«Фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения» - страница №1/1

Урок – игра с элементами здоровье сберегающих технологий.

Тема: «Фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения»

Издревле есть у людей мудрые и прекрасные изречения;

от них следует нам поучиться.

Геродот

Цель урока:



  1. Закрепить знания о фразеологии как разделе лексикологии.

  2. Формировать умение различать виды фразеологизмов.

  3. Учить определять лексическое значение фразеологизмов.

  4. Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.

  5. Прививать интерес к изучению русского языка.

  6. Развивать умение работать в группах.

  7. Формировать умение применять на практике полученные знания.

  8. Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-игра.

Технология: на диалоговой и игровой основе.

Оборудование:



  1. высказывания о русском языке; (запись на доске)

  2. жетоны, звездочки (приложение 1, приложение 2 – у автора);

  3. видеофрагменты из фильмов;

  4. карточки с фразеологическими оборотами, афоризмами, крылатыми выражениями;

  5. изображения животных (презентация);

  6. картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты;

  7. лепестки «цветка» ФРАЗЕОЛОГИЯ с надписями видов фразеологизмов, магнитики;

  8. музыкальное сопровождение.

  9. Презентация «Словарь мудрых мыслей»

Ход урока

I. Организационный момент. (1 мин)

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Запишите тему урока и эпиграф к нему, а затем, прочитав афоризмы, записанные на доске, поставьте для себя цели, которые вы должны будете реализовывать в ходе урока, т.е. что я должен знать, уметь, применить.  



II. Определение целей и задач. (2 мин)

( Запись на доске)

Слова принадлежат веку, а мысли - векам. (Н. М. Карамзин) Сильные, коротко выраженные мысли много содействуют улучшению жизни. (Цицерон) Хорошие мысли и других невольно заставляют выдумывать хорошие мысли. (В. Г. Белинский)

III. Знакомство с правилами игры.  (1 мин)

Играют 3 команды (класс предварительно разделен).



  1. Вопросы задаются трем командам сразу: право отвечать на вопрос предоставляется команде, первой поднявшей флажок.

  2. Отвечает из команды тот ученик, чей номер будет назван. Следовательно, каждый член команды должен знать правильный ответ и только тогда капитан подает сигнал.

  3. За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон, что соответствует 1 баллу.

  4. В конце игры подсчитываются количество жетонов - баллов.

  5. Творческие задания оцениваются «звездами» (красная-4 жетона, синяя-3 жетона, зелёная- 2 жетона);

  6. Все учащиеся получают оценки в журнале (чья команда набрала больше жетонов, получает «11» баллов за 1 место, «10» - второе место, «9» - за третье место)

ХОД ИГРЫ

Задание 1 (2 мин). «На загадку дай отгадку». Вопросы-шутки:

1. Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?


(Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.)

2.В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?


(Как дважды два (знать).)

3. Может ли вопрос заболеть?


(Да, во фразеологизме «больной вопрос».)

  1. Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?
    (Да, во фразеологизме «И след простыл».)

  2. Может ли горе быть в жидком состоянии?
    (Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».)

  3. Есть ли глаза у правды?
    (Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».)

  4. Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
    (Каша.)

  5. Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?
    («Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).)

  6. Может ли правда иметь неприятный вкус?
    (Да, «горькая правда».)

10. Какого цвета бывает тоска? (зеленая)
Задание 2 (1,5 мин). Выборочный диктант (цифровой)

- На слух определите количество фразеологизмов в тексте, записав каждый фразеологизм цифрой. Победит та команда, в которой больше всего правильных ответов.

СЕЛ В ГАЛОШУ

(ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ОШИБКИНА)

День я начал спустя рукава (1). Поводив маму за нос (2) насчет уроков и покраснев до кончиков ушей (3), когда она вывела на чистую воду (4) и махнула на меня рукой (5), я сломя голову (6) помчался на стадион. На урок я опоздал, т. к. вышел из себя (7) из-за обидной шутки и подрался. Когда учительница вызвала меня неожиданно к доске, я вылез кожи (8), чтобы правильно ответить, попытался взять себя в руки (9) и не ударить лицом в грязь (10), но в конце концов я сел в галошу (11).

