История возникновения храма - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
История возникновения храма - страница №1/1

Приложение 1

история возникновения храма

До пришествия в мир Иисуса Христа у христианского храма существовало два прототипа - скиния, устроенная пророком Моисеем, и храм в Иерусалиме, возведенный еврейским царем Соломоном (970-930 гг. до н. э.). Согласно Ветхому Завету, оба этих храма были созданы по велению Самого Бога.



Скиния Моисея

Когда пророк Моисей вывел еврейский народ из Египта и достиг горы Синай, на ее вершине он получил от Бога скрижали (каменные доски) с десятью заповедями, известными нам как ветхозаветные заповеди. Тогда же Моисей услышал от Бога и повеление о скинии: «Поставь скинию по образцу, который был показан тебе на горе» (Исх., 26, 30). «Скиния» в переводе с древнегреческого означает «шатер, палатка». Моисей сооружал ее около полугода; она представляла собой шатровое сооружение из дорогих тканей, привешенных к столбам. В скинии стояли Ковчег Завета - ящик, в котором хранились скрижали с десятью Божественными заповедями, чаша с манной небесной, питавшей еврейский народ во время сорокалетнего скитания в пустыне, и жезл Аарона, брата Моисея, назначенного первосвященником.

В скинии священнослужители совершали богослужения, пророк Моисей обращался к Богу, прося откровений, а также решал тяжбы и споры. Устройство скинии позволяло легко разбирать ее, переносить и собирать снова.

Иерусалимский храм

Скиния пророка Моисея прослужила евреям 480 лет. Затем царь Соломон по ее образу построил в Иерусалиме на горе Мориа великолепный каменный храм. В него был перенесен из скинии Ковчег Завета со всеми святынями, о самой скинии после этого в Ветхом Завете ничего не говорится.

Храм Соломона строился семь с половиной лет, при его освящении с неба сошло таинственное облако, и Бог сказал Соломону: «Я освятил сей храм и будут очи Мои и сердце Мое там вовеки» (3 Цар., Гл.8;9). С тех пор Иерусалимский храм служил центром религиозной жизни еврейского народа.

И храм Соломона, и скиния Моисея внутри делились на три части: двор (его можно соотнести с притвором христианского храма), святилище (можно соотнести собственно с храмом) и Святая святых (можно соотнести с алтарем). Но это сходство скорее формальное: в богослужении православный храм и его ветхозаветные прототипы участвуют совсем по-разному. Так, главная часть ветхозаветного богослужения - символическое принесение жертвенной крови - проходила во дворе, где находился жертвенник. ВСвятая святых первосвященник мог заходить только раз в год. В православном христианском храме, наоборот, главная часть богослужения совершается не в притворе, а в алтаре и означает не символическое, а реальное принесение Бескровной Жертвы для очищения от грехов.



Сионская горница

При земной жизни Господа Иисуса Христа прообразом христианского храма стала Сионская горница - большая светлая комната в жилом доме, куда Христос и Его ученики собрались на пасхальный ужин. Их совместная трапеза получила название Тайной вечери. Сионская горница находилась в одном из иерусалимских домов, расположенных на холме Сион. Это была просторная верхняя комната, находившаяся под самой крышей. Удаленная от уличного шума Сионская горница являлась идеальным помещением для собраний и молитвы, поэтому ученики Христа продолжали собираться в ней, даже оставшись без Своего учителя. В Сионской горнице произошло и Сошествие Святого Духа на апостолов - событие, от которого берет начало христианская Церковь.

Образ Сионской горницы, «большой, устланной, готовой» (Мк., 14, 15), до сих пор присутствует в православных храмах: о нем напоминает узор в виде «полотенец», опоясывающий по периметру стены храма на высоте 1-2 м от пола.

Базилики и катакомбы

Численность христиан быстро увеличивалась, и вскоре стало трудно обходиться комнатами в обычных домах. Тогда для собраний стали использовать дома богатых верующих римлян, а также общественные здания - базилики, имевшиеся в крупных городах Римской империи. Базилика представляла собой продолговатое прямоугольное строение, разделенное внутри рядами колонн на три-пять частей (нефов) - центральный, более высокий и широкий, и боковые. Базилика имела плоский потолок и двускатную крышу, за счет размещения окон сверху это помещение отличалось обилием света. Вход в базилику находился в одном торце, а в противоположном размещался алтарь, снаружи обозначенный полукруглым выступом (апсидой). Подобное строение напоминало корабль, такой тип христианского храма существует и в наши дни.

