Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе на 2013-2014 учебный год - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Календарно-тематическое планирование уроков по Новой истории в 8... 1 56.54kb.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе 1 166.03kb.
Календарно-тематическое планирование по истории на 2011-1012 учебный... 1 486.84kb.
Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2012/2013 Литература/5... 1 76.91kb.
Тематическое планирование по истории в 5 классах средней общеобразовательной... 1 124.38kb.
Тематическое планирование по истории в 7 классах средней общеобразовательной... 1 97.37kb.
Тематическое планирование на 2012/2013 учебный год 1 194.2kb.
План воспитательной работы 1 203.22kb.
Календарно-тематическое планирование по истории в 10 классе 1 202.91kb.
На 2013-2014 учебный год. Месяц Темы заседаний методического объединения 1 37.47kb.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 6 классе 4 674.49kb.
Рабочая программа по литературе для V -xі классов на 7 лет 4 1295.44kb.
- 4 1234.94kb.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе на 2013-2014 учебный - страница №1/2


Утверждено:

Директор МОУ СОШ № 1

Н.А. Якутова
_______________

«____» сентября 2013г



Проверено:

Зам. директора по УВР

О.В. Дорошкова
______________

«____» сентября 2013г



Согласовано
Руководитель ШМО учителей русского языка

Л.А. Кулакова

_____________

«____» сентября 2013г



Календарно-тематическое планирование

уроков литературы в 5 классе

на 2013-2014 учебный год.


Учитель: А.Ф.Глущенко, учитель русского языка и литературы, I квалификационная категория, стаж работы 40 лет.
Количество часов в году: 70

Количество часов в неделю: 2.
Планирование составлено на основе Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.

Москва «Русское слово» 2010г.


Учебник: Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Автор-составитель Г.С. Меркин Москва «Русское слово» 2011г.
Мониторинговый инструментарий: Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.

Москва «Русское слово» 2010г.




№темы

Содержание

Кол-во часов по теме

Дата проведения

ЗУН

Способы деятельности

Контроль

Домашнее задание

1.

1.Введение. «Книга – твой друг».

1

09.

1н.


Знать структуру и содержание учебника.

Знакомство с особенностями работы по учебнику.

Работа с книгой.

Стр. 3-15

Вопросы 3-4



2.

Мифология.

4



















2,3. Рассказ о мифе и мифологии.

2

09.

1н.


2н.

Уметь определять миф, легенду, предание, мифологический сюжет.

Подбор ключевых слов, работа с книгой.

Работа с текстом.

Стр. 8-9




4.Античный миф.

«Рождение Зевса»

5.Гомер «Одиссея».


1
1

09.

2н.


3н.

Уметь характеризовать мифологический сюжет, мифологические персонажи.

Пересказ, словесное рисование.

Тесты.
Тесты.

Стр. 13 (вопросы)

Стр. 16-20



3.

Устное народное творчество.

3


















6.Сказки. «Царевна-лягушка».

7.Бытовая сказка.

8.Загадки, пословицы, поговорки.


1

1

1



09.

3н.


4н.

4н.


Уметь определять УНТ. Знать особенности сказок, уметь характеризовать сказочных персонажей.

Работа с иллюстрациями, сочинение собственной сказки.

Литературная игра.

Сочинение собственной сказки.

Тесты.


Стр. 43-47
Стр. 52 (вопросы)
Стр. 35-37

4.

9. Древнерусская литература.

1

10.

1н.


Знать атмосферу эпохи в которой родилось Русское государство.

Различные виды пересказа.

Пересказ.

Стр. 60-65

5.

Басни.

5



















10. Басни народов мира. Эзоп.

11.Лафонтен.




1

1


10.

1н.


2н.

Уметь характеризовать басни народов мира. Уметь определять понятие притчи, эзопова языка.

Выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Рассказ о баснях.

Составление басен.



Стр. 68-72

Стр. 73(вопросы)






12. Русская басня. В.К.Тредиаковский, А.П.Сумароков.

