Календарно-тематическое планирование по истории на 2011-1012 учебный год для 10 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2012/2013 Литература/5... 1 76.91kb.
Календарно-тематическое планирование уроков по Новой истории в 8... 1 56.54kb.
Рабочая программа по истории мбоу «Аксубаевский лицей» 1 423.15kb.
Тематическое планирование по истории в 5 классах средней общеобразовательной... 1 124.38kb.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе... 2 408.99kb.
Тематическое планирование по истории в 7 классах средней общеобразовательной... 1 97.37kb.
Учителей физической культуры и обж на 2011 2012 учебный год. 1 89.12kb.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению л. 1 417kb.
Календарно-тематическое планирование по истории в 10 классе 1 202.91kb.
Урока Календарно -тематическое планирование с определением основных... 1 302.46kb.
Рабочая учебная программа по музыке для 5 класса Календарно тематическое... 2 506.48kb.
Власть и оппозиция в афганистане: особенности политической борьбы... 3 789.34kb.
- 4 1234.94kb.
Календарно-тематическое планирование по истории на 2011-1012 учебный год для 10 - страница №1/1

Управление образования Исполнительного комитета

города Набережные Челны Республики Татарстан

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 56»


УТВЕРЖДАЮ

протоколом педагогического совета

от ____ ___________2011 г. № _____

Директор школы

___________________ Р.Н.Зайнуллина

Введено приказом № _______ ______

от ____ ___________2011

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ИСТОРИИ

на 2011-1012 учебный год

для 10 класса

(2 ч. в неделю, 68 ч. за год)

Составитель: Зиязетдинова Илиза Миннезагировна

учитель истории и обществознания первой квалификационной категории

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора _____________ А.Н. Гильмиярова

РАССМОТРЕНО

На заседании МО, протокол от ____ ________________2011 г. № ___

Руководитель МО _________________ И.М.Зиязетдинова

Набережные Челны

2011
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



ПО ИСТОРИИ ДЛЯ 10 КЛАССА

ПРИ РАЗРАБОТКЕ БЫЛ ИСПОЛЬЗОВАН:

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО (ОБЩЕГО) ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ

СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ. ИСТОРИЯ. - М.:ДРОФА. 2007

Планируемый объем распределения учебного времени в 10 классе.         (Базовый    уровень) 

Учебное обеспечение:

Н.В.Загладин,  «Всемирная история с древнейших времен до конца 19 в.» .10 класс. М.«Русское слово» 2009 (базовый уровень)

И.И.Павленко, Л.М.Ляшенко «История России.» 10 класс.(базовый уровень) М.Русское слово.2009.(базовый уровень)

Пояснительная записка.

Рабочая программа по истории создана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования; авторских программ: И.И.Павленко, Л.М.Ляшенко «История России с древнейших времен до конца 19 в.» для 10 кл. общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего образования Министерства образования РФ ; Загладин Н.В. «Всемирная история . История России и мира с древнейших времен до конца 19 в.» .             (Базовый уровень).



Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить  изученный материал, а  с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.

Цели:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

1. Познавательные.

  • умение самостоятельно и осознанно организовывать свою познавательную деятельность в соответствии с заданной целью;

  • умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

  • умение определять причинно-следственные связи и использовать их для анализа;

  • умение самостоятельно осуществлять отбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • умение самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения творческих и поисковых задач;

  • умение применять элементарные приёмы исследовательской деятельности;

  • умение создавать собственные модели объектов, процессов и явлений, проекты как результат исследовательской деятельности, в т.ч. с использованием информационных технологий.

2. Информационно-коммуникативные.

  • поиск необходимой информации по заданной теме с использованием источников различного типа;

  • извлечение необходимой информации из источников, определение первостепенной информации;

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации;

  • умение развёрнуто обосновывать и аргументировать суждения;

  • умение свободной работы с текстом разных стилей, владение навыками редактирования текста, создания собственного текста;

  • использование информационных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений.

3. Рефлексивные.

  • понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

  • объективное оценивание своих учебных достижений, динамики развития своих личностных качеств;

  • владение навыками коллективной деятельности в части организации и участия в ней;

  • оценивание и коррекция собственного поведения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности;

  • умение отстаивать свою гражданскую позицию;

  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования.

