Г. Е. Быстров правовые проблемы земельной и аграрной реформ в зарубежных странах: теория, практика, итоги, перспективы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Контрольная работа по конституционному праву зарубежных стран Тема... 1 188.66kb.
Материал для обсуждения на Международном симпозиуме «Востоковедение... 1 33.4kb.
Д. Ю. Пискулов теория и практика валютного дилинга 6 2821.76kb.
Д. Ю. Пискулов теория и практика валютного дилинга 6 2821.06kb.
Тест роршаха. Практика и теория под редакцией Л. Н. Собчик 7 3163.02kb.
Самотаев И. Джон Дж. Мэрфи Технический анализ фьючерсных рынков:... 45 6012.14kb.
Программа республиканского совещания «Партнерство образования и бизнеса. 1 28.17kb.
Программа конференции «Фундаментальные проблемы современной физики» 1 221.97kb.
Книга «Школа жизни: теория и практика. Педагогическая мастерская... 1 53.21kb.
Алексей Петрович Ксендзюк тайна карлоса Кастанеды Анализ магического... 22 6818.78kb.
Теория постиндустриального развития Д. Белла 1 99.23kb.
Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру... 1 72.47kb.
- 4 1234.94kb.
Г. Е. Быстров правовые проблемы земельной и аграрной реформ в зарубежных странах - страница №6/7


В Китае правовое регулирование структурной перестройки сельского хозяйства, где во многом сохраняются правовые категории государственной и коллективной собственности на землю, наполненные социалистическим содержанием, где из права удалены институты, связанные с частной собственностью на землю и земельным рынком, существенно отличается от установлений действующего аграрного законодательства стран Восточной Европы, в которых легализованы полностью структуры частного предпринимательства в сельском хозяйстве.

Важная особенность правового регулирования аграрной реформы в Китае состоит в том, что для обозначения различного рода хозяйствующих субъектов рыночных аграрных отношений в законодательстве наряду с традиционными деревенскими сельскохозяйственными производственными кооперативами, другими сельскохозяйственными коллективными организациями, которые ранее признавались практически единственными субъектами хозяйственной деятельности, используются также крестьянские дворы, получившие юридический статус индивидуального сельскохозяйственного предприятия в связи с введением семейного подряда в качестве главной формы производственной ответственности крестьян.

Китайское право исходит из того, что в деревне "утвердилась новая структура, основу которой составляет система семейного подряда, сочетающая индивидуальное и коллективное хозяйствование"1. Право Китая закрепило не только переход от высококонцентрированного коллективного хозяйствования к двухъярусному — семейному и коллективному. Оно создало предпосылки для развития многоотраслевого товарного хозяйства и укрепления местного самоуправления на селе.

Можно выделить, таким образом, помимо крестьянских дворов, функционирующих в правовом режиме индивидуальных сельскохозяйственных предприятий, механизированные коллективные хозяйства, специализированные бригады и звенья, специализированные крупные дворы. Достаточно широкое распространение получила и такая организационно-правовая форма аграрного предпринимательства, как кооператив или акционерный кооператив, который обеспечивает не только трудовое участие крестьян в обработке земли, но и объединение капитала, когда право пользования земельным участком передается в качестве пая в совместные фонды сельскохозяйственных кооперативов. По данным Института Дальнего Востока РАН численность таких кооперативов в 1995 г. составляла 2 млн 72 тыс. На них приходилось 10 % всех сельскохозяйственных кооперативов2.

Новые организационно-правовые формы аграрного предпринимательства представлены также снабженческо-сбытовыми кооперативами, которым отводится важная роль в обеспечении комплексного обслуживания сельского хозяйства, деревни и крестьян.

"Оказалось, — пишет английский экономист Теодор Шанин, — что основная ячейка аграрного сектора здесь — крепкое село, со своим самоуправлением — комитетом сельских жителей, со своим бюджетом... Село, его жители сами решают, что им выгоднее, кому и где сподручнее работать. Они открывают новые предприятия, которые подчинены не государству, а сельскому комитету. Местные резервы перераспределяются естественным образом, а значит — рационально"3.

Центральной проблемой аграрного реформирование Китая стало формирование рыночных структур, создающих благоприятный режим для кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Важным элементом кредитной системы китайское законодательство признает сельскохозяйственные кредитные кооперативы и Сельскохозяйственный банк, которые выступают в качестве субъектов рынка при мобилизации свободных денежных капиталов и доходов и предоставлении их в ссуду сельским товаропроизводителям.

В настоящее время в Китае действуют 55,9 тыс. кредитных кооперативов, система которых включает 31,9 тыс. отделений кредитных кооперативов и 280,5 тыс. представительских пунктов, где работает свыше 320 тыс. сотрудников, включая 39 тыс. контрактных работников.

В течение длительного времени сельскохозяйственные кредитные кооперативы в вопросах кредитования сельского хозяйства старались равняться на государственные банки, они фактически вступили на путь казенщины. Постепенно они утратили преимущества кооперативных кредитных учреждений.

В мае 1980 г. руководство Государственного совета, обсуждая деятельность кредитных кооперативов, указывало: "Было бы неправильно как передать кредитные кооперативы в ведение коммун, так и превратить их в "чисто государственные" учреждения. Это не поможет сделать кредитные кооперативы подлинными финансовыми организациями коллективов. Кредитные кооперативы должны осуществлять хозрасчет и самофинансирование под руководством банка. Они должны быть гибче, будучи не связанными со всеми законоположениями, касающимися банков, предоставлять населению ссуды. Если одновременно заработают сельские кредитные кооперативы, закупочные кооперативы и система сельской ответственности, оживится деятельность подсобных промыслов членов коммун — все это будет способствовать развитию экономики деревни".

Сельскохозяйственный банк провел многочисленные реформы управления кредитными кооперативами. В 1983 г. были проведены эксперименты в 8755 кредитных кооперативах, восстановлена и укреплена их массовость в организации, демократичность в управлении и гибкость в деятельности.

