Кыргызстан маданиятынын тарыхынан из истории культуры кыргызстана р. А. Акматова «Ак Моор» – историко-биографический спектакль - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Кыргызстан маданиятынын тарыхынан из истории культуры кыргызстана р. А. Акматова - страница №1/1



КЫРГЫЗСТАН МАДАНИЯТЫНЫН ТАРЫХЫНАН

ИЗ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ КЫРГЫЗСТАНА

Р.А.Акматова

«Ак Моор» – историко-биографический спектакль

В 1930-40-е годы зрителя начинает интересовать частная жизнь главных героев. Обостренный интерес к личности, к ее внутреннему миру к ее взаимоотношением с обществом «Я» вызвал большое количество историко- биографических спектаклей. Предметом историко-биографических спектаклей является «личная жизнь» исторического персонажа, трактуемая как особого рода творчество, как конкретная целостная реальность человеческой жизни, развивающаяся в русле истории.

Одним из аспектов увлечения историей в 30-е годы было понимание авторами личной жизни как совокупность, социально бытовых конфликтов, круг семейных проблем, порождает драмы далекие от истории; у зрителей появлялся огромный интерес к «тайному», «тайнам личной жизни».

Драма «Ак Моор» – яркий пример вышесказанному. Основной сюжет основан на реальных событиях: главные действующие лица являются историческими личностями – Джантай хан (Джантай Карабек уулу – 1794–1868) – известный манап рода сарыбагыш, Ак Моор или Мооркан (1834–1869) – жена Джантая (шестая), Болот (1826-1901(?)) – дальний родственник и возлюбленный Ак Моор. Реальная история об Ак Моор – дочери Адыл Боркок уулу из рода саяк (чоро) в окрестностях Сон-Куля была искажена в советском искусстве в связи с известной политикой. Ярким примером может служить поэма С.Эралиева и А. Токтомушева, художественный фильм М.Убукеева, драма А.Осмонова и другие.

В 1965 году была организована фольклорная экспедиция в Кетмен-Тобе с целью определения точных информаций о поэме «Ак Моор», которая к тому времени уже превратилась в легенду. Впервые исследованием этой темы занялся А.Токтомушев. В целом существует семь вариантов поэмы.

Первый вариант появился в 1923 году со слов Омурбека Кудайбергенова и Сапарбая Бокочева записал К. Мифтаков. Второй вариант К.Мифтаков записал у

Акматова Р.А. – преп. Кафедры ИЗО и дизайн КГУ им. Арабаева

известного манасчи Кожекова Жаныбая в 1936 году, третий вариант в 1940 А.Чоробаев записал у Боронбаева Абдраима, пятый появился в 1957 Асылбек Эшмамбетов создал свой вариант, шестой вариант в 1958 году у жителя Ала-Буки Жолдошев Батырбека записал А.Токомбаев, седьмой вариант в 1965 в Кетмен-Тобе у Дыйканбаева Сарыкуна записали А.Токомбаев, Б. Кебеков, С.Закиров.

Используя сюжеты из поэмы Ак Моор, писатели создали свои драмы и произведения. Среди них, Касым Тыныстанов, Суйунбай Эралиев, Абдрасул Токтомушев, Алыкул Осмонов, Джалил Садыков, Алмаз Сарыкбеков.

Рассказы, написанные разными авторами, не могут по сей день дать ответ на главный вопрос ученых: по какой причине и при каких обстоятельствах умерла Ак Моор? Именно этот вопрос и способствовал возникновению самых разных вариантов и появлению легенды, которая со временем приобрела художественные фольклорные свойства. Истоки этой истории берут свое начало по исследованиям экспедиции, со стихов Болота, посвященных Ак Моор. В народе сохранились песни Болота: «Болоттун арманы», «Болоттун ыры» и другие, в которых содержались прощальный диалог между Болотом и Ак Моор в стихотворной форме, песни Болота, которые он спел перед самим Джантаем, вернувшись за своей невестой.

В советский период история об Ак Моор трактовалось как идея осуждения феодального строя, времен манап и биев и в связи с этим были искажены исторические факты, записи разных вариантов появляются в неблагоприятный период Советской власти, когда искусство всецело контролировалось партией (1923–1965 гг).