  • Задачи:

  • предметно-информационные: иметь знания об истории, современном состоянии и перспективах развития Среднего Урала; иметь представление об особенности социально-политической и социально-экономической жизни региона;

  • деятельностно-коммуникативные: занимать активную гражданскую позицию в социально-экономической, духовной жизни региона; владеть практическими навыками решения определённых проблем, связанных с позитивными изменениями в жизни населения своего города;

  • ценностно-ориентационные: быть готовым к оценке собственных возможностей в освоении будущей профессиональной дельности; принимать ценности другой группы, сообщества; уметь соотносить поставленные цели деятельности и результат, нести ответственность за результаты своей образовательной деятельности.

Требования к уровню подготовки выпускников.

Знать, понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность истории;

  • периодизацию  отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.

Уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

 

Использовать приобретённые знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих и исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.

ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ РАСЧИТАН НА 70 ЧАСОВ


СОДЕРЖАНИЕ:

ИСТОРИЯ РОССИИ – 36

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ - 24

ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА – 10


Содержание программы учебного курса. (70)

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Древнейшая история человечества (не менее 2 ч)

Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.
Цивилизации Древнего мира и Средневековья (не менее 10 ч)

Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.

Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.

Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.

Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.
Новое время: эпоха модернизации (не менее 10 ч)

Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.



Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.



Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества.

Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX в. ч)


ИСТОРИЯ РОССИИ

История России – часть всемирной истории

Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.



Народы и древнейшие государства на территории России

Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.

Русь в IX – начале XII вв.

Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. (не менее 8 ч)

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.



Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.



Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.

Российское государство во второй половине XV – XVII вв.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.

Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.

Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.

Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.

Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.


Россия в XVIII – середине XIX вв.

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.

Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.


Россия во второй половине XIX.

Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.



Требования к уровню подготовки выпускника

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен



знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.



п./№

Раздел, тема

Содержание

Основные понятия

термины

даты

персоналии

Сроки




норма

норма

Факт

1

История как наука.

Основные концепции исторического развития человечества

Историческая наука

Цивилизации

Периодизация


1







2

Первобытный мир и зарождение цивилизаций

Происхождение человека и общества.

Антропология, археология и этнография о древнейшем прошлом человека

Мифологические и религиозные версии протоистории человечества

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе



Присваивающее и производящее хозяйство, неолитическая революция, цивилизация, религия, община, рабовладение, ремесло, тотемизм,

1







3

Первые государства Древнего мира


Древний Египет и его вклад в мировую цивилизацию.

Социальная структура общества, рабовладение и его роль в государствах древности.

Развитие форм государственности и системы правоотношений.

Восточная деспотия. Мифологическая картина мира.

Природно-климатические условия складывания древних цивилизаций


Государство, цивилизация, религия, каста, рабовладение, ремесло, ирригация, деспотия, иерархия, религии спасения, индуизм, буддизм, конфуцианство

1




-

4

Города-государства Греции и Италии.


Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговли.

Возникновение и развитие полисной системы. Демократия и тирания. Афина и Спарта.

Греческие колонии и их влияние на культуру Средиземноморья.

Патриции и плебеи. Возникновение республики

Завоевание Римом Италии


Государство, цивилизация, религия, рабовладение, ремесло, античность, рационализм, метрополия, полис, автаркия, олигархия, демократия, философия, софистика, эллинизм, плебеи, патриции, республика

Перикл. Солон. Дракон



1







5

Борьба за господство над Средиземноморьем.

Причины борьбы. Греко-персидские, Пелопонесские войны. Завоевание Александра Македонского.

Возвышение Рима и Пунические войны. Проблемы цивилизационного синтеза (эллинистический мир).

Римская республика и империя. Римское право.

Наука и искусство Древнего Рима и Греции. Культурное и философское наследие Рима и Греции

Формирование имперского характера цивилизации


Греко-персидские, Пелопонесские войны.

Пунические войны. Эллинистический мир

Римская республика и империя. Римское право.

Александр Македонский, Ганибалл. Фемистокл, Мильтиад, Сципион, Спартак.




1







6

Наступление варваров Евразии и закат Римской империи.

Рим и варвары.

Великое переселение народов, войны и нашествия как фактор исторического развития.

Внешние и внутренние причины кризиса, распада и крушения Римской империи.

Изменение политической карты мира.

Распад Рима на Восточную и Западную империи.

Возникновение христианства.



Варвары. Великое переселение народов. Христианство

1







7

Становление христианско-средневековой цивилизации

Формирование христианской средневековой цивилизации возрождение имперской идеи в Западной Европе.

Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития.



Христианство, теология богословие, Салическая правда, Хлодвиг, Меровинги, Каролинги, Карл Мартелл, Карл Великий, Вильгельм Завоеватель, норманнские походы.

1







8

Исламская цивилизация

Возникновение исламской цивилизации.

Социальные нормы и мотивы поведения человека в исламском обществе. Складывание основ системы исламского права.

Изменение политической карты исламского мира.

Исламская духовная культура и философская мысль.



Теократия, ислам, экспансия. Сунниты и шииты. Халифы.

Муххамед, Салах-ад-Дин.



1







9

Византийская цивилизация и славянский мир

Византия как носитель римской, имперской идеи и ее влияние на Западную и Восточную Европу, русские земли.

Политика Византии в конфликте между Западной и Восточной христианскими церквами.

Особенности социальной этики, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Особенности социально-экономического и политического развития.




Великая схизма, булла, басилевс, Юстиниан, Иоанн Цимисхий, Святослав.

1







10

Духовный мир средневекового общества.

Светская и духовная власть

Романская и готическая эстетика как образы мироощущения.

Культурное и философское наследие.


Католичество и православие. Крестовые походы, Реконкиста, ересь, духовные ордена, миссионерство, монастыри, романский стиль, готика, Ренессанс, Урбан II, Иннокентий III, Ричард Львиное Сердце, Барбаросса, поход в Каноссу. Петрарка, Боттичелли, Рафаэль, Данте.


1







11

Облик феодального общества в Западной Европе

Становление и развитие сословно корпоративного строя в европейском обществе.

Феодализм как система социальной организации и властных отношений.

Положение крестьянства в феодальном обществе.


Города, коммуны, бюргерство, цеха, гильдии, сословный строй, феодальная лестница, кодекс рыцарской чести, Реформация, контрреформация.

1







12

Образование централизованных государств в Западной Европе

Предпосылки образования централизованных государств

Складывание европейской правовой традиции.




Централизованное государство национальные государство, сословно-представительная монархия, абсолютизм, городские республики, «авиньонское пленение пап». Филлип IV, Бонифаций VIII.

1







13

Государства Востока в средневековье

Отличительные черты китайской, японской, индийской цивилизаций.

Система ценностей буддизма, конфуцианства и их влияние на специфику цивилизационного развития.

Система ценностей буддизма, конфуцианства и ислама.


конфуцианство, буддизм, даосизм, касты синтоизм, пагода, дацаны.

Конфуций, Лао-Цзы.



1







14

Восточные славяне. Образование древнерусского государства


Этапы заселения территории нашей страны. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Происхождение государственности у восточных славян.



Неолитическая революция, индоевропейцы, славяне, анты, венеды, скифы. Норманнская теория.

Гостомысл, Рюрик, Аскольд, Дир

862 – призвание варягов, 882 – взятие Киева, образование государства.


1







15

Среднее Поволжье в процессе расселения племен.

Природно-климатические условия региона и их изменения.

Древние люди на берегах Волги и Камы: расселения, занятия, образ жизни, верования. Стоянки первобытных людей на территории Среднего Поволжья.

Переход от присваивающего к производящему хозяйству.


Археологическая культура, Приказанские, ананьинские, пьяноборские, именьковские племена, гунны, тюрки, каганат,

Баранджеры, савиры, эсегелы, булгары, барсилы

Кубрат, Великая Болгария, Аспарух, Батбай.


1







16

Волжская Булгария: становление государственности. Принятие ислама.

Ранние болгары на Волге. Образование Булгарского царства. Территория, государственный строй, население. Хозяйственная жизнь булгар. Страна городов, Биляр.

Принятие ислама.

Внешнеполитические связи.

Культура Волжской Булгарии.

Ислам, его роль в распространении письменности и грамотности среди населения.



Эльтебер, эмир, Алмуш, ибн-Фадлан, Биляр, Сувар, Джукетау, ибн-Русте,

Багдадское посольство.

922 – принятие ислама.


1







17

Первые русские князья. Владимир I.


Дань и подданство.

Князья и Дружина.

Вечевые порядки.

Принятие христианства

Христианская культура и языческие традиции.

Право на Руси.




Уроки, погосты, мытники

Олег, Игорь, Ольга, Святослав

907, 911 – походы в Константинополь, 957 – посольство Ольги в Константинополь, 967-971 – походы Святослава.


