Инвалидов и лиц с психическими - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учреждения адаптивной физической культуры и адаптивного спорта 1 123.63kb.
Сообщение является анонимным 1 67.45kb.
Заместитель Председателя Правительства области, М. В. Горемыко 1 112.82kb.
Международный день инвалидов 3 декабря – Международный День инвалидов. 1 70.75kb.
История Паралимпийских игр 1 256.32kb.
Решение проблем инвалидов, в частности, детей с ограниченными возможностями... 1 38.23kb.
Об итогах реализации в 2013 году региональной комплексной программы... 1 68.87kb.
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление... 2 431.67kb.
Тема Правовое положение лиц 1 169.59kb.
Полный пофамильный перечень лиц, успешно прошедших вступительные... 6 2154.34kb.
Полный пофамильный перечень лиц, успешно прошедших вступительные... 20 7024.8kb.
Международный день инвалидов 3 декабря – Международный День инвалидов. 1 70.75kb.
- 4 1234.94kb.
Инвалидов и лиц с психическими - страница №1/8

Азиатское общество по правам инвалидов «Жан»

в рамках государственного социального заказа

Департамента внутренней политики города Алматы

А. Е. Думбаев

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМИ

РАССТРОЙСТВАМИ

Издание второе дополненное

Алматы·2006

ББК 65.9 (2К) 27

Д 82
Думбаев А.Е.

Д 82 Социальная защита инвалидов и лиц с психическими расстройствами. 2-е доп. изд. - Алматы: ТОО РПИК «Дәуiр», 2006. – 264 стр.

ISBN 9965-465-34-7

Данная книга (1-е изд. – 2003 г.) предназначена для широкого круга читателей. Цель издания - повысить информированность заинтересованных лиц в вопросах социальной защиты инвалидов и лиц с психическими расстройствами (детей и взрослых). Также издание направлено на повышение правовой грамотности целевой группы – инвалидов и членов их семей, лиц с психическими расстройствами и их законных представителей, специалистов и сотрудников организаций инвалидов.

В книге освещена проблематика инвалидности и психических расстройств, вопросы социальной защиты инвалидов и лиц с психическими расстройствами в контексте прав человека, приведены действующие нормативные правовые акты в отношении инвалидов, умственно отсталых и психически больных лиц (по состоянию на 01.01.2006 г.).
Публикация данной книги осуществлена в рамках государственного социального заказа «Информирование инвалидов о своих правах и механизмах их реализации», заказчик – Департамент внутренней политики города Алматы, договор №77. Точка зрения, отраженная в данном издании и самим автором, может не совпадать с точкой зрения Департамента внутренней политики города Алматы.


Д 0605010207 без объявл. ББК 65.9 (2К) 27

00(05)-03


ISBN 9965-465-34-7 © Думбаев А.Е., 2006

СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Социальная политика в сфере инвалидности

§1.1. Обзор моделей и политик инвалидности

§1.2. Резюме к обзору моделей и политик инвалидности

§1.3. Обзор казахстанской социальной политики

§1.4. Резюме к обзору казахстанской социальной политики
Глава II. Основы правового положения инвалидов

§2.1. Основные положения Закона о социальной защите инвалидов

§2.2. Установление инвалидности и степени утраты трудоспособности

2.2.1. Порядок освидетельствования

2.2.2. Критерии установления групп инвалидности

2.2.3. Критерии установления степени утраты общей трудоспособности

2.2.4. Критерии установления степени утраты профессиональной трудоспособности

2.2.5. О дополнительных видах помощи и уходе

2.2.6. Порядок переосвидетельствования

2.2.7. О причинах инвалидности


Глава III. Основы правового положения лиц с психическими расстройствами

§3.1. Права лиц с психическими расстройствами

§3.2. Защита прав лиц с психическими расстройствами

§3.3. Ограничение прав психически больных лиц

3.3.1. Принудительные меры медицинского характера

3.3.2. Ограничение осуществления прав и свобод


Глава IV. Социальная защита детей с ограниченными возможностями

§4.1. Права ребенка

§4.2. Коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями
Глава V. Пособия, компенсации и выплаты

§5.1. Государственные социальные пособия

5.1.1. Пособия, их назначение и выплата

5.1.2. Пособия по инвалидности

5.1.3. Пособия по случаю потери кормильца

5.1.4. Пособия по возрасту

§5.2. Специальное государственное пособие

§5.3. Компенсации и пособия отдельным категориям инвалидов

5.3.1. Социальная помощь инвалидам ВОВ и лицам, приравненным к ним

5.3.2. Единовременная компенсация военнослужащим

5.3.3. Единовременная компенсация сотрудникам органов внутренних дел

5.3.4. Единовременная компенсация должностным лицам таможенных органов

5.3.5. Единовременная компенсация сотрудниками органов финансовой полиции

5.3.6. Единовременная компенсация персоналу дипломатической службы

5.3.7. Единовременная компенсация спасателям

5.3.8. Социальное страхование судебных приставов

5.3.9. Гарантии сотрудникам органов противопожарной службы

§5.4. Государственная адресная социальная помощь

§5.5. Пособия по социальному обеспечению за счет средств работодателя

5.5.1. Пособия по временной нетрудоспособности

5.5.2. Пособия по беременности и родам

5.5.3. Порядок назначения и выплаты пособий

§5.6. Иные виды пособий, компенсаций и выплат

§5.7. Государственные пособия семьям, имеющим детей


Глава VI. Льготы и гарантии в сфере здравоохранения, образования и труда

§6.1. Льготы и гарантии в области охраны здоровья

§6.2. Льготы и гарантии в сфере образования

§6.3. Льготы и гарантии в сфере труда


Глава VII. Льготы в сфере жилищных отношений
Глава VIII. Льготы по налогам, сборам и пошлинам

§8.1. Льготы организациям инвалидов

§8.2. Налоговые льготы инвалидам
Глава IX. Освобождение от оплаты юридической помощи
Глава X. Освобождение от воинской обязанности
Глава XI. Мировой опыт в сфере инвалидности: материалы для размышления

§10.1. Что такое инвалидность?

§10.2. Современные принципы социальной политики в отношении инвалидов

§10.3. Новые подходы к обеспечению занятости инвалидов: мировой опыт

§10.4. Принципы обеспечения равенства инвалидов в образовании: мировой опыт

§10.5. Рекомендации, изложенные в документах ООН


Глава XII. Советы по созданию общественного объединения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Медицинские показания, при которых ребенок до 16 лет признается инвалидом

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Классификации нарушений основных функций организма и ограничений жизнедеятельности

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Перечень анатомических дефектов, при которых устанавливается третья группа инвалидности без срока переосвидетельствования

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Перечень медицинских показаний для обеспечения инвалидов средствами передвижения

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Закон РК «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним»

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Особенности алиментных отношений членов семьи инвалида

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Перечень социально значимых и опасных заболеваний

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Правила обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и техническими вспомогательными (компенсаторными) средствами

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Перечень технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения, предоставляемых инвалидам

ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Правила предоставления санаторно-курортного лечения инвалидам и детям-инвалидам

ПРИЛОЖЕНИЕ 12. Правила обеспечения инвалидов специальными средствами передвижения

ПРИЛОЖЕНИЕ 13. Лечение за рубежом

ПРИЛОЖЕНИЕ 14. Перечень видов заболеваний и отдельных категорий населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и специализированные продукты детского и лечебного питания отпускаются по рецептам бесплатно

ПРИЛОЖЕНИЕ 15. Глоссарий

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ИНВАЛИДНОСТИ
Характер влияния любых социально-политических мер на жизнь и положение инвалидов в обществе зависит от концептуальной модели инвалидности, на которой они основаны. Выработка концепции социальной политики в сфере инвалидности зависит от принятой идеологии (с точки зрения экономической рациональности выбора концепции) и ценностей, в основе которых лежат предположения о природе инвалидности и подходах к решению проблем инвалидов.
§1.1. ОБЗОР МОДЕЛЕЙ И ПОЛИТИК ИНВАЛИДНОСТИ
Проделанный обзор в рамках данного исследования показал, что в мировой практике имеется около десятка концептуальных моделей (политик) инвалидности. В зарубежных странах законодательства основываются на той или иной политике инвалидности, поэтому различия подходов в обеспечении прав инвалидов и особенности социальной политики по отношению к инвалидам лежат в выбранной модели инвалидности. Во многих странах используется сочетание моделей инвалидности, то есть социальная политика в сфере инвалидности основывается на отдельных аспектах различных (двух-трех) концепций инвалидности. Предположение о том, что в экономически развитых странах законодательство основывается только на наиболее прогрессивных, новых подходах к инвалидности, не подтвердилось. Необходимо отметить, что в некоторых развитых странах практикуется «сочетанный» подход к решению проблем инвалидов.

