№ п/п
|
Наименование раздела, темы урока
|
Планируемый результат обучения Знать, уметь
|
Тип урока
|
Характеристика деятельности учащихся
|
Дата проведения
|
Виды контроля
|
Домашнее задание
|
.История России XVI – XVIIIв.в. (34 часа).
|
|
План
|
Факт
|
|
Тема I. Россия в начале XVI века (5 часов).
|
|
|
|
-
|
Введение в историю России.
|
Территория, население и сельское хозяйство; города, ремесло и торговля в начале XVI века. Знать национальный состав населения и хозяйственную жизнь России начала XVI века. Уметь характеризовать геополитическое положение страны
|
Комбинированный с элементами
самостоятельной и исследовательской работы
|
Групповая форма работы участие в беседе.
|
1
|
1
|
Опрос, тест
|
Записи в тетради
|
-
|
Иван Грозный – первый русский царь.
|
Установление самодержавной власти царя; ре-формы сер. XVIв.; Земский собор; Судебник. Знать о деятельности Ива-на Грозного, Боярской Думе, Земском соборе, приказах. Уметь характеризовать правление Ивана Грозного.
|
Изучение и первичное закрепление новых знаний
|
Групповая форма работы участие в беседе.
|
1
|
1
|
Работа в парах. Составление сравнительной таблицы
|
Пр 1 отв. на вопрос
Доп литература:
Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. Очерки социально-экономичес-кой и политической истории России середины XVI в. М., 1960.
|
-
|
Внешняя политика Ивана Грозного.
|
Направление внешней политики при Иване IV; Казанское взятие 1552 г.; освоение Сибири. Знать Казанское ханство и его взятие в 1552 г.; Астраханское (1556); Сибирское (1558. Уметь показывать по карте направление и итоги внешней политики
|
Комбинированный с элементами
самостоятельной и исследовательской работы
|
Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания.
|
1
|
1
|
Работа в парах. Составление сравнительной таблицы
|
Пр 2 отв. на вопрос
|
-
|
Опричнина.
|
Опричнина; последние годы Ивана Грозного. Знать причины установ-ления опричнины и ее последствия. Уметь готовить сооб-щения по данной теме.
|
Изучение и первичное закрепление новых знаний
|
Групповая форма работы участие в беседе.
|
1
|
1
|
Опрос, тест
|
Пр 3 отв. на вопрос
|
-
|
Русская культура конца XV – XVI в. в.
|
Церковная жизнь; литература; архитектура и живопись. Знать о развитии русской культуры конца XV – XVI в. в. Уметь готовить сообщения, рефераты, доклады.
|
Комбинированный с элементами
самостоятельной и исследовательской работы
|
Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания.
|
1
|
1
|
Опрос, тест
|
Пр 4 отв. на вопрос
|
Тема II. Смутное время (5 часов).
|
-
|
Начало Смуты.
|
Пресечение правящей династии и начало Смуты. Знать причины Смуты и правление Бориса Годунова. Уметь характеризовать обострение противоречий и предпосылки Смуты.
|
Изучение и первичное закрепление новых знаний
|
Групповая форма работы участие в беседе.
|
1
|
1
|
Хронологический диктант
|
Пр 5 отв. на вопрос
Читать - Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 2002.
|
-
|
Лжедмитрий I.
|
Начало самозванца; Лжедмитрий I и Борис Годунов; правление Лжедмитрия I. Знать причины прихода к власти Лжедмитрия I. Уметь характеризовать правление Лжедмитрия I.
|
. Комбинированный с элементами
самостоятельной и исследовательской работы
|
Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания.
|
1
|
1
|
|
Пр 6 отв. на вопрос
|
-
|
Царь Василий Шуйский. Междуцарствие.
|
Правление Шуйского; восстание Болотникова; Лжедмитрий II; вторжение интервентов; семибоярщина. Знать о восстании Болотникова, иностранной интервенции и первом ополчении. Уметь работать с картой и текстом учебника.
|
Изучение и первичное закрепление новых знаний
|
Групповая форма работы участие в беседе.
|
1
|
1
|
|
Пр 7 отв. на вопрос
Скрынников Р.Г. Василий Шуйский. М., 2002.
