История школы исследовательский проект - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
История школы исследовательский проект - страница №1/2




История школы

исследовательский проект

МОУ СОШ №3

Подготовил - Рякшин Артем, ученика 9А класса.

Руководитель - Скороходова Н.В.

Родная школа – детский мир чудес.

Тобою каждый день наш светел.

Благодарим тебя за то, что есть,

Ты наша лучшая на свете.



Введение.

1 сентября 2001 года я переступил порог школы №3 г.Невьянска. Она казалась мне огромной. Мне было немного страшно, но первая учительница крепко взяла мою маленькую ладошку в свои руки и повела по дороге знаний. Постепенно я осваивал территорию: познакомился с кабинетами, побывал в библиотеке, испытал огромною радость, впервые оказавшись в спортивном зале…Это была уже моя школа, в истории которой мне было уже отведено моё особое место. Время безжалостно. Уходят из жизни те, кто мог бы помочь узнать историю и традиции школы, докопаться до истины, рассказать об учителях, учениках, родной для многих членов моей семьи школы №3, которых они знали лично или, уже как я, по воспоминаниям. И поэтому, надо успеть запечатлеть в моей памяти, памяти одноклассников, выпускников школы, биографию школы.

Собирать сведения по истории школы начинало не одно поколение учеников и учителей. Каждая юбилейная дата школы или просто вечер встречи выпускников приносил какие-либо новые сведения. Проходил юбилей, и материалы вновь водружались на самую дальнюю полку до новой знаменательной даты. 2009 год стал юбилейным для системы образования Невьянска, где нашей третьей школе отведено свое особое место, 100 из 300. Решением Совета министров Юниорского союза( это орган ученического самоуправления нашей школы ) было принято начать подготовку к празднованию в 2011 году 100- летнего юбилея со дня основания МОУ СОШ №3 г.Невьянска. И описать основные вехи 100-летней истории школы взялся я. Это и стало целью моей учебно-исследовательской работы «100 из 300: особенности 100-летнего развития истории МОУ СОШ №3 г.Невьянска в 300-летней истории образования». Объектом моего исследования является история МОУ СОШ №3, а предметомособенности развития школы в разные периоды её истории.

Для решения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:

- обобщить и систематизировать уже имеющиеся сведения из истории школы с 1911 по 1961 гг;

- собрать и обобщить сведения по истории школы с 1961 по настоящее время;

- выявить и описать особенности развития школы в разные периоды её истории;

- вскрыть закономерности развития школы.

В силу того, что я впервые взялся за подготовку большого учебного исследования, важной задачей для меня стало развитие умений и навыков исследовательской деятельности.

Для достижения поставленных задач мною были использованы различные источники информации ( доклад З.Н.Налимовой «75 –летнему юбилею школы» и её личный архив, материалы Севрюгиной О.В. «Из истории школы №3», хронологическая таблица «Народное образование Невьянского района» музея народного образования г.Невьянска), материалы из архива школы ( фотоальбомы, книги приказов, воспоминания выпускников и учителей школы прошлых лет ), во-вторых - опросы и беседы с родными и знакомыми – учениками школы №3 разных лет и учителями.

Достижение цели обуславливали мои предположения о том, что развитие школы на разных этапах её истории закономерно социальным запросам и государственным требованиям к системе народного образования Невьянска на протяжении его 300-летней биографии. Эта гипотеза стала ведущим ориентиром моего исследования.

Моё исследование, как я предполагаю, будет иметь практическую значимость в реализации идеи создания школьного музея по истории нашего ОУ. Выводы исследования, касательно доказательства или опровержения гипотезы, определят его новизну. Ценность моего учебного исследования заключается и в том, что выполнено в Год учителя, объявленного президентом России, и утвержденной им инициативы «Наша новая школа».




  1. 300 лет Невьянскому образованию.

1.1. Начало пути образования в Невьянске.

В 2009 году Невьянский городской округ отметил 300-летие системы образования в Невьянске. «Так ли это на самом деле?» - задался я этим вопросом в начале своего исследования. Поиск ответа на данный вопрос организовал мою работу по изучению всевозможных архивных материалов. Так, основываясь на материалы статьи Смирнова В.И. «Нижнетагильская горнозаводская школа в XVIII – первой половине XIX вв» я узнал, что первые школы, призванные осуществлять профессиональную подготовку заводских служителей, были открыты на Урале по инициативе В.Н.Татищева в 20-е годы XVIII столетия при казенных заводах в Екатеринбурге, Алапаевске, Кунгуре, Соликамске. В период с 1730 по1740 гг создаются школы при частных заводах, хотя их владельцы изначально боролись против политики Татищева, требовавшего открытия данных учреждений для подготовки технических и управленческих кадров. В материалах этой же статьи можно найти ссылки на книгу Белова В.Д. «Исторический очерк уральских горных заводов», опубликованную в 1896 году в Санкт-Петербурге и Ларионова П.П «Сведения об учебных заведениях Нижнетагильского горного округа на 1 января 1915 года» ( 1915 г.), где говорится о том, что «первой школой, имевшей общеобразовательное значение и вместе с этим цель владельцев Демидовых подготовлять своих кандидатов на разные должности обширного округа была… цифирная школа, открытая 6 декабря 1709 года в Невьянском заводе, по данному 6 декабря 1702 года на имя родоначальника Демидовых Никиты Демидовича, указу Петра Великого и потом переведенная из Невьянского в Нижнетагильский завод в 1758 г». Кажется, ответ найден. Да , системе образования Невьянского района 300 лет. В 1701 год – основание города, 1709 год – школа при заводе. Тогда можно было предположить, что это была не только старейшая школа на Урале, но и одна из первых общеобразовательных школ страны. Но по данным исследования всё того же ученого, конкретных свидетельств о существовании этой цифирной школы нет, тогда как ряд косвенных фактов указывает на её отсутствие. Так, например, в декабре 1734 года Татищев собрал в Екатеринбурге представителей всех частных промышленников для составления проектов горных заводов. Было рассмотрены и обсуждены документы, регламентирующие жизнь этих заводов. Среди них «Наказ шихтмейстеру» (шихтмейстер - звание горного чиновника 13 или 14 класса), который предписывал при частных заводах организовывать школы, для обучения в которых надлежит собрать всех детей в возрасте от шести до двенадцати лет. Горнозаводчики Демидов и Строгановы категорически отказывались от этой «обязаловки» - организации школ, так как в «Наказ» предписывал, что грамотные люди нужны не только за надзором над производством, но и для исполнения всех заводских работ. Что было невыгодно промышленникам, так как « значительно повысится себестоимость продукции, так как дети за работу получали 2-3 копейки, тогда как, взрослому их заменившему придется платить 6 копеек». Тогда встает вопрос, зачем Демидовым в 1734 году отказываться от уже созданной в 1709 году школы?! Или ещё одно противоречие, на которое указывает Смирнов В.И. « В сентябре 1735 г.В.Н.Татищев, беседуя с с надзирателем Невьянского завода Булгаковым, спросил его о школе: …Оная по силе данного ему наказу построена ль. И на оно он (Булгаков) сказал, что школа готова, только книг учебных нет.» Поэтому можно предположить, что школы при частных заводах не создавались до тех пор, пока сами заводовладельцы не осознали необходимость профессиональной подготовки рабочих. Или ещё один аргумент, косвенно говорящий о необоснованности утверждения – открытия первой цифирной школы в Невьянске в 1709 году. Обратимся вновь к статье Смирнова В.И. « В 1748 г.академик И.Гмелин осматривал уральские заводы Демидова. В своем описании заводов он перечисляет производственные механизмы, упоминает о наличии Невьянской крепости с 7 башнями, 3 воротами и церковью; называет число обывательских домов, отмечает факт эксплуатации детского труда. …Вместе с тем в отчете Гмелина ни словом не упоминается о какой-либо организованной форме заводского обучения, тем более о существовании школы». Таким образом, почти с полной уверенностью мы можем говорить, что дата основания системы образования в Невьянске указанная выше не имеет надлежащих обоснований и требует дополнительных исследований.