В результате реформы управления кредитными кооперативами оживилось сельскохозяйственное кредитование, увеличились вклады, возросли выплаты по ссудам, сократился цикл обращения средств, повысилась их роль в кредитном обслуживании населения.

Правовую основу реформы управления кредитными кооперативами составляют Временные положения "Об управлении финансовыми средствами сельскохозяйственных кредитных кооперативов", утвержденные Сельскохозяйственным банком Китая и Народным банком Китая 20 августа 1987 г.1 Можно выделить несколько направлений реформы системы управления кредитными кооперативами Китая.

1. Восстановление финансового характера кредитных кооперативов. Все средства кредитных кооперативов, за исключением резервного фонда, образуемого из вложенных средств, оборотных и служебных средств и резервных фондов на погашение безнадежных долгов, используются ими самостоятельно (ст. 2). Основная направленность Временных положений заключается в том, чтобы создать надежный заслон от вмешательства в деятельность кооператива посторонних организаций и частных лиц, которые не вправе понуждать кооператив к выдаче кредита или ограничивать его в получении по ссудам, срок возврата которых истек. Аналогичную направленность имеют нормы, запрещающие посторонним организациям и частным лицам определять задачи кредитного кооператива по оборачиваемости вкладов, давать задания по мобилизации средств.

Долевыми участниками кредитных кооперативов могут быть как отдельные сельские жители, так и коллективные хозяйственные организации. Однако здесь особое значение приобретает принцип добровольности, долевого участия и свободы получения своей доли. Кредитные кооперативы осуществляют систему гарантированных выплат по процентам и распределения прибыли. Выплата по процентам по сберегательным вкладам производится один раз в год независимо от результатов деятельности кооператива. Кредитные кооперативы вправе при прочих равных условиях предоставлять преимущества в получении ссуд членам кредитного кооператива, а также выдавать им ссуды под льготный процент.

2. Восстановление демократических принципов управления кредитными кооперативами. С этих позиций представляют особый интерес нормы ст. 1 Временных положений, укрепляющие самостоятельность и хозрасчетную независимость кооперативов. На это ориентирована также замена системы назначения руководящих кадровых работников на систему их выборов. На такой основе избираются, в частности, председатели правления и контрольной комиссии. Кандидатуры заместителя председателя правления кредитного управления и заместителя председателя контрольной комиссии выдвигаются управляющим или председателем контрольной комиссии и утверждаются Ассоциацией кредитных кооперативов уезда.

Восстановление демократических принципов управления кредитными кооперативами предполагает широкое участие членов кооператива в обсуждении и принятии решений по таким важнейшим вопросам, как кредитные планы по доходам и расходам, структура ссуд, предоставляемых в рамках кредитной кооперации для развития сельского хозяйства, сельской промышленности, транспорта, сферы обслуживания, размер процентной ставки по ссудам и др. Все эти вопросы передаются на рассмотрение правления или съезда членов кооператива.

3. Осуществление реформы управления кредитными средствами кооперативов. Аккумулируя денежные средства и накопления путем кредитных и других операций, сельскохозяйственные кредитные кооперативы обеспечивают переливание денежных накоплений прежде всего на нужды деревни. Вклады, за исключением резервного фонда, отчисляемого Сельскохозяйственным банком исходя из определенной пропорции, и остальные средства кредитный кооператив вправе использовать полностью, и чем больше кредитный кооператив имеет вкладов, тем больше он может выдать ссуд.

4. Специализация кредитных кооперативов на селе и универсализация их деятельности. Через кредитные кооперативы мобилизуются огромные капиталы, используемые для инвестиций и расширения сельскохозяйственного производства. Основным направлением кредитной деятельности кооператива является кредитование подрядных и специализированных (опорных) дворов при соблюдении курса на развитие сельскохозяйственного производства и денежного обращения. Кредитные кооперативы вправе также осуществлять кредитное обслуживание промышленности и торговли на селе, если при этом обеспечены полностью потребности сельского хозяйства в кредитах.

В связи с внедрением семейного подряда и образованием избыточной рабочей силы в деревне в современных условиях возрастает значение кредитования кооперативами развития сельской промышленности, транспорта, сферы обслуживания. На долю этих предприятий, занятых в области производства электроники, сельскохозяйственного оборудования, строительных материалов, разработки полезных ископаемых, приходится свыше 50 % стоимости валового дохода сельского хозяйства. Численность занятых на них в 1994 г. превысила 120 млн человек.

Кредитные кооперативы осуществляют кредитование всех разрешенных нормативными актами Китая промышленных и торговых проектов, которые способны быть экономически эффективными и обеспечить возвращение кредита в срок. Это направление деятельности развивается через систему кредитных контрактов, взаимоувязанных с государственным планом производственной и хозяйственной деятельности крестьянских дворов, деревенских сельскохозяйственных производственных кооперативов, других сельских коллективных хозяйственных организаций.

5. Применение колеблющегося процента в сельскохозяйственном кредитовании. Это направление кредитной реформы связано с пересмотром единого метода кредитования, которое осуществлялось на базе фиксированных ставок Сельскохозяйственного банка, действующих на протяжении всего срока займа. Это ограничивало сферу применения сельскохозяйственного кредита, дестабилизировало финансовый рынок в деревне. Временные положения разрешили сельскохозяйственным кредитным кооперативам использовать колеблющийся процент по ссудам.

Процент по вкладам кредитных кооперативов может колебаться в пределах 20 % от процента, установленного государством. Для превышения этого показателя необходимо получить разрешение отделений Народного банка Китая провинции, автономного района или города центрального подчинения. Процент, под который выдается ссуда, основывается, таким образом, на базовом проценте, определенном Сельскохозяйственным банком. Колеблющийся процент характеризуется тем, что размер регулируемой ставки по нему постоянно корректируется исходя из принципа движения процента на ближайшем рынке, из экономической эффективности, размера прибыли, способности возврата кредита, репутации клиента, которому выдается кредит. Колеблющаяся ставка процента является важным условием кредитного соглашения крестьянского двора, деревенского сельскохозяйственного производственного кооператива, другой сельской коллективной хозяйственной организации и сельскохозяйственного кредитного кооператива.