13. М.В.Ломоносов

14. И.А.Крылов.


1
1

1


10.

2н.


3н.

3н.


Знать русских баснописцев. Уметь определять нравственную проблематику басен, мораль, аллегорию, гиперболу.

Различные типы чтения, инсценирование басни.

Тест.

Сочинение-рассуждение.

Тест.


Стр. 72-75

Стр. 81 (вопросы)

Наизусть


6.

Литература 19 века.

21



















15. А.С.Пушкин. «Няне», «Зимняя дорога».

1

10.

4н.


Уметь характеризовать образы природы в стихотворениях поэта.

Работа с иллюстрациями, выразительное чтение наизусть.

Словесное рисование.

Выучить наизусть




16. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

17.Добро и зло в сказке.

18. «Руслан и Людмила» (отрывок).


1
1

1


10.

4н.


5н.

5н.


Знать гуманистическую направленность сказки. Уметь отличать литературную сказку от фольклорной.

Рассказ о герое. Письменный ответ на вопрос.

Рассказ о фильме.

Тест.


Тест.

Наизусть (отрывок)

Стр. 102-111






19. М.Ю.Лермонтов. «Бородино».

20.Бородинская битва в изображении Лермонтова.



1

1


11.

2н.


3н.

Знать историю создания стихотворения, связь истории и литературы в изображении Бородинской битвы.

Выразительное чтение наизусть. Письменный ответ на вопрос.

Анализ стихотворения.

Письменный ответ на вопрос.



Стр. 152 (вопросы)

Наизусть






21.Н.В.Гоголь. Сведения о писателе.

22.«Ночь перед Рождеством».

23.Зло и добро в повести.


1

1

1



11.

3н.


4н.

4н.


Уметь находить в повести отражение в повести славянских преданий и легенд. Уметь характеризовать образы и события.

Краткий пересказ, словесное рисование.

Доклад.

Тест.


Тест.

Стр. 161-164

Стр. 164-185

Стр. 216 (вопросы)





24. И.С.Тургенев. Детские впечатления.

25.«Муму». Тема рассказа.

26.Центральные и второстепенные образы.

27.Стихотворения в прозе «Щи», «Русский язык».



1
1
1
1

12

1н.


1н.
2н.
2н.

Знать тематику и социальную проблему рассказа. Уметь писать отзыв об эпизоде.

Выборочный пересказ, рассказ о герое по плану. Отзыв об эпизоде.

Доклад.
Отзыв об эпизоде.

Отзыв об эпизоде.

Тест.


Стр. 220-221
Стр. 222-253
Наизусть




28. Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Стихи.

29. «Крестьянские дети».



1
1

3н.
3н.

Знать основную тему и способы её раскрытия в стихотворениях поэта. Уметь определять эпитет, сравнение.

Выразительное чтение, работа со словарями.

Анализ стихов.
Словарная работа.

Стр. 263-265
Наизусть (отрывок)




30. Л.Н.Толстой. Сведения о писателе.

31.«Кавказский пленник». Тема повести, творческая история.

32.Своеобразие сюжета.

33.Две жизненные позиции в повести.



1
1
1

1


12.

4н.


01.


3н.

3н.


Знать творческую историю повести, тему и основные проблемы. Уметь характеризовать портрет, роль, детали в создании художественного образа.

Аналитическое чтение, рассказ по плану. Отзыв об эпизоде.

Доклады.
Тест.

Отзыв об эпизоде.

Отзыв об эпизоде.


Стр. 284-285
Стр. 286-298
Стр. 312 (вопросы)




34. А.П.Чехов. Сведения о писателе.

35.«Пересолил».



1
1

4н.
4н.

Знать тему рассказа. Уметь характеризовать приёмы создания характеров и ситуаций. Уметь находить юмор, иронию.

Чтение по ролям, пересказ, подготовка вопросов.

Чтение по ролям

Тест.


