Исследовательская работа Жизненный подвиг Святителя Иоасафа Денежко Надежда Николаевна учащаяся 10 класса - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
100-летие канонизации святителя белгородского чудотворца иоасафа 1 106.96kb.
Исследовательская работа Работу Петрова Дарья, учащаяся 3-а класса 1 125.47kb.
Ветераны инспекции фнс россии по г. Иваново Герасимова Надежда Николаевна 1 182.42kb.
Исследовательская работа Выполнена ученицей 9б класса 1 194.96kb.
Сценарий духовно просветительского вечера к 100-летию со времени... 1 306.88kb.
Исследовательская работа ученица 9а класса Урезкова Ирина учитель... 1 168.38kb.
Исследовательская работа ученицы 8 класса 1 262.27kb.
Урок «Выдающиеся люди земли Белгородской» 1 62.75kb.
Харитонова Надежда Николаевна директор, история, обществознание русский... 1 23.67kb.
Номинация Научно-исследовательская работа 1 196.6kb.
Оренбургская область (г. Бугуруслан) 1 10.62kb.
Сценарий духовно просветительского вечера к 100-летию со времени... 1 306.88kb.
- 4 1234.94kb.
Исследовательская работа Жизненный подвиг Святителя Иоасафа Денежко Надежда Николаевна - страница №1/1



МОУ «Бобравская средняя общеобразовательная школа»

Ракитянского района Белгородской области

Исследовательская работа


Жизненный подвиг Святителя Иоасафа

Выполнила: Денежко Надежда Николаевна

учащаяся 10 класса

Руководитель: Дроботова Наталья Сергеевна

учитель православной культуры


Бобрава 2011

Оглавление
Введение. 3

Основная часть.

1. Детство. Юность. Выбор пути. 4

2. Путь пасторского служения. 6

3. Иоасаф – епископ Белгородской епархии. 7

4. Канонизация. Судьба святых мощей. 10

5. Наследие Иоасафа. 13

Заключение. 14

Литературы. 15

Приложение. 16



Введение.
Триста лет прошло с момента рождения в небольшом городке Полтавской губернии мальчика Иоакима Горленко, ставшего одним из великих русских святых. Что может связывать давно жившего человека с нашим миром, с современными людьми? Почему в стихотворении А. Платонова «Гимн Святителю Иоасафу» называют его «заветов Христовых носитель»? Для ответов на эти вопросы необходимо подробнее рассмотреть описание жизни святителя.
Тема нашего исследования – жизненный подвиг Святителя Иоасафа.
Тема выбрана неслучайно. Актуальность темы обусловлена тем, что в этом году исполняется 100 лет со дня канонизации Святителя Иоасафа. Личность Иоасафа вызывает огромный интерес, так как этот святой был прославлен на белгородской земле и сегодня его мощи пребывают в Белгороде в Преображенском кафедральном соборе. Он является небесным покровителем Святого Белогорья.
Цель исследования: выяснить, в чем заключается жизненный подвиг Святителя Иоасафа Белгородского.
Задачи исследования:

  1. Познакомиться с фактами биографии святителя Иоасафа.

  2. Выяснить, что способствовало выбору жизненного пути будущего святителя.

  3. Проследить путь духовного восхождения.

  4. Изучить один из самых значимых периодов жизни святителя Иоасафа – период архипастырского служения в Белгородской епархии.

  5. Определить в чем роль святителя Иоасафа для современного общества в целом и для отдельно взятого человека?


Объектом исследования является личность Иоасафа Белгородского.
Предмет исследования - жизненный путь святителя Иоасафа.
Основными источниками исследования являются житие Святителя Иоасафа Белгородского, интернет – ресурсы, материалы газет православного содержания «Белгородские епархиальные ведомости».
Считаю, что данная работа может служить основой для дальнейших исследований деятельности святителя Иоасафа, а также служить материалом для проведения музейных уроков и экскурсий для школьного краеведческого музея.

Основная часть
1. Детство. Юность. Выбор пути.
Чтобы познакомиться с фактами биографии святителя Иоасафа, мы изучили Житие святого и попытались выяснить, что способствовало выбору его жизненного пути.

