Государственное учреждение «Минский областной учебно-методический центр» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Государственное учреждение «Минский областной учебно-методический... 4 1504.65kb.
Областные родительско-педагогические чтения «Быть хорошим отцом –... 2 1183.12kb.
Справочник «Спортивное оборудование, инвентарь, экипировка в г. 4 825.78kb.
Выставка книг издательства фгбоу «Учебно-методический центр по образованию... 1 105.51kb.
Дальневосточный региональный учебно-методический центр 1 48.99kb.
Дальневосточный региональный учебно-методический центр 1 45.87kb.
Государственное задание 3 1175.48kb.
Наименование учреждения: Государственное автономное учреждение Тюменской... 1 142.33kb.
Федеральное государственное учреждение «российский реабилитационный... 1 321.73kb.
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности... 1 224.3kb.
Государственное бюджетное учреждение республики коми «центр правового... 1 121.39kb.
Ричард Портон «Бунт против работы: фильм Петри 'Рабочий класс идёт... 1 169.48kb.
- 4 1234.94kb.
Государственное учреждение «Минский областной учебно-методический центр» - страница №1/2



Государственное учреждение

«Минский областной учебно-методический центр»






d:\документы с рабочего стола\фото\педагоги цтдим члены бсмнт\img_1311ск.jpgd:\документы с рабочего стола\фото\педагоги цтдим члены бсмнт\pna_13401.jpgd:\ищенко ж.г\неделя удодим\неделя удодим 2012\фото неделя\sdc11600.jpg
Минск

04 декабря 2013 год



Формирование профессиональной ориентации детей и подростков в процессе работы объединений по интересам в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи 
Материалы семинара

1230612_pchelka.jpg f:\dscf1703.jpg c:\documents and settings\admin\мои документы\мои рисунки\изображение\изображение 307.jpg
«Формирование профессиональной ориентации детей и подростков в процессе работы объединений по интересам в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи». – Минск: Государственное учреждение «Минский областной учебно-методический центр»; сост. Ж.Г. Ищенко, 2013. - 32с.

 

 



В сборнике представлены материалы семинара «Формирование профессиональной ориентации детей и подростков в процессе работы объединений по интересам в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи» для заместителей директоров, методистов учреждений дополнительного образования детей и молодёжи.

Материалы могут быть использованы специалистами, осуществляющими образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи.

 

 



 

 

 



©Управление образования Миноблисполкома

© Государственное учреждение «Минский областной учебно-методический центр



ВВЕДЕНИЕ

Каждому молодому человеку на протяжении жизненного пути постоянно приходиться принимать решения. Проблема принятия решения – не всегда легкая задача, ведь зачастую от верного выбора зависит благополучие человека, а иногда – его судьба.

Оптимальное решение «кем быть?», поиском которого неизбежно приходиться заниматься каждому человеку на определённом этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом.

Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении призвана профессиональная ориентация.

Действенной формой профессиональной ориентации и трудовой подготовки учащихся являются объединения по интересам. Занятия в объединениях по интересам помогают учащимся ознакомиться с содержанием труда в тех или иных профессиях, вооружить ребят знаниями и практическими умениями, сформировать у них профессиональные интересы в соответствии с профилем объединения по интересам.

Профессиональное самоопределение обучающихся

в условиях работы объединений по интересам

в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи
Ищенко Жанна Григорьевна, методист отдела организационно-методического обеспечения воспитательной работы государственного учреждения «Минский областной учебно-методический центр»d:\жанна\фото\педмарафон 2013\любань\пед марафон любань цдт - 193.jpg
Профессиональная ориентация - процесс сложный. Чтобы подросток сделал правильный выбор, недостаточно его продиагностировать и рассказать о той или иной профессии. Он должен быть убежден в том, что это для него лучший выбор из всех возможных, соответствующий его возможностям, способностям и стремлениям.

В Концепции непрерывного воспитания детей и учащихся молодёжи Республики Беларусь уделяется большое внимание профессиональному становлению личности, где вся работа направлена на самореализацию личности в учебно – профессиональной деятельности, развитие стремления к осознанному выбору профессии, отвечающей способностям, интересам обучающихся и  включает формирование у них представлений о рынке труда, востребованности и перспективах профессии, качествах современного профессионала и его ключевых квалификациях, профессиональную компетентность и разностороннее развитие (значение иностранного языка, современных информационных технологий, основ экономики и менеджмента, ориентация на здоровый образ жизни и физическое развитие), формирование лидерских качеств, развитие организаторских способностей.

Профессиональное самоопределение личности – это процесс выбора профессии, отражающийся в её профессиональных планах, намерениях и завершающийся с их реализацией. В настоящее время насчитывается свыше 40 тысяч профессий. Около 500 профессий ежегодно исчезают и примерно столько же возникает новых.

Условия профессионального становления личности: направленность образования на решение задач профессионального самоопределения и воспитания, профессиональная ориентация обучающихся (построение позитивных жизненных и профессиональных планов и др.), создание ситуации выбора на каждом этапе предпрофессионального и профессионального образования обучающихся, дифференциация целей, задач и содержания профессионального воспитания с учетом индивидуальных особенностей учащихся, обеспечение взаимодействия в процессе профессионального становления обучающихся учреждений образования с  семьей, производственными, сельскохозяйственными подшефными и другими предприятиями и организациями, популяризация профессиональных достижений обучающихся.

В учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи целенаправленно ведётся работа по формированию профессиональной ориентации и самоопределению детей и подростков. Проведение профориентационной работы в условиях работы объединений по интересам обеспечило формирование устойчивой мотивации обучающихся к выбору будущей профессии. Повысился уровень самостоятельности выбора профессии, имеются положительные результаты влияния такой работы на детей. Результаты поступлений учащихся свидетельствуют о качестве образовательного процесса и о качестве целенаправленной профориентационной работы в учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи по формированию профессиональной ориентации и самоопределению детей и подростков. Радует, что большинство выпускников поступают в ВУЗы, ССО.

Например, в ГУО «Слуцкий Центр детского творчества» с 2011 года действует целевая программа «Я в мире профессий», целью которой является формирование у учащихся ответственного отношения к выбору профессионального пути. Программа содержит практический материал из опыта работы центра творчества: тренинговые занятия, психологические игры и упражнения, турниры, профориентационные игры. В основу программы положены методики, позволяющие оценить свои возможности, профессиональные интересы и склонности, а также учитывать требования профессии и ситуацию на рынке труда.

