Глухие испанские художники: Франсиско Хосе де Гойя и Роберто Готье Прадес - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Глухие испанские художники: Франсиско Хосе де Гойя и Роберто Готье Прадес - страница №1/1




ГЛУХИЕ ИСПАНСКИЕ ХУДОЖНИКИ: Франсиско Хосе де Гойя и Роберто Готье Прадес

[pic]ГЛУХИЕ ИСПАНСКИЕ ХУДОЖНИКИ: Франсиско Хосе де Гойя и Роберто Готье Прадес Этот труд сравнивает двух глухих испанских художников: Франсиско Хосе деГойя и Роберто Готье Прадеса. Франсиско де Гойя был одним из великихиспанских художников. Роберто Прадес также был художником, но еговспоминают больше как первого испанского глухого учителя. Оба былисовременниками (Гойя жил с 1746 по 1828 гг.; Прадес - с 1772 по 1836 гг.).Их жизнь протекала в один из наиболее критических и волнующих периодовистории Испании, в эпоху, отмеченную политической нестабильностью, войной иголодом, а также созданием первой школы для глухих в Испании. Своим трудомГойя оставляет выдающееся свидетельство Испании его дней, его народа,истории, традиций и недостатков. Прадес оставляет наследство другого вида,главным образом обучение и воспитание различных поколений глухих детей. Мне приятно начать создание эскиза жизни двух деятелей. Как видим,существует большое число поразительных аналогий. Оба проводят свои первыегоды в Сарагосе, на северо-западе Испании, прежде чем собраться в Мадрид,чтобы изучать изящные искусства в Академии Сан-Фернандо, и затем поселяютсяв столице Испании. Кроме того, оба были глухими: Гойя потерял слух всередине своей жизни, тогда как Прадес был глухим от рождения. В финальнойчасти я рассматриваю влияние, которое оказывала глухота на их жизнь. Франсиско Хосе де Гойя родился на каких-то 26 лет раньше, чем РобертоГотье Прадес. История жизни Гойи начинается в 1746 г. в разоренной усадьбеФуэндетодос в окрестностях Сарагосы. Условия жизни его семьи былиисключительно скромными. Его мать Грасия Лусиэнтес принадлежала к мелкойаристократии Сарагосы, его отец Хосе Гойя зарабатывал жалованье какшлифовальщик металлов. Гойя провел свое детство в Сарагосе, где посещал школу, руководимуюотцами пиларистами. В возрасте 14 лет он обучался художником Хосе Лусаном,спустя несколько лет в Мадриде. В 1763 г. и в 1766 г. он участвовал вконкурсе в Академии изящных искусств святого Фернандо, однако в обоихслучаях экзаменаторы не поддержали его, и в 1769 г. он покинул Испанию,чтобы обучаться искусству в Италии. Он возвратился в Сарагосу в 1771 г.,где ему заказывают фреску для потолка собора Эль Пилар. Два года спустя онженился на Хосефине Байэу. Молодая чета жила в Мадриде, где Гойя работал наКоролевской фабрике гобеленов. Он также получал другие заказы, часторелигиозного характера, и начал утверждаться как художник портретист. По мере того когда возрастала его репутация, сын шлифовальщика изСарагосы наслаждался своим успехом и признанием. В одном письме другу Гойяписал об аудиенции у короля, сообщая с удовольствием, что не смог скрыть“всех почестей, которые благодаря Богу, он получил от короля, королевы ипринцессы, показав им картины”, добавляя: “я поцеловал их руки, никогда неиспытывал так много счастья”. Его новая слава давала ему больше работы позаказам. Для него позируют члены аристократии и королевской семьи,политики, законодатели и высокие сановники церкви, а также поэты,художники, актеры и тореадоры. Успех приятен, но одновременно художникскучал, так как ему хотелось писать только то, что он любил.| || | Между тем, как звезда Гойи в испанском дворе становилось ярче,возвращаемся к Роберто Готье Прадесу. Прадес родился в Сарагосе в 1772 г.(В это время Гойя вернулся из Италии и работал над фресками собора ЭльПилар). Отец Прадеса Педро родился на юге Франции, а его мать Мария такжеимела французское происхождение, судя по фамилии Готье. Роберто Прадесродился глухим. В течение всего детства он учился читать и писать дома, гдеопекался своими родителями. Прадес так же, как и Гойя до него, проводил свое детство и юность вСарагосе. (В течение этих лет Гойя был очень занят, утверждаясь какхудожник, сначала в Сарагосе, затем в Мадриде). Однако в отличие от ГойиПрадес родился в богатой семье: его отец был проектировщиком Императорскогоканала в Арагоне, самого большого общественного строительства XVIII века вИспании. Однако в раннем возрасте Роберто остался сиротой без опеки. Егоглухота и его карандаш лишали его возможности стремиться к достойномуположению соответственно его благородного происхождения. Все же талантливаяглухая личность выделяется как художник. Таким образом, осенью 1789 г.