Качкина Елена Васильевна директор мбоу дод дюц «Галактика», Колодкина Надежда Александровна методист мбоу дод дюц «Галактика». образ - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Качкина Елена Васильевна директор мбоу дод дюц «Галактика», Колодкина Надежда Александровна - страница №1/2



Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеский центр «Галактика»

г. Липецк


ПРИНЯТО

на педагогическом совете

ДЮЦ «Галактика» г. Липецка

Протокол № 2 от 23.12.2011







УТВЕРЖДЕНО

Приказом МБОУ ДОД ДЮЦ «Галактика» г. Липецка

от 25.12.2011 № 58

директор Е.В. Качкина




«ДОРОГА ДЕТСТВА»
Образовательная программа

муниципального бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования детей

Детско – юношеского центра

«Галактика»
(2012-2015 г.г.)

Липецк 2012 год
Образовательная программа МБОУ ДОД ДЮЦ «Галактика» (2012 – 2015 гг.)

Составители:

Качкина Елена Васильевна - директор МБОУ ДОД ДЮЦ «Галактика»,

Колодкина Надежда Александровна – методист МБОУ ДОД ДЮЦ «Галактика».

Образовательная программа обсуждена на заседании Общего собрания

Учреждения

Протокол от ____________ № _____ 2012 г.

Секретарь (председатель) _______________________________ Ф.И.О.



Содержание.

I. Пояснительная записка ………………………………………………………… 4

II. Характеристика учреждения …………………………………………………… 5

III. Приоритеты образования, цели и задачи образовательной

деятельности, осуществляемой учреждением ……………………………….... 6

IV. Организационно-педагогическая структура учреждения …………………… 9

V. Содержание предоставляемого образования ………………………………… 15

VI. Программно – методическое и технологическое обеспечение

образовательной программы ………………………………………………… 18

VII.Мониторинг и оценка качества реализации образовательной программы .. 22

VIII.Характеристика инновационных процессов, связанных с обновлением

содержания предоставляемого образования ……………………………….. 24

IX. Приложения к образовательной программе ………………………………. 27


  1. Пояснительная записка.

Современное дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. Оно востребовано и находится в центре внимания общества и государства. В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Необходимость разработки Образовательной программы (далее – Программы) вызвана изменениями в российском образовании и актуальными потребностями муниципальной системы образования. Все более интенсивное дорожное движение увеличивает число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых является недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения или несоблюдение их.

В условиях возрастания конкуренции на рынке услуг дополнительного образования особенно актуальным становится социальный заказ на формирование транспортной культуры детей и подростков.

Программа учреждения направлена на создание системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганды знаний правил дорожного движения.

В результате реализации Программы образовательная система учреждения должна стать более открытой, подготовленной к саморазвитию, способной удовлетворять потребности личности в социуме.


2. Характеристика учреждения.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский центр «Галактика» г. Липецка. Сокращенное наименование: ДЮЦ «Галактика» (далее именуемое Центр).

Центр расположен по адресу: 398020, г. Липецк, ул. Елецкая, д. 63,

тел.: 27-85-12, E-mail: centrgalaktika@yandex.ru.

Учредитель: департамент образования администрации города Липецка.

Организационно – правовая форма: муниципальное учреждение.

Тип: бюджетное учреждение.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности:

регистрационный №1724 от 28.09.2007г.

свидетельство о государственной регистрации: № 1034800568560 от 21октября 2003г.

Директор: Качкина Елена Васильевна.

Заместитель директора по УВР - Наталья Николаевна Былинкина,

Заместитель директора по АХЧ - Елена Анатольевна Ермилова.

Приоритетное направление работы Центра – профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Центр:


  • реализует программу развития учреждения до 2015 года;

  • организует образовательный процесс в соответствии с образовательной программой учреждения;

  • активно сотрудничает с ОГИБДД УМВД России по г. Липецку, УГИБДД УМВД России по Липецкой области, Всероссийским обществом автомобилистов Липецкой области, ОАУ ДПО ЛИРО, ЛООО «Союз пионерских и детских организаций», ЛРОО «Центр патриотической песни», МУ «Централизованная библиотечная система г. Липецка», Г(О)БУ «Центр развития добровольчества», общественными организациями, образовательными учреждениями, СМИ и др.

В центре действуют 27 детских творческих объединений, в которых бесплатно занимаются более 300 воспитанников.


