Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, которого никогда не было и которого до Вас никто не придумал-ни в сказк - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, которого никогда не - страница №1/1

Это одна из самых информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать, начиная с 5-6 лет и для любого возраста

Материал для проведения методики: лист бумаги (А4), карандаш. Ручки и фломастеры использовать не рекомендуется.

Инструкция:

"Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, которого никогда не было и которого до Вас никто не придумал-ни в сказках, ни в мультфильмах, ни в компьютерах."

Если испытуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, то его надо ободрить, надо сказать, что требуется животное, которого на самом деле нет, то все равно, каким оно получится.

После выполнения задания испытуемого просят придумать имя несуществующему животному. Выяснив название животного, испытуемого просят рассказать, где это животное живет, чем питается, есть ли у него враги, а есть ли друзья и т.д.

* * *

Интерпретация методики.



Положение рисунка на листе.Норма - рисунок расположен по центру листа.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа - высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточное признание со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части - неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры - ГОЛОВА. Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности. Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия. Нередко боязнь перед активным действием и нерешительность.

Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего-экоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза.

Деталь "уши" - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ - большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный - легкость возникновения опасений и страхов, недоверия.

Рот с зубами - вербальная агрессивность, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

ГЛАЗА. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки.

Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент).

Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями.

Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали -энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.).

Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей—только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае —экономия энергии, астенич-ность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, "островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело "животного" — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного —рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления ("лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", "лю-лю", "кус-кус" и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклета-миешиния" и т.п.).

А.А.Карелин "Психологические тесты" Том 1.

Примеры анализа рисунков детей

Рисунок №1.


http://child-psy.ru/img/test-dzivotnoe-1.gif

По расположению на листе (рисунок сильно смещен вверх) мы можем заключить, что ребенок неудовлетворен своим положением в социуме, считает себя непризнанным, но претендует на признание.



Голова повернута влево - говорит о склонности к рассуждению, возможно боязнь перед активным действием, лишь часть замыслов реализуется. 

Большие уши - большая значимость информации, которую слышит о себе. Придает большое значение мнению окружающих о себе.

Рот с зубами - словесная агрессия (огрызается, защищается в ответ на порицание).

Ноги - достаточная самостоятельность, контроль за своими рассуждениями, выводами.

Хвост - достаточно положительная оценка своих действий.

Контур фигуры говорит о том, что ребенок защищается от взрослых, а когти на лапах свидетельствуют о том, что он защищается от сверстников. Характер линий свидетельствует о тревожности.


Рисунок №2.


http://child-psy.ru/img/test-dzivotnoe-2.gif

Рисунок тихой, замкнутой девочки, ученицы 5 класса Нади С. Послушная, старательная в учебе, но ее как будто нет в классе.

По положению на листе (нижняя часть) мы видим, что ребенок неуверен в себе, имеет низкую самооценку, подавлен, не заинтересован в своем социальном положении, отсутствует тенденция к самоутверждению.

Голова - тенденция к деятельности, то есть Надя - "человек действия", но из-за неуверенности в себе это не проявляется, а подавляется.

Ноги - поскольку практически отсутствуют самостоятельные решения, то и контролировать их сложно. Нет своего мнения.

Хвост - самооценка зависит от ситуации.

Сильный нажим - тревожность.


Источник: adalin.mospsy.ru (В.Н. Костяева)

ФОРМАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

НАЖИМ НА КАРАНДАШ –

показатель психомоторного тонуса:

• Слабый нажим, местами линия едва видна – астения; пассивность; иногда депрессивное или субдепрессивное состояние (с четырехлетнего возраста).

• Сильный нажим, карандаш глубоко продавливает бумагу – эмоциональная напряженность; ригидность; импульсивность (с четырехлетнего возраста ).

• Сверхсильный нажим, карандаш рвет бумагу – конфликтность; гиперактивность ; иногда агрессивность; острое возбуждение, пограничное или психотическое состояние.

• Нажим сильно варьирует – эмоциональная лабильность (с четырехлетнего возраста).

• Колебания нажима особо сильны - эмоциональная неустойчивость; иногда острое состояние .

ОСОБЕННОСТИ ЛИНИЙ

• Штриховые линии – тревожность как черта личности.

• Множественные линии – тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность.

• Эскизные линии: сначала проводятся слабые линии, затем наиболее удачная наводится более жирной – стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках.

• Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку – импульсивность; органическое поражение мозга; иногда гиперактивность (с пятилетнего возраста).

• Линии, не доведенные до конца – астения; иногда импульсивность (с пятилетнего возраста).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РИСУНКОВ

• Стирание и исправление линий – тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; эмоциональная напряженность; тревожность, неуверенность в себе; иногда перфекционизм.