Когда начались гонения на христиан, их храмы стали уничтожать. Тогда последователи Христа решили собираться в катакомбах Рима - подземных ходах, тянущихся в туфе на 150-170 км. Римляне называли катакомбы «покоями», так как в них традиционно погребали тела умерших. Катакомбные храмы - уникальные памятники раннего христианства - также имели корабельный тип строения. В восточной части помещения делалась полукруглая ниша, где ставили гробницу мучеников, от остальной части храма ее отделяла низкая решетка. За средней частью помещения следовал притвор для кающихся. Гробницы мучеников служили престолом для совершения таинства причащения, и эта традиция навсегда укоренилась в христианстве: в любом православном храме в алтаре на престоле всегда лежит плат с частицами мощей святых. В 313 г. император Константин Великий подписал эдикт о свободном исповедании христианства, и собственно христианские храмы (преимущественно базиликального типа) начали строить повсеместно. В V веке в Византии появился другой тип - крестово-купольный, который и восприняла русская церковная архитектура.

Внешний облик храма

Классическим типом русских православных храмов стал крестово-купольный. В отличие от базилики, такой храм имеет не продолговатую, а скорее квадратную форму, поскольку в его основании лежит не одна ось (восток - запад), а две (восток - запад, север - юг), образующие перекрестье. В точках пересечения этих осей ставятся столбы, или столпы (от 4 до 12), соединенные сверху арками, которые поддерживают, в свою очередь, свод и купол.

Своды и купола - отличительные черты византийского (крестово-купольного) типа, ведь древние базилики завершались плоскими потолками. Первоначально купол был массивным, приземистым и опирался непосредственно на стены храма, но в окончательном варианте крестово-купольного типа он поднялся выше, получив собственные стенки цилиндрической формы (они называются барабан) и опору на столпы. Свод и купол символизируют небесный свод, место невидимого пребывания Бога.

Символика храмового здания

По вере православных христиан Господь присутствует в храме особым, невидимым образом. В переводе с греческого «храм» и означает «жилище Господне» («кириаки»). Это греческое слово, пришедшее на Русь вместе с христианством, постепенно фонетически трансформировалось в слово «церковь». Поэтому в русской традиции православные храмы часто называют церквями. Второе значение слова «церковь» - собрание всех верующих (Церковь – от греческого циркус – круг, окружение, или объединение в замкнутое пространство или группу). Такое совпадение двух значений по-своему символично: со времен раннехристианских базилик известен образ храма как корабля, но и собрание всех верующих во Христа Спасителя, т. е. Церковь, тоже сравнивают с кораблем, плывущим по житейским волнам от греха и смерти к спасению и вечной жизни. При взгляде на церковное здание с высокой «мачтой» колокольни и куполами, напоминающими надутые ветром паруса, невольно возникает образ плывущего корабля. Если посмотреть на церковное здание в вертикальном разрезе, то его нижняя часть - стены от пола до свода – символизирует земной мир (по-славянски «дольний»). Верхняя часть - свод и барабан с куполом - изображает мир небесный (по-славянски горний»). Эта символика отражается, например, в системе росписи храма: в куполе помещают изображение Иисуса Христа-Пантократора, т. е. Господа Вседержителя, в барабане - образы архангелов или пророков и апостолов, т. е. тех, кто слышит голос Бога, а роспись стен посвящается событиям библейской истории и истории христианства.

Небесное и земное в храме соединяют паруса (изобретение византийских зодчих). Они представляют собой треугольные фрагменты сферической поверхности, своим нижним утлом опирающиеся на столпы, а их верхние дуги образуют окружность, лежащую в основании барабана купола. В целом храм образно воплощает гармоничное единство мира духовного (небесного) и материального (земного).