1







18

Расцвет Древнерусского государства

Категории населения. Княжеские усобицы.

Тенденции к раздробленности. Основные тенденции внутренней политики и внешних отношений отдельных княжеств друг с другом.


Феодализм, вотчина, кормление, смерды, бояре, посадники, тысяцкий, дружина, митрополит.

1068 – вторжение половцев в Киев, 1097 – съезд князей в Любече,

1111 – поход в степь, 1113 – восстание в Киеве

Святославичи,

Владимир Мономах


1







19

Феодальная раздробленность

Причины распада Древнерусского государства.

Крупнейшие земли и княжества.

Монархии и республики.

Русь и Степь.

Идея единства Русской земли.


Дворяне, бояре, феодальный иммунитет.

1125-1132 – правление Мстислава Великого,

1185 – битва с половцами Игоря

Святослав Всеволодович, Святослав Ольгович.



1







20

Культура Древней Руси

Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока.

Влияние Византии.



Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.


Язычество, волхвы, политеизм.

Культура, летопись, икона, фреска, церковно-учительская литература, фольклор, былины, зодчество

Кирилл и Мефодий. Нестор-летописец, Илларион, Даниил Заточник, Владимир Мономах.

1185 – время написания «Слово о полку Игореве», кон XII в. – «Моление Даниила Заточника».



1







21

Материальная и духовная культура Волжской Булгарии.

Культура Волжской Булгарии.

Ислам и его роль в распространении письменности и грамотности среди населения. Булгарские ученые и поэты.

Ремесла.


Кул Гали «Сказание о Йусуфе», Талджеддин ал-Булгари, Ходжи Булгари, Йакуб ибн-Нугман.


1







22

Нашествие иноземных захватчиков на Русь.

Образование Монгольского государства.

Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи.

Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси.

Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.




Рыцарские ордена, ярлык, баскаки, число, Чингизхан (Темучин), Батый, Александр Невский

1223 – битва на р.Калке, 1237-1240 – нашествие на Русь, 1237 – битва на р.Сить, 15.07.1240 – Невская битва, 5.04.1242 – Ледовое побоище



1







23

Монголы и Золотая Орда

Монгольское государство. Древние монголы и татары. Первые столкновения булгар с монголами. Поход Бату-хана на Булгарию в и его последствия.

Улус Джучи: образование и расцвет.

Территория и население. Хан Узбек. Государственное управление. Экономика в период расцвета.

Принятие Ордой ислама.


Сойюргал, пайцза, улус Джучи, Золотая Орда

1211-1227гг. – создание империи Чингисхана, 1223 – битва на р. Калке, 1235 – курултай, 1236 – Захват Волжской Булгарии, 1243 – образование Золотой Орды

Бату-хан, Берке-хан, Узбек-хан, Тохтамыш, Болгар, Кятиб, Сараи.


1







24

Возвышение Москвы

Восстановление экономики русских земель.

Формы землевладения и категории населения.



Роль городов в объединительном процессе.

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси.


Ярлык на великое княжение, баскаки, иго;

Даниил Московский, Михаил Тверской, Иван Калита, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Мамай, Ягайло.

1327 – восстание в Твери;

1380 – Куликовская битва; 1382 – набег Тохтамыша.




1







25

Образование единого русского государства.

Москва как центр объединения русских земель.

Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. «Москва – третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения.



Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Выделение русского, украинского и белорусского народов.


Юрьев день, пожилое, Боярская дума, централизация государства, единое российское государство, «Москва – третий Рим», наместник, кормление, закрепощение, приказы, дьяк

Василий I,Василий II Темный, Иван III, Василий III

1425-1453 – феодальная война, 1471 – битва на р. Шелонь, 1480 – «стояние на р.Угре» падение ига, 1497 – Судебник


1







26

Казанское ханство

Территория и границы,

Казань – столица государства.

Население и этнический состав.

Государственное устройство.

Экономика.

Политическая история.

Отношения с Русским государством.

Протекторат Москвы.




Тохтамыш, Идегей, Улу-Мухаммад, Махмуд, Халил, Ибрагим, Мухаммад-Амин, Нур-Солтан, Нур-Али, Касимовское царство, Абдул-Латиф.


1







27

Культура Московской Руси и Казанского ханства

Казанское ханство – приемник культурного наследия Волжской Булгарии и Золотой Орды.

Грамотность и просвещение.