  1. Приоритеты образования, цели и задачи образовательной

деятельности, осуществляемой учреждением.

а) характеристика выполняемого учреждением социального заказа на образовательные услуги, способы его выявления, влияние социального заказа на образовательную деятельность.

Обстановка, связанная с детским дорожно-транспортным травматизмом в городе Липецке остается напряженной. За 12 месяцев 2011 года на территории города было зарегистрировано 114 дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в которых 1 ребенок погиб и 128 детей получили травмы различной степени тяжести. Поэтому особенно значимым становится сохранение здоровья детей и воспитание законопослушных участников дорожного движения.



б) цели и задачи

Цель: создание условий для формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения. Расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.

Задачи:


  1. Развитие сетевого взаимодействия ДЮЦ «Галактика» и образовательных учреждений по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ).

  2. Совершенствование системы подготовки и воспитания у обучающихся культуры поведения на улицах и дорогах, расширение внеурочной работы и дополнительного образования детей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде знаний ПДД.

  3. Обобщение и распространение современного опыта эффективной работы по организации образовательного процесса в области безопасности дорожного движения.

  4. Создание системы массовых мероприятий с обучающимися по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

  5. Организация методической помощи педагогам общеобразовательных учреждений, родителям и общественным организациям по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

  6. Развитие различных форм сотрудничества и взаимодействия педагогических коллективов образовательных учреждений различного уровня с родителями, подразделениями ГИБДД, транспортными предприятиями, общественными организациями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

  7. Создание оптимальных условий для развития научно-технического творчества обучающихся, направленного на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма и активизации профилактической работы по его предупреждению.

  8. Активизация деятельности отрядов ЮИД и привлечение обучающихся к

участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения

на улицах и дорогах.


Миссия учреждения: безопасность детей на дорогах – наша забота.

в) модель личности выпускника.

В формировании модели личности воспитанника учитывались следующие факторы: имеющийся педагогический опыт, изучение социального заказа, возможности нашего образовательного учреждения. Работа с личностью ребенка предполагает изучение, развитие, формирование и коррекцию потребностей данной личности и мотивов её поведения, черт характера. Образовательный процесс позволяет организовывать такие виды деятельности, в которых наиболее эффективно развивается психологическая сфера личности, а также приобретаются знания, умения и навыки. Поэтому модель личности воспитанника мы представляем следующим образом:

- грамотный участник дорожного движения со сформированными общечеловеческими нравственными ценностными ориентациями, навыками культуры безопасного поведения на дорогах, прочными знаниями правил дорожного движения, а также первичных навыков оказания первой медицинской помощи;

- умеющий самостоятельно и рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;

- активно пропагандирующий соблюдение правил дорожного движения и отрицательно относящийся к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения.

Данные характеристики будут достигнуты за счет реализации учебного плана, который удовлетворяет социальные потребности участников образовательного процесса.


г) Нормативно-правовые документы, регламентирующие образовательную деятельность учреждения.
Организация образовательного процесса в Центре осуществляется в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Уставом, Образовательной программой учреждения, образовательными программами педагогов, расписанием занятий, разработанными в соответствии с санитарными правилами и нормами.
Перечень нормативно – правовых документов.

- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании»;

- Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. №233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»;

- Концепция модернизации российского образования;

- Федеральная целевая программа развития образования;

- Ведомственная целевая программа «Развитие образования в г. Липецке 2013-2015гг.»;

- Программа общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации ''Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах'';



- Региональный компонент образовательных учреждений Липецкой области «Основы дорожной безопасности»;

-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). СанПиН 2.4.4.1251-03";

- другие действующие нормативно-правовые акты.



д) характеристика специфики предоставляемого образования.
МБОУ ДОД ДЮЦ «Галактика» - учреждение дополнительного образования, приоритетным направлением деятельности которого является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганда изучения правил дорожного движения.

Образовательный блок является основой современного дополнительного образования детей. Его назначение – удовлетворение потребностей детей в познании и творчестве, которые не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе. В основе образовательного процесса лежит образовательная программа учреждения, представляющая собой совокупность модифицированных дополнительных образовательных программам детских творческих объединений взаимосвязанных едиными целевыми установками, взаимодополняющих друг друга.

Основными направлениями деятельности учреждения в соответствии с реализуемыми дополнительными образовательными программами являются: социально-педагогическое, спортивно-техническое, художественно-эстетическое, декоративно-прикладное.