Пр 8 отв. на вопрос
|
-
|
Второе ополчение и освобождение Москвы.
|
Второе ополчение; Земский собор; вступление Михаила Романова на престол. Знать основные события Смуты, ее итоги. Уметь составлять развернутый план, работать с картой
|
Комбинированный с элементами
самостоятельной и исследовательской работы
|
Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания.
|
1
|
1
|
Работа в парах. Составление сравнительной таблицы
|
-
|
Повторительно - обоб-щающий урок: «Россия в первой половине XVI века».
|
Повторение материала и вопросов всей пройденной темы. Знать все термины предыдущих уроков. Уметь подводить итоги, выделять главные задачи, ориентироваться в событиях и фактах
|
Изучение и первичное закрепление новых знаний
|
Групповая форма работы участие в беседе.
|
1
|
1
|
Хронологический диктант
|
Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. М., 1981.
|
Тема III. Россия при первых Романовых (10 часов).
|
-
|
Правление первых Романовых.
|
Внутренняя и внешняя политика; Соляной бунт и Соборное уложение. Знать личности первых Романовых на российском престоле; причины Соляного бунта и принятие Соборного уложения. Уметь характеризовать положение крестьян по Соборному уложению 1649 г.
|
. Изучение и первичное закрепление новых знаний
|
Групповая форма работы участие в беседе.
|
1
|
1
|
Опрос, тест
|
Пр 9 отв. на вопрос
|
-
|
Россия в XVII веке.
|
Территория и население; государственное управление; экономика. Знать новые черты в экономической жизни страны. Уметь работать с картой, объяснять значение терминов
|
Комбинированный с элементами
самостоятельной и исследовательской работы
|
Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания.
|
1
|
1
|
Хронологический диктант
|
Пр 10 отв. на вопрос
|
-
|
Внешняя политика России в XVII веке.
|
Украинские земли под властью Речи Посполитой; Переяславская рада; русско-польская война. Знать причины и результаты русско-польских и русско-шведских войн. Уметь работать с картой, характеризовать внешнюю политику России в XVII в.
|
Изучение и первичное закрепление новых знаний
|
Групповая форма работы участие в беседе.
|
1
|
1
|
|
Пр 11 отв. на вопрос
|
-
|
Присоединение Украины к России.
|
Групповая форма работы участие в беседе.
|
1
|
1
|
Работа в парах. Составление сравнительной таблицы
|
Пр 12 отв. на вопрос
|
-
|
Церковный раскол.
|
Знать причины церковного раскола и его последствия. Уметь высказывать свое мнение по проблеме
|
Комбинированный с элементами
самостоятельной и исследовательской работы
|
Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания.
|
1
|
1
|
Хронологический диктант
|
Пр 13 отв. на вопрос
|
-
|
Народные волнения в 1660- 1670 годы.
|
Церковные реформы; Медный бунт; восстание Разина. Знать причины церковной реформы, Медного бунта, восстание Разина. Уметь составлять таблицу: «Движение под руководством С. Разина
|
Изучение и первичное закрепление новых знаний
|
Групповая форма работы участие в беседе.
|
1
|
1
|
Понятийный диктант
|
Пр 14 отв. на вопрос
Читать-
Кулюгин А.
