Гущина Валерия Евгеньевна мкоу дод «Детская школа искусств №3» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отчетный концерт юных музыкантов-коллективов и исполнителей Детской... 1 214kb.
Министерство культуры Республики Татарстан Управление культуры г. 2 792.54kb.
Трофимова Кристина (флейта) мбоу дод «Чебоксарская детская музыкальная... 1 32.2kb.
Лауреаты III степени: Номинация «Сольное исполнение» 1 25.07kb.
Его не надо переводить 1 58.35kb.
Творческая характеристика Образцового ансамбля «Гармония» мбоу дод... 1 17.71kb.
Отче т о работе муниципального бюджетного образовательного учреждения... 2 389.64kb.
С 19 марта в с к. Кристалл стартовал 2 этап ( муниципальный) 1 15.4kb.
Моудод «Детская музыкальная школа г. Климовска» 1 16.06kb.
Сергей Павлович Демещик мбоу дод «Детская художественная школа» 1 101.13kb.
Конкурс арт-проектов «Вернисаж созвучий» проводится для учащихся... 1 68.76kb.
Содержание музыкальных произведений 4 774.18kb.
- 4 1234.94kb.
Гущина Валерия Евгеньевна мкоу дод «Детская школа искусств №3» - страница №1/1

Гущина Валерия Евгеньевна

МКОУ ДОД «Детская школа искусств № 3», г. Артем, Приморский край
Использование компьютерной презентации на уроках музыкальной литературы.

Методическая разработка.

Реформирование Российского образования включает множество направлений, одним из которых является использование инновационных технологий в образовательном процессе. Понятием инновации в образовании сегодня обозначают принципиальную новизну подходов к процессу обучения. Одним из способов модернизации образования является внедрение в учебный процесс компьютерных технологий. Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время.

Высокие темпы развития науки, техники не оставляют в стороне и музыкальную школу от введения инновационных методов и форм работы. Сегодня, совершенно очевидно: музыкальная школа требует новых идей, новых подходов в организации учебного процесса. В условиях современного музыкального образования, возникает потребность использования новых средств в традиционных формах обучения: по-новому передавать, воспринимать, оценивать и использовать информацию. Поэтому, введение информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс ДМШ и ДШИ является на данный момент одной из самых актуальных проблем российского музыкального образования.

Трудно переоценить возможности информационных технологий в качестве средств эстетического развития и художественного образования детей и подростков. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий позволяют рассматривать компьютер, как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся, и преподавателей. Компьютер по-новому обеспечивает процессы коммуникации в обучении музыкантов. В настоящее время компьютерные технологии можно рассматривать как принципиально важное средство инновации музыкального образования.



Цель данной работы рассмотреть вопросы использования электронных ресурсов, в частности метода компьютерной презентации, на уроках музыкальной литературы, с возможностью его практического применения в учебном процессе.

Радость познания - важная составляющая часть урока. Творческое развитие учащихся более эффективно, если заинтересовать учеников самим процессом обучения. Согласно современным образовательным стратегиям ученику необходимо выйти из роли слушателя и стать активным участником учебного процесса. Огромную помощь в этом нам начинают оказывать новые технологии, а именно музыкально-компьютерные, которые стали неотъемлемой составной частью современного искусства.

Медиа образование - очень распространенное на сегодняшний день понятие, обозначающее использование средств наглядной иллюстрации в образовании (аудио- и видеоматериалов на традиционных носителях и в компьютерной презентации), а также обучение деятельности в современных технологиях медиа.

В последние годы стремление к новым качествам и улучшению результатов преподавания музыкальной литературы вызвало активный поиск новых подходов и методов обучения. Современный урок музыкальной литературы - это урок, который насыщен новыми приемами педагогической техники. Одним из необходимых условий эффективного усвоения знаний и приобретения навыков является, как известно, познавательная активность учащихся. Речь идет о формировании у школьников установки на активную учебную работу. Источником активности личности, по мнению психологов, является, прежде всего, интерес к определенной сфере деятельности, наличие потребности в обучении, его мотивация.

На наш взгляд, сегодня мультимедиа технологии - это одно из перспективных направлений учебного процесса. Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой учащиеся действуют активно, вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решают вопросы проблемного, творческого, исследовательского характера. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках музыкальной литературы способствует решению основных задач предмета и дает возможность:

- по новому использовать на уроках музыкальной литературы текстовую, звуковую,

видеоинформацию и ее источники;

- обогащать методические возможности урока, придать ему современный уровень;

- помогать активизации творческого потенциала учащихся;

- способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.

Возможности компьютера в оснащении предмета музыкальной литературы можно определить следующими позициями:

-обеспечение наглядности в представлении учебных материалов;

-поддержка контроля знаний и навыков;

-организация различных форм креативной деятельности.

Современные компьютерные технологии значительно расширяют возможности преподавателя теоретика в выборе материала и форм организации познавательной деятельности учащихся. Медиа педагогика предлагает новый вид дидактического материала - компьютерная презентация. Это электронная обучающая презентация, представляющая способ наглядного представления информации с использованием аудиовизуальных средств.