В результате эффективной работы педагогов многие выпускники ГУО «Слуцкий Центр детского творчества» продолжили свое обучение по выбранной специальности. Обучающиеся образцового ансамбля танца «Папараць-кветка» (руководитель Лаврова Ирина Викторовна) Кожух Егор, Бойко Петр, Жигальская Анастасия закончили Минский государственный колледж искусств и продолжают свою профессиональную деятельность в Государственном ансамбле танца Беларуси. Мазаник Алексей – участник Белорусского государственного хореографического ансамбля «Хорошки». В 2013г. Кананович Александр поступил в Минский государственный колледж искусств на отделение хореография.

Выпускники народной изостудии «Вытокі» (руководитель Шуманская Наталья Евгеньевна) Янушевская Татьяна, Семенович Ольга, Яскевич Ольга Соломевич Юля, Машко Елена, Ероховец Вадим, Свирид Ирина, Фролова Лилия, Мирошниченко Екатерина продолжают свое обучение в Белорусском национальном техническом университете, Европейском гуманитарном университете (в Литве), Витебском государственном технологическом университете, Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка.

Ярким примером профессионального становления учащихся является опыт работы объединения по интересам «Школа журналистики» ГУДО «Молодечненский центр творчества детей и молодежи «Маладик». За последние 5 лет 19 выпускников данного объединения по интересам выбрали для себя профессию журналиста. Большинство из них являются студентами Института журналистики БГУ, одна – студенткой Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна (кафедра журналистики и медиатехнологий СМИ). Семеро уже работают в средствах массовой информации - на телеканале «Беларусь-1», на Первом Национальном канале Белорусского радио, в печатных СМИ и веб-изданиях.

Определить сферу будущей трудовой деятельности, подготовить учащихся к выбору профессии для педагога – важная часть образовательного процесса. Именно предоставление подросткам широких возможностей попробовать свои силы на практике, найти себе работу по душе, педагог дополнительного образования Арасланов Салават Якубович считает главным в своей деятельности. В ГУДО «Борисовский центр детей и молодёжи «УНИКУМ» функционирует объединение по интересам «Радиоспорт» под его руководством. 70% учащихся объединения, которые призваны на службу в Вооруженные силы Республики Беларусь, служат в полку связи, где имеют возможность проявить и использовать свои знания, полученные на занятиях. 27 выпускников объединения выбрали профессии, связанные с радиоспортом. Многие из ребят, пройдя курс обучения радиоспорту, работают связистами в Вооруженных силах Республики Беларусь.

15 выпускников ГУДО «Центр творчества г.п.Смиловичи» объединений по интересам «Эстрадное пение», «Народные промыслы», «ИЗО и дизайн», «Самбо», «Декоративная роспись», «Изделия из кожи» и других объединений по интересам продолжили обучение в различных учебных заведениях: УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств», ЧУО «Минский институт управления», УО «Молодечненский государственный музыкальный колледж им. М.К.Огинского», Белорусский государственный университет физической культуры, УО «Минский государственный ПТК ДПИ им. Н.А.Кедышко», УО «Лингвогуманитарный колледж при МГЛУ», УО «Минский государственный технологический колледж», УО «Минский государственный колледж технологии и дизайна легкой промышленности», МГПУ им. М.Танка, ЧУО «Институт современных знаний им. Широкова».

Ежегодно выпускники ГУДО «Центр творчества детей и молодёжи Солигорского района» связывают свою профессиональную деятельность с педагогической работой и художественным творчеством. Так, за период времени с 2007 года по 2013 год 38 учащихся поступили в учреждения по данному направлению: 4 – УО «Белорусская государственная академия искусств» (театральный факультет), 2 – УО «Витебский государственный университет им.П.М.Машерова» (художественно-графический факультет), 6 – БГПУ имени М.Танка, 26 – УО «Солигорский государственный педагогический колледж».

Таким образом, профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Сущность профориентационной работы в объединении по интересам сводиться к помощи детям и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего.
Организация деятельности педагогов дополнительного образования

ГУДО «Руденский центр детей и молодёжи «Вясёлка» Пуховичского

района» по проведению профессиональной ориентации учащихся



Верещако Елена Владимировна, директор государственное учреждение дополнительного образования «Руденский центр детей и молодёжи «Вясёлка» Пуховичского района»

Современная жизнь предъявляет к молодому человеку качественно новые требования: быть готовым к самоопределению, к проявлению самостоятельности, личной активности при выборе профессионального пути. Особую роль в этом процессе могут играть учреждения дополнительного образования детей и молодёжи.

Учреждения дополнительного образования детей и молодёжи сегодня самые демократичные институты образования, предоставляющие детям и подросткам возможность реализовать себя как личность с учетом их интересов, возможностей и способностей. Они обеспечивают не только равный доступ детей к различным областям свободной творческой деятельности, но и дают реальные возможности для их духовного развития, поиска, самоопределения и профессиональной ориентации.

В Пуховичском районе функционируют три учреждения дополнительного образования детей и молодёжи: ГУДО «Центр творчества детей и молодёжи «Світанак» Пуховичского района», ГУДО «Центр туризма детей и молодёжи Пуховичского района», ГУДО «Руденский центр творчества детей и молодёжи «Вясёлка» Пуховичского района».

Наше многопрофильное учреждение в силу своего профессионального статуса берет на себя роль координатора, организатора свободного времени детей и молодежи непосредственно в посёлке Руденск и в учреждениях образования Пуховичского района.

ГУДО «Руденский центр творчества детей и молодёжи «Вясёлка» Пуховичского района» начал свою деятельность с 1960 года, как Дом пионеров. С 1989 года и по сегодняшний день Центр твлрчества размещается в двухэтажном здании. Первый этаж здания площадью 672 кв.м. занимает наше учреждение. Есть спортивный и актовый залы, восемь оборудованных кабинетов, методический кабинет. Уже более 50 лет наше учреждение обеспечивает занятость детей и подростков во внеурочное время, занимается организацией досуга.

Кодекс Республики Беларусь об образовании, вступивший в силу 01 сентября 2011 года, обозначил важность и значение дополнительного образования детей и молодёжи как системы, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социальному и профессиональному самоопределению детей и молодёжи.

Поэтому педагогический коллектив центра ставит перед собой цель и задачи, максимально способствующие реализации этой идеи.

