Ii всероссийская научно-практическая конференция Университетского округа ниу вшэ «Инновационное развитие современной школы: практика - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Процесс формирования метапредметных результатов средствами метапредметных... 1 72.85kb.
Научно-практическая конференция студентов и аспирантов «инновационное... 2 429.85kb.
Научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «правовое... 1 16.65kb.
Семинара «Интеллектуальные виды спорта в условиях реализации новых... 1 26.26kb.
Всероссийская научно-практическая конференция 1 50.4kb.
А. Н. Блеер 2011 г. Положение 1 65.26kb.
Ii международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование... 3 379.81kb.
Окружная научно-практическая конференция учащихся «Ломоносовские... 1 41.62kb.
Первые шаги к творчеству детей 2 3 лет посредством пластилинографии 1 55.42kb.
Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга Десятая юбилейная научно-практическая... 2 713.07kb.
Программа 21-23 октября 2013 года томск 2013 2 570.92kb.
Г. Честертон посвятил одну из книг своему секре­тарю, написав в посвяще­нии... 10 3543.54kb.
- 4 1234.94kb.
Ii всероссийская научно-практическая конференция Университетского округа ниу вшэ - страница №1/1

II Всероссийская научно-практическая конференция Университетского округа НИУ ВШЭ

«Инновационное развитие современной школы:

практика и подходы к реализации новых образовательных стандартов»

«Школа возможностей: опыт и проблемы реализации внеурочной деятельности учащихся»

Щукина Наталья Ивановна,

заместитель директора

МБОУ «Гимназия» г. Чусовой

Человек – это возможность, а жизнь – это творчество

Владимир Шахиджанян
Организация внеурочной деятельности – неотъемлемая часть образовательного процесса гимназии. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения особое значение приобретает внеурочная деятельность учащихся, цель которой - создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора.

Культура – это выбор1. Всегда ли школа прививает культуру выбора? Способствует ли этому среда образовательного учреждения? Мудрая мама дает малышу вместо одного два яблока, ставя его в ситуацию выбора: красное или зеленое, большое или маленькое и т.д., так формируются не только предпочтения, но и умение анализировать, выбирать.

Мы не всегда задумываемся о том, что выбор – это, прежде всего процесс, анализирующий внутренний конфликт между «за» и «против». Только качественно организованный процесс ведет к качественному и точному результату - выбору, не зря говорят, что свою золотую рыбку нужно ловить на червя сомнения.

Что способствует выбору? Безусловно, среда – один из доминирующих факторов. Создание педагогических условий развивающей среды как почвы выбора и ресурсной возможности реализации интересов и способностей школьников во внеурочной деятельности – задача школы. Известно, что развивает не столько учебник и учитель, развивает культурная среда. Педагог в большой мере выступает посредником и мотиватором интегрирования учащегося в творческую среду.

Насколько совершенна среда? Какова роль учителя в ее обогащении? Участвует ли в выстраивании образовательной среды ученик, ради которого, собственно, эта среда и создается?

Эффективность развивающих возможностей творческой среды зависит от разрешения ряда проблем:



  • во многом спектр образовательных предложений по организации внеурочной деятельности обусловлен наличием кадров, а не реальными запросами обучающихся;

  • неготовность учителей к деятельности в инновационной творческой среде;

  • отсутствие тьюторской позиции у педагогов;

  • несформированность образовательных запросов учащихся;

  • творческая пассивность со стороны учащихся.

Концепция деятельности гимназии в преодолении этих проблем заключается в триединстве аспектов: ученик – учитель - творческая среда. Безусловно, здесь имеют большое значение и другие субъекты образования, но это доминантное триединство, по сути, делает современную школу - школой возможностей.

Деятельность гимназии в выстраивании образовательного пространства как школы возможностей многолика, но основные тезисы направлены на развитие вышеуказанной триады:



  • Человек – это возможность. Значит, современная школа должна стать школой возможностей.

Ребенок обучается в школе 11 лет – это огромный этап в его жизни. Нельзя упускать возможности детства, взросления. Ценность сенситивных (сензитивных) периодов развития заключается в том, что ребенок в эти годы проходит глобальные перестройки личности. Таким образом, школа несет ответственность за становление учащихся, значит, школа должна быть территорией возможностей.

То есть необходимо создать такое образовательное пространство, которое поддерживается не только материально-техническим оснащением, но и развитием инновационных педагогических инициатив, направленных на качественное изменение, обеспечение эффективности реализации образовательных запросов гимназистов.