В настоящее время Центр приступил к осуществлению нового проекта в рамках сетевого взаимодействия, направленного на расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения детей на дорогах.

В этом проекте предусмотрены интегрированное изучение ПДД в рамках уроков ОБЖ, факультативные курсы по изучению основ оказания медицинской помощи и изучения ПДД для разновозрастных групп обучающихся, работа кабинета информатики с применением компьютерных обучающих и игровых программ по изучению ПДД, работа творческих объединений, проведение массовых мероприятий, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганду изучения правил дорожного движения.
4. Организационно-педагогическая структура учреждения.
а) режим работы учреждения.
Образовательный процесс начинается с 1 сентября, заканчивается 31 мая. Центр работает в режиме 5-дневной рабочей недели, в том числе в вечернее время (до 20.00 часов). Педагоги дополнительного образования работают согласно учебной нагрузке и расписания. В целях организации досуга детей в выходные дни организована работа творческих объединений.

В период каникул в творческих объединениях может быть предусмотрен другой режим занятий.


б) контингент обучающихся, воспитанников.

Воспитанниками Центра являются дети, подростки, молодежь преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет.

Деятельность детей в учреждении осуществляется в одновозрастных или разновозрастных творческих объединениях по интересам.

Центр предлагает для детей следующие образовательные маршруты:



социально-педагогическое направление – т/о «Веселый перекресток», «Внимание - дети!», «Юный инспектор движения», отряд ЮИД «Клаксон», «Я, компьютер и дорога», в которых активно ведется работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

спортивно-техническое – т/о «Безопасное колесо», «Мой друг велосипед», где воспитанники осваивают навыки безопасной езды на велосипеде, проходят подготовку к конкурсу «Безопасное колесо»;

художественно-эстетическое – т/о «Лаборатория Светофора», где у детей формируются навыки безопасного поведения на улицах и дорогах посредством вовлечения их в игровую и театрализованную деятельность. В целях пропаганды ПДД дети выступают в школах города в составе агитбригад с мини-спектаклями, являются активными участниками конкурса «Дорожный калейдоскоп»;

декоративно-прикладноет/о «Бисер и фантазия», «Палитра дорог», здесь воспитанники развивают творческие способности и являются активными участниками конкурсов «Дорога глазами детей», «Радуга творчества», «Аленький цветочек», «Вместо елки – букет» и др.

Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной

тематической направленности или комплексным, интегрированным программам.

Кроме того, Образовательная программа Центра предусматривает обучение детей по разработанной программе факультативного курса «Будь внимателен и осторожен!» по изучению ПДД и основ оказания первой медицинской помощи.

Численный состав групп обучающихся определяется в соответствии с научными и психолого-педагогическими рекомендациями, а также характером деятельности объединения, возрастом обучающихся, условиями работы, программой или планом учреждения.

В соответствии с п.8 СанПиН 2.4.4.1251-03: определена следующая численность воспитанников:

первый год обучения – не менее 12 человек, занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа;

второй год обучения – не менее 10 человек, занятия проводятся три раза в неделю по 2 часа, либо два раза в неделю по 3 часа;

третий и последующие годы обучения – не менее 8 человек, занятия проводятся три раза в неделю по 2 часа, либо два раза в неделю по 3 часа.

В компьютерном классе и детских объединениях технического творчества количество детей устанавливается по наличию рабочих мест.

Для детей 6 - 7 лет допустимы нагрузки: 2 занятия в неделю по 35 минут по утвержденным программам.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены индивидуальные программы для занятий по месту жительства, не более 2-х академических часов по 35 минут с 10 минутным перерывом 2 раза в неделю. При групповых занятиях детей с ограниченными возможностями здоровья на основании рекомендаций Министерства здравоохранения России количество обучающихся не должно быть более 6 человек. (посмотреть по Дининому приказу)

Возможно проведение занятий по группам, индивидуально или всем составом объединения, если это предусмотрено учебным планом и программой творческого объединения.

Индивидуальные занятия с одаренными детьми (победители городских, областных, всероссийских конкурсов, выставок, фестивалей) проводятся 1 - 2 часа в неделю в соответствии с утвержденной авторской образовательной программой.

Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких творческих объединениях и менять их.