Обзор мировых тенденций, политик и практик в сфере инвалидности показывает, что ряд концептуальных моделей инвалидности усиленно пропагандируется, сопровождаемые критикой так называемых «старых» подходов к инвалидности. Особенно это заметно по отношению к социальной («прогрессивной») и медицинской («старой») моделей инвалидности. При этом очень редки замечания о том, что пропагандируемая социальная модель имеет свои минусы и наоборот, критикуемая медицинская модель имеет и свои положительные моменты.


Рассмотрим имеющиеся концептуальные модели инвалидности:

1. моральная (религиозная) модель;

2. медицинская модель;

3. реабилитационная модель или модель функциональной ограниченности;

4. экономическая модель;

5. социальная модель инвалидности, которая имеет различные версии:

5.1. британские модели инвалидности, включающие:

5.1.1. материалистическую модель;

5.1.2. модель независимой жизни;

5.2. американские модели инвалидности, которым относятся следующие модели:

5.2.1. психосоциальная модель,

5.2.2. социально-политическая,

5.2.3. культурная,

5.2.4. человеческого разнообразия;

6. «новейшая» парадигма инвалидности.

В литературе упоминаются и другие модели инвалидности, например – «модель меньшинства», но автор данного исследования считает, что неупомянутые подходы на самом деле являются аспектами той или иной из вышеперечисленных моделей.


Некоторые исследователи предлагают сгруппировать модели инвалидности как:

- «старую» (традиционную) модель, включающую в себя моральную, медицинскую, реабилитационную и экономическую модели – «медицинский» подход к инвалидности;

- «новую» (посттрадиционную) модель – «социальный» подход к инвалидности;

- «новейшую» парадигму инвалидности.

Данная классификация отражает не только исторические аспекты в развитии взглядов на инвалидность, но и имеет под собой практическую направленность. Дело в том, что на основе указанной классификации концепции социальной политики разделяются на традиционные и прогрессивные. Естественно, что т.н. прогрессивные концепции имеют тенденцию к насаждению в национальных стратегиях, что не совсем оправдано с точки зрения целесообразности и эффективности применяемых мер в отношении инвалидов.
1. Моральная (религиозная) модель инвалидности – исторически самая древняя и мало использующаяся в наши дни, определяла инвалидность как позор и религиозное наказание за грехи. Инвалидность понималась как выпадение из системы "человек - подобие Бога". Носитель недуга, соответственно, воспринимался как существо неполноценное, а потому не заслуживающее внимания. Инвалид не мог рассчитывать даже на нейтральное отношение окружающих, так как считалось, что глухота, слепота, сумасшествие, врожденное уродство есть наказание человеку за грехи либо вмешательство в его судьбу Сатаны.

Некоторые культуры и субкультуры до сих пор связывают инвалидность с чувствами религиозного наказания или вины, стыда, низким социальным статусом и эксклюзией как самого инвалида, так и всей его семьи, даже если подобные чувства уже не базируются на религиозной доктрине. Для людей с ограниченными возможностями данная модель является особенно тягостной, поскольку порождает социальный остракизм и самоненависть.

Данная модель сегодня практически не используется в реальной социальной политике стран, что не мешает ей оставаться неким способом видения инвалидности, распространенным в обществе.
2. Медицинская модель инвалидности (или «административная модель») рассматривает физические и психические отличия между людьми в терминах патологических отклонений и дефектов, т.е. "неполноценности". Медицинская модель инвалидности способствовала тому, чтобы все проблемы, включая социальные, связанные с инвалидностью, описывались в терминах функциональных особенностей человеческого организма. В соответствии с этой моделью, неспособность человека с ограниченными возможностями быть полноправным членом общества рассматривалась как прямой результат наличия у него дефекта.

Отличительным подходом медицинской модели являлось то, что она рассматривала людей с ограниченными возможностями как некомпетентных, неспособных отвечать за себя и трудиться, нуждающихся в присмотре и, возможно, опасных для общества. Решение всех проблем инвалидов в медицинской модели сводится к тому, чтобы все усилия сконцентрировать на различного рода компенсациях инвалидам за то, что с их организмом что-то "не так". Для них существует специально созданная сеть изолированных специализированных интернатов и коррекционных школ. Такой подход способствовал закреплению низкого социального статуса людей с ограниченными возможностями и усиливал социальные стереотипы относительно их несамостоятельности и неуверенности. Инвалиды рассматриваются как объект социальной политики, но не как ее субъект.

Идеология медицинской модели до сих пор оказывает определенное влияние на законодательство, социальную политику и организацию социального обслуживания.
3. Реабилитационная модель инвалидности (модель функциональной ограниченности)

Из медицинской модели инвалидности выводится и определение функциональной ограниченности, описывающей неполноценность как неспособность лица выполнять те или иные функции наряду со здоровыми людьми.

Современное функциональное определение неполноценного развития затрагивает большинство людей, страдающих серьезными недостатками здоровья, и, как следствие, не учитывает огромного количества людей, страдающих более легкими формами недугов. Из модели функциональной ограниченности вытекает и реабилитационная модель, которая видит главную проблему инвалида в наличии больного, «ненормального» тела или психики, нуждающихся в медицинском лечении и реабилитации, цель которых - устранение или компенсация возникших функциональных расстройств. Подразумевается, что такие социальные институты, как служба занятости и госслужба созданы, прежде всего, для нужд здоровых людей. Предполагалось, что такая сторона нормальной жизни, как работа, большинству представителей инвалидов совершенно недоступна.

Вместо того, чтобы адаптировать эти институты для нужд всех людей, общество идет по другому пути, отделяя инвалидов в специально созданное параллельное пространство. В этом параллельном пространстве люди с ограниченными возможностями - это либо в большинстве своем неработающие пенсионеры, либо те, кто занимают сегрегированные, как правило, «специальные» рабочие места для инвалидов, характеризующиеся малой оплатой и низким престижем. Суть реабилитационной модели состоит в том, чтобы адаптировать, приспособить инвалида к социуму, задача же изменения социума в интересах инвалида и поднятие его социального статуса не рассматриваются. Стоит отметить родственную связь между медицинской и реабилитационной моделями инвалидности. Многие исследователи, говоря о медицинской модели инвалидности, подразумевают смешанный характер этих двух моделей.


4. Экономическая модель инвалидности предполагает перераспределение доходов между различными слоями общества там, где в качестве методологической основы принимается медицинское определение инвалидности. Поскольку лица с ограниченными возможностями рассматриваются как физически неполноценные или психически больные, то отсюда делается вывод о том, что они могут работать с гораздо «меньшей нагрузкой», чем здоровые люди, или неспособные работать вообще. Таким образом, эти «неполноценные» лица менее производительные и экономически ущербные. Они не могут производить достаточное количество ресурсов, чтобы обеспечивать себя, и, следовательно, являются обузой для общества. Влияние экономической модели инвалидности весьма четко прослеживается на тех примерах национальных концепций социальной политики, когда инвалидность определяется как нетрудоспособность, и вводятся ограничения на виды занятости инвалидов. Если индивид способен соответствовать нормам производительности труда, и тем не менее имеет стойкие нарушения здоровья, его инвалидность с юридической точки зрения может быть «снята».
5. Социальная модель инвалидности

Посттрадиционная парадигма инвалидности обращала внимание не на «недостатки» лиц с ограниченными возможностями, а на такой контекстуальный аспект инвалидности, как динамическое взаимодействие между инвалидом и окружающей средой, обществом в целом. «Новая», или посттрадиционная, парадигма инвалидности включает ряд социальных моделей инвалидности, которые, в свою очередь, условно были разделены на британские и американские модели инвалидности. Так называемые британские модели инвалидности включали: материалистическую модель и модель независимой жизни. К американским моделям относятся следующие модели: психосоциальная, социально-политическая, культурная, человеческого разнообразия.