Гимназия - культурно-образовательное пространство, ориентированное не на среднестатистического ученика, а на индивидуальные запросы учащихся. Эффективное развитие творческой среды ОУ как школы возможностей для самоопределения, самопреобразования, творческого совершенствования и развития учащихся во внеурочной деятельности – стратегическое направление деятельности гимназии.


  • Звезды зажигаются в школе!

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Системно-деятельностный подход, являясь методологической основой концепции государственного стандарта общего образования второго поколения, подразумевает создание и организацию условий, инициирующих ученическое действие.

Дать ребенку возможность действовать. «Великая цель образования - это не знания, а действия!»2 Единственная возможность научить ребёнка жить в существующих условиях, это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями. Творчество — самый эффективный способ развития личности, внеурочная деятельность здесь играет, пожалуй, главную роль.

  • Звезды зажигает мотивированный педагог.

ОУ - школа возможностей для кого? Только ли для ученика? Индивидуальность ребенка будет развиваться эффективнее, если рядом с ним есть другие яркие индивидуальности, творческие наставники. Таким образом, ОУ – школа возможностей и для учителя, так как педагог ключевая фигура образования, значит, надо пристально изучать и интересы педагога.

Инновационность подхода гимназии к организации творческой среды заключается в рассматривании среды ОУ как школы возможностей, в комплексном сотворчестве, целесообразном выстраивании среды.

Рассмотрим на примере учебно-исследовательской деятельности (УИД). Система сопровождения учебно-исследовательской деятельности от запроса ученика и предложения гимназии до интеллектуального продукта: кружок «Юный исследователь» - детское объединение «Исследовательским курсом», лаборатория «Эврика», клуб исследователей «Экология человека» - учебное занятие - индивидуальная исследовательская деятельность – защита проектных идеей – научно-практическая конференция – публикация тезисов в сборнике НПК.

Продолжим пример организации УИД: если в образовательном меню гимназии нет направления, выбранного обучающимся, то диапазон исследований расширяется в пользу выбора ученика, если ресурс ОУ не позволяет это сделать, то используется внешний ресурс: система дополнительного образования ОУ города, района, ресурс Университетских округов.


Каковы первые успехи гимназии в реализации внеурочной деятельности? Гимназия получила грант и в течение двух лет реализует краевой проект «Вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность, развитие их одаренности через создание творческой среды в образовательном учреждении в соответствии с требованиями ФГОС».

  • расширилось меню образовательных предложений учащимся;

  • появились новые формы организации внеурочной деятельности:

-Мастерская «Исследовательским курсом»

-Лаборатория «Эврика» по техническому моделированию

-Фотостудия «Остановись мгновенье!»

-Клуб исследователей «Экология человека»

-детское объединение «Экожурналистика» и др.


  • для реализации внеурочной деятельности в 5-6 классах применяется поточная система организации (14 объединений) с элементами нелинейного расписания;

  • расширяется сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования города, Пермского края;

  • для руководства кружками приглашаются дополнительные специалисты, например, архитектор;

  • педагоги активнее проявляют инициативу по освоению новых направлений внеурочной деятельности, отвечая на образовательные запросы учащихся.

Перспектива деятельности гимназии – создание избыточности ресурсов, обеспечивающих личностный выбор, развитие индивидуальности, создание условий, при которых учащиеся не просто выполнят стандарт, а раскроют свои творческие возможности.



Проблемы, требующие разрешения:

  • недостаточная диагностика интересов и наклонностей, степени удовлетворенности организацией внеурочной деятельности в ОУ;

  • недостаточная диагностика профессиональных и личностных интересов педагогов – участников внеурочной деятельности;

  • высокая занятость учебных кабинетов, что затрудняет расширение внеурочного образовательного меню

  • выстраивание нелинейного расписания внеурочной деятельности,

  • формирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся

Творческая (идейная) среда характеризуется хрупкостью и неустойчивостью,3 она требует постоянного развития, функционального разнообразия, гибкости. Комплекс потенциалов творческой среды позволяет учащимся стать реальными субъектами собственного развития и творческого самопреобразования. Школа возможностей как среда мотивации к творчеству и развитию ученика и педагога.



1 Дибров Дмитрий Александрович

2 Герберт Спенсер Гассер


3 Ясвин Витольд Альбертович