Храмов мира путешественников музеев мира - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Храмов мира путешественников музеев мира - страница №13/13

небесного и земного для наших предков была слишком очевидна Это мы, сегодняшние, слепо тыркаемся по

сторонам в поисках выхода из круга обступивших проблем Первый иконостас собора погиб в пожаре 1547 года.

Существующий же иконостас создан в 1680-1681 годах группой московских иконописцев под руководством До-

рофея Золотарева, автора иконостаса Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Особенно удалась

мастерам золоченая резьба иконостаса - использованные ими новые декоративные формы сыграли большую

роль в формировании нового художественного стиля, получившего на-звание <московское барокко>. Росписи

Архангельского собора неоднократно рестав-рировались. Большая реставрация была произведена после 1812

года, когда французы, занявшие Москву, устроили в соборе склад провианта. Тогда же, после 1812 года, был

обновлен иконостас. Главной святыней собора является храмовая икона <Михаил Архангел с житием>. Легенда

связывает ее создание в конце XIV века с именем княгини Евдокии, вдовы Дмитрия Донского. Написанная

мастером из круга Андрея Рублева, икона Михаила Архангела стала символом зашиты всего народа, всей

Русской земли от татарского ига, от вражеских нашествий. В интерьере собора царит полумрак. В этом полумраке

безмолвно высятся сорок шесть массивных каменных гроб-ниц московских князей и царей, начиная с Ивана

Калиты и кончая Иваном Алексеевичем, братом Петра I. Здесь погребены Дмитрий Донской и Иван III, Иван

Грозный и убитый в Угличе царевич Дмитрий. Отсюда, из Архангельского собора, Лжедмитрий I приказал

выволочь останки

484
Бориса Годунова, которые после долгих мытарств нашли свой покой в Троице-Сергиевом монастыре. И здесь же

были упокоены мощи святых мучеников князя Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Федора,

погибших в Орде в 1246 году. Постройка Архангельского собора сделала соборную" площадь Московского Кремля

необыкновенно торжественной. Молодая столица единого Русского государства приобрела достойный своего

возросшего значения архитектурный ансамбль - образ Небесного Града* Горнего Иерусалима. Многоглавые

златоверхие храмы тесной группой венчали Боровицкий холм. А над ними высоко в небе парил золотой крест

колокольни Ивана Великого...

ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО В октябре 1552 года <позвонеся великий град Москва и изыдоша на поле за

посад все множество бесчисленное народа московского> - москвичи выходили встречать возвращавшуюся из

победоносного похода на Казань рус-скую рать. Навсегда была уничтожена вековая опасность нападения со

стороны злейшего врага Руси1 Такое историческое событие нуждалось в увековечива-нии. Уже в следующем году

на Красной площади был сооружен деревянный храм во имя Покрова Богородицы - в честь праздника, в день

которого состоялся решающий штурм вражеской твердыни. А через два года на этом месте началось

строительство каменного собора Покрова Богородицы, что на Рву - такое наименование храм по-лучил оттого,

что был поставлен рядом со рвом, проходившим перед кремлевскими стенами. Но в историю со-бор вошел под

именем храма Василия Блаженного. Собор Покрова на Рву был построен в 1555-1560 годах. Заказчиком храма

выступал сам царь Иван Грозный. А зодчими, возводившими собор, старинные хроники называют псковских

мастеров Барму и <городового и церковного мастера> Постника Яковлева, которые были <пре-мудры и удобны

для такого чудного дела>. Зодчие с большим знанием дела выбрали место для собора на Красной площади,

рядом со Спасскими воротами Кремля. В ту пору здесь находился перекинутый через ров Спасский мост, и собор

оказался в самом оживленном месте Москвы - на площади, перед Спасским мостом, находилось Лобное ме-сто,

с которого оглашались царские указы и грамоты, и возле которого во время важных общественных событий

собирались толпы москвичей. Здесь стали проводиться богослужения для всего населения Москвы, так как

тесные приделы собора не могли вместить всех желающих. Во время богослужений перед Лобным местом



<ставились с об-486
разы, как на крыл осе>, а на само Лобное место водружался аналой. Таким образом, город получил площадь для

всеобщих молений, а храм Василия Блаженного стал новым центром московского посада. Причудливый силуэт

собора царил над широко раскинувшейся территорией Китай-города. Новый храм вызвал

CQto 487 восторг москвичей и неизменно удивлял приезжавших в Москву иноземцев. <И все послы и купцы

дивились, гово-ря, что не видели мы ни в коих царствах, ни в своих, ни в чужих, такой красоты, и силы и славы

великой>, - свидетельствует летописец. Первоначальный проект храма предусматривал создание вокруг

центрального объема семи приделов, но это оказалось невозможным сделать без нарушения законов симметрии.