Устное народное творчество. Архитектура. Декоративно-прикладное и ювелирное искусство.

Ересь на Руси.



Автокефалия Русской Православной Церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств.



Влияние внешних факторов на развитие русской культуры


Слобода, посад, ханский двор, казанская ярмарка. Московский кремль. Мухаммадьяр, Кул Шариф, Мухаммад-Эмин, «Идегей», «Алпамыш»,

Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, А.Никитин, Аристотель Феораванти, Алевиз Новый, Максим Грек, Епифаний Премудрый.




1







28

Реформация и Контрреформация

Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее особенности.

Католицизм.



Реформация и контрреформация, лютеранство, кальвинизм, англиканство, пресвитерианство, протестантизм,

Лютер, Мюнцер. Кальвин, Генрих VIII.




1







29

Промышленный переворот и его последствия

Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в процессе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм.


Мировая торговля, капитализм, интенсивный и экстенсивный пути развития, промышленный переворот, модернизация, мануфактура, фабрика.

1







30

Европейские революции XVI – XVIII вв.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Буржуазные революции.

Революция, нация, национальное государство, конституционная монархия, республика, буржуазное общество.

1







31

Идеология Просвещения

Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах.

Изменения в идеологических и правовых основах государства.




Просвещение,

Вольтер, Дидро, Монтескье, Руссо, Мелье, Локк.



1







32

Традиционные общества Востока XVI – XVIII вв.

Мир империй. Государство и общество в странах Востока. Традиционные общества и

колониализм.




Традиционные общества, самоизоляция.

1







33

Колониальная экспансия европейцев

Европейская колониальная экспансия и ее расширение.

Влияние открытий на развитие европейского общества.


Метрополии, колонии, экспансия, монокультура.

1







34

Правление Ивана IV

Установление самодержавной власти царя.

Реформы середины XVI в. Опричнина.

Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества.


Сословно-представительная монархия;

Андрей Курбский, Сильвестр, Алексей Адашев, митрополит Макарий, Иван IV – «царь всея Руси», Малюта Скуратов, избранная рада, Судебник - 1550, Земский собор - 1549, Стоглав - 1551, 1589 – патриарх Иов.



1







35

Усиление централизованной власти и внешняя экспансия

Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии.

Расширение государственной территории при Иване Грозном.




1565-1572 – опричнина, 1581-1585 – заповедные лета, земщина,

Хан Кучум, Ермак,

1556 – присоединение Астрахани, 1581-1585 – поход Ермака в Сибирь, 1558 - 1583 – Ливонская война.


1







36

Российская колонизация Среднего Поволжья

Протекторат Москвы

Героическое сопротивление казанцев.

Причины падения Казанского ханства.


Шах-Али, Сююмбике, Утямыш-Гирей, Сафа-Гирей, Хан Кучум,

1487-1521 – протекторат Москвы, 1521 -1551 правление крымский ханов, 2.10.1552 – взятие Казани.




1







37

Кризис конца XVI – XVII вв. Смута

Смута.

Пресечение правящей династии.

Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.

Ход и итоги Смуты.


Угличское дело, заповедные года, урочные лета, смутное время, народное ополчение, «тушинский вор»

Федор Иоаннович, Борис Годунов, Василий Шуйский, Лжедмитрий I, Марина Мнишек, Лжедмитрий II, Минин и Пожарский

1606-1607 – восстание Болотникова, 1609-1618 – польско-шведская интервенция; 1610-1613 – семибоярщина; 1611-1612 - I и II ополчения, 1617 – Столбовской мир, 1618 – Деулинское перемирие.


1







38

Социально-экономическое развитие России в первой половине XVII в. Раскол.

Восстановление самодержавия. Первые Романовы.

Рост территории государства.

Юридическое оформление крепостного права.

Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество.


Раскол, абсолютизм, мануфактуры, ясак, тягло, крепостное право, старообрядцы

1613 – Земский собор, избрание Михаила Романова,

Соборное уложение – 1649, 1667 – Новоторговый устав,

Филарет, Никон, Аввакум, Алексей Михайлович Тишайший, Морозова, Ордин-Нащокин.



1







39

«Бунташный век»

Социальные движения XVII в.


1648- 1650 городские восстания, 1648 – соляной бунт, 1662 – медный бунт, 1670 - 1671 – восстание Степана Разина,

Василий Ус.



