Интеллектуальная игра «Там русский дух, там Русью пахнет…» для учащихся 7 – 8 классов - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Интеллектуальная игра «Там русский дух, там Русью пахнет…» для учащихся 7 – 8 классов - страница №1/1

Интеллектуальная игра

«Там русский дух, там Русью пахнет…»

для учащихся 7 – 8 классов

И.В. Николаева, педагог – организатор

МБОУ ДОД ДЮЦ «Мир»
Цели и задачи:

  • Создание условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

  • Развитие познавательной активности учащихся и интереса к истории России.

  • Воспитание патриотизма и гражданственности.

Необходимое оборудование:



  • Столы, стулья

  • Мультимедийная установка, экран

  • Музыкальная аппаратура, 3 микрофона


Ход игры
ЗВУЧИТ ЛИРИЧЕСКАЯ МУЗЫКА.

Ведущий: Умывает красно солнышко руки теплые в росе,

И Россия, как Аленушка, предстает во всей красе.

Не вблизи, не в дали, я не знаю земли

Лучше той, что меня взрастила,

Синих рек рукава, в небе синь-синева,

И светла от берез Россия.

Добрый день, умники и умницы. Здравствуйте, настоящие интеллектуалы, их болельщики, все те, кто захотел принять участие в программе «Мы Россияне». Сегодня у вас будет возможность проявить свою смекалку, интеллект и эрудицию. Тема сегодняшней игры «Там русский дух, там Русью пахнет…»

Сегодня речь пойдет об истории, увлекательной, интересной и необходимой науке о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления людей и до наших дней. Историю по праву называют «Памятью народа» и «Учителем жизни». Ведь в ней нет не правил, ни формул, ни заковыристых задач. Итак, поговорим об истории.

Внимание правила игры. Состоит из 5 туров.

1 тур – «Блиц – опрос»

2 тур – «История в датах и лицах»

3 тур – «Конкурс капитанов»

4 тур – «Мы – Тагильчане» (история Нижнего Тагила)

5 тур – «Там русский дух, там Русью пахнет» (история России)

В игре участвую две команды. Приглашаю Вас занять свои места.

(ведущий представляет участников)

Внимание, правила игры.



Первый тур. Вопросы каждому участнику команды. Ответ на вопрос даётся сразу, без подготовки. За каждый правильный ответ участник получает 1 балл. В итоге команда может заработать максимально 7 баллов.

Второй тур, командный. Получаете задание на команду. Время размышления 30 секунд. Каждый правильный ответ оценивается по 1 баллу.

Третий тур. Капитанам дается задание на размышление. Время для подготовки 3 минуты.

Четвертый тур, командный. Вопросы о Нижнем Тагиле. Время размышления 30 секунд.

Пятый тур. Командный. Десять вопросов, достоинством в 1 балл. Первенство команд определяется по поднятию руки (или другого атрибута).

Ведущий: Я объявляю начало первого тура.

ФАНФАРЫ.


Вопросы первой команде.

  1. Какое дерево традиционно считается символом России?

  2. Как называются документы, в которых прописаны своды Законов т правил?

  3. Что такое Конституция?

  4. Как в народе называют РФ?

  5. Назовите государственные символы России?

Вопросы второй команде.



  1. Когда принята конституция РФ?

  2. Назовите фамилию первого президента РФ?

  3. На слова какого писателя написан Гимн РФ?

  4. Назовите столицу РФ?

  5. Первый документ, который каждый человек получает при рождении?


Ведущий: Первый тур игры завершен. Участники немного взволнованы, болельщики, поддержите команды аплодисментами. Второй тур игры, начинается прямо сейчас.

ФАНФАРЫ.


Ведущий: «История в датах и лицах», это вопросы про значимые даты для нашей страны, про людей, которые в жизни России оставили свой след. Не забывайте, что конкурс командный и есть время на размышление.