Тогда зодчие пошли на смелый шаг - возвели не семь, а восемь приделов. В одном из них позднее был погребен

знаменитый московский юродивый Василий Блаженный, он же Василий Нагой. По его имени храм Покрова на Рву

и получил в народе прозвание храм Васи-лия Блаженного. Как и все другие древние памятники Москвы, собор

неоднократно подвергался разорениям В 1611 году он был разграблен поляками, а в 1812 - французами,

превратившими его в конюшню. Храм Василия Блаженного настолько необычен, что его образ не раз ставил в

тупик иностранцев. Наполеон, увидевший храм, назвал его <мечетью>. Другим казалось, что храм создан <более

для украшения, чем для молитвы> Его сравнивали с колоссальным растением, с группой скал, с гигантским

кондитерским изделием, называли его <слеплением сталагмитов> и <зданием из облаков, причудливо

окрашенных солнцем>. С атеистических позиций его воспринимали и продолжают воспринимать чисто внешне.

Но понять идею, выраженную Бармой и Постни-ком в облике Василия Блаженного, невозможно вне кон-текста

русской православной традиции. В образе храма Василия Блаженного, как ни в каком ином сооружении,

воплотился образ Небесного Града, в котором обрели вечную жизнь те, кто, <смертию смерть поправ>, сложил

свою голову за отчизну, во имя ее избавления от постоянно нависавшей над ней опасностью. Храм Василия

Блаженного - это символ победы жизни над смертью, победы Церкви Христовой над силами адо-488

1OO


выми. Весь облик его свидетельствует о том, что жизнь во Христе - это жизнь вечная, и выражает чувства

ликова-ния, радости, устремленной к горным высотам. Эти чувства выражены в храме Василия Блаженного с

редким по силе вдохновением. Композиция храма необычна. На широком, обрамлен-ном аркадой подклете

поставлено девять храмов-приделов. Центральный из них - шатровый, являющийся осью композиции. Восемь

других расположены по сторонам света и выполнены в ярусно-башнеобразной форме, с-болыии-ми, причудливо

украшенными фигурными луковичными главами. Внутрь собора можно попасть через два замечательных своей

красотой и росписью наружных крыльца. На первый взгляд собор кажется необыкновенно сложным

архитектурным сооружением. Это впечатление усиливается тем, что храм по-разному смотрится с разных точек,

создавая разнообразные живописные виды. На самом же деле, зодчие храма всего-навсего прибегли к при-ему

повторяемости двух мотивов - восьмигранника и полукружия. Этот умело использованный прием в сочетании с

обильной декоративностью создают чрезвычайно динамичный, меняющийся с разных точек зрения и удивительно

живой образ. По многообразию своего архитектурного облика храм Василия Блаженного не знает себе равных ни

в России, ни за ее пределами. Первоначально собор был красно-кирпичным с бело-каменными деталями. Ныне

существующая яркая раскраска относится уже к XVIII веку. Позднейшими пристройками являются шатровая

колокольня и сводчатые наружные галереи - они сооружены в XVII столетии. Любого, входящего в храм,

изумляет суровая простота его интерьеров. Ликование, полет души остается за порогом сказочного храма-

памятника, храма-символа. А здесь, в полумраке тесных приделов собора, господствует иная тема - тема

памяти павших, тема поминовения, молитв за усопших и за весь род человеческий. Смерть и воскресение - вот

о чем повествуют образы

489 храма Василия Блаженного. И эти духовные категории с небывалым по силе искусством воплощены в его

внутреннем и внешнем облике. <Чаю воскрешения мертвых и жизни будущего века. Аминь.> - эти строки лучше

всего выражают художественный замысел зодчих великого собора.

ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ Древнее подмосковное село Коломенское почти пол-века назад

вошло уже в черту Москвы. Но великий памятник остается фрагментом древнего Подмосковья, почти в

неприкосновенности сохранившемся от тех еще .недавних времен, когда над высоким берегом, над бескрайними

заливными лугами и синеющими вдали лесами за Моск-вой-рекой, в стремительном порыве устремлялся в небо

высокий белый столп храма Вознесения... Коломенское известно еще с начала XIV столетия. Впер-вые о нем

упоминает духовная грамота Ивана Калиты. Издавна это село, расположенное на высоком берегу над поймой

Москвы-реки, служило летней резиденцией московских князей и царей, но особенно любил и обустраивал его

Василий III. При нем здесь был построен обширный деревянный дворец. И именно при нем в 1532 году в

Коломенском был построен знаменитый храм Вознесе-ния, ознаменовавший собой начало каменного шатрового

зодчества на Руси. Окончание постройки Вознесенской церкви было отмечено трехдневными торжествами и пир-

шествами, на которых присутствовали сам великий князь Василий III и митрополит. Деревянные церкви с

высокими кровлями-шатрами в России строились издавна. Но в каменной архитектуре господствовали сводчатые

покрытия, господствовала византийская традиция крестовокупольного храма. Никто не решался соорудить шатер

из камня, слишком сложной это было задачей. И вот однажды безвестный мастер ре-шился на новое дело, на

редкое по смелости сооружение. Наверное, с такой же решимостью, приделав себе само-дельные крылья из

пергамента, прыгали с колоколен отчаянные изобретатели-одиночки Древней Руси, страстно мечтавшие о

полете...

CQto-491


<Полет> церкви Вознесения состоялся. Своеобразие и красота необычной церкви ошеломила современников.

<Бе же церковь та вельми чудна высотою, красотою и светло-стью, яко не бывало прежде сего в Руси>, - писал

лето-писец. А другой летописец особо подчеркнул, что завер-492 1OO шение храма шатром было устроено

именно по образцу деревянного зодчества - <верх на деревянное дело>. <Ка-менный шатер XVI века сыграл в

древнерусском зодчестве не меньшую роль, чем смелая конструкция Флорентийского собора в архитектуре

итальянского Возрожде-ния>, считают авторы <Истории русского искусства>, из-данной Академией наук СССР.

Храм Вознесения в Коломенском является одной из вершин мирового зодчества. Знаменитый французский

композитор Гектор Берлиоз, побывавший в <Коломенс-ком, был потрясен: <Ничто меня так не поразило, как

памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим я любовался, многое поражало

меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из

чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился ве-ками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме

налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло.

Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры.

Я видел стремление ввысь, и долго я стоял, ошеломленный>. Высота шатра церкви Вознесения составляет 28

мет-ров, а высота всей церкви - 62 метра. Все архитектурные детали храма подчеркивают его устремление

вверх. А могучее основание, неторопливый ритм лестниц и галереи, окружающей здание, только усиливают

впечатление стремительного подъема. Образ церкви Вознесения - это об-раз Церкви Христовой. Говоря с нами

на языке гениальной архитектуры, безвестный строитель рассказывает о молитвенном порыве человеческого

духа, стремящегося ввысь, к Богу. Есть человек и есть Бог, говорит зодчий, все остальное - второстепенно. И

стремление человека к Богу - это стремление сына к потерянному отцу. А достичь его можно, только отринув

земное и устремив душу и помыслы свои вверх, к горним заоблачным высотам, <возлюбив Господа своего всем

сердцем своим>...

493 В облике храма все подчинено идее стремления ввысь. Переход от яруса к ярусу происходит как бы сам

собой, органично и без малейшей задержки, неудержимо, но и без видимой торопливости. Нет ничего лишнего,

или, по словам Берлиоза, <налепленного>. На зрителя не давит масса материала, церковь кажется очень легкой

- и это при почти толщине стен, составляющей от двух до четырех метров! Строгое декоративное убранство

подчеркивает красоту пропорций величественного здания. Удачно найденное решение создает зрительное

впечатление плавного перетекания объемов храма снизу вверх, что подчеркивает монолитность здания. Весь

нижний ярус храма как бы вырастает из берега реки. В каждой части, в каждой детали храма прослеживается

основная мысль зодчего: придать пост-ройке легкость и устремленность ввысь. Стремительно взлетающий шатер

храма украшен легкой сеткой из белокаменных бусин. В плане здание храма представляет собой равноконеч-ный

крест. По своей конструкции оно является единым столпообразным объемом без внутренних опор. Обычной

алтарной апсиды у церкви Вознесения нет. Она стоит на подклете, окруженном со всех сторон галереей - <гуль-

бищем>. На восточной стороне галереи, опоясывающей храм, сохранился белокаменный трон. Его ножки

