2012 г., что на 2 позиции ниже, чем в 2011 г.[45]. С начала 2000-х гг. и до кризиса 2008 г. УГМК стабильно входила в ТОП-30 этого списка, но в кризисные годы компания утратила свои позиции, после чего сумела восстановить свои позиции и выйти на прежний, докризисный уровень.


Рисунок 15 – Объем реализации ООО «УГМК-Холдинг» в 2001-2011 гг., млн долл.22

Что касается ключевых активов холдинга, то они сосредоточены в горно-добывающей отрасли, цветной металлургии и машиностроении. Подробная структура УГМК представлена в Приложении А. На долю УГМК приходится порядка 41,6% российского производства меди (Норильский никель – 39,8%, Русская медная компания-18,6%), 25 % отечественного рынка проката цветных металлов, более 50% европейского рынка медных порошков, более 40% отечественного производства цинка [9]. В организациях компании  трудится около 90 тыс. человек, значительная часть которых занята в сырьевом и металлургическом комплексах холдинга. Что касается положения УГМК на мировом рынке катодной меди, то на сегодняшний день это 1,9% от мирового производства [10].

ОАО «Уралэлектромедь» – ведущий в России производитель рафинированной меди, 82% акций которого владеет ООО «УГМК-Холдинг». Для производства рафинированной меди «Уралэлектромедь» использует в основном давальческое сырье, доля которого составляет более 90%. По большей части в виде давальческого сырья используется черновая медь с других предприятий УГМК. «Уралэлектромедь» имеет дочернее предприятие по добыче медной руды (доля по содержанию меди не более 3% в общих поставках сырья) и мощности по производству черновой меди. Однако рафинированной меди из собственного сырья (черновая медь, медный лом) выпускается менее 10%. Текущие мощности по производству рафинированной меди у компании составляют 530 тыс.т в год, что значительно выше, чем в 2011 г. за счет увеличение мощностей с 380 тыс. т (рисунок 16).

Рисунок 16 - Производственные показатели и прогнозы ОАО «Уралэлектромедь» в 2006-2016П гг., тыс. т23

2011 г. «Уралэлектромедь» завершила с показателем 260 млн долл. чистой прибыли, что в 1,6 раза больше, чем в 2010 г. и составляет более 85% прибыли всего «УГМК-Холдинг» [47]. В период 2012-2016 гг. ожидается снижение прибыльности компании – на фоне стабильных цен на медь, закладывая значительный рост удельных издержек за счет увеличения стоимости материалов, электроэнергии и топлива.

В целом производство рафинированной меди в России растет опережающими темпами по сравнению с добычей медной руды, это свидетельствует о том, что в будущем отрасль может столкнуться с дефицитом необходимого сырья отечественного производства. Российские предприятия часть необходимого медного сырья вынуждены импортировать, в частности, из Монголии и Казахстана.

Проведенный мною анализ деятельности предприятия, а так же изучение проблемы государственной поддержки экспортеров позволили мне сделать вывод о том, как государство может поспособствовать наращиванию объемов экспорта и повышения уровня конкурентоспособности продукции на предприятии и в России в целом. В первую очередь хотелось бы перечислить проблемы, с которыми сталкивается медная промышленность в России, а затем предоставить пути их решения.

К причинам недостаточной конкурентоспособности отечественной медной промышленности следует отнести достаточно сложное состояние минерально-сырьевой базы, высокий уровень цен на продукцию и услуги отраслей-монополистов: электроэнергетики, газовой промышленности, железнодорожного транспорта. Конкурентоспособность продукции металлургической промышленности во многом определяется стоимостью продукции и услуг отраслей-монополистов.

Следует отметить, что в условиях, когда структурная перестройка российской медной промышленности еще не завершена и энерго- и ресурсоемкость производств является более высокой, чем у зарубежных производителей, дальнейший опережающий рост цен и тарифов естественных монополий неизбежно превратит подавляющее число предприятий цветной металлургии в убыточные. Это приведет к вынужденному резкому сокращению поставок металлопродукции на экспорт, значительному снижению объемов производства, увольнению десятков тысяч трудящихся и осложнению социальной обстановки. Электроэнергетическая отрасль России работает чрезвычайно неэффективно. По этой причине, необходимо разработать специальные мероприятия по замораживанию цен на электроэнергию с последующим снижением минимум на 25% — до среднего уровня в ЕС. В частности, нужно вводить жесткий контроль над тарифами и платой за присоединение, стимулировать повышение эффективности электроэнергетической отрасли, снизить объемы инвестиций в цене электроэнергии для потребителей. Кроме того, остро стоит вопрос об оптимизации распределения этих инвестиций между различными типами генерирующих мощностей и сетями. В первую очередь они должны быть направлены на модернизацию и техническое перевооружение серийных энергоблоков газовых ТЭС с переводом их с паротурбинного цикла на парогазовый, а также на модернизацию сетевой инфраструктуры. Относительно небольшие инвестиции приведут к росту КПД в полтора раза, в частности в полтора раза снизится расход газа на производство 1 кВт·ч энергии. В целях оптимизации цен и тарифов на продукцию и услуги отраслей-монополистов и обеспечения роста производства на предприятиях металлургической промышленности необходимо установление пределов роста цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий на среднесрочную перспективу (3-4 г.) на основе единой методики с целью расширения периодов планирования хозяйственной деятельности металлургическими предприятиями - крупными потребителями продукции и услуг монополий.