5.1. Британские модели инвалидности

Широкое распространение в мировой практике инвалидности получили так называемые британские модели инвалидности, которые различались между собой по таким важным параметрам, как отношение к трансформации общественного устройства и стратегии освобождения от социального угнетения.


5.1.1. Британская материалистическая модель представляла собой социальную модель инвалидности, вытекающую из учения К. Маркса, и в качестве методологической базы использовала марксистскую социологию и марксистскую политическую экономию. Материалистическая модель инвалидности впервые была открыта в Великобритании и названа «великой идеей» британского социального движения инвалидов. Материалистическая модель инвалидности содержит несколько ключевых элементов:

а) провозглашает, что люди с ограниченными возможностями являются


угнетенной социальной группой;

б) делает различия между повреждениями, которыми обладают люди, и


угнетением, с которым они сталкиваются;

в) определяет инвалидность (что наиболее важное) как социальное угнетение, которое испытывают инвалиды.

При этом отмечается, что именно политэкономия марксизма дает удовлетворительные объяснения того, почему инвалиды являются социально «проигравшими» (social losers). Согласно этой версии социальной модели инвалидности, угнетение, с которыми сталкиваются индивиды, вытекает из экономической и социальной структуры капитализма. Сама организация общества продуцирует институциальную сепарацию инвалидов, а значит и их тотальную дискриминацию.

Общество с его социальными институтами представлено в данной модели таким образом, что оно делает инвалидов из людей, у которых есть проблемы со здоровьем. Ключевая роль в продуцировании категории «инвалидность» посредством действий на рынке труда и социальной организации занятости принадлежит экономике. Поскольку главной целью капиталистического производства является получение прибыли, то оно мало заинтересовано в более медленных и менее продуктивных темпах работы лиц со стойким нарушением здоровья, определяя их как инвалидов.


5.1.2. Британская модель независимой жизни вытекала из теории нормализации и социальной валоризации. Данная модель оказала значительное влияние на формирование концепций социальной политики в области инвалидности во многих западных странах, таких, например, как Великобритания, Швеция и США. Свое конкретное отражение она нашла в официально взятом курсе на деинституциализацию и декарцерацию, то есть на свертывание сети специализированных интернатов для людей с ограниченными возможностями, и на развитие разнообразных форм обслуживания и поддержки инвалидов непосредственно по месту жительства - вначале в Скандинавских странах, затем в Великобритании и США

Идея нормализации, лежащая в основе данной модели, предусматривает определенные преобразования именно в этом направлении. Кроме того, она включает развитие самопомощи, что согласуется с идеологией независимой жизни. Включение в инфраструктуру общества системы социальных служб, которым человек, имеющий инвалидность, мог бы делегировать свои ограниченные возможности, сделало бы его равноправным членом общества, самостоятельно принимающим решения и обладающим ответственностью за свои поступки. Сторонники идеологии независимой жизни, вытекающей из теории нормализации, рассматривают самопомощь как ключевой и весьма полезный элемент, способствующий более эффективным процессам самореализации инвалида.

Теория нормализации и социальной валоризации была весьма притягательна для многих людей с ограниченными возможностями, поскольку позволяла самостоятельно существовать в открытом социуме и ощущать себя менее дискриминируемыми. Однако опора на самопомощь, на близких родственников и местное сообщество означала в каком-то смысле возвращение к традиционным формам ухода за нуждающимися.

Альтернативное направление заключалось в развитии частного сектора социальных и медицинских услуг как на платной, так и на бесплатной основе. Считалось, что по сравнению с крупными государственными учреждениями небольшие агентства данного типа окажутся более рентабельными и будут более чутко реагировать на запросы своих клиентов. Нормальные условия жизни лиц с ограниченными возможностями подразумевали обладание собственным жильем, образование, трудоустройство, досуг, средства к существованию, возможность воспользоваться разнообразными социальными благами, навыки самообслуживания и общения.

Оппоненты данной модели инвалидности отмечают следующее:

- во-первых, теория нормализации не предлагает удовлетворительного


объяснения, почему инвалиды угнетены и дискриминируемы в капиталистическом обществе;

- во-вторых, в данной модели не представлено адекватной всеохватывающей стратегии освобождения от этой дискриминации, существуют лишь


отдельные тактики «независимой жизни»;

- в-третьих, отмечается расплывчатость дихотомии «нормальность/не


нормальность», которая конструируется обществом и потому не должна применяться при оценке состояния лиц с ограниченными возможностями.
5.2. Американские модели инвалидности
5.2.1. Психосоциальная модель инвалидности вытекает из учения Гофмана и в качестве методологической базы использует социологию символического интеракционизма и постмодернистские концепции. Эта модель приобрела широкое признание в научном сообществе и стала методологической базой, на основе которой развивались большинство из последующих американских моделей инвалидности: социально-политическая модель инвалидности как группы угнетаемого меньшинства, культурная модель инвалидности, модель человеческого разнообразия.

Гофман рассматривал разрыв между тем, чем человек должен быть - «виртуальной социальной идентичностью», и тем, что он на самом деле собой представляет - «актуальной социальной идентичностью». Любой человек, имеющий между этими двумя идентичностями разрыв, «заклеймен», «стигматизирован». С помощью понятия «стигма» рассматриваются театрализованные взаимодействия между нормальными и заклейменными людьми, к которым можно отнести и лиц с ограниченными возможностями. Природа такого взаимодействия зависит от того, к какой из двух категорий принадлежит человек - дискредитированной или дискредитируемой.

Согласно драматургическому подходу Гофмана, инвалидность определяется как результат действия стигмы - неожидаемых различий. Таким образом, граница между здоровыми и инвалидами, то есть между «нормой» и «аномалией» является социальной конструкцией. Причем стоит отметить нестатичный характер этой границы, она меняется в двух плоскостях - пространстве и времени. «В силу этого, инвалидность можно понимать не только как физиологическую патологию организма, дефект внешнего вида или поведения человека, но и как социальное определение, стигму, ярлык. Этот ярлык - знание об инвалидности - может приклеить человеку какая-то конкретная социальная система, в которой данное состояние принято считать отклонением от нормы. Получается, что изменив социальное окружение, перейдя в другую социальную группу, можно снять с себя этот ярлык или сменить его на другой, который в меньшей степени будет ограничивать возможности индивида» [Ярская-Смирнова, Наберушкина, 2003].

Поэтому, проанализировав социальные роли и аттитюды в отношении инвалидов, как и их стигматизирующий эффект, необходимо расширить понятие «нормы», включив в нее людей с ограниченными возможностями, сформировать в общественном сознании позитивный образ инвалидности и донести до людей, что инвалидность - это всеобщий эксперимент [Тарасенко, 2003].


5.2.2. Теоретическая модель угнетения инвалидов, или социально-политическая модель инвалидности, была предложена активистом движения инвалидов в США и преподавателем Харланом Ханом в 1994 году. В качестве теоретического основания были использованы идеи и принципы философии прав инвалидов и идеологии гражданских прав, получивших мощное развитие в США и Западной Европе, начиная с 60-70-х годов прошлого века. В отличие от медицинских моделей инвалидности (напомним, что речь идет о сочетании собственно медицинской, функциональной, реабилитационной и экономической моделей), помещавших проблему инвалидности внутрь пространства человеческого тела, модель Хана является одной из социальных моделей инвалидности. Он рассматривает инвалидов как группу угнетаемого меньшинства в современном обществе и помещает инвалидность внутрь плоскости взаимоотношений между инвалидом и общественными условиями. Специфически инвалидность является результатом неподходящих условий между индивидом и окружающей средой. Согласно данной концепции, инвалидность не стоит рассматривать как нечто присущее индивиду: это следствие инвалидизирующей, не поддерживающей данного индивида окружающей среды. В частности, если окружающая среда предоставляет все ресурсы для выполнения каких-либо задач или иной активности по частному индивидуальному требованию, то для такого индивида уже не существует инвалидности как проблемы.