выполнены в виде львиных лап, а подлокотники украшены резным орнаментом. С этого места московские цари

некогда любовались бескрайней ширью, открывающейся за Мос-квой-рекой, с Николо-Перервинским монастырем,

луга-ми и далекими лесами. У церкви Вознесения была и еще одна важная функ-ция: ее высокий шатер служил

наблюдательным пунктом. С его верха был хорошо виден расположенный в 14 кило-метрах от Коломенского ниже

по Москве-реке другой та-кой же наблюдательный пункт - шатровая церковь в дворцовом селе Остров. А из

Острова наблюдатели следили за вершиной громадного Боровского кургана, располо-494

1OO


W;

женного на берегу Москвы-реки у села Чулкова - оттуда открывались бескрайние дали вплоть до Бронниц. Цепь

наблюдательных постов непрерывно тянулась к южной гра-нице, и если наблюдатели замечали внезапное

появление татар, то давали об этом знать соседним постам, зажигая костры. Так, распространяясь от одного

поста к другому, тревожная весть быстро долетала до Москвы. Специально для наблюдателя прямо под главой

церкви Вознесения, в барабане купола, устроено небольшое помещение. В него можно попасть по лестнице,

проложенной в толще стен к основанию шатра, а оттуда наверх вела металлическая лестница-стремянка,

спускающаяся от креста. Интерьер храма отличается цельностью художественного облика и наполнен светом.

Освещенность интерьера усиливается за счет особого устройства окон: снаружи, по углам четверика, они

расположены на соседних гранях, а внутри два окна сходятся в одно, занимающее весь угол. Умелое

расположение окон создает разнообразную игру света - от ослепительно-яркого до сильно затененного. По

площади храм невелик - 8,5x8,5 метра, но при сравнительно небольшом пространстве в нем сохраняется

ощущение простора. Устремляющийся ввысь шатер производит впечатление уходящей в небо лестницы. Внутри

церкви преобладает белый цвет. Реставраторы установили, что этот цвет присутствовал в храме изначально. Пол

церкви был выло-жен <конвертом> красными и черными треугольными керамическими плитками, а в XIX веке он

был покрыт квадратными каменными плитами. Первоначальный иконостас храма не сохранился. В на-стоящее

время в нем можно видеть восстановленный иконостас XVII века. За почти пятьсот лет своего существования

храм неоднократно подвергалось ремонту, поновле-нню и реставрации. Но основной его облик сохранился без

существенных изменений. Несмотря на тщательные исследования, до сих пор, к сожалению, не удалось

установить имя гениального зод-495 чего, строившего храм. Никаких сведений в исторических документах о нем

не содержится. То, что храм построен по образцу русских шатровых деревянных храмов, вроде бы должно

указывать на то, что его строил русский мастер. С другой стороны, многие приемы, элементы конструкции и

декора говорят о сильном влиянии итальянского зодчества эпохи Возрождения. Может быть, храм строил

итальянский мастер, приглашенный Василием III? Но многие особенности конструкции церкви очень близки

строительным приемам псковских мастеров, а ряд декоративных элементов прямо происходят из московского

зодчества XIV-XV веков... Что ж, может быть, загадка храма Вознесения в Коло-менском, внесенного в список

всемирного исторического наследия ЮНЕСКО, когда-нибудь будет разгадана и мир узнает имя гениального

архитектора, построившего его. А пока стремительно взлетающий с зеленого берега Москвы -реки белокаменный

храм молчаливо хранит свою тайну.

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

ЙШ*: , ,-* Р& <& ,!f>

25 декабря 1812 года, когда последние солдаты наполеоновских войск переходили по льду Неман, покидая

пределы России, Александр I издал манифест, в котором объявлял о своем намерении воздвигнуть в Москве

храм во имя Христа Спасителя <в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к

Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский и в ознаменование

благодарности на-шей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели>. Через пять лет после

выступления французов из Моек-

торжественная закладка храма Христа Спасителя. По замыслу автора первого проекта храма, архитектора А.Л.