Компьютерные презентации – это эффективный метод представления и изучения любого материала на уроках музыкальной литературы в ДМШ. Это оправдано тем, что его применение позволяет совмещать работу с визуальной, текстовой и аудиальной информацией. Представление учебного материала в такой форме включает механизмы, не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Презентация музыки на уроках в таком формате – это эмоциональный тонус, увлечение, погруженность в материал, что позволит значительно повысить уровень участия самих учащихся в процесс обучения.

В рамках учебного процесса можно выделить основные цели проведения компьютерной презентации: освоение нового материала, закрепление изученного материала, контроль знаний.

Использование такого метода на уроках музыкальной литературы предполагает:

-усиление мотивации обучения;

-повышение уровня подготовки учащихся и преподавателей в сфере современных

информационных технологий.

На уроках музыкальной литературы можно использовать несколько вариантов таких презентаций:

-звуковая (музыкальные произведения)

-нотная хрестоматии (нотное сопровождение);

-изобразительная хрестоматия (репродукции и фото любых материалов: портретов

композиторов и исполнителей, музыкальных инструментов, декораций спектаклей и т.д.);

-видеохрестоматия (видео записи фрагментов концертов, оперных и балетных спектаклей,

музыкальных фильмов);

-мультимедийная хрестоматия (монтаж музыкального, нотного, иллюстративного и видео

материала).

Преподаватель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Визуальная насыщенность учебного материала делает урок ярким, убедительным, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Также необходимо отметить, что презентация дает возможность преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Анализ методической литературы в области инноваций в музыкальной педагогике, привел меня к выводу о необходимости овладения современными компьютерными технологиями. В нашей школе достаточно специального оборудования (мультимедийного комплекса), чтобы организовать занятия с электронной поддержкой, проведение собственных уроков с использованием компьютерных презентаций на сегодняшний день является неотъемлемой частью учебного процесса.

Так же дети могут использовать мультимедийные презентаций в домашней работе. Практические наблюдения показали, что только самостоятельное творчество учащихся на уроке и за его пределами может развить их способности. Поэтому большое внимание уделяется деятельно-практической направленности учащихся, развивающий их творческий потенциал, проявляющийся в такой форме работы как домашнее задание.

Педагог может разработать компьютерные презентации, как для самостоятельной домашней работы учащихся, так и для работы в классе, основная цель которых:

-закрепить теоретический материал, полученный на уроках;

-дать возможность самостоятельно прослушать музыкальное произведение;

-ответить на поставленные вопросы.

Основные разделы работы таких презентаций состоят из нескольких блоков:

-теоретический текст (названия, события жизни, история создания, определения, поэтический текст);

-аналитический разбор (текст анализа фрагментов);

-изобразительные материалы (нотные примеры, фото, иллюстрации);

-аудио иллюстрации (звуковые фрагменты).

Дополнительно учащиеся получают ряд вопросов, на которые им предстоит ответить после знакомства с презентацией. Презентацию учащиеся получают на цифровых носителях.

Такая форма домашней работы способствует не только расширению и углублению знаний, умений полученных на уроке, но и развитию индивидуальных способностей учащихся, а главное познавательных интересов и положительных мотивов к предмету музыкальной литературы.

В последнее время, в моей педагогической практике все большее внимание уделяется и исследовательской работе учащихся.

Научно-исследовательская деятельность учащихся является важным фактором активизации их познавательного интереса к музыке, способствует развитию интеллектуальной инициативы, создает предпосылки для развития научного образа мышления, воспитывает эстетический вкус и развивает интерес к духовным ценностям. Учащиеся моего класса, принимающие участие в научно-практических конференциях, теоретических конкурсах и олимпиадах стали использовать в своих докладах и сообщениях собственные презентации.

Использование презентаций в этой форме работы также способствует решению многих задач обучения:

-развитие познавательных навыков учащихся;

-умения самостоятельно конструировать свои знания;

-умения ориентироваться в информационном пространстве;

-развитие критического и творческого мышления.

Доступ к ресурсам сети Интернет дает колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации. Информационные ресурсы сети Интернет достаточно широко используются учащимися при создании презентаций – это библиографическая информация, аудио и видео фонд. Общение с компьютером создает удивительную мотивацию для обучения.

Анализируя свой, пусть еще небольшой опыт внедрения современных технологий, я прихожу к выводу, что использования на уроках музыкальной литературы компьютерных презентаций позволяет:



  1. Сделать процесс обучения более ярким интересным и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей современных компьютеров и новизны такой формы работы для учащихся;

  2. Эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала;

  3. Организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся (разработка презентаций);

Заключение

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что в настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Современные школьники активно используют персональный компьютер, сервисы Интернета, электронные учебники. Сегодня мультимедиа технологии - одно из перспективных направлений учебного процесса в музыкальном образовании.