Стр. 318-324

Стр. 325-330



7.

Литература 20 века.

19



















36. А.А.Блок. Стихи.

1

01.

5н.


Знать художественное своеобразие стихотворений. Уметь находить антитезу.

Выразительное чтение.

Анализ стихов.

Наизусть




37. Л.Н.Андреев.

«Петька на даче».

38.Нравтвенная проблематика рассказа.


1
1

01.

5н.


02.

1н.


Знать основную тематику и проблематику рассказа. Уметь характеризовать образы героев.

Письменный ответ на вопрос.

Письменный ответ на вопрос.

Тесты.


Стр. 15-29
Стр. 30-31




39. И.А.Бунин.

40. Тема природы «В деревне».



1

1


1н.

2н.


Знать тему и приёмы её реализации в произведениях.

Чтение наизусть, цитатный план.

Доклады.

Тесты.


Стр. 32-37

Стр. 38-45






41. А.И.Куприн.

42.«Детский сад».



1

1


2н.

3н.


Знать нравственные проблемы рассказа. Уметь характеризовать персонаж, портрет героя.

Пересказ, отзыв об эпизоде.

Доклады.

Отзыв об эпизоде.



Стр. 47-49

Стр. 50-55






43. С.А.Есенин.

Стихи.


1

3н.

Уметь определять малую и большую родину. Уметь находить эпитет, метафору, сравнение.

Работа с иллюстрациями, выразительное чтение.

Тесты.

Наизусть




44.А.П.Платонов. Сведения о писателе.

45.«Никита».



1

1


02.

4н.
4н.



Знать тему рассказа. Характеризовать образ главного героя.

Художественный пересказ фрагмента.

Тест.

Стр. 68-69
Стр. 69-77




46.П.П.Бажов. Сведения о писателе.
47.«Каменный цветок».

1
1

03.

1н.


1н.

Знать определение сказа. Уметь характеризовать человека труда.

Пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Тест.

Отзыв об эпизоде.



Стр. 81-83

Стр. 84-107






48.Е.И.Носов. Сведения о писателе.

49. «Как патефон петуха от смерти спас».



1
1

2н.
2н.

Уметь определять юмористическое и лирическое в рассказе. Уметь характеризовать героев.

Пересказ, письменный ответ на вопрос.

Письменный рассказ.

Тест.


Стр. 111-112
Стр. 113-119




50.Ю.В.Сотник.

«Гадюка».

51.Сравнительная характеристика.


1
1

3н.
3н.

Уметь находить диалог, давать характеристику героям.

Чтение по ролям, сравнительная характеристика.

Сравнительная характеристика

Стр. 123-134

Стр. 134 (вопросы)






52.Н.А.Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…».

1

04.

1н.


Знать определение «поэзии». Уметь определять тропы.

Выразительное чтение наизусть.

Тесты.


Стр. 138-140




53.А.Т.Твардовский. «Станция Починок».

1

04.

1н.


Уметь определять малую и большую родину, давать характеристику героям.

Выразительное чтение.

Определить роль тропов.

Стр. 145-147

8.

Зарубежная литература.

12



















54.Д.Дефо. Краткие сведения о писателе.

55.«Робинзон Крузо».



1

1


04.

2н.
2н.



Знать характеристику приключенческого романа. Уметь показывать сюжетные линии произведения.

Различные виды пересказа.

Доклады.
Тест.

Стр. 156-158
Стр. 173




56. Х.К.Андерсен. Сведения о писателе.

57.«Снежная королева».

58.Добро и зло в сказке.


1
1

1


04.

3н.


3н.

4н.


Знать определение волшебной сказки. Уметь раскрывать авторский замысел.

Пересказ, письменный отзыв об эпизоде.

Доклады.
Тест.

Отзыв об эпизоде.



Стр. 174-176 доклады

Стр. 176-184

Стр. 185 (вопросы)





59.М.Твен.

«Приключения Тома Сойера».