6. Правовое обеспечение независимой хозяйственной деятельности, хозрасчета и самофинансирования сельскохозяйственных кредитных кооперативов. Важной составной частью новой системы государственного регулирования сельского хозяйства являются специальные меры, направленные на укрепление независимой хозяйственной деятельности, хозрасчета и самофинансирования сельскохозяйственных кредитных кооперативов. Данное направление кредитной реформы нашло отражение в ст. 1 Временных положений, которые исходят из необходимости укрепления макроуправления финансами, оживления микрорегулирования, стабилизации финансового рынка в деревне, укрепления хозрасчетной независимости сельскохозяйственных кредитных кооперативов. В настоящее время в Китае разработана и используется развитая система мер ответственности сельскохозяйственных кредитных кооперативов за прибыли и убытки, управления различными видами рисков, связанных с финансово-кредитной деятельностью.

Необходимым условием обеспечения независимой хозяйственной деятельности, хозрасчета и самофинансирования сельскохозяйственных кредитных кооперативов является отмена дотирования Сельскохозяйственным банком убыточных кредитных кооперативов. Из этого общего правила предусматриваются два изъятия. Во-первых, Сельскохозяйственный банк предоставляет дотацию кредитным кооперативам, когда для них установлен низкий или высокий процент по кредиту. Во-вторых, такие дотации предоставляются убыточным кредитным кооперативам в бедных районах в случае, когда имеются трудности в перераспределении средств Ассоциацией кредитных кооперативов уезда.

Система мер, обеспечивающих хозрасчет и самофинансирование кредитных кооперативов, предупреждающих рост ликвидности, чреватый банкротством кооператива, введена в Китае в 1987 г. Она включает формирование резервных фондов по вкладам, фондов оборотных средств, ценные бумаги Центрального банка, помещенные на срочный вклад в банке, краткосрочный заем средств. Хотя эта система и ограничивает свободу и маневренность кредитных кооперативов, она положительно сказывается на их финансовом положении, позволяет им активно осуществлять деятельность по привлечению средств в виде вкладов и по выдаче ссуд, увеличивать доходы, идти от убыточности к прибыльности кооператива.

7. Учреждения Ассоциации кредитных кооперативов. В ст. 12 Временных положений выделена еще одна категория коллективных кредитных организаций — Ассоциации кредитных кооперативов, которые объединяют низовые кредитные кооперативы. В связи с учреждением Ассоциации кредитных кооперативов уезда не снимается, а обостряется проблема самостоятельности сельскохозяйственных кредитных кооперативов. Это выдвигает на первый план задачу строжайшего соблюдения тех положений кредитного законодательства, которое закрепляет гарантии независимой хозяйственной деятельности, хозрасчета и самофинансирования сельскохозяйственных кредитных кооперативов.

Ассоциация кредитных кооперативов уезда выполняет функции: 1) перераспределения средств кредитных кооперативов в пределах уезда; 2) аккумулирования из прибыли кредитных кооперативов фонда помощи для последующего перераспределения средств между кредитными кооперативами; 3) аккумулирования средств для выплаты пенсий и пособий при увольнении своим рабочим и служащим; 4) организации обмена опытом и информации; 5) управления профессиональной подготовкой рабочих и служащих; 6) обобщения и оценки ситуации, связанной с выполнением планов кредитными кооперативами; 7) контроля за соблюдением законодательства кредитными кооперативами, государственное регулирование и контроль за деятельностью сельскохозяйственных кредитных кооперативов. В результате проводимой в Китае кредитной реформы усиливается активное вмешательство сельскохозяйственного банка Китая (СБК) в осуществление кредитной политики с помощью юридических мер, направленных на активизацию роли сельскохозяйственных кредитных кооперативов в аккумулировании финансовых ресурсов.

СБК имеет пятизвенную структуру: центральное отделение СБК, провинциальные отделения, районные отделения, уездные отделения и волостные отделения СБК. Всего в структуре СБК насчитывается 55 тыс. банковских отделений. В банковской системе занято 500 тыс. человек. На СБК возложены функции кредитования различных видов деятельности в сельской местности, которые осуществляются на местах уездными и волостными отделениями СБК.

Получателями кредита, помимо деревенских сельскохозяйственных производственных кооперативов, других сельских коллективных хозяйственных организаций, являются сельские пункты механизации и химизации, агротехнические пункты и комитеты управления деревней. Последние в настоящее время выступают в качестве главного органа коллективной организации деятельности крестьян — они распределяют плановые задания по производству сельскохозяйственных культур для отдельных подрядных дворов, закупают сельскохозяйственную продукцию, способствуют развитию системы социального обслуживания деревни. Указанные предприятия и учреждения обслуживаются исключительно СБК и его отделениями и обязаны хранить свои вклады в Сельскохозяйственном банке. Там же аккумулируются сбережения населения, которые насчитывают 200 млрд юаней. При наличии избыточных средств уездные и волостные отделения СБК выдают кредиты крестьянским подрядным дворам.

Будучи представителем Госсовета, СБК осуществляет контроль за правильностью и последовательностью соблюдения курса и кредитной политики в финансовой работе деревни, рассматривает и утверждает планы деятельности кредитных кооперативов, утверждает базовый процент для кредитных кооперативов и границы его колебания.

Анализ Временных положений показывает, что Сельскохозяйственный банк, помимо традиционных экономических методов регулирования сельскохозяйственного кредитования, широко использует также административные методы: разрабатывает нормативные акты, регламентирующие управление финансовыми средствами сельскохозяйственных кредитных кооперативов; нормирует размеры резервного фонда в зависимости от прироста вкладов в текущем году; определяет размер резервного фонда для погашения безнадежных задолженностей; устанавливает для сельскохозяйственных кредитных кооперативов показатели: 1) сальдо по кредитам; 2) объем добавленного кредита на закупку оборудования сельскими волостными предприятиями.