Энциклопедия российских царей. М., 2001.
|
-
|
Сибирь в XVII веке.
|
Освоение русскими Сибири; землепроходцы и их открытия. Знать районы расселения народов Сибири и открытия землепроходцев. Уметь работать с картой, заполнять таблицу, отвечать на вопросы
|
Комбинированный с элементами
самостоятельной и исследовательской работы
|
Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания.
|
1
|
1
|
Опрос, тест
|
Пр 15 отв. на вопрос
|
-
|
Просвещение, литература и театр в XVII в.
|
Грамотность и просвещение; литература; театр; архитектура и живопись. Знать о развитии литературы и искусства XVII в. Уметь готовить рефераты, доклады, сообщения
|
Изучение и первичное закрепление новых знаний
|
Групповая форма работы участие в беседе.
|
1
|
1
|
Понятийный диктант
|
Пр 16 отв. на вопрос
|
-
|
Архитектура, живопись и быт в XVII веке.
|
Комбинированный с элементами
самостоятельной и исследовательской работы
|
Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания.
|
1
|
1
|
Работа в парах. Составление сравнительной таблицы
|
Пр 17 отв. на вопрос
|
-
|
Повторительно - обобщающий урок: «Россия в XVI–XVIIв.в.». Контрольная работа № 2.
|
Повторение материала и вопросов всей пройденной темы Знать все термины предыдущих уроков. Уметь подводить итоги, выделять главные задачи, ориентироваться в событиях и фактах.
|
|
Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания
|
1
|
1
|
Понятийный диктант
|
Пр 18,отв. на вопрос
|
Тема IV. Эпоха реформ Петра I (10 часов).
|
-
|
Наследники Алексея Михайловича.
|
Федор Алексеевич; события 1682 г.; регентство царевны Софьи. Знать о правлении наследников Алексея Михайловича. Уметь характеризовать личности Федора Алексеевича и Софьи.
|
Комбинированный с элементами
самостоятельной и исследовательской работы
|
Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания
|
1
|
1
|
Хронологический диктант
|
Пр 19, отв. на вопрос
Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.
|
-
|
Начало правления Петра I.
|
Уметь работать с картой, готовить сообщения.
|
Изучение и первичное закрепление новых знаний
|
Групповая форма работы участие в беседе.
|
1
|
1
|
|
Пр 20, отв. на вопрос
|
-
|
Начало Северной войны.
|
Нарвская «конфузия» и первые победы; основание Петербурга. Знать причины Северной войны и расклад сил в начале войны. Уметь работать с картой и характеризовать внешнюю политику Петра I.
|
Комбинированный с элементами
самостоятельной и исследовательской работы
|
Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания
|
1
|
1
|
Работа в парах. Составление сравнительной таблицы
|
Пр 21 отв. на вопрос
Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1989.
|
-
|
Полтавская битва.
|
Полтавская битва; Прутский поход. Знать о Полтаве и последствиях битвы
|
Изучение и первичное закрепление новых знаний
|
Групповая форма работы участие в беседе.
|
1
|
1
|
Понятийный диктант
|
Пр 22, отв. на вопрос
|
-
|
Окончание Северной войны.
|
Морские победы; Ништадский мир и Каспийский поход. Знать о победах русского флота и условиях Ништадского мира. Уметь работать с картой и характеризовать внеш-нюю политику Петра
|
Изложение нового материала с элементами лабораторной работы
|
I Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания
|
1
|
1
|
Тестирование
|
Пр 23, отв. на вопрос
Павленко Н.И. Петр Великий. М, 1900
|
-
|
Реформы Петра I.
|
Государственное управление; административно-территориальное деление; сословная политика. Знать о изменениях произошедших при Петре I. Уметь характеризовать государственные реформы Петра I
|
Изложение нового материала с элементами лабораторной работы
|
Групповая форма работы участие в беседе.
|
1
|
1
|
Опрос, тест
|
Пр 24, отв. на вопрос
|
-
|
Экономическое развитие России в царствование Петра I.
|
Промышленная политика; торговля. Знать о экономическом развитии России в царствование Петра. Уметь характеризовать итоги экономического развития.
|
I. Комбинированный с элементами
самостоятельной и исследовательской работы
|
Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания
|
1
|
1
|
Работа в парах. Составление сравнительной таблицы
|
Пр 25, отв. на вопрос
|
-
|
Народные движения при Петре I.