Более точные сведения о школах Невьянского городского округа датируются началом XIX века. Этому способствовали административно-управленческие реформы правительства России, в результате которых в 1802 году было создано Министерство народного просвещения. Разработаны ряд документов, в которых была оформлена новая система школьного образования 4 типов: приходское училище, уездное училище, гимназия и университет. Для улучшения системы горно-технического обучения были созданы горнозаводские школы, в учебный план которых входили предметы приходских и отчасти уездных училищ. В 1828 году первой в Екатеринбургском уезде Пермской губернии в Невьянске была открыта Невьянская заводская (затем земская) мужская школа, а в 1849 году в городе появилась женская школа. К 1886/87 учебному году на территории Невьянского района было уже 7 школ. Так были открыты земские школы Аятская (1870 год), Шайдурихинская (1871 год), Шуралинская (1871 год), Конево – Аятская (1875 год), Быньговская (1881 год – основанная на базе заводской школы). К концу XIX века в самом Невьянске на 16159 человек населения было две школы, в том числе Нагорная (1861г ).

В начале ХХ века число городских и сельских школ на Урале и во всей России резко возросло, увеличилась и возможность выбора профессионального и общего образования. Уже к 1914 году в Невьянском заводе работали 1-я мужская, состоящая из трёх отделений, в которых обучалось 206 учеников. Преподавательский состав - 5 учителей и законоучитель. 2-я – женская, 167 учениц в 3-х отделениях, с 4 учителями и законоучителем, 3-я – первая смешанная, 167 учеников, с 5 учителями и законоучителем. 4-я – вторая смешанная, 99 учеников, 3 учителями и законоучителем. 5-я - третья смешанная, с 2 учителями и законоучителем. Кроме того: невьянская старообрядческая школа, в которой обучалось до 94 учеников с 3 учителями и законоучителем, невьянская церковно-приходская школа. 18 ноября 1907г в Невьянском заводе Екатеринбурским земством открыта женская прогимназия в составе трех классов, которая в августе 1910 года была реорганизована в гимназию с семилетним сроком обучения. Попечителем гимназии стал купец Дождев, а начальницей - Кушинская А. А. В 1910 году открыто невьянское высшее начальное городское училище для мальчиков с четырехгодичным сроком обучения, где директором был Медведев А. В., а попечителем купец Селянкин. К переломному в жизни России 1917 году в Невьянске 11 земских и 14 церковно-приходских школ, женская гимназия и 2 мужских училища. Можно утверждать, что активное открытие различного вида школ определялось велением того времени – ликвидации абсолютной безграмотности местного населения.
1.2. Из истории народного образования советского периода.

В смутные времена революции приносят в образование свои реформы. Церковно-приходские школы становятся собственностью государства. При ревкоме ( революционном комитете) создана комиссия по просвещению. Первым комиссаром просвещения в Невьянске стал Мартьянов Н. П. В жизни школ и гимназии происходят «политические» изменения. В 1919 году в гимназии организована первая комсомольская ячейка. Слиянием женской гимназии и мужского училища ознаменовался 1920 год. Образовалась единая трудовая школа 2 ступени с девятигодичным сроком обучения, начальницей которой назначена Смолина М. М. Высшее начальное городское училище становится ремесленным училищем.

К сожалению, имеющиеся в Невьянске архивы не располагают подробной информацией об истории образования. Сведения скупы и обрывочны. Вот только некоторые яркие факты и события в жизни образования тех лет. В 20-е годы XX века из-за тяжелого экономического положения в стране в целом, произошло сокращение школьной сети, вместе с тем, в 1924 году, по исследованиям краеведа В.Рыбина, в Невьянске было открыто 6 детских домов ( газета «Звезда», 22.01.1974 «Так было 50 лет назад»,), так как первая мировая и гражданская войны, террор белогвардейских банд привели к тому, что многие дети остались без родителей. В детских домах содержалось до 260 детей.1924 год - работает 8 школ ликвидации безграмотности для взрослых. К 1927 году их уже 27. Школа рабочей молодёжи открыта в 1933 году. 1926 год – в школе №1 введен класс с педуклоном ( руководитель Цаплин В.П.). Тридцатые годы ознаменованы открытием новых школ, в которых организовывается не только учебная, но и воспитательная работа. Труд многих учителей района оценивается по достоинству. В 1940 году звание Заслуженного учителя присваивается Большаковой В.И., Цаплиной А.А., Тумаковой О.Е., Попову В.И.В этот же год в школах введено платное обучение в 8-10 классах ( отменено в 1954 году).

