Класс: 1 Программа: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой Тема: Чем сильны доброта и дружба? - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по литературе под редакцией Коровиной в я. М.: Дрофа, 2007... 1 189.93kb.
Литература для учителя: Программа общеобразовательная умк под редакцией Н. 1 226.17kb.
Образовательная программа «Начальная школа 21 века» 1 73.04kb.
Программа история России. XX – начало XXI века. 9 класс (47 ч) 2 505.66kb.
Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии... 1 87.08kb.
Пояснительная записка литература, 5 класс рабочая учебная программа... 3 668.23kb.
Помещики «расточители» ипомещики «накопители» в поэме Н. Г. 1 153.33kb.
Программа по литературе для 5-9 класса на 2013-2014 Учитель Хабибуллина Г. 3 826.75kb.
Программа выездной сессии редакции журнала «Дружба народов» 1 22.82kb.
Учебник для общеобразовательных учреждений// В. И. Уколова, Л. 1 167.9kb.
Рабочая программа по литературному чтению Предмет: литературное чтение... 5 1461.19kb.
Владимир Сутеев Елка 1 143.15kb.
- 4 1234.94kb.
Класс: 1 Программа: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой Тема - страница №1/1

Предмет: Литературное слушание
Класс: 1
Программа: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой
Тема: Чем сильны доброта и дружба? (по сказке В. Г. Сутеева «Мешок яблок»)
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием подводящего диалога

Цель в эмоционально-ценностной практике:

создать благоприятные условия для открытия детьми того, что доброта и дружба соединяют людей и вместе они становятся сильнее, а жадность, зависть разъединяют, делают человека одиноким.



Учебные задачи:

- формировать понятие о дружбе, доброте, отзывчивости;

- вырабатывать доброе отношение к героям сказки;

- учить характеризовать героев сказки;

- учить правильно называть произведение.

Учебные умения:

- выражать своё отношение к положительным и отрицательным поступкам героев;

- правильно называть произведение, определять жанр и тему.

Оборудование:

- для учителя: сказка В. Сутеева «Мешок яблок»;

- для учащихся: карточки с отрывком из произведения В. Сутеева «Мешок яблок», напечатанные букварным шрифтом; цветные карандаши; бумага; пластилин.

Структура урока.


  1. Создание положительного эмоционального настроя на уроке.

  2. Слушание нового произведения.

  3. Выявление первичного восприятия.

  4. Упражнение в моделировании обложки произведения.

  5. Повторное слушание.

  6. Работа с содержанием произведения.

  7. Упражнение в чтении.

  8. Обобщение. Изготовление книжки-самоделки.

  9. Рекомендации для самостоятельной работы (выбор по желанию).

Обоснование выбора темы.

Ещё М.Горький писал: «Книга - источник знаний». И на самом деле, огромный объём знаний, полученный нами, мы берём из литературы. К большому сожалению, сейчас, в век технического прогресса, учителя сталкиваются с проблемой нечитающих детей. Большое значение я придаю урокам литературного слушания, т.к. именно на них дети учатся «искусству слышать» сказку, рассказ, стихотворение. Я считаю, что, научив ребёнка слушать художественное произведение, мы даём ему возможность почувствовать произведение, сделать своё «открытие», которое заставит задуматься о нравственных категориях: добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти, а также радости, веселье, гордости, грусти, печали.

Данный урок был проведён в 1 классе. Я использовала сказку В.Г. Сутеева «Мешок яблок». На этом материале я стремилась пробудить у детей любознательность, догадливость, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, рассказывать о своих эмоциях, чувствах. Думаю, что способность сопереживать, сочувствовать, эмоционально воспринимать прекрасное поможет детям в дальнейшем полюбить и книгу, и живопись, и музыку.

Всё это способствует становлению личности ребёнка, формированию ключевых компетенций.




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование компетенций

Комментарий

Создание положительного эмоционального настроя на уроке (форма проведения – круг)

Слушание нового произведения

Выявление первичного восприятия

Упражнение в моделировании обложки произведения

Повторное слушание

Работа с текстом сказки: беседа по содержанию, составление схемы отношений между персонажами.

Упражнение в чтении

Творческая работа над образом главного героя

Обобщение. Изготовление книжки-самоделки.

Итоговая беседа

Рекомендации для самостоятельной работы (выбор по желанию)


- Ребята, что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

- Спасибо. Мне приятно слышать от вас такие слова, приятно, что наши уроки имеют продолжение и у вас дома. – Я желаю вам, чтобы ваши желания оправдались, и вы, действительно, узнали что-то новое для себя.

