Художественное развитие детей дошкольного возраста. Восприятие произведений изобразительного искусства - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Развитие элементарных естественно научных представлений у детей старшего... 1 312.38kb.
«Эстетическое воспитание средствами искусства детей дошкольного возраста» 1 37.52kb.
«Использование фольклора в развитии связной речи детей дошкольного... 1 38.35kb.
«Развитие отечественного рынка анимационной продукции для детей дошкольного... 9 1740.3kb.
Тезисы научно-исследовательской работы по проблеме «музыкально-художественное... 1 158.7kb.
Информация об опыте 1 234.17kb.
Занятие «Страна волшебная балет» 1 57.59kb.
«Анализ методов воспитания детей младшего дошкольного возраста в... 1 205.26kb.
Программа муниципального автономного дошкольного образовательного... 20 6579.17kb.
Программа муниципального автономного дошкольного образовательного... 20 6720.8kb.
Книга для детей. Иллюстрированные книги для детей 3 1243.29kb.
Командное первенство 1 270.24kb.
- 4 1234.94kb.
Художественное развитие детей дошкольного возраста. Восприятие произведений изобразительного - страница №1/1

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Педагогов, психологов и деятелей культуры давно волнует вопрос о том, как организовать процесс восприятия произ­ведений изобразительного искусства детьми так, чтобы, с одной стороны, сохранить детскую непосредственность во всей ее наивной первозданности, а с другой — научить их рассматривать художественные произведения.

Николай Андреевич Тырса, живописец, станковый и книжный график, в своем выступлении по поводу этого сказал так: «Я потребитель искусства с четырехлетнего возраста. Ког­да я был ребенком, я очень любил рассматривать картинки. Мои бедные романтические родители сумели мне, семилетнему ре­бенку, показать Эрмитаж. У меня трое детей, я люблю детей вообще, так что в этом отношении у меня есть какой-то опыт. И вот в чем тут дело. Важно научиться рассматривать худо­жественное произведение. А как получается на практике? Вот, скажем, у педагогов. Я наблюдал, как часто рассматривают рисунки. Рассматривают иллюстрации, рассматривают изоб­ражения как сумму каких-то смысловых обозначений.

От ребенка требуют рассказать, почему старик лежит, почему мальчик сидит, в какой одежде, в какое время года, в какое время дня, что у них в руках, что они делают и так далее. Этим все ограничивается. А где же искусство, почему оно не доходит до ребенка? Почему об этом не говорится?

Надо считаться с неодинаковостью детского восприятия. Оно очень разное у детей. Надо считаться с разницей детских натур и педагогам, и художникам, и писателям— всем нуж­но хорошенько войти в искусство, чтобы понимать изображе­ния, видеть их как художественные произведения.

Мы полностью согласны с данной точкой зрения и счи­таем, что в процессе диалогического общения взрослого и ребенка искусство самоценно.

В первую очередь необходимо добиться того, чтобы дети поняли, что в любом произведении искусства не только рас­сказывается о чем-либо, но и обязательно присутствует оп­ределенное настроение. Но показать эту важнейшую особен­ность искусства можно только на произведениях со специальным содержанием. Так, например, маленькие дети не в со­стоянии понять те произведения живописи, в которых пе­редана борьба добра со злом. Для них будет весьма сложно постигнуть духовное противостояние героев живописного по­лотна, в котором разыгралась любовная драма или даны сложные аллегории. Вместе с тем общеизвестно, что малы­ши очень рано начинают интересоваться изображением детей, животных. Их увлекают иллюстрации в книгах, отдельные произведения живописи, скульптуры.

В результате специального изучения нами было установ­лено, что эмоциональный отклик у детей, не достигших четырех лет, вызывают те произведения искусства, в кото­рых переданы чувства и отношения, наиболее близкие и понятные ребенку этого возраста (мать и дитя и их взаимо­отношения). Не менее привлекателен для малышей и мир книжной графики.

-2-

Детей старшего дошкольного возраста уже можно познако­мить с основными жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт) и помочь им понять, как



художники, используя средства выразительности, передают в художественной поэти­ческой форме свое восприятие мира, свое понимание его.

Так, например, в работах Е. Чарушина у каждого зверя свой характер, свое настроение, состояние. Зверь может быть настороженным, спокойным или расслабленным. Может быть в плохом настроении, а может радоваться и безмятеж­но наслаждаться своей долей звериного счастья. Он может быть приветлив и хмур, растерян и уверен в себе. Создавая свои произведения, Чарушин мечтал о том, что дети пой­мут его зверят, их мимику, движения и почувствуют их на­строение, постигнут глубину индивидуальности каждого пер­сонажа.

