Глоссарий по философии Восточная философия - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Глоссарий по философии Восточная философия - страница №1/1

Глоссарий по философии

7.1. Восточная философия
Абхава – в философской школе вайшешика (Индия) обозначает небытие.

Авадхи – в философии джайнизма (Индия) обозначает восприятие объектов в ясновидении.

Атман – в философии Древней Индии представляет душу, сознание.

Ану – в философии джайнизма (Индия) выражает атомы.

Ахимса – в философии Индии означает ненанесение вреда, ненасилие.

Брахман – в Ведах олицетворяет безличный Абсолют, единое духовное начало.

Дао (от кит. Бог, путь) – в философии Лао-цзы означает всеединое, правильный путь.

Дхамма – в философии буддизма выражает причинную связь.

Дэ – в философии Лао-цзы выступает как-то, что создает необходимые условия для реализации дао.

Дхарма – в индийской философии закон, учение, истина; в философском течении джайнизм – условие движения.

Жень – в китайской философии человеколюбие.

Инь – в китайской философии символизирует землю, а также женское, темное, влажное, холодное, пассивное начало.

Мокша – в ведийских философских воззрениях освобождение души за счет благочестивого поведения от ее дальнейших переселений.

Рита – в древнеиндийских Ведах означает первооснову мира.

Самсара – в ведийском мировоззрении переселение душ из одного тела в другое.

Тяньчжи – в философии Мо-цзы обозначает принцип желания неба.

Ци – в китайской философии означает материальные частицы.

Чжун юн – в китайской философии золотая середина.

Шантун – в философии Мо-цзы означает принцип почитания единства.

Шан сянь – в философии Мо-цзы выражает принцип почитания мудрости

Шу – взаимность.

Ян – в китайской философии символизирует небо, а также мужское, сухое, горячее, активное начало.


7.2. Античная философия
Апейрон – однородное и бескачественное единое как основа всего сущего в воззрениях Анаксимандра.

Аподейтика (от греч. убедительный) – то, что доказуемо непререкаемым образом, абсолютно.

Апория (от греч. безвыходное положение) – трудноразрешимая проблема.

Атом – неделимая и невидимая первочастица всего сущего в воззрениях у Левкиппа.

Архэ – первоэлемент, первовещество.

Атараксия – невозмутимость духа.

Гомеомерии (от греч. подобочастное) – качественно однородная частица, содержащая в себе бесконечность подобных более мелких частиц в философии Анаксогора.

Катарсис – очищение.

Логос – слово, учение, разум, закон.

Мимесис – подражание.

Нус (от греч. ум, мысль, разум) – дух, разум, мировая душа в философии Анаксогора.

Органон – орудие, инструмент (наименование труда по логике у Аристотеля).

Перипатетики (от греч. крытая галерея, служащая лекционным залом) – ученики и последователи Аристотеля, философская школа Аристотеля.

Полис – город-государство в Древней Греции.

Полития – наиболее приемлимая форма устройства государства у Аристотеля, в котором главная роль должна принадлежать наиболее дееспособному среднему слою общества.

Психея – душа.

Риторика (греч.) – ораторское искусство.

Теогония (от греч. Бог и рождение) – рождение богов (Теогония Гесиода).

Эллинизм (от греч. грек) – греко-римская философия в период от Александра Македонского до закрытия греческих философских школ в VI веке римским императором Юстинианом.

Эманация – истечение из единого от высшего к низшему (к примеру, «мир идей» у Платона).

Эйдос – идея, образ, понятие.

Энтелехия (от греч. завершение, осуществленность) – по Аристотелю, форма (энергия), которая осуществляется в веществе; активное начало превращающая возможность в действительность.


7.3. Современная философия

Аналогия – выявление сходства в нетождественных объектах.

Антропоморфизм – проекция свойств человека на внешние силы природы.

Алогизм – отрицание логического мышления.

Аморализм – отрицание всякой морали.

Андрогинный – сочетание мужского и женского начала.

Апостериори (от лат. из последующего) – знание полученное из опыта.

Априори – изначально, до опыта существующее знание.

Апперцепция (от лат. восприятие) – зависимость нового восприятия от предшествующего жизненного опыта человека и его психического состояния в момент восприятия.

Аскетизм (от греч. упражняюсь) – умеренный образ жизни.

Апория – затруднение, безвыходное положение.

Альтруизм – бескорыстная забота о благе других.

Андеграунд (от англ. подполье) – течение в искусстве, идущее вразрез с устоявшимися традициями и выражающее протест против них.

Аксиоматический метод – один из способов дедуктивного построения научных теорий.