Части православного храма, как и мир, ориентированы по сторонам света, например, алтарная часть церковного здания всегда обращена на восток. Это имеет несколько объяснений. Во-первых, пришествие Христа, именуемого в Библии «Солнцем Правды», символизируется востоком, где восходит солнце. Во-вторых, на востоке от Иерусалима располагалась Елеонская гора - место Вознесения Господа Иисуса Христа. Наконец, на востоке, как повествует Библия, находился потерянный людьми рай: «И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (Быт., 2, 8). Запад, по представлению древних, воспринимался как сторона мертвых и преисподняя. Поэтому у западной части храма обычно делали захоронения, а распространенным сюжетом росписи западной стены стала композиция «Страшный Суд».

В сравнении с гражданскими постройками храм есть «место неба на земле»: он освящен Божественной благодатью и предстает для окружающего мира как частица Царства Небесного, ведь люди, посещающие церковные службы, приобщаются в храме к духовной жизни. С высокой миссией храма связана традиция воздвигать православные церкви на возвышенных, видных местах. Божья благодать, пребывающая в храме, по православному учению, «изливается» через стены в мир. Поэтому храм, как правило, обнесен оградой -она показывает границы освященной территории и символизирует границы рая.

Церковные купола

Купола часто называют главами церкви, в древности на Руси они имели полусферическую, шлемовидную форму, а с XVI века обрели привычную нам луковичную. Для русских храмов классическим стало пятиглавие: купол большого размера ставится в центре, а диагонально (по углам здания) -четыре купола поменьше. Пятиглавие символизирует Иисуса Христа и четырех апостолов-евангелистов. Цвет куполов тоже символичен. Как правило, они золотые или серебряные (эти цвета символизируют свет и огонь Божества, блистание царской славы Христа). Хотя все православные церкви посвящены Богу, каждый храм имеет дополнительное посвящение, о котором нередко можно догадаться по цвету куполов. Так, у храма в честь ангельских сил, Богородичного праздника или чтимой иконы Божией Матери будут голубые или синие купола (синие главы с золотыми звездами означают посвящение Божией Матери); у храма, связанного с Троицей или Святым Духом, купола могут иметь зеленый цвет.



Накупольные кресты

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Храм без креста немыслим, как... тело без души, как корабль без мачты». Действительно, церковь без крестов наверху – все равно, что обыкновенное здание, недаром в России во времена гонений на Церковь богоборцы так спешили сбить накупольные кресты.

Церковный крест означает победу Спасителя над силами зла, которая совершилась благодаря Его крестному подвигу. Когда новый православный храм только построен, в первую очередь - до освящения церковного здания - на его вершину ставят крест. Он призван своей силой ограждать, избавлять и сохранять от всякого зла и бед как храм, так и всех входящих в него, а также кланяющихся кресту. Накупольные кресты, как правило, имеют восьмиконечную форму, но в России распространены и четырехконечные. Часто вызывает споры размещение под крестом полумесяца. Символика такой конструкции вовсе не связана с победой над исламом: полумесяц изображает церковный корабль, управляемый Кормщиком-Христом. Еще одно толкование полумесяца - якорь, древний символ спасения и надежды.

Особенности архитектуры

В русской церковной архитектуре основным стал крестово-купольный тип храма, но в XVIII-XIX вв. в связи с влиянием готического и барочного стилей появились церкви базиликального типа, правда, несколько отличающиеся от западно-европейских аналогов. Здание храма-базилики состоит у нас из трех частей (с запада на восток): колокольни (в ней, как правило, расположены притвор и вход), трапезной (невысокого помещения, приспособленного для служб в зимнее время и для общественных нужд) и квадратного или круглого в плане храма с куполом и пристроенной апсидой.

Храмы, восходящие к византийскому типу, иногда имеют не крестовидный, а круглый (центрический) план. На внешний облик православного храма влияют приделы - дополнительные пристройки, часто с алтарями, к церковному зданию. Они позволяют совершить в один день не одну, а две Божественные литургии (главное богослужение в храме).

Колокольные сооружения

Православный храм немыслим без колокольного звона. Новую церковь освящают только после того, как на нее поставлен крест и поднят на колокольню освященный колокол. В колокол звонят перед началом церковной службы, чтобы верующие люди, где бы они ни находились, услышав церковный благовест, вспомнили о Боге и поспешили в храм. Колокольный звон во время службы отмечает самые важные моменты богослужения и помогает стоящим в храме усерднее молиться. Радостный колокольный звон возвещает всей округе о большом православном празднике или о встрече прибывшего в храм архиерея, печальным звоном провожают покойника при отпевании. Колокольный звон сопровождает крестный ход вокруг храма. Наконец, набат издревле предупреждал людей об опасности.

