Использование игровых технологий - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Применение игровых технологий на уроках биологии 1 153.48kb.
Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов... 1 48.76kb.
Использование компьютерных технологий в деятельности милиции 2 456.34kb.
Использование информационных технологий в дошкольном образовании 1 92.74kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных... 1 303.74kb.
Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и... 1 84.42kb.
Использование информационных технологий в учебном процессе, как элемент... 1 92.88kb.
Тип урока: обобщение знаний по изученным 2 417.77kb.
Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании... 1 160.21kb.
Опыта: «Использование коммуникативных технологий, как средство повышения... 2 445.38kb.
Дружная семья 1 36.63kb.
Всероссийские олимпиады по русскому языку. 9-11 классы 1 316.67kb.
- 4 1234.94kb.
Использование игровых технологий - страница №1/1

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждениедля обучающихся, воспитанников сограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат 1 вида №1»КГБСКОУ СКШИ 1 вида 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

в общеобразовательной школе- интернате

для слабослышащих детей.
Учитель русского языка и литературы

Иванченко Альфия Турахановна

Хабаровск 2013


Многолетний опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании неслышащего ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Организатором игр на уроке, конечно же, является учитель. От его мастерства, от его знаний зависит активность учащихся. Думаю, что работа с занимательными играми на уроках русского языка обладает исключительными обучающими возможностями. Именно такая работа на уроках обеспечивает базу для формирования важнейших умений и навыков в области словообразования, грамматики, орфографии.

В процессе работы с занимательными играми затрагивается не только зрительная память, сколько интеллект ребенка, его аналитические возможности. В связи с этим у неслышащего учащихся более активно развивается умственная способность к языковой догадке. Чему же учатся дети, играя в такие игры? Так, например, для лучшего усвоения темы «Имя существительное» (5 класс) использую игру «Пароль - задание». Ученики входят в класс на урок только после ответа на пароль – задание. Пароль придумывают сами дети. Он составляется по изученному материалу, объем которого объявляется заранее.

Например, часовые предлагают входящим такие задания:



  • назови все падежи

  • назови падежные вопросы

  • приведи пример существительных I, II, III склонений

Что касается трудностей при выполнении заданий, то они не возникают, если правильно выбрать вариант игры, который соответствует возрастным и индивидуальным особенностям игроков. Сделать это нетрудно, достаточно внимательно прочитать правила и методические рекомендации к ним. При разработке игр я старалась, чтобы они не загружали детей, а создавали ситуацию успеха и на положительном эмоциональном настрое пробуждали желание чему-то учиться и узнавать что-то новое.

Все игры по-своему интересны. Их можно применять на уроках по всем существующим программам. Они могут быть использованы также для индивидуальных и групповых занятий. С помощью дидактических игр на уроках легко организовать коллективную работу или работу в малых группах в зависимости от особенностей группы или класса. Кроме того, эти игры могут стать существенным подспорьем при коррекционной работе с детьми. Ведь не секрет, что неслышашие дети неодинаковы по уровню способностей, подготовки, и если они испытывают трудности, интерес к обучению падает.

Добавлю, что развивающая игра – увлекательное занятие для учителя и для ученика. При этом характер занимательных заданий и упражнений по темам может быть очень разнообразным. Сразу станет ясно, какой материал усвоен учащимися, а какой нет, успешно ли идёт процесс становления у учеников навыков грамотного письма.

Я глубоко уверена, что фундамент грамотности закладывается в начальных и пятых, шестых классах. Поэтому с учениками нужно больше заниматься и играть в развивающие игры. А это вызовет интерес и желание больше узнать, учить думать, логически мыслить, конечно же, общаться друг с другом.

Надо, чтобы каждый урок, каждая даже самая трудная тема вызвала интерес у школьников, желание больше узнать, чтобы потом этими знаниями уверенно пользоваться в жизни.
Достаточный опыт работы с неслышащими детьми, знание психологии таких обучающихся помогает определить главные задачи, стоящие передо мной, учителем русского языка и литературы: повышение учебной мотивации, развитие познавательного интереса к русскому языку, и, наряду с этим, воспитание личностных качеств детей.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает речь, познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Разработано большое количество учебных игр. Уделено им внимание и в методике преподавания русского языка. Игры, применяемые на уроках русского языка, многогранны и разнообразны. Их классификация может быть различна. Можно выделить следующие основные группы.

• По форме использования на уроке и содержанию игры делятся на настольные, дидактические, подвижные, деловые, интеллектуальные.

1. Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т.д. Особенность настольной игры – наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача.
2. Дидактические игры являются важным средством активизации познавательной деятельности школьников, развития их самостоятельности и мышления. Они имеют некоторые особенности. В них нельзя играть слишком медленно или слишком быстро. Это снижает интерес к игре. Разновидности этих игр: словесная дидактическая игра, сопровождаемая передачей мяча от учителя к обучающемуся, различные формы диктантов ( например, музыкальный), различные виды письма.
3. Подвижные игры : со стихотворением, сюжетные игры с личным участием детей и т.д.
4. Деловые игры развивают у детей фантазию, основанную на приобретенных знаниях, учат рассуждать, доказывать, сравнивать.
5. Интеллектуальные игры, классическими примерами которых являются шашки и шахматы, вызывают у ребят большой интерес. К ним относятся загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, логорифы, рассказы-загадки.

• Игры и игровые задания- упражнения можно классифицировать по школьным разделам языкознания. Занимательный игровой материал учитель сможет применить в ходе изучения ведущих разделов школьного языкознания, таких как: «Фонетика», «Морфология», «Лексикология», «Синтаксис».



  1. К разделам «Фонетика» и «Графика». Расшифруйте анаграммы. Если какое- либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называют анаграммами ( греч. «ана»- пере, «грамма»- буква): «липа»- «пила». Условие: Участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно - игровую ситуацию. Задание: Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв в другом порядке: атлас (салат), акт (так), адрес (среда), рад (дар), армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ ( бор, роза, раб), слово ( волос, вол ), чувство ( ус, вот). Методические цели и задачи: - Развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; - развитие речи учащихся; - сплочение коллектива; развитие коллективизма у учащихся; - воспитания у учащихся чувства языка.

  2. К разделам «Лексикология и фразеология» . Собери фразеологизм. Собери пословицу. Угадай слово по его описанию.

  3. К разделу «Морфология». Эстафета восторга (к теме «Глаголы и их роль в нашей речи» ) Задание: Используя данные глаголы , обозначающие чувства (любить, радоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать), составьте словосочетания или предложения. Условие: Для выполнения этого игрового задания школьники делятся на две команды и рассаживаются по рядам друг за другом. Ведущий дает членам команд, сидящим первыми, карточки с записанными на них глаголами чувства. Выполнив задания, члены команд передают карточки сидящим сзади. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее (выразительнее) составит словосочетания и предложения. Методические цели и задачи: - дети знакомятся с глаголами, выражающими чувства; знакомятся с синонимами, синонимическим рядом; учатся различать оттенки синонимов; обогащение словарного запаса учащихся; развитие речи учащихся; развитие чувства коллективизма у учащихся; воспитание у учащихся чувства языка.

  4. К разделу «Синтаксис». Угадай подлежащее! ( к теме «Главные члены предложения. Подлежащее». ) Задание: Ведущий предлагает загадки, в которых даны сказуемые, но нет подлежащего. Дети отгадывают каждую загадку и вставляют отгадку- слово- подлежащее- в текст загадки.

1.Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. ( Дерево )

2.Крыльями машет, а улететь не может. (Ветряная мельница ) Условие: Дети должны соблюдать очередность, не выкрикивать, т.к. ответ не будет засчитан. Методические цели и задачи: знакомство учащихся с главными членами предложения; знакомство с подлежащим; развитие у учащихся смекалки, находчивости; - воспитание у неслышащих учащихся чувства языка.

• Игры можно классифицировать в зависимости от того, на каком этапе урока они могут использоваться.

Как бы не классифицировались игры, их значение в развитии обучающихся велико. Игру можно считать выполнившей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает


1. Не только освоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьников умения учиться;
2. Осознание школьником своих занятий в классе не как игры в школу, а как учение.
Применение игровых технологий помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, с развитием речи, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, расширяет их кругозор что, несомненно, способствует познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации и, конечно, позволяет детям чувствовать себя детьми.
Систематическое включение занимательного материала в уроки позволяет не только обогатить учебно-воспитательный процесс, но и заставляет неслышащих учащихся по-другому взглянуть на предмет.