- Сегодня я буду читать вам произведение. (Чтение учителем начала сказки. На моменте «возвращения Зайца к яблоне» нужно остановиться)

- Как бы вы продолжили?

- Спасибо всем!

- Давайте дочитаем авторский вариант (дочитывает до конца)

-Понравилось ли вам произведение? Что особенно понравилось?

- В какой момент вы особенно переживали?

- Когда радовались?

- А теперь, ребята, возьмите свои модели, подумайте и нарисуйте, что вы слушали?

- Покажите свои модели. Сравните с моей (учитель показывает модель)

- Что вы слушали? К какому жанру относится произведение? Докажите.

- О ком эта сказка? Покажите на моделях.

-Посмотрите на модель своего товарища, сравните со своей, с моей моделью. Кто доволен своей работой, поставьте +.

- Итак, что вы слушали?

-Хотите узнать, кто написал эту сказку? Может, кто-то знает?

- Эту сказку написал Владимир Григорьевич Сутеев. Покажите на модели фамилию автора, запишите печатными буквами: Сутеев.

- Как вы думаете, какой заголовок у сказки?

- Автор выбрал заголовок «Мешок яблок»

- Покажите на моделях заголовок.

- Покажите друг другу, что получилось.

- Прочитайте полное название произведения.

- Давайте ещё раз послушаем сказку В.Сутеева «Мешок яблок»

- Кто же главный герой сказки?

Переверните модели, запишем З

- С кем первым встретился Заяц?

- Обозначим Ворону В.

- Какой вы представляете Ворону?

- Кто встретил Зайца потом?

- Каким вы представляете Медведя?

- Кто потом подбежал к Зайцу?

- Как автор относится к бельчатам?

- Кто ещё встретился по дороге?

(на доске и на детских моделях появляется схема отношений персонажей)

- Покажите друг другу, что получилось

- Что увидел Заяц, когда вернулся домой?

- Как заканчивается сказка?

- Ребята, давайте ответим на вопрос вороны: «Как могло из пустого мешка столько добра появиться?»

-Какое же добро появилось и откуда? Самостоятельно напечатайте ответ на схеме.

- Ребята, как вы считаете, что сейчас нужно сделать?

-Как будем проверять?

- Спасибо. Каждый из вас выбрал подходящий вариант проверки. Выполните его.

- А сейчас немного поиграем. Закройте глаза.

(пока дети не видят, учитель меняет схему)

- Откройте глаза. Что случилось? Кто-то взял и перепутал всё на доске. Это, наверное, злая Ворона. Посмотрите внимательно и найдите ошибки.

- У меня к вам очень трудное задание. Я сейчас раздам карточки с отрывком из произведения. Посмотрите, прочитайте. Подумайте, из какого он произведения?

- Кто может назвать это произведение?

- А как вы поняли, что это отрывок именно из этой сказки? Докажите.

- Ребята, мы говорили обо всех персонажах, ну а Зайца вы себе каким представляете?

Изобразите его по желанию: нарисуйте на обратной стороне листочка или вылепите его из пластилина.

- Давайте посмотрим, что получилось?

- Молодцы! Мне очень понравилось, что вы проанализировали поступки Зайца, Вороны, других друзей, и я бы очень хотела, чтобы вы все поступали по-доброму, были дружными, помогали друг другу, чтобы и я, и ваши родители могли только гордиться и радоваться за вас, за ваши добрые дела и поступки.

- Сегодня у нас появится новая книга. Подойдите ко мне, давайте соберём её.

- Поздравляю вас с новой книгой.

- С каким произведением сегодня познакомились?

- Что понравилось больше всего?

- Кто желает перечитать сказку, её можно взять в уголке чтения, библиотеке.

- Можно нарисовать иллюстрации к ней.

- Рассказать сказку «по-своему» маме или другу.

- Ребята, сегодня мне хочется похвалить вас всех. Вы очень хорошо работали. Спасибо!


Дети высказывают свои мнения:

- Я очень люблю слушать, когда мне читают и думаю, что сегодня нам прочитают что-то очень интересное, особенное.

- Я люблю эти уроки: здесь мы знакомимся с новым произведением и сами пробуем сочинять разные истории.

- Мне интересно узнать новое произведение. Я, когда прихожу домой, обязательно рассказываю его маме, и мы вместе находим эту книгу.

- А мне интересно, сто сегодня будем слушать? Над чем работать? Сказкой, рассказом, стихотворением? Чему они нас научат?

Высказывания детей

Ответы учащихся

- Я переживала за маленьких зайчат: смогут ли они долго пробыть без еды?

- Мне страшно стало, когда Заяц встретился с волком.