1







40

Зарождение абсолютизма и эволюция государственного аппарата

Российский абсолютизм: дискуссии историков. Сословная структура российского общества.

Пути укрепления царской власти.

Роль Боярской думы и Земского собора.

Становление абсолютизма.



полки «нового строя» (рейтарские и драгунские), разряды.

1







41

Внешняя политика XVII в.

Основные направления и тенденции внешней политики XVII.

Воссоединение древнерусских земель.



Реестр, гетман, Рада, Запорожская Сечь

Богдан Хмельницкий, В.В.Голицын.

154-1667 – русско-польская война, 1654 – Переяславская рада, 1656-1658 – русско-шведская война, 1676-1681 – чигиринские походы, 1687-1689 – крымские походы Голицына.


1







42

Русская культура в XVI – XVII вв.

Формирование национального самосознания и культуры народов России в XV – XVII вв.

Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

Внутренняя колонизация.


Нестяжатели, иосифляне, «нарышкинское барокко», шатровый стиль, секуляризация, парсуна, славяно-греко-латинская академия

Симеон Полоцкий, Симон Ушаков, Поярков, Хабаров, Атласов, Нил Сорский.




1







43

Россия на пути к абсолютизму

Сохранение традиционных порядков и крепостничества в условиях развертывания модернизации.

Федор Алексеевич, Софья

Регентство, стрелецкий бунт, Великое посольство, потешные полки,

1695- 1696 – Азовские походы, 1697-1698 – Великое посольство, 1699 – новое летоисчисление, 1699 – городская реформа,

Лефорт, Меншиков.




1







44

Внутренняя политика в первой четверти XVIII в.

Петровские преобразования.

Провозглашение империи Превращение дворянства в господствующее сословие.



Формирование военно-полицейского порядка.

Абсолютизм. Император, Табель о рангах, Сенат, Синод, коллегии, обер-прокурор, фискал, магистрат, губернии, протекционизм, меркантилизм, подушная подать, рекруты.

1714 – закон о единонаследии, 1708 –губернская реформа



1







45

Внешняя политика первой четверти XVIII в.

Создание армии нового образца и превращение России в европейскую супердержаву.

1700-1721 -Северная война, 1708 – сражение у дю Лесная, 1709 – Полтавская битва, 1711 - Прутский поход, 1714 – сражение у м. Гангут, 1716 – победа при Гренгаме, 1721 – Ништадтский мир

Карл ХII , Мазепа, Апраксин, Шувалов, Шереметев.



1







46

Дворцовые перевороты

Россия в период дворцовых переворотов.

Бироновщина, дворцовые перевороты, кондиции, фаворит, верховники,

Екатерина I, Петр II , Анна Иоанновна, Бирон, Иоанн Антонович, Елизавета Петровна, Петр III.




1







47

Россия в середине XVIII в.

Упрочение сословного общества

1762 - Манифест «о вольности дворянской»1756- 1763 – Семилетняя война.


1







48

Россия во второй половине XVIII в.

Екатерина Вторая и просвещенный абсолютизм.

Государственный строй, сложившийся при Екатерине II.

Оформление сословного строя.


«Просвещенный абсолютизм», городская дум; 1767 - Уложенная комиссия, 1775 – Губернская реформа, 1785 – Жалованные грамоты дворянству и городам;

Г.Орлов, Г.Потемкин, Панин, Румянцев, Суворов, Ушаков

1768-1774, 1783-1791 – русско-турецкие войны

1772,1793, 1795 – разделы Польши, 1787- 1790 – русско-шведская война, Итальянский и Швейцарский походы, 1773-1775 – восстание Пугачева.




1







49

Казанская губерния в XVIII в.

Создание Казанской губернии.

Христианизация.

Изменение в социально-экономическом развитии.

Народы края и восстание Пугачева.

Культура.


Податная реформа, ясачные крестьяне, суконная мануфактура, адмиралтейство, лашманы, пумповый завод, промыслы, прелестные письма;

Лука Конашевич, М. Колый, Утыз Имяни, Г. Курсави, Каменев, Есипов.




1







50

Русская культура в XVIII в.

Основные направления и достижения духовной жизни. Бытовая культура.

Барокко, классицизм, просветительство, Просвещение, сентиментализм, М. Ломоносов, Е. Дашкова, Н. Новиков, А.Радищев, Ф. Прокопович, Растрелли, Боровиковский, Левицкий, Рокотов, Фальконе, Шубин, Волков, Кулибин, Ползунов, Черепанов.