При приеме детей в спортивно-технические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

Центр может проводить занятия в творческих объединениях на базе других образовательных учреждений. Отношения между Центром и ОУ определяются договором.
в) характеристика педагогического потенциала работающих специалистов.
Педагогический коллектив Центра – это творческий союз профессионалов и единомышленников, нацеленный на ведение инновационной деятельности, апробацию передовых педагогических технологий.

Педагогический коллектив учреждения насчитывает 11 сотрудников: директор – 1, зам. директора по УВР - 1, зам. директора по АХЧ - 1, методист – 1, педагоги-организаторы – 2, педагоги дополнительного образования – 5, из них – 4 совместителя.

В МБОУ ДОД ДЮЦ «Галактика» создано методическое объединение педагогов, осуществляющее проведение методической, образовательной, инновационной работы по образовательной области.

Регулярно работники учреждения проходят обучение на региональных курсах повышения квалификации (на базе ЛИРО), Липецкого регионального Центра Федерации Интернет образования.

Два педагогических работника имеют звание «Отличник народного просвещения» и два педагогических работника награждены Почетной грамотой Министерства образования РФ.

Анализ профессионального мастерства педагогов



Квалификация


Кол-во

Высшая категория

5

Первая категория

2

Без категории

4

Возрастной состав педагогов   



Возраст


Кол-во педагогов

Женщины

Достигшие пенсионного возраста

Моложе 25лет

1

1




25-35

-

-




35 и старше

8

7




от 56 и старше

2

2

2

Анализ кадрового состава по стажу

Стаж педагогической работы

Кол-во педагогов

Менее 2 лет

1

От 2 до 5 лет

-

От 5 до 10 лет

-

От 10 до 20 лет

4

20 и более лет

6

Для полноценного кадрового обеспечения Образовательной программы необходимо осуществление следующих мероприятий:



  • определение кадровой политики на длительную перспективу;

  • осуществление грамотного подбора педагогических кадров;

  • разработка эффективной системы поощрения педагогов и их лучших воспитанников за достижение определенных результатов, особые успехи в работе с родителями и т.п.;

  • создание условий для творческой работы и роста профессионального мастерства педагогов дополнительного образования через курсовую и межкурсовую подготовку;

  • создание комфортных условий работы для педагогов дополнительного образования через обеспечение оптимальной нагрузки, совершенствование методической работы.

Анализ деятельности учреждения позволил выявить достаточно высокий

уровень образовательного процесса в целом, что в свою очередь связано с уровнем профессиональной компетентности педагогов.

Все подсистемы работы с персоналом взаимосвязаны между собой

комплексом нормативных документов:

- Устав учреждения

- Правила внутреннего распорядка

- Коллективный договор

- Штатное расписание

- Положение об оплате и премировании труда

- Положение о подразделениях

- Контракт сотрудника

- Должностные инструкции


г) структура управления образовательным процессом.
Использование педагогических возможностей системы дополнительного образования детей, её кадрового потенциала зависит от эффективности управления, смысл которого состоит в создании необходимых условий для достижения желаемых педагогических и социальных результатов.

Управление образовательным процессом в ДЮЦ «Галактика» осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом учреждения, на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются Общее собрание Учреждения, Педагогический Совет, родительский комитет. В 2012 году в Центре планируется создать Управляющий Совет.

Учредителем является департамент образования администрации города Липецка. Непосредственное управление Учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Директор Учреждения назначается Учредителем. Отношения между Учредителем и директором определены трудовым договором.

Директор осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом, распоряжениями, приказами Учредителя.

Высшим органом управления Учреждением является Общее собрание. Общее собрание Учреждения принимает Положение об Управляющем Совете Учреждения, другие локальные акты в соответствии с настоящим Уставом, рассматривает другие вопросы, выносимые на его рассмотрение по инициативе директора Центра или Управляющего Совета Центра. Решения Общего собрания Учреждения носят рекомендательный характер.

Управляющий Совет Учреждения является коллегиальным органом, наделенным полномочиями по осуществлению управленческих функций в соответствии с настоящим Уставом и Положением об Управляющем Совете. Решения Совета, принятые в рамках его компетенции являются обязательными для директора Учреждения, работников Учреждения, обучающихся и их родителей (законных представителей).

В Центре создан Педагогический Совет, полномочия и порядок деятельности которого регулируется локальным актом Учреждения.

Кроме того в Центре функционирует Родительский комитет, целью которого является содействие администрации Центра в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья обучающихся, свободного развития личности; в защите законных прав и интересов обучающихся; в организации и проведении массовых мероприятий. Полномочия и порядок деятельности которого регулируется локальным актом Учреждения.