- Я испугалась стука в дверь. Подумала, что это Волк вернулся.

- Я была рада за зайчат, что их накормили лесные звери – друзья Зайца.

- Я радовался, когда утром вся заячья семья собралась за столом.

- А мне не понятно: почему Ворона так удивилась? Ведь всё ясно: Заяц угощал зверей яблоками, и звери ответили ему тоже добром.

Самостоятельная работа детей на листочках

Учащиеся сравнивают свои модели с образцом

- Мы слушали сказку.

- Я считаю, что всё хорошо заканчивается только в сказках.

- Животные разговаривают, помогают друг другу.

Выполняют задание цветными карандашами.

Идёт самооценка, взаимопроверка работ учащихся

- Сказку о животных.

Дети предполагают, высказывают своё мнение

- «Семья Зайца».

- «Заяц и его друзья».

- «Про мешок яблок»

Дети работают со своими моделями

Сравнивают модели

- Сказка В. Сутеева «Мешок яблок»

Слушают сказку

- Главный герой – Заяц (Дети одновременно работают с «заместителями»)

- Сначала Заяц встретил Ворону.

- Ворона жадная, грубая, злая.

- «Везде суёт свой нос».

- Медведь М.



- Медведь большой, грозный.

- Добрый, щедрый.

- Бельчата Б.

- Уважительно.

- Называет их ласково, как-то по- родственному.

-Ёж Ё, Коза К, Крот Кр

Взаимопроверка

- Дома давно крепким сном спят сытые зайчата.

- Утром собралась вся заячья семья за накрытым столом.

- Кроме Вороны и Волка все звери были дружными: сначала Заяц помог, а потом и его выручили в трудную минуту.

-А Ворона только жадничала и завидовала – вот и осталась одна.

Дети заполняют печатными буквами свою схему

- Нужно проверить, как мы выполнили задание.

- Я ещё раз сам себе прочитаю и проверю свою работу.

- Я думаю, что лучше поработать в парах, мы друг другу прочитаем и одновременно обсудим и проверим.

Дети читают, проверяют

Исправляют схему

Читают самостоятельно отрывок:



Утром вся заячья семья собралась за столом. А на столе чего только нет?! Грибы и орехи, свёкла и капуста, мёд и репа, морковь и картошка.

А злая Ворона удивляется:

- Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться?

- Сутеев «Мешок яблок»

- Мы только что слушали эту сказку.

- Здесь говорится про семью Зайца и злую Ворону.

- Это было легко понять, я запомнил ещё, когда вы читали.

Самостоятельная работа

Выставка детских работ

Дети вместе с учителем собирают книжку-самоделку.

- Мы познакомились со сказкой В.Г.Сутеева «Мешок яблок»

Ответы детей



Ценностно-смысловая

Информационная

Учебно-познавательная

Учебно-познавательная

Коммуникативная

Информационная

Коммуникативная

Информационная

Учебно-познавательная

Ценностно-смысловая

Коммуникативная

Ценностно-смысловая, коммуникативная

Учебно-познавательная

Учебно-познавательная

Коммуникативная

Информационная

Ценностно-смысловая, коммуникативная

Учебно-познавательная



Такая деталь создаёт определённый настрой школьников на слушание произведений сказочного жанра.

Предугадать продолжение сказки – творческий процесс для каждого ребёнка. Каждому ученику хочется рассказать придуманное. Принцип сотрудничества очень важен для воспитания мыслящего читателя. Дети должны идти не за учителем, а вместе с ним.

Выявляется умение детей высказывать своё отношение к прослушанному произведению. Вопросы стимулируют детей для высказывания развёрнутых суждений.

Сравнение модели с образцом способствует развитию внимания, умения сравнивать увиденный образец и свою модель, формирование самооценки и самоконтроля.

Определение жанра литературного произведения не вызывает у детей трудностей. Они быстро и зантересованно отстаивают свою точку зрения, ещё раз вспоминая текст, его героев и их особенности.

Моделирование учитывает возможности ребёнка, включает его в процесс познания и овладения читательскими умениями, как назвать фамилию, заголовок, жанр.

Повторное чтение нужно для того, чтобы усилить эмоциональное восприятие произведения.

Дети учатся слушать произведение, учатся выделять слова или предложения из текста.

Дети учатся анализировать, сравнивать

Идёт работа с образом главного героя. Эта работа позволяет учащимся обращаться несколько раз к тексту, выражать своё отношение к герою. Дети могут увидеть точку зрения автора и выразить свою.



Дифференцированные задания стимулируют и побуждают детей выбирать самое интересное для них. Это способствует расширению читательского кругозора.