Новое время, омраченное Великой Отечественной войной меняется жизнь всей страны и ставит новые задачи перед народным образованием Невьянска. Многие школьники со школьной скамьи ушли на фронт или заменили взрослых на заводах. Повсеместно разворачивается тимуровское движение. Ребята тимуровских отрядов оказывают помощь семьям фронтовиков, эвакуированных. В школах вводится военное дело, курсы медсестер и связистов. Ни на один день не прекращается учеба в школах города, хотя в зданиях школ размещаются госпитали, в которые после учебы приходили школьники и помогали ухаживать за ранеными. После войны ребята, которые прервали учебу из-за работы на заводе, смогли вернуться в школы, хотя некоторые так и остались лишь с начальным образованием. За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 12 лучших учителей Невьянского района были награждены орденом Ленина. К 1949 году в районе начальных школ – 25, семилетних – 9, средних – 2, детских садов – 40.



Послевоенные годы - годы восстановления разрушенного хозяйства, также отразились в новых задачах образования, отраженные в очередных реформах. Для детей открываются Дворцы пионеров, новые школы… С 1953 по 1957 год ряд семилетних школ становятся средними ( школа №2,№, цемзаводская, села Аятка). В 1960 году открываются экспериментальные одиннадцатилетние трудовые политехнические школы с производственным обучением ( в их числе и школа №3).Открытием спортивной школы ознаменован 1965 год. В 1972 сокращен срок обучения в начальной школе до 3 лет, а в 1975 школы переходят на всеобщее среднее образование. В начале 80-х в школах города открываются специализированные классы. В школе 1 – педагогические, №2 – эстетического и №3 – физического профиля, , №5 – классы гуманитарно – эстетического воспитания и углубленного изучения естественно-математических наук. Выпускникам школ города впервые предоставляется возможность получения высшего образования дома в опорном пункте УПИ, который ведет подготовку специалистов для НМЗ по 9 специальностям. И так год за годом, реформа за реформой, поколение за поколением. Немаловажную роль в 300-летней истории образования Невьянска играла и продолжает играть наша любимая школа №3 . Особенностям её развития в разные периоды истории мы посвящаем 2 главу исследования.
2.Особенности развития школы в разные периоды её истории.
2.1. У истоков развития школы №3.
Первым учебным годом в Невьянской средней школе № 3 имени М. Горького, согласно найденным воспоминаниям бывших учеников и учителей, можно назвать 1911 – 1912 учебный год. Называлась она тогда Невьянская смешанная народная школа. И была расположена на улице Тагильской (ныне улица Кирова). Старожилы Невьянска: Михаил Федорович Нечкин, Парамон Константинович Овчинников и другие - утверждают, что школа строилась на месте пустыря на углу улиц Тагильской и Заводской (ныне улица Володарского). Парамон Константинович вспоминает: «Было мне лет семь. Я еще не учился. Лето. На улице Тагильской строилась школа из красного кирпича. Мы жили недалеко от стройки. Мама послала меня туда за известью. Пришел с ведерком, спросил у прораба. Он послал меня накладывать известь из ямы. Было глубоконько. Я спустился в яму, известь была горячая. Я ожег ноги и выскочил оттуда, хотя извести захватил немного. Такие случаи запоминаются на всю жизнь. Было это в 1909 году. Школа в это время была выложена до окон. Рабочих на стройке было десятка три, кирпичи возили на конях. Кирпичничали в основном женщины». К началу 1911/12 учебного года школа была готова к приему детей. В ней должны были обучаться мальчики и девочки в течение трех лет. Но, хотя школа и называлась народной, не все дети рабочих, ремесленников и крестьян могли в ней обучаться, так как материальный уровень жизни был низок: многие дети начинали свой трудовой путь с 9 – 11 лет и, зарабатывая на свой кусок хлеба, помогая семье, не могли посещать образовательное учреждение. Девочки, как правило, часто оставались в доме за хозяйку, поджидая старших с завода, или помогали вести нелегкое крестьянское хозяйство. Да и не принято было простолюдинам учиться, хотя, и было желание.

В 1911 году в школе работала учительница (позже эта должность заведующей) Капиталина Алоизовна Таранова и помощницы (так называли тогда рядовых учителей) Елена Алексеевна Бирюкова и Анна Александровна Иванова. Анна Александровна Иванова в школах Невьянска проработала 46 лет и за долголетнюю безупречную работу была награждена орденом «Знак Почета».

Земские школы, к каким относилась и наша школа, по праву считались лучшим видом начального обучения в России. Программа обучения в земских школах была шире, чем в церковноприходских за счет уроков объяснительного чтения, на которых учителя давали детям знания по истории, географии, природы страны, поясняли непонятные слова и выражения. По желанию учителей или родителей могли вводиться занятия рукоделием, рисованием, ручным трудом, гимнастикой. В отличие от духовного ведомства, стремившегося через школу воспитать тип верного государю и отечеству крестьянина, глубоко верующего и соблюдающего основные догматы православия, земство видело в школе инструмент просвещения, искоренения предрассудков, невежества в народной среде, воспитания интереса к чтению, познанию мира. В земских школах использовались лучшие учебники, допущенные Министерством народного просвещения: «Родное слово», «Детский мир» К. Ушинского, «Книга для первого чтения» В. Водовозова, «Наш друг» Н.А. Корфа, книги Л.Н. Толстого и др. В земских школах использовались передовые, прогрессивные методы обучения. Широко привлекались и наглядные пособия – картинки, карты, глобусы. Отличаясь лучшей постановкой учебно-воспитательной работы по сравнению с министерскими и церковно – приходскими, земские школы сыграли большую роль в распространении грамотности и начального образования.

Невьянская смешанная народная школа не отличалась от большинства земских школ, учебными предметами в ней были: закон божий, церковно – славянский язык, русской письмо и чтение, арифметика, русская история и география, обществоведение, рисование, для мальчиков гимнастика, а для девочек – рукоделие.

С 1918 года земские школы были реорганизованы в школы первой ступени, и наша школа стала именоваться Невьянской школой первой ступени № 3. Теперь школа становится общедоступной для всех детей, тяга детей к знаниям была велика, и пошли в первый класс дети разных возрастов: с семи до десяти лет и даже одиннадцати лет. Классы наполнились до сорока человек. Школа стала четырехлетней. Пришли в школу новые учителя: Антонина Васильевна Пальмова, Наталья Прокопьевна Гурина, Вера Филипповна Удденберг, Мария Евстигнеевна Сизова, Марфа Димитриевна Саканцева, Татьяна Ивановна Зырянова, Анна Петровна Карфидова. Возглавляла коллектив Елена Алексеевна Хионина. Не стало нудных уроков закона божьего и церковнославянского языка, оживились уроки математики, ближе стали уроки чтения и истории. Особенно интересной была внеклассная работа: ребят водили смотреть работу парового котла, станков на заводе. Большинство учащихся посещало организованные учителями кружки: хоровой, драматический, рисования, физкультурный. Ученики активно участвовали в общественной жизни: собирали книги для детей села, распространяли антирелигиозную литературу, участвовали в антирелигиозных и сельскохозяйственных компаниях; выступали с концертами в дни революционных праздников.