Цель: Обеспечение качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей и молодёжи в интересах развития творческой личности и социализации ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

Задачи:


  • формировать гражданственность, патриотизм и национальное самосознание;

  • повышать уровень профессиональной компетентности педагогов за счёт внедрения современных информационных, эффективных образовательных технологий и методик;

  • совершенствовать работу взаимодействия с родителями, используя положительный опыт семейных традиций старших поколений;

  • создать условия для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей, детей;

  • создать условия для социализации, саморазвития, самореализации личности каждого учащегося и профессионального самоопределения;

  • развивать и совершенствовать деятельность детских и молодёжных объединений и организаций для массового вовлечения учащихся в общественную жизнь.

Выполнение этих задач возможно только в результате отлаженной работы всего педагогического коллектива и создание соответствующих условий.

Основной формой организации образовательного процесса с учащимися является объединение по интересам, в котором учащиеся могут выбирать, фантазировать, проявлять себя в любом виде творческой деятельности.

В центре работают 66 групп объединений по интересам, в которых занимается 909 учащихся, что составляет 14,4% от общего количества школьников района. По сравнению с 2012 годом охват учащихся увеличился на 5,1% (2012г. 581уч-ся – 9,3%) Охват учреждениями дополнительного образования в районе 48% (3015 уч-ся) от общего количества учащихся в районе.

В этом учебном году объединения организованы по профилям:

художественный (55 группы, 754 учащихся);

физкультурно-спортивный (9 групп, 132 учащихся);

эколого-биологический (1 группа, 15 учащихся);

социально-педагогический (1 группы, 8 учащихся).

Объединения по интересам работают на базах 13 учреждений образования: 11– школы и ГУО «Руденская вспомогательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ГУО «Пуховичский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». Объединения по интересам посещают учащиеся и молодежь с 6 до 19 лет, преобладающий контингент учащихся 8-13 лет.

В Центре творчества работают люди, целиком отдающие себя работе с детьми. Хочется отметить работу объединений «Мастерская умельцев» (педагог Романова О.И.) и «Фантазия» (педагог Петорович Оксана Владимировна). Основной целью работы объединений по интересам является воспитание у учащихся разносторонних навыков и умений декоративно-прикладного творчества, трудолюбия, знакомство с традициями народной культуры. По результатам выставок их воспитанники имеют многочисленные дипломы республиканского и областного уровня.

Слижевская Алексия Александровна – творческий человек. Пришла в центр как молодой специалист, работает третий год. Умело сочетает обучение современным видам декоративно-прикладного творчества, изобразительного искусства, работе с тканью, создание композиций и аппликации. Работы её воспитанников удостоены высоких наград Республиканских и областных выставок «АрхНовация-2012», «Здравствуй, мир!», «Калядная зорка».

Педагоги декоративно-прикладного направления Терехова Е.В., Немкова Л.Г., Мазаник А.В., Карлюкевич В.Н. воспитывают у учащихся любовь к красоте и умение создавать её из доступных материалов.

Работа педагога дополнительного образования Семёновой Юлии Александровны (объединение «Театр кукол» и «Технология изготовления театральной куклы») направлена на создание условий для раскрытия творческих способностей, воспитание в ребёнке чувства общения со зрителем и со своим партнёром через ведомую им куклу. Для каждой группы учащихся педагогом разработаны образовательные программы, сценарии спектаклей с учётом возможностей и особенностей детей.

Педагоги объединений по интересам танцевального (Черневич Е.С.), вокального (Рысевец А.С.), театрального (Дубовик Е. Л.) не перестают нас удивлять своим талантом и умением найти в каждом ребёнке изюминку, выявить творческое начало и раскрыть его.

Особенно хотелось бы отметить наших ветеранов – педагогов, которые работают у нас более 30 лет: Григорьев Вениамин Кузмич (объединение «Шашки. Шахматы»), Патук Тамара Михайловна («Настольный теннис»), Савина Светлана Яковлевна («Калейдоскоп» и «Мягкая игрушка»), Гуменюк Нина Геннадьевна («Вязание крючком»).

Учреждение дополнительного образования является центром по оказанию методической помощи и повышению профессионального уровня педагогических кадров. Методическая помощь руководителям школьных кружков, педагогам-организаторам, классным руководителям осуществляется посредством проведения консультаций, семинаров, мастер-классов, вожатских диалогов, круглых столов и других форм работы.

Одним из приоритетных направлений деятельности методической службы центра является работа с детскими общественными организациями школ района. В нашем районе 32 пионерские дружины объединяют в своих рядах 4040 членов ОО «БРПО», из них 1613 октябрят и 2427 пионеров.

В центре успешно ведется работа по реализации пионерского проекта «Путь мира – дорога без войны».

Важное место в учреждении дополнительного образования детей и молодёжи отводится работе по организации 6-го дня. Шестой день недели в центре ориентирован на вовлечение учащихся в активную общественно полезную и культурно-досуговую деятельность, на участие родителей в проведение мероприятий, на поддержку одаренных и талантливых детей, на профилактику и предупреждение правонарушений среди детей и подростков.

С целью создания условий для содержательной организации свободного времени детей и подростков в выходные дни работает 16 объединений по интересам, как в самом центре, так и на базах школ региона (25%).

Приоритетным направлением воспитательной работы в центре является гражданско-патриотическое воспитание. В рамках акций «Я – грамадзянін Беларусі”, «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся» была разработана программа «Кодекс жизни». Программа предлагает системный подход к формированию гражданской позиции учащегося, создание условий для его самовоспитания и самореализации.

В процессе всех проводимых мероприятий учащиеся получают знания о родных местах, людях, прошлом и настоящем края. Интересными и полезными были такие мероприятия как литературная гостиная «Падарожжа ў краіну Мастака-Чарадзея» посвященная М.Танку, викторина «К духовным истокам родного края», «Славутыя імёны Беларусі: асветнікі», ролевая игра «Права и ответственность», познавательно-развлекательная игра с детьми и их родителями «Шчаслівая зорачка» - о белорусской семье и её традициях и др. Содержание таких мероприятий призвано помочь учащимся на конкретных примерах понять связь прошлого с современностью, формирует готовность сознательно и активно выполнять гражданские обязательства перед государством, соблюдать и уважать законы своей страны.