В 1932 году на сцене театра появился цикл из трех спектаклей под названием "Академические вечера", автором был К.Тыныстанов. Третье действие было посвящено "Ак Моор". Критика тех лет отрицательно отнеслась к этой пьесе, вот что пишет нам театровед Львов: "В сценке из эпохи феодализма "Ак-Моор" совершенно искажена была историческая действительность. Угнетатель народа, феодальный хищник хан Джантай был изображен в сочувственных тонах, щедрым, добродушным, с возвышенными чувствами. Бедняк Болот наоборот, представлен был в карикатурном виде, неумным, смешным, жалким. Хан Джантай якобы искренне любит насильственно захваченную им девушку Ак Моор, а ее возлюбленному Болоту предлагает взамен невесты лучшего коня. Идиллические отношения и сговор между высокомерным ханом и подвластным ему бедняком совершенно противоречили исторической правде"1.

Но, основываясь на комментарии автора, мы можем утверждать, что в "Ак Моор" раскрывается рабское положение в обществе женщины. Тыныстанов в комментариях пишет: "в третьем действии "Ак Моор" показывается положение женщины в обществе, как рабыни, с которой феодалы-баи поступали как со скотом. Материалы взяты из истории отца Шабдана – Джантая"2. Первая попытка постановки исторической драмы на кыргызской театральной сцене закончилась репрессией самого автора. Этот факт в дальнейшем на многие годы отбил желание у других драматургов затрагивать аналогичную тематику.

История любви легендарной Ак Моор и Болота в свое время интересовала и А. Осмонова. Поэт задумал и начал поэму «Ак Моор», но по непонятным причинам не завершил ее. В марте 1944 года А.Осмонов закончил одноименную драму, состоящую из 4 актов 8 картин. В драме действуют 17 человек, многие из них – эпизодические персонажи. В финале драмы А.Осмонов оставляет Моор жить. Такое отступление от логики изображения событий было мотивировано идейно- художественными соображениями. И Моор и Болот в драме – активно действующие лица, они открыто выступают против произвола, но подобный подход обусловлена требованием времени, отход от закономерного финала был сознательным. В финале драмы Ак Моор и Болот, их сын Джангарач прощаются со зрителями счастливые, радостные. В драме А.Осмонова события и действия героев показаны в романтико-приключенческом плане, они как-то без преодоления серьезных преград достигают своих целей3. Согласно сообщению фольклориста К. Мифтахова, самозваный хан Джантай сын Карабоза на старости лет в 1852 году насильно женился на красавице Ак Моор4. По мнению исследователя творчества А.Осмонова, К.Артыкбаев подчеркивает, что финал пьесы слишком преувеличен и фантастичен5. Также в пьесе отец Моор показан бедняком, который только посет скот и ничем особо не интересуется, умеет прислуживать и подчинятся баям. Моор в драме показана как дочь бедняка.

Отец Ак Моор был состоятельным, влиятельным человеком, а не бедняком как было представлено во многих произведениях. Но он был представителем небольшого рода саяк (чоро) и был вынужден отдать дочь известному хану Джантаю из рода сарыбагыш. Ак Моор во имя мира, ради сохранения бесконфликтных отношений согласилась выйти замуж за Джантая. Это было важное решение в эпоху междоусобиц между различными кыргызскими родами, племенами.

Поэму «Ак Моор» впервые на русский язык перевел В.Семенов в 1958 году она издавалась под названием «Поэма о любви». Следующим был В.Цыбин, но в обоих случаях, по примечанию поэта В.Журавлева, во второй декаде проходившей в Москве, сказал: «С.Эралиев поражает своими стихами и поэмами… Читаешь блестящую строфу и вдруг попадается какое-то слово, какой-то русизм, что не может быть свойственно киргизскому народу. Образ разрушается».

Работая над «Поэмой о любви», С.Эралиев много ездил по местам, связанным с историей любви Ак Моор и Болота, познакомился с материалами А.Осмонова. С.Эралиев главное внимание уделяет социальной стороне вопроса, на этом акцентирует мысль и идею. Автор обратился к приемам и способам, художественным средствам фольклора. Последовательно прослеживая вереницу событий, нетрудно заметить, что автор смело вводит в повествование разные стилевые формы и приемы, однако основным остается авторский рассказ, его комментарии. В произведении часто встречается песни, песнопении. Песня как форма самовыражения чувств героини в этом случае оказалась самым подходящим, самым удобным средством передачи общей идеи и авторской мысли.