Тридцатые годы в нашей стране – годы всеобщего энтузиазма строителей социализма. Это годы коллективизации и индивидуализации, стахановского движения, героических подвигов и открытий, массового физкультурного движения и расцвета культуры. В эти годы зарождается и развивается пионерское движение. В Невьянске появляется первый пионерский отряд, а в нашей школе первое пионерское звено. Не все дети вступали в пионеры, многим не разрешали родители. Вот как об этом вспоминает выпускница нашей школы 1923 года Шмелева Софья Павловна: «В 1921 году я вступила в пионеры, носила галстук. Некоторые смеялись над пионерами. Ученики четвертого класса Чепраков Сергей и Серебренников Степан дразнили и говорили: «Сними собачий ошейник». Мы, пионеры, посещали пионерский отряд, который собирался в доме культуры, где потом разместился исполком горсовета. У нас проходили интересные сборы, которые проводили пионервожатые Мамарина Мария Ивановна и Плотников Константин. Со мной на сборы ходили и другие ученики нашей школы: Костоусовы Тамара и Валя, Нечкин Михаил и другие». А вот воспоминания другой ученицы нашей школы, выпускницы 1929 года, ветерана педагогического труда Зои Семеновны Дерягиной: « В 1924 году я поступила ив первый класс школы № 3 к учительнице Марфе Димитриевне Саканцевой. Это были самые счастливые дни моей жизни. Росла я сиротой, рано пришлось думать о куске хлеба, и если бы не доброта и забота учителей, вряд ли бы мне удалось закончить семилетку. В то время школы были оснащены очень бедно. Если на уроке учительница покажет какую – нибудь картинку или проведет опыт – радости детской нет конца. Бумаги не хватало, тетради берегли и в основном писали на грифельных досках. Учебники тоже не все могли купить, у кого их не было, задание выполняли в школе. Жили мы дружно, помогали друг другу.

Классные комнат, а было их четыре, - просторные, светлые. Оборудование немудреное: доска, стол и табурет для учителя, четырехместные парты. Полы в школе не красились, но как было чисто! Поддерживала порядок сторожиха Клавдия Никитична. Она успевала убирать всю школу, топить печи, носить воду да еще и похлебку нам варить.

О дисциплине в те годы, по – моему, вопрос не стоял. Школа для всех нас была священным местом, мы очень боялись, что за какую – нибудь провинность нас могут из нее исключить. Не помню, чтобы в переменки учителя были с нами. Дети самостоятельно водили хороводы, играли.

На пришкольном огороде выращивали картофель, из которого потом нам и готовили обед. Весной, в день встречи птиц, Марфа Дмитриевна приносила целую корзину «жаворонков» - маленьких булочек, испеченных в виде булочек, с изюминками вместо глаз. Как мы радовались этому гостинцу! До сих пор испытываю глубокую благодарность к своим учителям А.А. Цаплиной, П.И. Голосову, О.Е. Тумаковой, Л.Н. Габерман, М.Д. Саканцевой. Сколько счастливых минут подарили они нам, сколько сделали добра.

Костюм учителя в то время был прост и строг. Прическа красивая. Никаких дорогих украшений учителя не носили, но по школе даже в холодное зимнее время всегда ходили в туфлях. С детьми обращались по – матерински заботливо. Провожая домой, Марфа Дмитриевна внимательно осматривала нашу одежду. Если у кого оборвалась пуговица или вешалка, рукав разодран, тут же скажет: «Останься – ка, дружок, почини свое пальто». Подаст коробочку, в которой хранились нитки, иголки, пуговицы, лоскутки для заплат. Покажет, как лучше починить, а потом похвалит и домой отпустит.

В те годы мы не имели понятия ни о кино, ни о театре, но учительница учила читать рассказы по ролям. Это нам очень нравилось, каждый старался изобразить своего героя как можно правдоподобнее. Любили и беседы о прочитанном.
2.2.Особенности развития школы в предвоенное время.

Богаты событиями предвоенные годы в школе № 3. В 1932 году в школу первой ступени № 3 была назначена учителем начальных классов и заведующей Антонина Ивановна Бобкова, которая возглавляла коллектив до 1955 года. Только однажды, в период Великой Отечественной Войны – с 1944 по 1946 год – уходила она на заведование районо. Организованный в 1932 – 33 учебном году 4 «А» класс под руководством А.И. Бобковой был методическим центром для учителей начальных классов всего района. На его базе проходили организованные районные семинары. На любой урок к Антонине Ивановне могли прийти молодые учителя, чтобы поучиться методам работы уже положительно зарекомендовавшего себя педагога. До конца жизни А.И. Бобковой сохраняли с ней теплые отношения первые ее выпускники, а двое из них пошли по стопам своего наставника: Ольга Григорьевна Юсова, Вера Николаевна Нечкина. Труд А.И. Бобковой высоко оценен Родиной – она была награждена орденом Ленина.

Был 1935 год. Росло население Невьянска, рос и сам город. Повышалось требование к грамотности населения. С 1 сентября 1935 года школа № 3 становится неполной средней, или семилетней. Здание бывшей земской школы оказалось мало. В книге приказов Невьянского районо сохранилось распоряжение от 14 ноября 1935 года за подписью заведующего Павла Михайловича Дедюхина: «Учитывая исключительно тяжелое положение с размещением учащихся в неполной средней школе № 3, так как второе здание (по улице Крылова) совершенно не приспособлено под школу дальнейшее размещение учеников в нем не возможно, а занятия приостановить нельзя, предлагаю директору образцовой школы (ныне это школа № 1) П.И. Голосову предоставить школе № 3 шесть классных комнат для временного размещения 5 – 6 классов. Предоставление классов обеспечить к 16 ноября 1935 года». Старшие классы стали заниматься во вторую смену в здании школы № 1. Своими воспоминаниями об этом времени делится с нами выпускница нашей школы 1938 года Зинаида Максимовна Васильева: «…Несколько классов из школы № 3 перевели в школу № 1, в придел. Мы, наша школа, проходили через темный коридор сбоку от центрального входа в школу. Учителя у нас были свои, пионервожатые тоже. Иногда нас приглашали на общешкольную линейку в общий зал, но смотрели на нас как на квартирантов. Мы все это сами чувствовали и, благодаря нашим учителям и пионервожатым, мы все были между собой очень дружны, даже шалили потихоньку, но чтобы нас за стенкой не слышали».