В Центре создана первичная  профсоюзная  организация, которая объ­единяет педагогов и других работников, являющихся членами Профсоюза работников народного образования и состоящих на  профсоюзном  учете в первичной  профсоюзной  организации.

Непосредственно в подчинении директора работают два заместителя, курирующие учебно-воспитательную работу и работу по административно-хозяйственной части. Их работа строится в соответствии с должностными инструкциями.

Заместитель директора по УВР руководит организацией учебно – воспитательной работы и взаимодействует с директором Центра, педагогическими и иными работниками Центра, с директорами ОУ и их заместителями, с педагогическим советом Центра и иными органами управления.

Заместитель директора по АХЧ организует и руководит хозяйственной деятельностью Центра, контролирует ее развитие.

В Центре создано методическое объединение, структура и деятельность которого регулируется локальным актом Учреждения, целью которого является создание условий для творческой работы и повышения профессионального мастерства педагогических работников.

5. Содержание предоставляемого образования.
Организация образовательного процесса в Учреждении осуществляется в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Уставом, учебным планом, образовательной программой учреждения, расписанием занятий, разработанными в соответствии с санитарными правилами и нормами, дополнительными образовательными программами педагогов.

ДЮЦ «Галактика» является базой, где осуществляется возможность развития творческих способностей детей посредством обеспечения условий для приобретения обучающимися знаний в области Правил дорожного движения, обучения первичным навыкам оказания первой медицинской помощи.

В 2012- 2013 учебном году в Центре планируется открыть кабинет по изучению правил дорожного движения, кабинет ОБЖ, кабинет информатики, в которых будут проводиться занятия факультативного курса «Будь внимателен и осторожен!» с обучающимися разного возраста.

В Центре сложилась система партнерства с образовательными учреждениями города. В пяти ОУ работают детские творческие объединения Центра. Работа в этом направлении продолжается. (Приложение 1).

Построение образовательного процесса учитывает интересы и потребности заказчиков (детей и их родителей) и осуществляет реализацию программ и услуг дополнительного образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», представляя детям образовательные услуги на основе свободного выбора.

Гибкие, инновационные формы обучения и воспитания в сочетании с традиционными подходами работы ежегодно подтверждаются высокими результатами обучающихся на международных, всероссийских, региональных и городских конкурсах.

Динамика работы с обучающимися за последние 3 года проанализирована в таблице. Она показывает стабильность и высокую результативность деятельности педагогического коллектива со всеми группами обучающихся.
Результативность ДЮЦ «Галактика» (за 3 года)

Уровень мероприятий




2008-2009



2009-2010



2010-2011



призовые места

Международный

---

3

5

Всероссийский

1

4

4

Областной

11

30

20

Городской

10

13

12

Содержание образования в ДЮЦ «Галактика» определяется учебным планом и образовательными программами педагогов дополнительного образования.

Учебный план предлагает целесообразный, методически обоснованный объем учебной нагрузки обучающихся и ее распределение, обеспечивает учет индивидуальных потребностей каждого ребенка и отвечает следующим требованиям:


  • целостность (внутренняя взаимосвязь компонентов учебного плана);

  • сбалансированность (уравновешенность составляющих частей);

  • преемственность (наличие резервов, гибкость плана);

  • динамичность (возможность переориентации обучающихся на этапах обучения).


Учебный план (Приложение 2)
Учебный план на 2011-2012 учебный год составлен на основе Закона РФ «Об образовании», Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (ред. Постановлений правительства РФ от 22.02.1997 №212, от 08.08.2003 №470, от 01.02.2005 №49), требований санитарно-эпидемиологических правил к учреждениям дополнительного образования детей 2.4.4.1251-03 и нормативов бюджетного финансирования, программ обучения дополнительного образования детей.

При составлении учебного плана соблюдается преемственность между ступенями обучения. Недельная учебная нагрузка на ученика не превышает предельно допустимый уровень (в соответствии с требованиями СанПиН).

Центр решает проблему развития мотивации личности к познанию и творчеству через реализацию программ дополнительного образования детей, используя следующие формы организации образовательного процесса:


  • учебные занятия

  • лекции, беседы, дискуссии

  • конференции

  • экскурсии

  • открытые учебные занятия

  • учебные игры

  • консультации

  • соревнования

В учебный план включены следующие дополнительные образовательные программы: (Приложение 3)

Все дополнительные образовательные программы рассчитаны на срок реализации до 3 лет обучения.