Список литературы


1. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!»: Пособие для учит. - 2-е
изд., М.: «Просвещение», 1988
2. П.М. Баев /Играем на уроках русского языка, М., 1989
3. З. В. Дощицына. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе / Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. М.; 1994
4. Игра как средство обучения младших школьников: Метод. пособие. Новокузнецк: изд. НПК, 1998
5. Е. И. Коновалова / Нестандартные уроки. М.; Дрофа, 2002
6. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальной школе: Попул.пособие для родит. и педагогов. - Ярославль «Академия развития», 1997
7. Коменский А.Я. Великая дидактика. Прилож. к ж. «Начальная школа»,1975, с.108
8. Макаренко А.С. Собр. соч. в 7 томах. - М., изд. АПНРСФСР, 1983, т.4
9. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. - М.-Л., 1948-1952, т.5
10. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978

Достаточный опыт работы с неслышащими детьми, знание психологии таких обучающихся помогает определить главные задачи, стоящие передо мной, учителем русского языка и литературы: повышение учебной мотивации, развитие познавательного интереса к русскому языку, и, наряду с этим, воспитание личностных качеств детей.


Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка

«Конкурс знатоков русского языка»

(внеклассное мероприятие по русскому языку 6-7классы)



Цель:

- проверка знаний и умений учащихся в условиях более сложных по сравнению с этапом обучения;

- создание проблемных ситуаций и типов заданий поискового характера;

- воспитывать любовь к слову и речевой культуре;

- развитие сообразительности, чувства слова.

( в викторине участвует 2 команды, каждая из которой имеет свой лозунг, название команды, эмблему)



Ход мероприятия:

Слайд 1

Ведущий:

- Дорогие друзья! Сегодня мы проводим конкурс знатоков и любителей русского языка. Это конкурсы, игры, викторины. Это победы и успехи в обмене информацией и знаниями о русском языке.



Слайд 2

I Конкурс грамотеев

  1. Объясните условия выбора гласной в словах :

Соб.раю выб.раю

Раст.раю сд.раю

Бл.щу бл.стаю

Выб.ру заж.гаю

Расст.лю расст.лаю

Слайд 3


  1. Запишите как можно больше глаголов, которые употребляются только в возвратной форме.

(бояться, смеяться, гордиться, улыбаться, здороваться, надеяться…)

Слайд 4

  1. Подберите синонимы к словам:



Уходить - …. (удаляться, скрываться…) догадаться - …(сообразить, додуматься…)

Увидеть - …(заметить, увидать…) обматывать - …(обвивать, обвертываться…)

Снять - …(скинуть, сбросить, сорвать…) совершаться - …(происходить, твориться…)

Слайд 5


  1. Какую роль играют глаголы в отгадках к следующим загадкам?

1.Дружнее этих двух ребят 2.Фальшивят, путают слова,

На свете не найдешь. Поют кто в лес, кто по дрова.

О них обычно говорят Ребята слушать их не станут:

Водой… (не разольешь) От этой песни… (уши вянут)

(Данные выражения являются фразеологизмами, где глаголы употребляются в переносном смысле)

Слайд 6


  1. Подберите синонимы к каждому лексическому значению многозначного глагола в стихотворении Г.Демыкина.

Пять рабочих ставят дом.

Ставит опыт агроном

(Он растит такую рожь –

С головой в неё уйдешь)

Ставит счетчик монтер.

Ставит фильмы режиссер

(Снял он сказку «Колобок»,

Чтобы ты увидеть мог).

Мама ставит пироги

(Подойди и помоги)

А диагноз ставит врач:

«Просто насморк. Спи, не плачь!»

Если кончился рассказ,



Ставить точку в самый раз.

(Синонимы: 1)строят 2)организуют 3)устанавливает 4)снимает 5)замешивает 6) распознает болезнь 7) писать )



II Конкурс интеллектуалов

Слайд 7

  1. Шуточные вопросы (каждой команде по 2 вопроса)

1 Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?

(бежать со всех ног)

2 Есть ли ноги у газет (есть, когда их держат 2вверх ногами»)

3 В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (знать как дважды два)

4 В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (делать из мухи слона)

Слайд 8


  1. Назовите одним словом.

I команда

1.Остановка в пути во время похода (Привал)

2.Первые буквы имени и отчества (Инициалы)

3.Территория, на которой запрещена охота, ловля рыб, вырубка леса (Заповедник)

4. Бег по пересеченной местности (Кросс)

5.Начало реки (Исток)



II команда

1.Лицо, управляющее оркестром (Дирижер)

2.Лыжная гонка со стрельбой (Биатлон)

3.Круглое окно в борту корабля (Иллюминатор)

4. Искажение черт лица (Гримаса)

5.Задняя часть судна (Корма)



Слайд 9

  1. Найди новое слово.