Другим важным средством в раскрытии душевных качеств героев является сон. И Болот и Моор перед каким- то важным событием обязательно видят сон. Сон – знак тревоги, первые аккорды предстоящей трагедии, после них обязательно последует роковой случай.

Джантаю, когда он женился на Ак Моор, было 53 года, а не 70-80, как говорилось в советских источниках. Ак Моор было 14 лет и они прожили вместе около двадцати лет, имели троих детей. Она неожиданно умерла сразу после поминок мужа и истинные причины до сих пор остались невыясненными. Эти исторические факты были взяты за основу нового спектакля под названием «Ак Моор», по пьесе Дж. Садыкова – народного поэта, лауреата Токтогульской премии; режиссер Т.Сатаров поставил ее в Ошскомдрамтеатре 1993 году. В беседе с супругой Дж.Садыкова выяснилось, что он сам исследовал данную историю, побывал в Кемине, разговаривал с Токомбаевым и Назаровым. По их версии Баяке был джигитом Жантая а не Шабдана, как многие думают, хоть он был очень молод, но все таки прислуживал Жантаю. Концовку драмы он взял из традиционных обрядов кыргызов – поминальную службу по погибшему и оригинально вписал в историю Мооркан.

Весь сюжет строится на ключевых моментах. Драма начинается с возвращения Жантая с очередной поездки глубокой ночью, вдруг он увидел погашенную свечу в доме своей третьей жены Курмы, он послал тут же своих ребят – Сазу и Карачоюна проверить. По обычаю, все жены хана каждую ночь должны были зажигать свечу, а если свеча погашена у одной из пяти жен, это означало, что муж ночует, именно у нее. Курма в ту ночь погасила огонь, измена хану каралось смертью. Далее действие переносится в Сон-Кол и разворачивается уже вокруг Ак Моор и ее семьи, ее возлюбленного Болота, Келдибека – манапа Куртки, из-за конфликта между Болотом и Борбу сына Келдибека. Отец Борбу Келдибек пришел и обложил налогами отца Ак Моор за приемного сына Болота родственника по линии жены, ставшего сиротой в детстве. Требования были разные, чтобы Болот убрался подальше, если откажется, то его убьют, второе чтобы Ак Моор стала женой его сына Борбу и третье, чтобы он дал, большое количество скота. Джантаю его джигиты доложили, что манап Келдибек хочет захватить территорию, принадлежавшую ему. Джантай со своими джигитами собирается навестить Келдибека в Сон-Кол.

Далее действие переносится в Сон-Кол, где хан встречает Моор на озере, влюбляется и женится. Болот возлюбленный Моор, видится с ней через год после свадьбы и прощается уже навсегда в присутствии хана. Далее действие переносится, на то время, когда Джантай умер, прожив с Ак Моор двадцать лет. На поминках Джантая Саза и Бубу замыслили убить Моор, мотивируя тем, что они даже после смерти хана очень верны ему и жена, должна присоединиться к мужу, призрак Джантая за это на том свете поблагодарит. Ссылаясь на традицию поминальной службы по хану Бубу заставила, Моор носить пояс целый год из узких веревок ("Кыл-кур"), Бубу сама каждый день приходила к ней и сокращала веревку, чтобы пояс врезался постепенно в кости и медленно останавливал кровообращение. По традиции вдову усаживали на пол застланную тонким одеялом, распускали волосы, она не имела право носить платок, а пояс завязывали, чтобы она не растолстела, пока шли, поминальные службы она должна была выглядеть страдалицей, худой истощенной и болезненной, ее постоянно держали в темном помещении. Убийство Мооркан Бубу и Саза задумали идеально: в присутствии свидетелей Бубу резко отстегнула пояс, а так как в течение года ее кровообращение замедлилось, кровь резко хлынула и Моор скончалась в тот же миг.