Витбер-га, храм, расположенный на самом высоком месте Моск-вы, должен был быть виден из любой точки

Москвы. Проект храма Христа Спасителя, разработанный Вит-бергом, предусматривал возведение на Воробьевых

горах монументального ансамбля, выдержанного в строгих, не-сколько тяжеловесных формах ампира. Ансамбль,

кроме собственно храма, включал в себя гигантские колоннады, спуски к Москва-реке, камнную набережную. Но

грандиозное сооружение, задуманное Витбергом, воплотить в жизнь оказалось невозможным - почва на склонах

Воробьевых гор <плыла>, грозя оползнями из-за близости грунтовых вод. А вскоре и сам архитектор отправился в

ссылку в далекую Вятку... 10 апреля 1832 года император Николай I утвердил но-вый проект храма, составленный

архитектором К.А. То-ном. Константин Андреевич Тон, выходец из семьи обрусевших немцев, родился в

Петербурге в 1794 году. Ученик А.Н. Воронихина, академик Петербургской и Римской академий художеств, он

имел репутацию искусного стро-ителя-техника. Тон осуществил коренную реконструкцию Большого Кремлевского

дворца, построил ряд храмов в Петербурге, Новгороде, Воронеже, Ельце, Саратове, Царском Селе, Свеаборге.

По его проекту были сооружены здания всех станций Николаевской железной дороги. В последнее время на

волне восстановления храма Христа Спасителя появились поверхностные суждения о том, что К.А. Тон якобы

был <великим архитектором, основоположником стиля Русского Возрождения>, и т.д. и т.п. Нет никаких оснований

пересматривать место К.А. Тона в русской архитектуре. Это был, бесспорно, незаурядный инженер-строитель,

мастер создания крупных архитектурных комплексов, некоторые из которых (Вознесенский собор в Ельце)

являются шедеврами русской архитектуры

500
роев Отечественной войны, памятники императору Александру I, М.И.Кутузову, М.Б. Барклаю-де-Толли и

основателю храма императору Николаю I. С южной стороны у спуска к Москве-реке планировалось поставить два

обелиска из трофейных орудий: один - из орудий, захваченных в 1812 году, а второй - из орудий, отбитых в

заграничной кампании 1813-1814 годов. Эти проекты так и не были осуществлены. Храм Христа Спасителя был

взорван коммунистами декабря 1931 года. На его месте планировалось возвес нечто, что должно было

символизировать апофеоз поб' дившей идеологии. Но апофеоз не получился, и тогда, расчистив площадку от

строительного барахла, на этом месте построили открытый плавательный бассейн <Моск-ва>, в котором около

тридцати лет зимой и летом безмятежно плескались москвичи. То, что на этом месте некогда стоял огромный

храм-памятник, тщательно замалчива-лось, и многие впервые узнали о его существовании толь-ко в наше

время... Широкое общественное движение за восстановление храма началось в конце 1980-х годов. В феврале

1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благо-словил возрождение храма Христа Спасителя

и обратился с просьбой разрешить его восстановление. А 5 мая 1995 года вышел указ президента России <О

воссоздании храма Христа Спасителя в Москве>. Большую роль в воссоздании храма Христа Спасителя сыграло

московское правительство. Сейчас работы по восстановлению храма близятся к завершению. Сегодняшний храм

Христа Спасителя - это уже не только и не столько храм в память 1812 года, сколько, по словам патриарха

Московского и всея Руси Алексия II, <символ покаяния народа за Богоотступничество и одно-временно знамение

возрождения Православной Руси>. * d

СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ АЙВАН. В мусульманской архитектуре - портал с обширной

сводчатой нишей; навес на деревянных колоннах. АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА. Стена с проемами или пара-пет между

алтарем и основным помещением храма. АЛТАРЬ. 1. Наиболее важная для религиозного ритуала часть

православного храма, отделенная от его основного пространства алтарной преградой либо иконостасом. 2. В

западно-христианских храмах - вытянутый поперек оси храма стол, на котором совершается таинство

превращения хлеба и воды в плоть и кровь Христа, а также возведенная над этим столом декоративная стенка с

религиозной живописью или скульптурой (часто имеющая вид складня). АПСИДА (абсида). Примыкающий к

основному объему здания пониженный выступ полукруглой, граненой либо сложной формы в плане; этим

термином почти всегда обозначаются лишь алтарные объемы. АРКАДА. Ряд одинаковых арок, опирающихся на

колонны или столбы. Применяется главным образом при устройстве открытых галерей. АРКАТУРА. Ритмический

ряд арок, прилегающих к стене.

502
БАЗИЛИКА. Здание с вытянутым прямоугольником в основе плана, расчлененное внутри продольными рядами

колонн или столбов на нефы. БАПТИСТЕРИЙ. Крещальня, помещение для крещения. В западноевропейской

архитектуре - часто отдельное сооружение, круглое или многогранное в плане, увенчанное куполом. БАРАБАН.