Вопрос № 1. О ком идет речь? Политический, государственный деятель. Герой социалистического труда. Герой Советского Союза. Маршал Советского Союза, Генералиссимус Советского Союза. Из семьи сапожника. После окончания Гурийского духовного училища, учился в Тифлисской духовной семинарии. Шесть раз подвергался арестам, ссылкам, четыре раза бежал. Сторонник В.И. Ленина. К концу 20-х г., в результате длительной борьбы с другими большевистскими лидерами установил диктаторский режим в партии и стране. Объявил себя единственным «продолжателем дела Ленина». Главный инициатор массового террора. В 1939 году пошел на заключение пакта с нацистской Германией, открывшего Гитлеру путь к развязыванию второй мировой войны. После войны стал идеологом и практиком создания «Мировой социалистической системы», что явилось одним из факторов возникновения «холодной войны» между СССР И США. Настоящая фамилия Джугашвили. Умер 5 марта 1953 года. (И.В. Сталин)

Вопрос № 2. Какое важное событие произошло 1 января 1700 года? (

Вопрос № 3. О ком идет речь? Государственный деятель. Работал в органах КГБ, в Ленинградском совете, затем в мэрии С. Петербурга. Был председателем Совета по внешним связям. В 1994-1996 годах, первый заместитель председателя правительства Санкт – Петербурга. В 1998 году, первый заместитель руководителя администрации президента РФ. С 1998 – 1999 директор ФСБ. С августа 1999 года Председатель правительства РФ. Ныне президент РФ.

Вопрос № 4. Что произошло 1 августа 988 года?

Вопрос № 5. В творчестве этого писателя звучат «мелодии» чуть ли не всех литературных жанров: оды и послания, сонеты и элегии, мадригалы и эпиграммы, поэмы и сказки, роман в стихах и повесть в стихах. Маленькие повести и маленькие трагедии, историческая драма историческая повесть. А также литературно-критические статьи, рецензии, публицистика, исторические исследования, письма, дневники, автобиографические заметки. Все это, он освоил, осветил своим гением, оставил в наследие из которого выросла, окрепла, возмужала великая русская литература. Автор строк:

Мой дядя самых честных правил,

Когда на шутку занемог.

Он уважать себя заставил,

И лучше выдумать не мог…

Вопрос № 6. Назовите дату отмены крепостного права?

Вопрос №7. О ком идет речь? Политический государственный деятель. Родился в 1870 году. За участие в студенческих волнениях в 1887 году исключен с первого курса Казанского университета, после чего поступил и закончил с отличием юридический факультет Петербургского университета. В конце 1880 – 1890 г. участник народовольческих кружков, затем марксист. В 1895 году участвовал в создании Петербургского «союза борьбы за освобождение рабочего класса», арестован. Сослан на три года в село Шушенское. В 1900 году выехал за границу вместе с Плехановым и другими, где начал издательство газеты «Искра». В апреле 1917 года приехав в Петроград в «апрельских тезисах» провозгласил курс на социалистическую революцию. Проводил политику «красного террора», «военного коммунизма», инициатор ликвидации оппозиционных партий выселки из страны видных представителей интеллигенции, не согласных с политикой новой власти, репрессии в отношении дворян, духовенства. В 1922 году тяжело заболел. В 1924 году умер. Настоящая фамилия Ульянов.

Вопрос № 8. Какое событие произошло 12 апреля 1961 года?

Ведущий: Ребята, вы команда, помните об этом!!! Болельщики вы на месте???

(болельщики поддерживаю свои команды).

Ведущий: Мы переходим к третьему туру. Представляю вам капитанов команд и объявляю конкурс «Капитанов».

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать.

В Россию можно только верить.

Через это маленькое четверостишье можно прочувствовать всю глубину России. Что хотел передать поэт?



(капитаны в течение 3 минут ведут рассуждение на заданную тему).

Ведущий: По истечению трех туров подведем итоги и выслушаем мнение жюри.

Я думаю, не стоит делать никаких выводов, впереди еще два основных тура.

МУЗЫКА ФОНОМ.

Ведущий: Городов у России не мало,

Каждый сердцу и дорог, и мил.

Но Тагил – это гордость Урала,

Это кузнеца счастья – Тагил.



Четвертый тур игры – «Мы – Тагильчане».