Ребята, читайте книжки дома от корки до корки (12), не считайте ворон (13) и не бейте баклуши (14), а то сядете в галошу, как я. (14)



Задание 3 (1 мин). «Четвертый лишний».

  1. Дамоклов меч, прокрустово ложе, а ларчик просто открывался, прометеев огонь;

  2. Ариаднина нить, гол как сокол, хоть пруд пруди, снять стружку;

  3. А воз и ныне там, не мудрствуя лукаво, вагон и маленькая тележка, а Васька слушает да ест.

- Физкультминутка. «Деревянная кукла» (30 с)

(Дети под музыку встают, поднимают руки вверх и тянутся ручками вверх. По счету «раз» свободно сгибают кисти рук, затем - в локтях, а дальше «падает» голова, руки, сгибаются в поясе, приседают. По команде: « Кукла ожила!», - в обратном порядке выпрямляются, садятся.)

Задание 4 (2 мин). «Фразеологический зверинец»

- Ребята, чтобы экскурсия прошла успешно, вы должны сначала разгадать загадку о животных, а затем, чтобы продолжить свой путь дальше, вспомнить и записать фразеологизмы, где упоминаются эти животные.

1. Под водой живет народ,

Ходит задом наперед. (Раки)



Показать, где раки зимуют; когда рак на горе свистнет.

2. Лежит под плетнем

И крутит хвостом,

А то и в грязной луже –

И ничуть не тужит. (Свинья)

Подложить свинью; разбирается как свинья в апельсинах; метать бисер перед свиньями.

3. По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан. (Овца)

Кроткий, как овечка; заблудшая овца.

4. Не зверь, не птица

Носок как спица,

Летит – пищит,

Сядет – молчит.

Самого не видно,

А песню слышно. (Комар)

Комар носа не подточит.

5. Стоит копна:

Спереди вилы,

Сзади метла. (Корова)



Как корова языком слизнула; сидит как на корове седло; как корова на льду.

6. По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Как с гуся вода; гусь лапчатый; хорош гусь.

7.С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком. (Собака)

Как собаке пятая нога; как собака на сене; как кошка с собакой.

Задание 5 (2 мин). «Кто первый»

- Продолжим нашу прогулку по зверинцу. Внимание на экран. Каких животных мы еще повстречаем, нам «подскажут» фотографии. Запишите их название фразеологизмами, объясните значение устойчивых сочетаний слов. Итак, «Кто первый»?

Хитёр как лиса

Труслив как заяц

Голоден как волк

Здоров как бык

Изворотлив как уж

Надут как индюк

Нем как рыба

Грязный как свинья

Упрям как осёл

Болтлив как сорока

Колючий как ёж.

Задание 6 (3 мин). Конкурс «Лицедеи»

По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм.

Задания на карточках:

Стоять на задних лапках.

Прикусить язык.

Попасть не в бровь, а в глаз.

Ломать голову.



Не находить места.

Намылить шею.

Зарубить на носу.

В рот воды набрал.




Релаксационная минутка. (1 мин)

- После длительной прогулки и плодотворной работы нам не помешало бы и отдохнуть …(Ребята под музыку выполняют различные плавные движения, покачивания и т. д.)

Радуга-дуга-дуга!

Унеси меня в луга,

Где трава шелковая,

Где вода студеная,

Где желтенький песок

И теплый ветерок. (Сели, закрыли глаза, представили …..цвет).

- Что вы увидели? Услышали? Почувствовали?

Задание 7 (6 мин). «Словарь мудрых мыслей»

- Русский язык – богатый язык, он вмещает в себя всю мудрость и весь исторический опыт народа. В нем найдутся крылатые выражения и поговорки на все случаи жизни. Их можно объединить в «Словарь мудрых мыслей»

- Прочитайте и запишите понравившиеся пословицы и поговорки в тетрадь, а затем с одной из них составьте небольшой монолог и приготовьтесь к конкурсу ораторского мастерства (жанр любой). Юный оратор выступает 30 секунд, на подготовку 1 минута.