Учащиеся центра максимально включены в мероприятия, направленные на укрепление здоровья и на совершенствование знаний, умений безопасного поведения. Например, ток-шоу «Курению – нет, курению – вред», игра-путешествие «Путешествие по стране здоровья», спортивно-познавательная программа «Юмор в спорте важен, не спорьте», веселые старты «Мы – сильные, быстрые, ловкие», викторина «Знаем ПДД», познавательная игра «Юный пешеход», викторина «Пожарная безопасность».

Особое внимание в учреждении уделено работе с семьёй. Педагоги центра и родители совместными усилиями помогают учащимся правильно определиться в своих интересах и склонностях. В центре проходят мероприятия, на которых учащиеся могут продемонстрировать родителям свои достижения. Это и конкурс семейных рисунков «Моя семья - моё счастье», и творческая мастерская «Мы вместе», и выставка творческих работ «Мир семейных увлечений», и интеллектуально-познавательная программа «Древо жизни».

Большое внимание центр уделяет работе с детьми-сиротами, детьми-инвалидами, детьми с психофизическими особенностями. Максимально охватить категорию дети-инвалиды и дети-сироты помогли занятия объединений по интересам на базе ГУО «Руденская вспомогательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» – 7 групп (64 учащихся), и ГУО «Пуховичский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» – 2 группы (6 учащихся). Характерной особенностью проведения занятий с такими детьми являлось организация индивидуального подхода к каждому ребенку, который осуществлялся через принцип  сочетания коллективных и индивидуальных заданий, включение каждого в сюжетно-познавательную игру,  проводились занятие-фантазия, занятие-творчество.

Педагоги центра создают условия не только для развития интересов, способностей учащихся, но и для подготовки учащихся к активной трудовой деятельности, формированию осознанного подхода к выбору будущей профессиональной деятельности.

Профориентационная работа в учреждении строится на принципе интеграции различных подходов для решения задач профессионального самоопределения.

Подходы профориентационной деятельности:

- информационный;

- диагностико-консультативный;

- развивающий.

Педагоги знакомят учащихся с миром профессий, с учебными заведениями и организациями предоставляющие рабочие места, используя такие формы работы как выставки, тематические беседы о профессиях, ознакомительные экскурсии на предприятия.

Педагоги центра организовывают профориентационные экскурсии на предприятие ОАО «Руденск», где ребята знакомятся с производством светотехники для автомобилей. Это возможность познакомить учащихся с многообразием профессий, получить непосредственное представление о тонкостях и нюансах разных видов рабочих и инженерных специальностей. В беседах, проводимых с учащимися, особый акцент делался на престижность рабочих профессий на современном рынке труда, что связано с подъемом экономики и востребованностью высококвалифицированных рабочих кадров.

Диагностико-консультативный подход помогает установить соответствие интересов склонностей и личностных особенностей ребёнка тому или иному виду деятельности, путём соотнесения их с требованиями к профессиям.

Чтобы человека воспитать, его надо знать во всех аспектах. Изучение личности каждого ребёнка мы начинаем со знакомства с родителями. Для этого в каждом объединении педагоги проводят анкетирование, тестирование, выясняя особенности, интересы, возможности учащихся.

Формированию и развитию различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией способствует организация и проведение в центре следующих мероприятий:

- тренинги и мастер-классы;

- профориентационные интеллектуально-познавательные игры «По дороге к профессии», «Город мастеров», «Древо профессий», «Парад профессий»;

- конкурс рисунка «Мир профессии»;

- выставки творческих работ.

Организация профориентационной работы с учащимися в центре предполагает ступенчатый подход и охватывает возраст ребёнка с 1-11 класс. Педагоги культивируют внутреннюю мотивацию ребенка на всех возрастных этапах. Основной акцент в преподавании смещается в сторону практической направленности изучаемого материала, делается опора на жизненный опыт ребенка, используются различные методики проведения занятий (в форме путешествий, конкурсов, викторин, деловых игр).

Содержание программ дополнительного образования детей и молодёжи объединений по интересам декоративно-прикладного направления, художественного, объединений «Юный пожарник-спасатель», «Фотодизайн», «Эковито» предоставляет учащимся возможность получить представление о конкретных профессиях дизайнера, хореогрофа, пожарника, эколога; получить возможность соотнести свои способности с желанием получить эти профессии и продолжить образование по соответствующему профессиональному направлению. Учащиеся нашего центра поступают в вузы и средние специальные учебные заведения по выбранному профилю. Так, например, учащаяся объединения «Эковито» Рапанович Мария поступила БНТУ по специальности инженер-эколог, учащаяся объединения «ИЗО» Гаврикова Мария, Молчан Анна – Минский государственный технологический колледж, Комолива Мария, Яковчик Виктория, Белицкая Елизавета – Минский государственный архитектурно-строительный колледж.

Наш центр творчества, конечно, не может сравниться с возможностями крупных дворцов и центров по своей материально-технической базе, профессиональному уровню педагогов, разнообразию профильного компонента объединений по интересам. Но весь коллектив прикладывает максимум усилий для того, чтобы детям было тепло, уютно и интересно в нашем центре. Именно к нам в учреждения дополнительного образования детей и молодёжи приход ребенка, прежде всего зависит от его собственного желания и добровольного выбора. Значит мы можем предложить ему нечто такое, чего нет ни в школе, ни дома. Это возможность свободного самоопределения и самореализации.

Дополнительное образование способствует осознанному выбору ребенком профиля обучения, что дает возможность ему определиться в выборе дальнейшего этапа образования. Таким образом, снижается риск неверного определения своего профессионального пути.


Развитие мотивации личности к профессиональному

самоопределению через познание и творчество

c:\users\skysystems\desktop\руденск\img_7875.jpg

Платковская Татьяна Ивановна,

заместитель директора по учебно- воспитательной работе государственного учреждения дополнительного образования «Центр творчества детей и молодежи Дзержинского района»
В начале каждого учебного года в детских объединениях нашего учреждения проводится анкетирование, по результатам которого можно определить факторы, влияющие на выбор учащимися занятий по интересам. Так, в основном дети сами определялись в выборе того или иного вида деятельности (63,8% девочек и 72,6% мальчиков). Существенно повлияли на выбор профильного творческого объединения родители и друзья (33% и 20,3% соответственно). В меньшей степени влияют на выбор профиля деятельности учителя (3,2% и 7,1%). Роль учреждения дополнительного образования детей в профессиональном самоопределении, по мнению самих учащихся, заключается: в углубленном изучении определенной области знаний(52,9%), в ознакомлении с различными профессиями и учебными заведениями (18,4%), в проведении индивидуальных консультаций и профильных занятий (28,7%). Оказывается, 72% мальчиков связывают свою будущую профессию с избранным видом деятельности в системе дополнительного образования. Девочки в большей степени занимаются в творческом объединении «для общего развития» и лишь 23,5% предполагают связать занятия в профильном творческом объединении с будущей профессией.