Цилиндр или многогранник, завершающий объем здания и обычно увенчанный куполом либо главой. БАРОККО,

(от итальянского Ьагоссо - <странный>, <причудливый>). Стиль в искусстве Европы и Америки конца XVI -

середины XVIII вв. Для стиля барокко характерно стремление к величию и пышности, контрастность и

динамичность образов, пространственный размах. ВЕНЕЦ КАПЕЛЛ. Расположение рядом стоящих капелл по

периметру хора. ВИТРАЖ. Набор вставленных в оконный проем цветных стекол, составляющих орнаментальный

узор или изображение. ГОТИКА (готический стиль). Художественный стиль XII - середины XVI вв., завершивший

развитие средне-векового искусства в Западной Европе. Сменил романс-кий стиль. Каркасная система готической

архитектуры позволила создавать огромные городские соборы с гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми

окнами и пор-талами. В XV-XVI вв. готику сменяет эпоха Возрождения (Ренессанс). ГОПУРАМ - пирамидальная

башня, центральный эле-мент в индийском храмовом архитектурном комплексе. I

F

ПЛАН ГОТИЧЕСКОГО СОБОРА



503

АЛТАРЬ АБСИДА ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НЕФ КАПЕЛЛЫ ТРАНСЕПТ БАШНИ ФАСАД

БОКОВЫЕ НЕФЫ

504
ЗАКОМАРА. Полукруглое или килевидное завершение прясел церковного здания, примерно соответствующее

кривизне свода. ЗАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ. Церковное здание с нефами, равными по ширине и высоте. КАПЕЛЛА (в

славянских странах - <каплица>). Католическая или англиканская часовня, церковными придел, отдельная

молельня. КАПИТЕЛЬ. Венчающий элемент колонны или пиля-стры, отличающийся от ее основной части более

сложной формой и большей шириной. КЛАССИЦИЗМ (классический стиль). Стиль в архитектуре XVII-XIX вв.,

использовавший в качестве образца античное наследие. Характеризуется ясными и гармоничными образами.

КОНТРФОРС. Вертикальная подпорная стенка, примыкающая под прямым или тупым углом к зданию для

повышения его прочности и устойчивости. КРЕСТОВОКУПОЛЬНЫЙ ХРАМ. Четырехстолпное церковное здание с

пониженными угловыми частями, подчеркивающими (как в интерьере, так и при виде сна-ружи) центральный

планировочный крест. КРИПТА. Подземное или полуподземное сводчатое помещение под культовым зданием.

Первоначально служило местом погребений. МИНАРЕТ. Высокая узкая башня, с вершины кото-рой призывают

мусульман на молитву.

505 МИХРАБ. Молитвенная ниша в мечети, обращенная в сторону Мекки. НЕФ. Элемент пространства базилики,

вытянутый вдоль ее главной оси и ограниченный с одной или двух сторон колоннами либо столбами. ОРДЕР.

Система определенных архитектурных форм в строгой пропорциональной взаимосвязи, повышающая

выразительность конструкции или ее имитации. ПАГОДА. Буддийское мемориальное сооружение в виде башни,

обычно многоярусной, или павильона, с резко выгнутыми удлиненными концами кровель. ПИЛОН. 1. Массивные

трапециевидные башни, оформлявшие вход в храм в Древнем Египте. 2. Массивные стол-бы, служащие опорами

для перекрытий, либо стоящие по сторонам входов или въездов. ПЛИНФА. Характерный для русского

домонгольского зодчества тонкий кирпич, ширина которого близка его длине. ПОРТАЛ. Архитектурно-

художественное обрамление входа. ПОРТИК. Галерея на колоннах или столбах, обычно - перед входом в

здание, завершенная фронтоном. ПРИДЕЛ. Дополнительный храм со своим престолом и иконостасом,

примыкающий к основному церковному зданию либо включенный в его объем. ПРЕСВИТЕРИЙ (пресвитерий) .

Возвышение для алтаря и мест для духовенства в восточной части католического храма.