Антиномия (от греч. противоречие в законе) – наличие в рассуждениях двух противоречащих и одинаково обоснованных суждений.

Антиципация (от лат. предвосхищение) – предвосхищение, заранее составленное представление о чем-либо.

Аутентичный – соответствующий подлинному (т.е. первоисточнику).

Биосфера – область распространения жизни на земле.

Бифуркация (от лат.) – двузубый, раздвоенный.

Гипотетико-дедуктивный метод – система методологических приемов, на основе которых выдвигаются гипотезы и осуществляется их проверка путем вывода из них.

Гипостазирование ( от греч. сущность) – придание статуса субстанции каким-либо свойствам.

Гомогенный – однородный.

Гетерогенный – разнородный.

Гомеостазис – тип динамического равновесия, характерный для саморегулирующихся систем и поддерживающий существование важных для сохранения системы параметров в допустимых пределах.

Генезис – происхождение, процесс образования чего либо.

Генерализация (от лат. общий, главный) – обобщение, аналог индукции, метод математики и естествознания.

Гностицизм – проникновение в мир сверхчувственного путем созерцания Бога.

Деградация (от фр.) – ухудшение, вырождение, упадок.

Дегенерация – вырождение.

Дедукция (от лат. выведение) – способ рассуждения (метод) от общих положений к частным выводам.

Деонтология – этическое учение о долге.

Дескрипция (от лат.) – описание, изображение с помощью языка содержания переживания.

Дефиниция – определение.

Деформация (от лат. искажение) – существенное изменение формы чего-либо под воздействием внешних сил.

Дизъюнкция (от лат. разделять) – логическая операция, объединяющая два высказывания посредством союза «или».

Диллема – в логике сочетание противоположных суждений, исключающих возможность третьего суждения.

Дискурсивный – рассудочный.

Диалектика – в философии Древней Греции искусство вести беседу; метод познания и преобразования действительности; философское учение о всеобщих связях и развитии.

Дихотомия – деление надвое.

Идентификация – уподобление.

Идентичность (от лат. тот же самый) – полное совпадение чего-нибудь с чем-нибудь.

Изоморфизм (от греч. равный, однозначный) – понятие, выражающее тождественность форм.

Имманентный (лат) – пребывающий внутри.

Импликация (от лат. спутанность) – логическое отношение, при котором одна вещь включает в себя другую.

Инверсия (от. лат) – перестановка.

Индетерминизм (от лат. определять) – отрицание причинности.

Инставрация – процесс, позволяющий реализовать то, что в прошлом реализовать было невозможно.

Интеллигибельный (лат) – постигаемый, мыслимый.

Интенция (лат) – намерение, тенденция, стремление.

Интровертивный (лат) – обращенный внутрь.

Каузальность (от лат. причина) – причинность, действенность, закономерная связь причины и действия.

Категория (от греч. высказывание) – общее понятие.

Квантификация (от лат. количество и делать) – сведение качеств к количествам.

Квиетизм (от лат. покой) – полная отрешенность, пассивное поведение.

Квинтэссенция (от лат. пятая сущность) – пятый элемент у Аристотеля (эфир), сущность.

Когерентность (от лат. быть связанным) – взаимосвязь.

Контрарный (от лат.) – понятия противоположные друг другу по содержанию.

Контроверза (лат.) – спорный случай, разногласие.

Концепция – ведущий замысел, определенный способ понимания.

Культуртрегер – культурный человек, читающий тексты на языке оригинала.

Корреляция (лат.) – соотношение понятий.

Медиация (лат.) – посредничество.

Ментальность (лат.) – образ мышления, духовный настрой.

Метаморфоза (греч) – превращение форм, изменение, преобразование.

Метафизический – надэмпирический, трансцендентный.

Модальность (лат.) – вид и способ бытия или события.

Нарциссизм - любовь, влюбленное отношение к своему собственному Я.

Номинализм (течение в средневековой философии) – имена (общие понятия) образуются на основе единичных вещей и явлений.

Номотетический метод (от греч. законодательное искусство) – в учении Канта способ законодательной деятельности разума в установлении им законов и правил познания; введен Виндельбандом в противоположность идеографическому методу истории.

Ноумен (греч.) – объект мысли, разума, интеллигибельный предмет.

Онтогенез – индивидуальное развитие.

Ортодоксия (греч.) – правоверие, согласие с учениями, проповедуемыми церковью.

Панлогизм (от греч. все и разум) – учение о том, что все есть разум.

Пантеизм (от греч. все и Бог) – учение о том, что все есть Бог.

