Капиталистический кризис - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Капиталистический кризис - страница №3/4


IV. Антикризисная политика в крупных государствах
Правительства крупных государств используют кейнсианский и другие методы и средства для преодоления глобального капиталистического кризиса.

Центральные банки предпринимают меры по обеспечению ликвидности банков в основном через снижение основной процентной ставки. В США председатель Федерального резерва Бен Бернанке провел решение о поэтапном уменьшении основной процентной ставки, которая сейчас составляет 0,25 % (до этого Центральный банк Японии снизил процент на 0,3 %).

Правительства стран–членов ЕС достигли соглашения координировать во время кризиса национальные политики по процентным ставкам. Договорились, что государства будут гарантировать банковские депозиты граждан до 50 тыс. евро. В первом тримесячии 2009 г. Европейский банк снизил процент на 1,5 %. Центральный банк Швейцарии снизил основную процентную ставку на 0,1 %, а Англия – на 1 % (самый низкий уровень от 1694 г., когда был основан этот банк). Снижая основную процентную ставку, центральные банки помогают преимущественно банкам, которым дают кредиты. Потом собственники этих банков снова выдают обыкновенным кредитополучателям высокопроцентные ссуды и обеспечивают себе большие прибыли. Например, в США средний процент по потребительским кредитам продолжает оставаться 14,33 % (в 2007 г. этот процент был 14,41 %), а процент по ипотечным кредитам – 6,67 %.

Буржуазные правительства стараются ограничивать разрушительную силу глобального кризиса и через использование бюджетных ресурсов. В данный момент уровень правительственных расходов по преодолению этого кризиса в банковской системе России и США составляет около 10–13 % их ВВП, Германии, Франции и Англии – 20–25 %, а Голландии – свыше 40 %30. В целом эти расходы составляют около 5 триллионов долларов, но расходуются они различно в каждой отдельной стране.



В США предоставлено 700 млрд. долларов преимущественно на оздоровление разлагающейся банковской и кредитной системы. По требованию американского президента Барака Обамы в Конгрессе в 2009 г. было взято решение израсходовать еще около 800 млрд. долларов на преодоление кризиса. Согласно экономическому плану президента, эта сумма будет израсходована на:

  • возведение строительных объектов;

  • улучшение образования и здравоохранения;

  • увеличение помощи безработным и голодающим;

  • снижение налогов и облегчения компаниям (в том числе добывающим энергию из “зеленых” источников);

  • страхование здоровья и медицинскую помощь бедным и безработным;

  • сохранение ипотекированных домов миллионов американцев.

В рассмотренном плане предвидятся денежные суммы на исполнение взятого президентом предвыборного обещания снизить налоги 95 % работающего населения. (Видимо, это встретит отпор со стороны ФРС). Предвидится большую часть бюджетных денег использовать на улучшение инфраструктуры, где намечается открыть несколько миллионов рабочих мест. Целью вложения государственных денег в строительство инфраструктурных объектов (дорог, мостов, линий электропередач) является расшевелить и увеличить потребление и вызвать экономическое оживление. В Америке таким образом только лишь меняется объект стимулирования потребительского спроса. Ограничивается вызвавшее кризис раздутое ипотечное семейное жилищное кредитование, и расширяется предоставление бюджетных денег на развитие инфраструктуры в стране. В то же время банковские кредиторы, приближенные к Федеральному резерву, остаются необеспокоенными и продолжают получать государственные деньги и распоряжаться ими. Эта односторонняя политика провокации потребительского спроса может стать причиной для новых кризисных рецидивов. Тем более, что осуществлявшаяся последние три десятилетия эмиссия долларов для стимулирования спроса домашних хозяйств (через ипотечные кредиты) происходила за счет расширения и совершенствования мощностей, производящих товары и услуги.

Новый министр финансов США Тимоти Гайтнер (кадр Феда) так же представил свою антикризисную программу, согласно которой в американскую банковскую систему следовало бы влить еще 2 триллиона долларов народных денег. На половину этих денег необходимо создать фонд для скупки ликвидных банковских активов, а другую половину – использовать для выделения ссуд потребителям и бизнесу. Целью этой программы являетя якобы “продуть” кредитование и расчистить токсичные активы крупных банков, которые выдержали “стресс-тесты” (дающие ответ на вопрос, располагает ли соответствующий банк достаточным капиталом, чтобы уцелеть, и сможет ли собрать новые финансовые ресурсы). По мнению финансового министра США, скупку плохих ипотечных кредитов банков необходимо провести частным институциям (вероятно, связанным с Федеральным резервом). Эти институции следует снабжать денежными ресурсами государству, т.е. налогоплательщикам.

Английский премьер-министр Гордон Браун выхлопотал государственные деньги преимущественно для латания “дыр в финансовой сфере”. Его политические оппоненты основательно считают, что эта антикризисная политика углубляет рецессию в стране и приведет к росту внешнего долга Англии более чем на 1 триллион долларов.

Правительство Японии выделило Центральному банку 13 млрд. долларов для поддержки малых и средних предприятий, которые нуждаются в краткосрочных кредитах. Центральный банк предоставляет бюджетные деньги финансирующим корпоративный сектор местым банкам взамен на ценные бумаги, облигации, имущество.

В начале 2009 г. правительство Франции выделило 26 млрд. евро на стимулирование развития реальной экономики. Деньги будут израсходованы через реализацию 1000 проектов на финансовую помощь предприятиям и строительство государственных объектов, в том числе и во французских колониях.

В Германии намечены антикризисные меры по государственной помощи банкам и реальной экономике. Для их исполнения из бюджета страны выделено 50 млрд. евро, которые до конца 2009 г. должны будут израсходованы на:


  • помощь детям (100 евро на ребенка);

  • строительство школ, университетов, интернета, дорог;

  • снижение налогов и социального бремени;

  • поддержку автомобильной индустрии через предоставление государственной премии (в размере 2,5 тыс. евро) каждому, кто сдаст на металлолом старый (старше девяти лет) и купит новый автомобиль.

На состоявшейся в конце февраля 2009 г. встрече руководителей правительств стран–членов ЕС шведский премьер Фредерик Рейнфельд уместно выдвинул тезис о том, что надо бы не только дотировать частное капиталистическое производство автомобилей в Европе государством, но и сокращать его. Сегодня на европейском континенте ежегодно производится по 18 миллионов автомобилей, а спрос на них - около 11–12 миллионов. В европейской автомобильной индустрии работают 12 млн. человек. Ожидается, что из них будут уволены в основном рабочие и служащие, которые работают в филиалах западноевропейских компаний, расположенных на территории восточноевропейских стран.

В России правительство предприняло антикризисные меры как для поддержки финансовой системы страны, так и для развития реального сектора и для поддержки трудового народа. На исполнение намеченных мер выделены бюджетные ресурсы, достигающие нескольких сотен миллиардов долларов. Вопреки этому российское государство терпит большие потери от глобального кризиса. За считанные дни после его вспышки находящиеся на ее территории американские и другие иностранные банки вывели с российского денежного рынка огромные денежные суммы (около 270 млрд. долларов спекулятивного капитала) и перевели их в свои страны. Для поддержания российского денежного и товарного рынка были пущены в обращение и денежные ресурсы накопленного от экспорта нефти валютного резерва (около 600 млрд. долларов). К этой мере прибегли по причине того обстоятельства, что вследствие проводимой в стране в 90-е годы ХХ века неолиберальной монетарной политики в настоящее время приток иностранного капитала в российскую денежную массу составляет приблизительно 90 %31. Это является “взрывоопасным элементом” кризиса. Чтобы обезвредить его, требуется как можно скорее найти внутренние источники финансовых ресурсов, ввести эффективные механизмы сокращения притока иностранных денег и предотвращения их быстрого оттока с российского рынка.

В этой трудной ситуации политическая стабильность в российском государстве, сильная президентская власть и сохранение государственных банков позволяет обеспечить государственные деньги для стимулирования (в том числе через снижение налога на прибыль) развития национальной экономики и главным образом военно-промышленного и энергетического комплекса, автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, сельского хозяйства и других отраслей и производств. Бюджетные денежные ресурсы предоставляются и для увеличения заработной платы государственных служащих, для гарантирования вкладов населения, для рефинансирования ипотечных жилищных вкладов, для увеличения рождаемости и для ряда других социальных программ.