Уже в декабре 1935 года Невьянский горисполком принимает решение о новом школьном строительстве. Многие современники сомневались в сроках постройки школы, полагая, что это затянется на несколько лет. А.И. Бобкова вспоминала, что в марте 1936 года начали чистить место, т.е. сносить старые постройки, в апреле рыли котлован, а в мае начали кладку. Работали в три смены. Основным строителям помогали шефы из прииска, рабочие завода. И все равно рабочей силы не хватало. Была привлечена вся общественность и в первую очередь родители и ученики. Добровольные помощники приходили после работы, возили и носили кирпичи, сеяли песок, месили глину, дробили камень, заливали бетонный пол. Почти каждую неделю устраивались субботники, на которые приходило очень много желающих помочь. Бывший рабочий цеха № 1 Виталий Сергеевич Путилов рассказывал, как их мастер объявил, что после смены надо с кирпичного завода привезти на стройку новой школы кирпич, чтобы рабочие не простаивали. После смены уже стоял грузовик. Все поехали, никто не отказался, ведь грузить кирпич приходилось вручную, стало быть, лишние руки не помешают. Так поочередно помогали многие рабочие разных цехов завода.

Строительство школы ежедневно контролировалось руководителями города и района. Вечерами на стройке был председатель райисполкома Сухоросов, председатель горсовета Заикин, секретарь райкома партии Поздняков, секретарь парторганизации прииска Полковников. Но самыми заинтересованными контролерами и помощниками были мальчишки и девчонки, даже дошколята, бегавшие смотреть, как поднимаются стены новой школы. Хотя чаще всего их и не подпускали слишком близко. Но вечерами им удавалось поднять один – другой кирпич, и тогда радости не было предела. При таких усилиях школа росла не по дням, а по часам. И в августе 1936 года строительство подходило к концу. Погода была очень плохая. Мебель – парты, стола, стулья закупались в Кировграде, доставка ее затянулась и открытие состоялось не первого сентября, как намечалось, а пятого сентября 1936 года. На торжественную линейку по этому поводу пришли ученики и родители, строители, шефы, представители райисполкома, горсовета и райкома партии. Разрезана ленточка, и ученики под руководством учителей вошли в просторные, светлые классы. Многие бывшие ученики запомнили этот день: «И вот школа построена! Сколько радости! Переводят нас в новое здание школы. Нам казалось, что наша школа самая светлая. Да так оно и было! Тогда в городе таких школ как школа № 2 и школа № 5 с огромными залами и вестибюлями еще не было. Мы так любили и гордились своей школой. Старались не уронить честь своей школы», - вспоминает выпускница 1938 года Зинаида Максимовна Васильевна. Вспоминают и бесплатное угощение в честь этого события. Открытие школы превратилось в праздник. Рады были ученики, рады были родители, рады были учителя. Но нормальные занятия начались в ноябре месяце, а к декабрю 1936 года школа полностью была готова. Особенно запомнился ребятам Новый 1937 год в Новой школе. «В школе стояла очень красивая елка. Мы готовили костюмы, конкурсы, номера художественной самодеятельности. Было очень весело и необычно в новой школе с большим залом. Подарки на Новый год выдавали бесплатно. И в последующие годы тоже. Выдавали нам подарки наши шефы «Уралзолото». Подарки были в тряпичных мешочках с аппликациями животных или цветов. В подарках были шоколадные конфеты, карамельки и даже пирожки. Давали нам подарки и на другие праздники»,- такие воспоминания остались у выпускниц сороковых годов Волковой Маргариты Александровны, Сарзановой Алевтины Николаевны, Аленишко Луизы Ивановны.

Пока строилась школа, занятия, как уже отмечалось выше, проходили в других зданиях. В мае – июне 1936 года прошли испытания в седьмом классе и состоялся первый выпуск уже неполной средней школы.

В 1936 году произошло важное событие. В период проведения испытаний, как вспоминает А.И. Бобкова, в район приезжал методист облоно Чистякова. Познакомившись с работой школы № 3, посетив некоторые экзамены, она дала высокую оценку всему коллективу и предложила похлопотать о присвоении школе имени великого русского писателя Максима Горького. В нижнетагильском филиале ГАСО найден протокол заседания Невьянского горсовета, где сказано: «Постановили присвоить новой выстроенной школе звание имя Максима Горького». Не каждая школа, желающая носить имя всемирно известного человека, удостаивается такой чести. А присвоение звания ко многому обязывало. Горьковские принципы жизни: патриотизм, стремление к знаниям, трудолюбие, коллективизм, активность, оптимизм, честность, стали ведущими принципами в учебно – воспитательной работе всего коллектива школы. Горьковский призыв «Вперед и выше!» был не лозунгом, а ежедневным делом в новой школе. В новой школе было скомплектовано 20 классов, принято 720 учащихся. Директором школы была назначена Антонина Ивановна Бобкова, проработавшая в этой должности до 1957 года – до выхода на пенсию. Первыми учителями, которые пришли со своими учениками из начальной школы № 3, были Костоусова Нина Ивановна, Палкина Людмила Поликарповна, Саканцева Марфа Димитриевна. В старших классах первыми учителями были Черноусова Ольга Павловна, Козлова Антонина Васильевна (позже директор школы № 9). Школа жила интересной, кипучей жизнью. Стремление получить образование, больше узнать было всеобщим стремлением. Об этом свидетельствуют воспоминания Леонида Николаевича Прокопьева: «Школьные годы запомнились страстным желанием узнать мир, страны, народы. Учителя, книги дали нам такую возможность… Классы, где я учился, запомнились крепкой дружбой между учениками и классными руководителями: с 1 по 4 класс – Ниной Ивановной Костоусовой, с 5 по 7 – Ольгой Павловной Черноусовой. Они воспитывали в нас прямоту, честность, открытое признание на глазах класса своих ошибок, заблуждений, детских проказ… Самыми яркими уроками были уроки литературы, чтение вслух Елизаветы Ивановны Копаловой… Учителя, памятные своей беззаветной любовью к ученикам и подвижническим трудом, не жалели ни времени, ни сил ради нас, своих питомцев». Под этими словами из письма Леонида Николаевича подписались все ученики тридцатых годов, вспоминая каждый своих учителей: М.Т Сергееву, Л.П. Полякову, В. П. Кузнецову, О.В. Чеусову, В.П. Цаплина.