Будущий святитель родился в небольшом городке Прилуки Полтавской губернии в сентябре 1705 года, в семье Андрея Дмитриевича и Марии Даниловны Горленко.

Родители были очень рады рождению сына, наследника и продолжателя их дворянского и православного рода. При крещении его нарекли именем праведного Иоакима, родителя Пресвятой Богородицы.

Вот, что сказано в житие о родителях Иоакима:

«Отец, был смиренный и кроткий человек, который более всего отдавался внутренней духовной жизни, отличался большим нищелюбием и тяготением к решению проблем нравственного совершенства.

Мать – Мария Даниловна, также отличалась искренним благочестием, твердою приверженностью к Православной вере, отменным усердием к храмам Божиим и уважением к духовенству и монашеству». В житии описана так же домашняя жизнь семьи, которая шла по церковному уставу – соблюдались посты и обряды Православной церкви, назначались особые епитимии – прочесть несколько раз Псалтирь или Новый Завет. Они знали как Божии заповеди, так и заветы отцов и старались исполнять их. Можно сказать, что семейство Горленко в то время отличалось особой религиозностью, нищелюбием и благотворительностью. [1]

На восьмом году жизни родители отправили его на учебу в Киевскую Академию.

Его отец тяжело переживал разлуку и часто размышлял о судьбе ребенка. В один из таких часов ему было даровано видение, указывающее на будущее служение сына: преклонив колени, у ног Божией Матери стоял Иоаким, а ангел Божий покрывал дитя архиерейской мантией. «Довлеет Мне молитва твоя», - с любовью произнесла Пречистая Богоматерь мальчику, и в этот момент слетел Ангел Господень и облачил Иоакима в архиерейскую мантию. (Приложение 1)

После доброго семейного воспитания, юный Иоаким поступил в такое учебное заведение, в котором еще более могла раз­виваться и укрепляться, его благочестивая на­строенность. Этому способствовал и благочестивый уклад полумонашеской жизни в академии, и обилие святынь в Киеве, и особенно зна­комство с иноками-подвижниками Киево-Печерскими, с которыми любил беседовать Иоаким. Все это способствовало тому, что уже на 11-ом году своей жизни Иоаким Горленко возлюбил монашество, на 16-ом году жизни, ко времени окончания школь­ного образования, в нем утвердилось на­мерение быть монахом и всецело овладело его волей.

На 18-ом году жизни в Иоакиме окончательно созрела и утвердилась мысль об отречении от мира и принятии иноче­ства. Сознавая наперед ту скорбь, какую могла бы причинить родителям весть о пламенном желании его принять монаше­ство, Иоаким в течение двух лет скрывал от них свое высокое благое намерение, вся­чески испытывая себя.

После двухгодичного пребывания в Киево-Межигорском монастыре он принял великое пострижение в мантию с именем Иоасаф.

Проанализировав данную информацию, мы пришли к следующему выводу: Известно, что семья оказывает огромное влияние на становление личности, на ее мировоззрение.

Воспитание Иоакима в благочестивой православной семье способствовало его религиозной настроенности.

А учеба в Киевской Академии, общение с монахами Киево-Печерской Лавры окончательно утвердило его намерение принять монашество.



2. Путь пасторского служения
Далее, мы проследили путь духовного восхождения Иоасафа. Для этого мы обратились к житию святителя и интернет - ресурсам

После принятия монашества Иоасаф был сначала учителем. А затем экзаменатором в Киевской Академии.

Собирал пожертвования на ремонт академических зданий.

Именно в это время будущий святитель Иоасаф начинает трудиться на ниве пасторского служения. Сначала в Киево-Братском монастыре, а потом в Киево-Софийском кафедральном соборе.

Видя ревность и трудолюбие молодого пастыря, архиепископ благословляет его (в 1737 году) на службу в Лубенско – Мгарский Преображенский монастырь игуменом обители.

Монастырь в то время был в запущенном состоянии. Как показывают сохранившиеся архивы монастыря, Иоасаф явил себя трудолюбивым, любвеобильным, заботливым управителем Лубенской обители. Он много работал над восстановлением разрушенного хозяйства монастыря.

С разрешения Киевского митрополита Иоасаф отправляется в далекое путешествие в Москву и Санкт-Петербург для сбора пожертвований для восстановления главного монастырского храма.

В Санкт-Петербурге он удостоился Высочайшего внимания Императрицы Елизаветы Петровны, которая очень любила церковное благолепие и усердно посещала храмы и монастыри. Проповедь Иоасафа о любви к Богу и ближнему поразила императрицу своей глубиной и силой. Она милостиво приняла просителя и приказала выдать ему на сооружение храма 2000 рублей. [1]

Вскоре, по прямому указанию Императрицы Елизаветы Петровны Иоасаф был возведен в сан архимандрита и через некоторое время был вызван в Москву, где был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. (Приложение 2).

Он много трудился на пользу вверенной ему святой обители. Но не долгим было служение архимандрита Иоасафа в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Промысел Божий скоро указал ему, великому труженику Божиих дел и носителю Божией благодати, более обширное и многотрудное поприще архипастырской деятельности. Его назначают епископом Белгородской епархии.

Изучив этапы пасторского служения Иоасафа, мы увидели, что его отличали такие качества как: трудолюбие, заботливость, неподдельная вера, которая подкреплялась делами. Все это не могло остаться незамеченным.

3. Иоасаф – епископ Белгородской епархии
Для того чтобы проанализировать один из самых значимых периодов жизни святителя Иоасафа – период архипастырского служения в Белгородской епархии, мы обратились к интернет - ресурсам, Житию Святителя, познакомились с информацией из книги «Русские монастыри», глава которой посвящена истории Белгородской епархии.

На Белгородскую кафедру свт. Иоасаф вступил на 43 году от рождения. В то время Белгород был губернским го­родом, а Белгородская епархия - одной из самых обширных в России, она вкючала в себя 1000 приходов. Однако в духов­ном отношении она находилась в упадке, священнослужители мало заботились о религиозно-нравственном воспитании прихожан, многие сельские храмы ветшали и годами не ремонтировались. [3]

Епископ Иоасаф, несмотря на слабость здоровья, регулярно совершал обозрение епархии. На ночлег останавливался в бедных хижинах крестьян или незатейливых домиках сельских батюшек.

В 1754 году, когда святитель приехал в село Замостье (ныне город в Харьковской области), в притворе местной церкви он обратил внимание на стоявшую в углу икону Богоматери, около которой были ссыпаны уголь и мусор. Владыка остановился и долго с благоговением смотрел на икону, потом, осенив себя крестным знамением, пал пред образом на колени и воскликнул: «Царица Небесная! Прости небрежность Твоих служителей, не ведят бо, что творят». (Приложение 3).

«В образе сем, — сказал владыка сопровождавшему его благочинному, — преизобилует благодать Божия; в нем Пре­святая Владычица являет особое знамение Своего заступничества для этого села и всей страны» Святитель вошел в храм и указал место для образа Пресвятой Бого­родицы. С того времени и на­чалось прославление иконы, именуемой по всему югу России «Песчанской». [1]

Одной из главных своих забот владыка считал помощь бедным.

Так, пред великими христианскими праздниками, он обычно посылал преданного себе келейника в жилища бедности с подаянием (денег и одежды). Этому келейнику дана была заповедь— положив дар у окна или порога дома, три раза стукнуть в стену, для привлечения внимания хозяев, и поспешно удалиться.

Однажды перед праздником Рождества Христова келейник святителя заболел, и движимый сострадательным своим сердцем св. Иоасаф, пользуясь темнотою декабрьской ночи, оделся сам в простонарод­ную одежду и, запасшись предметами по­даяния, дождался, когда привратник архиерейского дома отлучился от своего по­мета, прошел незаметно в калитку ворот, и отправился к жилищам бедности и нищеты. Совершив свое святое шествие и раздав всю свою милостыню, поздним часом возвратился святитель к воротам архиерейского дома. При них в это время, стоял привратник, и, увидев входившего в калитку святителя, он окликнул его. Не желая быть узнанным по голосу, преосвященный не ответил на оклик сторожа, чем и возбудил его подозрение. В темноте зах­ватил его сторож под свод и, заметив его простонародную одежду, начал допрашивать кто он и откуда. Святи­тель молчал, стараясь высвободиться из рук, но сторож, видя усилие его уйти без ответа, нанес ему несколько сильных ударов по спине. В этот момент привратник увидел лицо святителя, и узнав его, очень испугался. На следующий день, рано утром, св. Иоасаф позвал приврат­ника в свои покои. Придя к святителю, испуганный привратник со страхом ожи­дал наказания. Каково же было его удив­ление, когда вдруг святитель Иоасаф стал щедро его угощать, наградив деньгами и одеждою за бдительность, и с миром отпу­стил домой. [1]

Но Господь иногда открывал людям их тайного благодетеля. Однажды келейник по поручению Владыки, купив на базаре дрова, приказал извозчику отвезти их во двор бедной семьи, но не говорить от кого они присланы. Хозяйка дома, вдова с тремя малолетними детьми, хотела было узнать у извозчика, кто прислал дрова, но, подняв глаза вверх, увидела в воздухе «в сиянии» святителя Иоасафа. (Приложение 4).

Святитель часто посещал больных и приносил им исцеления. (Приложение 5).

Известно, что, уезжая из Белгорода на родину в Прилуки. Для свидания с родителями. И зная, что обратно живым он уже не вернется, святитель Иоасаф совершил последнюю литургию в Троицком кафедральном соборе, произнес поучение пастве, слезно просил у всех прощения и сам всех простил и благословил. После этого он отправился в путь.

На Тавровской горе (ныне Харьковской) Святитель приказал остановить лошадей. Вышел из экипажа и повернулся лицом к городу и еще раз благословил ставший ему родным Белгород. В настоящее время на этом месте установлен памятный знак – на кирпичном постаменте установлен массивный деревянный крест.

Свидание св. Иоасафа с родите­лями было весьма трогательным.

(Приложение 6).

Почтен­ный старец — отец святителя, преиспол­ненный радости, по случаю свидания с сыном-архиереем, хотел земным поклоном воздать должную честь сыну и вместе с тем признавал нужным соблюсти преро­гативы, которые приличествуют отцу. Для осуществления этой цели отец святителя, встретивший сына своего при выходе его из кареты, нарочно уронил свою трость и, поднимая ее, поклонился до земли прохо­дящему в это время святителю. Заметив такое действие родителя, святитель со сле­зами наклонился к ногам его и поспешил поднять трость отца. В этом родственном объятии встретились и по­чтительность сына к отцу и благоговейное уважение отца к сыну. [1]

Посетив свое родное гнездо, св. Иоасаф отправился обратно. Но по предсказанию святителя, Белгород ему не суждено было больше увидеть жи­вым. Остановившись в селе Грайворон, где была его архиерейская вотчина, св. Иоасаф тяжело заболел и, проведя более двух ме­сяцев в болезни, приготовившись святыми таинствами: покаяния, причаще­ния и соборования, 10 декабря 1754 года, тихо предал дух свой Богу, прожив 49 лет.

Изучив Житие Святителя Иоасафа, литературные источники, а также информацию интернет – ресурсов мы пришли к следующим выводам:

Время служения в Белгородской епархиии является одним из значимых периодов в жизни Иоасафа.

Он проявлял безграничное милосердие, любовь к людям и снисхождение к их немощам. И наряду с этими качествами прослеживается также повелительная строгость и непреклонность воли.

Святитель Иоасаф много сделал для православной церкви, для возрождения духовности. Чем заслужил безмерную любовь и уважение к себе.

Все дела милосердия св. Иоасаф старался творить так, «чтобы ле­вая рука не знала, что делает правая». (Мф. 6,3).

Деятельное служение ближним и подвиг внутреннего делания – вот два полюса созидания образа Божия, которые сумел объединить в себе Святитель в годы руководством епархией.

Жизненный подвиг Иоасафа заключается в безграничной любви к Богу, которая выражалась в любви к людям.

4. Канонизация. Судьба святых мощей.
Для более детального изучения личности святителя Иоасафа мы познакомились с историей канонизации святителя Иоасафа Белгородского; проследили судьбу святых мощей.

15 декабря после за­упокойной литургии в домашней церкви грайворонского архиерейского дома, тело почившего святителя Иоасафа было отправлено в Белгород для погребения. Два с поло­виной месяца после блаженной кончины св. Иоасафа честное тело его стояло во гро­бе открытым в Свято-Троицком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного цвета и вида. В этом нетлении многие из верующих видели зна­мение благодати Божией, почивающей на святителе. Тело почившего архипастыря ос­тавалось непогребенным по 28 февраля 1755 года, потому что назначенный святей­шим Синодом для совершения погребения честного тела св. Иоасафа Переяславский и Борисопольский преосвященный Иоанн Козлович был задержан разлитием рек. Лишь 28 февраля 1755 года гроб с телом архипасты­ря-подвижника Иоасафа был поставлен в склепе (в юго-западной части Белгородс­кого Свято-Троицкого собора), который был сооружен по повелению почившего святи­теля. [1]

Спустя 2 года после погребения св. Иоаса­фа некоторые из духовных чинов кафед­рального собора, зная святую жизнь архи­пастыря, тайно пошли в его усыпальницу и открыли гроб. При этом не только тело святителя было нетленным, но и даже одежда его, по­кров и самом гробу не подверглись даже малейшему тлению, хотя и чувствовалась достаточная сырость в воздухе при открытии склепа.

Слух об этом вскоре распространился повсюду и стал привлекать ко гробу святителя многих болящих, которые после совершения панихид о преставившимся святителе допускались к нетленным мощам его, и по вере своей получали исцеления.

Молва о чудодейственной силе мощей епископа Белгородс­кого Иоасафа передавалась из уст в уста, доходила до самых далеких уголков России. С каждым годом все больше и больше паломников шли в Белгород к гробу Святите­ля. Задолго до канонизации в на­роде его стали почитать как свя­того. Во многих домах его порт­ретные изображения висели в крас­ном углу вместе с иконами.

17 сентября 1911 года по определению Священного Синода состоялось обретение чудотворных мощей и прославление святителя Иоасафа в лике святых.

Этот памятный день навсегда ос­тался в истории. В Белгород при­было небывалое количество лю­дей со всех концов страны. Всего в торжествах приняло участие свыше 200 тысяч человек, пред­ставлявших почти всю географию необъятной России от ее западных окраин до Камчатки.

На белгород­ские торжества прибыли офици­альные депутации: от Государ­ственной Думы, губернских и го­родских дум, общественных орга­низаций, члены императорской фа­милии.

Тремя месяцами позже по­сетил Белгород и сам Николай II со всей семьей.

После прошедших в Белгороде торжеств известность и слава о свя­тителе Иоасафе докатилась до са­мых отдаленных уголков России. Поток паломников сюда стал еще больше, чем до прославления.

Те­перь нетленные мощи находились в самом соборе в специально изготовленной из серебра раке.

Трагической оказалась судьба мощей в советский период. В 1920 году по приказу властей мощи святителя вскрыли и перевезли сначала в Москву в анатомический музей, а затем в Санкт-Петербург в музей религии и атеизма Казанского собора.

Существуют письменные впечатления от этого зрелища Анастасии Цветаевой (дочери Марины Цветаевой). В книге «О чудесах и чудесном» она так описала свое посещение анатомического музея в Москве:

Это было, как мне помнится, в 1924 году. В Москве, на Петровке, в высоком особняке помещался музей Наркомзема. И там, на втором этаже, был зал, где, в доказательство несуществования мощей (а существования мумификации), под большой витриной, под стеклом с перекладинами, лежали мощи св. Иоасафа Белгородского. А над ним, сбоку, на длинной полке, в стеклянном гробике лежал маленький, с искаженным лицом, в позе самозащиты, труп бывшего фальшивомонетчика, убитого во время дележа денег. Он был найден в сухом подвале. И рядом на маленькой полочке лежала засохшая мёртвая крыса. Святитель Иоасаф был епископ. Епископов, мне сказали, хоронят с длинными волосами, как полагается православному священству, но теперь он лежал остриженный под первый номер. Я видела образ его и сразу узнала нос с горбинкой, строгие благородные черты. Высокого роста, епископ лежал обнажённый, с куском картона на чреслах, закрытые глаза не видели, слава Богу! И стали мы с сыном-подростком ходить в музей, прикладываться к мощам, стараясь делать это незаметнее. Думаю, мы не были единственными.

На стенах вывешивались вопросы населения, на которые через несколько дней тем же способом отвечали служащие музея. Один из этих вопросов я запомнила: «Почему плохо пахнет фальшивомонетчик?». Мальчишеские глаза сына смеялись, и голос был весел:

«Что они ответят народу, что?».

На стенах ответа не вывесили, но полка со стеклянным гробиком исчезла; точно её и не было.

И, кажется всё. Да, так казалось. Но прошло много лет — и надо же, чтобы именно мне пришёл этот ответ, и я его тут записала!

В 30-х гг. я преподавала английский язык научным сотрудникам учреждений и шла с утра вместе с молодой женщиной, старо оживилась: «Теперь его нет, по-моему, но тогда я работала в одной лаборатории, имевшей отношение к больнице Склифосовского. И к нам привезли мумифицированного фальшивомонетчика, его история была известна. Он стал издавать дурной запах, а его надо было вернуть обратно в зал музея Наркомзема. Фальшивомонетчика принялись бальзамировать. Сколько над ним старались! Все усилия, все знания приложили. Но, должно быть, перестарались потому что он у них под руками вдруг рассыпался в вонючий прах». И тогда я рассказала моей спутнице начало этой истории.

В 1970 году директор Ленинградского музея атеизма и религии получил указание имеющиеся мощи из музея убрать. Но православные служащие музея спасли мощи, спрятав их в грунте на чердаке собора. Факт этот они более двадцати лет хранили в тайне.

Новое обретение и освидетельствование мощей святителя Иоасафа произошло в феврале 1991 года. 16 сентября они были доставлены в Белгород и сейчас они находятся в Преображенском кафедральном соборе. (Приложение 7).

Сколько святынь за годы лихолетья было утрачено, сколько мощей было уничтожено?!

Мощи же святого Иоасафа Белгородского сохранились. Господь являет нам опять те святыни, которые призваны выполнить свою особую миссию в судьбах людей, в судьбе всего народа, страны.

Вывод:


Святитель Иоасаф и после смерти остается верен своей вере, это подтверждается той помощью, которую люди получают от его нетленных мощей.

5. Наследие Иоасафа.


В чем роль Святителя Иоасафа для современного общества в целом и для отдельно взятого человека?

17 сентября 1991 года мощи святителя Иоасафа после более чем семидесятилетнего отсутствия вновь были возвращены в Белгород, где почти два с половиной столетия назад жил, трудился, почил и был погребен епископ Белгородский Иоасаф.

Встречать раку с его мощами вышли тысячи белгородцев. Весь путь процессии был усыпан цветами. (Приложение 8)

Очевидцы вспоминают, что во время Крестного хода по улицам города, над Белгородом была радуга. И благоухание нежное распространялось вокруг.

Символично, но с обретением мощей начинается духовное возрождение Белгородчины. Всю свою жизнь святитель Иоасаф посвятил любви к Богу, которая проявлялась в любви к людям. Он много делал для восстановления монастырей, храмов.

И процессы возрождения Святого Белогорья говорят о том, что свт. Иоасаф и сейчас с нами и молится о нашей земле.

Восстановлен замечательный исторический и религиозный памятник – Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь. С 1995 в нем года начались богослужения.

В пещерном храме редчайший керамический иконостас. Тысячи поломников приезжают сюда, не только для того, чтобы увидеть уникальные меловые пещеры, а прежде всего для укрепления своих духовных сил, для молитвы в этом святом месте.

В 1993 году основан Марфо-Мариинский женский монастырь в Белгороде.

В начале мая 1995 года состоялось освящение храма во имя святых апостолов Петра и Павла и мемориал «Звонница» на третьем поле славы русского оружия в поселке Прохоровка, на месте величайшего танкового сражения Великой Отечественной войны. В самом храме разместилось 8 тысяч имен солдат и офицеров Советской Армии, погибших под Прохоровкой.

В Губкине построен Спасо-Преображенский собор, второй по величине в России после храма Христа Спасителя в Москве.

В Ракитянском районе восстановлены храмы в селах Бобрава, Венгеровка, Дмитриевка, в поселке Пролетарский.

Тысячи паломников посещают Свято-Никольский храм и могилу Серафима Тяпочкина.

Дважды в год, в августе и сентябре, совершается в Белгороде Крестный ход с нетленными мощами свт. Иоасафа. В прошлом году он проходил еще и с Песчанской иконой Божией Матери, которая была обретена свт. Иоасафом. (Приложение 9)

На эти Крестные ходы приезжают люди не только из Белгорода, но и из очень многих городов и сёл. Духовно чуткие и мудрые люди знают цену этому событию. Они ощущают каждодневно помощь святителя в своих больших и малых делах.

Из выше сказанного следует, что память о Небесном покровителе Святого Белогорья жива в сердцах людей. Многое напоминает нам сегодня о святителе Иоасафе на Белгородчине. Он является великим молитвенником за нас и нашу землю перед Богом. (Приложение 10).


Заключение.
Проведенные нами исследования позволили сделать следующие выводы:
1) Воспитание Иоакима в благочестивой православной семье способствовало его религиозной настроенности.

А учеба в Киевской Академии, общение с монахами Киево-Печерской Лавры окончательно утвердило его намерение принять монашество.


2) Изучив этапы пасторского служения Иоасафа, мы увидели, что его отличали такие качества как: трудолюбие, заботливость, неподдельная вера, которая подкреплялась делами.

Все это не могло остаться незамеченным.


3) Время служения в Белгородской епархиии является одним из значимых периодов в жизни Иоасафа.
Он проявлял безграничное милосердие, любовь к людям и снисхождение к их немощам. И наряду с этими качествами прослеживается также повелительная строгость и непреклонность воли.
Святитель Иоасаф много сделал для православной церкви, для возрождения духовности. Чем заслужил безмерную любовь и уважение к себе.
Все дела милосердия св. Иоасаф старался творить так, «чтобы ле­вая рука не знала, что делает правая». (Мф. 6,3).

Деятельное служение ближним и подвиг внутреннего делания – вот два полюса созидания образа Божия, которые сумел объединить в себе Святитель в годы руководством епархией.


4) Святитель Иоасаф и после смерти остается верен своей вере, это подтверждается той помощью, которую люди получают от его нетленных мощей.
5) Жизненный подвиг Иоасафа заключается в безграничной любви к Богу, которая выражалась в любви к людям.

Недаром святителя Иоасафа называют хранителем заповедей Божьих и «заветов Христовых носителем». Много лет отделяет нас от его жизни, но и сейчас можно с уверенностью сказать, что такие его душевные качества как любовь, милосердие, терпение, доброта – это пример для подражания многим людям XXI века, а жизнь Святителя Иоасафа – образец патриотизма, духовного и нравственного совершенства. Он является великим молитвенником за нас и нашу землю перед Богом.



Память о Небесном покровителе Святого Белогорья жива в сердцах людей. Многое напоминает нам сегодня о святителе Иоасафе на Белгородчине. Его чтили наши далекие и близкие предки, чтим мы, и будут чтить потомки.

Литература.


  1. Акафист и житие иже во святых отцу нашему Иоасафу, епископу Белгородскому./ Преображенский кафедральный собор. Белгород 2005.




  1. Давыдов В.И. Духовные родники Святого Белогорья. Белгород 1999.




  1. По Иоасафовским местам Святого Белогорья / автор текста А.Н. Крупенков; Фото Е.И. Журавлева; ред. протоиерей Олег Кобец. – Белгород: Изд-во «Константа», 2005. – 24 с.




  1. Русские монастыри. Издательство «Очарованный странник – АФ» - Издательство «Троица» - Москва. 2006




  1. Цветаева А. О чудесах и чудесном. М. «Буто-пресс» 1991.