После долгого блуждания российское правительство приняло в феврале 2009 г. программу по перспективной и справедливой реформе банковской системы в России. Оно выделит необходимую денежную сумму на санирование только 20–30 из действующих в стране около 1200 банков (оставленные без государственной финансовой помощи банки, вероятно, обанкротятся).

Почти незадетым глобальным кризисом остается социалистический Китай. В стране банки находятся под непосредственным контролем правительства и центральных органов Китайской коммунистической партии.

В октябре 2008 г. китайские власти приняли пакет антикризисных мер, реализация которого в 2009–2010 гг. будет стоить около 600 млрд. долларов. Эти меры направлены на развитие дорожной и энергетической инфраструктуры, а также и на решение социальных проблем.

Мировые информационные агентства часто сообщают, что ежегодные темпы экономического роста в стране продолжают оставаться высокими (8–9 %). Согласно официально принятому плану, и в 2009 г. рост китайской экономики должен быть 8 %. Вместе с антикризисными расходами бюджетный дефицит огромного государства составляет около 130 млрд. долларов или около 3 % его ВВП (в этом же году в США ожидается, что бюджетный дефицит страны достигнет гигантской суммы - 1,75 триллионов долларов или свыше 12 % их ВВП)32.

До настоящего времени Китай, валютный резерв которого составляет около 2 триллионов долларов, скупил у США ценных бумаг приблизительно на 800 млрд. долларов. Китайская сторона держит около четверти внешнего долга североамериканского государства.

Китайские хозяйственные и внешнеторговые представители скупают за границей и складируют на своей территории большие количества дешевой железной руды, цветных металлов и другого сырья и материалов, приобретают собственность на обанкротившиеся иностранные (включая австралийские) финансовые и промышленные компании. Во время глобального капиталистического экономического кризиса, когда в США, Германии и других крупных государствах производство и экспорт стали значительно сокращается, сталедобывающее производство Китая чувствительно растет, а количество экспортируемой китайской стали превышет половину экспорта этого продукт на мировом рынке. Все это показывает, что к настоящему времени китайский социализм остается вне охвата глобального капиталистического кризиса. Западная пропаганда не может признать этот факт и продолжает повторять затертую фразу о “нарушении прав и свободы человека” в Китае.

Сопоставление инструментов противодействия глобальному капиталистическому кризису в некоторых крупных государствах показывает различия в антикризисной политике. Например, в социально ориентированных государствах ( России, Германии, Франции и Китае) наряду с мерами по стабилизации банковской системы используются и инструменты стимулирования развития местного производства. В США и Англии народные деньги используются главным образом для реанимации и укрепления банковской и кредитной системы с целью защитить интересы в основном финансовой олигархии и сохранить ее господствующее положение в глобальном обществе. Непосредственно после взрыва кризиса управляющий американской ФРС Бен Бернанке выступил против предложений об оказании государственной финансовой помощи индустрии, включая автомобильные концерны33, и настаивал на спасении обанкротившихся банков.

Вливание государственных денег в частные банки и другие финансовые компании почти не способствует преодолению капиталистического кризиса, но открывает возможности для облагодетельствования спекулянтов и мошенников из класса финансовой буржуазии и олигархии. Еще К. Маркс доказал, что систему насильственного расширения воспроизводственного процесса нельзя “оздоровить” тем, например, что Центральный банк “снабдит всех спекулянтов недостающим им капиталом и купит все обесцененные товары по их прежней номинальной стоимости” (т. XXV, ч. II, с. 33).

Этот тезис подтверждается и при современном глобальном капиталистическом кризисе. Например, в 2009 г. в США правительство (через Федеральный резерв) предоставляет крупным частным банкам сотни миллиардов долларов, которые должны быть использованы для кредитования бизнеса и для создания новых рабочих мест, но вопреки этому каждый месяц капиталисты продолжают увольнять и выбрасывать на улицу сотни тысяч наемных рабочих и специалистов.

Кроме того в США выясняется, что при использовании бюджетных антикризисных денег (первые 700 млрд. долларов) большая их часть были присвоены через коррупционные схемы, так как были выданы определенным Федеральным резервом банкам (например, государство выделило 254 млрд. долларов для рекапитализации банков, но получило бумаги, стоимость которых оказалась ниже на 78 млрд. долларов).

В законе о государственном бюджете (2009 г.) США заложен большой бюджетный дефицит, вопреки тому, что государственный долг страны превышает 11 триллионов долларов и почти равняется объему ее годового ВВП. Это со своей стороны, вероятно, усилит инфляционные тенденции. Президент США Барак Обама обещает до 2013 г. работать за уменьшение бюджетного дефицита страны с 1,7 триллионов долларов до 533 млрд. долларов и свести до 3 % ее ВВП. Достичь этого он собирается главным образом через увеличение налогов с богатых американцев (с годовым доходом выше 250 тыс. долларов) и уменьшение расходов (190 млрд. долларов в год) на войну в Ираке и Афганистане. Вряд ли возможно, чтобы в заокеанском олигархичном государстве была введена прогрессивная шкала подоходного налогового обложения, при которой налоговые ставки для богатых будут значительно выше таковых для большинства бедных и средних слоев общества. Подобная налоговая политика, наверняка, будет встречена в штыки американской финансовой олигархией, представители которой преследуют иные цели.

Между тем появляются сведения о расширении порочного симбиоза банковской и гангстерской мафии. В условиях глобального кризиса их интересы совпадают. Владельцы банков отчаянно нуждаются в реальных деньгах для ликвидности, а боссы организованной преступности имеют сотни миллиардов долларов, накопленных от трафика наркотиками и другой преступности. В 1991 г. по линии Организации объединенных наций (ООН) было принято обращение к банкирам всего мира информировать соответствующие власти, если кто-то попытается вложить в банк крупные суммы неизвестного происхождения. В последнее время эти правила обходятся (признает в интервью агентству “Ройтерс” и шеф агентства ООН по борьбе с организованной преступностью Антонио Коста).

Вопреки провалу неолиберализма, способствовавшего и скорейшему возникновению глобального экономического кризиса, владельцы Федерального резерва и другие представители финансовой олигархии снова пытаются заставить государственных руководителей (кроме таковых в США) не включать в свои антикризисные программы механизмы протекционной политики. Одновременно они призывают американцев покупать только местные товары (под лозунгом “выбирайте американское”). Владельцы металлургических заводов в США призывают защитить местное производство через обложение высокими импортными таксами ввозимую сталь. В настоящее время импортерами являются главным образом производители стали из России, Китая и ЕС. Американское правительство субсидирует вывоз биотоплива в Европу. В ответ на это ЕС вводит антидемпинговые пошлины на ввозимые количества американского биодизеля.

Очевидно, закеанские олигархи снова пытаются удержать ускользающую от них глобальную власть, обеспечивая финансовые и другие преимущества своим обанкротившимся банкам и компаниям на “свободном” мировом рынке. И при изменившемся соотношении межгосударственных сил в большинстве крупных государств используются различные формы протекционизма. Заботятся о предотвращении намечающегося банкротства местных финансовых и производственных организаций (особенно фермеров и представителей малого и среднего бизнеса). Например, для защиты местной автомобильной индустрия во Франции правительство выделило десяток миллиардов евро компаниям “Пежо” и “Рено” при условии, что те не будут создавать заводы за пределами страны и обеспечат рабочие места во Франции. С середины января 2009 г. в Германии фирма “Мерседес” перешла на трехдневную рабочую неделю. Рабочие получают 90 % зарплаты, из которых 70 % дает фирма, а 20 % – социальное министерство (что является формой протекционизма). Российский премьер В. В. Путин публично призывает к отказу от протекционизма. Убеждаясь, что его проведение является основным элементом политики западных государств, он совершенно основательно защищает отечественных автомобилестроителей путем введения высоких пошлин на ввоз иностранных автомобилей.

Идея о свободном мировом рынке - в интересах широких народных масс. Ее реализация ускорила бы гибель капиталистического общественного строя и смену его социалистической социально-экономической формацией. Протекционная система защиты местных производителей внутренне присуща государственномонополистическому капитализму. Пока он существует, в капиталистических государствах и междугосударствнных общностях, вероятно, будут использоваться то более сильные, то более слабые формы протекционизма. Например, в настоящее время в ЕС проводится единая, действительная для всех его стран-членов таможенная политика, а также и Общая аграрная политика (ОАП), основным принципом которой является применение тарифных и нетарифных таможенных ограничений на ввоз сельскохозяйственных товаров из государств вне общности. Не будет проводиться ОАП - возникнет вопрос и о смысле существования Евросоюза.