Приходится, таким образом, констатировать, с одной стороны, безусловно прогрессивный характер Временных положений, которые приблизили структуру финансово-кредитной системы к потребностям нарождающегося аграрного рынка, с другой стороны, имеется ряд существенных недостатков этого нормативного акта, утвержденного Сельскохозяйственным и Народным банком Китая. Отрицательный момент Временных положений выразился в легальном закреплении монопольной роли государства на рынке краткосрочного и долгосрочного кредитов, основанной на идее этатистского характера реформы кредитно-финансовой системы, прежних представлениях о примате материальных балансов над стоимостными, преувеличении возможностей централизованного жесткого управления кредитными отношениями на всех уровнях.

Такой путь неизбежно оборачивается половинчатостью, непоследовательностью, некомплексностью кредитной реформы, не способной обеспечить нормальное денежное и кредитное обращение в деревне, общую сбалансированность доходов и расходов в сельском хозяйстве, удовлетворить резко возросший спрос сельских товаропроизводителей и предприятий сферы обслуживания, переработки, реализации сельскохозяйственной продукции на ссудный капитал. В связи с этим в китайской литературе обсуждается вопрос о необходимости дальнейшего углубления реформы финансово-кредитной системы по линии децентрализации форм и методов регулирования кредитных отношений в сельском хозяйстве, укрепления самостоятельности сельскохозяйственных кредитных кооперативов в определении условий выдачи и погашения кредитов. Развивается состязательность банков и сельскохозяйственных кредитных кооперативов за кредитное обслуживание крестьянских подрядных дворов, деревенских сельскохозяйственных и производственных кооперативов, других сельских коллективных хозяйственных организаций, сельских пунктов механизации и химизации, агротехнических пунктов и комитетов управления деревни, усиливается взаимосвязь бюджетной и кредитно-денежной политики государства.

И поскольку сущность проблем, определяющих в настоящее время суть кредитной реформы в России, при всей условности параллелей, которые решает сегодня Китай, имеет сходную основу, изучение положительного и отрицательного опыта Китая в области реформы системы управления сельскохозяйственными кредитными кооперативами исключительно важно для моделирования и прогнозирования процессов, связанных с реорганизацией банковско-кредитной системы, обслуживающей сельское хозяйство России. 180

В Мексике на базе ст. 27 Конституции 1916г., объявившей о распределении земли между безземельными крестьянами, сложились организационные структуры коллективного предпринимательства, основанные на собственности эхидо. Они во многом напоминают русскую общину конца XIX — начала XX в., а также коллективные хозяйства Советской России 30—80-х годов и имеют базой аптекские "кальпулли" и коммунальную земельную собственность, известную по свидетельству профессора Мадридского университета Альберто Балларина Марчиалла испанскому законодательству.

В мексиканской и испанской юридической литературе неоднозначно решается вопрос о системе сельского хозяйства, основанной на собственности эхидо. Здесь достаточно широко распространенным является взгляд, согласно которому эхидо трактуется как государственная организация и потому она не может быть признана полным собственником земли в юридическом смысле. Высказывается и противоположное мнение, по которому эхидо трактуется как самостоятельная организационно-правовая форма предпринимательства в сельском хозяйстве. Соответственно этому в данной системе субъектом права собственности на земельный участок признается эхидо или местный коллектив.

Рассматривая право земельной собственности эхидо, необходимо отметить еще одну важную особенность места эхидо в экономической системе мексиканской деревни. Она состоит в том, что земельные отношения внутри эхидо — это отношения между собственником земельного участка, в роли которого выступает эхидо, и эхидатариями, которые признаются лишь пользователями земельного надела, наделенными лишь правом пользования и распоряжения землей.

Эта традиционная схема отношений земельной собственности претерпела кардинальные изменения в 1991 г. после внесения изменений в ст. 27 Конституцию Мексики, регулирующей вопросы землепользования и землевладения, по инициативе Президента К. Саланиса, объявившего о необходимости проведения аграрной реформы, связанной с радикальным изменением структуры сельского хозяйства. С принятием в 1992 г. Аграрного закона, провозгласившего эхидальные ячейки и их членов полными собственниками выделенной им земли, новая система частного предпринимательства крестьян получила более мощный импульс и развитие на основе свободного и равноправного существования конкуренции и сотрудничества всех форм собственности и хозяйствования, включая, конечно, и собственность эхидо.

Эхидо — тип юридического лица, одна из наиболее распространенных до настоящего времени форм организации субъектов рыночных аграрных отношений. Аграрный закон 1992 г. достаточно подробно регламентирует порядок создания и прекращения деятельности эхидальных организаций. Для их образования требуется решение не менее 20 лиц, изъявивших желание создать такую организацию. Необходимым условием создания эхидальной организации является наличие земельных наделов у лиц, вступающих в эхидо, признание ими правил, установленных Законом и Уставом эхидо. Решения оформляются в письменном виде и направляются в национальный аграрный кадастр (ст. 87).

Высшим руководящим органом эхидо является общее собрание (ассамблея), эхидальный комиссариат и контрольный совет. Новый Аграрный закон гарантирует право членов эхидо на участие в работе общего собрания (ассамблеи) эхидо. Для решения наиболее важных вопросов установлен кворум — не менее половины членов эхидо. Решения принимаются не менее 2/3 присутствующих на общем собрании. Для принятия решения по чрезвычайно важным вопросам, таких, например, как ликвидация эхидо, необходимо согласие подавляющего большинства членов эхидо. Решение о ликвидации эхидо подлежит опубликованию в "Официальной газете" и в основном органе печати данного региона. После ликвидации эхидо все земли, за исключением тех, которые заняты жилыми домами и сельскохозяйственными постройками, передаются в полную собственность бывших эхидатариев.

Прекращение деятельности эхидо базируется на принципе добровольности и свободы выбора форм хозяйствования крестьянами. Президент К. Саланис отметил в связи с этим: "Если крестьяне решают остаться эхидатариями, это их полное право. Если решают изменить свое положение, то их решение принимается безоговорочно. Правительство не навязывает никакого решения. С его стороны оказывается только поддержка и уважение к коллективно принятому решению".