Прадес в 16 лет поступил в Академию Сан-Карлос в Валенсии, на востокеИспании, где изучал рисование и гравирование. В то время, когда Прадес поступил в Академию Сан-Карлос, Гойя уже достигзначительных успехов в Мадриде. В 1780 г. был избран в Академию Сан-Фернандо, в 1785 г. стал проректором, в следующем году был назначенхудожником Двора и в 1989 г. художником Палаты. Летом 1790 г., когда Прадесвсе еще не закончил свой первый год в Академии Сан-Карлос, Гойя ездил вВаленсию. Его жена была больна, и врачи советовали ей свежий морскойвоздух. В Валенсии академики Академии Сан-Карлос избрали Гойю почетнымчленом и он подарил им два анатомических рисунка, которые выполнил вприсутствии учеников. Юноша Роберто Прадес вполне мог находиться средиприсутствующих и наблюдать знаменитого жудожника Двора с особым интересом. Между тем, Прадес учился в Валенсии, [pic] Гойя [pic] возвратился вМадрид, где продолжал свою работу на Королевской фабрике гобеленов и какхудожник Палаты. Затем в 1792 г., будучи в Севилье, заразился ужасным изловещим заболеванием, которое оставило ему глубокую и неизлечимую глухотув возрасте 46 лет. После продолжительной болезни, выздоровев, [pic] Гойя [pic] началрисовать снова. Однако его близкое соприкосновение с глухотой иодиночеством, в которые он был погружен, изменило его искусство навсегда.Кроме работ на заказ, [pic] Гойя [pic] начал писать картины исключительнодля самого себя, измеряя глубину бездны своего воображения и проявляя себяв своем стиле и в изменении темы, где присутствуют свобода и своеобразие,которые не встречались в его предыдущих работах. Его произведения, начинаяс этого времени, отличались новой глубиной и критическим видением. Еслиглухота [pic] Гойи [pic] имела положительный эффект на его искусство, тонельзя сказать то же самое о его профессиональной жизни. В 1795 г. вскорепосле утраты слуха он был избран директором Школы живописи Академии Сан-Фернандо, но два года спустя отправлен в отставку со ссылкой на состояниездоровья. Примерно через десятилетие он добивался места Генеральногодиректора Академии, но потерпел поражение при голосовании; 28 из 29 былипротив него, несомненно, из-за его глухоты. В 1799 г. [pic] Гойя [pic] опубликовал свои Капричос, т.е. серию из 80гравюр в офорте со своим антиучредительным тоном и своей сатирическойкритикой популярных предрассудков, невежества, суеверий и пороков, которыепоказывают драматические перемены в жизни художника, ставшего глухим.Несмотря на это, как полагают многочисленные исследования творчества [pic] Гойи [pic] испанскими специалистами, возможно, что этот же 1799 годтакже был одним из триумфальных для [pic] Гойи [pic] - профессионала,который был назначен первым художником короля – наиболее высокая честь дляиспаского художника. У [pic] Гойи [pic] начался только что один изнаиболее блестящих периодов его карьеры. Его отношения с Дворцом сталиболее близкими, он пишет портреты Карлоса IV и королевы Марии Луизы,королевской семьи, Годой и своей жены, а также аристократии и выдающихсяличностей своего времени. Тем временем Прадес оставался в Академии Сан-Фернандо (его присутствиезасвидетельствовано на протяжении 1804 г.). Однако Прадес занимает своеместо в истории не как художник, а как учитель глухих детей. В мае 1805 г.он обратился в Королевский колледж для глухонемых с ходатайством учитьчитать и писать или рисовать. (Учреждение, над которым шефствовалапатриотическая ассоциация, известная как “Друзья страны”, было открыто занесколько месяцев раньше для шестерых студентов). Преподаватели школыобучали мальчиков письменности, однако предложение Прадеса по обучениюрисованию очаровало членов Совета правления: они решили, что глухойхудожник “был более подходящим”, чем любой другой кандидат, ввидутождественности состояния, которое он разделял с учениками. Королевскийколледж с удовлетворением принял его предложение, и вскоре глухие учащиесяначали получать его уроки рисунка “с большим удовольствием”. В конце 1807 г., когда Прадес преподавал в Королевском колледже, а [pic] Гойя [pic] писал картины для короля, французские войска вошли вИспанию. Ссылаясь на намерение осуществить совместное вторжение вПортугалию, они пересекли границу с согласия правительства и королевства.