В социально-политической модели инвалидности как угнетаемого меньшинства есть три базовых постулата:

а) источник большинства проблем, с которыми сталкиваются инвалиды,
в первую очередь, является следствием социальных аттитюдов;

б) многие необходимые условия окружающей среды могут быть сформированы благодаря подходящей публичной политике;

в) в конечном счете, в демократическом обществе политика должна не
только быть рефлексией распространяемых установок и ценностей, но и активно влиять на их формирование.

Хан считает, что изменение публичной политики, в частности государственной политики, есть необходимое условие, во-первых, ликвидации несправедливого для инвалидов физического и социального устройства окружающей среды, и, во-вторых, предотвращения негативных аттитюдов в отношении инвалидов. Этот автор соглашается, что с точки зрения представлений об инвалидах как о меньшинстве, основные ограничения, с которыми сталкиваются инвалиды, являются в большей степени результатом действия социальных установок и дискриминации, чем органической патологии. Следовательно, решение проблем инвалидности должно быть внешним, а не внутренним, «прежде всего делом не медицинским, а политическим, целью которого будет продвижение нормативных стандартов равенства и свобод гораздо в большей степени, чем клинических процедур» [Hahn, 1994].

Одним из результатов социально-политического определения инвалидности и развития модели инвалидности как группы меньшинства стало развитие способности инвалидов самостоятельно интерпретировать казалось бы дискредитирующие атрибуты собственной телесности в терминах политической идентичности. Тем самым инвалиды из объектов становятся динамичными субъектами, авторами социальной политики в области инвалидности. Однако Хан полагает, что движение в защиту прав инвалидов все-таки продолжительное время остается довольно слабым политически. Ученые видят причину низкого общественно-политического участия инвалидов в недостаточно развитых чувствах сплоченности и самоидентификации. Источник же недостатка солидарности лежит, прежде всего, в отсутствии хорошо развитой субкультуры инвалидности.
5.2.3. Динамическая составляющая социального движения инвалидов в США и Великобритании в 1980-1990-х годах XX века, социально-политическая модель инвалидности как группы угнетаемого меньшинства, идеи Хана и других исследователей послужили основанием для разработки во второй половине 90-х годов прошлого века культурной модели инвалидности. Согласно этой модели, инвалидность можно рассматривать как совершенно особый культурный феномен, отличный от других культурных феноменов. Дискуссия о культурной модели инвалидности ведется о том, каким образом социальная идентичность сплачивает людей, каким образом культура и искусство инвалидов дают возможность людям с ограниченными возможностями создавать собственный позитивный публичный имидж в обществе. Развитие культуры инвалидности дает понимание инвалидам особенностей своей жизни как группы людей с ограниченными возможностями, показывает, что инвалидность приносит особую уникальность и групповую идентичность. Культура инвалидности включает гордость за принадлежность к коллективу, группе, организации, объединяет разных инвалидов вместе, укрепляет их общественную позицию.

Самоидентификация представляет собой одну из наиболее устойчивых характеристик для групповой идентичности, однако суть указанной идеологии создает понимание того, что самоидентификация инвалидов требует комплексного решения и, прежде всего:

- преодоления зависимости лиц с ограниченными возможностями от иерархии культурных предпочтений господствующих в социуме властных групп;

- создания особой субкультуры инвалидности и активной культурной интервенции людей с ограниченными возможностями в доминантную на данный момент в обществе культуру [Finkelstein, 1987].

Исследователи инвалидности пишут о том, что сейчас наступает вторая фаза в мировом социальном движении инвалидов [Longmore, 2003]. Если в течение последних тридцати лет люди с ограниченными возможностями боролись за равные права, то вторая фаза означает борьбу за коллективную идентичность. Поскольку ряд задач первой фазы движения инвалидов продолжает оставаться полностью нерешенным, базовой целью второй его фазы должно стать, прежде всего:

- создание культуры инвалидности, поскольку она подразумевает активное участие в культурной жизни собственной страны, необходимое для более полной интеграции в социум, более четкую артикуляцию и продвижение собственных целей и интересов;

- активное изменение негативных установок общества и самоопределение инвалидов как решающий компонент защиты прав инвалидов [Putnam, 2001].

Наиболее полно это стремление выражается в трех современных лозунгах американского движения в защиту прав инвалидов, взятых на вооружение мировым социальным движением инвалидов: «Ничего о нас без нас!», «Прославляйте свое отличие!», «Я инвалид, но я горд!».

Так, Вик Финкелштейн - психолог и исследователь Центра исследований инвалидности Университета г. Лидса (Великобритания), отмечая позитивное влияние культуры инвалидности на психологическое самочувствие людей с ограниченными возможностями, говорит:

«Довольно сложно ответить на вопрос, что такое культура инвалидности. Что я мог бы сказать? Прежде всего, мы должны помнить, что это культура не отдельных индивидов, это культура о стиле жизни отдельно взятой группы населения, независимо от ее размеров, расположения в пространстве, национальности. По крайней мере, ясно, что если мы вносим свой уникальный вклад в общество, то это должен быть прежде всего коллективный вклад, а не вклад лидеров инвалидного движения, или еще того хуже, психологов-терапевтов или арт-терапевтов» [Finkelstein, 1987].


5.2.4. Модель человеческого разнообразия в качестве методологической базы использует социологию постмодернизма и феминистскую социологию. В рамках данной модели дискуссия об определении инвалидности помещается не в смысловое пространство аномалии, а в смысловое пространство, в котором инвалидность является одной из многих индивидуальных особенностей стиля жизни, свидетельством человеческого разнообразия, разнообразия человеческой телесности без оценочного компонента и построения иерархии нормы и уродства [Caldwell-Cobbert, Fassinger, 1998]. При таком подходе инвалидность - это, по сути дела, нормальное состояние человека [Garland-Thomson, 2002].

На уровне нашего физического существования разнообразие является абсолютно естественным условием и нуждается в нашем тотальном принятии вне иерархической констатации различий, то есть без того, чтобы помещать людей с иными характеристиками тела и мышления, отличными от принятой обществом нормы, на более низкую ступень и приклеивать им ярлык патологии. На другом уровне рассмотрения различие является просто идеологической конструкцией, а не реальностью, поскольку все человечество связано между собой. Данная точка зрения нашла и свое юридическое выражение, например, в Законе США об инвалидах и Билле о правовых действиях от 1993 года сказано: «Инвалидность является естественной частью человеческого опыта...».


6. «Новейшая» парадигма инвалидности отвергает понятие инвалидности как таковое. В научном сообществе с недавних пор начались дебаты о том, что существующие варианты социальной модели инвалидности как «новой», посттрадиционной, социальной парадигмы инвалидности - это идеология вчерашнего дня [Stothers, 2003]. Пришла пора новейшей парадигмы инвалидности, отвергающей понятие инвалидности как таковое. По мнению исследователей, в защиту данного утверждения имеет смысл выделить три базовых критических замечания:

- обсуждение социальных взаимоотношений инвалида и общества ведется в пространстве недугов и заболеваний;

- существует дуализм, дихотомия «недуг/инвалидность», проявляющийся в том, что инвалидность моделируется как следствие наличия у индивида заболевания или недуга, разделяя общество на здоровое большинство и «других» (больных и немощных). Очевидно, более разумно следующее сочетание: «доступность окружающей среды/инвалидность», в котором акцент переносится в принципиально иную плоскость;

- в идентичности лиц с ограниченными возможностями инвалидность навязывается им в качестве базовой по отношению к их другим качествам.

Отталкиваясь от этой критики, можно выделить несколько возможных траекторий развития представлений об инвалидности и социальной политике:

1) Если борьба инвалидов за свои права завершится полной победой - не будет никаких ограничительных барьеров, значит не будет и ограниченных возможностей. В этом случае отпадет необходимость в особой отличительной идентификации инвалидов в отличие от здорового большинства. Возможно, единственным отличием инвалидов станет более активное использование новейших технологий, поэтому некоторые исследователи выдвигают так называемую техническую модель инвалидности.