В качестве новых субъектов рыночных аграрных отношений Мексики выступают также объединения эхидо, аграрные ассоциации по интересам, общества сельскохозяйственного производства, кредитные общества, особенности создания и функционирования которых определены Аграрным законом 1992 г. Одним из таких новых субъектов рыночных аграрных отношений является объединение эхидо. Для его учреждения не требуется соблюдения многочисленных формальностей, которые необходимы при регистрации фирмы. Важным условием учреждения объединения эхидо является решение общего собрания каждого из потенциальных участников объединения. Управление объединением осуществляет руководящий орган, в состав которого входят по два представителя от каждой эхидальной организации. Руководящий орган объединения избирает президента и административный совет.

Достаточно широко распространены в Мексике и такие организации субъектов аграрных рыночных отношений, как аграрные ассоциации по интересам. Их сфера деятельности достаточно широка. Она охватывает сельское хозяйство, перерабатывающую промышленность, строительство, транспорт, различные виды услуг сельскому хозяйству. Государство поощряет создание и развитие ассоциаций по интересам, содействуя тем самым развитию производственной и социальной инфраструктуры села, интеграции эхидо в общую систему агропромышленного производства.

В качестве субъектов рыночных аграрных отношений выступают общества сельскохозяйственного производства. Различают три типа таких акционерных обществ. Во-первых, это общества с неразделенной ответственностью, в которых материальная ответственность за результаты деятельности возлагается в равной мере на всех членов ассоциации независимо от их имущественного вклада. Во-вторых, это общества с ограниченной ответственностью, в которых ответственность их членов ограничивается их долей в основном капитале и распределяется в соответствии с долевым участием в общем имуществе. В-третьих, это общества с ограниченной ответственностью, в которых члены общества, внесшие свою долю с основной капитал, несут ответственность за долги общества сельскохозяйственного производства сверх этой доли, если в Уставе такого общества специально оговорено распределение непредвиденных дополнительных расходов между членами общества.

Статус акционера в обществе сельскохозяйственного производства получает или весь трудовой коллектив эхидо, или отдельные его члены. Акции переходят в собственность членов общества только после того, как происходит распределение ролей между отдельными его членами, пропорционально участию в общем земельном фонде.

Для регистрации общества сельскохозяйственного производства установлены предельные размеры таких акционерных обществ. Максимальный предел земельной площади таких обществ установлен законом на уровне 2500 га земли, т.е. двадцати пяти земельных минимумов. В этом явно просматривается тенденция борьбы законодателя против чрезмерной концентрации землевладения.

Естественным и органичным компонентом рыночной аграрной структуры Мексики являются кредитные объединения, страховые фонды, касса взаимопомощи. Создание таких своеобразных "банков развития в масштабе деревни" закладывает основы для мобилизации свободных денежных средств сельского населения и производительного направления "обобществленных средств" для развития традиционных отраслей сельского хозяйства и формирования производственной базы сопутствующих отраслей АПК.

Для сельскохозяйственных кредитных обществ разрабатывается устав, который не является государственным нормативным документном и не носит обязательного характера. Крестьянам-эхидатариям не навязывается та или иная форма организации системы сельскохозяйственного кредита, а лишь создаются юридические предпосылки, гарантирующие их право на объединение в кредитные общества желаемого типа. В качестве таковых выступают либо кредитные ассоциации независимого типа, выполняющие функции общественных организаций, либо кредитные коммерческие общества, которым отдается предпочтение в тех случаях, когда эхидо выступает в том же качестве, что и частные собственники.



7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО

ХОЗЯЙСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ В УСЛОВИЯХ

РЕАЛИЗАЦИИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ
Государственное регулирование сельского хозяйства — распространенный в зарубежных странах термин для обозначения деятельности государства по воздействию на систему аграрного предпринимательства, функционирующую преимущественно на рыночной основе с применением методов экономического регулирования (цен, налогов, кредитов, пошлин), а также государственных заказов, лицензий, квот и иных административных методов управления сельским хозяйством.

Цели, которые преследует государственное регулирование сельского хозяйства в зарубежных странах (странах Восточной Европы, Азии, Латинской Америке), вставших на путь реформирования структуры сельского хозяйства, и в России примерно одни и те же. Поэтому многие модели государственного регулирования сельским хозяйством, успешно прошедшие испытание в зарубежных странах, представляют интерес и для российского читателя.

Здесь пойдет речь прежде всего о правовом опыте перестройки политики государственной поддержки сельского хозяйства Чехии, Словакии, восточных земель Германии и Мексики, избравших неолиберальный вариант трансформации аграрной экономики в рыночную систему и отказавшихся от патернализма со стороны государства с признанием за ним регулирующей роли в аграрной экономике.

В 1991—1992 гг. в бывшей Чехословакии были сделаны первые шаги по коренному изменению системы государственного регулирования кредитных отношений на основе децентрализации форм и методов кредитования сельского хозяйства, укрепления самостоятельности банков в определении ими процентной политики, условий выдачи и погашения ими кредитов сельским товаропроизводителям. В ходе аграрной реформы государство отменило прежние законы, которые предусматривали выплату дотаций к розничным ценам на мясомолочные продукты, а также дотаций сельскохозяйственным кооперативам и государственным предприятиям на приобретение сельскохозяйственных средств производства.

После некоторой либерализации цен на сельскохозяйственные и продовольственные товары последовал ряд важных мер по пересмотру ценовой и финансовой политики государства в сельском хозяйстве. Во-первых, на аграрную сферу были распространены общие принципы и направления экономической реформы по сценарию Вацлава Клауса. Во-вторых, была введена новая система ценообразования на основе рыночного регулирования равновесия между спросом и предложением продовольствия через фонд рыночного регулирования и гарантированные цены на ряд сельскохозяйственных и продовольственных товаров. В-третьих, была введена государственная финансовая поддержка долгосрочной программы развития сельского хозяйства, которая реализуется через политику субсидирования развития АПК.