В случае с железнодорожными тарифами найти решение проблемы достаточно проблематично, так как в данную систему сложно привлечь инвестиции. Никакой частный бизнес не готов ждать 10-20 лет, пока его вложения окупятся, сегодня, на частные деньги приобретают вагонные парки, автомобили, логистические центры и т.п., линейная же инфраструктура (пути) финансируется государством.

Что касается выгод для ряда российских предприятий от вступления в ВТО, то следует отметить то, что на сегодняшний момент ситуация изменилась мало. Экспортные пошлины на медь по-прежнему составляют 10%, из-за чего «УГМК-Холдинг» вынуждено экспортировать медную катанку, имеющую нулевую ставку пошлины. Что в свою очередь ведет к дополнительным затратам со стороны организации, так как в последствии, чаще всего, приобретенная катанка и используется как медное сырье.

Важно отметить что, себестоимость производства ежегодно растёт из-за инфляции, индексации заработной платы, роста тарифов монополий. Но самое главное – вместе с ростом цен на Лондонской бирже растут цены на сырьё, в первую очередь на медный лом. Поэтому рентабельность УГМК даже при высоких ценах на медь не превышает 10% (код ТН ВЭД 7403). Кризис 2008-2009 гг. привел к накоплению задолженности по взятым долгосрочным инвестиционным кредитам. Высокие цены 2011-2012 гг. позволили уральским производителям  финансировать текущие инвестиционные программы и обслуживать проценты по кредитам. Но погашение основного долга если и происходит – то очень медленно. В результате "дельта" между ценой продажи металла и его себестоимостью растёт много медленнее, чем мировые цены на медь. Её едва-едва хватает на модернизацию предприятий, без которой невозможно сохранение конкурентоспособности (в расчёте на тонну меди ежегодные инвестиции - около  700 долл.). Так что в случае уральских медных предприятий пошлины изымают не сверхприбыль, они изымают эту самую небольшую "дельту", т.е. средства на модернизацию предприятий. Следствие понятно – темпы отставание предприятий от мировых лидеров будет не сокращаться, а нарастать, вплоть до того момента, когда оно станет не просто необратимым, но и губительным.

В данном случае решением может стать применение дифференцированных ставок экспортных пошлин на катодную медь. Так как медь является биржевым товаром, то следует отметить, что биржевые цены имеют тенденцию колебаться — в зависимости от внешних и внутренних условий. Дифференцированная ставка экспортной пошлины стала бы оптимальным решением данного вопроса, уменьшается цена - уменьшается и ставка пошлины, растёт цена – растёт и пошлина. С другой стороны, платить металлургам осталось не долго, по нормам ВТО Россия должна отменить экспортные пошлины на цветные металлы в 2015 г.

Одной из причин недостаточной конкурентоспособности отечественной металлургии также является сложное состояние минерально-сырьевой базы. В целом конкурентоспособность рудно-сырьевой базы отечественной металлургии ниже, чем у ведущих стран, формирующих мировой рынок. Это обусловлено более низким качеством добываемого минерального сырья по большинству металлов, а также, более сложными горно-геологическими и экономико-географическими условиями разработки месторождений. Основу сырьевой базы отрасли составляют 11 медно-никелевых месторождений Норильска и Кольского полуострова (почти 44% всех запасов России), 54 колчеданных медно-цинковых и полиметаллических месторождений, расположенных на Урале и в Западной Сибири (28,6% запасов страны), и Удоканское месторождение медистых песчаников (21,6 Сырьевая база меди по ряду крупнейших месторождений России представлена в таблице 11.

Таблица 11 – Сырьевая база меди крупнейших месторождений России в 2012 г.24

Месторождение

Геолого-промышленный тип

Запасы, тыс. т

Доля в балансовых запасах России, %

Содержание меди в запасах, %

Октябрьское

(Красноярский край)



Сульфидный медно-никелевый

21001,3

23,6

1,7

Талханское

(Красноярский край)



Сульфидный медно-никелевый

10751,8

12,1

1,12

Удоканское

(Забайкальский край)



Медистые песчаники

19954,2

22,4

1,56

Гайское

(Оренбургская обл.)