Весной 1808 г. Наполеон уговорил Фернандо VII и его родителей уехать вБайону, где как отца, так и сына обязали отречься. При арестованныхкоролях, практически заключенных во Франции, Наполеон назначил своего братана трон Испании. Народное возмущение 2 мая в Мадриде ознаменовало началоиспанской войны за независимость против узурпатора. (Мятеж и репрессиипоследовавшие в тот день, позже были увековечены [pic] Гойей [pic] в двухзнаменитых картинах “Разгон мамелюков” и “Расстрелы в Монклоа”).|[pic] ||Майский мятеж | Все это предполагало первый шаг к испанской войне за независимость. Всеслои народа – военные и граждане, в т.ч. мужчины, женщины и дети –подвергались опасности и любой вид вооруженного сопро-тивления против врагасчитался законным. Когда производство остановилось, голод охватил народ, иулицы заполнялись трупами и умирающими. [pic] Гойя [pic] был свидетелемужасов – увечий, насилий, истязаний, казней и смертей от голода, и в серии,известной как “Бедствия войны”, оставил грубое живописное свидетельстводикости и страданий. Перед тем, как закончился конфликт, его жена Хосефа умерла послепринятия в Католической церкви Святого таинства соборования больных и былапохоронена на кладбище Фуэнкаррал в 1812 г. Изоляция, в которую глухотапогрузила художника десять лет назад, с ее смертью, только усилилась. В течение войны Роберто Прадес также испытал свою долю страданий. Взрыввоенных действий застал его врасплох дающим урок в Королевском колледже, новесной 1811 г. учреждение надо было закрывать из-за нехватки фондов и шестьучащихся вместе с Прадесом и слышащим слугой были переведены в школу длябедных детей и сирот Сент-Ильдефонсо. Ввиду того, что он опасался, что они могут оказывать отрицательноевлияние на более маленьких детей, недавние нелегалы были заперты вотдельном помещении и изолированы от остальных учащихся. Он запретил имходить в общую столовую, отказывал им в доступе к колодцу внутреннегодворика и заставлял их доставать свою собственную воду из соседнегоисточника. Юные глухие были босыми и одетыми в грязные лохмотья. Они незавтракали и ужинали очень мало, и каждый день не хватало еды. Хотя Прадеспродолжал свои усилия по их обучению, они были ослабленными и с болями вжелудке столь сильными, что они мешали писать; большую часть днейсовершенно не могли посещать уроки. В мае 1812 г. Прадес и его воспитанники были отправлены в приют - домдля бедных. Там маленькие глухие обучались ткачеству. Позже их отправили наулицы нищенствовать. К лету 1812 г. 3 человека умерли, а другие былинедалеки от такой же судьбы. Перед тем, как снова открылось Учреждение,большая часть погибла от голода, оставленная под открытым небом. Профессоруискусства каким-то образом удалось выжить. После своего поражения в Витории в июне 1813 г. французы отступили изИспании и многие офранцуженные последовали тем же путем. В марте следующегогода Фернандо VII возвратился в свое государство. Он отменил Конституцию12, редактированную в его отсутствие Кортесом де Кадис, и восстановилабсолютизм. В атмосфере преследования и страха, что последовали темвременем, назначили Комиссию для следствия по лицам, подозреваемым всотрудничестве с оккупационным правлением. Среди таких подследственных былФрансиско [pic] Гойя [pic] , который служил как художник Двора ХосеБонапарта. Вызванный в Трибунал реабилитаций, [pic] Гойя [pic] смогоправдать свое поведение во время оккупации. Он был объявлен невиновным ивосстановлен, как Художник Палаты. Однако его проблемы на этом далеко незакончились и в 1815 г. он был вызван в восстановленную инквизицию (котораябыла тихо упразднена королем Хосе I) и допрошен относительно своей картины“Обнаженная Маха”. Это было не первое трение [pic] Гойи [pic] с СантоОфисио – инквизицией, он критиковался прежде за “Лос Капричос”, и хотяподробности этого столкновения не известны, возможно, что оно оказалось дляглухого художника в его 69 лет, действительно решающим. В это время [pic] Гойя [pic] еще все больше отделялся от общества. Онпрекратил посещения собраний в Академии Сан-Фернандо и работал над“Глупостями”, своей плоследней большой серией гравюр, над теми самыми, вкоторых критика и сатира “Лос Капричос” достигла своей крайности, предлагаягаллюцинаторное и кошмарное видение религиозного фанатизма, преследования иупадка эпохи. Его отношения с дальней родственницей Леокадией Вейсс,которая жила с ним приблизительно с 1814 г. до даты его смерти, в каком-товиде могли облегчить его одиночество. Леокадия имела двух детей Гильермо иМарию дель Розарио. [pic] Гойя [pic] оказался в положении отца, ибесспорно, он сильно любил детей, особенно Розарио.|[pic] || |