Использование словесно-изобразительных сочинений как способ развития творческого потенциала школьников - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Использование словесно-изобразительных сочинений как способ развития творческого - страница №1/1

"Использование словесно-изобразительных сочинений как способ развития творческого потенциала школьников"

Из опыта работы учителя русского языка и литературы

МКОУ СОШ № 9 г. Аши Челябинской области

(с начальной профессиональной подготовкой)

Симанович Татьяны Николаевны

Каждому человеку, вступающему в современный сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Цель современного учителя – комплексная подготовка учащихся к новому видению предметного мира на творческом уровне. Ведь творческая личность – это личность саморазвивающаяся и самореализующаяся, готовая к решению проблем и нетривиальных задач. Творчество – это не удел только немногих избранных людей, гениев, создавших великие художественные произведения, сделавших большие научные открытия или изобретших какое-нибудь усовершенствование в области техники. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей это новое ни казалось. Огромная часть из всего созданного человечеством принадлежит объединению многих крупиц индивидуального творчества. Следовательно, задача учителя – так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Этому могут способствовать различные активные формы и методы обучения.

В своей практической деятельности как учителя русского языка и литературы я пришла к выводу: чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к учебной деятельности, нужно саму учебную деятельность строить особым образом, т.е. систематически и целенаправленно ориентировать школьников на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности. Формы работы могут быть различными. Хочу поделиться наработками по одной из них – использованию словесно-изобразительных сочинений на уроках литературы.

Язык искусства - наиболее сложный из всех, которые известны миру. Сократ толковал о божественном происхождении искусства, Аристотель утверждал, что искусство глубже науки объясняет мир и совершает очищение человека. И я верю в силу искусства слова, которое в гармонии с другими средствами эстетического воздействия способно разбудить ум и сердце ребенка. Поэтому в работе с детьми, начиная с пятого класса, в системе даю творческие задания, которые “переводят” художественные произведения на язык других видов искусства. Предоставляю учащимся возможность окунуться в процесс творчества, создать собственную творческую “лабораторию”, в которой можно было бы попробовать разные способы самовыражения: через рисунок, театрализацию, музыку, создание собственного произведения того или иного жанра.



Психологами давно установлено, что у детей всех возрастов лучше всего развито зрительное восприятие. У каждого ребенка очень рано рука начинает тянуться к цветным карандашам и краскам. В рисунках он выражает себя, свое восприятие мира и представление о нем. С годами эта потребность как бы притупляется, но стоит дать толчок, как она может проявиться в новом качестве. Я, например, провожу комплексные словесно-изобразительные сочинения. В чем суть такой работы?

Учащиеся должны в красках выразить свое понимание той или иной темы и дать ему словесное обоснование. Можно пользоваться и просто сочетаниями цветов, цветовыми пятнами. Напоминаю о том, что в живописи различают холодные тона (черный, синий, голубой, фиолетовый) и теплые (желтый, оранжевый, красный, малиновый и т.п.). Теплые цвета словно приближают предметы, холодные - отдаляют. Такая словесно-изобразительная творческая работа, во-первых, заставляет ученика в целом продумать тему и средства ее отражения в композиции рисунка, для чего иногда требуется проанализировать весь творческий путь поэта или писателя. Во-вторых, школьники отбирают из своих впечатлений самые яркие зрительные образы, при этом в анализ текста включается образное и ассоциативное видение. В-третьих, автор работы подбирает цветовую гамму, обнаруживая тем самым глубину постижения темы и особенности ее восприятия. В-четвертых, ученик обосновывает свой выбор словесно, что развивает его речь.


Темы и формы работы предлагаю самые разные. В пятом классе обычно начинаем с уроков-путешествий по сказочной стране: пятиклассники рисуют свою сказочную страну, пишут сочинение и на уроке проводят экскурсию по своей карте. Ученикам предлагается и более сложный и трудоемкий вид работы – создание собственной современной сказки или книги сказок, они пробуют свои силы и в качестве автора, и в качестве иллюстратора, и в качестве «издателя». Словесно-изобразительное сочинение «Каким я представляю себе Лукоморье» требует фантазии, поиска и в то же время вкуса и чувства меры (ведь дети иллюстрируют произведение А.С. Пушкина). По рассказу В.П. Астафьева “Васюткино озеро” учащиеся составляют карту-схему путешествия Васютки, по которой делают подробный пересказ. «Карта души» литературного героя – действенный способ проверки знаний учащимися текста произведения и – что важнее – проникновения в авторский замысел и сопоставления его с собственной позицией. Знакомясь с сатирическими произведениями М.Е. Салтыкова-Щедрина, учащиеся не только «перерабатывают» текст, составляя киносценарий, но и рисуют кадры кинофильма. При изучении творчества Н.В. Гоголя в пятом классе дети пересказывают отрывки из его произведений близко к тексту, затем составляют иллюстрированные небылицы “Ночь перед Рождеством”; в восьмом классе по комедии «Ревизор» пишут работу «Город N вчера и сегодня». Изучение поэзии не обходится без подобного вида работы. Так, при изучении темы «Родная природа в лирике С.А. Есенина» творческое домашнее задание, предполагающее создание на основе впечатлений от прочитанных стихотворений узоров, орнаментов, иллюстраций по собственным впечатлениям, дает возможность самостоятельно выбрать путь решения конкретной учебной задачи, школьник учится доказывать свое мнение и уважать чужое, учится самоконтролю и сопереживанию. Словесно-изобразительные сочинения помогают учащимся отразить дух времени. Предлагая такие работы, как «Современные ОКНА РОСТа», «Сатира в современной России», нацеливаю старшеклассников на просмотр периодических изданий и нахождение в них материалов, созвучных творчеству В.В. Маяковского, М. Зощенко, Тэффи, А. Аверченко, что убеждает в актуальности их сатиры сегодня.

Я остановилась на тех видах творческих работ, которые связаны с изобразительным искусством. Ученики всех классов работают над такими сочинениями с большим интересом (по крайней мере, и качество, и количество выполненных работ говорит в пользу такой формы творческой работы). После сочинений такого плана дети совсем по-другому читают художественные произведения. Это осознанное внимание подготовлено собственным творчеством.



Таким образом, развивая творческие способности учащихся, стараюсь пробудить интерес к литературе. “Ведь интерес, - считает А.В. Чичерин, - это деятельная пытливость ума, стремление переходить от звена к звену, раздвигая границы знания... Интерес - это движение, это диалектика в том смысле, что уже известное лишь повод движения к еще неизвестному”. Интерес, возбужденный творческими заданиями, поддерживаю и развиваю последующей серьезной, глубокой работой над произведениями. Иначе, вспыхнув на какое-то время, он неизбежно погаснет.