1







51

Переход к индустриальному обществу

Научно-технический прогресс в ХIХ в. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества.

Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу

Капитализм, интенсивный и экстенсивный пути развития, модернизация, фабрика, индустриальное общество, урбанизация, периферия, меркантилизм, пуританизм.



1







52

Политическое развитие стран Западной Европы

Конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества.

Буржуазное общество, консерватизм, либерализм, радикализм, реформизм, марксизм, анархизм, социализм.


1







53

Страны Востока в XIX в.

Традиционные общества Востока в условиях завершения колониального раздела мира. Приспособление, трансформация и проблемы модернизации.


Реформы Мэйдзи, опиумные войны, боксерское восстание, аграрно-сырьевой придаток.

1







54

Международные отношения в период нового времени

Европейские войны XVII – XIX вв.

Колониальный раздел мира. Внешнеполитические союзы и дипломатия.




Наполеоновские войны, коалиции, Вестфальская система, Священный союз.

1







55

Россия на рубеже XVIII – XIX вв.

Социально-экономическое положение России.


Многоконфессиональное государств, Негласный комитет,

1797 – указ о престолонаследии, о трехдневной барщине.



1







56

Общественно-политическое развитие России в первой половине XIX

Основные направления внутренней политики Александра I и Николая I. Основные проекты о преобразованиях России.

Министерство, Государственная Дума, Государственный Совет, военные поселения, кодификация, денежная реформа

1802 – министерская реформа, 1803 – указ о вольных хлебопашцах, 1810 – учреждение Государственного совета

М.М.Сперанский,

Аракчеев, конституция.




1







57

Внешняя политика в первой половине XIX в.

Основные направления внешней политики до и после Отечественной войны 1812 г. Основание Священного союза. Причины, ход, итоги Крымской войны.

Коалиция, континентальная блокада;

1807 – Тильзитский мир, 1812 – Отечественная война, 26.08.1812 – Бородинское сражение

1813-1814 – заграничные походы, 1814-1815 – Венский конгресс, Священный союз, 1853-1855 – Крымская война;

Александр I, Наполеон, Кутузов, Багратион, Барклай де Толли, Давыдов, Уваров, Даву, Мюрат, Канкрин, Киселев, Корнилов, Нахимов, Истомин, Пирогов, Тотлебен, Кошка, Л. Толстой.




1







58

Общественные движения в первой половине XIX в.

Восстание декабристов: итоги и уроки.

Теория официальной народности – государственная идеология.

Основные направления общественной жизни в 30-50-ые гг.


Декабристы, тайные общества, «Русская правда», «Конституция», Теория официальной народности, цензура, жандармы, III отделение,

Славянофилы и западники

Рылеев, Пестель, Муравьев, Уваров, Чаадаев, Буташевич-Петрашевский, Герцен, Огарев, Бенкендорф, Белинский.


1







59

Реформы 60-70 гг., их последствия.

Рассмотреть основные положения отмены крепостного права и др. либеральных реформ: причины их принятия и последствия.

Влияние крестьянской реформы 1861 г. на развитие промышленности, транспорта, сельское хозяйство и торговлю. Формирование классов индустриального общества.



Редакционные комиссии, временнообязанные крестьяне, оттепель, выкуп, земства, отрезки,

1861 – крестьянская реформа, 1864 - судебная и земская реформа, 1870 – городская реформа, 1862 -1874 - военная реформа

Александр II, Ростовцев, Панин, Лорис-Меликов, Милютин, Кавелин.


1







60

Экономическое развитие в пореформенный период

Развитие промышленности в пореформенный период в России.

Развитие капиталистических отношений.

Модернизационные процессы.

Российский монополистический капитализм и его особенности.


«Прусский путь», промышленный переворот, многоукладность

«Чугунный устав», экстенсивный путь развития, отработки, чересполосица, КВЖД;

Путилов, Морозовы


1







61

Общественное развитие России во второй половине XIX в.

Власть и общественность: эволюция взаимоотношений.

Основные направления общественной жизни.

Идейные течения, политические партии и общественные движения


Народничество, нигилизм, анархизм, терроризм, «хождение в народ», «Колокол»,

марксизм; Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Бакунин М, ЛавровП,, Нечаев, С.Перовская, В.Засулич, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, Моисеенко.




1







62

Внешняя политика во второй половине XIX в.