Парадигма (от греч. пример, образец) – модель науки, включающая совокупность процедур, методов, принципов исследования, необходимых для получения нового знания.

Патристика (от лат. отец) – философия и теология отцов церкви в эпоху Средневековья.

Перцепция (лат.) – восприятие как акт.

Пиетет (от лат. благочестие) – у римлян дружеские отношения между богами и людьми.

Пневма (от греч. дыхание) – душа, жизненная сила, дух.

Примат (лат.) – первенство, господство.

Пролегомены (греч.) – предварительные замечания, введение в науку.

Пропедевтика – подготовка, предварительное упражнение.

Редукция (от лат. отодвигать назад, возвращать) – методологический прием сведения данных к исходным началам.

Реинкарнация (лат.) – перевоплощение, возрождение.

Рефлексия (от лат. обращение назад) – процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения, а в узком смысле самопознание.

Ригоризм (от лат. непреклонность, строгость) – строгое, неуклонное проведение какого-либо принципа в действии, поведении и мысли без всяких компромиссов.

Семантика (от греч. знак) – учение о значении, об отношениях между знаками.

Семиотика – учение о знаках и о рядах знаковых форм.

Силлогизм (от греч. подытоживание) – выведение, умозаключение от общего к частному.

Симбиоз (от греч. сожительство) – жизненная общность.

Синкретизм (от греч. соединение) – сочетание разнородных воззрений, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг другу.

Сублимация (от лат. возносить) – утончение, одухотворение, в психоанализе Фрейда преобразование вытесненного полового влечения в духовную деятельность.

Субстрат (от лат. подкладка) – основа, носитель.

Тавтология (от греч. говорить то же самое) – излишнее, ненужное, но иногда и необходимое повторение какого-нибудь выражения.

Танатология (от. греч. смерть) – учение о смерти, ее причинах, механизмах и признаках.

Теодицея (от греч. Бог и справедливость) – оправдание Бога в отношении допускаемого им зла на земле.

Теология – богословие.

Теософия – божественная мудрость.

Топика – со времен Аристотеля учение о местах, общих исходных пунктах, которые служат для изложения темы.

Трансцендентный (от лат. переступать) – выходящий за пределы человеческого сознания.

Универсалии (от лат. общий) – в схоластике общие понятия, идеи, которые существуют до вещей.

Утилитаризм (от греч. польза, выгода) – этическое направление, считающее, что целью человеческих поступков должно быть стремление извлекать из всего материальную выгоду, пользу.

Фатум (лат.) – судьба, слепая необходимость природы.

Филогенез – биологическое развитие всех органических форм (родовое развитие).

Фрустрация (от лат. обман, расстройство) – психическое состояние тревожности, чувства безысходности и отчаяния.

Харизма (от лат. милость, божественный дар) – необыкновенно большие способности или исключительная одаренность, воспринимаемые как милость Божия.

Хилиазм (от греч. тысяча) – вера в тысячелетнее счастливое царство, а именно вера в царствие Христа на земле перед концом мира.

Холизм (от греч. целое) – учение о целостности.

Эвдемонизм (от греч. блаженство) – этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье как мотив и цель всех стремлений.

Эврика (от греч. «я нашел») – так якобы воскликнул Архимед, когда во время купания открыл гидростатический закон.

Эвристика – искусство изобретения.

Эвфемизм – более мягкое выражение вместо грубого.

Эзотерический (от греч. направленный во внутрь) – предназначенный только для избранных и понятый только им.

Экзотерический (от греч. направленный вовне) – доступный и понятный также тем, кто не занимается данным вопросом, непосвященным, неспециалистам.

Экспликация (от лат. разъяснение) – объяснение, разъяснение.

Экстериоризация (от. лат. внешний) – процесс внешних психических проявлений человека (действий, высказываний).

Экстравертивный (от лат. поворачиваю, обращаю) – обращенный вовне; понятие психологии, восходящее к К.Г. Юнгу, который различал экстравертивные и интровертивные типы личности.

Эмпатия - способность представить себя на месте другого человека и понять его.

Эндогенный (от греч. внутри и происхождение) – возникший в результате внутренних причин.

Энтропия (от греч. поворот, превращение) – часть внутренней энергии замкнутой системы или энергетической совокупности Вселенной, которая не может быть использована.

Эпигенез (от греч. после и возникновение) – развитие, совершающееся через следующие одно за другим новообразования, дифференциацию частей.

Эпифеномен – сопутствующее явление.



Эристика - искусство вести диспут, искусство умственного фехтования, подчиненное правилам (Шопенгауэр).

Эмплицитно – скрытно, неявно.