|
Рост народного недовольства; восстание в Астрахани; движение К. Булавина. Знать о народных движениях при Петре. Уметь составлять план ответа по теме: «Причины народных движений в начале ХVIII в.».
|
I. Изучение и первичное закрепление новых знаний
|
Групповая форма работы участие в беседе.
|
1
|
1
|
Понятийный диктант
|
Пр 26, отв. на вопрос
|
-
|
Наука, просвещение и культура России конца XVII – первой половины XVIIIв.в.
|
Культура и наука народов России и ее связи с европейской и мировой культурой. Знать о достижениях российской культуры и науки во второй половине XVIII века. Уметь правильно писать доклады и защищать их; высказывать свою точку зрения и отстаивать
|
Комбинированный с элементами
самостоятельной и исследовательской работы
|
Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания
|
1
|
1
|
Тестирование
|
Пр 27, отв. на вопрос
|
-
|
Повторительно - обобщающий урок: «Образование Российской империи».
|
Повторение материала и вопросов всей пройденной темы. Знать все термины предыдущих уроков. Уметь подводить итоги, выделять главные задачи, ориентироваться в событиях и фактах.
|
Комбинированный с элементами
самостоятельной и исследовательской работы
|
Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания
|
1
|
1
|
Хронология
|
|
Тема V. Россия после Петра Великого (6 часов).
|
-
|
Наследники Петра I.
|
Екатерина I и Петр II; «затейка» верховников.
|
Изучение и первичное закрепление новых знаний
|
Групповая форма работы участие в беседе.
|
1
|
1
|
Понятийный диктант
|
Пр 28, отв. на вопрос
Анисимов Е.В. Анна Иоанновна. М., 2002
|
-
|
Правление императрицы Анны Иоанновны.
|
Восстановление самодержавия; внутренняя и внешняя политика. Знать о том, кто правил страной во время дворцовых переворотах и роли гвардии в них. Уметь характеризовать итоги дворцовых переворотов.
|
Комбинированный с элементами
самостоятельной и исследовательской работы
|
Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания
|
1
|
1
|
Работа в парах. Составление сравнительной таблицы
|
Пр 29, отв. на вопрос
|
-
|
Императрица Елизавета Петровна.
|
Комбинированный с элементами
самостоятельной и исследовательской работы
|
Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания
|
1
|
1
|
|
Пр 30 отв. на вопрос
Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М., 2002.
|
-
|
Внешняя политика наследников Петра I.
|
Внешняя политика эпохи дворцовых переворотов. Знать основные направления внешней
политики. Уметь характеризовать внешнюю политику эпохи дворцовых переворотов
|
Изложение нового материала с элементами лабораторной работы
|
Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания
|
1
|
1
|
Опрос, тест
|
Пр31 ,отв. на вопрос
|
-
|
Наука, просвещение и культура России в середине XVIII века.
|
Просвещение и наука; искусство и быт. Знать о развитии литературы и искусства середины XVIII века. Уметь готовить рефераты, доклады, сообщения.
|
Комбинированный с элементами
самостоятельной и исследовательской работы
|
Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания
|
1
|
1
|
Понятийный диктант
|
Пр 32, отв. на вопрос
Анисимов Е.В. Россия без Петра. 1725-1740. СПб., 1994.
|
-
|
Повторительно - обобщающий урок: «Россия после Петра Великого».
|
Повторение материала и вопросов всей пройденной темы. Знать все термины предыдущих уроков. Уметь подводить итоги, выделять главные задачи, ориентироваться в событиях и фактах
|
|
|
1
|
1
|
Опрос, тестирование
|
|
Тема VI. Золотой век Екатерины Великой и правление Павла (8 часов).
|
-
|
Петр III и Екатерина II.