В основе реализуемых в ДЮЦ «Галактика» образовательных программ типовые программы дополнительного образования системы Министерства образования РФ. Все дополнительные образовательные программы – модифицированные. Программы реализуются педагогами в соответствии с учебными планами.

6. Программно-методическое и технологическое обеспечение

образовательной программы.
а). Методическое обеспечение образовательного процесса

Методическое обеспечение деятельности Центра координируется и направляется методистами. Единая методическая тема: «Личностно – ориентированный подход к обучению и воспитанию в системе дополнительного образования, создание условий для социальной адаптации воспитанников».

Методическая работа с педагогами в Центре осуществляется через методическое объединение педагогов и направлена на совершенствование профессионального мастерства, повышение эффективности занятий, совершенствование образовательно-воспитательного процесса, овладение педагогами новыми методиками и технологиями. Решению этих задач способствуют такие формы методической работы с педагогами, как:


  • тематические педагогические советы;

  • совещания при директоре;

  • заседания методического объединения;

  • творческие отчеты;

  • открытые занятия;

  • работа педагогов над темами самообразования;

  • участие в профессиональных конкурсах (областной конкурс на лучшего учителя по основам дорожной безопасности «Знание - жизнь »), конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»;

  • аттестация педагогических работников;

  • курсовая подготовка и т.д.

Методисты работают над обновлением и совершенствованием учебно-

дидактического и учебно-методического обеспечения образовательных программ, участвуют в конкурсах методических идей и разработок (3-й этап Всероссийского конкурса методических разработок в помощь организаторам научно – технического и художественного творчества обучающихся; Всероссийский cетевой конкурс «Профессиональный успех - XXI»).

В рамках сетевого проекта методисты осуществляют взаимодействие с ОУ №№ 3, 8, 28, 37, 40, 43, 47, 52 по вопросам пропаганды и профилактики детского дорожно – транспортного травматизма. Методисты активно используют различные формы методической работы: тематические, групповые консультации, посещения школ. Планируется расширить работу в этом направлении – проводить семинары, деловые игры, “круглые столы”. Методисты участвуют в работе областных и городских семинаров:

- областной семинар - практикум для педагогических работников учреждений дополнительного образования детей Липецкой области «Проектирование образовательных программ»;

- городской семинар «Качество образования»;

– городское методическое объединение методистов учреждений дополнительного образования.

На семинарах педагоги знакомятся с лучшим опытом организации воспитательной работы с детьми, обсуждают ключевые вопросы воспитания, получают информацию о новинках педагогической литературы.

Методическая деятельность учреждения – это система, основанная на достижениях науки и практики, направленная на развитие творческого потенциала педагога и повышение качества и эффективности образовательного процесса, рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.

Приоритетные направления методической работы:

I. Современное программное обеспечение образовательного процесса.

Образовательная программа МОУ ДОД ДЮЦ «Галактика» - совокупность взаимосвязанных едиными целевыми установками, ориентирами, взаимодополняющих друг друга образовательных программ детских творческих объединений, которые классифицируются по основным видам деятельности: социально-педагогическое, спортивно-техническое, художественно-эстетическое, декоративно-прикладное.

При всем разнообразии, программы ДЮЦ «Галактика» органично взаимосвязаны, содержание каждой учитывает возрастные и социально-психологические особенности обучающихся, их интересы и потребности.

Все программы, разработанные в центре, несут воспитательную нагрузку. Но среди них есть ряд программ, которые непосредственно занимаются различными аспектами воспитательной деятельности:

1. Программа «Я и дорога», направленная на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма

2. Программа «Очаг» нацелена на работу с детьми девиантного поведения или находящихся в социально опасном положении.

3. Программа «Особый ребенок» для детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Программа «Одаренный ребенок».

5. Программа «Патриот России» по патриотическому воспитанию молодежи.

6. Программа «Нравственно – эстетическое воспитание детей и подростков»

Разработаны также образовательные программы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма: «Городская школа юного пешехода», «Школа светофорных наук», «Я и дорога», «Юный инспектор дорожного движения», «Клуб друзей ГИБДД», «Школа технического мастерства», «Автомоделирование», элективный курс для обучающихся «Будь внимателен и осторожен» и др.