Национальная политика. Причины, ход, итоги русско-турецкой войны.

«Союз трех императоров», Средняя Азия,

Александр II, Скобелев, Гурко, Горчаков

1856 – Парижский мир, 1858, 1860 – Айгунский и Пекинский договоры, 1867 – продажа Аляски, 1865 -1881 – присоединение Средней Азии, 1877-1878 – русско-турецкая война.


1







63

Россия в конце XIX в.

Контрреформы 80-ых. Их влияние на общественную жизнь.

Развитие промышленности и сельского хозяйства. Формирование военно-политических блоков.

Роль государства в жизни страны.

Нарастание экономических и социальных противоречий.



Контрреформы, община;

Александр III, Победоносцев К.П.,

Бунге Н.Х., Витте С.Ю, Вышнеградский И.А.;

1881 – Манифест о незыблемости самодержавия, 1883 – отмена выкупных платежей, 1882 – Крестьянский банк.



1







64

Особенности духовной жизни нового времени

Мировосприятие человека индустриального общества.

Формирование научной классической картины мира.

Особенности духовной жизни.




Классицизм, синтементализм, ампир, национальная культура, демократизация.

1







65

Культура России в XIX в.

Духовная жизнь российского общества во второй половине ХIХ – начале ХХ в.

Развитие системы образования, научные достижения российских ученых.

Золотой век русской культуры, реализм, романтизм, университетская автономия, «передвижники», «Могучая кучка»;

Крузенштерн, Лисянский, Менделеев, Пржевальский, Микешин, Опекушин, Тон, С.Саровский.




1







66

Социально-экономическое развитие Казанской губернии в XIX в.

Изменения в хозяйстве и положении крестьян. Формирование капиталистических отношений.

Последствия промышленного переворота.



Отход от православия в среде нерусских крестьян.

Формирование новых классов.




Бездненское побоище, Куртинская панихида, татарское предпринимательство.

1







67

Общественные движения в крае

Татарское национальное движение.

Распространение марксизма. Студенческие волнения.

Движения татарских крестьян.

Просветительское движение.



Движение суконщиков, ваисовское движение, джадидизм;

Щапов, Федосеев, Стопани, Бауман, Марджани, Насыри, Баруди, Гаспринский, Ильяси, Фахретдин.




1







68

Культура нашего края в XIX в.

Культура и наука.

Особенности развития культуры татарского народа. Религиозные и светские начала в литературе и общественной мысли.

Образование.


Новометодные школы, татарское просветительство:

Хальфин, Державин, Лобачевский, Бутлеров, Зинин, Казем-Бек, Бехтерев, Фаизханов, Кандалый, Утыз Имяни, Каргалый, Ильяси, Халиди, Качалов, Шаляпин.




1







69

Итоговое обобщение по курсу «История с древнейших времен по XIXв.»







1







70

Резерв







1







2.6. НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ, ПРАВОВЕДЕНИЮ

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение ло­гично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, из­ложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточ­но устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выво­ды и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;

Критерии оценок знаний, умений и навыков учащегося при ответе на вопросы на итоговой аттестации в 10 классе

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

        дает правильный, полный, глубокий ответ на поставленные вопросы;

        умеет сравнивать исторические явления Отечественной истории с историческими явлениями всемирной истории и делать выводы;

        излагает несколько мнений и свое личное по оценке    исторического явления или исторической личности;

        хорошо знает историческую карту и хронологию;

        имеет развитию речь и хорошо владеет исторической терминологией.



Оценка «4»:

        Дает правильный ответ, но допускает неточности;

        Умеет сравнивать исторические явления Отечественной истории с историческими явлениями Всемирной истории и делать выводы;

        излагает одно мнение при оценке исторического явления или историчности;

        допускает неточности при работе по исторической карте или по хронологии;

        имеет развитую речь, но исторической терминологией владеет слабо;



Оценка «3»:

        Допускает 1–2 ошибки;

        Слабо делает выводы при сравнении исторических явлений Отечественной и Всемирной истории;

        Имеет одно мнение при оценке исторических явлений и личностей;

        Слабо знает историческую карту и хронологию;

        Речь не развита, не владеет исторической хронологией;



Оценка «2»:

        Обнаруживает поверхностные и слабые знания, допускает грубые ошибки;



        Поверхностные знания по исторической карте и хронологии;

        Речь не развита, терминологией не владеет