История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах. А. А. Данилов - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учитель Бескоровайная Елена Владимировна программа разработана на... 1 355.48kb.
Урока Урок истории по теме "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" 1 136.59kb.
Программа по истории государства и народов России с древнейших времен... 2 368.85kb.
Рабочая программа по истории в 7 классе составлено на основе Федерального... 1 361.75kb.
С древнейших времен до наших дней энциклопедический словарь 26 13874.73kb.
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление... 2 702.75kb.
Смертная казнь: "за" и "против" Образовательная задача 1 155.63kb.
Смертная казнь: "за" и "против" Образовательная задача 1 110.34kb.
Программа учебно-методические материалы ижевск 2006 Составитель 2 745.52kb.
История руси, россии и украины (с древнейших времен до конца XVIII в. 37 14535.08kb.
Лекция 2 краткая история эфира от древних времен до наших дней. 1 294.61kb.
С древнейших времен до наших дней энциклопедический словарь 26 13874.73kb.
- 4 1234.94kb.
История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах. А. А. Данилов - страница №1/17



История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах.

А. А. Данилов

В учебном пособии, подготовленном профессором, доктором исторических наук А.А.Даниловым, освещены события отечественной истории с древнейших времен до наших дней. Материал изложен в хронологическом порядке, доступно и ясно, что облегчает понимание текста.

Пособие соответствует государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования Российской Федерации. Изложение материала в виде вопросов и ответов позволит быстро и легко подготовиться к экзамену или зачету.

Для студентов, абитуриентов, всех интересующихся историей России.



ВЕДЕНИЕ

В настоящее время существует множество пособий для абитуриентов, которым предстоит сдавать вступительный экзамен по отечественной истории. В чем же отличие книги, которую вы держите в руках?

Прежде всего в том, что это первое учебное пособие, написанное на основе единой государственной программы вступи­тельного экзамена по истории России, утвержденной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. На протяжении 1990-х гг., в условиях радикально­го изменения общественных представлений об историческом прошлом, единая государственная программа вступительного экзамена отсутствовала. Это создавало большие сложности для абитуриентов, так как экзамен по истории России проводился в каждом вузе по собственной программе. Различными в каждом конкретном случае были и формулировки вопросов. С разработкой Министерством обязательных минимумов содержания исторического образования для основной и полной средней школы единая государственная программа вступительного экзамена по истории для абитуриентов всех вузов страны стала реальностью. С 2000 г. эта программа публикуется во всех по­собиях для поступающих в вузы и является обязательным до­кументом, на основе которого председатели предметных ко­миссий составляют экзаменационные билеты.

Ценность данного пособия еще и в том, что помимо общих рекомендаций по подготовке к экзамену и при мерных ответов на экзаменационные вопросы книга содержит логические схемы и таблицы по истории России, позволяющие структу­рировать имеющиеся знания.



КАК ГОТОВИТЬСЯ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ РОССИИ

Что представляет собой экзаменационный билет по истории? Экзаменационный билет состоит из двух вопросов. Пер­вый, как правило, посвящен периоду с древнейших времен до конца XIX века. Второй - истории России в хх веке.



Например: Билет N 1.

  1. Образование Древнерусского государства.

  2. Внешняя политика СССР в 19ЗО-е годы.

Время для подготовки к ответу. Для подготовки к ответу на вступительном экзамене абитуриенту отводится полтора часа. Начало подготовки фиксируется экзаменатором в «Экзамена­ционном листе ответа». Там же отмечается и время начала от­вета. По желанию абитуриент может начать ответ раныле по­ложенного срока. Но никто не вправе заставить его отвечать на поставленные вопросы, если он считает себя неготовым, а время подготовки еще не истекло. Часто бывает так, что абитури­ент, решив, что знает ответ, идет отвечать без подготовки. Практика показывает, что в абсолютном болылинстве случаев такая спешка заканчивается неудачей.

«Экзаменационный лист ответа». Это чрезвычайно важный документ. В нем содержатся не только основные данные об абитуриенте, время начала его подготовки и начала ответа. Основной объем этого документа занимает письменный ответ абитуриента на поставленные вопросы, заверенный его подписью. Как правило, поступающие в вузы по-разному ис­пользуют отводимое для подготовки время и экзаменацион­ные листы. Одни не пишут ничего, надеясь на свою память. Однако в экстремальных условиях экзамена даже хорошая па­мять зачастую подводит. Другие исписывают до нескольких страниц, стремясь упомянуть абсолютно все, что знают. Та­кой подход опасен тем, что любая ошибка, допущенная в тек­сте «Экзаменационного листа ответа», «работает» против аби­туриента. Причем даже тогда, когда он не огласил ее, а лишь записал. Наиболее подготовленные абитуриенты, как правило, ограничиваются составлением развернутого плана своего ответа. Времени для этого вполне достаточно, а обращение к плану способно оказать реальную помощь во время ответа.

Экзаменатору же важно проверить не только знание фактиче­ского материала, дат и имен, но и умение собеседника мыслить, анализировать многообразие исторических событий и явлений. Поэтому на экзамене ценится не чтение заранее подготовленного текста, а живая речь абитуриента.

Сколько времени отводится на ответ? Иногда встречается ошибочное мнение, что при ответе можно говорить без ограничения во времени: «чем больше - тем лучше». Это не так. На ответ абитуриента на устном экзамене отводится 15 минут. Этого слишком мало тому, кто хорошо знает Материал. Но бесконечно много для того, кто не владеет необходимыми знаниями. Причем указанное время отводится для ответа на оба вопроса, поставленных в билете.

Когда задаются вопросы на экзамене? Согласно существую­щему порядку, абитуриента нельзя прерывать во время его ответа. Исключение возможно лишь если человек отвечает не на тот вопрос, который был задан. Вопросы, поставлен­ные в ходе ответа, могут сбить с толку отвечающего, нару­шить логику его изложения, усилить волнение. Поэтому эк­заменаторы могут задать дополнительные вопросы лишь после ответа абитуриента.

Какими материалами можно пользоваться на экзамене по истории? Кроме «Экзаменационного листа ответа» и авторучки, абитуриент может пользоваться опубликованной государст­венной программой вступительного экзамена по истории и историческим атласом (если заданные вопросы требуют при­влечения картографических данных). Эти материалы позволят экзаменуемому лучше представить себе формулировку вопроса и определить его место в общем контексте истории нашей страны, а также показать умение читать карту и использовать знания по географии в курсе отечественной истории. Однако вопрос о привлечении любого из этих материалов решает не сам абитуриент, а председатель предметной комиссии. В последнее время вышли в свет атласы, в которых наряду с карта­ми даются болылие текстовые материалы, приводятся биогра­фии исторических деятелей, хронологическая таблица основных событий истории России и зарубежных стран. Атласы такого рода использовать на экзамене запрещается. Запрещаются так­же программы и атласы, в которых имеются любые пометки, сделанные от руки.

Шпарrалки. На любом экзамене пользование заранее подго­товленными шпаргалками запрещено и строго наказывается. В болылинстве вузов, в случае обнаружения у абитуриента шпаргалок, конкурсные экзамены для него прекращаются.



Как выразить собственную оценку исторического события и при этом не пострадать? Лет двадцать назад на экзамене по истории абитуриент или студент мог высказать лишь ту оцен­ку событий, которая содержал ась в учебнике. Любое вольно­думство или интерпретация могли закончиться не только низ­кой оценкой, но и более серьезными последствиями. Сейчас такого нет, но, как ни странно, абитуриентам стало сложнее сдавать экзамен по истории. К примеру, взгляды на события 1917 г. сегодня различны не только в обществе, но и в учебной литературе. На экзамене может сложиться такая ситуация, ког­да точки зрения экзаменатора и абитуриента не совпадают. Как же быть преподавателям и экзаменуемым? Во-первых, эк­заменационный вопрос не должен содержать в своей формули­ровке какой-либо оценки происшедшего.

Неверно: «Установление тоталитарной диктатуры в России в октябре 1917 года»; «Победа Великой Октябрьской социалистической революции. Триумфальное шествие Советской власти».

Верно: «Октябрьское восстание в Петрограде. 11 Всероссийский съезд Советов, его декреты»; «Установление советской власти в стране».

Во-вторых, экзаменуемый должен иметь собственную позицию по любому вопросу и уметь ее аргументировать. В-треть­их, поскольку абитуриент может попытаться представить не­верный ответ как собственное мнение, он должен знать и основные точки зрения на рассматриваемое событие или яв­ление, а также имена историков, которые высказывают такие оценки. Это особенно важно при сдаче экзамена на историче­ские факулылеты. То же самое касается оценки роли тех или иных государственных и общественных деятелей в истории России. В случае если абитуриент затрудняется привести не­сколько точек зрения на проблему, достаточно будет сослать­ся на учебник истории, в котором он прочел ту оценку, кото­рую разделяет при ответе на экзамене. Экзаменационная оценка. В болылинстве вузов ответы аби­туриентов оцениваются по 4-балльной системе: отлично (5), хорошо (4), удовлетворительно (3), неудовлетворительно (2). Однако в последние годы введена 7 -балльная система оценки знаний: отлично (10 и 9 баллов), хорошо (8 и 7 баллов), удов­летворительно (6 и 5 баллов) и неудовлетворительно (4 балла). Такая система, как показывает опыт, в большей степени учи­тывает уровень подготовки поступающих и выгодна тем из них, кто лучше' знает материал. Абитуриент заранее должен

быть проинформирован о том, какие требования будут предъ­явлены к его ответу. В некоторых вузах (например, в Москов­ском педагогическом государственном университете) разработа­ны критерии оценки. Они утверждаются Центральной приемной комиссией и являются официальным документом.

Критерии оценки ответов абитуриентов на вступительном экзамене по обществознанию и истории

Оценка «десять» ставится за ответ, в котором исчерпывающе освещен весь теоретический и фактический материал; основные термины употреблены корректно и .даны их точные определения. OrBeT логичен, грамотно построен, обнаруживает общегуманитар­ную эрудицию абитуриента, знание. различных точек зрения по во­просу, умение применять теоретические знания к анализу истори­ческих событий.

Оценка «девять» ставится за ответ, демонстрирующий глубо­кое понимание и отличное. знание материала. Абстрактно-теоре­тические понятия и положения раскрыты на конкретных приме­рах. Обнаружено знание различных точек зрения по вопросу. Встречаются 1-2 незначительные логические неточности.

Оценка «восемь» ставится за ответ, обнаруживаюший хорошее знание теоретического и фактического материала, но недостаточ­но конкретизированный и иллюстрированный при мерами. Ос­новные понятия и положения раскрыты, события освешены, от­вет логичен, но имеются незначительные погрешности в логике изложения. Теоретические знания недостаточно используются при анализе исторических ситуаций.

Оценка «семь» ставится за хороший ответ, в котором имеются 1-2 несущественные неточности, теоретический материал кон­кретизирован и иллюстрирован недостаточно, события освещены не в полном объеме, 1-2 понятия раскрыты неточно.

Оценка «шесть» ставится за ответ, обнаруживающий удовле­творительные знания теоретического и фактического материала. Основная часть понятий раскрыта; но недостаточно полно и чет­ко. Имеются логические нарушения. Не все понятия употребле­ны корректно. Допущено менее трех содержательных неточнос­теЙ. Теоретические знания в анализе исторических ситуаций используются слабо.

Оценка (<пять» ставится за удовлетворительный ответ, обнаруживающий знание материала, но имеющий 3-5 неточностей в из­ложении теоретического и исторического материала. Логика ответа серьезно нарушена, ответ схематичен.

Оценка «четыре» ставится за неудовлетворительный ответ, в котором проявлено незнание важнейших понятий, идей, событий; допущено более пяти содержательных неточностей, логика ответа отсутствует.



Аппеляция. Достаточно часто абитуриент, получивший менылую оценку, чем та, на которую он рассчитывал, при под­держке родителей или товарищей подает заявление на пере­смотр поставленной оценки. Он имеет такое право. Но следует знать порядок рассмотрения апелляции и возможные послед­ствия этого шага. Для рассмотрения апелляции создается ко­миссия, в состав которой входит, как правило, председатель предметной комиссии, один из двух экзаменаторов, слушав­ших данный ответ, представитель деканата или приемной ко­миссии факулылета, в некоторых случаях - представитель (председатель или заместитель) центральной приемной комис­сии. Апелляция может быть подана лишь в течение двух часов после окончания ответа данного абитуриента. Рассмотрение апелляции комиссией не означает повторного ответа экзаме­нуемого. У него лишь уточняется, в чем именно состоит суть претензий к экзаменаторам. Затем слово предоставляется эк­заменатору, который для обоснования своей оценки ссылает­ся не только на устный ответ абитуриента, но и на его записи в «Экзаменационном листе ответа». При этом против экзаме­нуемого могут быть обращены любые ошибки в тексте ответа. После ознакомления членов комиссии с позициями сторон, а также с письменными материалами, выносится окончательное решение об удовлетворении или неудовлетворении апелляции. Важно иметь в виду, что оценка в ходе апелляции может быть пересмотрена не только в сторону повышения, но и в сторону снижения балла. Решение апелляционной комиссии является окончательным.

Все сказанное подтверждает, насколько важно поступающе­му в вуз правильно вести себя не только в процессе сдачи экза­мена, но и в ходе подготовки к нему. В связи с этим возникает ряд практических вопросов на тему: как необходимо готовиться к вступительному экзамену по отечественной истории? Сколько времени необходимо готовиться к вступительному экзамену? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Кто-­то скажет, что может «повторить» весь курс за неделю. Другой философски заметит, что к такому экзамену следует готовить­ся «все годы учебы в школе» или даже «всю жизнь». Вполне оправданной является подготовка к вступительному экзамену в течение учебного года, предшествующего поступлению. Это

связано с тем, что исторический материал достаточно велик по объему и не может быть усвоен в короткий срок.

Где следует готовиться к экзамену? Существует множество вариантов и возможностей для подготовки к вступительному экзамену по истории. Большинство старшеклассников готовят­ся к экзаменам самостоятельно. Роль возможного репетитора (преподавателя) может быть эффективной лишь в том случае, если он предложит будущему абитуриенту не чтение лекций, а собственную методику освоения обширного ист.орического материала и формы контроля над его усвоением. В противном случае, старшекласснику лучше не терять время и деньги, а за­менить общение с преподавателем хорошим пособием. Иной характер носит подготовка будущего абитуриента на различного рода подготовительных отделениях и курсах. Их позитивная роль состоит в том, что они максимально приближают своих учеников к специфическим требованиям данного вуза, что очень важно при подготовке к экзамену.

Главной бедой абитуриента является ошибочное представле­ние о том, что он все знает, причем на достаточно высоком уровне. Эти иллюзии, как правило, развеиваются на вступи­тельном экзамене. Но тогда исправить положение бывает уже либо невозможно, либо весьма затруднительно. С учетом этого в ряде вузов в процессе работы подготовительных курсов осу­ществляется промежуточный контроль (обычно после первого семестра) в виде сдачи пробного «вступительного» экзамена, по форме максимально приближенного к реальному. Это поз­воляет представить специфику проведения экзамена в данном конкретном вузе, лучше узнать уровень требований и оценить уровень своих знаний. Во втором полугодии обучения абитуриент имеет возможность скорректировать процесс подготовки, зная, на что именно следует обратить особое внимание.



Как выбрать учебное пособие? Сегодня существуют десятки учебников по истории, в этом многообразии достаточно слож­но ориентироваться даже искушенному читателю.

Какие из этих книг явно не следует использовать? Прежде всего работы великих отечественных историков: Н. М. Карам­зина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского и др. Не потому, что они плохи, а потому, что эти книги, во-первых, чрезвычайно велики по объему, во-вторых, излагают события лишь до на­чала хх в., и в-третьих, содержат ряд оценок, подвергнyrЬ1Х переосмыслению последующими учеными. Не стоит для под­готовки к вступительному экзамену пользоваться учебниками, написанными зарубежными авторами - взгляды на одни и те же процессы и явления у 'них и у отечественных историков чаще всего различны. Ошибочным является и использование ву­зовских учебников - это излишне.

Следует помнить, что самым лучшим пособием для подго­товки к конкурсному вступительному экзамену является самое краткое. Наиболее подойдут для этого действующие школьные учебники. Они составлены, как правило, с учетом требований обязательного минимума содержания и именно в таком объе­ме необходимы для выпускника. Важно ТОль1<о иметь в виду одну особенность: часто действующие учебники, написанные разными авторами, содержат прямо противоположные взгля­ды. Поэтому лучше всего пользоваться книгами, которые на­писаны одними и теми же историками. Необходимо обратить внимание на то, чтобы эти книги были изданы ведущими из­дательствами, специализирующимися на выпуске учебной ли­тературы: «Просвещение», «Дрофа», «Новый учебник» и др.

В числе действующих книг можно назвать следующие:



Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до XVI века (М.: Просвещение, 2001); Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. ХУН-ХУН! вв. (М.: Про­свешение, 2001); Данилов А. А., Косулина Л. Г. История Рос­сии. XIX век (М.: Просвещение, 2000); Данилов А. А., Косу­лина Л. Г. История России. ХХ век. 7-е изд. (М.:

Просвещение, 2001); серия учебников этих же авторов «Ис­тория государства и народов России» (М.: Новый учебник, 2000-2001); Антонова Т. с., Данилов А. А., Косулина Л. г., Харитонов А. Л. История России: ХХ век. Компьютерный (мулылимедиа) учебник (М.: Клио Софт, 2000); Преображен­ский А. А., Рыбаков Б. А. История России. IX-XVHI вв. (М.:

Просвещение, 1997); Зырянов П. Н. История России. XIX век. (М.: ПросвещеfIие, 1996); Ляшенко Л. М. История Рос­сии. XIX век (М.: Дрофа, 2000); Шестаков В. А., Горинов М, м" Вяземский Е. Е. История Отечества. хх век (М.: Просве­щение, 2000); Сахаров А. н., Буганов В. И История России. (М.:

Просвещение, 1996); Дмитренко В. п., &аков В. Д" Шестаков В. А. История России. хх век (М.: Дрофа, 1996) и др.

Кроме школьных учебников следует также обратить внима­ние на справочные издания, адресованные абитуриентам и старшеклассникам. Они имеют вспомогательное значение при подготовке к вступительному экзамену, но своими данны­ми помогут сориентироваться в исторических событиях, пер­соналиях, терминах и т. п.

Отдельно следует отметить учебные пособия, специально ориентированные на абитуриентов. В их ряду классическим является пособие для абитуриентов МГУ,' подготовленное

А. С. Орловым (Пособие по истории Отечества для поступаю­щих в вузы. - М.: Простор, 1993), на сегодняшний день са­мое распространенное пособие подобного рода. Его отличие в том, что выполнено оно с максимальным учетом требований, предъявляемых к такого ВИда работам. Для абитуриентов МГУ оно окажется наиболее подходящим.

Для поступающих на исторические факулылеты особую ценность представляет пособие, подготовленное авторским коллективом под руководством М. Н. Зуева (Пособие по исто­рии России для поступающих в высшие учебные заведения. ­М.: Высшая школа, 1995). Добротного исторического матери­ала, помещенного в нем, вполне хватит для еовременного ана­лиза исторического прошлого нашей страны, а разнообразие информации позволит более рационально использовать время для подготовки и не обращаться к другим источникам.

Неплохим пособием является изданная коллективом авто­ров (Зверев В. В. и др.) в издательстве «Высшая школа» (М., 1993) специальная книга, адресованная абитуриентам. Ее глав­ное преимущество в краткости изложения. Можно посовето­вать использовать ее в последние 3-4 дня накануне экзамена для краткого повторения уже изученного материала.

В 1999 г. вышла в свет книга-пособие автора известного учебника по истории средневековой Руси - Л. А. Кацвы. Она наряду с интересным материалом и современной интерпрета­цией исторических событий содержит важнейшие элементы, необходимые в пособии для абитуриентов, - краткий план от­вета и перечень имен и дат, необходимых для запоминания. Пожалуй, это единственное на сегодняшний день пособие та­кого рода. Правда, следует признать, что эта книга больше под­ходит для абитуриентов исторических факулылетов. К тому же она посвящена лишь одному определенному периоду отечест­венной истории - с древнейших времен до начала ХУН века.

Необходимо отметить, что все наиболее удачные из вышед­ших в свет пособия (в том числе и перечисленные) составле­ны без учета требований современной программы вступитель­ных экзаменов по истории России.

Основные этапы подготовки к вступительному экзамену по истории. М-ожно выделить три основных этапа такой подготов­ки. Первый включает, как правило, систематическое сквозное повторение учебного материала по истории России с древней­,ших времен до сегодняшнего дня в соответствии с программой

вступительного экзамена. Этот период обычно начинается с сен­тября года, предшествующего поступлению в вуз, и заканчивает­ся примерно за месяц до самого экзамена. На данном этапе бу-

дущий абитуриент читает учебную литературу и составляет план ответа на каждый вопрос, вьщеленный в программе вступитель­ного экзамена. На втором этапе абитуриент повторяет изучен­ный материал по краткому пособию или своим конспектам лек­ций на подготовительных курсах. Третий этап включает обращение за 3-4 дня до экзамена к составленным в течение го­да планам ответа на каждый вопрос.

Конечно, методика подготовки к экзамену может быть и дру­гой. Но предложенный вариант, как показывает практика, ведет к максимально положительному резулылату.



Как составлять план ответа? Это самая ответственная и трудо­емкая часть подготовки к экзамену, так как она занимает самое болылое время и от нее зависит, как будет сдан экзамен.

Логика ответа на любой из поставленных вопросов будет различной. К примеру, при ответе на вопрос об участии Рос­сии в той или иной войне план будет выглядеть так:



  1. причины войны;

  2. силы и планы сторон;

  3. характер войны;

  4. периодизация войны и анализ каждого из этапов;

  5. причины победы (неудачи);

  6. международные и внутренние последствия.

При ответе на вопрос по истории кулылуры логика и струк­тура ответа будет иной:

1) общая характеристика исторических условий, в которых развивалась отечественная кулылура на данном этапе (следует обратить особое внимание на то, почему в вопросе поставле­ны именно эти, а не иные хронологические рамки, так как они далеко не случайны). Здесь перечисляются события и яв­ления, которые либо благоприятствовали, либо тормозили раз­витие кулылуры, и, соответственно, нашли отражение в произ­ведениях литературы и искусства того времени;

2) достижения в наиболее важных областях материальной и духовной кулылуры;

3) особенности повседневного труда и быта людей: орудия труда, жилище, одежда и обувь, пища, обычаи и нравы;

4) значение кулылурного развития России на данном этапе для последующего периода истории страны и развития ее кулылуры.

При таком подходе план ответа на вопрос «Кулылура Киев­ской Pycw> может быть следующим:



1) Характеристика исторических условий: объединение вос­точнославянских племен; соперничество Новгорода и Киева; формирование древнерусской народности в рамках Древне-

русского государства; укрепление его границ; успехи в отраже­нии набегов кочевников; крещение Руси; расширение ее меж­дународных связей; феодальные усобицы.



2) Достижения в различных областях кулылуры: города Древней Руси; архитектурные произведения: Софийский со­бор в Новгороде, Золотые ворота, Десятинная церковь и Со­фийский собор в Киеве; деревянные мостовые в Новгороде; мозаика; фрески; произведения ремесленников: кольчуги, мечи, ювелирные украшения (зернь, скань, перегородчатая эмаль, чернь); письменность и грамотность: славянские аз­буки кириллица и глаголица, способы изображения чисел, школа при Софийском соборе в Киеве, библиотека Яросла­ва Мудрого, начало летописания (<<Повесть временных лет»); литературные произведения: «Житие Бориса и Глеба», «По­учение детям» Владимира Мономаха, «Слово О законе и бла­годати» Илариона, былины и их герои, особенности древне­русского эпоса.

З) Особенности повседневного труда и быта: виды трудовой деятельности; орудия труда; жилища: землянки и избы, тере­ма и хоромы; одежда: рубахи, порты, плащи, меховые шубы, лапти, поршни, сапоги; развлечения: «ловы» (охота), хорово­ды, одноголосное пение, игра на гуслях, скоморошьи забавы; влияние христианства на нравственность (единобрачие); сла­вянские имена.

4) Выводы: кулылура Древней Руси - сокровищница единой древнерусской народности. В условиях начинавшегося удель­ного периода истории Руси она стала не только основой для развития и расцвета кулылуры отдельных земель, но и факто­ром, позволяющим говорить о русских территориях как о еди­ном целом.

Подобные планы ответа абитуриент должен иметь в резулылате своей годичной подготовки к экзамену. Помощь препо­давателя или консулыланта может понадобиться после того, как будут готовы планы по всем вопросам. Составив тем са­мым собственное пособие, а главное - освоив методику под­готовки в ходе этой кропотливой работы, абитуриент почти наверняка сможет сдать экзамен на хорошо или отлично.



Весьма эффективным средством подготовки является так­же использование схем и диаграмм, позволяющих освоить от­дельные темы учебного курса. Зрительное восприятие такого . материала поможет абитуриенту воспроизвести его в виде схе­мы в плане ответа и сэкономить время на экзамене и в про­цессе подготовки к нему.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ

1. Народы и государства на территории нашей страны в древности.

  1. Восточные славяне в УI - VIII веках.

  2. Формирование Древнерусского государства в IX-X веках.

  3. Русь в конце Х - первой половине ХII века.

  4. Культура и быт Древней Руси.

  5. Политическая раздробленность Руси (Новгород Великий, Владимира-Суздальское княжество, Галицко- Волынское княжество).

  6. Нашествие Батыя на Русь.

  7. Борьба Севера-Западной Руси против экспансии с Запада. Александр Невский.

9. Дискуссии о монгола-татарском иге на Руси и его последствиях.

  1. Москва - центр объединения русских земель.

  2. Золотая Орда в XIII-XV веках.

  3. Русь и Литва.

  4. Куликовская битва и ее значение. Дмитрий Донской.

  5. Особенности кулылурного развития русских земель в ХIII-ХУ веках. -

  1. Прекращение зависимости Руси от Орды. Иван 111.

  2. Завершение политического объединения русских земель.

  3. Судебник 1497 года. Начало закрепощения крестьян.

  4. Московское государство и Великое княжество Литовское в ХУ- ХУI веках.

  1. Тюрка-татарские ханства в XV-XVI веках.

  2. Культура и быт во второй половине ХУ-ХУI веке.

  3. Иван IV. Реформы 1550-х годов. Избранная рада.

  4. Опричнина. Становление самодержавия.

  5. Внешняя политика Ивана Грозного и ее итоги.

  6. Культура и быт в ХУI веке.

  7. Россия на рубеже XVI-XVII веков. Смута.

  1. Социальный и национальный фактор в Смуте. Восстание И. Болотникова.

  2. Освободительная борьба против польских и шведских ин­тервентов. К. Минин и Д. Пожарский.

  3. Политический строй России при первых Романовых.

  4. Экономическое и социальное развитие России при первых Романовых.

  1. Народы России в ХУП веке.

  2. Освоение Сибири в ХУН веке.

  3. Самодержавие и церковь в ХУН веке. Патриарх Никон. Церковный раскол.

  1. Народные движения в ХУН веке.

  2. Внешняя политика России в ХУН веке.

  3. Культура и быт России в ХУН веке.

  4. Личность Петра I. Предпосылки петровских преобразованиЙ.

  5. Реформы Петра I.

  6. Внешняя политика Петра I. Северная война.

  7. Перемены в кулылуре и быте при Петре I.

  8. Россия в эпоху дворцовых переворотов.

  9. Внутренняя политика Екатерины Н. «Просвещенный аб­солютизм».

  10. Борьба Екатерины Н с во,льнодумством. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев.

  1. Социально-экономическое развитие России в 1762-1796 годах.

  2. Народы Российской империи в ХУПI веке.

  3. Восстание под предводительством Е. Пугачева: причины, цели, состав участников, основные этапы, итоги, значение.

  1. Внутренняя и внешняя политика Павла I. .

  2. Русско-турецкие войны второй половины ХУПI века.

  3. Русское военное искусство. П. А. Румянцев. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков.

  1. Участие России в разделах Речи посполитой.

  2. Борьба России с революционной Францией .•

  3. Итоги и последствия внешней политики России в XVIlI веке.

  4. Культура и быт во второй половине ХУПI века.

  5. Внутренняя политика Александра I и ее итоги.

  6. Внешняя политика России в 1801-1812 годах.

  1. Отечественная война 1812 года.

  2. Заграничный поход русской армии 1812-1814 годов.

  3. Социально-экономическое развитие России в 1812-1825 годах.

  4. Общественные движения первой четверти XIX века.

  5. Восстание декабристов и его значение.

  6. Внутренняя политика Николая 1.

  7. Социально-экономическое развитие России в 1826-1855 годах.

  1. Общественные движения 1830-1850-х годов.

  2. Народы России в первой половине XIX века.

  3. Кавказская война.

  4. Внешняя политика России в 1826-1855 годах.

  5. Крымская война.

  6. Культура и быт в первой половине XIX века.

  7. Реформа 1861 г. и ее значение.

  8. Политические реформы 1860-1870-х гг. и их значение.

  9. Общественное движение 1860-1870-х годов.

  10. Внутренняя политика Александра 111.

  11. Социально-экономическое развитие России в пореформенный период.

  1. Общественное движение в 1880-1890-е годы.

  2. Внещняя политика России в 60-90-е гг. XIX века.

  3. Русско-турецкая война 1877-1878 годов.

  4. Сибирь и Дальний Восток в XIX веке.

  5. Народы Российской империи во второй половине XIX века.

  6. Культура и быт во второй половине XIX века.

  7. Социально-экономическое развитие России в начале ХХ века.

  8. Внутренняя политика Николая 11 на рубеже XIX-XX веков.

  9. Внещняя политика России в конце XIX - начале ХХ ве­ка. Русско-японская война.

  10. Общественное движение на рубеже XIX-XX веков.

  11. Революция 1905-1907 ГГ.: причины, характер, движущие силы, основные этапы и итоги.

  1. Реформы П. А. Столыпина.

  2. Особенности российской многопартийности начала ХХ века.

  3. Культура в начале ХХ века.

  1. Россия в Первой мировой войне.

  2. Февральская революция. Двоевластие.

  3. Россия в феврале-октябре 1917 года.

  4. Октябрьское восстание 1917 г. в Петрограде.

  5. Выступление генерала Л. Г. Корнилова.

  6. Установление советской власти в стране.

  7. Гражданская война: сущность, предпосылки, участники, основные этапы.

  1. Политика «военного коммунизма».

  2. Красный и белый террор.

  3. Экономический, и политический кризис начала 1920-х годов. Кронштадтское восстание.

  1. НЭП: сущность, мероприятия, противоречия, итоги.

  2. Образование СССР.

  3. Национальная политика в 1920-30-е годы.

  4. Внешняя политика советского государства в 1920-е годы.

  5. Обострение внутрипартийной борьбы в 1920-е годы.

  6. Формирование тоталитарной системы в СССР.

  7. Конституция СССР 1924 года.

  8. Конституция СССР 1936 года.

  9. Политические процессы 1930-х годов.

  10. Социалистическая индустриализация: предпосылки, ис­точники накопления, методы, темпы.

  11. Первые пятилетки. Итоги и цена индустриализации.

  12. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия.

  1. Политика в области кулылуры. «Кулылурная революция».

  2. Социальное развитие СССР в 1930-е годы.

  3. Противоречия в развитии советской кулылуры в 1930-е годы.

  4. Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е годы.

  1. Советско-германские договоры 1939 года.

  2. Советский Союз накануне Великой Отечественной войны.

  3. Начало Великой Отечественной войны. Периодизация Великой Отечественной войны.

  4. Битва за Москву и ее историческое значение.

  1. Сталинградская битва и ее ,историческое значение.

  2. Курская битва и ее историческое значение.

  3. Белорусская военная операция и ее историческое значение.

  4. Битва за Берлин и ее историческое значение.

  5. Массовый героизм в годы Великой Отечественной войны.

  6. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны.

  7. Нацистский «новый порядок» на оккупированной советской территории.· .

  1. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны.

  2. Особенности национальной политики в годы Великой Отечественной войны.

  3. Итоги и уроки Великой Отечественной войны.

  4. Внешняя политика СССР в годы Великой Отечественной войны.

  5. СССР в системе послевоенных международных отноше­ний. «Холодная война».

  6. Послевоенное восстановление хозяйства. Жизнь и быт людей.

  1. Политическое развитие СССР в 1945-1952 годах.

  2. Духовная жизнь советского общества.

  3. XX съезд КПСС и его значение. Политические реформы.

  4. «Оттепель» и ее влияние на духовную атмосферу совет­ского общества.

  5. Советская наука в эпоху научно-технической революции.

  6. Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964 годах.

  7. Внешняя политика СССР в 1953-1964 П. и ее итоги.

  8. Политическое развитие СССР в середине 1960-х - сере­дине 1980-х годов.

  9. Социально-экономическое развитие СССР в 1965-1984 годах.

  10. Достижения и проблемы в развитии советской науки в середине 1960-х - середине 1980-х годов.

  11. Духовная жизнь СССР в середине 1960-х - середине 1980-х годов.

  12. Конституция СССР 1977 года.

  13. Советская внешняя политика в середине 1960-х - сере­дине 1980-х годов.

  1. Экономические реформы в ссср в 1985-1991 годах.

  2. Политические реформы в сСср в 1985-1991 годах.

  3. Национальная политика и межнациональные отношения в ссср в 1985-1991 годах.

  1. Распад ссср и его последствия.

  2. Духовная жизнь советского общества в 1985-1991 годах.

  3. Внешняя политика ссср в 1985-1991 годах.

  4. Политические реформы в России в 1990-е годы.

  5. Экономические реформы в России в 1990-е годы.

  6. Конституция России 1993 года.

  7. Национальная политика и -межнациональные отношения в российской Федерации в 1990-е годы.

  8. Духовная жизнь общества. Российское образование, на­ука и кулылура в 1990-е годы.

  9. Внешняя политика Российского государства в 1990-е годы.

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ И СОДЕРЖАНИЕ ОТВЕТОВ НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. Народы и государства на территории нашей страны в древности

Основные даты и события:Vll-vr вв. до н. Э. - основание важ­нейших греческих колоний в Северном Причерноморье (Оль­вия, Херсонес, Боспор); конец V - начало IV в. до н. Э. - об­разование Скифского царства в Северном Причерноморье.

Исторические деятели: Совмак.

Основные термины и понятия: государство; народ.

Работа с картой: показать древнейшие государства Северного Причерноморья.

План ответа: 1) территория; 2) хозяйственный и общественный ­строй; 3) религиозные верования; 4) отношения с соседними народами; 5) характеристика государств.

Материал к ответу:Первые города' в Северном Причерноморье возникли как резулылат греческой колонизации в конце УН ­начале vr в. до н. Э. ОНИ распространяли свое политическое и экономическое мияние на прибрежную зону Черного и Азов­ского морей. Крупнейшими политическими и хозяйственными центрами, основанными греками, были Ольвия и Херсонес на Крымском полуострове, а также Боспорское государство, распо­'лагавшееся по обоим берегам Керченского пролива.

Несмотря на множество общих черт хозяйственной и поли­тической жизни, каждое из этих государств имело свою специ­фику. Основу экономического уклада Ольвин состаRlIЯЛа по­средническая торговля между Грецией и местными племенами. Херсонес изначально развивался как центр сельскохозяйствен­ного и ремесленного производства: его жители в значительных количествах производили зерно, оливковое масло, вина, зани­мались изготомением конской упряжи, бытовых предметов из глины, украшений из золота. Самое крупное из греческих госу-

I В том случае, когда материал вопроса дублируется в другом вопросе или в таблицах, подробный ответ не приводится.

дарств - Боспор - было и самым экономически развитым. Здесь собственное хозяйство, достигшее высокого уровня, соче­талось с посреднической торговлей.

В Ольвии и Херсонесе сушествовала демократическая форма правления: народное собрание являлось высшим органом власти, избирало должностных лиц и контролировало их. В Боспорском государстве власть принадлежала царю, управлявше­му страной с помощью знати и военной верхушки.

Ближайшими соседями Ольвии, Херсонеса и Боспора были скифские племена. Часть их занималась земледелием (на плодородных землях Крыма), другие - скотоводством (в степных районах), развитым было_и ремесленное производство. В конце V - начале IV в. до н.э. у скифов произошло имущест­венное расслоение и образовалось государство, в котором l!Ласть царей передавалась по наследству.

Как в греческих городах-государствах, так и у скифов достаточно широко использовался труд рабов (ими становились преимущественно военнопленные). Однако он не имел реша­ющего значения для развития экономики региона, главной производительной силой были свободные общинники.

В городах-государствах Северного Причерноморья населе­ние проживало в каменных и глинобитных домах, скифы-земледельцы - в окруженных рвами поселениях из полуземлянок, скифы-скотоводы - в .кочевых кибитках. Основу религиозных верований составляло язычество: население городов-государств и скифы обожествляли силы природы, персонифициро­ванные ими в конкретных божествах. Однако у первых пантеон включал также многих греческих богов.

Все перечисленные государства имели устойчивые эконо­мические и политические связи как между собой, так и с со­седними странами, в первую очередь с Грецией, а позже ­с Византией.

Случались здесь и народные выступления. Самым серьез­ным из них было восстание в Боспорском царстве, во главе которого стоял раб Совмак.

Государства Северного Причерноморья были одними из первых на территории нашей страны.

2. Восточные славяне в VI-VIII веках

Основные даты и события: IV-VII вв. - Великое переселение народов; VIII в. - возникновение у восточных славян первой формы государственности (племенного княжения).

Основные термины и понятия: Великое переселение народов; государство; племенные союзы; родовая и соседская община.

Работа с картой: показать территорию расселения восточнославянских племен и племенных объединений.

План ответа: 1) происхождение славян; 2) письменные источники о восточных славянах; 3) территория расселения; 4) хозяйственный и общественный строй; 5) религиозные верования; 6) отношения с другими племенами и народами; 7) предпосылки образования государства.

Материал к ответу: Славяне относятся к индоевропейской семье народов. Их предки заселяли огромные пространства Евразии. Территорией расселения славянских племен первоначально были центрально- и восточноевропейские земли, а естественными границами - реки Одер на западе, Днепр - на востоке, побережье Балтики - на севере, Карпаты - на юге.

Значительный рост численности славян привел к их миграции в VI веке. Другой причиной перемещения славян стало начавшееся у них социальное расслоение, появление знати, которой во всевозрастающих количествах требовалась земля.

Основу хозяйственной жизни восточных славян составляли земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство. Из сельскохозяйственных кулылур возделывали пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиху, коноплю. Почву обрабатывали первоначально с помощью мотыги и сохи. Урожай убирали серпом. Применение плуга с железным лемехом поз­волило значительно увеличить объемы производства, что при­вело к появлению излишков зерна и возможности применять наемную рабочую силу.

Первыми жилищами восточных славян были полуземлянки с бревенчатыми крышами. Их строили в лесных чащах или на островах, куда неприятелю было трудно попасть незамеченным.

Религией восточных славян было язычество. Они обоже­ствляли силы природы и поклонялись им. Богом неба и огня почитали Сварога, богом грозы - Перуна, скота - Белеса. В честь богов проводили обряды жертвоприношения.

Родовую общину вскоре сменила соседская, в основе кото­рой лежали не родственные, а хозяйственные связи. В VI-VlII вв. у восточных славян происходил процесс формирования первых племенных военных союзов во главе с вождями (кня­зьями). Стремясь к усилению своей власти над свободными общинниками, князья облагали их данью. Необходимость сбо­ра дани объяснялась интересами содержания военной дружи-

ны, гарантирующей мирный труд общинников. Наряду с этим шел ПI~оцесс формирования нового господствующего сосло­вия =- крупных собственников земли: близкие князю люди из его дружины, а также представители родовой знати занимали плодородные земли, прежде принадлежавшие общине. Вместе с тем в условиях укрепления княжеской власти сохранялась от­носительная самостоятельность общинников, а также такие элементы военной демократии, как вече, кровная месть и др.

Все это создавало объективные условия дJlЯ формирования Древнерусского государства.



3. Формирование Древнерусского государства в IX-X веках

Основные даты и события:882 г. - покорение Новгородом Ки­ева, образование Древнерусского государства; 911 г. - русско­визатийский договор.

Исторические деятели:Рюрик; Аскольд; Дир; Олег; Игорь; Оль­га; Святослав.

Основные термины и понятия: государство; норманнская теория.

Работа с картой: показать границы Древней Руси, ее столицу; основные походы первых русских князей.

План ответа:1) предпосылки образования Древнерусского го­сударства; 2) норманнская теория; 3) поход Олега на Киев в 882 г.; 4) Русь при первых князьях; 5) походы первых кня­зей; 6) значение образования Древнерусского государства.