|
Император Петр III; личность Екатерины II; первые годы правления. Знать о деятельности Петра III и Екатерины II. Уметь характеризовать личность и политику Петра III и Екатерины II
|
Комбинированный с элементами
самостоятельной и исследовательской работы
|
Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания
|
1
|
1
|
Работа в парах. Составление сравнительной таблицы
|
Пр 33, отв. на вопрос
|
-
|
Внутренняя политика Екатерины II.
|
Реформы и экономическая жизнь страны. Знать о внутренней политике Екатерины II. Уметь характеризовать политику Екатерины II.
|
Изучение и первичное закрепление новых знаний
|
Групповая форма работы участие в беседе.
|
1
|
1
|
Тестирование
|
Пр 34, отв. на вопрос
|
-
|
Внешняя политика при Екатерине II.
|
Русско-турецкие войны; война со Швецией; разделы Польши. Знать основные направления внешней политики, итоги войн, о разделах Польши, отношении к революции во Франции. Уметь характеризовать итоги основных направлений внешней политики.
|
Изложение нового материала с элементами лабораторной работы
|
Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания
|
1
|
1
|
Понятийный диктант
|
Пр 35, отв. на вопрос
Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 2000.
|
-
|
Движение под предводительством Е.И. Пугачева.
|
Господство крепостного строя; причины восстания и ее итог. Знать о движении под предводительством Е.И. Пугачева и внутренней политике Екатерины II. Уметь характеризовать внутреннюю политику Екатерины II
|
Комбинированный с элементами
самостоятельной и исследовательской работы
|
Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания
|
1
|
1
|
Работа в парах. Составление сравнительной таблицы
|
Пр 36, отв. на вопрос
|
-
|
Внутренняя политика Екатерины II после крестьянской войны.
|
Знать о внутренней политике Екатерины II после крестьянской войны.. Уметь характеризовать политику Екатерины II после крестьянской войны..
|
Изложение нового материала с элементами лабораторной работы
|
Групповая форма работы участие в беседе.
|
1
|
1
|
Хронология
|
Пр 37 отв. на вопрос
, раб тетрадь.
Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. М., 1999.
|
-
|
Правление Павла.
|
Павел I и его правление; внешняя политика Павла. Знать о личности Павла I и его внешней политике. Уметь характеризовать Павла I как личности и как гос. деятеля
|
Изучение и первичное закрепление новых знаний
|
Групповая форма работы участие в беседе.
|
1
|
1
|
Опрос, тест
|
Пр 38, отв. на вопрос
|
-
|
Наука, просвещение и культура России во второй половине XVIII века.
|
Культура и наука народов России и ее связи с европейской и мировой культурой. Знать о достижениях российской культуры и науки во второй половине XVIII века. Уметь правильно писать доклады и защищать их; высказывать свою точку зрения и отстаивать её.
|
. Комбинированный с элементами
самостоятельной и исследовательской работы
|
Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания
|
1
|
1
|
Понятийный диктант
|
Пр 39, отв. на вопрос
|
-
|
Повторительно - обобщающий урок: «Россия во второй половине XVIII в.».
|
Повторение материала и вопросов всей пройденной темы. Знать все термины предыдущих уроков. Уметь подводить итоги, выделять главные задачи, ориентироваться в событиях и фактах
|
|
|
1
|
1
|
|
|
Раздел II. Татарстан в XVI – XVIIIв.в. (10 часов).
|
-
|
Казанский край во второй половине XVI – XVIIв.в.
|
Территория и население; хозяйственное развитие. Знать о развитии Казанского края во второй половине XVI – XVIIв.в. Уметь составлять конспект урока.
|
Изучение и первичное закрепление новых знаний
|
Групповая форма работы участие в беседе.
|
1
|
1
|
Работа в парах. Составление сравнительной таблицы
|
Пр 1 отв. на вопрос.
|
-
|
Социальная и религиозная политика властей в крае.