Если раньше дотации направлялись в основном на доплату к ценам, то с 1992 г. они выделяются в виде целевых кредитов и ссуд для поддержки частного предпринимательства. Законодательство предусматривает предоставление вновь образованным кооперативам и крестьянским хозяйствам коммерческими банками специальных льготных кредитов для приобретения различного рода движимого и недвижимого имущества. Основанием для предоставления таких льготных кредитов является решение межведомственной комиссии, которая состоит из представителей банков, министерства земледелия, финансов и других органов государственного управления сельским хозяйством.

Сельскохозяйственное кредитование базируется на срочных, возмездных, возвратных договорных началах. В силу такого договора заемщик обязуется погасить полученный кредит с выплатой установленных процентов. Заемщик может быть освобожден однако от выплаты кредитору процентов на протяжении определенного времени. В таком случае по окончании срока договора кредитования на него возлагается обязанность компенсировать образовавшуюся задолженность. По желанию сельскохозяйственного кооператива, фермерского хозяйства им могут быть предоставлены льготы, связанные с выплатой фиксированного пониженного процента на всем протяжении действия договора кредитования.

Принципы политики субсидий в сельском хозяйстве, принятые в Чехии и Словакии, закрепляют право на использование государственных субсидий всеми формами хозяйствования в кооперативном и частном секторах сельского хозяйства. Чешский и словацкий опыт демонстрирует разные направления государственных субсидий, которые направляются на совершенствование организационных структур в кооперативном секторе при возрождении мелких ферм, переходе на арендную основу хозяйствования, преобразовании кооператива в ассоциацию малых кооперативов. Использование государственных субсидий в государственном секторе связывается прежде всего с финансовой поддержкой частных, арендных, акционерных предприятий, которые создаются на базе реорганизованных государственных сельскохозяйственных предприятий.

Приоритетным направлением использования государственных субсидий при разгосударствлении предприятий по производственно-техническому обслуживанию, закупкам, переработке сельскохозяйственного сырья является финансовая поддержка деятельности кооперативов работников, торговых товариществ, связанных с перерабатывающей промышленностью, например, с сахарным заводом и др.

Законодательство различает прямые и косвенные субсидии. Первые связаны с конкретными материальными затратами и выдаются в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий, 1 га уборочной площади, одну голову крупного рогатого скота. Косвенные субсидии — это определенные льготы, которые предоставляются под целевые программы развития сельского хозяйства для частичного и полного возмещения процентов, платежей за закупленные акции, которые затем государство продает на выгодных условиях на рынке; гарантии государства при продаже акций, связанных с получением средств на покупку современных технологий; льготы по налогам. Право на получение государственных субсидий возникает при наличии определенных условий, соответствие которых претендент обязан подтвердить документально либо на основе конкурса. В 1992 г. государственный бюджет Чехии выделил для субсидирования сельского хозяйства 7 млрд крон, Словакии — 8,5 млрд крон.

Управление субсидированием сельским хозяйством возложено на Министерство сельского хозяйства Чехии и Словакии. Эти функции сельскохозяйственные органы выполняют по согласованию с Министерством финансов. Установлен порядок, при котором Министерство сельского хозяйства Чехии в начале года определяет ориентировочные лимиты субсидий регионам. Министерство финансов Чехии доводит размеры дотаций до соответствующих финансовых органов, в ведение которых входит управление субсидиями. Субсидии из госбюджета выдаются 15—21 числа каждого месяца, на капиталовложения — по ходу строительства на основе счетов-фактур.

Государственное субсидирование сельского хозяйства Чехии и Словакии базируется на следующих принципах:

содействие ориентированной рыночной и ценовой политики, направленной на совершенствование структуры аграрного производства, формирование единого рынка земли, сельскохозяйственной продукции, труда, капитала в рамках границ Чехии и Словакии;

создание благоприятного финансового климата для старта новых частнопредпринимательских структур в ходе приватизации и разгосударствления сельского хозяйства;

целевой характер государственных субсидий;

государственный контроль за соблюдением установленных правил и условий предоставления и использования субсидий1.

Отношения по государственному субсидированию являются договорными. Одной из сторон в таком договоре является Министерство сельского хозяйства Чехии и Словакии. В качестве другой стороны договора выступает частное предприятие, предприниматель, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность. Установлена процедура, в соответствии с которой частное предприятие, предприниматель подают заявку на дотацию в региональное отделение или в экономический отдел Министерства сельского хозяйства. Заявки на дотации свыше 10 млн крон подаются только в экономический отдел Министерства сельского хозяйства Чехии и Словакии по согласованию с региональным отделением Министерства. Заявка на дотацию рассматривается специальной комиссией, в которую входят представители соответствующих союзов, аграрных палат, финансовых органов. Комиссия вносит соответствующие рекомендации об условиях предоставления дотаций.

Договор оформляется письменно. В договор включаются также условия, необходимость которых вытекает из предпринимательских проектов, выбранных комиссией Министерства сельского хозяйства на конкурсной основе.

Важной особенностью бюджетного финансирования сельского хозяйства Чехии является то, что средства из государственного бюджета Министерства сельского хозяйства выделяются исключительно под целевые сельскохозяйственные программы, которые имеют государственное значение. На государственном уровне реализуются три целевые программы: приватизации; изменения структуры производства, трансформации предприятий АПК в рыночную экономику; развития науки, информатики, консультационной службы и образования.

По программе приватизации государственные субсидии выделяются Министерством сельского хозяйства Чехии для поддержки аграрного предпринимательства в области сельского хозяйства и пищевой промышленности, производственного обслуживания, торговли продовольственными товарами. В рамках этой программы обеспечивается финансовая поддержка разгосударствления предприятий сельского хозяйства, пищевой промышленности и агросервиса при переходе на коммерческие формы агропромышленного производства.

Государственное субсидирование сельского хозяйства по программе изменения структуры сельского хозяйства ориентировано на финансовую поддержку частного предпринимательства в сфере животноводства и растениеводства, производственного и жилищного строительства.