II. Информационное обеспечение деятельности.

Организация методической деятельности в этом направлении предусматривает:


  • оперативное знакомство с региональным, российским и зарубежным педагогическим опытом;

  • использование аналитических, статистических, методических материалов из опыта работы, рекламной и методической продукции;

  • функционирование долгосрочных и краткосрочных методических выставок; обзоры научной, педагогической и художественной литературы в рамках профессиональных объединений;

  • консультативная деятельность для педагогов дополнительного образования;

  • оперативное информирование по различным аспектам деятельности через редакционно-издательскую службу;

  • взаимодействие с региональными средствами массовой информации.

Информационный банк Центра

Методическая литература

Периодические издания

Справочная литература

Другая литература

DVD - диски

153


 

более 800



 

86


61

 

12

III. Повышение профессиональной компетенции педагогов.

В настоящее время всем сотрудникам Центра приходится учиться жить в новых условиях, когда компетентность, профессионализм, творчество, инициативность, готовность брать ответственность на себя являются главными качествами.

Методисты и педагоги дополнительного образования занимаются разработкой методических рекомендаций, пособий, памяток для проведения учебных занятий.

В методическом кабинете в помощь педагогам дополнительного образования собрана методическая копилка сценариев, методических разработок и рекомендаций.


Технологическое обеспечение образовательного процесса. (Приложение 4, 5)
В центре ведется постоянная работа по технологическому обеспечению образовательного процесса (учебные пособия, наглядные и методические пособия, макеты, тренажеры, образцы поделок, карточки раздаточного материала, специализированные аудитории, технические средства обучения, компьютерная техника, аудио-видеоаппаратура и другое).

Методическая литература насчитывает более 150 экземпляров книг по всем направлениям деятельности. Осуществляется подписка на периодические издания средств массовой информации: «Внешкольник», «Педсовет», «Добрая дорога детства», «Золотой ключик», «Путешествие на зеленый свет», «Праздник в школе» и др.

В образовательном процессе используются разнообразные формы и методы обучения, которые оказывают положительное влияние на активизацию творческих способностей обучающихся (беседы, проблемные ситуации, игровые методы и др.).

Среди форм организации познавательной деятельности воспитанников активно применяются групповая форма работы, работа в парах, индивидуальная форма, дифференцированно - групповая.


7. Мониторинг и оценка качества реализации образовательной программы.

Педагогический мониторинг.
Эффективное решение целей и задач, сформулированных в любой образовательной программе, должно быть подтверждено соответствующим результатом.

Словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова определяет слово «результат» как «конечный итог, завершающий собой что-нибудь».

Результат реализации образовательной программы наглядно зависит от успешности решения задач: обучающих, воспитывающих, развивающих.

Информацию о текущем состоянии образовательного процесса в Центре помогают получать регулярно проводимые диагностические исследования.

Основная цель комплексной педагогической диагностики – выявление, измерение и оценивание результатов образовательного процесса. Педагогами под руководством методической службы разработана схема педагогического мониторинга. Объектом педагогического мониторинга в ДЮЦ «Галактика» являются результаты образовательного процесса и средства, которые используются для их достижения, т.е. образовательный мониторинг – процесс непрерывного наблюдения за состоянием и развитием педагогического процесса.

Мониторинговая карта ДЮЦ «Галактика» отражает объекты мониторинга:

- обучающиеся;

- педагоги;

- родители;

- методическое обеспечение образовательного процесса.

Практикуется стартовая, промежуточная и итоговая диагностика динамики деятельности по всем направлениям.
Педагогический мониторинг

Стартовый

(сентябрь)



Определение интересов, потребностей обучающихся, их индивидуальных качеств и начального уровня знаний, умений и навыков и специальных способностей

Промежуточный

(декабрь)



Подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения обучающихся; корректировка образовательного процесса.

Итоговый

(май)


Оценка результативности реализации образовательных программ, продвижения в развитии, воспитанности обучающихся.

Педагогический мониторинг отражает количественные и качественные показатели.



Объект мониторинга – обучающиеся.

Количественные показатели: количество обучающихся, возрастной состав, сохранность контингента обучающихся, анализ по годам обучения, количество мальчиков и девочек, распределение по школам, количество учебных групп.

Качественные показатели: оценка успешности приобретения обучающимися знаний, умений и навыков (на каждом этапе); уровень развития познавательных способностей; сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья детей.

Объект мониторинга – педагоги.

Количественные показатели: образование, возраст, стаж работы. Повышение квалификации, квалификационная категория, награды и т.д.