Очень интересной и полезной для будущей жизни была внеклассная и пионерская работа. В 1936 году старшей пионервожатой в школу пришла Анастасия Федоровна Зырянова. «Нашей Асей» любовно называли ее пионеры. Под ее руководством тщательно готовились пионерские сборы. Старательно сшивали пионеры книжки – самоделки из газетного материала, например, повесть Гайдара «Тимур и его команда». В пионерской комнате, в классах вслух читали газету областной пионерии «Восходы коммуны». Пионерская дружина была застрельщиком всех интересных дел. А энергия предводителя пионеров – пионервожатой Аси Московских – была просто неистощимой. Это чувствовали и ее питомцы, потому так много в своих воспоминаниях выпускники говорят о своей наставнице: «Все ребята ее очень любили. Она много знала, всегда рассказывала интересно, особенно про гражданскую войну. Была она тогда молодая, совсем немного старше нас. Ходили с пионервожатой в лес – дневные походы и в табор к цыганам. У костра Ася пела вместе с нами песни, рассказывала истории, разные – веселые, грустные. Дружина наша носила имя Павлика Морозова. На пионерских сборах мы обязательно изучали его биографию, читали о нем книги. Мы часто ходили к подшефным октябрятам, водили их в кино, читали им книги, пели с ними песни, занимались с отстающими учениками, помогали им одеваться на перемене, когда они собирались уходить домой (особенно зимой). Помогали мы и престарелым: девочки носили воду, мальчики кололи и складывали дрова. Антонина Ивановна всегда говорила о помощи старикам, предупреждала, что когда – нибудь и мы станем старичками, поэтому такая помощь всегда поощрялась». (Воспоминания Волковой М.А. и других/см. выше)

В школе регулярно работали кружки по предметам, а также хоровой, струнный, драматический, фотокружок, кружок «Ворошиловский стрелок», ПВХО и другие. Военными и физкультурными кружками интересовались многие мальчики и девочки, сдавали нормы и получали значки ГТО (готов к труду и обороне), БГТО, ПВХО, вступали в общество МОПР. Некоторые ребята ходили в кружки художественной самодеятельности клуба имени Мартьянова, выступали на клубной сцене. Неутомима в работе была и бессменный директор школы – Бобкова Антонина Ивановна. Во всех ее действиях, стремлениях видна была необыкновенная любовь к детям, к учителям, которые работали и учились под ее чутким руководством. Не только дети, но и учителя и родители уважали директора школы. Незабываемую память о себе оставили учителя тех лет: Победоносцев Владимир Константинович – учитель рисования, Козлова Антонина Васильевна – учитель математики, Кузнецова Вера Павловна – учитель немецкого языка, Копалова Елизавета Ивановна – старейшая и высококультурная учительница, награжденная за свой труд Орденом Ленина, Сергеева Манефа Тихоновна – учитель немецкого языка, сама в недавнем выпускница третьей школы, Рубцова Антонина Васильевна – учитель биологии, Баранова Мария Павловна – учитель пения, знаток музыки, замечательный организатор. Ею был создан чудесный детский хор, ставили даже оперу «Грибной переполох». Жизнь школы шла в общем режиме жизни нашей страны, строившей социалистическое общество.

2.3. Особенности развития школы в годы Великой Отечественной войны.

«Сороковые – роковые» начались будничными и в то же время героическими делами. Страна продолжала строить социализм, а с запада попахивало гарью войны. Лучшие люди мира разоблачали фашизм. А.М. Горький говорил, что этот враг опасен, жаден и коварен; если он не сдастся, его надо уничтожить. Наши ребята любили жизнь. Любили песни о Москве майской, о трех веселых друзьях – танкистах, о Катюше, что выходила на берег крутой. Пели и о том, что «если завтра война, если завтра в поход, будь сегодня к походу готов». И они были готовы, выстояли, с честью отстояли свободу своей любимой Родины. На их плечи, вчерашних выпускников, всей своей мощностью обрушилась жестокая война, унесшая жизни миллионов мирных жителей: мальчишек и девчонок, женщин и стариков, отцов и матерей. Многие выпускники третьей школы ушли на фронт, многие из ушедших не вернулись, навсегда оставшись молодыми мальчишками, любившими жизнь, рассвет и песни о прекрасной родине… Но это позже, а пока…

Июнь 1941 года…Выпускные экзамены…Планы на будущее…Мечты о трудовых подвигах…Теплые вечера… 21 июня 1941 года состоялся торжественный выпускной вечер учеников седьмого класса. А после торжественного вечера всем классом пошли в последний выпускной поход на Трошину. По дороге пели, смеялись, делились мечтами. Было весело и спокойно… И вдруг война! 22 июня 1941 года в четыре часа дня узнали вчерашние выпускники о вероломном нападении фашистской Германии. В один миг рухнули все мечты и надежды, осталась самая главная – победить врага. Война! Длившаяся четыре года, она разрушила все планы.

Уходили на фронт выпускники 20 – 30х годов. Вот только некоторые из них: Костоусов Зиновий Иванович, призван в армию в 1942 году, вернулся в 1945; Овчинников Константин Леонтьевич, окончивший школу в 1937 году, ушел на фронт в 1940 году, прошел весь путь от Белоруссии до Берлина, 4 раза ранен, вернулся в родной город в 1945 году. Имеет награды – два ордена Отечественной войны II степени, медаль за победу над Германией и несколько грамот. Янченко Юрий – окончил школу в 1938 году. Взят на фронт в 1943 году, был авиатехником. Награжден несколькими медалями. Прошел путь от Крыма, Литвы, Польши до Германии, затем был переброшен на Восток, воевал против Японии. Вернулся домой только в 1948 году. Дерягин Леонид Федорович, окончил в 1939 году, ушел на фронт с завода в 1942 году, разведчик, имеет награды – Орден Красной звезды, медали за боевые заслуги, за взятие Будапешта, Вены, за победу над Германией. Морозов Николай Михайлович, выпускник 1937 года, взят в армию 15 сентября 194 года, погиб под Воронежем при выполнении боевого задания. Вслед за первыми призывниками ушли на фронт Рукавишников Виктор Фирсович, Степанов Владимир Михайлович и другие.