Успешное их применение видится:

  1. В совершенствовании программного обеспечения

  2. В улучшении методического обеспечения

  3. Увеличение материальной базы

  4. Повышения квалификации преподавательского состава.

Пример презентации на тему:



История возникновения фортепиано

Слайд 1


У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее, несомненно, не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разбираться в музыкальных стилях и понимать содержание того или иного произведения. Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер музыкальной к ультуры западной цивилизации.

Слайд 2


Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века. Орган, самый старый из них, - это духовой клавишный инструмент (у него нет струн, а есть множество труб), и он не является непосредственным родственником фортепиано.

Слайд 3


Первый клавишный инструмент, у которого были струны, - клавикорд. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха.

Слайд 4


Клавикорд имел очень простое устройство. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. В то же время поднятый демпфер позволял струне вибрировать. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, в то время как у современного фортепиано на каждую клавишу бывает до трех струн. Будучи очень тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуэндо.

Слайд 5


Другой клавишный инструмент - клавесин - скорее всего, был изобретен в Италии в XV веке. В данном случае звук извлекается птичьими перышками или кусочками кожи (наподобие медиатора). К тому же струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук клавесина - довольно слабый, не очень-то пригодный для исполнения музыки в больших залах. В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Обычно клавесин использовался для аккомпанемента…

Слайд 6


…Третий вид струнно-клавишного инструмента, на котором играли в XV, XVI и XVII веках, - это спинет. По сути, спинет - это маленький клавесин с одной или двумя клавиатурами размером в четыре октавы. Он, как правило был богато декорирован и потому являлся таким же украшением дома, как и красивая мебель.

На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы.

Слайд 7

Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано.



Слайд 8

Он назвал свое изобретение "gravicembalo col piano e forte", что означает "клавишный инструмент, играющий нежно и громко". Это название затем было сокращено, и появилось слово "фортепиано".

Слайд 9

Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии 9Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.).



Слайд 10

Устройство фортепиано Кристофори было очень простым. Оно состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального возвращателя. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее был изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускать с наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот.

Слайд 11

Самое замечательное в фортепиано - это способность резонировать и динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама (изобретенная позднее, в XIX веке, рама у фортепиано Кристофори была деревянной) позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Другое отличие фортепиано от его предшественников - это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно.

Слайд 12

Когда фортепиано впервые заявило о себе, в Европе царила эпоха рококо (1725-1775) -- период, переходный от барокко к классицизму. В период классицизма фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. Фортепиано как нельзя более подходило для исполнения, появившегося в это время жанра сонаты, ярким образцом которого являются произведения Клементи и Моцарта.

Слайд 13

Появление фортепиано также вызвало изменение репертуара ансамблей и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром - новый жанр, ставший весьма популярным в период классицизма. Долгое время клавесин был аккомпанирующим инструментом, очень редко выступая в роли солирующего. Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов, таких, как скрипка и труба, и занять центральное место в концертных залах Европы.

Слайд 14

Благодаря тому, что фортепиано теперь можно было услышать не только во дворцах знати, круг любителей фортепианной музыки начал расширяться. Все больше и больше людей были готовы платить за то, чтобы услышать того или иного солиста. Это вызывало потребность во все новых и новых произведениях для фортепиано, росло количество композиторов, получавших признание благодаря музыке для фортепиано.

Слайд 15

На смену классицизму приходит эпоха романтизма, когда в музыке, да и в искусстве в целом, основную роль стало играть выражение эмоций. Это выразилось, в частности, в фортепианном творчестве Бетховена и Шумана, Листа, Шопена. И здесь выразительные возможности фортепиано оказались очень кстати. Произведения для фортепиано в четыре руки стали очень популярными в этот период, когда из фортепиано одновременно извлекали до двадцати звуков, порождая новые краски.

Слайд 16

В период романтизма фортепиано было популярным инструментом домашнего музицирования. Любители музыки предпочитали именно фортепиано, потому что оно давало возможность исполнять одновременно и мелодию, и гармонию. Рост популярности фортепиано привел к появлению пианистов-виртуозов.

Очевидно, что появление фортепиано - казалось бы, такое незначительное событие - стало поворотным моментом в истории искусства. Это изобретение изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью всей мировой культуры. За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали фортепианную музыку, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта - будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач - у которого в доме не было бы пианино.

Слайд 17


Несмотря на то, что фортепиано уже 300 лет, его славе еще очень далеко до заката…
Список используемой литературы

  1. Захарова Г. Информационные технологии в образовании. М., 2003

  2. Как преподавать музыкальную литературу. М.,2007

  3. Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2006

  4. Лях Ю. Перспектива развития дисциплины музыкальная литература в ДМШ

ДШИ.//Сборник методических работ для преподавателей ДМШ., Абакан 2003

  1. Полозов С. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов,

2002

  1. Панова Г. Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки.

  2. Развитие творческих способностей учащихся на уроках «Музыкальной литературы». Омск

1988

  1. Суслова Н.Музыкальная олимпиада.

  2. Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. М.,2007