Первоначально колокола не имели постоянного места в храме: они могли находиться в арке входных дверей или на воротах церковной ограды, либо их подвешивали в барабане купола. С XIV века в древнерусском зодчестве получили распространение звонницы, простые практичные сооружения. Это были перекладины на столбах либо стенки с арочными проемами, куда вешали колокола.

Внутреннее устройство храма

Во внутреннем устройстве храма отражается, как океан в капле, образ мира, который слагается из видимой и невидимой реальности и в основе своей иерархичен. Двум началам мира (духовному и материальному) в едином храме соответствует деление на алтарь и собственно храм. Алтарь символизирует Самого Бога, а собственно храм - Его творение. При трехчастном делении на алтарь, храм и притвор алтарь в храме преобразует сферу непостижимого Бога, ангелов и праведников, собственно храм воплощает образ духовного мира в лице всех верующих во Христа, а притвор - мир вещественный, еще не принявший Спасителя. Если соотнести эти части храма с составом человеческого существа, они будут означать дух, душу и тело человека.



Паперть и притвор

Если внимательно посмотреть на вход в православный храм, можно заметить, что перед входными дверями устроена небольшая площадка с несколькими ступенями - паперть. Она символизирует то возвышение, которое Церковь занимает среди окружающего мира. Над входом помещают икону Спасителя, Божией Матери или святого, во имя которого освящен храм. Отсюда обычай креститься перед тем, как войти в церковь.

Войдя в храм, вы оказываетесь в притворе - помещении, которое отделено от собственно храма сплошной стеной с еще одними дверями или аркой с решётками. В современных храмах притвор, как правило, невелик и служит для сохранения тепла в церкви.

Средняя часть храма

Через двустворчатые двери или решётки притвора вы заходите непосредственно в храм - священное место слияния земного и небесного, туда, где общая молитва соединяет верующих земной Церкви со святыми и ангелами, т. е. с теми, кто составляет Церковь небесную. Недаром средняя часть православного храма так богата образами. Церковное убранство - священные изображения и утварь, блеск золота и мрамора, горящие свечи, символический орнамент на стенах и полу, живые цветы - создают возвышенный образ Царства Небесного, символом которого и выступает православный храм. Определенную роль в создании образа Царства Небесного в храме играют многочисленные светильники. Особое внимание привлекает паникадило - спускающийся из центрального купола огромный металлический светильник со свечами в несколько ярусов (в наше время свечи заменены электрическими лампочками). Если в храме есть приделы, то в них спускаются с потолка светильники меньшего размера - поликадила. На полу возле икон стоят большие подсвечники с ячейками для многих свеч, а перед иконами висят лампады - небольшие светильники в форме чаш, наполненные маслом.

В течение дня храм освещен неодинаково: в особо торжественные моменты он полностью освещен, в определенное время свет гаснет, в другое - зажжен частично. Такой порядок обусловлен богослужебным Уставом и имеет символическое значение.

В среднюю часть храма могут вести не только западные (архиерейские) врата, но еще два входа - с юга и севера. Все вместе они составляют священное число три, означающее Святую Троицу.

В каждом храме обязательно можно увидеть аналой (вытянутый четырехгранный столик с полунаклоненной крышкой). Аналой используется в практических целях: чтецы помещают на него богослужебные книги, чтобы читать их во время церковных служб; священники кладут на аналой крест или Евангелие для поклонения верующих. Но чаще всего на аналое, который стоит в центре храма, лежит икона с изображением праздника или святого, которых Церковь вспоминает в данный день. Полунаклоненная крышка аналоя своим верхним краем обращена на восток, что указывает на возвышенное значение предметов, которые лежат на аналое.
Алтарь

Идея соединения земного и небесного в храме достигает своего высшего проявления в устройстве алтаря - самой главной части православного храма. Именно здесь находится антиминс - четырехугольный освященный плат из шелковой или льняной материи, в который вшиты частицы мощей святых. Только на нем священнослужители могут совершать Евхаристию - главное православное таинство, без которого не может существовать сама Церковь. Антиминс символизирует связь между Церковью земной (священниками и верующим народом) и Церковью небесной (святыми, чьи мощи зашиты в плат).