Телетеатр «Учур» в 2002 году тоже поставил спектакль Ак Моор по пьесе Дж. Садыкова. Режиссером спектакля был народный артист КР Алмазбек Сарыкбеков, Н.Абдыкалыков, художник – С.Ниязакунов. В роли Ак Моор выступила Эркин Беккулиева, а в роли Болота – Джолдошбек Джанджигитов, Джантая играл Дженишбек Токтобеков. Телетеатр «Учур» представил эту пьесу в новом формате, учитывая исторические возрастные данные Джантай хана и Ак Моор. Ключевым моментом спектакля является сцена смерти Ак Моор, которая раньше опиралась на версии о том, что ее задушил один из приближенных Джантая (предположительно Баяке). Данная версия появилась, по мнению Б.Кебековой, в связи с тем, что были искажены истинные факты: «Ак Моор неожиданно умирает следующей же ночью после поминок Джантая. Преждевременная смерть Ак Моор способствует появлению различных версий. Она не болела, ей было всего 35 лет и причины ее смерти не были выяснены, что вызвало подозрение у народа и мнение о том, что ее «отравили ядом». Во-вторых, по некоторым данным среди жен хана одна из жен, еще при жизни Джантая по его приказу, была убита Баяке за измену. Джантай имел шесть жен: Табарик, Туруке, Курма, Баалы, Сейилкан и шестая была Ак Моор. По версии Абдрасула он в свое время прислуживал сыну Ак Моор Мунайтпасу, а его родители прислуживали самой Ак Моор – запись была сделана Абдырасулом Токтомушевым. Когда хан по возвращении увидел погасшую свечу в доме третей жены Курмы, Баяке – джигит Джантая пошел на разведку по приказу хана и случайно убил ее. Действие происходило вечером, внутри юрты, Баяке хотел поймать любовника Курмы ударив, беглеца по голове. Когда сожгли свечу Курма, лежала в луже крови с пробитой головой, мертвая. Эти события со временем перенеслись к истории Ак Моор.

В последнее время появились мнения, что Ак Моор умерла своей смертью. Телетеатр «Учур» опирался на версии о том, что ее убили, основываясь на традиционные обычаи. По некоторым данным, «Джантай завещал Ак Моор Болоту, чтобы он забрал ее к себе после его смерти (Джантая) в исследовании Б.Кебековой именно это завещание способствовало тому, чтобы ее лишить жизни. Жена (вдова) хана не должна была принадлежать другому, кроме хана, тем более Болоту, простому табунщику. В древности в таких случаях вдову убивали. Телетеатр «Учур» убийство Ак Моор представил как заговор между Сазой и Бубу. Действие происходит внутри юрты, орудием убийство выбрали, веревку, аркан, которым завязывали юрту (боз үйдүн боосу), обмотав, туго вокруг талии Ак Моор, тянули с двух сторон до тех пор, пока кровообращение не остановится, и это продолжалось несколько раз, пока она не умрет.

Есть и другие особенности этого спектакля. Художественно-композиционная основа строится на сочетании драматических и лирических сюжетов. Спектакль начинается со сцены знакомства Джантая с Ак Моор. Художник-декоратор оригинально решает образ прекрасной купальщицы на берегу Сон-Куля: танцовщицы в длинных голубых платьях выступают на сцене, создавая ощущение того, что перед зрителями само озеро Сон-Куль, то волнующееся, то спокойное. По историко-фольклорным данным, Джантай увидел Ак Моор на берегу Сон-Куля в момент купания. Очарованный ее красотой, Джантай не раздумываясь, попросил ее руки. Отец Ак Моор, естественно, не смог отказать хану. Джантай провел большую свадьбу и этот момент ярко воплощен в спектакле. Здесь отражены обычаи кыргызского народа, традиция проведения свадьбы. Все это сопровождается народными песнями, национальными играми, танцами. Сцена прощания Ак Моор с Болотом также важный момент спектакля. Песни Болота, прощальные слова Ак Моор – все это усиливает драматичность спектакля и вместе с тем придают лирический, поэтический характер.

Таким образом, спектакль по мотивам «Ак Моор» Дж. Садыков и телетеатр «Учур» отличаются новизной идеи, основанной на исторических фактах, и новой интерпретацией композиции, что придало работам особую художественность, актуальность и оригинальность.

ПРИМЕЧАНИЯ:



1 Львов Н. Киргизский театр. – М., 1953г. – С.59-60.

2 Там же.- С.8-9.

3 Шамшиев Б. А.Осмонов и киргизская поэзия 50-60- годов.–Бишкек, 1993. – С.78.

4 Телеев Ж. Кыргыз поэмаларындагы образдар жана сюжеттер. – Фрунзе: Кыргыз ССР ИА басмасы, 1961.– С. 144.

5 Артыкбаев К. Кыргыз совет адабиятынын тарыхы. – Фрунзе: Мектеп, 1982. – 107-б.