Но, к сожалению, уже первый педагогический опыт ра­боты с детьми разочаровал художника, потому что некото­рые люди, по его мнению, вовсе не понимают животное. В качестве примера художником приводится случай, кото­рый произошел в его присутствии с одним педагогом, де­монстрирующим детям рисунок, на котором была изображена собака в прекрасном расположении духа и даже «улыбалась».

Несмотря на дружелюбный вид собаки, педагог «объяс­нил» этот рисунок детям примерно так: «Смотрите, какая злющая собака. Смотрите, как она рычит». Но дети с ним не согласились: «Да нет, — утверждали они, — она не злая, совсем и не рычит, — видите, рот раскрыла».

Можно сделать вывод, что взрослым не следует навязы­вать детям собственную точку зрения.

Произведения для эстетического восприятия детей долж­ны быть художественными, доставлять наслаждение своей красотой и передавать чувства, настроение, мысли, доступные детям.


Литература: Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. – М., 2001.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАРОДНОГО И ПРИКЛАДНОГО ИСКУС­СТВА служат исключительно подходящими объектами для эс­тетического воспитания детей в семье.

Первыми подлинными произведениями искусства, с ко­торыми знакомятся дети, являются их игрушки.

Задача игрушки — дать в руки ребенка часть познаваемо­го им мира, развеселить, научить чему-то и воздействовать на его еще неосознанное эстетическое чувство.

Именно поэтому, независимо от возраста, образования и профессии, большинство людей помнят любимые игруш­ки своего детства.

Существенное значение имеет и то, как и кем были со­зданы эти первые жизненные и культурные ориентиры ре­бенка.

В настоящее время рынок заполнен импорт­ными играми и игрушками, значительная часть которых до­вольно низкого качества и сомнительного предназначения отрицательно влияет на развитие детей.

Министерство образования пытается изменить положение в этой сфере. Но без активного участия родителей решить эту проблему невозможно, потому что защитить своего ре­бенка от этих опасных игрушек могут только родители, при­обретая для него то, что способствует пробуждению его твор­ческих способностей и художественного восприятия.

Мы живем в великой стране, которая, несмотря на ог­ромные социально-экономические трудности, продолжает со­хранять свой духовный потенциал. А народное искусство как часть нашей культуры живет и развивается. Рядом с китчем китайского, корейского производства на прилавках магази­нов можно встретить нашу родную матрешку, дымковскую, каргопольскую, абашевскую, тверскую, богородскую игруш­ки. Они, как веселая народная улыбка, в которой дух сказ­ки и верное наблюдение жизни, яркость красок и огромное изящество форм, радуют и детей, и взрослых.

Их создатели из разных уголков России, передавая из поколения в поколение свое мастерство, смогли донести до наших детей драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Поэтому работы народных мастеров становятся уже не только забавой для детей, но и предме­том восхищения и коллекционирования со стороны взрослых. И это замечательно! Собирайте народные игрушки и играйте в них вместе с детьми' В этом случае народное искусство будет объединять несколько поколений, связывая их нитью истори­ческой и культурное памяти своего народа.

Рассматривая их или играя с ними, ребенок впитывает, делает своим достоянием форму, цвет, орнамент, которые веками отбирал и шлифовал каждый народ. При этом важ­но отметить, что народные мастера не забывали и о возраст­ных особенностях детей. Со всеми народными игрушками малыши могли действовать: весело свистеть в глиняные и де­ревянные свистульки, движением рычажка заставят медве­жат рубить проза, зайцев — бить в барабан.

-2-

А для того что­бы познакомиться с семьей матрешки, тут уж особенно надо было изловчиться!



Но, действуя с такой игрушкой, ребенок получает не только удовольствие от игры, но и определенное эстетичес­кое впечатление. Ведь не будешь непрерывно свистеть. Ос­тановишься дыхание перевести — и разглядишь веселые узо­ры на дымковской игрушке или яркие пятна-перья на твер­ской глиняной поделке.

Да и не станешь все время «заставлять» медвежат дрова рубить. Приостановишь движение рычажка и рассмотришь прелестных толстопятых и очень забавных зверят. Так народ­ная игрушка воспитывает без назидания и поучения.

Поэтому мы рекомендуем приобретать те народные игруш­ки, с которыми дети могли бы действовать: свистульки гли­няные — абашевские, дымковские, тверские, каргопольские, филимоновские; разного вида деревянные игрушки — богородские, хохломские, Городецкие; матрешки (семенов­ские, загорские).