'^ЩЩ^ч


506
РЕЛИКВАРИЙ. Ларец или сосуд для хранения реликвий. РЕТАБЛО (исп.). Архитектурное украшение алтаря, за-

алтарный образ. РОЗА. Окно круглой формы в постройках XII-XV вв. Употреблялось в культовой архитектуре

романского сти-ля, но наибольшее распространение получило в готических постройках. РОТОНДА-Круглая в

плане постройка, обычно увенчанная куполом. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ. Стиль в средневековом запад]

ноевропейском искусстве X-XII вв. Архитектура романс] кого стиля характеризуется суровыми крепостными фор]

мами, скульптура - условными, экспрессивными фор-) мами. САКРИСТИЯ. Ризница в католической церкви:

отдель-1 ное помещение или здание, в котором хранятся церков] ные облачения и священные сосуды, и

духовенство обла] чается для церковной службы. СЕНЬ. Художественно оформленный навес на колон] ках,

возведенный над престолом, троном и др. СВЯЗЬ. Металлическая полоса или деревянный брус! пронизывающие

каменную кладку и противодействующий распору сводов. СРЕДОКРЕСТИЕ. Место пересечения нефа и

трансепта. ТЕМЕНОС. В древнем мире - священный участок зем-j ли, на котором находится храм.

<д^ 507 ^r ТРАНСЕПТ. Поперечный неф, пересекающий про-дольную часть храма и придающий ему в плане

форму креста. ФОНАРЬ. Возвышающаяся часть кровли (купола) с проемами для освещения или вентиляции.

ФРИЗ. Декоративная композиция в виде горизонталь-ной полосы на стене; в классической архитектуре - средняя

горизонтальная часть антаблемента (верхней части сооружения, расположенной между колоннами и фрон-

тоном). ФРОНТОН. Треугольное, полукруглое, лучковое либо сложнофигурное завершение карниза или

наличника: ХАРМИКА. Маленькая квадратная надстройка над основным телом (куполом) буддийской ступы. ХОР.

В раннехристианской архитектуре - пространство перед главным алтарем; в средние века - восточная часть

католического храма, где во время богослужения находятся духовенство и певчие. Обычно располагается к

востоку от трансепта, в некоторых храмах имеется также западный хор. Нередко хор отделяется от основного

пространства храма преградой. ХОРЫ. Балкон, галерея либо лоджия внутри парадного зала или в церкви.