60.Мир детства и мир взрослых.


1
1

4н.
5н.

Уметь находить юмор. Уметь давать характеристику героям.

Чтение, пересказ, письменный отзыв о герое.

Отзыв о герое
Тест.

Стр. 224-236
Стр. 237-249




61. Ж..Рони-Старший.

«Борьба за огонь».

62.Изображение древнего человека.


1
1

5н.

05.


1н.

Уметь передавать различные виды пересказа. Уметь устно и письменно характеризовать героя.

Уметь характеризовать древнего человека



Устная характеристика героя.

Составление плана

Рассказ о человеке



Стр. 252-261
Стр. 267 (вопросы)




63.Дж. Лондон.
64,65.«Сказание о Кише».

1
2

2н.
2н.

Развивать представление о рассказе.

Устный портрет героя.

Рассказ об авторе.

Рассказ о герое.



Стр. 268-269
Стр.270-278




66. Р. Брэдбери.

67,68.«Всё лето в один день».



1

2


3н.

3н.


Уметь показывать фантастическое и реальное в произведении. Уметь составлять план.

Пересказ, составление плана.

Составление плана.

Стр. 280-281

Стр. 282-288






69,70. Итоговые уроки.

2

05.

4н.


Знать термины. Уметь характеризовать героев.

Практикум.

Тест.

Стр. 289-290

График проведения контрольных работ

по литературе в 5 классе.



Содержание

Дата

Тема

1.

Сочинение собственной сказки

Сентябрь

4н.


Устное народное творчество.

2.

Письменный ответ на вопрос.

Октябрь

2н.


Басни.

3.

Письменный ответ на вопрос.

Ноябрь

3н.


М.Ю.Лермонтов «Бородино».

4.

Отзыв об эпизоде.

Декабрь

2н.


И.С.Тургенев «Муму».

5.

Отзыв об эпизоде.

Январь

3н.


Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».

6.

Письменный ответ на вопрос.

Февраль

1н.


Л.Н.Андреев «Петька на даче».

7.

Отзыв об эпизоде.

Февраль

3н.


А.И.Куприн «Детский сад».

8.

Отзыв об эпизоде.

Март

1н.


П.П.Бажов «Каменный цветок».

9.

Отзыв об эпизоде.

Апрель

4н.


Х.К.Андерсен «Снежная королева».

10.

Отзыв о герое.

Апрель

5н.


М.Твен «Приключения Тома Сойера».


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по литературе для основных школ и в соответствии c программой по литературе к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы Г. С. Меркин, С. А. Зинин)

Планирование предназначено для работы по учебнику: Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово», 2012г.

Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5-9 классах, так как способствуют средствами художественной литературы, литературоведения и литературной критики обеспечивать:

«1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий  литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».

В соответствии с требованиями Стандарта, программа по литературе для 5–9 классов общеобразовательных учреждений основана на применении «системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:

– формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

– активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

– построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».

Общая характеристика учебного предмета

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.



Целями и задачами изучения литературы в основной школе являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.


Результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.



Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;



2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;



4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс
Введение

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации и т. д.).
Из мифологии

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.



Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.
Из устного народного творчества

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений), афоризмы; антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.
Из древнерусской литературы

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.
Басни народов мира

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа.

Теория литературы: басня, синонимы, сюжет.

Развитие речи: выразительное чтение.
Русская басня

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.



В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова; портрет И.А. Крылова.

Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».
Из литературы ХIХ века

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворении поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.



Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.
Поэзия XIX века о родной природе)

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..»

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...»,

А.А. Фет. «Чудная картина...»

И.З. Суриков. «В ночном».


М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.



Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве; репродукции картин, посвященных Отечественной войне 1812 года.

Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина» и др.).
Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.



Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В.Гоголя»; репродукция картины К. Трутовского «Колядки в Малороссии».

Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.
И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».



Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева; репродукция картины Н. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта».

следующая страница >>