Дополнительное образование как составная часть непрерывного образования призвано выполнять и реализовывать ряд функций. Это развитие задатков, способностей, интересов личности, что обеспечивает самостоятельное решение проблем в различных сферах жизнедеятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт ребенка.

Система дополнительного образования детей предоставляет широкие возможности для профессионального определения ребенка, в числе которых: наличие условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения, многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы и потребности, личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, ее профессиональному самоопределению, личностно-ориентированный подход в работе педагогов дополнительного образования.

Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации, проявлении развития личности в ее стремлении к профессиональному становлению.

Многие дети соотносят самоопределение (в их понимании) в основном с выбором своей будущей профессии. Ребенок школьного возраста, особенно в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодёжи, достаточно часто находится в процессе самоопределения в самых разных жизненных ситуациях.

Особенная социокультурная ценность дополнительного образования заключается в том, что обучающиеся объединены здесь в профильные творческие объединения согласно интересам, которые побуждают ребенка к соответствующей деятельности. Интересы возникают из контакта с окружающей средой; особенное влияние на них оказывают окружающие люди. Ведь дополнительное образование в значительной степени осуществляется специалистами, профессионалами, «мастерами своего дела», что обеспечивает его разносторонность, привлекательность и даже уникальность, а, в конечном счете, и результативность. Задача педагога –создать надлежащие условия, помогающие детям «раскрыться», организовать среду развития творческого потенциала, способностей ребенка.

Педагог дополнительного образования зачастую оказывает решающую роль в выборе профессии обучающимся, о чем свидетельствует немало примеров из практики. Так, практика показывает: самоопределение ребенка в выборе будущей профессии напрямую зависит от длительности его занятий тем или иным видом деятельности в профильном творческом объединении. Как правило, дети, занимающиеся в профильных объединениях на протяжении 4–6 лет, получают до профессиональную или начальную профессиональную подготовку и, так или иначе, связывают свою дальнейшую судьбу в соответствии с видом деятельности, выбранным в системе учреждения дополнительного образования детей.

В Центре творчества детей и молодежи Дзержинского района на протяжении 25 лет работает объединение «Юные мотоциклисты» (руководитель Кулеш Владимир Иванович). Занятия в данном объединении направлены на изучение правил дорожного движения, знакомство с устройством мотоцикла, техникой вождения мотоцикла. Учащиеся этого объединения неоднократно становились призерами областных и республиканских соревнований по скоростному маневрированию мотоцикла,имеют возможность сдать экзамен в ГАИ на получение водительских прав. Эти факторы помогают многим определиться в выборе профессии: 80% учащихся объединения ежегодно поступают в Областной аграрно-технический профессиональный лицей (г.Дзержинск), в лицеи и колледжи г.Минска на специальности, связанные с изучением и вождением транспортных средств. В конечном итоге около 50% учащихся объединения становятся водителями по профессии.

Помогают определиться с профессиональным выбором и занятия в объединении по интересам «Юные инспекторы дорожного движения» (руководитель Жук Владимир Владимирович), где ребята изучают и пропагандируют правила дорожного движения, обучаются навыкам вождения велосипеда в реальных условиях. В 2013году 3 учащихся поступали в Академию МВД, двое из них стали курсантами. В настоящее время в патрульно-постовой службе ГАИ Дзержинского РОВД несет службу бывший воспитанник, а ныне лейтенант Николай Головач.

С 2007 года на базе пожарно-постовой службы в д.Боровое Дзержинского района работает объединение «Юные спасатели-пожарные» (руководитель Леонович Евгений Карлович). Специфика данного объединения – общая физическая подготовка, оказание первой помощи в чрезвычайных ситуациях, конструкторские разработки. Учащиеся ежегодно результативно участвуют в конкурсе творческих работ «Спасатели глазами детей», конструируют модели пожарных машин. Победитель областного этапа Вичканов Владимир продолжает обучение в Областном аграрно-техническом профессиональном лицее. Занятия в данном объединении способствуют профессиональному самоопределению подростков – за последние 2 года четверо воспитанников (3 мальчика и 1 девочка) поступали в лицей при Гомельском инженерном институте МЧС, 2 парня являются студентами Академии физкультуры и спорта, и один курсант Военной академии РБ. В данном объединении мотивацию выбора профессии определяет личный пример педагога, такие его качества, как мастерство, увлеченность, изобретательность.

Профессиональное самоопределение, выбор профессии не является одномоментным актом выбора профессии и продолжается на протяжении всей профессиональной жизни, поэтому стоит обратить внимание на период, когда формируются основные представления личности о будущей профессиональной жизни, а также на потенциал некоторых социальных институтов, способствующих этому.

В современных условиях общественного развития постановка вопроса воспитания подрастающего поколения может и должна исходить из необходимости разработки и адаптации технологий самоопределения жизненной позиции подростков и молодежи средствами построения дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности. В качестве такой среды может выступать и учреждение дополнительного образования детей, имеющее для этого определенный образовательный потенциал.

Профессиональное самоопределение личности в процессе обучения в учреждении дополнительного образования имеет свои особенности: развивается интерес к труду, ребята наблюдают за профессиональной деятельностью взрослого, сравнивают ее внешние признаки и проявления – воспитывается положительная мотивация к любой деятельности вообще. Особенность учреждения дополнительного образования – мотивация достижений, здесь у каждого ребенка есть возможность проявить себя. На основе учебно-производственной деятельности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение воображать себя в определенной профессии.

Компонентами профессионального самоопределения подростка являются:



  • Знания о мире профессионального труда и его составляющих, знания о рынке труда и образовательных услугах, знания о собственных способностях и профессионально важных качествах;

  • умение работать с источниками информации о путях продолжения образования и мире профессионального труда;

  • опыт создания личностно значимых продуктов труда, практико-ориентированные умения, умения планировать, проектировать и организовывать собственную деятельность;

  • адекватная самооценка, уменияоценивать и корректировать собственные поступки и осуществлять самоконтроль.