СОДЕРЖАНИЕ

ОТАВТОРОВ 5 ХРАМАМОНАВКАРНАКЕ 8 ХРАМ АМОНА В ЛУКСОРЕ 14 ХРАМ ЦАРИЦЫ

ХАТШЕПСУТ В ДЕЙР-ЭЛЬ-БАХРИ 17 АБУ-СИМБЕЛ 22 БААЛЪБЕК 26 ХРАМ БЕЛА В ПАЛЬМИРЕ

30 ПАРФЕНОН 33 ЭРЕХТЕЙОН 38 ПЕРГАМСКИЙ АЛТАРЬ 44 ХРАМ АПОЛЛОНА В ДЕЛЬФАХ 49

ХРАМ СОЛНЦА В ТЕОТИУАКАНЕ 56 ХРАМ НАДПИСЕЙ В ПАЛЕНКЕ 60 ХРАМКУКУЛЬКАНАВЧИЧЕН-ИЦЕ

66 ХРАМ ВОИНОВ В ЧИЧЕН-ИЦЕ 71 БОЛЬШАЯ СТУПА В САНЧИ 75 АДЖАНТА 78 ЭЛЛОРА 83

ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС В МАХАБАЛИПУРАМЕ 87 ХРАМ СУРЬИ В КОНАРАКЕ 92 БРАХАДИСВАРА -

ВЕЛИКИЙХРАМ ВТАНДЖАВУРЕ 97 ХРАМ МИНАКШИ В МАДУРАЕ 101 ХРАМ <ЗУБА БУДДЫ> В КАНДИ

106 БОРОБУДУР ПО ШВЕЗИГОН 115 ШВЕДАГОН 119

y>n 509 fc^" 1""-"'~1"-1 АНГКОРВАТ 125 БАЙОН 132 ТХАТЛУАНГ 136 ХРАМ НЕБА В ПЕКИНЕ

140 ХРАМТОДАЙДЗИ 146 СВЯТИЛИЩЕ ИЦУКУСИМА 151 ХРАМТОСЁГУ 155 МЕЧЕТЬ ХАРАМ БЕЙТ-

УЛЛАХ В МЕККЕ 160 МЕЧЕТЬ ХАЛИФА ОМАРА (<КУПОЛ СКАЛЫ>) ВИЕРУСАЛИМЕ 165 <ГОЛУБАЯ

МЕЧЕТЬ> В СТАМБУЛЕ 169 МЕЧЕТЬ ИБН-ТУЛУНА В КАИРЕ 173 МЕЧЕТЬ СУЛТАНА ХАСАНА В КАИРЕ

176 МЕЧЕТЬ ОМЕЙЯДОВ В ДАМАСКЕ 182 ЗОЛОТАЯ МЕЧЕТЬ В БАГДАДЕ 187 МЕЧЕТЬ КУВВАТ УЛЬ-

ИСЛАМ И МИНАРЕТ КУТБ МИНАР ВДЕЛИ 191 СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ БИБИ-ХАНЫМ В САМАРКАНДЕ 196

ПОИ-КАЛЯН 200 КОРДОВСКАЯ МЕЧЕТЬ 203 ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМЕ 209 СОБОР

СВЯТОГО ПЕТРА В РИМЕ 216 СОБОР САН-МАРКО В ВЕНЕЦИИ 224 ЦЕРКОВЬ САН-ДЗЕНО В ВЕРОНЕ

229 СОБОР САНТА-МАРИЯ ДЕЛЬ ФЬОРЕ ВО ФЛОРЕНЦИИ 235 СОБОР САНТА-МАРИЯ МАДЖОРЕ 3 ПИЗЕ

241 МИЛАНСКИЙ СОБОР 245 АРХИЕПИСКОПСКИЙ СОБОР В ТОЛЕДО 249 СОБОР САНТА-МАРИЯ

ДЕЛА СЕДЕВ СЕВИЛЬЕ 254 СОБОР ВГРАНАДЕ 260 САГРАДА ФАМИЛИЯ 266 СОБОР ДОМА

ИНВАЛИДОВ В ПАРИЖЕ 271 СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ 275 ШАРТРСКИЙ СОБОР 281

РЕЙМСКИЙ СОБОР 287

510

АМЬЕНСКИЙ СОБОР 292 ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ АББАТСТВО 297 СОБОР СВЯТОГО ПАВЛА В



ЛОНДОНЕ 303 КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ СОБОР 307 СОБОР В ДАРЕМЕ 312 ЛИНКОЛЬНСКИЙ СОБОР

316 СОБОР АНТВЕРПЕНСКОЙ БОГОМАТЕРИ 320 КЕЛЬНСКИЙ СОБОР 324 ААХЕНСКИЙ СОБОР

331 СОБОРВТРИРЕ * 335 БАМБЕРГСКИЙ СОБОР 338 СОБОРВНАУМБУРГЕ 342 СОБОР

СВЯТОГО СТЕФАНА В ВЕНЕ 346 СОБОР СВЯТОГО ВИТА В ПРАГЕ 351 МАРИАЦКИЙ КОСТЕЛ В

КРАКОВЕ 356 КОСТЕЛ ДЕВЫ МАРИИ В ГДАНЬСКЕ 362 ЛАТИНСКИЙ СОБОР ВО ЛЬВОВЕ 367

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В МЕХИКО 372 ХРАМ ТЕРНОВОГО ВЕНЦА В БРАЗИЛИА 375 ХРАМ СВЯТОЙ

СОФИИ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ (СТАМБУЛЕ) 378 ЗВАРТНОЦ 384 ХРАМ СВЕТИ-ЦХОВЕЛИ В МЦХЕТЕ

389 ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ПАНТЕЛЕЙМОНА В БОЯНЕ 395 СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ 399

УСПЕНСКИЙ СОБОР КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ 406 МИХАЙЛОВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ СОБОР В КИЕВЕ

412 ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ 417 ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР В ПЕТЕРБУРГЕ 422 КАЗАНСКИЙ

СОБОР В ПЕТЕРБУРГЕ 427 СОФИЙСКИЙ СОБОР В НОВГОРОДЕ 432 ЦЕРКОВЬ СПАСА НА НЕРЕДИЦЕ

438 ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КИЖАХ 443 СОБОР РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ ФЕРАПОНТОВА

МОНАСТЫРЯ 448 УСПЕНСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ 453

г

<А>. 51 1 ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ 458 ХРАМ ПОКРОВА НА НЕРЛИ 464

ГЕОРГИЕВСКИЙ СОБОР В ЮРЬЕВЕ-ПОЛЬСКОМ 469 УСПЕНСКИЙ СОБОР В МОСКВЕ 474 АРХАНГЕЛЬСКИЙ

СОБОР В МОСКВЕ 480 ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО 485 ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ



490 ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ 4% СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ 501
<< предыдущая страница