- Пользуясь данным словом, составьте новые – кто больше?

Промокашка - …

(Каша, кошка, комар, паром, мошка, пар, рак, шар, ромашка, окрошка, окоп, мак…)

Слайд 10


  1. Строим пирамиду.

- Кто быстрее построит пирамиду из слов, значение которых приводятся (все слова должны быть на букву – э)

I команда

1.Эпоха, период (Эра)

2.Белая поверхность, на которой демонстрируется фильм (Экран)

3.Вывоз товара за границу (Экспорт)

4.Движущаяся лестница (Эскалатор)

5.Научный опыт (Эксперимент)

II команда

1.Отражение звука от предметов (Эхо)

2.Набросок рисунка, картины (Эскиз)

3.Испытание по учебному предмету (Экзамен)

4.Отдельный предмет на выставке, в коллекции (экземпляр)

5.Тот, кто проводит экзамен (Экзаменатор)

Слайд 11

- Проверим, какие же пирамиды у вас получились…



Слайд 12

  1. «Исправь ошибки»

- Исправьте ошибки, приводящие к искажению смысла

1. Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

(Ошибки при расстановке знаков препинания.

Пальцев у него двадцать, пять на каждой руке, десять на ногах – всего двадцать)

2.Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.

(Когда солнце село, с блеянием и ревом прошло стадо)



III «Ума палата»

Слайд 13

  1. «Сло-го-ви-цы»

- В слоговице каждая цифра обозначает какой-нибудь слог, из которых состоят слова в загадках.

Например: 1-2- сос-на; 2-1- на-сос.

1Команда

1-2-3- у всех фигур свои ходы,

4-5-6-брось в автомат- попьешь воды,

1-6-завод в глубоких недрах гор.

(шах-ма-ты, мо-не-та, шах-та)

2 Команда

1-2-3- на небе мост семи цветов,

4-5-1- с ней дружит множество певцов,

6-7-5- мишень для шайбы и мяча,

6-8- бьет тонкой струйкой из ключа

(ра-ду-га, ги-та-ра, во-ро-та, во-да)

Слайд 14


  1. «Что лишнее?»

- На горизонте появились ледяные айсберги. (Айсберги – это и есть ледяные горы). Найдите лишние слова в предложениях.(Каждой команде дается 1 минута)

1.Он сидел облокотившись локтями о стол.(Локтями)

2.На Камчатке много горячих гейзеров. (Горячих )

3.Это очень прекрасный фильм. (Очень)

4.В тот вечер я не успел закончить работу до конца.(До конца)

Слайд 15


  1. «Шарады»

1.Корень мой находится в «цене».

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Весь же – в дневнике или журнале.

(о+цен+к+а)

2.В «списке» вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в «собрании» встретите вскоре,

В слове «рассказ» вы приставку найдете,

В целом – по мне на уроки пойдете.

(рас+пис+ани+е)



Слайд 16

  1. «Знаете ли вы?»

- Ответьте на вопросы (вопросы задаются по очереди каждой команде)

1.Самый веселый человек, который живет на крыше. (Карлсон)

2.Автор стихов «Дядя Степа» (С.Михалков)

3.Волшебник, колдун, маг… (Чародей)

4.Деревянный мальчик, герой сказки. (Буратино)

5.Известный баснописец (И.Крылов)

6.Имя колдуньи из поэмы А.Пушкина «Руслан и Людмила» (Наина)

7.Имя мальчика-луковки. (Чиполлино)

8.Великий русский писатель, автор стихотворения «Парус» (М.Лермонтов)

Слайд 17


  1. «Анаграммы»

1.Из меня пальто и брюки,

И костюм весьма хорош.

Переставь местами буквы –

В геометрии найдешь.

(сукно-конус)

2. Он живет в моей квартире,

И живем мы в дружбе, мире,

А прочтешь наоборот –

Он в квартире свет зажжет.

(кот-ток)



IV «Что? Где? Когда?»

- Английский поэт, автор известной книги про Маугли, Киплинг писал:

Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг, - все знаю я от них.

Они по знаку моему являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.

Задания этого тура решаются в строгом временном отрезке обеими командами.

Слайд 18

1.Что за птица?

Вычеркни буквы, что в этой таблице

Встретятся дважды, и выяснишь ты,

Кто на песочке оставил следы.

Длинное имя у маленькой птицы.

э ш б ф ю в х д ч ц е

б д л т э м р a я ш н

ж с е п о ц л г и у х

и в м з ж п к н ю ч а



(трясогузка)

Слайд 19

2.Кто быстрее?

- Подберите 10 существительных с одной гласной.

(взгляд, горсть, спектр, гвоздь, шерсть, груздь, фильтр, гроздь, грусть…)

Слайд 20

3.Кто что несет?

Упражнение для глаз!

Буквы вычеркни скорей

Те, которые два раза

Встретишь в азбуке моей.

И тогда прочесть ты сможешь

И в ответе сообщишь:

Что везет на тачке ежик?

Что несет в мешочке чиж?

Я В Б Д Л М О П К Ю И

В Г Д Ж Ф М П С Т Ю Э

З Г Ё Ф Р Ж Н С А Т Э


(яблоки, зёрна)

Слайд 21

4 Расшифруй слова.

- В каждой строчке спряталось по два слова.

1.П Ч Е А Н А СЫЛ

Что над школьной дверью?

Что в твоем портфеле?

(часы, пенал)

2.Г К А Р В О З А Д И С Ь К А

Где цветок, где рыба, отыскать попробуй.

(карась, гвоздика)

Слайд 22

5.Огадай-ка

1-2-3-сказанье о богатырях,

4-1-5 – волк тащит по лесу в зубах,

5-6-7- сродни волшебнику и магу,

4-6-8- ведет, не делая ни шагу.

(бы-ли-на, до-бы-ча, ча-ро-дей, до-ро-га)



V Мини-кроссворды.

- Способность увидеть неожиданное в привычном, умение удивляться и мгновенно соображать – непременное качество любознательного человека. Итак, задание: кто быстрее впишет слова в клетки, где уже есть ключевые буквы, составляющие определенное слово.

Слайд 23

1.Раз, два, три!




Р

А

З




«Раз» состоит из слов,







Д

В










А

«Два» - небольшой засов,




Т

Р

И



«Три» - над рекой парит,



Р

А

З










«Раз», рот раскрыв, стоит,




Д




В

А













«Два» на лугу растет,

Т










Р

И




«Три» ты берешь в поход.

(1-фраза, 2-задвижка, 3-стриж, 4-разиня, 5- одуванчик, 6 – топорик)



Слайд 24

2. Пять львов










Л

Е

В







Первый ЛЕВ - властитель домны,

Л

Е

В










А второй - цветочек скромный,













Л

Е

В




Третий ЛЕВ – царица в сказке,







Л

Е

В













ЛЕВ - источник новостей




Л

Е

В







Пятый – корм для лошадей.

(1-сталевар, 2-левкой, 3-королева, 4-телевизор, 5- клевер.)



Слайд 25

3.Шесть магов.













М

А

Г




Этот МАГ – большая телега,

М










А




Г

Этот – конь быстроногого бега,







М







А




Г

Этот – придумали люди в Австралии.

М

А

Г






















Этот – и рок, и частушки, и арии,

М

А

Г
















Этот – прекрасный восточный цветок,



















М

А

Г

В этом – различных товаров поток.

(1-колымага, 2-мустанг, 3-бумеранг, 4-магнитофон, 5-магнолия, 6- универмаг)



Слайд 26

4. Шесть ос.

О

С







А

На этой осе в октябре позолота,

О

С







А

А эта растет на лугу у болота,




О

С




А

У этой на лапках зеленые иглы,




О

С










А




На этой опасно устраивать игры,



О

С










А







Эта оса на Луну улетает,




О

С













А

Эта на солнце худеет и тает.

(1-осина, 2-осока, 3-сосна, 4- мостовая, 5- космонавт, 6-сосулька)



Слайд 27

5.Пять раков

Р







А




К




Этот РАК из сатина сшит,

Р

А

К










Этот РАК – на Луну спешит,

Р







А







К

Этот РАК укусил верстак,










Р

А

К

Этот в прошлом – слуга, бедняк,







Р







А




К




Этот РАК – вспорхнул на пень.

(1-рубашка, 2- ракета, 3- рубанок, 4- батрак, 5- куропатка)



Заключение.

Жюри подводит итоги, объявляет победителей.



Используемая литература:

1.Е.А.Евлампиева «Внеклассные мероприятия по русскому языку», Чебоксары, 1999г.



2.Б.Т. Панов «Внеклассная работа по русскому языку», Москва, «Просвещение», 1980г.