Качественные показатели: наличие авторской образовательной программы, сохранность контингента обучающихся, уровень проведения открытых занятий и массовых мероприятий; достижения, квалификация, участие в семинарах, профессиональных объединениях, взаимопосещение занятий, использование инновационных педагогических технологий, работа с родителями и т.д.

Объект мониторинга – родители.

Количественные показатели: количество малообеспеченных и многодетных семей и т.д.

Качественные показатели: диагностика уровня удовлетворенности родителей образовательным процессом (анкетирование) и т.д.

Объект мониторинга – методическое обеспечение образовательного процесса.

Количественные показатели: наличие авторских образовательных программ (количество), их классификация по виду, направлениям деятельности, форме организации образовательного процесса, уровню усвоения и т.д.

Качественные показатели: программное обеспечение образовательного процесса, методическое обеспечение образовательных и воспитательных программ, наличие специальной литературы и т.д.

На основании проводимых диагностических исследований в Центре можно сделать вывод: реализация педагогического мониторинга создает условия для осуществления индивидуального подхода к ребенку, позволяет педагогу и администрации проводить всесторонний научно-обоснованный анализ образовательной системы, тем самым способствовать улучшению качества образования.



(Приложение 6, 7, 8)

Таблица Мониторинг образовательной деятельности ДЮЦ «Галактика».

Таблица Мониторинг деятельности детского объединения.

Анкета «Удовлетворенность   родителей  работой ДЮЦ «Галактика»».


8. Характеристика инновационных процессов, связанных с обновлением содержания предоставляемого образования.
ХXI век – это время экспериментальной работы в области дополнительного образования детей. Перед Центром стоит задача – не только сохранить те позиции, которые были завоеваны в прошлые десятилетия, но и сделать его еще более доступным, более привлекательным, более значимым и для ребенка, и для его родителей, и для общества в целом.

В Центре осуществляются следующий инновационный проект:



  • развитие сетевого взаимодействия по пропаганде изучения ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Главная особенность Центра – постоянное стремление к развитию. Для нас важно «идти в ногу со временем», быть конкурентноспособным в новых социально-экономических условиях.

На сегодняшний день накоплен определенный опыт работы по реализации социального заказа, направленный на пропаганду изучения ПДД и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Это:



  • создание эффективно действующей модели сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования, а также расширение взаимосвязей центра с общественными организациями и другими социальными партнёрами по пропаганде изучения ПДД обучающимися и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

  • внедрение в образовательный процесс новых методов и форм обучения детей и подростков правилам дорожного движения;

  • информатизация образовательного процесса;

  • активизация современных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и одаренными детьми;

  • внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;

  • разработка методов диагностики контроля знаний и умений деятельности обучающихся.


Финансово-экономическое обеспечение учреждения.

Материально-техническая база учреждения обеспечивает проведение учебно-воспитательного процесса на достаточном уровне.



В Центре имеется 6 оборудованных кабинетов, оснащенных средствами ТСО, подборка методической и учебной литературы на 153 экземпляра:


/п

Наименование

Количество (шт.)

1.

Компьютер

14

2.

Ноутбук

2

3.

Телевизор

1

4.

Музыкальный центр

3

7.

Мультимедийный проектор

2

8

Принтер

3

9

Ксерокс

2

10

Сканер

1

11

Цифровой фотоаппарат

1

12.

Тренажер «Максим»

1

 

делать Приложение 1

Схема взаимодействия ДЮЦ «Галактика» и образовательных учреждений г. Липецка

по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма

ОГИБДД УМВД

России по г. Липецку




Центр




УГИБДД УМВД России по

Липецкой области


























Образовательные учреждения города











ОУ № 47

ОУ №

40

ОУ № 43



ОУ № 52

ОУ № 37 (филиал)

ОУ №

28
ОУ

3



ОУ № 8


ОУ №

3


Интернат № 2

ОУ №

ОУ №





















































Направления работы








































т/о «ЮИД»

т/о «Бисер и фантазия» совместные мероприятия


т/о

совместные мероприятия



совместные мероприятия


Отряд ЮИД «Клаксон» совместные мероприятия

т/о «Мой друг велосипед» совместные мероприятия

Внеурочная деятельность

т/о «Безопасное колесо» совместные мероприятия

Совместные мероприятия

Совместные мероприятия




























Приложение 2

следующая страница >>