Проделанный анализ развития современного глобального капиталистического кризиса показывает, что уже возникла необходимость коренным образом изменить существующую общественную и финансовую систему в мире. Это изменение должно привести к формированию многополярного глобального общества, в котором банкиры будут поставлены под власть соответствующих легитимных правительств.

Общественную перемену необходимо было бы осуществить в первую очередь в США, где в прошлом и этом веке разразились большие кризисные бедствия, принесшие беды и страдания человечеству. Осуществление перемены в интересах прежде всего американского народа. Невозможно, чтобы сотни миллионов обыкновенных американских граждан постоянно брали ссуды и жили зажиточно и беззаботно при общественном строе, когда половина национального богатства принадлежит небольшой группе финансовых олигархов и мафиози. В ядерную эпоху и самое сильное государство не смогло бы долгое время обеспечивать благоденствие своих подданных, эксплуатируя трудовые и природные ресурсы других наций.

Результаты анализов показывают, что в следствие глобального капиталистического кризиса экономика США сократится минимум на около одну треть. После уже списанных и обесцененных финансовых активов на десяток триллионов долларов, после остановки производственных мощностей крупнейших в мире компаний, при огромных долгах государства и домашних хозяйств, при отрицательном платежном балансе на стоимость свыше 600 млрд. долларов в год34, при триллионном бюджетном дефиците и высокой безработице это сокращение неминуемо. В следствие всего этого несколькократно сократится потребление жизненно важных товаров, средств производства и инвестиции в стране и резко ухудшится жизнь широких народных масс. Может быть, в американском обществе жертвами кризиса будут и чернокожие граждане, большинство из которых бедны и получают государственную помощь. Они пока еще верят, что их жизнь улучшится после избрания чернокожего Барака Обамы на пост президента США.

На фоне всего этого представители заокеанской финансовой олигархии всячески пытаются сохранить свою глобальную власть. Используют ее, чтобы спасти от банкротства свои банки и богатства, отнимая последние денежные ресурсы у народа (хотя своим безнравственным господством в мире ускорили взрыв глобального кризиса, способствовали его углублению и расширению). Настаивают (передседатель ФРС Бен Бернанке и управляющий МВФ Доминик Строс-Кан) на вложении денег налогоплательщиков преимущественно в “стабилизацию финансового сектора”. Передлагают создавать государственные “плохие банки” для скупки “токсичных активов”, т.е. снова за счет обыкновенных людей раздувать штаты банкиров и каждому банкиру давать по несколько миллионов долларов годовую зарплату.

Явно, и после разразившегося глобального кризиса заокеанские финансовые олигархи вознамеряются по-старому властвовать над человечеством. Как уже стало понятно, старая управленческая схема включает: печатание долларов без золотого покрытия; искусственное спровоцирование потребительского спроса; подчинение и угнетение народов и эксплуатацию мировых человеческих, природных и материальных ресурсов через вассализацию государств и поддержку марионетных правительств (путем подкупа за обесцененные доллары партий, СМИ и “неправительственных организаций”, организации “нежных революций”, военного захвата чужих земель и народов).

Кроме того, что вправляет некоторые части капиталистической экономики, разрушительный глобальный кризис значительно ускоряет перемену, которая происходит в соотношении экономического и военного потенциала крупных государств. В то время как американский экономический гигант уменьшается, в глобальном геополитическом пространстве формируются новые мощные государственные и межгосударственные центры (Россия, Китай, Индия, Бразилия) и создаются условия для увеличения числа ядерных государств.

По всей вероятности, обеспокоенные создавшимися кризисными обстоятельствами, “банковские короли” из ФРС и их представители в американской президентской администрации решили начать считаться со своими западными партнерами и более утонченными методами и средствами продолжать осуществлять свою глобальную власть. Собираются восстанавливать возможности пораженной глобальным кризисом американской экономики и расширять свою империю, используя “интеллигентную силу”.

Несколько дней спустя после своего вступлени в должность Барак Обама (на предвыборную и пиар кампанию которого было собрано и израсходовано огромные деньги) публично оповестил, что подает “дружескую руку” объявленным террористами, преследуемым и истребляемым американской и израильской армией арабам и другим мусульманским народам. Это его заявление дает основание передположить, что он выбран, чтобы стать “естественным посредником” исповедующих иудаизм и мормонство американских банкиров и биржевых игроков при осуществлении их политики по отношению к миллиардам прозябающих в бедности и нищете приверженцев ислама.

В то время как президент Обама отправляет гуманные послания к братьям мусульманам, банкиры из ФРС предлагают (уже назначенным по их рекомендации министрам в Министерстве финансов США и членам Сенатской комиссии) многократно опробованную схему по дальнейшему выкачиванию средств из американской государственной казны. Под предлогом, что намереваются разморозить рынок ценных бумаг, они собираются приступить к скупке государственных облигаций, приносящих высокие доходы. Предполагается через доходность государственных облигаций повлиять на доходность ипотечных и корпоративных облигаций, т.е. на народные деньги умножить богатство и власть собственников банков, состоящих в ФРС.

Поведение американских президентских администраторов, которое мы наблюдали до настоящего времени, и намеченные ими антикризисные меры позволяют нам сделать заключение, что в обозримом будущем не будут передприняты решительные действия по борьбе с национальным и глобальным капиталистическим экономическим кризисом. Вопреки провалам и потерям, понесенным в результате мирового кризиса, банкиры ФРС будут упорно отстаивать статускво и стремиться удержать свое господствующее положение в США и мире. Это неминуемо приведет к продолжительной депрессии, а позже и к возникновению нового еще более масштабного и разрушительного глобального экономического кризиса. Такой кризис, вероятно, революционизирует внутреннюю и международную обстановку и вызовет социальный катаклизм в американском многонациональном обществе.

Этого можно было бы избежать, если в США будет создан государственный центральный банк. Такой банк сможет способствовать осуществлению правительственной экономической политики и координировать регулирование отдельных сегментов денежного рынка. Через него человечество сможет освободиться от тотального господства собственников банков ФРС. Одновременно необходимо поставить начало созданию новой архитектуры мировой финансовой системы, которая бы функционировала по строгим международным правилам и обслуживала бы интересы всех наций и государств.

В целях ограничения возможностей возникновения мирового кризиса необходимо, чтобы государства, которые имеют наибольшую долю в мировой торговле (включая экспортеров нефти), проводили согласованную политику, направленную на уменьшение международных платежей долларами. В ближайшие годы необходимо было бы снизить до минимума мировую доминацию доллара с расчетом, чтобы он перестал быть в дальнейшем мировой торговой и депозитной валютой. На первое время страны могли бы расплачиваться своей собственной валютой – евро, рублями, юанями. Когда назреют условия, их правительства смогут договориться о введении общей денежной единицы и мировой валюты. В интервью агентству “Блумберг” российский премьер Владимир Путин выразил точку зрения, что пока не появится другая мировая валюта (кроме доллара), можно было бы создавать региональные финансовые фонды развития. Такие фонды могут стать “прообразом единой экономической политики в том или ином регионе”35. Идея создания межгосударственных региональных фондов соответствует тенденции формирования многополярного глобального общества. Ее реализация трудно может быть воспрепятствована со стороны все еще господствующей в мире заокеанской финансовой олигархии

Необходимо в МВФ и в ябва Щ вероятностарастването наМировом банке восстановить и соблюдать кооперативные принципы. Один из этих принципов обязывает государства – их члены и да си оказывать друг другу взаимную финансовую помощь. Таковым был замысел при создании (в 1944 г.) указанных организаций при Организации объдиненных наций (ООН). При глобальном господстве (после 1989 г.) заокеанской олигархии МВФ и Мировой банк (центральное управление которых расположено на американской территории) используются в качестве орудия для проведения американских геополитических интересов. Их органы руководства выделяют государственные высокопроцентные заемы в основном правительствам, которые принимают поставлленные им кабальные условия (как, например, продавать за бесценицу государственные банки, заводы, электростанции и т.д. заокеанским банкирам и спекулянтам). Возврат к первоначальному денежному кооперированию государств – членов МВФ и Мирового банк возможно осуществить через координированную политику правительств крупных государств (России, Китая, Индии, Бразилии), которые уже в состоянии все вместе отвергнуть наложенный заокеанскими банкирами финансовый диктат.