|
Религиозная и социальная политика царизма в Казанском крае. Знать о социальной и религиозной политике властей в крае. Уметь характеризовать религиозную политику
|
Комбинированный с элементами
самостоятельной и исследовательской работы
|
. Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания
|
1
|
1
|
Хронология
|
Пр 2, отв. на вопрос
Ермалаев И.П. Среднее Поволжье во второй половине XVI – XVII
|
-
|
Экономическое и культурное развитие края во второй пол. XVI в.
|
Христианизация в XVIII в.; духовные собрания. Знать об экономическом и культурном развитии края во второй пол. XVI в. Уметь характеризовать политику христианизации
|
Изучение и первичное закрепление новых знаний
|
. Групповая форма работы участие в беседе.
|
1
|
1
|
Понятийный диктант
|
Пр 3, отв. на вопрос
|
-
|
Казанский край в смутное время
|
Усиление феодального гнета. Судебник 1550 г.; система приказов; Смута. Знать о налогах с местного населения, Смуте, ясачных людях. Уметь обосновать положение ясачных людей.
|
Изложение нового материала с элементами лабораторной работы
|
Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания
|
1
|
1
|
Работа в парах. Составление сравнительной таблицы
|
Пр 4, отв. на вопрос
|
-
|
Казанский край в XVII столетии.
|
Бунташный век; Крестьянская война К. Булавина в Поволжье. Знать о бунташном веке, К. Булавине, урочных летах, заповедных годах. Уметь находить причины крестьянских войн.
|
. Комбинированный с элементами
самостоятельной и исследовательской работы
|
Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания
|
1
|
1
|
Хронология
|
Пр 5, отв. на вопрос
|
-
|
Край в период петровских преобразований.
|
Создание Казанской губернии: территория и население; создание мануфактур; лашманы; реформы в крае. Знать о тех изменениях которые произошли в крае в результате петровских реформ. Уметь сравнивать проведение реформ в Казанской губернии и в России, выявлять общие черты и различия
|
Изучение и первичное закрепление новых знаний
|
. Групповая форма работы участие в беседе.
|
1
|
1
|
Понятийный диктант
|
Пр 6 отв. на вопрос
|
-
|
Политическое и социально-экономическое развитие края в XVIIIв
|
Земледелие, животноводство; товарные хозяйства. Знать о малоземелье, налогах, категориях крестьян. Уметь характеризовать социально-экономическое развитие края в XVIII в.
|
Комбинированный с элементами
самостоятельной и исследовательской работы
|
Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания
|
1
|
1
|
Работа в парах. Составление сравнительной таблицы
|
Пр 7, отв. на вопрос
Алишев С.Х. Татары Среднего Поволжья в пугачевском восстании. Казань, 1973.
|
-
|
Участие народов края в освободительной борьбе в XVIII в.
|
Емельян Пугачев и его движение в Среднем Поволжье. Знать об участии народов края в освободительной борьбе в XVIII в. Уметь выявлять причины и итоги восстаний.
|
Изучение и первичное закрепление новых знаний
|
Групповая форма работы участие в беседе.
|
1
|
1
|
Опрос, тест
|
Пр 8, отв. на вопрос
|
-
|
Развитие культуры в XVII – XVIIIв.в.
|
Культурная жизнь края; татарское просветительство. Знать достижения культуры в XVII – XVIIIв.в. Уметь готовить рефераты о культуре и науке края в XVIII в.
|
Комбинированный с элементами
самостоятельной и исследовательской работы
|
Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания
|
1
|
1
|
Работа в парах. Составление сравнительной таблицы
|
Пр 9,10, отв. на вопрос
|
-
|
Повторительно-обоб-щающий урок: «Казанский край в XVI – XVIIIв.в.».
|
Повторение материала и вопросов всей пройденной темы. Знать все термины предыдущих уроков. Уметь подводить итоги, выделять главные задачи, ориентироваться в событиях и фактах.
|
|
|
1
|
1
|
Опрос, тест
|
|