Затем можно познакомить детей с предметами народного и декоративно-прикладного искусства. В первую очередь к ним относятся работы народных мастеров своего района, города, села, а также городецкая, хохломская и другие росписи.

Покажите детям красоту народных узоров, их ритмич­ность, чередование элементов, цветовых пятен, обратите внимание на своеобразие колорита каждого вида, геометри­ческие и обобщенные образы растительного мира (цветы, ягоды, листья, травка и пр.).

Полюбуйтесь вместе с детьми красотой, изяществом этих изделий. Как можно чаще этой посудой сервируйте малышу стол, доставляя ему тем самым большую радость.


Литература: Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. – М., 2001.



ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Рисунки в книге являются одними из первых произ­ведений изобразительного искусства, с которыми встречают­ся дети в семье. Они вызывают у малышей эмоциональный отклик, помогают понять содержание сказки, песенки, потешки, лучше представить внешность героев и их характер.

Покажите детям 3—4 лет иллюстрации Ю. Васнецова к рус­ской народной песенке «Гуси», и вы увидите, что многие из них начнут колотить кулачками коварного волка, а некото­рые даже примутся разжимать ему пасть, чтобы спасти ма­ленького гусенка.

Но не все иллюстрации в детских книгах целесообразно использовать для эстетического воспитания дошкольников.

Во-первых, ребенок с первого взгляда должен понимать кар­тинку. Но при всей своей простоте иллюстрация должна зак­лючать в себе множество подробностей (не в ущерб ясности изложения), только в этом случае ее интересно рассматривать.

Во-вторых, иллюстрации должны быть выразительными. Благодаря выразительности изображения ребенок восприни­мает настроение героев, разделяет их чувства.

Для работы с детьми мы рекомендуем использовать сле­дующие иллюстрации:

• Васнецов Ю. Иллюстрации к потешкам «Мыши», «Ки­сонька», «Конь», «Коза-хлопота», «Петушок», «Пошел котик на Торжок»-, «Котинька-коток», «Ладушки», «Гуси».

• Чарушин Е. Иллюстрации к авторской сказке «Тере­мок».

• Конашевич В. Иллюстрации к сказкам К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканише» и др.

• Рачев Е. Иллюстрации к русским народным сказкам «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Заюшкина из­бушка», «Лиса и заяц» и др.

Но, работая с детьми, надо помнить, что любое произ­ведение искусства — это рассказ не только через изображе­ние фигуры и предмета, но и через цвет, линию, компози­цию, технику и материалы изображения.

Постижение ребенком средств выразительности происхо­дит постепенно. Вначале важно вызвать просто эмоциональ­ный отклик, помочь почувствовать состояние, настроение героев.

Так, например, предложив ребенку 2—3 лет рассмотреть иллюстрацию Ю. Васнецова к русской народной сказке «За­ячьи слезы», вначале предоставьте ему возможность просто «войти» в картинку.

«Идешь ты по осеннему лесу. Листья с деревьев уже осы­пались, и только ягоды рябины манят яркими огоньками. И вдруг видишь — избушка стоит. А в окошечко выгляды­вают ее хозяева. Ты хотел(а) бы зайти к ним в гости?»

После того как ребенок ответит, можно поговорить с ним о том, как зайчик и петушок встретят его, покажут ему свой домик, поиграют с ним.

В старшем дошкольном возрасте ребят уже полезно по­знакомить со средствами выразительности (цвет, компози­ция и т. п.).

-2-

Душа живописи — цвет обладает удивительными свой­ствами. Есть произведения живописи, в которых цвет — главный повествователь. И даже если мы не знаем его сим­волического смысла, все равно психологический строй цве­товых сочетаний помимо нашего сознания воздействует на нас определенным образом: навевает грусть, пробуждает бес­покойство, вселяет радость, вызывает улыбку и т. п. На­до только приучить себя вглядываться и видеть развитие цвета, взаимодействие цветов — контрасты их или созву­чия.



Линия основной инструмент графики, но в живопи­си она тоже играет очень важную роль, линия может быть плавной, гибкой, певучей и резкой, энергичной, напори­стой. Она, так же как и цвет, выстраивает изображение в определенном эмоциональном, психологическом направле­нии.

Значительное место при восприятии картины принадле­жит композиции, т. е. тому определенному порядку, в кото­ром художник расположил отдельные элементы своего про­изведения, как связал их между собой, что выделил глав­ным на фоне второстепенного.