Особо важной является роль государственного субсидирования предпринимательских структур, работающих в неблагоприятных природных условиях. Предусматривается субсидирование мероприятий, направленных на ограничение интенсивности сельскохозяйственного предпринимательства в районах расположения источников питьевой и минеральной воды, курортов. Широко распространено субсидирование аграрного предпринимательства в связи с ликвидацией последствий аварий предприятий в зонах угольных шахт и рудников, осуществления мер, связанных с преодолением негативного влияния на сельскохозяйственное предпринимательство вредных промышленных выбросов.

По программе развития науки выплачиваются государственные субсидии для поддержки исследовательских программ, улучшения генетического фонда сельскохозяйственных животных, финансирования развития информатики, повышения квалификации предпринимателей и наемных работников, консультационных услуг. Государственное субсидирование связано также с реализацией программ обучения учащихся и студентов в сфере аграрного предпринимательства, стимулированием работников агробизнеса в приграничных и глубинных районах.

Более половины бюджетных средств, предназначенных для субсидирования сельского хозяйства, выделяется на поддержку развития территорий с неблагоприятными климатическими условиями. Одна из распространенных форм субсидирования — стимулирование программ разведения крупного рогатого скота и овец, стабилизации производства картофеля, сахарной свеклы, молока и говядины. Субсидии на поддержку развития животноводства выделяются хозяйствам всех форм собственности.

Важное направление косвенного субсидирования — частичное возмещение процентов, первых платежей по инвестиционным кредитам и в форме гарантий по банковскому кредиту. Косвенное субсидирование играет важную роль в поддержке приватизации сельского хозяйства и пищевой промышленности, организации строительства для крестьянских семейных хозяйств животноводческих ферм, складских помещений, инженерных коммуникаций. С помощью косвенного субсидирования Словацкое государство эффективно воздействует на функционирование земельного рынка, выделяя значительные средства для покупки земли.

Весьма широко распространены косвенные субсидии, обеспечивающие демонополизацию и приватизацию в пищевой промышленности. Практикуются, в частности, субсидии для реконструкции, технологической модернизации и нового строительства небольших предприятий перерабатывающей, консервной промышленности. Словацкое государство предоставляет косвенные субсидии всем формам частного предпринимательства.

В восточных землях Германии также реализуется публично-правовое регулирование финансирования сельского хозяйства, ориентированное преимущественно на прямую и косвенную поддержку рыночных структур аграрного предпринимательства. Это направление государственного регулирования сельского хозяйства связано с финансовой поддержкой таких специальных программ, как Программа развития семейных хозяйств; Программа обновления села; Программа структурных преобразований сельского хозяйства; Программа улучшения рыночной структуры перерабатывающей промышленности и других отраслей АПК.

Одна из наиболее распространенных форм финансовой поддержки крестьянских хозяйств — предоставление различного рода субсидий, обеспечивающих гарантированный уровень доходов сельского населения. Система государственных субсидий является действенным инструментом сокращения излишков сельскохозяйственной продукции. Она используется в качестве экономического регулятора, сдерживающего укрупнение семейных хозяйств, стимулирующих улучшение структуры сельскохозяйственных угодий. В связи с этим законодательно закреплены ограничения площади сельскохозяйственных угодий семейных крестьянских хозяйств, занятых пастбищами и сенокосами. Административно-правовые ограничения относятся также к размеру восстановленных или модернизированных семейных крестьянских хозяйств, в которых не должно содержаться более 40 коров на одного работающего и 60 коров на все хозяйство.

Наиболее распространенной формой финансовой поддержки семейных крестьянских хозяйств является также предоставление государственной дотации в размере до 23 500 марок, если возраст хозяина не превышает 55 лет. Необходимо однако заметить, что такие дотации предоставляются лишь в случае, когда собственный капитал владельца семейного крестьянского хозяйства составляет не менее 10 % размера дотации.

Проводя политику финансовой поддержки Программы для семейных крестьянских хозяйств, государство выдает ссуды с неполной выплатой процентов ("удешевление процентов") при объеме инвестиций до 300 тыс. марок. "Удешевление" установлено в размере 4—5 %. Номинальная доля участия кредитополучателя составляет не менее 3 % на протяжении 20 лет при инвестициях в недвижимое имущество. При остальных инвестициях "удешевление процента" применяется в течение 10 лет.

Финансовая поддержка семейных крестьянских хозяйств не сводится только к субсидиям для поддержания гарантированного уровня доходов, дотациям в виде стартовой финансовой помощи, "удешевлению процентов". Важную роль в создании благоприятного режима для семейных крестьянских хозяйств играют мероприятия по землеустройству в связи с восстановлением частной собственности на землю и образованием крестьянских хозяйств. Все эти вопросы урегулированы законом ФРГ "Об изменении закона "Об адаптации сельского хозяйства (бывшей ГДР) к рыночным условиям", который предусматривает добровольный обмен собственниками земельных участков с учетом вида землепользования, структуры, качества и местонахождения земельных участков (§ 54).

Как в Чехии, Словакии, Германии, так и в Болгарии, Венгрии, Румынии регулирующие функции государства выполняют отдельные ведомства, которые реализуют в рамках специальных программ финансовой поддержки новых структур аграрного предпринимательства различные меры по стимулированию роста эффективности производства и доходности предприятий сельского хозяйства и переработки, организации импорта и регулированию экспорта с позиции регулирования внутренних рынков, развитию инфраструктуры рынков, защиты интересов потребителей.

Показателен также правовой опыт стран Латинской Америки, прежде всего Мексики, где на основе Аграрного закона 1992 г. проводится активная государственная политика, ориентированная на формирование финансово-кредитных, налоговых, валютных условий, необходимых для развития рыночных структур аграрного предпринимательства, прекращение патернализма. Это понятие многозначно и включает определенную совокупность государственных мер, направленных на повышение автономности эхидальных хозяйств, высвобождение из-под бюрократической опеки, увеличение государственных дотаций селу, введение государственного страхования эхидатариев, расширение рамок страховой защиты государственных субсидий.

