История Христианской Церкви - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
История Христианской Церкви - страница №33/35

Обзор событий внутри протестантских
поместных церквей

В 1817 году, в юбилей трехсотлетия немецкой Реформа-


ции, проповедник Клаус Гармс в воспоминание великих за-
слуг Лютера опубликовал его 95 тезисов „Доводы против
папства". Результатом этой публикации стало сильное дви-
жение борьбы против рационализма, который подвергался
уничтожающей критике, с церковных и учебных кафедр
произносились призывы возвратиться к Слову Божьему.
Впервые в тридцатые годы после того, как уже в 1826 году
верующие профессора теологии Генстенберг в Берлине и
Толук в Галле потрудились весьма благословенно и через их
руки и молодых проповедников из их школы отличнейшие
сочинения и труды попали в народные массы, умственная
вера повсеместно начала чахнуть. Во многих церквях снова
начали проповедовать спасение через Иисуса Христа. Через
верующих профессоров, таких, как Неандр в Берлине (1850),
Бек в Тюбингене (1878), Христлиб в Бонне (1889) и других в
протестантских поместных церквях Германии количество
верующих проповедников и мера познания Бога еще более
увеличилась. Многие другие проповедники, которые зани-
мали духовные места, были приведены простыми христиа-
нами из народа ко Христу, среди них знаменитые одаренные
служители: Готфрид Даниил Круммахер, умерший в 1837
году в Эльберфельде, его родственник Фридрих Вильгельм
Круммахер,
умерший в 1868 году в Потсдаме как придвор-
ный проповедник. В кругу поместных церквей с большим
благословением трудились так же бароны из Белова, „про-
поведующие аристократы" в Померании, неистовый поэт
Бильдерик в Голландии, и особенно двое из иудеев, приведен-
ных через него к Господу - благочестивый Исаак да Коста,
поэт, и врач Кападоса, в Швейцарии - английский фабрикант
Вилькокс и шотландские братья Александр и Роберт Галдане
и другие.* Из кругов студенчества в Женеве, где Роберт Гал-
дане возвещал Евангелие и читал лекции, вышло немало
проповедников, верных благословенных благовестников,
например, Бост, д-р Малан, Монд и неоднократно упоминае-
мый нами Мерль д'0бине. Как их сотрудников, мы должны
назвать еще и Мейянеля, Гранд-Пьерра и особенно Гаусена.
Гаусен в 1831 году основал Sojciete Evangeligue как пункт
___________

* Свидетельницей своеобразного, несколько взбалмошного характера была


госпожа фон Крюденер из Риги Эта дворянка, воспитанная в „салонах кокетст-
ва" и проведшая в них большую часть своей жизни, была вырвана из круга ее
салонного прожигания через смерть своей подруги на балу и после долгой вну-
тренней борьбы пришла к покаянию и получила мир Охваченная глубокой
любовью и благодарностью к своему Спасителю, она с 1814 года до самого конца
жизни (1824) разъезжала по всей Европе, посещая и дворцы, и темницы, и везде
проповедовала, возвещала о спасении через покаяние Богу по вере в Иисуса Хри-
ста Также русские князья и царь Александр слышали свидетельство из ее уст.

поддержки всего движения. Отсюда исходило богатейшее


благословение на протестантские церкви Франции и Бель-
гии.* Веяние Святого Духа, которое повсюду чувствовалось
начиная с 1830 года, произвело новую жизнь во всех помест-
ных церквях и системах среди различных национальностей.
Число свидетелей Христа возрастало, и многие души были
приобретаемы для Господа.

Разделение внутри различных
поместных церквей

Благочестивый король Пруссии Фридрих Вильгельм Тре-


тий в 1817 году выразил долго лелеемое желание в честь
трехсотлетнего юбилея церкви видеть слияние воедино обеих
родственных протестантских церквей: лютеранской и рефор-
маторской. Объединение действительно имело место; Нас-
сау, Баден, Рейнбейерн, Вальдек, Ангальт и некоторые другие
области Германии примкнули к прусским мероприятиям.
Введенные через правительственные органы церковные ри-
туалы исполнялись, однако, весьма нерешительно и халатно,
это чисто внешне объединенное исповедание у верующих с
обеих сторон вызвало лишь недовольство и волнения. Сна-
чала запротестовали против навязанного объединения силез-
ские христиане в 1830 году. Правительство обратилось к
средствам насильственных мероприятий и сняло целый ряд
служителей с их постов, прибегнуло даже к арестам. Впервые
верующий король Фридрих Вильгельм Четвертый объявил
освобождение Последних проповедников из его тюрьмы в
1840 году и разрешил им в 1841 строить лютеранскую цер-
ковь, независимую от государства с ее высшим управлением
в Бреслау. Также и во многих местных объединенных церк-
вях лютеранский сепаратизм имел многих последователей. В
последующие годы, однако, выявился внутри этого раскола
еще старо-лютеранский сепаратизм.

Из реформистов против объединения поднялись только в


некоторых общинах в Нидерландах. В Эльберфельде душой
реформационного движения был вышеназванный Г.Д.Крум-
_______________

* Так Мерль д'0бине при содействии Духа, при Господнем благословении с


1823 по 1830 год трудился служителем Евангелия в Брюсселе.
махер. Когда правительство и здесь в 1835 году хотело ввес-
ти объединение, весь Вупперталь пришел в большое воз-
мущение. Казалось, что уже многие проповедники вот-вот
оставят свои места, когда им было разрешено при проведе-
нии церковных ритуалов совершать их по-реформаторски.
Тогда они остались на местах. Большая часть эльберфельд-
ской общины, в том числе много выдающихся братьев, не-
смотря ни на что, отделилась и отвергла всякие попытки к
новому объединению. Позднее вследствие изданного в 1847
году эдикта толерантности эти отделившиеся реформисты
основали свою собственную церковь, получившую извест-
ность под названием "Нидерландская реформаторская цер-
ковь"
руководство которой они возложили на д-ра Фридриха
Кольбрюге. Фридрих Кольбрюге в известном смысле был
заметной личностью. Прежде всего он был решительным
лютеранином и из-за своего неуемного рвения в споре с
одним голландским рационалистским проповедником он
лишился своей должности. При тщательном исследовании
сочинений и книг Кальвина к этому времени он превратил-
ся в такого же решительного сторонника реформаторской
веры, каким он был ранее лютеранином. Как бы ни было
мужественно и благословенно его свидетельство в Вуппер-
тале в разбушевавшееся мрачное время, к сожалению, его
учение о пришествии Христа „в подобии плоти греховной",
об освящении верующих не полностью было основано на
Священном Писании. Реформаторская церковь в Эльбер-
фельде некоторое время оставалась единственной строго
реформаторской церковью Германии.*

Прусское объединение нанесло большой ущерб реформа-


торской церкви Германии. Ортодоксальные проповедники
объединенной церкви почти все склонялись к лютеранско-
му исповеданию, тогда как лютеранские проповедники в
своих симпатиях сблизились с католицизмом.** Ныне число
реформаторских церквей в Германии невелико. В универси-
тете Эрлангена учрежден факультет реформаторского уче-
__________

* Кольбрюге умер в 1875 году.

** В Мекленбурге в середине прошлого столетия целый ряд пасторов перешёл
на сторону католицизма.

ния. Такой упадок реформаторской церкви обозначает упа-


док всей евангельской церкви на родине великого реформа-
тора.* Значительнее, чем в Германии по ряду различных
причин, в Нидерландах, во французской Швейцарии и в
Шотландии было успешное отделение реформистских про-
поведников и церквей от государственной церкви. Один
молодой проповедник Где Кок в Гронингене напал в 1833
году на государственную церковь с присущим ему неистов-
ством и в своем сочинении „Защита истинного реформа-
торского учения" назвал необращенных служителей „наем-
никами, клятвопреступниками, ворами и разбойниками."
Вскоре он был отстранен от должности. Когда он держал
речь на высшей инстанции суда по поводу увольнения,
члены его общины добились полного отделения от государ-
ственной церкви. Целый ряд проповедников, среди них
Шольте, который хотел основать свободную церковь,
состоящую из одних верующих, также в это время вышел
из государственно-церковной системы. Они жаловались на
то, что государственная церковь фальшивит христианское
учение, оскверняет вечерю, не практикует никакой цер-
ковной дисциплины и преследует верующих. В письме к
королю они отвергли имя „отделенцев", но единодушно
причисляли себя к „старой реформаторской церкви", они
просили о терпении и признании. Обе просьбы были отверг-
нуты. Над всеми „отделенческими" церквями вскоре разра-
зились великое притеснение и гонение. Верующие и рож-
денные по духу были гонимы лжебратьями и рожденными
по плоти (Гал. 4,29). Многие прекрасные свидетельства ради
истины, которые давались во Христе во славу Его имени,
были вновь оспариваемы. Только в 1848 году наступили тер-
пимость и мир. Среди многих отделенных церквей после
долгой мучительной борьбы, которая отравляла жизнь
Шольте в Голландии и заставила его со многими его сторон-
никами уехать в Америку, в 1869 году произошло всеобщее
объединение под названием „христианская реформаторская
____________

* Вполне справедливы слова д-ра Адольфа Цана, который говорит: „Весь труд


этого лютеранско-консервативного направления был на руку Риму и продолжает
служить ему"
церковь", состоялся блистательный семинар теологов. Не-
которые высокие волны этого реформаторского движения
выплеснулись за границы Голландии и привели к тому, что в
восточной Фрисландии и в Бентгейме были образованы „ста-
рореформаторские церкви", которые действуют и поныне.

Уже упомянутое нами Societe Evangelique во французской


Швейцарии в 1832 году основало свою собственную теоло-
гическую школу, откуда вскоре по всей Европе распро-
странилось немалое число отличных верующих служителей
в деле евангелизации. В том же самом году изначально
образованное в недре „национальной церкви" Societe вышло
из этой системы и положило тем самым основание свобод-
ной реформаторской женевской церкви. В Вадте образова-
ние свободной церкви произошло впервые лишь в 1845
году, когда многих проповедников начали принуждать
читать революционные прокламации с церковных кафедр в
угоду революционному правительству. Руководителем этого
движения был благородный красноречивый профессор
Бинет из Лозанны. Позднее в кантоне Нойнберг также
возникла свободная реформаторская церковь. И тут Господь
Своим Святым Духом уже на протяжении многих лет
приводил к познанию истины и спасал их бессмертные
души.

Eglise libre (свободная церковь) во всей французской


Швейцарии наряду с Eglise nationale (государственная цер-
ковь) достигла большого распространения и авторитета.
Вне сомнения, в ее лоне было немало истинных детей Божь-
их, однако мир также имел свободный доступ в ее середину,
таким образом, и здесь не было преграды для проникно-
вения в их ряды учителей современной теологии неверия.

В Шотландии в местной церкви, которая изначально


была строго кальвинистской, реформаторское учение и со-
стояние церкви находилось в лучшем виде, чем в других
реформаторских церквях. Здесь между отдельными пропо-
ведниками и церквями царило большее единодушие, чем
где-либо в других церквях. При объединении Шотландии с
Англией в 1707 году шотландская церковь была возвышена
до государственной. Таким образом, церковь была поставле-
на под власть правительства. Это для строго реформатор-
ских шотландцев показалось вероломством по отношению
к Господу, так что короля они называли церковь. Потому
они, избрав девиз „два короля, два государства", начали
бороться „за верховную власть" Христа в Церкви, что вело к
дальнейшему обособлению от государственной церкви.*
Этот раскол был ускорен через право патронатства, которое
королева Анна вновь ввела в 1712 году в Шотландии, по
которому король и помещики имели право распоряжаться
местами пасторов и проповедников, назначая или устраняя
их. Уже в 1732 году вследствие этого произошло отделение
большого числа проповедников и церквей, а спустя два-
дцать лет произошло дальнейшее отделение. Эти обе сепа-
рации в 1847 году вступили в союз „Объединение пресви-
терианской церкви", к которой относится пятая часть
шотландского населения. Дальнейшее более обширное
отделение в 1843 году произошло из рядов шотландской
свободной церкви.
Правительство с 1834 оставило за церквя-
ми право на протест, если места пасторов или проповедни-
ков в церкви заняли недостойные люди, однако это право
весьма редко использовалось против господ патронатства и
потому их бесчинство продолжалось. Тогда в мае 1843 года
почти 500 проповедников и профессоров сложили с себя
свои высокооплачиваемые служебные должности, оставили
свои прекрасные дома и владения и положились полностью
на всемогущество Господа. Во главе этого движения стоял
благородный д-р Чалмерс, профессор теологии в Эдинбурге,
о котором мы уже говорили, как об основателе „еван-
гельского альянса". Он мирно упокоился в Господе в 1847
году после того, как „евангельский альянс" был уже органи-
зован. Церкви, как правило, следовали за своими вождями и
строили для них лучшие школы, церкви и дома. Уже только
за первый год они пожертвовали на новую церковь около
7 миллионов марок. Общепризнана живая активная готов-
ность шотландцев к добрым делам и сборам средств свобод-
ной церковью на дело евангелизации и миссионерства,
_____________

* Благодаря М. д'0бине немецкий народ имеет возможность прочитать его


книгу „Шотландская церковь в ее трехсотлетней борьбе" и представить, с каким
воодушевлением и верностью они боролись за свободу церкви.

она и поныне налицо. Однако, к сожалению, ныне и среди


них, как и вообще во всем протестантском лагере, сила
тьмы потрясает истину богодухновенности Священного
Писания и Божества Иисуса Христа.

В заключении нашего обзора различных отделений и


объединений мы хотим оглянуться назад и кратко под-
черкнуть характер общины или церкви Божьей. По Слову
Божьему она уже одно тело, одно единое целое, через Духа
объединенное, нераздельное
(Кор. 12,12-13). Далее, она взята
Господом от мира, отделена от мира (Гал. 1,4; Иоанна
17,14-21). Если бы Церковь познала свое положение по
Слову Божьему и постигла бы свою ответственность за
единство и обособленность, установленные по предвечному
предопределению Бога, то она ныне, вне сомнения, была бы
закрыта для проникновения в нее мира, как это происходит
в католических церквях, в поместных церквях и в неко-
торых церковных системах, она также не стала бы вос-
ставать против истинных и верных детей Божьих, как это
происходит в небольших сектах и группах, она не изгоняла
бы и не закрывала двери перед теми, кто несет здоровую
веру, лишь на том основании, что в этом или другом пункте
они убеждены иначе и расходятся во мнениях. Также
она не стала бы усердствовать в созидании единства на осно-
ве тех или иных сделок и соглашений, не взирая на биб-
лейское учение, она признавала бы одно единство, которое
Господь основал на кресте и скрепил Духом Святым и под-
черкивала бы это всеми своими действиями, прилагая все
усилия
к тому, чтобы "сохранять единство духа в союзе
мира" (Еф. 4,1-6).


<< предыдущая страница   следующая страница >>