Методика работы с детьми такова:

• Прежде всего надо назвать детям фамилию художника.

• После этого предоставьте им возможность самостоятель­но рассмотреть репродукцию или иллюстрацию. Выяс­нить, понятен сюжет или нет.

• Затем надо подготовить к восприятию тех событий, ко­торые изобразил художник, или познакомить ребят с художественным произведением, иллюстрации к кото­рому предстоит рассматривать.

• Но это еще не все — недостаточно понять и оценить чи­сто сюжетную сторону. Произведения изобразительного искусства не только изображают, они еще и что-то выра­жают. Один и тот же пейзаж, написанный разными ху­дожниками, окажется на их полотнах очень разным. Эти полотна будут выражать разные чувства, разные мысли. При этом для людей художественно неразвитых критерием оценке произведений часто служит сходство — похожи изоб­раженные дерево или цветок на настоящие или нет. Если по­хожи, значит, картина хорошая. Если нет — значит, плохая. Уберегите детей от таких примитивных критериев!

Речь идет, конечно, не только о книжных иллюстрациях.

Подведите детей к пониманию того, что изобразительное искусство, как и иные виды искусства, говорит нам о спо­собности и потребности человека передавать в художествен­ной форме свое восприятие мира, свое понимание его.

Приведем пример.

В репродукциях с картин К. Юона «Русская зима», И. Грабаря «Февральская лазурь», И. Шишкина «Сосна» дети могут видеть изображение зимы в разное время суток, опре­делить, на какой картине день, вечер, ночь. Но кроме это­го они должны почувствовать настроение, которое хотел передать каждый из этих

художников своим зрителям, и выделить те средства выразительности, которыми он пользу­ется в данном случае.


-3-

И. Шишкин в своей картине использует контрастное изоб­ражение: ослепительный белый снег и чернеющее небо, и склоны утеса. Луны на картине не видно, но ее таинствен­ный свет озаряет вершину скалы и создает впечатление хо­лодной таинственности, тревоги и ожидания.

Зимний пейзаж К. Юона пронизан светом, теплом, ра­достью, несмотря на то, что на картине изображен глубо­кий снег и сильный мороз.

«Февральская лазурь» И. Грабаря — это праздник лазорево­го неба, жемчужных берез и ярких сиреневых теней на снегу.

Очевидно, что эстетического отношения к произведени­ям искусства нельзя добиться по приказу на одном или не­скольких занятиях и от всех детей одновременно.

Этот процесс связан с индивидуальными проявлениями чувств, дифференцированным отношением каждого ребен­ка к какому-то конкретному содержанию, которое затронет струны его души.

Известный карикатурист, книжный и станковый график А. Каневский вспоминает: «Помню одно из важнейших собы­тий своего детства, послужившее, быть может, толчком или причиною моего интереса и любви к искусству: в какой-то парикмахерской на стене висел небольшой пейзаж, напи­санный маслом. Должно быть, он был окончен совсем недав­но, потому что запах масляных красок был очень силен, и этот характерный запах, ни на что не похожий, буквально околдовал меня. И свежая зеленая трава, и вода, и небо, на­писанные, быть может, просто для заработка каким-нибудь местным живописцем, остались в моей памяти на всю жизнь».

Для других детей таким толчком могут служить произве­дения книжной графики. Так, например, у художника Н. Кузьмина в детстве чувство огромного восхищения вы­звали иллюстрации Г. Доре. Маленький мальчик, без под­сказки и помощи взрослых, вначале сам открыл для себя ху­дожника, а затем на всю жизнь сохранил любовь к его твор­честву.

При проведении этой работы надо также постараться из­бавиться от представления, что эстетическое воздействие на детей должно осуществляться только на монументальном со­держании (яркие, пышные букеты цветов, значительные, грандиозные события на полотнах художников и т. п.)

Представим, что воспитателю продемонстрировали две репродукции с картин В. Васнецова «Богатыри» и «С кварти­ры на квартиру», а затем предложили выбрать одну из них для работы с детьми 6—7 лет. Что он выберет? Непременно «Богатыри», потому что содержание образов грандиозно, значимо. Рядом с ними чувства бездомных стариков и их собачки кажутся столь мелкими, что будут непременно от­брошены.



Вместе с тем наш опыт экспериментальной работы сви­детельствует, что сопереживание, сострадание, идентифи­кация себя с героями произведений изобразительного искус­ства возникают у детей, когда они проникаются человечес­кими чувствами.

Литература: Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. – М., 2001.