Смертью храбрых погибли на войне или умерли от ран те, которые осталиь в памяти навсегда молодыми: учитель рисования и черчения Владимир Константинович Победоносцев, ученики – Бобков Герман, Медведев Михаил, Лебедев Николай, Путилов Роман, Саканцев Сергей, Алабычев К., Белоусов А., Бызов Н., Герасимов С., Голубин А., Дерягин В., Дерягин С., Журавлев В., Кадцын Г., Кадцын З., Калашников Г., Носиков В., Костоусов Н., Крылов Н., Кудрявцев В, Лапшин Г, Летяшкин И., Малявин А., Малявин Н., Мамонов Н., Миронов С., Морозов Н., Наумов М., Новгородцев Н., Ориничев А., Ориничев Н., Саканцев А., Стариков В., Соболев С., Тренихин А., Тюшков С., Фалалеев Н., Четверкин М., Чеусов И., Щербаков Г. Их имена навечно занесены на мемориальные доски в городе и в школе, в книгу «Памяти».

Здесь на Урале в глубоком тылу не слышно было разрывов бомб, автоматных очередей и тревожного воя сирен воздушной тревоги, не топтали землю гусеницами вражеские танки, не рушились здания под ударами вражеской артиллерии и авиации, но военная атмосфера ощущалась во всем. Одни уходили на фронт, чтобы защищать с вою Родину с оружием в руках, другие встали у станков ковать победу в тылу. С первых дней войны пришли на завод Сережа Николаев, Маша Рядозубова, Маша Киселева, Витя Замоткин и другие. Одноклассники оказывались иногда в одной бригаде. Еще вчерашние ученики, они работали у станка наравне со взрослыми полную смену, а часто и внеурочно.

Девятого мая 1941 года Виктору Александровичу Замоткину исполнилось 15 лет, он окончил семилетку. Ему бы учиться дальше, но началась война, и вместо школы пятого сентября 1941 года он ушел на механический завод. Огромный одиннадцатый цех со старым, грязным оборудованием, длинными лентами ременных передач оглушил страшным грохотом… Опытный рабочий Иван Филяевских стал обучать паренька токарному мастерству. С большой теплотой вспоминает о нем Виталий Александрович. Только три месяца обучался он и с третьим рабочим разрядом встал к станку уже на самостоятельную работу. Худенькому, маленькому ростом ему подложили под ноги второй трап. Детали были увесистые, длинные. Физически тяжелая работа изнуряла мальчика. Через год Виталия перевели учеником шлифовщика: там было полегче, да и рабочих этой специальности не хватало, так как многие мастера ушли на фронт. И вот в течение трех с половиной лет при двенадцати часовом рабочем дне Виталий работал на шлифовке деталей в одном и том же положении. Все это сказалось на физически неокрепшем организме, и мальчик вынужден был уйти из цеха только в 1946 году. «Работали без выходных, - делится своими воспоминаниями Виктор Александрович. – Но были переходные смены через десять дней, с ночной смены на дневную и наоборот. Вот и весь отдых! За сухую шлифовку давали на день спецжиры, в основном молоко, и карточку на один килограмм хлеба. Я в завод с собой брал только 300 граммов (=полбулки хлеба), но, отщипывая помаленьку во время работы, съедал кусок до обеда. В столовой ел уже без хлеба».

Как уже говорилось выше, некоторые учителя ушли на фронт, но те, кто остался, продолжали обучать детей, скрашивая голодные тревожные военные будни. Практически с первых дней войны в августе 1941 года здание школы было переоборудовано под госпиталь, как и здания других школ. В формировании палат вместе со своими мамами принимали участие и ученицы: мыли пол, расставляли и заправляли кровати, устанавливали тумбочки, развешивали шторы. Людмила Сырова (Коршунова) вспоминает, что она, как и другие девочки, собирала у жителей комнатные цветы для госпиталя, выбирая, конечно, самые лучшие, и не было случая, чтобы кто-нибудь отказывал ей. А вот, что пишет ученица третьей школы, выпускница 1940 года Зоя Тетюцких(Кабанова): «В госпитале я работала с первых дней в течение шести месяцев. Работали мы с Зиной вне штата и зарплаты, естественно, не получали. Работа начиналась с шести часов утра с пилки дров, потом вместе с работниками кухни ходили в школу № 1, где был штаб и кухня, в нашем отделении была маленькая комнатка с плитой, где мы разогревали принесенное на завтрак, обед и ужин. Тяжело раненых обслуживали в палатах. Потом мыли посуду. Домой уходили в 9 – 10 вечера. Такая была напряженная работа. Целый день на ногах». А ученики в эти годы ни на один день не прекращали занятия, учились в трех зданиях по улице Всеобуч (ныне улица Крылова). Занимались в три смены. Трудно было и ученикам и учителям завуч школы этого периода Валентина Степановна Воложина вспоминает: «Занимаемся иногда в три смены. Классные комнаты маленькие, мебель сборная, дров мало, да и те сырые, тепла от них нет. На уроках дети сидят в пальто, руки и ноги мерзнут. От недоедания дети истощены и частенько засыпают на уроках. Раздаются голоса: «Тише! Пусть поспит!» Теряли ребятишки хлебные карточки, и тогда всем классом (вместе с учителями) поддерживали беднягу». Учебников было мизерно мало, тетрадей не хватало, чернил было не купить (их нет), дома сидели без электрического освещения. Ученики распределяли часы, чтоб передавать друг другу один учебник, выданный на пять, а иногда даже на десять человек. Тетради сшиты из оберточной бумаги или из газет (писали между печатными строками). Чернила делали из сажи, свеклы, химических карандашей.

Много было в то время эвакуированных детей, попавших в пути под бомбежку. В семьях получали похоронки. И тогда этих детей по долгу не спрашивали на уроках, окружали особым вниманием, теплотой. При всех трудностях дети учились хорошо, особенно эвакуированные с запада.

Внеклассный труд был круглый год. «Ученики, учителя, технички, - вспоминает Валентина Степановна, - ездили на заготовку дров и в жару и в холод, и в ясную погоду, и в снег, и в дождь. Пилы, топоры плохие. Силенки у ребятни мало, кричат: «Нина Ивановна! Топор засел!» или «Пила не двигается! Помогите!». Самое страшное, когда подпиленное дерево падает, да еще не в ту сторону: опыта в заготовке дров нет ни у кого. Учителя все время в напряжении: как бы кого не зашибло. С волнением ждал возвращения ребят с лесосеки директор школы Михаил Александрович Иолкин. Старались ребятишек худо – бедно накормить. Обед готовили прямо в лесу. Ведала им Анна Васильевна Римская. На первое – похлебка из картошки, на второе – каша из разопревшей пшеницы. Выдавали немного растительного масла. Надо сказать, что все ребята работали добросовестно, без замечаний». В течение всех военных лет учащиеся ежегодно заготовляли 400 кубометров дров. Помимо заготовки дров, ребята оказывали помощь совхозам и колхозам в прополке полей, уборке урожая. За самоотверженный труд в 1942 году похвальной грамотой были награждены отряд № 4, № 6, № 2.