Медно-колчеданный

5169,1

5,8

1,3

Быстринское

(Забайкальский край)



Медно-скарновый

2073,4

2,3

0,78

Подольское

(Республика Башкортастан)



Медноко-лчеданный

1718

1,9

2,11

Юбилейное

(Республика Башкортастан)



Медно-колчеданный

1512,7

1,7

1,74

Волковское

(Свердловская обл.)



Ванадиево-железо-медный

1778,1

2,0

0,74

Основной мерой поддержки развития рудно-сырьевой базы металлургии должно стать совершенствование законодательной базы по недропользованию в направлении дифференциации ставок налогообложения на добычу полезных ископаемых в части руд цветных металлов в зависимости от условий разработки, что предполагает внесение изменений в 26 Главу II части Налогового Кодекса, а также исключение из налогооблагаемой базы налога на имущество специфических неликвидных для горно-обогатительных предприятий объектов. Важным фактором развития металлургической промышленности с позиций ее ресурсного обеспечения является расширение использования вторичного сырья - лома и отходов цветных металлов. Использование лома при производстве металлов приводит к экономии энергоресурсов, сырья, материалов, повышает эффективность использования технологических агрегатов, снижает вредное воздействие на окружающую среду.

Наряду с этим, на рынке вторичных металлов получили распространение правонарушения, связанные с хищениями готовой продукции и изделий из металлов, приводящие к значительным потерям для предприятий энергетики, железнодорожного транспорта и других отраслей экономики.

Таким образом, нормативная правовая база, позволяющая навести порядок в сфере оборота металлолома существует, однако она используется не в полной мере (допускается выдача лицензий на отдельные элементы вида деятельности и прием в эксплуатацию объектов, не отвечающих установленным требованиям, продолжают функционировать территориально обособленные приемные пункты лома цветных металлов, продолжается прием от населения не бытового лома и т.д.).

В целях совершенствования организации сбора и переработки лома и отходов цветных необходимо широкое использование инструментов лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов, внесение поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающих усиление ответственности за нарушение правил обращения с ломом, организация постоянного контроля за соблюдением правил обращения с ломом и положений о лицензировании, а также введение государственного федерального статистического наблюдения за объемами заготовки, переработки и реализации лома и отходов цветных металлов.

В общем виде, перспективы развития и модернизации металлургической промышленности в значительной мере зависят от возможности формирования у металлургических компаний собственных финансовых источников и привлечения заемных средств, что, в свою очередь, связано с совершенствованием законодательства в области инвестиционной, тарифной, инновационной и бюджетной политики, внешнеэкономической деятельности, налогообложения, ценообразования и ряда других сфер.

Следует отметить, что для развития цветной металлургии стране необходимо переходить на инновационный путь развития отрасли, именно на эту «дорогу» встали предприятия УГМК, но, к сожалению, не все предприятия отрасли способны в краткосрочной перспективе реализовать проекты по внедрению новых технологий. Для этого со стороны государства необходимо создание Федерального центра науки и высоких технологий в области цветной металлургии на базе ведущих государственных научных центров в области металлургии и металлургического машиностроения с привлечением академических и образовательных институтов, на которые будут возложены, в том числе, функции по государственному аудиту и сертификации существующих горных технологий. Что касается ООО «УГМК-Холдинг», то за 2012 г. компанией был реализован ряд проектов (таблица 12).


Таблица 12 – Основные инвестиционные проекты, реализуемые ООО «УГМК-Холдинг»25

Проект

Цель проекта

Сроки реализации, гг.

Ориентировочный объем инвестиций,

млн долл.



Строительство нового цеха электролиза меди в ОАО «Уралэлектромедь»

Создание нового производства на базе установки 448 электролизных ванн современной конструкции из полимербетона; эксплуатация оборудования в течение 20 лет без ремонта

(Приложение В)



2008-2012

146

Расширение и техперевооружение обогатительной фабрики Гайского ГОКа

Увеличение мощности обогатитель-ной фабрики от 5,5 до 8 млн. т руды в год; увеличение извлечения меди и цинка из руд на 2 и 3%, соответст-венно

2012

50

Увеличение объемов производства цинка на заводе «Электроцинк», строительство нового цинкового завода (мощностью 150 тыс. т)

Увеличение мощностей по произ-водству цинка не менее чем на 170 тыс. т

2015

350

ОАО «Кировский завод по обработке цветных металлов» (УГМК) Проектная мощность 11 тыс. т в год

Увеличение объемов производства плоского проката, в том числе для радиаторов современных конструкций

2008-2012

25

<< предыдущая страница   следующая страница >>