Выступая на XXI Общенациональной конференции аграриев в штате Морелос 10 апреля 1992 г. Президент Мексики К. Саланис заявил: "Патернализм выражается в том, что бюрократы диктовали крестьянам, когда им надо начинать сев, какие использовать семена, какие удобрения, на какой рынок вывозить продукцию и на каких условиях ею торговать. Такому патернализму кладется конец. Теперь государственные организации должны приноравливаться к крестьянам, а не стоять у них за спиной, не решать за них, а прислушиваться к крестьянскому мнению, высказывая свою точку зрения, и поступать в согласии с интересами людей. Мексиканское государство не уходит из сельского хозяйства, а становится ему на службу, действует в соответствии с интересами крестьянства".

Доктрина прекращения патернализма и составила основу правового механизма, направленного на формирование новой системы государственного регулирования рыночного сельского хозяйства. Можно констатировать некоторые сходные условия осуществления аграрной реформы в России и Мексике, много общих проблем, связанных с попытками изменить систему бюрократического централизованного государственного управления сельским хозяйством, подавляющего самостоятельность предпринимательских структур.

Одно из направлений становления и развития новой системы государственного регулирования сельским хозяйством — формирование рыночных земельных отношений, основанных на правовых институтах залога, купли-продажи и аренды земли. Федеральный закон Мексики от 16 марта 1971 г. "Об аграрной реформе" предусматривает, что населенные пункты, которым не хватает эхидальной земли и которые не могут в силу этого обеспечить свое существование, могут претендовать на получение дополнительных земельных наделов. Отказ от административных методов перераспределения земли в любой форме подчеркивает преобладающий в современной Мексике экономический подход к преобразованиям земельный отношений. В настоящее время государство снимает с себя обязанность, установленную законом от 16 марта 1971 г. "Об аграрной реформе", и возлагает ответственность за эффективное использование земель на крестьянские хозяйства, которые должны полностью ориентироваться на законы рынка.

Следующее направление реформирования системы государственного регулирования сельского хозяйства состоит в том, что государство корректирует возможное отрицательное воздействие рынка на экономику сельского хозяйства и выступает гарантом соблюдения социальной справедливости. Это предполагает осуществление комплекса мер, обеспечивающих искоренение латифундизма, компенсацию потерь от стихийных бедствий и различий в природных условиях, соблюдение законодательства об охране окружающей среды.

Провозглашенная 14 ноября 1991 г. Президентом Мексики К. Саланисом Программа комплексной поддержки сельского хозяйства включает комплекс мер, направленных на расширение финансовой помощи сельскому хозяйству, сферы страхования, модернизации рыночной аграрной инфраструктуры. Одновременно государство стимулирует осуществление различных научных программ, обеспечивающих выход на качественно новый технологический уровень производства сельскохозяйственной продукции.

Важное направление аграрной реформы — эволюция бюджетной политики государства, увеличение государственного субсидирования сельского хозяйства. Это нашло выражение в увеличении в 1992 г. в государственном бюджете расходов на сельское хозяйство на 20 % по сравнению с 1991 г. Объем государственных ассигнований из федерального бюджета увеличился на 900 млрд песо (около 3 млрд дол.). Значительно повысился уровень государственного субсидирования ирригационного строительства. На эти цели в 1992 г. выделено более 1500 млрд песо, или на 30 % больше, чем в предыдущем году.

Значительной в формировании новой системы государственного регулирования сельского хозяйства является роль страхования эхидатариев, расширение рамок страховой защиты государственных субсидий. Новая страховая политика позволила увеличить в 1992 г. ассигнования из государственного бюджета на 30 % на страхование эхидатариев.

Современная система государственного регулирования сельского хозяйства Мексики осуществляется в рамках целевых государственных программ поддержки эхидо. На федеральном уровне в настоящее время реализуются три целевые программы: Солидарность, Фонд стимулирования сельскохозяйственного производства, Фонд поддержки индейских общин.

Особого внимания заслуживает государственная программа Солидарность, в рамках которой создан Национальный фонд поддержки аграрных предприятий. Средства этого фонда используются для бюджетного финансирования проектов строительства мелких перерабатывающих предприятий в наиболее отсталых районах. Значительные бюджетные средства направляются на финансирование сельского хозяйства через Фонд стимулирования сельскохозяйственного производства и Фонд поддержки индейских общин.

Следующее важное направление реформирования системы государственного регулирования сельского хозяйства — государственное кредитование. Для него характерно увеличение доли среднесрочных и долгосрочных кредитов в общем объеме кредитов, рост задолженности эхидатариев по государственным и частным ссудам, активное вмешательство государства в кредитную политику, предоставление финансовой поддержки кредитной сельскохозяйственной кооперации. Активно развивая это направление, государство пополнило в 1992 г. за счет средств государственного бюджета Фонд Сельскохозяйственного банка на 1000 млрд песо, что значительно расширило его кредитные возможности.

В рамках комплексной программы поддержки сельского хозяйства достаточно широко используются такие инструменты государственного регулирования сельскохозяйственного кредитования, как сокращение долга эхидатариев по кредиту, снижение процентной ставки по ссудам через субсидии, которые выдаются либо непосредственно эхидатариям, либо через специализированные кредитно-финансовые учреждения.

Проводимая в настоящее время аграрная реформа, ориентированная на капитализацию сельского хозяйства, увеличение притока в него частных средств и активизацию деятельности сельскохозяйственных работников дала импульс к реформе системы органов государственного управления сельским хозяйством. Главными отраслевыми органами государственного управления сельским хозяйством Мексики являются Министерство сельского хозяйства и гидроресурсов, Министерство аграрной реформы.

Аграрная реформа остро поставила вопрос об устранении бюрократизации управления, усилении взаимодействия между различными органами государственного управления, ослабленного в значительной мере недостаточной согласованностью аграрного и гражданского законодательств. Чтобы решить эту задачу и устранить недостатки прежней системы управления, правительство предусмотрело комплекс мер, связанных с преобразованием структуры Министерства сельского хозяйства и гидроресурсов, которые предоставляют 32 делегатам от штатов полномочия представителей федерального органа государственного управления сельским хозяйством.



<< предыдущая страница   следующая страница >>