Пионерская вожатая Анастасия Федоровна Зырянова рассказывала, что ребята шестых и седьмых классов ездили на аятский торфяник. За день каждый ученик должен был выложить «елочку» для просушки из трех тысяч торфяных кирпичиков. Норму не только выполняли, но и перевыполняли. За это, в качестве поощрения, получали дополнительно хлеб и какое-нибудь мясное блюдо. Однажды дождь помешал выйти на работу, то-то было огорчение, расстроились до слез. Зато на следующий день выполнили двойную норму. Ребята помладше работали на полях «Уралзолото», что в поселке Забельном. Ходили после четырех уроков пешком туда и обратно. 1943 год запомнился дождливой осенью. Но урожай моркови, лука, турнепса, картошки убрали неплохой, и никто не хныкал, не жаловался. Работали ребята вне уроков и на кирпичном заводе, на колхозных полях Кунары и Федьковки. В годы Великой Отечественной Войны наш тогдашний шеф, прииск «Уралзолото», за ударную работу на колхозных полях и предприятиях района давал учителям и учащимся премию или несколько метров ситца, или что-нибудь из одежды, или валенки, или какую-нибудь другую обувь. Продснаб обеспечивал ежедневными бесплатными завтраками. Это были тонкие ломтики хлеба с горсткой сахарного песку сверху. Выдавали талончики на обеды в столовой всем ослабленным и поочередно другим ученикам.

А ребята? Они успевали всюду: и в школе, и дома, и в поле, и на заводе. Собирали теплые вещи, шили кисеты для бойцов на фронт. Ходили в госпиталь с выступлениями, дежурили там, писали письма под диктовку раненых, дарили им цветы – вечный источник радости. Первая тимуровская команда была создана именно в нашей школе, школе № 3. Во главе ее стояла Рита Бобкова, умная энергичная девочка, отличный организатор. Пионеры – тимуровцы помогали семьям фронтовиков, обнаруживая особенно тяжелые случаи. Пилили и кололи дрова, мыли в доме, готовили обеды, нянчили детей. Это была посильная физическая и моральная помощь девочек и мальчиков тем ослабевшим людям, которые нуждались в поддержке. Как лучшей дружине города и за сбор вещей для Советской Армии пионерам нашей школы было вручено Красное знамя танкового полка, спасенное бойцами при освобождении родных земель. К большому огорчению знамя это было утеряно в 60-е годы. А ведь оно было торжественно вручено на общешкольной линейке фронтовиком Катаевым и долгое время хранилось в рамке под стеклом на школьной сцене. Многие пионеры в годы войны вступили в ВЛКСМ, а ведь принимали только самых лучших, самых достойных. Ученики роковых сороковых, окончив школу, шли на завод, уходили на фронт, на защиту Родины.

В 1944 году, к началу учебного года - 1сентября школа была освобождена от госпиталя, учащиеся вернулись в свою школу, где еще долго чувствовался запах лекарств, и продолжали учебу. В родную школу вернулась учительница немецкого языка Сергеева Манефа Тихоновна; сначала вожатая, а потом учительница начальных классов Охулкова Надежда Васильевна, приехал учитель истории, фронтовик, Милованкин Иван Михайлович, учитель пения Первушин Арис Николаевич, учитель физкультуры и военного дела, «душа мальчишек и девчонок» Белоусов Георгий Иванович, под руководством которого привезли из леса на тачке и посадили те самые березы, которые и сейчас стоят перед фасадом школы.

2.4.Особенности развития школы в послевоенный период.

9 мая 1945 года пришла радостная весть – окончилась Великая Отечественная война. Значит снова можно мирно жить и учиться, мечтать о будущем, расти под мирным небом.

Пришли в конце сороковых в школу №3 молодые учителя: Луканина Зинаида Михайловна, Белоусова Галина Петровна, Бобкова Маргарита Александровна и другие. Коллектив средней школы № 3 возглавила Соловьева Нина Антоновна. А в 1957 году директором школы стал Пашпекин Сергей Андреевич. Педагогический коллектив был дружный, ответственный, инициативный. Многие имели свои семьи, хозяйство, жили в частных домах, никакого благоустройства. Учителя большую часть времени проводили в школе с детьми: на уроках, на кружках, на пионерских сборах. Каждый год в школе проводились практикумы, методические совещания. Большинство учителей были руководителями методических секций района, выступали с докладами. В 1957-58 учебном году школа становится средней. Теперь школа стала называться Невьянской средней школой № 3 имени Максима Горького. В этом же году в школу пришло очень много новых учителей с высшим образованием: Попова Людмила Александровна, Налимова Зинаида Николаевна, Чепракова Людмила Владимировна, Тумакова Галина Ивановна, Тыжнова Валерия Ивановна, Романовская Маргарита Ивановна. Летели годы, ученики сменяли учеников, приходили и уходили учителя, но Романовская Маргарита Ивановна оставалась верна своей школе. С 1953 по 2003 год она оставалась бессменным и незаменимым преподавателем географии. За свою трудовую деятельность она сделала более десяти выпусков. Через ее руки, руки талантливого педагога, прошли тысячи учеников.

Всегда на высоте была спортивная жизнь школы. Учащиеся нашей школы всегда принимали активное участие во всех спортивных соревнованиях. В 1951 году команда школы № 3 заняла первое место по легкой атлетике и второе место в лыжных соревнованиях. В 1952 году команда школы заняла первое место на приз газеты «Звезда», третье место по легкой атлетике и первое место в лыжных соревнованиях. В 1959 году похвальной грамотой военного комиссариата Свердловской области был награжден восьмой класс, занявший первое место в строевом смотре и восьмые – десятые за лучшие показатели в физкультурном смотре. В 1961 году школьная команда теннисистов заняла первое место в городских соревнованиях и получила кубок, а ученик 7 «Б» класса Летягин стал чемпионом города по теннису.



следующая страница >>