Какие бывают предложения - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Какие бывают предложения - страница №1/1

Урок русского языка в 3 классе по развитию речи.

ТЕМА: Какие бывают предложения.
Задачи урока:

- обратить внимание детей на цель, с которой написан тот или иной художественный, научный или учебный текст;

- напомнить детям о том, что предложения бывают разные по цели высказывания;

- обратить внимание детей на специфику интонации предложений в научном и художественном текстах;

-воспитывать интерес к языку;

-уметь читать текст выразительно.

Оборудование: мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА:

I .Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.

- Какая бывает речь? (устная и письменная).


- Для чего нужна речь? (при помощи устной и письменной речи мы общаемся, передаём и получаем разные сведения).
- Каковы могут быть цели сообщений? (объяснить что-то, рассказать что-то, описать что-то, поделиться впечатлениями, попросить о чём-то).
- Зачем нужно развивать речь? (чтобы наши сообщения были понятнее, интереснее и грамотнее).
III. Работа над темой урока.

- Читаем тему урока.

- В чём нам сегодня придётся разбираться?

- Что такое тема урока?

- А его основная мысль?

1. Работа над упр.1.

- Прочитай текст.

Рассмотри рисунок. Какое дерево, какой кустарник и какая трава здесь изображены? Каждое из этих растений цветёт, даёт плоды и семена. Такие растения называются цветковыми.
для альбома 013.jpg

- Какая цель у этого текста: сообщить какие – то сведения или поделиться впечатлениями?


- В каком предложении звучит вопрос?( Какое дерево, какой кустарник и какая трава здесь изображены?)
-Вспомни, как называется такое предложение по цели высказывания? (вопросительные).
- Какое из предложений содержит указание? (Рассмотри рисунок).
- Каково оно по цели высказывания? (побудительное).

- В каких предложениях содержатся научные сведения? (Каждое из этих растений цветёт, даёт плоды и семена. Такие растения называются цветковыми).


- Как ты определишь эти предложения по цели высказывания? (повествовательные).

2. Работа над текстом 2.

-Прочитай текст.

Зайдите ранней весной в берёзовую рощу. Под берёзками можно найти одно из самых милых весенних растений. Вот они звёздочки голубой перелески!* Но разве они голубые? Как хороши они сейчас под сухими листьями берёзы – свежие, чистые, ярко-синие!
- Работа с толковым словарём

*перелеска (печёночница), -и, ж. Раннецветущее растение с плотными листьями и с синими или белыми цветами. Например: цветущие перелески.



перелеска благородная (перелеска голубая, печёночница благородная, ветреница чистая)

- Сможешь рассказать, с какой целью написан этот текст? (поделиться своими впечатлениями).


- Найди вопросительное, побудительное и повествовательное предложения. (Но разве они голубые? Зайдите ранней весной в берёзовую рощу. Как хороши они сейчас под сухими листьями берёзы – свежие, чистые, ярко-синие!)
- Побудительное предложение выражает просьбу, совет или приказ? (совет).
- В каких предложениях выражено отношение автора к окружающему миру, его чувства? (Вот они звёздочки голубой перелески!* Но разве они голубые? Как хороши они сейчас под сухими листьями берёзы – свежие, чистые, ярко-синие!)
- Как ты определишь эти предложения по интонации? (восклицательные).
- Каким образом эта интонация обозначена на письме? (восклицательный знак).
Физминутка для глаз и дыхания.
3. Работа над правилом.

С помощью речи человек может выразить своё отношение к окружающему миру.

- Какой условный знак изображён рядом со следующими вопросами? (подумай).

- Какой текст – 1-й или 2-й – научный, а какой художественный?

- Почему ты так думаешь?

- Предположи, в каком (научном или художественном) тексте чаще встречаются восклицательные по интонации предложения?

4. Работа над упр.2.

-Прочитай стихотворение.
ЯНВАРЬ
Я люблю тебя, Январь! для альбома 014.jpg

Для меня ты месяц лучший –

Молодой, большой, скрипучий,

Золотистый, как янтарь!

Солнце, снег, огонь, мороз –

Пламя белое берёз!
Догоняй меня, лови!

На коньках помчусь – засвищут

Под ногами соловьи.

(С.Козлов)
- Как ты думаешь, почему слово «Январь» написано с большой буквы?

Маша считает, что главное в этом стихотворении – солнечный свет, а Миша уверен, что главное – это мальчишка, который бежит на коньках.

- А как думаешь ты?


- Почему поэт использует такие необычные сравнения, когда рассказывает о зимнем месяце: январь с золотистым янтарём, стволы берёз - с белым пламенем, а свист коньков – с пением соловьёв?
- Какие предложения в этом предложении по интонации?

- Прочитай стихотворение так, чтобы это все почувствовали.

-Сколько предложений в этом тексте?

- Определи каждое предложение по цели высказывания.


5. Анализ текста.

ОЛЕНИХА С ОЛЕНЁНКОМ

Смотри на меня! Скачи как я.

Где кусты и густая трава, там выше скачи – ногами не зацепись.

Где ровное место над землёй – ровно беги, как птица лети.

Ты всех быстрее должен бегать, чтобы тебя никто не догнал.

Устал, олешёк? Ложись под куст.

Тут солнышко светит сквозь ветви. Светлыми пятнышками в траве играет.

У тебя шкура рябенькая, тоже в пятнышках.

Тут тебя и не заметно.

(Е. Чарушин)
олениха с олененком фотообои, фото обои, фотография

- Кто с кем разговаривает в этом тексте?

- Кто к кому обращается?
- Прочти те предложения, в которых особенно проявляется любовь оленихи к своему сыну и её забота о нём.

6. Работа над правилом.

- Какими бывают предложения по цели высказывания? (повествовательные, вопросительные, побудительные).

- Какими бывают предложения по интонации? (восклицательные и невосклицательные).


- Определи каждое предложение по интонации и по цели высказывания. (Оцениваем ответы детей).

Чтение текста по цепочке и характеристика каждого предложения по цели высказывания и интонации.


IV. Подводим итоги.

- Чему ты сегодня научился?



- Что узнал нового?

- За что ты можешь себя похвалить?