Материал к oTBeIY: В IX в. сложились два крупнейших цетра фор­мирования русской государственности - Новгород (столица сло­вен, кривичей и части финно-угорских племен) и Киев (центр полян, северян и вятичей) , между которыми шла напряженная борьба за лидерство в объединении восточнославянских земель. Резулылатом похода новгородского князя Олега в 882 г. стало об­разование Древнерусского государства со столицей в Киеве.

Роль варяжского (норманнского) фактора в образовании Древнерусского государства была на протяжении нескольких ве­ков предметом острых научных дискуссий. Одни (Г. Миллер и др.) считали, что сами славяне не могли создать собственного государства, государственность на Русь привнесли варяжские князья и дружинники во главе с Олегом. Другие (М. В. Ломоно­сов и др.) полагали, что славяне к моменту прихода варягов уже имели государственность. Споры эти продолжаются и до сих пор.

Следует иметь в виду, что варяги, скорее всего, сыграли роль ускорителя процесса образования Древнерусского госу-

дарства. Они были приглашены в Новгород местными жителями в качестве наемной др)'Жины, а затем захватили власть и использовали ее для распространения своего влияния. Причины же образования Древнерусского государства связаны не с личностью того или иного человека, а с объективными процессами, проходившими в экономической и политической эволюции восточных славян.

Установив свою власть в Киеве, Олег сумел в короткий срок привести к покорности древлян, северян, радимичей, а его пре­емник - князь Игорь - уличей и тиверцев. Сын Игоря Святослав (наиболее воинственный князь из первых Рюриковичей) воевал против вятичей, покорил Волжскую Булгарию, предпринял ряд удачных походов на Византию. В ходе этих многочис­ленных походов и войн В основных чертах оформилась территория, подвластная киевскому князю. Теперь перед страной стояла задача укрепления границ.

4. Русь в конце Х - первой половине XII века

Основные даты и события:988 г. - принятие христианства на Руси; 30-е гг. ХН в. - распад Древнерусского государства.

Исторические деятели: Владимир Святой; Ярослав Мудрый; Владимир Мономах.

Основные термины и понятия:погосты; уроки; дань; смерд; холоп; закуп; рядович; изгой.

Работа с картой: показать границы государства в Х-ХII вв., крупнейшие княжества в ХН веке.

План ответа:1) экономический строй Древней Руси; 2) соци­альный строй; 3) политический строй; 4) расцвет Древней Руси. при Ярославе Мудром.

Материал к ответу: Основу хозяйственной жизни Древней Руси составляло земледелие, земля была главным богатством. Собственниками земли являлись представители родовой знати бояре, дружинники, а позже и церковь. Часть земель по-прежнему принадлежала свободным обшинникам, которые вели свое хозяйство, имея необходимые орудия труда. Таких общинников называли смердами. Это была самая многочисленная по составу группа крестьянского населения. Однако притеснения со стороны князя и бояр, дружинников и духо­венства вели к разорению части смердов и изменению их сoциального статуса.

Из числа разорившихся смердов формиро­вались новые категории зависимого населения. Рядовичами называли малоимущих или разорившихся крестьян, заключивших договор (ряд) об условиях работы на господина. Договор был обязателен для выполнения обеими сторонами. Но у кре­стьянина было меньше возможностей выполнить его в полной мере. В случае, если договорные условия им не выполнялись, рядович чаще всего становился полностью зависимым. Неко­торые общинники порой обращались к богатым землевладель­цам с просьбой одолжить на время инвентарь, рабочий скот, зерно для посева или другое имущество (купу). Таких людей называли закупами. Они были обязаны нести различные повин­ности в пользу заимодавца до полного возврата долга и процен­тов с него. Невозможность отдать долг означала попадание за­купа в полную зависимость. Если же ссуда была очень велика, то в зависимость могли попасть и все потомки неудачливого должника. Наиболее бесправной категорией населения были холопы. Они находились на положении рабов, были полно­стью лищены не только орудий труда и имущества, но порой и жилища. Холопство считалось потомственным, хотя при оп­ределенных условиях можно было выйти из этой категории за выкуп. Однако такие случаи были очень редки.

Главной формой эксплуатации различных категорий сельского населения в Х - ХII вв. была натуральная повинность. Как правило, дважды в год зависимые крестьяне отвозили своим кредиторам или хозяевам оговоренное количество зерна, мяса, рыбы, овощей, птицы, холстов.

Важным явлением в хозяйственной J1 политической жизни Древней Руси было появление болылого числа городов. Ос­новной категорией населения в них были ремесленники и торговцы. На начальном этапе существоqания Древнерус­ского государства, несмотря на усиление власти князя и бояр, сохранялась традиционно высокая роль свободных общин в сельской местности и вечевых органов власти в городах. Го­родское вече, к примеру, ведало вопросами войны и мира, объ­являло созыв ополчения, порой даже могло сменить князя (особенно если функции князя сводились лишь К организации отпора врагу в случае войны). Однако право голоса на вечевых собраниях при надлежало боярам, иерархам церкви, богатым горожанам и купцам.

C~oeгo расцвета Древнерусское государство достигло при ЯРОСJIaве Мудром (1019-1054). По его ини.цИативе был введен первый из дошедших до нас KoдeK~ законов государства .:..«Русская правда». Он предусматривал, в частности, штраф за убийство господина - 80 гривен (огромную по тем време­нам сумму), холопа - 5 гривен. Если же раба убил сам хозяин, то ему не грозило ничего, кроме церковного покаяния.

В этот период заметно укрепились и международные позиции Руси. Дети Ярослава были связаны родственными узами с крупнейшими европейскими королевскими дворами.

Активно велось каменное строительство. В Киеве был построен Софийский собор по образцу Константинопольской Со­фии. В Новгороде была открыта первая на Руси школа для детей свяшеннослужителей. Открыл ась специальная школа по подготовке кадров для государственной службы.

Достаточно стабильным было внешнеполитическое положе­ние государства. Хотя непрерывно шла борьба с. печенегами, а затем и с половцами, победа всегда была на стороне Руси.



следующая страница >>