Особое значение приобретает возможность выбора наиболее подходящего вида деятельности для ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В связи с этим приобретает значительную целесообразность нацеленной профориентации в учреждении дополнительного образования помощь детям и родителям при подборе занятий.

Кстати, особенность профилизации нашего учреждения привлекает обучающихся и их родителей для успешного поступления в учреждения профессионального образования. Так, занимаясь на занятиях в объединении художественного профиля у педагога дополнительного образования Вайкшнарис О.А., учащиеся 9-х классов готовятся к сдаче творческого экзамена в Минский государственный архитектурно-строительный колледж.

Профессиональное самоопределение ребенка в системе дополнительного образования может быть эффективным при наличии определенных социально-педагогических условий среды учреждения: это введение обучающихся в оценку и решение проблемы профессионального самоопределения, осознание и принятие ими данной проблемы как социально значимой. Педагогические условия – целенаправленность профессионального самоопределения личности, поэтапная самооценка приобретенных знаний, умений и навыков самоопределения ребенка, анализ итоговых результатов формирования умений самоопределения.

Система дополнительного образования, как образовательная сфера, обеспечивающая творческое развитие личности ребенка и его профессиональное самоопределение, должна активно помогать ребенку не только сделать правильный выбор будущей профессиональной деятельности, но и дать, по возможности, начальное профессиональное образование. К тому же наши учреждения дополнительного образования имеют гораздо большие, по сравнению с учреждениями образования, возможности по введению новых образовательных программ, их варьированию и увеличению сроков обучения по ним, привлечению к обучению специалистов различных областей.


Возможности учреждения дополнительного образования детей и молодёжи в сфере профессиональной ориентации учащихся

f:\dsc_0242.jpg

Романович Наталья Валерьевна, заместитель директора по учебно- воспитательной работе государственного учреждения дополнительного образования «Центр творчества детей и молодёжи Солигорского района»

Выбор профессии один из моментов, определяющих жизненный путь человека. Еще не повзрослев, и не став самостоятельным, не имея опыта принятий решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе. И немаловажную роль в этом играют учреждения дополнительного образования детей и молодёжи, которые через деятельность объединений по интересам помогают учащимся определиться в профессиональном выборе.

ГУДО «Центр творчества детей и молодёжи Солигорского района» – это многопрофильное учреждение, осуществляющее свою деятельность по направлениям: декоративно-прикладное и художественное творчество, культурно-досуговая деятельность, общественно-гуманитарное и социально-педагогическое направление.

В 2013/2014 учебном году в Центре творчества открыто 215 объединений по интересам, в которых обучается 3152 учащихся (в том числе на платной основе для детей дошкольного возраста – 5 объединений, 62 учащихся).

Образовательный процесс осуществляют 83 педагога, высшее образование имеют 48 педагогов (58%), среднее специальное – 35 (42%).

Квалификационный уровень педагогов: высшая категория – 26 (31%), первая – 27 (32%), вторая – 16 (20%), без категории – 14 (17%).

Среди педагогов Центра творчества 9 – члены белорусского Союза мастеров народного творчества (Кучинская В.П., Царикевич Л.А., Раманеня Р.А., Протасеня Н.А., Кудрявец Т.Н., Киричек А.Ю., Бойко Н.В., Хлопотова Н.Л., Резниченко Т.А.). Трое учащихся заслуженных любительских коллективов Республики Беларусь «Скарбонка» и «Беларускі сувенір» ЦТДиМ Солигорского района (руководители Протасеня Н.А., Раманеня Р.А.) приняты в члены Белорусского Союза мастеров народного творчества.

2 педагога (Протасеня Н.А. и Раманеня Р.А.) награждены значком «Выдатнік народной асветы», 1 педагог (Протасеня Н.А.) награжден медалью «За трудовые заслуги». За значительный вклад в сохранение, развитие и популяризацию народного искусства Беларуси, народных художественных промыслов и ремёсел Протасеня Н.А. награждён Почётной грамотой белорусского Союза мастеров народного творчества, благодарностью Министерства культуры Республики Беларусь. В феврале 2013 года коллектив Центра награждён Почётной грамотой Министерства образования Республики Беларусь за создание условий для развития личностного и творческого потенциала учащихся, успешное участие в республиканских мероприятиях.

Деятельность объединений по интересам даёт возможность учащимся в той или иной степени соприкоснуться с различными профессиями. Наши педагоги помогают обучающимся в формировании актуальных качеств личности и с точки зрения выбора профессии, и с точки зрения развития личности в целом, которые помогут ему самостоятельно ориентироваться в сложной социальной ситуации, принимать важные решения, в том числе и по поводу жизненного и профессионального самоопределения.

Чтобы ребенку проще было определиться в выборе занятия по душе, в Центре традиционно, в начале сентября, проводится праздник «Здравствуй, наш Дворец». В конце первой четверти в зависимости от профиля объединения, кружка - праздники посвящения в кружковцы, в мастера. Организаторами таких мероприятий являются педагоги и опытные учащиеся, а гостями – родители.

На протяжении учебного года педагогами организуются персональные выставки талантливых детей, выставки детских работ, семейного творчества, выставки-распродажи, приуроченные традиционным праздникам и мероприятиям Центра

Традиционно, в конце учебного года среди учащихся проводятся итоговые выставки, концерты, конкурсы профмастерства.

Большое значение в выборе профессии имеют участие в профильных конкурсах и победы областного, республиканского и международного уровней. Из года в год учащиеся Центра повышают такую результативность. Наблюдается положительная динамика: в 2010/2011 учебном году таких призёров и победителей 78, в 2011/2012 учебном году – 81, в 2012/2013 учебном году – 103.

В ЦТДиМ Солигорского района с 2011 года реализуется программа развития профессиональной зрелости учащихся «Перспектива». Программой предусматривается групповая и индивидуальная работа с учащимися и их родителями, педагогами Центра творчества.

Педагогом-психологом Центра в рамках программы «Перспектива» осуществляется профориентационная работа по направлениям: профпросвещение учащихся, профессиональное консультирование учащихся и их законных представителей. Используются такие формы работы, как беседы, профориентационные игры и занятия, тренинги. С целью профессионального самоопределения проводится анкетирование по изучение профессиональной направленности, интересов, склонностей и способностей учащихся. Анализируются желания и возможности учащихся, строится профессиональный план работы по достижению выбранной цели.