Глобальные финансовые организации располагают значительными денежными ресурсами и экспертами, чью деятельность необходимо было бы систематически контролировать специализированным органам ООН. По последним сведениям, на сегодняшний день в МВФ осталось около 150 млрд. долларов, а ему нужны 500 млрд. На състоявшейся 14 марта 2009 г. встрече министров финансов группы двадцати крупнейших государств (Г-20) в мире, по настоянию американской делегации, каждая страна дала согласие предоставить новые денежные ресурсы МВФ. Руководители ЕС решили в 2009 г. предоставить МВФ около 75 млрд. долларов. Таким образом этому фонду даются народные деньги еще до того, как он реформировался и освободился от опеки Федерального резерва. Вероятно, это временный компромисс со стороны представителей ряда государств (Китая, Индии) с динамично развивающейся экономикой.

Глобальные финансовые институции должны использовать монетарные механизмы развития национального производства, а не проводить глобальную политику ФРС США.

Существование МВФ и Мирового банка имело бы смысл, если бы между их странами – членами осуществлялось равнопоставленное и взаимовыгодное международное сотрудничество. Посредством этого сотрудничества можно обеспечить определенную планомерность воспроизводственных процессов в странах и ограничить беспорядочное создание бирж и банков, владельцы которых расходуют огромные денежные средства на строительство многочисленных роскошных и сверхдорогих, но ненужных обществу зданий банковских офисов. Так можно уменьшить непроизводительные расходы в обществе, проще контролировать печатание банкнотов без золотого и товарного покрытия и ограничивать потенциальные возможности для долгосрочного затягивания и повторной вспышки нынешнего глобального экономического кризиса.

При достигнутой степени развития современных производительных сил и международных отношений необходимо прежде всего сформировать эффективную систему контроля над глобальными финансовыми рынками. Банки и другие финансовые институции необходимо было бы поставить на службу обществу.



V. Проявление глобального капиталистического кризиса в Болгарии
Современный глобальный капиталистический кризис охватывает и Болгарию.

Его взрывоопасные элементы проникают к нам главным образом по линии международных хозяйственных связей страны:



  • ввоз и вывоз товаров на мировой рынок;

  • трудовая миграция свыше 1 млн. болгарских граждан за рубеж;

  • работа болгарских фирм по давальческим схемам на греческие, итальянские, испанские, турецкие и другие иностранные компании;

  • привлечение иностранных инвестиций;

  • получение и возвращение заемов от иностранных банков и финансовых фондов.

Эти связи предстают как возможные очаги разрастания глобального кризиса в болгарской экономике. Их анализ может помочь разработке и обоснованию эффективной антикризисной политики.

При исполнении этой задачи целесообразно учитывать то обстоятельство, что после 1989 г. болгарская экономика находится в перманентном кризисе. Факт, который трудно может быть прикрыт или опровергнут, сколько бы ни повторялось, что “переход” (реставрация капитализма”) якобы “завершен” и у нас уже достигнут полученный в 1987 г. объем (51 млрд. долларов36) ВВП.

Еще несколько лет назад это голословное утверждение было многократно тиражировано в на страницах книг и в электронных СМИ. По данным Болгарского народного банка (БНБ) и в 2008 г. у нас номинальный стоимостный объем ВВП ниже 50 млрд. (обесцененных) долларов, в т.ч. 5–6 млрд. долларов, полученные от продажи болгарской собственности и сельскохозяйственных земель, а также несколько миллиардов долларов денежных переводов болгар, работающих за рубежом.

С разрушением (1989 г.) социалистической общественной системы и захватом российских рынков западными компаниями болгарская экономика впала в глубокий коллапс. В стране почти полностью ликвидированы ряд прогресссивных производств, таких как, например, электрокаров и мотокаров, электронной техники, металлорежущих станков, тракторов, комбайнов, пластмасс, препаратов по защите растений и др. Всего за несколько лет принудительно были закрыты свыше 20 государственных заводов по производству электронной техники, на которых в продолжение десятилетий работали десятки тысяч высококвалифицированных рабочих, специалистов и ученых и которые ежегодно экспортировали продукцию на около 5 миллиардов долларов.

В сравнении с 1989 г. в 2006 г. болгарское производство основных видов промышленных изделий снизилось в десятки раз. Уменьшение производства некоторых из них выглядит следующим образом: электротелферы – с 138 тыс. штук на 10 тыс. штук; электрокары – с 47 тыс. на 400 штук; мотокары – с 37 тыс. на 900 штук; электродвигатели – с 1,9 тыс. на 600 штук; токарные станки – с 5,5 тыс. штук на 2 тыс. штук 37. В указанный период производство вальцованных черных металлов (проката) упало с 3 млн. тонн на 2 млн. тонн (в 2008 г. это производство снизилось на около 1 млн. тонн), минеральных удобрений – с 2 млн. тонн на 275 тыс. тонн.

Катастрофически уменьшилось и производство в болгарской легкой и пищевой промышленности (табл. 1). Производство хлопчатобумажных тканей упало с 360 млн. кв. метров на 55 млн. кв. метров, шерстяных тканей – 2008 г. о-о :Ангелтрани-с с 37 млн. кв. метров на 9 млн. кв. метров, шелковых тканей – с 42 млн. кв. метров на 15 млн. кв. метров. Производство консервированных и переработанных фруктов уменьшилось с 270 тыс. тонн. на 60 тыс. тонн, переработанных и консервиранных овощей – с 190 тыс. тонн на 110 тыс. тонн, белой рассольной брынзы – с 113 тыс. тонн на 50 тыс. тонн.


Таблица 1
Производство основных товаров в легкой и пищевой промышленности Р Болгарии


товар

1989 г.

2006 г.

Хлопчатобумажные ткани

(млн. кв. м)



360

55

Шерстяные ткани

(млн. кв. м)



37

9

Шелковые ткани

(млн. кв. м)



42

15

Переработанные и консервированные

фрукты (тыс. т)



270

60

Переработанные и консервированные

овощи (тыс. т)



190

110

Белая рассольная брынза

(тыс. т)


113

50

Источник: НРБолгария – 89. София: ЦСУ р 190 на 110 хил. 60 хил. т. , 1990, с.28–30; Статистически справочник. София: НСИ, 2008, с.146–147.
В последнее десятилетие непрерывно и стремительно снижался и ВВП в сельском хозяйстве страны.
В сравнении с 1989 г. в 2009 г. у нас обрабатывается лишь 3,05 млн.га из всех обрабатываемых земель, составляющих 4,65 млн. га, т.е. свыше одной трети от болгарских сельскохозяйственных земель оставлены пустовать (из-за чрезмерной раздробленности земли, нехватки финансовых ресурсов и отсутствия зарубежных рынков).

Но вопреки разрухе в болгарском государстве ежегодно отчитывается высокий экономический рост. Статистической методикой прикрывается, что в этом росте одна часть - “пустая”, т.е. включает спекулятивно полученную стоимость (продажа болгарской собственности иностранцам и т.д.), и создаются условия для дальнейшей эксплуатации большей части болгарских граждан иностранным паразитным классом.

Перманентное кризисное состояние болгарской экономики в большой степени является результатом и проводимой последние два десятилетия у нас колонизаторской и грабительской политики заокеанской финансовой олигархии. Ее миссионеры, в т.ч. из МВФ и Мирового банк, в комбинации с местными представителями компрадорской буржуазии и этнических космополитов постоянно создают законные, организационные и экономические предпосылки для вассализации болгарского государства и расхищения ее богатств и земель.

Например, по указанию заокеанских финансовых властей Болгарский народный банк изолирован от правительства. В 1991 г. в Великом народном собрании проведен закон, согласно которому этот банк формально переходит в подчинение Народному собранию, но фактически руководится (через разные соглашения) заокеанскими финансовыми институциями. Закон о БНБ заимствован из действующего германского законодательства. При переписывании германского закона совершенно умышленно пропущена та глава, которая постановляет, что национальный банк должен проводить правительственную экономическую политику, а в ее руководстве обязательно должен быть передставитель правительства с правом на вето на принимаемые решения38.