• Штриховка рисунка простым карандашом - тревожность как личностная черта; тревога как состояние на момент обследования; иногда художественный прием у людей, обучающихся или обучавшихся рисованию (в этих случаях не интерпретируется);

• размашистая штриховка, местами выходящая за контур рисунка, – острая тревога; импульсивность (с шестилетнего возраста);

• особо тщательная штриховка – тревожность, неуверенность в себе; ригидность; иногда перфекционизм;

• штриховка с сильным нажимом: за - чернение всего рисунка или его части – эмоциональная напряженность; острая тревога; иногда пограничное или психотическое состояние.

• Отклонение от вертикали – органическое поражение мозга; иногда ощущение своей психологической неустойчивости, плохой приспособленности к жизни или неустойчивого невротического состояния; нарушения умственного развития (с пятилетнего возраста).

• Нарушения симметрии – органическое поражение мозга; импульсивность; иногда негативизм; острое состояние (с пятилетнего возраста).

• Двигательные персеверации – органическое поражение мозга; иногда психическое заболевание; интеллектуальное нарушение (с четырехлетнего возраста).

• Распад формы , неопределенный , часто незамкнутый контур – интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; пограничное невротическое состояние; психическое заболевание (с пятилетнего возраста).

• Не относящиеся к основному сюжету линии и штрихи, заполняющие весь лист – импульсивность, острая тревога; пограничное невротическое состояние; иногда психотическое возбуждение (с четырехлетнего возраста).

• Грубое искажение формы и/или пропорций – интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; негативизм; сниженная конформность, нарушения социализации; пограничное невротическое состояние; психическое заболевание (с пятилетнего возраста).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ

ТИП ЖИВОТНОГО

• Реально существующее – интеллектуальное или эмоциональное нарушение ; острая тревога ; иногда психическое заболевание ( с семилетнего возраста ).

• Существовавшее раньше ( например, динозавр ) или существующее в культуре ( например, дракон ) – бедность воображения; низкий общекультурный уровень ; иногда педагогическая запущенность ( с семилетнего возраста ).

• Сконструированное из частей разных животных , соответствующее стандартной схеме животного – рационалистический , нетворческий подход к задаче .

• Целостное , построенное по стандартной схеме с головой , туловищем , конечностями – художественный , но в целом стандартный подход к задаче .

• Построенное по оригинальной схеме , не напоминающее обычных животных –творческий подход к задаче ; низкая конформность .

• Сверхоригинальное , вычурное – демонстративность ; шизоидность .

• Человекообразное – высокая неудовлетворенная потребность в общении ; типично для подросткового возраста .

• Механическое, угловатое, машинообраз - ное или включающее отдельные механические детали – интровертность ; аутизация ; иногда шизоидность .

• С конечностями , направленными вовне – экстравертность .

• Замкнутое, без конечностей или с конечностями, направленными к телу – интровертность.

ДЕТАЛИ


• Избыток органов чувств – тревожность .

• Глаза


• отсутствуют – аутизация ; астения ; субдепрессия ; иногда шизоидность ;

• пустые , без радужки и зрачков астения ; аутизация ; иногда асо - циальность ; страхи ( с шестилетнего возраста );

• большие зачернененные или с зачерненной радужкой – страхи ;

• форма грубо искажена – невротическое состояние ; асоциальность ; иногда психическое заболевание .

• Уши , подчеркнутые нажимом или особо большие - тревожность ; иногда подозрительность , настороженность .

• Зубы - вербальная агрессия .

• Голова на рисунке , в целом соответствующем схеме животного ,

• отсутствует – импульсивность ; иногда психическое заболевание ;

• форма грубо искажена – органическое поражение мозга ; иногда психическое заболевание ;

• две или более головы – иногда внутренний конфликт , противоречивые желания .

• Толстый хвост – высокая значимость сексуальной сферы .

• Чешуя , панцирь – потребность в защите , боязнь агрессии .

• Иглы , шипы и т . п . – защитная агрессия .

• Острые рога, когти, клыки (вылезающие изо рта), острые наросты – агрессивность.

• Отсутствие ног, их недостаточное количество или явная слабость на рисунке , в целом соответствующем схеме животного или человека, – низкая бытовая ориентация, пассивность или неумелость в социальных отношениях .

• Особо большие ( толстые ) ноги или их избыточное количество – потребность в опоре, ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях .

• Крылья – мечтательность , романтичность , склонность к компенсаторному фантазированию .

• Тело, покрытое густыми волосами, – значимость сексуальной сферы .

• Оружие , режущее , колющее или рубящее орудие – агрессивность ,

• Украшения : узор на шкуре , павлиний хвост , ресницы – демонстра - тивность .

• Раны, шрамы – невротическое состояние ; иногда психическое заболевание .

• Внутренние органы , анатомические детали , кровеносные сосуды , в частности , сосуды глаза – ипохондрия , невротическое состояние ; иногда психическое заболевание .

• Половые органы , женская грудь , вымя или детали , напоминающие их по форме , независимо от того , как они названы – высокая значимость сексуальной сферы.

ЗЛОЕ ЖИВОТНОЕ в сравнениии с обычным

• Лишено признаков агрессивности – стремление скрыть свои агрессивные тенденции , иногда полное отсутствие агрессивности .

• Из признаков агрессивности присутствуют только зубы – склонность к вербальной агрессии : грубости , крику , угрозам .

• Особо выраженная агрессивная символика : острые рога , оружие – высокая агрессивность ;

• то же , в сочетании с признаками высокой тревожности : штриховкой рисунка , многочисленными исправлениями , штриховой линией – невротическая агрессия как реакция на ощущение эмоционального дискомфорта .

• Иглы , шипы и другие оборонительные средства – боязнь нападения и склонность к защитной агрессии .

• Большие глаза с зачерненной радужкой – боязнь агрессии .

• Распад формы , появление невротических признаков : изображение внутренних органов , кровеносных сосудов – низкая устойчивость к стрессу , невротическая реакция на стресс ; иногда психическое заболевание .

• Асоциальная символика : сигарета , рюмка , животное в виде черта или бабы - яги – негативистические , иногда психопатические или психопатоподобные реакции на конфликтную ситуацию , угрозу агрессии , стрессовую ситуацию .

• Четкая уверенная линия – высокая сопротивляемость стрессу , способность эффективно действовать в стрессовых ситуациях.

СЧАСТЛИВОЕ ЖИВОТНОЕ

• Всегда обеспечено едой – высокая значимость материальных ценностей ; ощущение бытового неблагополучия ; представление о ненадежности своего материального положения .

• Защищено от любых врагов или не имеет врагов – боязнь агрессии ; иногда настороженное отношение к окружающим .

• Способно жить всюду ( на земле , в воде , в воздухе ) – высокая ценность свободы ; стремление к независимости , самостоятельности .

• Живет вечно или очень долго – ипохондрические тенденции ; иногда страх болезни , смерти .

• Имеет много друзей – высокая ценность общения ; неудовлетворенная потребность в общении .

• Его все любят – высокая ценность эмоциональных связей .

• Доставляет радость другим – высокая ценность общения ; иногда гиперсоциальность ; стремление произвести хорошее впечатление на проверяющего .

• Красивое , умное – высокая ценность соответствующих качеств ; сомнение в наличии этих качеств у себя .

• Счастливо без определенного повода – низкий уровень понимания себя , трудности в осознании своих эмоциональных состояний ; иногда склонность к снижению настроения.

НЕСЧАСТНОЕ ЖИВОТНОЕ в сравнениии с обычным

• Размер сильно уменьшен – скрытые депрессивные тенденции ; склонность к депрессивной реакции на неблагоприятную ситуацию .

• Признаки тревоги : штриховка , множественные линии , распад целостной формы , появление линий , не относящихся к основному изображению – низкая устойчивость к стрессу ; склонность к сильному повышению уровня тревоги в неблагоприятных ситуациях .

• Штриховка с сильным нажимом , зачер - нение частей рисунка – низкая устойчивость к стрессу ; склонность к появлению высокой эмоциональной напряженности в неблагоприятных ситуациях .

• Подчеркнутый контур – тенденция к контролю за своими эмоциональными состояниями .

• Живет один , не имеет друзей – чувство одиночества , неудовлетворенная потребность в общении .

• Его никто не любит – неудовлетворенная потребность в эмоциональном контакте .

• Болеет , умирает – ипохондрические тенденции ; депрессивные тенденции ; иногда страх смерти .

• Плохо приспособлено к жизни : с трудом передвигается , тратит очень много времени на добывание еды – ощущение трудности жизни ; низкий уровень социальной адаптации .

• Несчастно без определенного повода – склонность к снижению настроения ; иногда периодические депрессивные ( субдепрессивные ) состояния ; низкий уровень понимания себя , трудности в осознании своих эмоциональных состояний .

6. Статья «Несуществующее животное. Методика» находится здесь (http://www.sakhitti.ru/itti/web/odaren/4.1.7.html)

В принципе методология ничем не отличается от того, что приведено выше, но есть интересная таблица «Симптомокомплексы агрессивности теста "Несуществующее животное" ( по Фурманову И.А.)», в которой тем или иным характеристикам рисунка присуждаются баллы, общей суммой которых оценивается агрессия автора (вполне возможно, что эта методика может быть полезна для выявления сильной ЧС).

Симптом - Балл

Сильная, уверенная линия рисунка - 0,1

Неаккуратность рисунка- 0,1

Большое количество острых углов - 0,1 - 0,2

Верхнее размещение углов - 0,1

Крупное изображение - 0,1 - 0,2

Голова обращена вправо или анфас - 0,1

Хвост поднят вверх, пышный - 0,1

Угрожающее выражение - 0,1

Угрожающая поза - 0,1

Наличие орудий нападения (зубы, когти, рога) - 0,1 - 0,2

Хищник - 0.1

Вожак или одинокий- 0,1

При нападении "дерется насмерть"', или "всех убивает", дерется традиционными способами (зубы, когти, рога, хобот и т.д.) - 0,1

Ночное животное - 0,1



Другие признаки – 0,1

Таким образом максимальный уровень агрессии оценивается в 1,8 баллов.