Вопрос № 1. Это, пожалуй, один из старейших памятников Нижнего Тагила, свидетель многих событий пронесшихся над тагильской землей. На одной из литых чугунных плит, укрепляющих углы, выбита дата 1818 год? (гора Лисья)

Вопрос № 2. Живописец и лакировщик Нижнетагильского горного завода, родоначальник известной семьи потомственных мастеров по росписи железных изделий, живопись на металле или дереве покрывали специальным лаком. О ком идет речь? (А.С. Худояров)

Вопрос № 3. Когда было присвоено Нижнему Тагилу звание города? (1919 год)

Вопрос № 4. В честь отмены крепостного права в 1862 году по проекту Мермского архитектора Гирса началось строительство церкви на Вересовой горе. Некоторые росписи внутри выполнял Исаак Худояров. О какой церкви идет речь? (Собор Александра Невского)

Вопрос № 5. Из трех сыновей Акинфия Никитича Демидова, этот сын был наиболее «деловым» и «просвещённым» человеком. При нем построили три новых завода: Нижнесалдинский, Верхнесалдинский и Висимо – Уткинский. Кто это? (Никита Демидов)

Вопрос № 6. Какая гора дала жизнь Нижнему Тагилу? (гора Высокая)

Вопрос № 7. Это здание - «Господский дом», расположенный по улице Тагильской. Какая знаменитая тагильская находка связана с этим домом? (картина, приписываемая руке Рафаэля Урбинского «Мадам Де Пополо» или «Тагильская Мадонна»)

Вопрос № 8. К чему относились слова Д.Н. Мамина – Сибиряка – «…это самый большой горный завод в целой России» (к Нижнему Тагилу)

Вопрос № 9. Какая церковь была усыпальница Демидовых? (церковь на Вые – Выйско – Никольская)

Вопрос № 10. В прошлом эта улица в Нижнем Тагиле называлась Александровская, как называется в наши дни? (улица Ленина)

(подведение итогов 4 этапа, поддержка болельщиков)

Ведущий: Мы переходим к пятому, основному туру игры: «Там русский дух, там Русью пахнет».

(Команда, которая знает правильный ответ, подает сигнал соответствующим атрибутом)

Вопрос № 1. В каком веке определилось деление славян на западных, южных и восточных? (к VI веку)

Вопрос № 2. Главное занятие славян? (земледелие)

Вопрос № 3. Обычно города возникали на высоких берегах рек, особенно на главных торговых путях, так по «пути из варяг в греки» быстро росли города, какие? Перечислите. (построенные ранее полянами – Киев, северянами – Любеч, кривичами – Смоленск, Полотск, словенами – Ладога, после Новгород)

Вопрос № 4. При каком князе произошло укрепление Киевской Руси? (X – XI в. в., при Владимире Святославиче, кого народ прозвал «красным солнышком»)

Вопрос № 5. Кем и когда произошло крещение Руси? (в конце X века князем Владимиром Святославичем.)

Вопрос № 6. Кто создал славянскую азбуку (кириллица)? (Кирилл и Ме5фодий)

Вопрос № 7. Что означает выражение «Вот тебе бабушка и «Юрьев день»?» (До конца XVI века существовал церковный праздник, который назывался Юрьев день (26 ноября по старому стилю). В этот день крестьяне могли покидать своих владельцев и переходить к другим помещикам. Это был единственный «вольный» день в году. Но потом и это право было отнято у крестьян. Пришёл Юрьев день, а крестьяне не могли никуда уйти: им был объявлен новый указ царя. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» — говорили крестьяне.)

Вопрос № 8. Кто «прорубил окно в Европу» (Петр I)

Вопрос №9. Что означает выражение «съесть пуд соли»? (это выражение употреблялось с Петровских времен, т. к. в те времена солдат служил 25 лет и за эти годы, он съедал несколько пудов соли. И вот солдатское братство «родило» эту пословицу.)

Вопрос № 10. Назовите летописца, автора «Повести временных лет» (Нестор)
Ведущий: Игра подошла к концу. Предлагаю жюри подвести итоги.

Вручение грамот. Поздравление победителей.