После того, как закон о БНБ (в котором в то время находятся почти все денежные, включая золотые, ресурсы страны) был принят, началось гангстерское разграбление народных денег . ва се прави “законными” способами:


  • создание десятков частных банков с государственным денежным ресурсом;

  • инъекция денег из БНБ на “оздоровление” новоиспеченных частных банков;

  • интервенция денежного рынка для поддержания низкого валютного курса доллара (еще тогда к нам нахлынули западные товары для дома стоимостью в несколько миллиардов долларов);

  • выделение высокопроцентных (свыше 36 %) ссуд для обеспечения оборотных средств преобладавшим крупным государственным заводам (по 5–6 тыс. человек персонала) с расчетом довести их до банкротства и подготовить к разделу, приватизации или ликвидации (что со своей стороны открывает дорогу западным, израильским и турецким компаниям на болгарский рынок).

По всей видимости, болгарское государство бросили ФРС и связанным с ней заокеанским организациям. Невозможно по-другому объяснить барское отношение их представителей по отношению к болгарскому правительству и большинству наших соотечественников.

Это подтверждается следующими бно вж. Ангел фактами:



  • расчитывая получить прибыль через высокие проценты и обеспечить распродажу болгарских сельскохозяйственных земель израильским, турецким и другим гражданам, за последние два десятилетия Мировой банк обязал болгарское правительство взять огромные заеми на размежевание земель и идентификацию поземельной собственности в стране (иностранные фонды, в том числе с участием обанкротившегося американского банка “Мерил Линч”, уже скупили около 100 тыс. га болгарских сельхозземель, которые, вероятно, будут в дальнейшем перепроданы переселенцам);

  • по “рекомендации” МВФ в 1991 г. и 1996 г. у нас волюнтаристически была повышена основная процентная ставка с 2 % соответственно на 36 % и выше 300 % и таким образом разорено национальное промышленное и сельскохозяйственное производство;

  • в соглашениях, подписанных в конце 90-х годов ХХ века между МВФ и болгарским правительством, наше государство обязывается за короткий период продать все свои банки и крупные предприятия (уже куплены иностранцами)39;

  • под руководством заокеанских финансистов в 1997 г. у нас введен колониальный валютный борт (currency board).

Заокеанская олигархия использует в качестве

основного инструмента вассализации и скупки болгарского государства введенный в 1997 г. у нас колониальный валютный борт (currency board). При его режиме болгарский лев прикреплен к евро (до этого к германской марке), а количество денег в стране увязывается с объемом валютного резерва БНБ (в первом тримесячии 2009 г. валютный резерв страные составлял около 13 млрд. евро).

С введением режима валютного борта в нашей стране были прекращены целый ряд основных видов деятельности Болгарского народного банка. Этот банк перестал выполнять важные функции (включая кредитование), а также содействовать осуществлению национальной экономической политики (это право было дано БНБ еще при его основавании, т.е. после освобождения Болгарии от турецкого ига). Таким образом болгарское государство вынуждено обеспечивать высокие прибыли расположенным на ее территории греческим, итальянским, австрийским, американским, турецким и другим иностранным банкм, которые владеют свыше 85 % циркулирующих у нас денег. Собственники этих банков скупили за бесценок болгарские государственные банковские институции. Например, итальянский сберегательный банк “УниКредит” купил болгарский государственный внешнеторговый “Булбанк” по цене (около 160 млн. долларов), равной годовой ѝ прибыли. При государственном социализме, особенно в период 1970–1980 гг., через этот банк осуществлялся ежегодный внешнеторговый товарооборот страны, превышавший 30 млрд. долларов.

Расположенные на нашей территории иностранные банки систематически грабят болгарское государство путем принудительного обслуживания его граждан, учреждений и институций (министерств, пенсионных, земледельческих и европейских фондов, фондов обязательного медицинского страхования и т.д.). Даже при глобальном экономическом кризисе через высокие (13–14 %) проценты (вероятно, самые высокие в Европе) присваивается значительная часть продукта труда болгарских трудящихся.

Режим колониального валютного борта у нас обеспечивает комфорт управляющим иностранных банков. Их существование гарантировано уже одной только прибылью, которую получают за банковские услуги, предоставляемые государственным учреждениям, фондам. Через них проходят и деньги, выделяемые стране по линии европейских фондов. Вряд ли является случайным тот факт, что после взрыва глобального экономического кризиса тысячи американских, английских, ирландских и других банков банкротируют и закрываются, а банковские чиновники, в т.ч. (местные) управляющие, у нас продолжают получать высокие зарплаты, повышать проценты и сворачивать производственное и семейное кредитование. В нашей стране банки остаются, может быть, единственным сектором, где в настоящее время не проводятся сокращения персонала, а банковские офисы на центральных улицах столицы доминируют над магазинами, продающими различные товары.

Собственники находящихся на нашей территории иностранных банков обслуживают интересы своих государств. Отечественное законодательство позволяет им постоянно вывозить за рубеж извлекаемые на болгарской земле прибыли. По их воле в 2007 г. у нас был введен единый (“плоский”) и низкий (10 %) подоходный налог. Созданы законные и экономические предпосылки для увеличения прибыли иностранной финансовой олигархии. Одновременно с этим в нашей стране ограничены возможности обеспечения доступного здравоохранения и образования, государственного субсидирования болгарских сельхозпроизводителей, стимулирования развития национального производства.

Еще в ХІХ веке Карл Маркс выразил мнение, что в буржуазном обществе есть возможность обеспечить определенную защиту средних и бедных слоев населения, если ввести прогрессивный подоходный налог (т. VII, с. 43). Он доказал, что этот налог невыгоден и неприемлем для крупной буржуазии и особенно для ее финансовой фракции, чьи представители стремятся отделить как можно меньшую часть своих огромных прибылей для уплаты налогов. Через его приложение можно было бы уменьшить государственный долг, сформировать сравнительно более справедливые отношения в обществе и вместе с тем увеличить поступление финансовых ресурсов в казну государства, в том числе и для успешного решения социальных проблем.

То, что болгарское государство поставлено в режим колониального валютного борта, оправдывают необходимостью стабилизации финансовой системы. Так те, кто ее дестабилизировали, вновь появляются на общественной сцене, но в роли спасителей и “друзей” народа (чтобы присвоить себе наше национальное богатство).

В сущности, валютный борт является основным инструментом стабилизации власти заокеанской финансовой олигархии на болгарской земле. И после его введения в нашей стране уровень инфляции продолжает оставаться высоким (вопреки фиксированному курсу лева в период 1997–2008 гг. инфляция у нас превысила 110 % при 20 % в странах еврозоны).

Если верно утверждение, что с помощью валютного борта у нас была “стабилизирована” банковская система, возникают следующие вопросы:



  • Почему сейчас собственники иностранных банков у нас требуют народные деньги для “стабилизации” и “спасения” приватизированных государственных банков?

  • Почему продолжают вести мощную информационную и политическую пропаганду по поддержанию данного борта и поддерживают лишь те политические партии и партийных лидеров, которые публично выступают за его сохранение до принятия болгарского государства в еврозону?

Общеизвестно, что это принятие не может случиться скоро, ибо для этого от нашей страны требуется выполнить опеределенные критерии, в том числе снижение инфляции до 1,5 % относительно среднего уровня в трех европейских странах с самой высокой ценовой стабильностью.

В последнее десятилетие, т.е. при режиме валютного борта у нас, возникают труднорешимые экономические и социальные проблемы (распродажа болгарских государственных банков, заводов и земель иностранцам, большой внешнеторговый дефицит, лавинообразное нарастание болгарского внешнего долга, массовая безработица и миграция сотен тысяч трудоспособных болгар за границу, обеднение населения и пр.). Болгарские правительства становятся полностью зависимыми от заокеанской финансовой олигархии. Чтобы крепить социальный мир в стране, они вынуждены брать заемы у западных банков, продавать иностранцам все “болгарское и родное”, просить иностранные подаяния, включать наших солдат (под командованием американских командиров) в военные операции по оккупации чужих земель и народов.

В будущем сохранение валютного борта в нашей стране будет сопровождаться замедлением темпов экономического роста и дальнейшим снижением доходов большинства болгарских граждан.

Одной из причин этого является и искусственное поддерживание фиксированного курса лева к евро. При этом валютном курсе болгарские товары становятся еще более неконкурентоспособными и по причине того обстоятельства, что после взрыва глобального капиталистического экономического кризиса в ряде стран (в Турции, Румынии, России, Украине, Венгрии, Польша, Чехии), с которыми болгарская сторона имеет торговые связи, произошла девальвация соответствующих национальных валют. Это обязательно будет способствовать увеличению доставок товаров из этих стран на наш рынок и росту дефицита болгарского платежного баланса.

При режиме валютного борта с увеличением отрицательного платежного баланса страны уменьшается ее ежегодный экономический прирост и падают доходы основной части населения. Следовательно, ключом к восстановлению независимости болгарского государства и к улучшению жизни большинства народа является отмена колониального валютного борта. Чтобы завершить этот акт беспроблемно, необходимо было бы, чтобы ему предшествовала реализация десятка законодательных, финансовых, дипломатических и организационных мер.

Вряд ли случаен тот факт, что после введения (1997 г.) режима колониального валютного борта и завершения скупки болгарских банков иностранцами, постоянно увеличивается болгарский внешнеторговый дефицит. В кризисном 1997 г. страна имела хотя и минимальный, но положительный внешнеторговый баланс (экспорт был на стоимость 4,939 млн. долларов, а импорт – 4,932 млн. долларов). Десятью годами позже (в 2007 г.) в болгарской внешней торговле налицо дефицит, превышающий 11,4 млрд. долларов (экспорт – 18,4 млрд. долларов, а импорт – 29, 8 млрд. долларов)40. В 2008 г. продолжается тенденция роста огромного для масштабов нашей маленькой страны болгарского внешнеторгового дефицита. Этот дефицит может вызвать торговый и общий хозяйственный кризис. В настоящее время его вспышка временно откладывается, главным образом благодаря некоторым поступлениям (получаемым от внешних заемов, продажи местной недвижимой собственности и денежных переводов работающих за рубежом болгар), которыми покрывается часть дефицита по текущему счету. При разразившемся глобальном капиталистическом кризисе эти источники рефинансирования текущего счета страны все больше уменьшаются и дело доходит до дефицита в его платежном балансе, который погашается накопленными в БНБ валютными резервами (пока свыше десяти млрд. евро). В декабре 2008 г. эти резервы уменьшились, так как 1,5 млрд. евро из них переведены за рубеж для покрытия крупного дефицита в платежном балансе страны.

Большой внешнеторговый дефицит является выражением свертывающегося национального производства и недостаточного товарного экспорта, темпы роста которого значительно ниже темпов роста соответствующего импорта. Этот дефицит - результат и ухудшившегося управления скупленных иностранцами болгарских государственных банков. Практика подтверждает тезис, что внешнеторговый дефицит генерирует инфляцию, которая проявляется в обесценении местных денежных ресурсов и в увеличении цен на товары. При инфляции товары становятся недоступными для бедных и появляется относительное перепроизводство, т.е. кризис.

В период 1949–1989 гг., т.е. при государственном социализме, в нашей стране не было инфляции. Это понятие было забыто, главным образом потому, что при составлении народнохозяйственных планов балансировались опеределенные пропорции в производстве и в потреблении основных потребительских товаров .

Современный глобальный капиталистический кризис проникает к нам и из-за сформированной нерационально производственной и экспортной структуры болгарской экономики.

В 2008 г. около половины экспортируемых болгарских товаров составляют сырье и материалы. Еще с возникновением глобального кризиса международные цены на них резко снижаются. Собственники (в основном иностранных) предприятий по производству сырья и материалов у нас не могут долгое время реализовать прибыль, ограничивают свою производственную деятельность и сокращают рабочие места.

Так поступают и в машиностроительных, и в других промышленных предприятиях, экспорт которых направлен в государства (США, Германия, Италия, Англия), серьезно затронутые глобальным экономическим кризисом. Например, за последние несколько месяцев в нескольких предприятиях болгарского холдинга по сигнальным системам и охранной технике “Teleteк” были уволены десятки рабочих и служащих. Сокращается персонал и в болгаро-английской компании по литью металлов в Плевене. На заводе этой компании работают около 150 работников, которые производят стальные и чугунные фасонные отливки для металлорежущих станков, для производствато. электро- и мотокаров, автомобилестроения, энергетики, цементной и рудодобывающей промышленности. С началом глобального экономического кризиса снижается спрос на эти изделия от австрийских, германских, российских и других предприятий. Производство этой компании сворачивается, и десятки работников оказываются лишними.

Сообщается о больших сокращениях (около 500 человек из 1000 человек персонала) и в машиностроительном предприятии АД “Радомир- Метал”. В нем почти приостановлен экспорт станков в США, и продолжают уменьшаться его внешние заявки на закупку товаров.

Недавно прекратила свою деятельность молокоперерабатывающая фирма “Сердика” в Добриче, и уволены почти 100 человек. В результате возникли кризисные проблемы и в связанных с этим предприятием новейших молочных фермах.

Современный глобальный экономический кризис наносит большие поражения и многим болгарским фирмам, которые работают по давальческим схемам. Эти фирмы изготовляют женскую и мужскую одежду (костюмы, пиджаки, платья, белье) по заказу и из материалов западных компаний – монополистов в этом производстве. В них работают сотни тысяч болгарских швей и других работников. Готовая продукция вывозится в основном в Германию, Грецию, Италию, Францию и Испанию. В 2007 г. вывезено товаров, изготовленных по давальческой схеме болгарскими фирмами, почти на 2 млрд. долларов, или более чем 10 % общего товарного экспорта страны. Владельцы этих фирм преимущественно иностранцы, в том числе греки и итальянцы. Условия труда в их мануфактурах - средневековые, а зарплаты - низкие и выплачиваются с большой задержкой. Несколько лет назад на греческой швейной фабрике в Дупнице от голода и чрезмерной эксплуатации умерли две молодые швеи.

В начале 2009 г. свернулись производственные заявки работающим по давальческой схеме болгарским фирмам. Каждая из них несет потери из-за свертывания национальных рынков сбыта одежды. Вследствие этого упомянутые фирмы обречены на банкротство, тем более что форма их деятельности не позволяет им накапливать собственный капитал и легко переходить к другому производству. Западные монопольные компании используют дешевую и квалифициранную рабочую силу у нас и максимально присваивают ее придаточный продукт. Под предлогом того, что инвестируют и открывают рабочие места в нашей стране, они порабощают большую часть болгарского народа и ущемляют его достоинство.

Современный глобальный экономический кризис в значительной степени затрагивает и болгарскую туристическую индустрию. Кризисное состояние этой деятельности проявляется главным образом в уменьшении числа иностранцев, которые посещают страну для отдыха и экскурсий, в сокращении доходов от туристов, в том числе из-за обесценения их валют (английской лиры, евро и т.д.). В начале 2009 г. лидеры болгарских туристических организаций (агентства, палаты) сообщают, что наполовину уменьшилась численность иностранцев, которые записываются на отдых в нашей стране. Они считают, что болгарское правительство может противодействовать кризису в отечественной туристической индустрии, выделив нужные средства на субсидирование въездных виз, национальную рекламу курортов и кредитование малых и средних туристических фирм.

В сравнении с 1989 г. в 2008 г. число гостиниц у нас выросло с 600 почти до 1500. В два раза (со 118 тыс.до 230 тыс.) увеличилось и количество койкомест. Новые гостиницы построены в основном на побережье Черного моря, в горах (Рила, Родопы), в Софии и других крупных городах (в основном на инвестиции из иностранных и/или неизвестных источников). Количество иностранцев, которые ежегодно посещают страну для отдыха и экскурсий, остается почти неизменным (около 4 млн. человек). Меняется только количество приезжающих в Болгарию из отдельных стран туристов. Например, более чем в два раза (с 550 тыс. до 259 тыс.) уменьшилось количество посетивших нашу страну российских туристов41. Троекратно (со 100 тыс. до 320 тыс.) увеличилось количество приезжающих в нашу страну английских туристов, а количество германских – с 540 тыс. до 690 тыс. человек.

В последние два десятилетия у нас почти нет и увеличения доходов от туристической деятельности. Видимо, при государственном социализме и государственном управлении собственостью существовала более эффективная болгарская туристическая индустрия, чем сейчас, если при меньшей гостиничной базе получались приблизительно равные с нынешими валютные доходы. Приватизация государственных туристических комплексов и строительство пятизвездочных частных отелей не привели к расширению болгарского туристического рынка, а лишь включили в него свойственные капитализму источники обогащения, нас ичен ъкращения ( – проституцию, азарт, трафик наркотиков и др.

При ожидаемом углублении глобального экономического кризиса, вероятно, предстоят массовые банкротства туристических фирм. Неиспользованной может оказаться значительная часть койкомест в стихийно и неправомерно построенных гостиницах и других туристических объектах.

Современный глобальный капиталистический экономический кризис может иметь большую продолжительность у нас и из-за лавинообразного роста болгарского внешнего долга. Этот долг вассализирует болгарское государство и держит его в покорстве. После введения (1997 г.) валютного борта у нас очерчивается тенденция периодического (каждые четыре года) удваивания болгарского внешнего долга. К концу 2008 г. его объем достиг 37 млрд. евро или около 50 млрд. долларов. Приблизительно за такую же сумму могут быть скуплены (по текущим ценам) отечественные сельскохозяйственные земли. Сегодня об этом почти не пишется и говорится. Словно по распоряжению из одного центра ни в одном СМИ не комментируется тема о грабительском характере болгарского внешнего долга. Более того. Продолжается публикация сборников с антикоммунистической ложью42. В них тиражируется и наглая ложь о том, что при государственном социализме болгарское государство якобы обанкротилось, так как существовала “лавина внешнего долга”. Истина же в том, что к концу 1989 г., когда был снят многолетний партийный и государственный руководитель нашей страны Тодор Живков, ее государственный внешний долг составлял 9,5 миллиардов долларов. В то же время целый ряд развивающихся стран (Ирак, Ливия, Алжир и другие) должны были болгарскому государству 4–5 млрд. долларов. Наложенное Фед и американским правительством эмбарго, а так же и завоевательные войны, которые они вели, не позволяли этим странам вернуть должимые нашему народу денежные суммы. Под натиском американских властей некоторые болгарские правительства максимально редуцировали денежный долг Ирака и простили задолженность ливийской стороне.

Социалистический болгарский внешний долг к западным банкам накопился в период 1985–1989 гг., когда в Советском союзе и у нас происходила т.н. “перестройка” социалистической общественной системы в сторону западной буржуазной, мнимой демократии и гласности. Тогда частные западные банки предоставляли нашей стране товарные кредиты, на которые покупались на Западе главным образом элементы и части для сборки машин на электронных заводах, а также сырье и материалы для нашей легкой индустрии. Готовые машины и изделия, производимые с западными частями и материалами, продавались в основном в Советский союз. Не было договора о сбыте части из них на западных рынках, для получения долларов и другой валюты, на которые бы погашались товарные кредиты. Эта форма сотрудничества между болгарскими и западными фирмами была невыгодна для нашей страны. Видимо, считалось, что с его реализацией будет поставлено начало прозападной ориентации страны и что это будет способствовать повышению технической подготовленности нации. Данная форма экономических связей наших предприятий с западными государствами была возможна и по той причине, что болгарское государство было богатым и платежоспособным. Его ежегодное положительное внешнеторговое сальдо в торговле ѝ с развивающимися странами превышало 1 млрд. долларов.

В период 1990–1992 гг. болгарский внешний долг увеличился еще на несколько миллиардов долларов. Хотя и брались непроизводительные ссуды у МВФ и Мирового банка, тогдашние власть имущие и по сей день продолжают вводить общество в заблуждение, что “комунистический режим” оставил им в наследство внешний долг, составляющий 13 млрд. долларов.

В 1996 г. внешний долг страны был снижен под 10 млрд. долларов. Социалистический правительственный кабинет, во главе с Жаном Виденовым, вернул часть (свыше 2 млрд. долларов) этого долга МВФ и западным банкам.

При режиме (1997–2001 гг.) Ивана Костова внешний долг страны снова увеличился и достиг примерно 13 млрд. долларов. Во время этого вредного для болгарской нации управления были подарены иностранцам прибыльные государственные предприятия и банки, включая внешнеторговый банк “Булбанк”, проданный итальянскому банку “УниКредит”. Тогда же стоившая миллиарды долларов государственная авиакомпания “Балкан” была продана гражданину Израиля всего за 150 тыс. американских долларов.

При четырехлетнем управлении выписанного из Мадрида (по решению заокеанских еврейских организаций) бывшего болгарского царя Симеона Сакскобургготского внешний долг нашей страны удвоился и достиг 22 млрд. долларов. Иностранцы скупили за бесценок почти все болгарские государственные банки и предприятия, а также телекоммуникационные компании и электрораспределительные фирмы (по признанию адвокатов Симеона, путем совершенного тогдашними чиновниками подлога документов он получил тысячи гектаров государственных лесов, причем сделал это спустя год после определенного законом срока восстановления собственности на лесные массивы).

В настоящее время пагубная политика скачкообразного увеличения болгарского внешнего долга оправдывается тем доводом, что большая часть его принадлежит частным юридическим лицам. Этот долг якобы был накоплен находящимися на нашей территории иностранными банками и компаниями, которые брали ссуды за рубежом, и наше государство гарантий им не давало. Долг (около 5 млрд. долларов) самого государства якобы еще не достиг своей критической точки, т.е. к настоящему времени может обслуживаться. При регулярном его погашении только на оплату процентов государство ежегодно расходует по несколькосот миллионов долларов (которые уходят в кассы западных владельцев скупленных долговых облигаций и государственных ценных бумаг, Мирового банка и других финансовых институций).

Лицемерным является и то утверждение, что ссуды, которые берут за рубежом находящиеся на нашей территории иностранные компании и банки, не причиняют никакого ущерба болгарской нации и государству. Приток внешних денежных ресурсов к нам (в основном на строительство молов и других непроизводительных объектов) является источником инфляции. Так в стране увеличивается денежная масса по отношению к наличным товарам, в т.ч. и рабочей силе. Вряд ли случаен тот факт, что в 2008 г. инфляция у нас составляла около 8 %. При такой ежегодной инфляции болгарское государство не может претендовать на вступление в еврозону и на введение у нас евро в качестве денежной единицы. Наш народ трудно сможет избавиться от ярма колониального валютного борта. В то же время режим этого борта и лишение болгарских правительств возможности проводить самостоятельную монетарную политику являются предпосылкой для скупки и заселения болгарских земель иностранными гражданами из Израиля, Англии и других государств, не входящих в ЕС.

Болгарское государство несет ответственность за частный внешний долг находящихся на его территории иностранных банков и предприятий и по причине того обстоятельства, что при их приватизации преднамеренно оставлены по несколько процентов государственных акций. В том случае, если иностранные “приватизаторы” приступят к выводу своих капиталов с нашей территории или обанкротятся, их обязательства перейдут на болгарское государство. Наглядным примером тому служит металлургический комбинат в Кремиковци, который был куплен индийским олигархом. Недавно он бросил комбинат (после того как выжал из него все до предела), и сейчас болгарское правительство думает, как при режиме валютного борта и глобального экономического (в том числе металлургического) кризиса выделить бюджетные деньги на выплату зарплат и на снижение социального напрежения среди тысяч кремиковских рабочих и служащих.

Одной из распространенных в последнее время форм эксплуатации псевдодемократического буржуазного государства является т.н. публично-частное партнерство. Используя его, группа лиц выкачивает средства из государственной казны и пользуется общественными привилегиями, а все потери и банкротства публично-частных организаций покрываются за счет обыкновенного налогоплательщика. К такому партнерству с болгарским государством стремится, например, и канадская компания по добыче золота “Данди” (Dundee Precious Metals Inc.). Ее канадские управляющие и туземные администраторы в продолжение многих лет хозяйничают в нашей стране и угрожают непослушным им болгарским правительствам международным судом. В последнее время они выдвигают проект о создании золотодобывающего предприятия возле села Челопеч (в горах Средна гора) с паевым (25 %) участием болгарского государства. Их стремление - оставить наше правительство без права голоса и возможности контролировать управление металлургическим предприятием. За паевое участие от государства, вероятно, будет потребовано, чтобы его силовые структуры умиротворяли местное население, когда начнется массовое отравление содержащимися в золотой руде примесями мышьяка, а также чтобы оно вложило бюджетные деньги для преодоления последствий этого ядовитого производства. Под натиском извне болгарское государство дало канадской компании “Данди” 30-летнюю концессию на добычу медно-золотых руд в районе села Челопеч, а также и разрешение на поиск месторождений в районе Крумовграда и в районе села Кошута, Смолянской области. В 2008 г. компания добыла около 900 тыс. тонн руды, из которой извлекла 55 тыс. тонн богатых мышьяком концентратов. В настоящее время эти ядовитые концентраты вывозятся за пределы Европы, но можно предположить, что в скором времени шефы “Данди” пожелают перерабатывать их на месте

Концесионные таксы, которые канадская компания платит болгарскому государству, варьируют между 2% и 8 % в зависимости от доходов компании. Эти мизерни таксы - еще одно доказательство, что канадские хозяева смотрят на болгарское государство как на свою колонию.