В алтаре антиминс лежит на престоле - еще одном священном предмете, без которого храм не храм. Недаром освящение новой церкви начинают именно с сооружения престола в алтаре и помазания его святым миром.

Престол представляет собой четырехугольный стол высотой один метр, его площадь зависит от размера алтаря. Престол покрыт двумя одеждами (тканями четырехугольной формы): нижней (катасарка) из белого полотна и верхней индития) из парчи. Первая означает Плащаницу, в которой Тело Христа было во гробе, вторая - царственную одежду Спасителя, сидящего на небесном престоле. Престол, таким образом символизирует вездесущие Бога, Который одновременно лежал плотью во гробе, сходил душой в ад, пребывал в раю и сидел на небесном престоле Пресвятой Троицы.

Если алтарь в целом означает область бытия Божия, то престол служит как бы вещественным образом Самого Бога. Эта символика определяет правила, связанные с престолом. Так, престол обязательно ставится в центре алтаря и не может касаться стен, .поскольку Бог, по учению Церкви, не смешивается со Своим творением. В силу святости престола к нему имеют право прикасаться только епископы, священники и дьяконы.

Кроме антиминса на престоле лежат: Евангелие и один или несколько крестов (они называются напрестольными), дарохранительница (металлический сосуд в виде храма или часовни для хранения частиц Тела и Крови Христовых, которые называются Святыми Дарами), а также могут быть сосуд со святым миром (т. е. освященным маслом) и дароносица (ящичек для перенесения священником Святых Даров при посещении больных).

За престолом с восточной стороны стоят в подставках запрестольные крест и икона Богородицы на длинных древках. Их, в отличие от других предметов, находящихся в алтаре, можно перемещать: крест и икону выносят из храма в торжественных случаях во время крестных ходов. Также за престолом стоит семисвечник- светильник на высокой подставке, на ответвлениях которого укреплены семь лампад или свеч. Они отображают христианскую символику числа семь, в частности, семь церковных таинств.

Самая восточная точка алтаря называется горним местом. Горнее место означает таинственное присутствие в храме Бога и всех, кто Ему служит.

Еще один священный предмет в алтаре - слева от престола похожий на него стол, одной с ним высоты и так же покрытый, который называется жертвенником. Он символизирует одновременно место рождения Христа и место Его крестных страданий. На жертвеннике священник совершает проскомидию - подготавливает особым образом хлеб и вино для таинства причащения. На нем стоят специальные сосуды для совершения таинства: Потир (Святая Чаша), дискос (блюдо), копие (острый нож), лжица(ложечка с длинной ручкой), звездица(металлические крутые дуги в форме креста), покровцыи воздух (матерчатые покровы).

Алтарь и поныне сооружается выше средней части храма на одну или несколько ступеней, оправдывая свое название (в переводе с латинского - «возвышение»).

Приложение 2

Храм Христа Спасителя в Москве



Приложение 3



Церковь в деревне Самотевичи Костюковичского района Могилёвской области







Приложение 4



Храм Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца в д.Станьково,

фото Яна Балзункевича, 1914год

Приложение 5



Константин Андреевич Тон(1794-1881)

Приложение 6



Дворец Чапских в имении Станько,

репродукция с рисунка (карандаш, акварель) Наполеона Орды, 13 июля 1876 года

Приложение 7



Эмерик фон Гуттен- Чапский (1828-1896)

эмерик

Приложение 8



Преосвященный Михаил, архиепископ Минский и Бобруйский

в 1848-1868 гг.

Приложение 9



файлы для книги 087

Протоиерей Федор Чернявский

Приложение 10



Святая блаженная Валентина Минская

файлы для книги 091

файлы для книги 020

Приложение 11



Станьковский приход

Приложение 12





Приложение 13



Руины храма Святителя Николая Мир Ликийский Чудотворца в д. Станьково





Приложение 14



Высокопреосвященнейший Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси