страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Исследование стратегий поведения в конфликтных ситуациях на ранних этапах профессионального - страница №1/1
![]() Электронное научное издание «Труды МГТА: электронный журнал» Кондакова С.Б., канд. психол. наук, преподаватель МГППУ Исследование стратегий поведения в конфликтных ситуациях на ранних этапах профессионального становления студента-психолога Аннотация Изучаются предпочтительные стратегии поведения в конфликте, их особенности и соотнесённость их с профессионально важными качествами студентов на первых этапах профессионального становления. Ключевые слова Профессионально важные качества, стратегии поведения в конфликте. Личностные особенности студентов-психологов заслуживают исследовательского внимания уже потому, что главный инструмент профессионального психолога – его собственная личность. Однако большинство работ в данной области до настоящего момента ограничивалось изучением профессионального становления личности психолога на разных этапах обучения в вузе. В современном обществе существует точка зрения, согласно которой личность психолога гармонично развита, «беспроблемна», неконфликтна и общительна по определению профессионально важных качеств, которые обыватели ожидают встретить в представителе этой профессии (С.Л. Братченко, Д.А. Леонтьев, Н.В. Самоукина). Кроме того, обывателю свойственен и противоположный взгляд, подмеченный В.Леви: «Я считаю, что психология – это шарлатанство, а психологи – это шарлатаны». Предполагаем, что подобное суждение возникает в результате обманутых ожиданий, когда кто-то не встретил в психологе умения гармонично разрешать конфликты. Обманутые ожидания в частных случаях подрывают доверие общества к представителям психологических специальностей вообще, и без того пока слабо укоренившееся в нашем обществе. В этой связи изучение профессионально значимых личностных особенностей будущих психологов приобретает особую актуальность. Желая выяснить, чем отличается психолог от обычного человека, Р.Б. Кетелл в 1979 году впервые провёл посвящённое этому вопросу исследование. В результате ему удалось составить «средне-типовой» портрет психолога, который выглядел следующим образом:
Проанализировав список качеств, присущих средне-типовому портрету психолога по исследованиям Р.Б. Кеттелла, для исследования мы выбрали последнюю характеристику. Основанием нашего выбора было следующее. Для эмпирического изучения некоторых из перечисленных Р.Б. Кеттеллом личностных качеств психолога, по настоящее время не существует релевантных исследовательских и формирующих методик. Например, условия формирования таких качеств как настойчивость, предприимчивость, независимость, сензитивность пока недостаточно исследованы. Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации, способность предпочесть наиболее эффективную и адекватную стратегию представляется нам качеством, наиболее интересным в представленном списке, заслуживающим первоочередного исследовательского внимания. Наш интерес оправдан тем, что выбор адекватной ситуации стратегии поведения в конфликте в наибольшей степени, по сравнению с предыдущими признаками, предполагает владение профессиональными навыками, в наибольшей степени определяется профессиональным обучением и наработкой профессиональных навыков. Целью нашего исследования является изучение предпочитаемых стратегий поведения в конфликтных ситуациях у студентов-психологов на ранних этапах профессионального становления. Логика представления данных исследования. Результаты по методике К.У. Томаса (данные по каждой отдельной стратегии поведения), представленных в таблице 1, показывает, как выборка в целом проявляет характер изменения стратегий поведения от курса к курсу. Таблица 1. Оценка изменчивости/постоянства стратегий от курса к курсу
По результатам видно, что стратегии, считающиеся менее адаптивными, вообще реже избираются студентами 1, 2 и 3 курсов обучения на психологических факультетах. Может настораживать, что сотрудничество, как наиболее адаптивная стратегия, уступает место компромиссу – бесконфликтной, но не самой профессиональной стратегии поведения в конфликтной ситуации. Поскольку понимаем, что средние данные по выборке дают лишь самое обобщённое представление о характеристиках психологического феномена в группе испытуемых, мы разделили выборки каждого курса по уровням выраженности каждой из пяти стратегий.
Высокий уровень выраженности определённой стратегии поведения в конфликтной ситуации, характеризующий большую интенсивность определённого типа реакции испытуемого в конфликтной ситуации, указывает на большую определённость испытуемых в типах их реакций. При низком и среднем уровне выраженности определённых стратегий поведения испытуемые в различных конфликтных ситуациях могут проявлять различные стратегии, т.е. неуместно экстраполировать полученный нами результат исследования на последующий опыт поведения в конфликтных ситуациях. Полученные результаты по методике Андреева показали, что уровень конфликтности в целом на втором курсе повышается, а на третьем снижается по сравнению с первым и вторым (рис. 1). ![]() Рис. 1. Средние значения конфликтности в процентах Однако возможно рассмотрение выраженности конфликтности по уровням: низкий, средний и высокий. Выделение этих уровней позволяет подробнее охарактеризовать конфликтность студентов-психологов. Количество студентов, демонстрирующих по методике В.И. Андреева высокий и низкий уровень конфликтов, сокращается, но увеличивается количество проявляющих средний уровень конфликтности. Можно интерпретировать это как нивелирование крайних форм проявления уровня конфликтности в процессе профессионального становления. Анализируя результаты, полученные по методике Фромма, по данным выборки можно говорить о том, что в основном к 3 курсу процент проявления четырёх основных стратегий поведения личности в конфликте повышается, правда не на очень большую величину (от 1 до 4%). Существует и обратное явление: пятая стратегия поведения, сотрудничество, имеет тенденцию к понижению, однако и тут имеем дело с довольно маленькой величиной (2%). Рост предпочтения конкуренции как стратегии поведения в конфликтных ситуациях, у студентов третьего курса, при статистической обработке данных с применением U критерия Манна-Уитни оказался не достигающим уровня статистической значимости. Неизменно доминирующей стратегией поведения на всех трёх курсах является стратегия сотрудничества. Преобладание её предпочтения достигает уровня статистической значимости на всех трёх курсах. По результатам методики Э.Фромма, безусловный лидер среди прочих стратегий – сотрудничество, далее по нисходящей располагаются стратегии компромисса, приспособления, избегания и конкуренции (наименее выраженная стратегия). Полученная закономерность характерна для всех трёх курсов. Выводы. Нами были измерены особенности стратегий поведения в конфликтных ситуациях и уровни конфликтности у студентов разных курсов. Было выяснено, что:
В настоящее время исследовательская работа продолжается, мы предполагаем на основе полученных в ходе эмпирического исследования данных составить программу социально-психологического тренинга, основной целью которого будет обучение эффективным и адекватным стратегиям поведения в конфликтной ситуации. Кондакова С.Б. Исследование стратегий поведения в конфликтных ситуациях на ранних этапах профессионального становления студента-психолога |