Работа с детьми и молодёжью проводиться дифференцированно в соответствии с возрастом: для учащихся 1 ступени - знакомство с миром профессий; для учащихся 2 ступени – занятия по формированию внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору профессии; для учащихся 3 - ступени развитие профессиональной зрелости, нахождение своего образа «Я», умение работать в команде.

Заслуживает внимания разработанный блок занятий по развитию учебно-познавательных мотивов «В мире профессий» для учащихся 1 ступени. Она направлена на формирование потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка. На каждом занятии в течение 30-40 минут учащиеся получают возможность познакомиться с миром профессий (архитектор, следователь, водитель, актер, продавец, инженер и другие), испытать себя в приближенной к реальной игровой ситуации. Занятия проводятся 1 раз в неделю по договоренности с педагогом объединения по интересам (от 4 до 14 занятий).

Тренинги «Профориертация для старшеклассников» проводятся на протяжении учебного года 1 раз в 2 недели. На них подростки знакомятся с миром профессий, системой профессионального образования, узнают, какие требования предъявляет профессия к человеку, изучают свои личностные особенности и личностные качества, определяются со своим выбором.

Как результат, ежегодно выпускники ЦТДиМ Солигорского района связывают свою профессиональную деятельность с педагогической работой и художественным творчеством. Так за период времени с 2007 года по 2013 год 38 учащихся поступили в учреждения по данному направлению: 4 – УО «Белорусская государственная академия искусств» (театральный факультет), 2 – УО «Витебский государственный университет им.П.М.Машерова» (художественно-графический факультет), 6 – БГПУ имени М.Танка, 26 – УО «Солигорский государственный педагогический колледж».

С 1993 года учащиеся УО «Солигорский государственный педагогический колледж» проходят практику на базе ГУДО «ЦТДиМ Солигорского района». В настоящее время 20 выпускников Солигорского педколледжа являются педагогами дополнительного образования ЦТДиМ Солигорского района, из которых за период своей профессиональной деятельности 2 стали членами Белорусского Союза мастеров народного творчества (Бойко Н.В., Кудрявец Т.Н.), 1 – руководителем народной студии «Жытневы каласок» (Кудрявец Т.Н.), 4 являются педагогами заслуженного коллектива и образцовых студий (Бойко Н.В., Горбацевич О.В., Бурак А.Н., Сущеня Т.Ф.), 1 работает методистом.

В современных условиях развития экономики нашей страны данное направление работы Центра является приоритетным. В перспективе развития профориентационной работы мы видим расширение сети взаимодействия с ССУЗами и ВУЗами Минской области, а также привлечение к взаимодействию специалистов предприятий и организаций района в качестве внешних совместителей.
«Школа журналистики» и ее роль в профессиональном самоопределении и социализации учащихся


Шульжицкая Наталья Викторовна, заместитель директора по учебно- воспитательной работе государственного учреждения образования «Молодечненский центр творчества детей и молодёжи «Маладик»

Учреждения дополнительного образования детей и молодёжи имеют огромные возможности для свободного выбора учащимися сферы деятельности, формирования творческого потенциала личности и ее профессионального самоопределения, творческой самоактуализации, самореализации и самоутверждения.

В результате систематических занятий по одному из направлений у школьников развиваются склонности и способности, которые нередко лежат у истоков будущих профессий. К примеру, такие известные конструкторы как С.П.Королев, А.Я.Яковлев, И.П.Котов и многие другие начинали свою творческую биографию с технических кружков.

В ГУДО «Молодечнеский центр творчества детей и молодежи «Маладик» профориентационную функцию несут занятия большинства кружков. Учащиеся вокальных объединений по интересам, клуба авторской песни «Свеча», кружков декоративно-прикладного профиля становятся студентами Молодечненского музыкального колледжа. Учащиеся театральных кружков поступают в колледж-искусств г. Молодечно и Академию искусств, некоторые уже работают в Минском областном театре кукол. Учащиеся технических кружков выбирают технические специальности. Двое учащихся авиамодельного кружка стали летчиками.

Ярким примером профориентации в дополнительном образовании детей и молодежи является опыт работы объединения по интересам «Школа журналистики», руководителем которого являюсь я.

«Школа журналистики» объединяет учащихся 12-18 лет из разных школ города и района. Для некоторых из них занятия журналистикой – это интересное и полезное хобби, возможность проявить и реализовать свои творческие способности. Но для большинства учащихся – это начало их профессионального становления, поэтому главная цель работы кружка – расширение социального опыта учащихся и создание условий для профессионального самоопределения старшеклассников. Приняв на себя роль юного журналиста, подросток может оценить свое соответствие выбранной профессии, осознать реальность своих возможностей в ней и свой социальный статус в будущем.

Исходя из целей и задач обучения, определены основные направления деятельности клуба:

теоретические и практические занятия по изучению первоначальных основ журналистики;

развитие речи;

издательская деятельность;

сотрудничество со средствами массовой информации;

культурно-досуговая деятельность, участие в конкурсах, акциях и других мероприятиях.

Работа с юными журналистами начинается с формирования информационной культуры, т.е. понимания роли информации в жизни общества, умения работать с информацией для удовлетворения личных и общественных потребностей. На занятиях кружка ведется систематическая работа с периодическими изданиями. Каждое занятие начинается с обзора прессы. Педагог и учащиеся обсуждают статьи, делятся новостями, высказывают свое мнение, учатся собирать, отбирать и анализировать факты.

На занятиях ребята овладевают первоначальными знаниями, умениями и навыками в области журналистики. Ребята знакомятся с историей журналистики, ее функциями и принципами, со структурой СМИ Беларуси, особенностями публицистических жанров, элементами газеты и т.д. Также, учитывая профессиональную направленность программы, в содержание образования включены вопросы собеседования Института журналистики БГУ. Основные понятия и теоретический материал собраны в «Словарь юного журналиста».

Речь – это профессиональный инструмент и рабочий материал журналиста. Поэтому на протяжении всего обучения в клубе огромное внимание уделяется развитию устной и письменной речи учащихся. Кроме специальных заданий, игр, упражнений, развитию речи в первую очередь способствует написание стихов, рассказов, сказок, заметок, интервью, репортажей и т.д.

Учащиеся накапливают публикации, необходимые для поступления в Институт журналистики БГУ. За время работы кружка опубликовано более 900 наших материалов в таких изданиях как «Маладзечанская газета», «Региональная газета», «Настаўніцкая газета», «Рэспубліка», «Зорька», «Раніца», «Переходный возраст», «Знамя юности», «Мінская праўда» «Юный спасатель», «Знамя юности», журналы «Качели», «Бярозка».

Кроме этого ребята увлекаются фотографией. Наши фотоработы отмечены в фотоконкурсах «Свежий ветер», «Это твоя земля», «Маёй зямлі вянкі сплятаю», в областном этапе республиканского конкурса «Ты в эфире!».

Учащиеся пробуют свои силы и в тележурналистике. Видеоролики на социальную тематику являются лауреатами и участниками республиканских конкурсов «Вместе против беды», «Энергомарафон».

В фильме «Будущее – за нами!» мы рассказали о деятельности молодежного парламента нашего города.

А документальный фильм «Обелиски памяти», посвященный годовщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, стал в этом году победителем республиканского конкурса «Золотое перо «Белой Руси». Поздравления мы принимали от первого заместителя главы Администрации президента Александра Радькова.


Выпуск газеты «Маладзік»

Большой интерес у учащихся вызывает выпуск собственной газеты «Маладзік». Ребята активно обсуждают проект каждого нового выпуска, выбирают тематику полос, рубрики, материалы и фотографии, составляют макет газеты.

Выпуск собственного органа печати учреждения образования позволяет решить ряд важных задач: организовать практическую, общественно и социально значимую коллективную деятельность; предоставить подросткам возможность для «пробы пера». Это дает возможность трансляции позитивного опыта и социального поведения, причем по принципу равный обучает равного. Наконец, участие подростков в выпуске газеты способствует проявлению и развитию у них коммуникативных способностей, творческой активности, самостоятельности, дисциплинированности, выработке навыков и умений пропагандистской, организаторской и литературно-редакторской работы.

Газета «Маладзік» издается с 2004 года. Она верстается в программе PDF в формате А3 в черно-белом варианте, затем печатается в типографии тиражом 150-200 экземпляров и бесплатно распространяется в центре творчества детей и молодежи «Маладик» и в учреждениях образования района. Для ребят очень важно, что газета печатается именно на газетной бумаге и внешне не отличается от официальных изданий.

Зачастую готовятся небольшие цветные тематические выпуски, например, посвященные Дню матери, Году здоровья, Году родной земли, юбилею города и т.д.

Материалы газеты «Маладзік» публикуются на русском и белорусском языках. На четырех полосах газеты можно найти заметки на разные темы: здоровый образ жизни, спорт, искусство, образование и культура, молодежная жизнь, гражданско-патриотическая тематика. Освещается работа объединений по интересам, наших педагогов и учащихся центра, рассказывается о значимых событиях, мероприятиях.

Мы очень рады, что газета «Маладзік» вызывает интерес у читателей и находит признание среди профессионалов. Ежегодно она становится призером республиканского фестиваля детских СМИ «Свежий ветер», ребята награждаются путевками в Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок», где они принимают участие в смене юных журналистов.

На протяжении 8 лет наша газета принимает участие в республиканском фестивале школьных СМИ «Алые паруса», который проводится журналом «Народная асвета». Подведение итогов фестиваля проходит в Институте журналистики БГУ.

А буквально на днях в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи были подведены итоги республиканского конкурса молодежных творческих инициатив «Ты в эфире!», в котором газета «Маладзік» стала победителем.

Мы гордимся и тем фактом, что в 2006 году нашу газету пригласили для участия в X Международной специализированной выставке СМИ в Беларуси. Она была представлена на стенде Минской области рядом с известными авторитетными изданиями.

С тех пор мы с ребятами ежегодно посещаем эту выставку, где ребята возможность познакомиться с разнообразием белорусских и зарубежных средств массовой информации.
Сотрудничество со СМИ

Большое значение в работе кружка имеет сотрудничество со средствами массовой информации. Прежде всего, оно проявляется в проведении совместных мероприятий. Вместе с изданиями «Молодечненская газета» и «Региональная газета» центр творчества проводит традиционный районный конкурс юных журналистов «Золотое перо». Торжественная церемония награждения победителей конкурса проходит в одной из редакций, а их материалы публикуются затем на страницах местных газет.

Учащихся часто приглашают на творческие встречи, мастер-классы, где своим опытом делятся профессиональные журналисты. Среди них – Олег Лепешенков, Денис Курьян, Евгений Лашковский, Павел Лазовик, Дмитрий Шунин, Иван Михайлов и др.

Традицией стали экскурсии в редакции газет, не только местных, но и республиканских, где знакомятся с работой редакций и спецификой работы журналиста в периодических изданиях.

Незабываемые впечатления остались от посещения ОНТ и телеканала «Беларусь 1». И если здесь мы познакомились с буднями журналистской «кухни», то посетив во Дворце Республики церемонию награждения VII-го Национального телевизионного конкурса «Телевершина» мы окунулись в атмосферу настоящего праздника.
Сотрудничество с БРСМ

Плодотворным является сотрудничество не только со СМИ, но и с районным и областным комитетами общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи». Благодаря этому учащиеся клуба приняли участие в пресс-конференциях с Ксенией Ситник, Петром Елфимовым, Олегом Титковым, присутствовали при записи программы «Белорусское времечко».

Ребята принимают активное участие в областных конкурсах молодых журналистов, которые ежегодно проводятся данной общественной организацией.
Достижения

За 13 лет в нашем портфолио накопилось огромное количество дипломов за участие в различных творческих форумах. Назову только некоторые из них:

республиканский конкурс «Бабулін куфэрак» в рамках акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся»;

республиканский литературный конкурс «Живые голоса истории» в рамках акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся»;

республиканский конкурс «Айчына маімі вачамі»;

фотокорреспондентская игра «Мой дом, мой город, моя страна»;

республиканский конкурс детских и молодежных СМИ «Перо аистенка – 2008»;

республиканский фестиваль «Шаг вперед», посвященный Году здоровья;

республиканский конкурс «Дети против жестокого обращения с животными»;

открытый конкурс «Изменим мир к лучшему».

Благодаря активной жизненной позиции учащиеся клуба стали делегатами Республиканского круглого стола «Дети Беларуси», областных молодежных форумов, а также участниками Всебелорусских акций «Письмо Президенту» и «Вопрос Президенту».

Но самым главным, на мой взгляд, результатом планомерной и систематической работы кружка является высокий процент выбора учащимися профессии журналиста. За последние 5 лет 19 выпускников объединения по интересам выбрали для себя профессию журналиста.




следующая страница >>