  1. « Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды».

  2. «По яблоку в день – и доктор не нужен».

  3. «Ешь просто - доживёшь лет до ста».

  1. «Здоров на еду, да хил на работу».

  2. «Пешком ходить - долго жить».

  3. «Будешь двигаться - через хребет перевалишь, будешь сидеть - в яму скатишься».

  4. «Воздух, солнце и вода – три кита здоровья».

  5. «Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест».

  6. «Хороший смех оздоравливает душу».

  7. «Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём».

  8. «Улыбка – лучшая таблетка».

- «Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли

рядом»,- писал А. Чехов. Проверим, так ли это»

(выступление ораторов)

Задание 8 (10 мин). « Полёт фантазии»

«Каждый день следует прослушать хоть одну песенку, посмотреть на хорошую картину и, если возможно, прочитать хоть какое-нибудь …»(мудрое изречение)

- Закончите афоризм И. Гете.

- Изречений мы прочитали и записали много, а теперь посмотрим и послушаем…

А ещё вам нужно придумать и представить свое «мудрое изречение», слоган, плакатный лозунг, в общем, рекламу здоровому образу жизни.

Внимание на экран!

1.Кадр из фильма «Джентльмены удачи».

2. Песенка из мультфильма «Остров сокровищ».



( представление слоганов)

Мини - пауза для глаз ... (1 мин)

Мы глазами поколдуем.

Круг огромный нарисуем!

Глазки вниз, глазки вверх!

Все зажмурились: раз-два!

Закружилась голова.

Мы глазами поморгали,

Вмиг гирлянды засверкали.

Смотрим влево и вперёд,

А потом наоборот.

Рисуем вечности значок

И полоску, и крючок.

Раз моргнули, два моргнули –

Наши глазки отдохнули!

(Опустить глаза вниз, поднять глаза вверх,

крепко зажмурить глаза (3-5 сек.)

поморгать глазами 3-5 сек.

смотреть прямо перед собой).



Задание 9 (2 мин). « Проба пера»

- Перо - лучший учитель, написанная речь лучше только продуманной. (Цицерон)

Послушаем сенканы, сочиненные ребятами. Они, конечно же, посвящены афоризмам, пословицам, поговоркам и крылатым выражениям. ( Домашнее задание.)

10. Конкурс «Эрудитов». (5 мин)

- По сигналу, начиная с первой команды, ребята называют фразеологизм, затем-вторая, третья. Та команда, которая в течение 3 секунд не справилась с заданием, выбывает. Выигрывают эрудиты.



Подведение итогов. (3 мин)

- Ребята, давайте представим «Фразеологию» в виде цветка, и поможем ему распуститься. Для этого нам придется вспомнить, с какими же видами фразеологизмов мы сегодня работали.

Итак, лексический диктант « Молчанка»

- Внимательно прослушайте правило. Кто первым догадается, о чем идет речь, подбегает к столу, берет лепесток с ответом и помогает «распуститься» цветку «Фразеология»

1. Наука, изучающая устойчивые сочетания слов, - это (фразеология)

2. Краткое образное, законченное по смыслу изречение с назидательным содержанием – это (пословица)

3. Устойчивые сочетания слов – это (фразеологизмы)

4. Образное иносказательное выражение (поговорка)

5. Краткое выразительное изречение, выражающее какую - либо обобщенную мысль (афоризм)

6. Устойчивые афористические выражения, вошедшие в широкое употребление из литературного или научного источника - это (крылатые слова)

- Цветок надежды «Фразеология» распустился. Послушаем жюри.



- Спасибо за урок. Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук, И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и довели начатое дело до конца. Молодцы!

Домашнее задание на выбор: (1 мин)

  1. Напишите сочинение - рассказ, используя фразеологизмы.

  2. Составьте свою подборку «Чаша мудрости».

  3. С понравившимися фразеологизмами составьте предложения.