В начале 2009 г. правительства Австрии, Греции и Италии настаивали на бюджетном финансировании находящихся на нашей территории западных банков. Они ведут себя так, словно болгарские власти должны выделять государственные деньги для “финансовой стабилизации” находящихся у нас филиалов их банков (австрийского “Райфайзенбанк”, итальянского “„Уникава е такаУниКредит”, греческих “Обединена българска банка”, “Пощенска банка”, “". т стои зад световната криза?,Хебросбанк” и т.д.). Угрожают, что при возможном уходе этих банков с болгарского финансового рынка в нашей стране наступит “хаос”. Эти угрозы основываются на том факте, что центральные управления упомянутых банков перевели им около 10 млрд. евро и владеют половиной (около 20 млрд. лв.) циркулирующих у нас денег. Вывод такой денежной массы из обращения может вызвать известные сотрясения местного денежного рынка. Наш рабочий народ выиграет (в том числе и свободу), если Запад “бросит” филиалы своих банков у нас. Эти филиалы приносят их владельцам ежегодно около 1 млрд. евро чистой прибыли, основная часть которой вывозится за рубеж. Эта прибыль извлекается из болгарского государства и его труженников через живодерские (10–15 %) процентные ставки и таксы. Для их уплаты вместе с деньгами, отданными в рост, под проценты, по выделенным кредитам трудятся целые поколения болгар. Многие из них не могут выплатить построенные на кредиты предприятия и вынуждены продавать их иностранцам.

Еще В. И. Ленин доказал, что на империалистической стадии капитализма (кроме войн) главным средством порабощения чужих земель и народов является экспорт капиталов. После разрушения (1989 г.) мировой социалистической системы ряд западноевропейских государств вывезли в восточноевропейские страны (в т.ч. в Россию) капиталы на сумму свыше 1,7 триллионов евро (маленькая Австрия – 284 млрд. евро, которые составляют около 80 % от ВВП страны, Германия – 220 млрд., Италия – 219 млрд., Франция – 155 млрд., Бельгия – 155 млрд., Голландия – 122 млрд. евро и т.д.). Только через ссудные проценты (в среднем 10–15 %) эти банковские капиталы ежегодно извлекают из восточноевропейских стран около 120–150 млрд. евро прибыли. Из-за этих легко получаемых баснословных прибылей империалисты могут даже ликвидировать болгарскую нацию и государство.

В стремлении получать максимальные прибыли западноевропейские банки раздали и много невозвращаемых кредитов. Сегодня эти банки вынуждены списывать между 100 и 300 млрд. евро от их общего долга (1,7 триллионов евро) на восточноевропейском денежном рынке.

После взрыва глобального кризиса правительства Англии, Греции и других государств выделили своим банкам миллиарды евро из т.н. “государственных пакетов по спасению экономики”, но обязали управляющих банков не отпускать деньги филиалам банков, находящимся в Восточной Европе, и дали директиву вывезти оттуда наличные суммы и перевести в центральные офисы банков в сответствующие страны.

В этом смысле весьма необдуманны и антинародны прокламируемые в последнее время идеи о “национализации” (реституции) приватизированных и подаренных иностранцам болгарских государственных банков и заводов.

Есть другие, более реальные способы освобождения болгарского народа от жестокой экс-плуатация (через высокие процентные ставки, низкую оплату квалифициранной рабочий силы, удлинение рабочего дня и т.д.) иностранных хозяев, которые и в условиях кризиса шантажируют болгарскую общественость, чтобы прибавить к своим доходам новые денежные суммы, вырванные у нашего измученного народа. Присутствие их у нас открывает большие возможности для их правительств влиять на местную политическую, хозяйственную и культурную жизнь и богатеть за счет большинства болгарских труженников. Это признают и руководители упомянутых банков, в годовых отчетах которых отмечается, что их основная прибыль поступает из восточноевропейских стран, включая Болгарию, где процентные ставки несколькократно выше, чем в их собственных государствах.

Видимо, западные банки, захватившие денежные рынки Болгарии и других восточноевропейских стран, получают самую большую политическую и финансовую поддержку от владельцев Федерального резерва и от правительства США. Потому как в настоящее время американская экономика находится в коллапсе, находить и предоставлять денежные ресурсы упомянутым банкам возлагается на лидеров стран – членов ЕС. При этом отправляются угрозы, что при возможном уходе западных банков с восточноевропейского денежного рынка могут провалиться прозападно настроенные марионеточные правительства в балтийских республиках и в других постсоциалистических государствах и снова появится “берлинская стена”. Вероятно, напоминается и обстоятельство, что именно через эти банки происходит вассализация болгарского и ряда других восточноевропейских государств и поддерживается капиталистический общественный строй в этом регионе мира. Руководители крупных европейских государств отказываются передоставлять деньги упомянутым банкам из общего бюджета ЕС. В их государствах тоже есть существует нехватка денежных ресурсов для помощи пострадавшим от глобального кризиса. В настоящее время они отступили перед заокеанским натиском и согласились перевести государственные деньги для МВФ, который со своей стороны дает их (через те самые западные банки) лояльным и продажным правительствам. Так вместо того, чтобы бороться со стихией кризиса и использовать ее для восстановления своей независимости, большинство восточноевропейских стран вновь вовлекаются в порочный геополитический круг заокеанской финансовой олигархии.

Согласно информации в печати,43 в докладе “Дойче банк” говорилось, что правительства и центральные банки восточноевропейских стран должны взять из своих валютных резервов около 155 млрд. долларов и отдать их находящимся на их территории филиалам западных, в т.ч. германских банков. Так, нынешние валютные резервы отдельных стран Центральной и Восточной Европы уменьшатся приблизительно на 60 %.

Очевидно, эти и другие расположившиеся на болгарской земле хозяева не сдадут добровольно общественных позиций, которые завоевали под эмблемой “иностранных инвесторов”. Избавление от них предполагает проведение мудрой и полезной для всего народа политики. При этом следует учитывать то обстоятельство, что основная часть болгарского внешнего долга принадлежит заокеанским финансовым институциям, которые через свои и местные кадры крепко держат рычаги государственной власти у нас. Эти институции обеспечивают содержание и т.н. “неправительственных организаций” (“Открытое общество”, Институт рыночной экономики”, Центр экономических исследований и т.д.), сотрудники которых восхвалявют и проводят имперскую политику иностранного и прежде всего заокеанского капитала в болгарском государстве.

В последнее время наблюдается тенденция переориентации экспорта капиталов из западно-европейских капиталистических государств. После того, как за два десятилетия успели изъять из стран Восточной и Центральной Европа накопленное при государственном социализме огромное богатство, теперь представители западноевропейской буржуазии предоставляют этим странам самим справляться с заемами от МВФ и направляют экспансию своих капиталов в бывшие советские республики (Украину, Армению, Азербайджан, Грузию, Молдову и Беларусь). Думают и их ограбить, используя руководящие органы ЕС. Отмечают, что их приобщение к Евросоюзу позволит его государствам - членам найти доставки газа, альтернативные российским. Предлагают руководителям указанных стран (которые продолжают взаимодействовать с Россией) сотрудничество в форме “восточного партнерство”. Это партнерство включает оказание финансовой помощи (подкупы) политической элите страны, свободный рынок, военное сотрудничество. Предвидится до 2013 г. для этой цели из денег налогоплательщиков государств – членов ЕС израсходовать 1,2 млрд. евро. “Партнерство” Евросоюза с указанными странами не связывается с обещанием принятия их в межгосударственную общность. Экспорт капитала в эти страны не будет координироваться союзными органами, а будет осуществляться на конкурентной основе между отдельными западноевропейскими государствами.



<< предыдущая страница   следующая страница >>