2) Новейшие парадигмы рассмотрения инвалидности включают в себя и модель инвалидности как незанятости. В рамках данной модели в будущем возможна ликвидация понятия «инвалид» и смысловое объединение лиц с ограниченными возможностями с безработными. Это возможно в том случае, если общество ликвидирует ранее упомянутые типы ограничительных барьеров, но в обществе не будут существовать условия для занятости всех инвалидов. В таком случае только часть инвалидов, а именно нетрудоспособные или безработные, будут идентифицироваться как отличные от других сегментов населения и будут получать пособия по безработице, наряду с другими безработными категориями населения, из одного финансового источника. Возникает более широкая трактовка понятия «безработный» и что более необычно - новое уникальное смысловое объединение инвалидов и здоровых людей на основании отсутствия трудовой занятости и наполнение новым смыслом категории «безработный». Лица с ограниченными возможностями, имеющие работу, абсолютно ничем не будут отличаться или выделяться от остальных с точки зрения отношения к ним общества.
§1.2. РЕЗЮМЕ К ОБЗОРУ МОДЕЛЕЙ И ПОЛИТИК ИНВАЛИДНОСТИ

1. В конечном итоге рассмотренные модели - религиозная, медицинская, реабилитационная и экономическая - делают упор на то, что у данного лица лимитировано или отсутствует. Религиозная модель акцентирует внимание на неспособности инвалидов к социальной адаптации по моральным основаниям («божье наказание»), медицинская - на нездоровье, экономическая - на неспособности к экономическому труду, модель функциональной ограниченности (реабилитационная) - на неспособности в широком смысле этого слова. В связи с этим, данные модели инвалидности можно отнести к «старой» парадигме инвалидности, оказавшей воздействие как на определение самой инвалидности и социальное к ней отношение, так и на конструирование национальных концепций социальной политики в области инвалидности. Эти концепции были направлены на то, чтобы создать для инвалидов отдельные социальные ниши, не пытаясь полноценно вписать их в социум, что вело, в свою очередь, к созданию барьеров общения между здоровыми членами общества и инвалидами, поощрению пассивного социально-профессионального поведения инвалидов и снижению их статуса на рынке труда. Политика инвалидности, базирующаяся на основе этих моделей, идентифицируется как «медицинский» подход к инвалидности. Модель социальной политики, сконструированная на идеологии медицинского подхода, - концепция социального обеспечения (или патерналистская модель).

2. Рассмотренные социальные модели инвалидности наглядно демонстрируют процесс постепенного переосмысления идеи инвалидности, отказ от стереотипных подходов, попытку рассмотреть возможности оптимальной адаптации инвалидов к социуму как за счет их собственных усилий и пересмотра собственного отношения к инвалидности, так и за счет пересмотра отношения общества к инвалидности. Политика инвалидности, базирующаяся на основе социальных моделей, идентифицируется как «социальный» подход к инвалидности. Модель социальной политики, сконструированная на идеологии социального подхода, - концепция гражданских прав (или инновационная модель).

3. Дискуссия о том, как определять инвалидность, является скорее дискуссией о смысловом пространстве, в которое помещают ее:

а) пространство аномалии;

б) пространство, в котором инвалидность – одна из многих индивидуальных моделей стиля жизни.

Соответственно, инвалидность может быть рассмотрена:

- либо как частный случай патологии, отличной от "нормы",

- либо как потенциальный опыт всех людей, так как потенциально у каждого индивида некоторое время могут наблюдаться «аномалии», приводящие к ограничению жизнедеятельности (или инвалидность – как пол и старение – это всеобщий эксперимент, с которым столкнется каждый).

Взаимосвязь моделей и политик инвалидности приведена ниже в виде схемы.




Схема: Взаимосвязь моделей и политик инвалидности

§1.3. ОБЗОР КАЗАХСТАНСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Необходимо отметить, что реформа казахстанской социальной политики в общем, а политики в сфере инвалидности в частности, началась с 1999 года. В апреле 1999 года была осуществлена замена «натуральных» льгот денежными выплатами. Одновременно были упорядочены и дифференцированы как виды льгот, так и их получатели. В последующих годах был осуществлен переход на оказание адресной социальной помощи, что позволило перераспределить социальные выплаты в пользу наиболее нуждающимся, малообеспеченным семьям. Данная политика получила свое отражение и в сфере жилищных отношений – предоставление жилья из государственного жилищного фонда социально защищаемым слоям населения и критерий малодоходности для предоставления жилищных пособий.
Большую роль в совершенствовании социальной политики в отношении инвалидов сыграла «Концепция социальной защиты населения Республики Казахстан». Данная Концепция была одобрена Постановлением Правительства РК от 27 июня 2001 года №886. В ней подчеркивалось, что система социальной защиты:

«будет смешанной и включит в себя элементы как солидарной, так и персонифицированной систем, как обязательного, так и добровольного страхования и предназначена для обеспечения социальной защиты населения от основных рисков, с которыми может столкнуться человек в течение своей жизни».

Предлагаемая к реализации система социальной защиты должна была быть:



  • справедливой - реализация прав на социальную защиту должна быть легко доступной для потенциальных получателей. Гарантированный государством минимальный объем пособий должен предоставлять равный уровень выплат при одинаковых социальных рисках независимо от трудового стажа и заработка. В то же время дополнительный уровень защиты должен зависеть от продолжительности и размера участия в системе каждого конкретного человека;

  • стимулирующей индивидуальную ответственность каждого гражданина, а не его зависимость от государства. В целом, все трудоспособные граждане должны стремиться быть ответственными за свое собственное будущее и благосостояние своих семей;

  • действенной - пособия должны обладать адресностью, то есть предоставляться тем, кто имеет на это право и наиболее нуждается в них;

  • эффективной, то есть прозрачной и хорошо управляемой, низкозатратной и простой. Основные компоненты системы должны гибко регулироваться;

  • доступной, то есть за определенный срок обеспечить максимально полный охват населения.

Предлагалось организовать систему социальной защиты на основе социальных рисков, включающую в себя следующие элементы защиты:

  • государственные выплаты за счет средств бюджета всем гражданам на одинаковом уровне в зависимости от социальных рисков;

  • обязательное социальное страхование на первом этапе за счет отчислений работодателей и в перспективе также за счет работников;

  • накопительную пенсионную систему;

  • социальную помощь и специальные государственные программы поддержки определенных категорий граждан за счет средств бюджета.

Для реализации заявленных целей и задач данной Концепции за период 2001-2005 годы были приняты новые нормативные правовые акты и модернизированы существующие. В целом Концепция сыграла позитивную роль в развитии всей системы социальной защиты населения Казахстана. Несомненным положительным моментов явилось то, что социальная защита инвалидов была рассмотрена как составляющая общей системы, общей политики в социальной сфере.
Следующие шаги в развитии казахстанской социальной политики предусмотрены в «Программе дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан на 2005-2007 годы».

Цель Программы - создание трехуровневой системы социального обеспечения:

1) первый уровень (базовый) - социальные пособия, минимальный размер которых гарантирован государством. Это обеспечит всем категориям социально уязвимых слоев населения реализацию равного права на получение минимальных по уровню выплат при одинаковых социальных рисках, независимо от трудового стажа и заработка;

2) второй уровень (обязательный) - социальные выплаты, осуществляемые за счет обязательного социального страхования работающего (работавшего) населения. Источником социальных страховых выплат являются обязательные страховые взносы работодателей и/или работников. Уровень социального обеспечения в данном случае зависит от продолжительности и размеров участия каждого человека в системе страхования;

3) третий уровень (дополнительный) - предполагает осуществление социальных выплат за счет добровольных отчислений. В данном случае отчисления являются частными, накопительными, добровольными и/или профессиональными.
Заявленные задачи следующие:


  • поэтапное приближение системы государственных социальных стандартов к международным стандартам;

  • развитие социального страхования основных социальных рисков (наступление старости, потеря трудоспособности, потеря кормильца, потеря работы);

  • совершенствование организации социальной помощи (снижение бедности);

  • расширение доступности и повышение качества социальных услуг;

  • совершенствование социальной реабилитации инвалидов;

  • дальнейшее совершенствование трудового законодательства по усилению мотивации к производительному труду в легальном (формальном) секторе и создание условий для установления зависимости роста заработной платы от роста производительности труда;

  • создание условий для расширения охвата населения социальным обеспечением и предоставление возможностей для индивидуального выбора схем социального обеспечения;

  • создание механизмов участия всех субъектов системы (государства, работников и работодателей, получателей) в управлении системой социального обеспечения;

  • дальнейшее развитие институтов, обеспечивающих функционирование системы социального обеспечения;

  • совершенствование информационного обеспечения и социальной статистики;

  • обеспечение подготовки и повышения квалификации специалистов системы социального обеспечения;

  • повышение ответственности местных исполнительных органов за реализацию региональных аспектов Программы;

  • совершенствование нормативной правовой базы системы социального обеспечения.

Совершенствование системы государственных социальных стандартов предполагает:

- определение и закрепление базового социального норматива (индикатора), позволяющего обеспечить единство и унификацию социальных нормативов и стандартов;

- формирование системы стандартов, предполагающей взаимосвязь и соподчинение ее структурных элементов;

- создание условий для реализации базовых конституционных гарантий.

Единым базовым социальным индикатором должен стать прожиточный минимум, определяемый на основе стоимости минимальной потребительской корзины, необходимой для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Определение других минимальных государственных стандартов в сфере оплаты труда, пенсионного обеспечения, предоставления социальной помощи будет осуществляться на основе прожиточного минимума, что позволит реализовать государственные гарантии удовлетворения минимальных потребностей и обеспечит их системную зависимость. С учетом единства и соподчинения будут определены и государственные стандарты оказания социальных услуг.


Базовый уровень социального обеспечения

Все граждане Республики Казахстан при наступлении основных социальных рисков, независимо от трудового стажа и заработка, будут иметь право на базовое социальное пособие. Базовый уровень социального обеспечения будет включать следующие социальные выплаты:

- государственная базовая пенсионная выплата по старости;

- государственное базовое пособие по инвалидности;

- государственное базовое пособие по потере кормильца;

- государственное пособие на погребение (только для получателей базовых социальных выплат).

Размеры пособий будут определяться в отношении к прожиточному минимуму;


Совершенствование системы реабилитации инвалидов

В Программе отмечено, что действующая в настоящее время система социального обеспечения в Казахстане характеризуется преобладанием государственного участия. На государственном социальном обеспечении находится более 400 тысяч инвалидов. При этом каждый третий инвалид является лицом трудоспособного возраста, более 40 тысяч инвалидов - дети, многие из которых имеют врожденную патологию.

Планируемые меры в системе реабилитации инвалидов следующие (выдержки):

- разработка единой технологии реабилитационного процесса, включающей профилактику, установление и реабилитацию инвалидности, предусматривающей интеграцию деятельности учреждений здравоохранения, образования, труда, занятости и социальной защиты, которая будет осуществляться в рамках Программы реабилитации инвалидов на 2006-2008 годы;

- пересмотр методики экспертно-реабилитационной диагностики, что позволит дифференцировать и определить мероприятия по реабилитации в зависимости от уровня воздействия болезни на органы или организм человека;

- поэтапное внедрение методики определения функциональных классов на основе международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья.

- разработка методики и критериев оценки эффективности проведения реабилитации;

- разработка государственных стандартов оказания социальных услуг. Гарантированные государством социальные услуги будут предоставляться гражданам бесплатно, а дополнительные услуги - на условиях частичной и полной оплаты;

- разукрупнение домов-интернатов, открытие домов малой вместимости и создание специализированных стационарных учреждений;

- дальнейшее развитие территориальных центров по оказанию социальных услуг, стационарное и полустационарное содержание, социальное обслуживание на дому, срочная социальная помощь и социально-консультативная помощь. К этой работе будут широко привлекаться представители общественных объединений и неправительственных организаций;

- обеспечение доступа к объектам социальной инфраструктуры, транспорта, связи и информации;

- организация самозанятости и трудоустройства инвалидов (создание специализированных учебно-производственных предприятий, работа на дому, гибкие рабочие места, социальные рабочие места, установление квоты рабочих мест для инвалидов);

- создание необходимых условий для обучения инвалидов в обычных и специальных школах, на дому (по индивидуальным программам);

- создание централизованного банка данных граждан, прошедших медико-социальную экспертизу, информационно-справочной программы по проблемам инвалидности и реабилитации.

Реализация основных направлений совершенствования системы реабилитации больных и инвалидов будет осуществлена поэтапно.


Совершенствование системы социальных услуг

Улучшение качества предоставляемых социальных услуг будет осуществляться на основе разработки государственных стандартов социального обслуживания, расширения перечня предоставляемых услуг и обеспечения их доступности.

В связи с этим предусматривается (выдержки):


  • развитие сети социальной помощи на дому, центров реабилитации и кабинетов психолого-педагогической коррекции с оказанием социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями;

  • развитие сети реабилитационных учреждений, предоставляющих социальные и медицинские услуги для инвалидов и лиц пожилого возраста.

Улучшение качества предоставляемых компенсаторных технических средств для инвалидов будет достигнуто за счет внедрения современных технологий производства протезно-ортопедических изделий, повышения качества приобретаемых сурдо-тифлосредств, дальнейшего развития инфраструктуры сервисного обслуживания инвалидов в регионах.

Доступность социальных услуг будет обеспечиваться на основе:

- формирования государственного заказа на оказание социальных услуг и совершенствования процедур проведения государственных закупок;

- обеспечения выделения квоты для поступления инвалидов в высшие и средние профессиональные учебные заведения.

Создание и развитие сети организаций, предоставляющих социальные услуги, будут осуществляться с активным участием неправительственных организаций и общественных объединений.
31 августа 2004 года было принято постановление Правительства РК «О Среднесрочном плане социально-экономического развития Республики Казахстан на 2005-2007 годы». В интересующей нас части данного Среднесрочного плана заявлено, что:

Целью государственной политики доходов является повышение общего уровня оплаты труда, увеличение размера минимальной заработной платы, повышение размеров пенсионных и других социальных выплат. Для реализации указанной цели предусматривается разработка нормативов социального обеспечения и социального обслуживания, фиксирующих количественные и качественные параметры жизни граждан.

Также планируется принятие ряда мер, направленных на дальнейшее повышение оплаты труда, увеличение размера минимальной заработной платы, размеров пенсионных и социальных выплат, совершенствование социальных нормативов. Сохранится превышение минимального размера заработной платы над минимальным размером пенсий и их превышение над размером прожиточного минимума.

Заявлено также о создании трехуровневой системы социального обеспечения, основными характеристиками которой являются финансовая устойчивость и распределение ответственности между государством, работодателем и работником.

Для реализации указанной цели предстоит решение следующих задач:


  • поэтапное приближение системы государственных социальных стандартов к европейским стандартам;

  • развитие социального страхования основных социальных рисков (потеря трудоспособности, потеря кормильца, потеря работы);

  • расширение доступности и повышение качества социальных услуг;

  • создание условий для охвата населения социальным обеспечением и предоставление возможностей для индивидуального выбора схем социального обеспечения;

  • дальнейшее развитие институтов, обеспечивающих функционирование системы социального обеспечения.

В «Программе занятости населения Республики Казахстан на 2005-2007 годы» предусмотрено содействие занятости целевых групп, к которым согласно законодательства о занятости относятся и инвалиды.

Осуществление мер по содействию занятости целевых групп будет обеспечиваться за счет (выдержки):


  • создания социальных рабочих мест;

  • приоритетного права при направлении на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку и общественные работы;

  • трудоустройства у субъектов малого предпринимательства;

  • профессиональной ориентации, информирования, консультирования;

  • повышения конкурентоспособности путем обучения двум-трем смежным профессиям;

  • установления квоты для трудоустройства инвалидов;

  • проведения мониторинга занятости целевых групп;

  • публикации сведений о вакантных рабочих местах.

Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения предусматривается «Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы».

Реализация Программы осуществляется в два этапа:

1. Первый этап (2005-2007 годы)

В системе специального образования:



  • расширится охват детей с ограниченными возможностями;

  • сохранится и расширится сеть специальных коррекционных организаций образования;

  • будет создана единая форма учета детей с ограниченными возможностями;

  • расширится доступ к допрофессиональной и профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями.

В 2005-2007 годы будут построены две школы-интерната для детей с нарушением зрения, что позволит охватить обучением 500 нуждающихся детей. Предполагается отремонтировать в 2005 году 780, в 2006 году - 880, в 2007 году - 970 объектов образования.

Коррекционные организации образования будут обеспечены специальными техническими и компенсаторными средствами для обучения детей-инвалидов.



2. Второй этап (2008-2010 годы)

Будут созданы условия для общедоступности всех форм дошкольного воспитания и обучения за счет постепенного перехода к обязательному дошкольному образованию детей, начиная с трехлетнего возраста. Потенциал и ресурсы системы дошкольного воспитания возрастут за счет:

1) строительства 164 дошкольных организаций на 23 тысячи мест;

2) создания 800 дошкольных мини-центров на 20 тысяч мест на базе организаций образования;

3) открытия 380 кабинетов коррекции и инклюзивного образования для вовлечения детей с ограниченными возможностями в систему дошкольного образования.

Будут созданы равные возможности для получения образования детьми с проблемами в развитии, их социальной, медико-педагогической коррекционной поддержки и интеграции в общество, решены проблемы занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время, созданы условия для реализации творческих возможностей детей.


Согласно «Государственной программе развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы» решение жилищных проблем отдельных категорий граждан, перед которыми государство имеет определенные обязательства, является прерогативой местных исполнительных органов. Государственное коммунальное жилье социально защищаемым гражданам будет предоставляться без права его приватизации. Согласно жилищного законодательства к ним относятся инвалиды войн, инвалиды I и II групп, семьи детей-инвалидов и другие группы населения.

В рамках Программы предполагается ежегодное строительство в каждой области, городах Астане и Алматы по одному 100-квартирному жилому дому для последующего предоставления социально защищаемым гражданам жилья без права его приватизации.


Концентрированное, практическое выражение политики в отношении инвалидов и мер по его реализации планируется отразить в соответствующем нормативно-правовом акте, то есть путем принятия соответствующей программы. По идее все моменты, заложенные в других государственных, отраслевых и комплексных программах, должны быть учтены в разрабатываемой программе в соответствующем ракурсе.

В Проекте «Программы реабилитации инвалидов на 2006-2008 годы» подтверждается, что улучшение положения инвалидов является одним из приоритетных направлений социальной политики в Казахстане.

Цель Программы: совершенствование системы реабилитации, усиление социальной поддержки и улучшение качества жизни инвалидов.

Достижение поставленной цели потребует решения следующих задач:

- формирование системы профилактики часто и длительно болеющих лиц, имеющих инвалидизирующую патологию;

- совершенствование системы медико-социальной экспертизы и разработка новых технологий определения степени ограничения жизнедеятельности граждан;

- развитие системы социального обеспечения инвалидов и усиление их социальной поддержки;

- совершенствование системы реабилитации инвалидов и расширение спектра услуг по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;

- развитие сети реабилитационных учреждений, совершенствование форм и методов их деятельности, укрепление их материально- технической базы;

- обеспечение адресности и повышение качества предоставляемых инвалидам компенсаторных технических средств, протезно-ортопедической и сурдологической помощи;

- создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов (маломобильных групп населения) к объектам социальной, транспортной и рекреационной инфраструктуры;

- развитие форм активного содействия занятости инвалидов;

- повышение роли и ответственности местных исполнительных органов в реализации Программы реабилитации;

- создание централизованной базы данных инвалидов;

-совершенствование системы кадрового обеспечения службы медико-социальной экспертизы, организаций социального обслуживания инвалидов и реабилитационной индустрии;

- совершенствование нормативной правовой базы системы реабилитации.



Примечание. На момент подготовки книги данная Программа не была еще принята.
§1.4. РЕЗЮМЕ К ОБЗОРУ КАЗАХСТАНСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В данном разделе принципы и подходы казахстанской социальной политики рассмотрены с точки зрения соответствия международным нормам, следования рекомендациям ООН и наличия моментов, свидетельствующих о попытках внедрения новых идей и подходов к решению проблем инвалидов.

В течение последних 30-ти лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования политики в отношении инвалидов, поддержки правительств различных стран в разработке подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованной инвалидам. Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов, выработанные мировым сообществом, в самом общем виде сводятся к следующим:



  1. Правительство ответственно за внедрение системы, которая работает на устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности.

  2. Правительство должно обеспечить инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни.

  3. Инвалиды имеют право жить в социуме, где они родились, – мировое сообщество порицает изоляцию инвалидов. Для этого общество должно стремиться сформировать условия для независимого проживания инвалидов (самообеспечение, самодостаточность в повседневной жизни).

  4. За инвалидами должны быть признаны права и обязанности граждан данного общества. В компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реализации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.

  5. Государство должно стремиться к равнодоступности мер в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает инвалид (городе, деревне, административная территориальная единица и пр.)

  6. При реализации политики в отношении инвалидов должны учитываться особенности индивида или групп инвалидов: все инвалиды в силу специфики своего заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий.

В отношении льгот и компенсаций для инвалидов законодательство разных стран, как правило, обеспечивает поддержание доходов для двух укрупненных категорий инвалидов: 1) тех, кто имеет трудовую историю, но потеряли способность к труду,

2) тех, кто получил инвалидность с рождения или в детстве.

Для первой категории выплаты осуществляются в рамках системы социального страхования инвалидности, либо в рамках программ компенсаций, установленных работодателем, либо в соответствии с общим законодательством о помощи малоимущим. Система социального страхования, очевидно, не распространяется на инвалидов, не имеющих трудовой истории, поэтому инвалиды этой группы получают либо специально установленные пособия, либо им предоставляется особая медицинская страховка. Еще одним распространенным видом помощи является предоставление налоговых льгот.

Эти общие принципы признаются в большинстве стран. Вместе с тем, реализация этих принципов в каждом государстве осуществляется на основе уже сложившихся социо-культурных стереотипов и экономических возможностей, которые и определяют национальную специфику политики в отношении инвалидов в каждой стране.
Исходя обзора программных документов (см. выше §1.3) можно выделить следующие позиции (принципы), заложенные в основу вышеупомянутых программ:


  1. социально справедливая система социального обеспечения;

  2. доступность социального обеспечения и социальных услуг;

  3. адресность социальной помощи;

  4. унификация и стандартизация параметров социального обеспечения и социальных услуг:

    • наличие базового уровня социального обеспечения;

    • соответствие национальных социальных стандартов к международным стандартам;

  5. социальная поддержка и улучшение качества жизни инвалидов в качестве приоритета;

  6. создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к физической среде;

  7. социальное страхование основных социальных рисков;

  8. разделение ответственности между государством и человеком;

  9. участие основных субъектов (государства, работников и работодателей, получателей) в управлении системой социального обеспечения;

  10. информационное обеспечение и социальная статистика;

  11. совершенствование нормативной правовой базы системы социального обеспечения.

Сравнивая принципы формирования политики в отношении инвалидов, выработанные мировым сообществом, и позиции (принципы), заложенные в основу казахстанских программных документов, можно сделать следующие выводы:



  1. Казахстанское правительство в своих решениях заявляет о своей ответственности за внедрение системы социальной защиты, которая направлена на профилактику инвалидности и решение вопросов инвалидов.

  2. Казахстанское правительство не гарантирует инвалидам достижения одинакового со своими согражданами уровня жизни, особенно в сфере доходов. Но правительство обязуется создать условия и возможности для жизнедеятельности и интеграции инвалидов в общество, то есть обеспечить равные возможности для доступа к сфере образования, занятости, здравоохранения и участия в общественной жизни.

  3. Вопрос о праве инвалидов жить в социуме, где они родились, Казахстанским правительством не затрагивается и не акцентируется как в аспекте изоляции, так и в аспекте деизоляции. Планируя увеличить количество специальных учреждений для инвалидов, которые в этом нуждаются, одновременно говорится о приближении условий проживания в этих учреждениях к обычным условиям. Достижение обычных условий проживания инвалидов в специальных учреждениях планируется за счет разукрупнения существующих учреждений, создания малокомплектных социальных учреждений и развития существующих служб обслуживания инвалидов на дому.

  4. За инвалидами формально признаны права и обязанности граждан, но способы признания, обеспечения и реализации прав и обязанностей инвалидов как членов общества не в полной мере соответствуют международным рекомендациям и стандартам (подробно изложено ниже в следующей главе).

  5. Казахстан стремится к равнодоступности мер в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает инвалид (городе, деревне, административная территориальная единица и пр.).

  6. При реализации политики в отношении инвалидов учитываются особенности индивида (через индивидуальные программы реабилитации) и групп инвалидов (через установление категорий: дети-инвалиды, ветераны-инвалиды, семья ребенка-инвалида, группы инвалидности, малообеспеченные инвалиды).

В отношении льгот и компенсаций для инвалидов законодательство Казахстана обеспечивает поддержание доходов для двух укрупненных категорий инвалидов:

1) тех, кто имеет трудовую историю, но потеряли способность к труду (через возмещение части утраченного дохода за счет работодателя или системы социального страхования),

2) тех, кто получил инвалидность с рождения или в детстве.

Все категории инвалидов имеют налоговые льготы независимо от причин инвалидности.


Таким образом, социальная политика Казахстана в сфере инвалидности не в полной мере соответствует рекомендации 2,3 и 4, а именно:

1 (2). Не гарантируется достижение одинакового с неинвалидами уровня жизни, особенно в сфере доходов. Размеры социальных выплат не ниже прожиточного минимума, но не больше двукратного минимума для самых «тяжелых» инвалидов. Неявно предполагается, но не акцентируется, что достижение одинакового уровня жизни возможно только за счет инициативы и активности самого инвалида, а для этого государство создает соответствующие условия и возможности. Задача инвалида – воспользоваться этими возможностями, что представляет проблему для него в связи с рядом причин объективного и субъективного характера (подробнее чуть ниже).

2 (3). В принудительном порядке никто не помещается в специальные учреждения, кроме лиц, представляющих опасность для себя и/или для окружающих. В связи с отсутствием интегрированных воспитательных и учебных заведений для детей-инвалидов (внедрение инклюзивного образования запланировано на 2008 год), они вынуждены воспитываться в специальных дошкольных учреждениях и обучаться школьных организациях интернатного типа. В тоже время, часть детей-инвалидов воспитываются и обучаются на дому, которым оказываются социальные услуги через Территориальные центры обслуживания детей-инвалидов на дому. Законодательство Казахстана в сфере образования предусматривает возможность получения среднего образования на дому по желанию родителей, то есть имеется право выбора форм получения образования. Когда стоит вопрос о выборе – обучаться в специальном учреждении или дома, жить в кругу семьи или в доме для инвалидов, принятие решения для большинства инвалидов зависит от материального положения семьи инвалида. Таким образом, вопрос о праве инвалидов жить в социуме, где они родились, зависит от ряда факторов:


  • «тяжести» инвалидности или заболевания. Для получения необходимой реабилитации, социальных навыков и образования размещение этой категории инвалидов в специальные учреждения является вынужденной, необходимой мерой, что соответствует мировой практике;

  • материального положения семьи инвалида или самого инвалида. В зависимости от доходов, инвалиды могут выбрать прохождение лечения, обучения или проживания в частных, открытых учреждениях, или на дому, на что не имеется законодательного запрета;

  • наличия/отсутствия институциональных возможностей, создание которых является обязанностью государства. Именно в этом аспекте международное сообщество рассматривает вопросы изоляции инвалидов. В Казахстане в данное время не имеется института инклюзивного, интегрированного обучения, поэтому те дети-инвалиды, которые по своим показаниям могли бы обучаться в обычных условиях, не могут реализовать эту возможность. Имеются еще дополнительные преграды – физические преграды, неприспособленность инфраструктуры учреждения, отсутствие кадров и др.

3 (4). Хотя Казахстаном заявлено о равноправии всех граждан и признаются равные права инвалидов наряду с другими гражданами, но способы обеспечения и реализации прав/обязанностей носят в неявном виде дискриминирующий характер. В явном виде инвалид выступает как объект социальной политики, а не как ее субъект. Об этом подробно изложено в следующей главе, посвященной законодательству. На уровне принципов (подходов) социальной политики моменты дискриминации трудно обнаружить, наоборот, инвалиды в плане социального обеспечения являются всего-навсего одной из групп населения.

Причины этих нежелательных моментов, по моему мнению, исходят из той политики инвалидности, которая изначально заложена (осознанно или нет) в основу политики в сфере инвалидности (см. выше §1.1 и особенно §1.2).



Казахстанская социальная политика сконструирована на идеологии медицинского подхода - концепции или модели социального обеспечения. Имеются элементы социального подхода (модели гражданских прав), которые не получили должного развития как в программных документах, так и в законодательстве. Необходимо обратить в этой связи на то обстоятельство, что ООН не настаивает на полном переходе к социальной модели инвалидности, а лишь подчеркивает преимущества данного подхода, оговаривая при этом целесообразность применения медицинского подхода в тех или иных случаях (обстоятельствах). Достаточно обратить внимание в связи с этим утверждением на Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.
По мнению российских специалистов, к которому склоняется и автор данной работы, целесообразно отказаться от антагонизма между двумя концепциями социальной политики по отношению к инвалидам (модель социального обеспечения и модель гражданских прав). Логичнее попытаться преодолеть или уменьшить противоречия этих двух подходов путем совмещения политического курса и социальных программ, исходящих из разных концепций социальной политики в данной области. Можно выделить три методологических подхода по уменьшению напряжений между этими двумя моделями.

Далее приведенный материал основан на результатах исследований российских ученых за период 1997-2004 годы (Малева Т.М., Наберушкина Э. К., Романов П.В., Тарасенко Е., Ярская-Смирнова Е.Р. и др.).
Во-первых, обе модели социальной политики могут мирно соседствовать хотя бы потому, что эти концепции обслуживают различные группы инвалидов. Согласно этой точки зрения, некоторые субкатегории инвалидов могут рассматриваться в теоретических рамках модели социального обеспечения, другие – в теоретических рамках модели гражданских прав. Отдельные индивиды могут быть классифицированы как имеющие глубокую степень инвалидности и постоянно нуждающиеся в медицинской помощи и социальном обслуживании, а также потенциально опасные как для общества, так и для себя. Они могут существовать только в условиях специализированных интернатов и учреждений стационарного типа. Другие – как имеющие меньшую степень инвалидности и способные к интегрированию. Сочетание этих двух подходов позволяет дифференцировать группы инвалидов, рассматривая их не как единое целое, а как различные группы, нуждающиеся в разной помощи со стороны государства.

Во-вторых, инвалиды в этом случае могут сами выбирать для себя в пространстве каких возможностей, реализуемых в рамках различных концепций социальной политики в области инвалидности, они будут существовать. Преимущество этого подхода заключается в отсутствии требования формального перехода от одной модели к другой. Более того, он является наиболее эффективным в том плане, что позволяет признать индивидуальную природу инвалидности и с уважением относиться к автономии и пожеланиям самого инвалида.

В-третьих, не стоит рассматривать эти обе модели социальной политики как антагонистические, лучше позиционировать их как концепции социальной политики, имеющие право на сосуществование, но не предлагающие законченного и полностью удовлетворяющего решения проблем инвалидов. Их следует рассматривать как развивающиеся модели, которые не отрицают возможностей постоянного развития и видоизменения в соответствии с запросами реальности. В настоящее время, в большинстве случаев, модель гражданских прав в отличие от модели социального обеспечения позиционируется как совершенно иное революционное явление, причем модель социального обеспечения, как правило, рассматривается только в негативном ключе. Имеющиеся позитивные моменты недооцениваются, в то время как модель гражданских прав идеализируется. Это приводит к тому, что возможные отрицательные черты данной модели даже не артикулируются.

И в заключение, модель гражданских прав действительно дает возможность усилить степень участия граждан-инвалидов в обществе и в формировании своей судьбы. Это хорошо видно на примере мирового опыта. Не случайно эта модель стала базовой в концепции глобальной политики в отношении инвалидов, проводимой ООН, и явилась экономически выгодной для стран, взявших ее на вооружение.

На практике бывает очень сложно осознать модель социального обеспечения и модель гражданских прав как различные концепции социальной политики по отношению к инвалидам, так как считается, что вместе они не могут существовать, являясь антагонистическими по своей природе. Однако есть государства, которые в реальных условиях сочетают эти две модели политики, например, Великобритания, официально провозгласившая модель гражданских прав в качестве основы своей социальной политики в данной области, и имеющая некоторые законы, относящиеся к модели социального обеспечения, а ценности и идеологию, относящиеся к медицинской модели инвалидности.


следующая страница >>