Ение Церквей - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Ение Церквей - страница №1/1

Тема: Разделение Церквей.

Цель:


  1. Рассказать о трагедии церковного разделения.

  2. Вызвать у учащихся скорбь и сожаление о случившемся разделении.



Используемая литература:


  1. Бахметева А. Н. История Церкви для детей.- Мн.: «Издательство Белорусского Экзархата», 2006. – 767 с.

  2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: «Российское Библейское общество», 2003-927 с.

  3. Давыдова Н. В. Мастера. Книга для чтения по истории Православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004.-455 с.

  4. Куломзина С. С. Две тысячи лет. История православной христианской Церкви. – М.,2000. – 333 с.

  5. Дополнительная литература: Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви.- М.:Издательство Свято-Тихоновского Богословского Института, 2001.-518 с.


ХОД УРОКА


  1. Вступительная часть. Приветствие детей. Молитва




  1. Основная часть

Корни церковного разделения, ставшего в 1054 году свершившимся фактом, следует искать в исторически сложившемся соперничестве епископов двух столиц Империи: старой – Рима и новой – Константинополя. Здесь нужно сказать, что хотя все Патриархи формально были равны между собой, тем не менее Римские Папы претендовали не только на первенство чести, но и на то, чтобы иметь первенство в решении всех церковных вопросов. Этому в немалой степени способствовало то обстоятельство, что во время догматических споров на Востоке в IV-V веках восточные защитники православия обращались за защитой к римским епископам. В свою очередь Константинопольский Патриарх как архиепископ столицы Империи распространил свое влияние на прочие Восточные Патриархаты. Это влияние значительно усилилось после того, как в седьмом веке они оказались под властью иноверных арабов. Кроме того, имело здесь значение и то, что римские епископы после варварских завоеваний пятого века пользовались независимостью от власти императоров, в то время как епископы константинопольские находились в существенной зависимости от императорской власти.

На этой почве произошел первый церковный разрыв между латинским Западом и греческим Востоком. В 483 году по представлению папы Феликса Римский Собор осудил Константинопольского Патриарха Акакия за то, что тот по требованию императора Зенона исключил из церковных документов упоминание о Четвертом Вселенском Соборе, осудившем монофизитство. В ответ на это Аакий вычеркнул имя Папы из диптиха (списка Патриархов, согласно которому они поминают друг друга за Литургией, показывая этим единство Церкви). Этот разрыв продолжался 32 года и был уврачеван лишь в 515 году.

Новый конфликт возник в конце шестого века, когда Константинопольский архиепископ Иоанн Постник стал зваться Вселенским Патриархом. Еще в древности римляне отождествляли свою Империю со Вселенной, поэтому новый титул Константинопольского Патриарха означал его желание первенствовать в Церкви в пределах былой Римской Империи. Это вызвало недовольство Римского Папы святого Григория Великого. Этот Папа почитается не только на католическом Западе, но и на православном Востоке. Он известен как подвижник и организатор монашеской жизни. Его перу принадлежат «Беседы на Евангелие» и «Диалоги об италийских монахах», почему он и был прозван Двоесловом. В ответ на действия своего константинопольского собрата Папа Григорий стал именоваться «раб рабов Божиих». Этим титулом он указывал на первенство в Церкви Римской кафедры, так как Христос сказал Своим ученикам: «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф 20:27)

Более серьезно отношения между Римом и Константинополем осложнились позднее. В 732 году император-иконоборец Лев Исавр отнял у Римского Папы и передал Константинопольскому Патриарху церковную власть над Иллирией – обширной областью на западе Балканского полуострова. Это надолго внесло разлад в отношения между двумя ведущими епископскими кафедрами.

Между тем были сделаны новые важные шаги для укрепления власти Римского Папы. В 754 году король франков Пипин Короткий изгнал из Италии лангобардов, окончательно покончивших с императорской властью на Западе. Желая иметь поддержку в своем стремлении к созданию новой христианской Империи на Западе Европы, он передал Папе Стефану Третьему светскую власть над Римом и прилегающей к нему областью. Таким образом, Папы отныне становились и государями. Они имели собственную территорию и могли на равных говорить с прочими европейскими монархами. В свою очередь один из сыновей Пипина Карл, прозванный Великим, был провозглашен императором Римской Империи, которая теперь выступила как соперница Византии. Деятельное участие в этом принял Папа Лев Третий, короновавший Карла в Риме на праздник Рождества 800 года. Этот акт означал окончательный политический разрыв Римских Пап с византийскими императорами.

Тем не менее, церковное единство латинского Запада и греческого Востока сохранялось еще два с половиной столетия, прервавшись на некоторое время в 860-е годы. Это прерывание связано с тем, что в 863 году Папа Николай Первый с Собором италийских епископов низложил святого Фотия за то, что тот занял Константинопольскую патриаршую кафедру вместо насильно удаленного с нее императором Михаилом Третьим Потриарха Игнатия. Собственно жалоба Патриарха Игнатия Папе и явилась причиной такого решения. В Константинополе низложение Фотия Папой не признали. При этом император ответил Папе резким письмом. Разрыв Константинополя с Римом усилился в 865 году, когда после крещения болгар Папа Николай Первый высказал претензию на церковную власть Рима над Болгарией, где в это время трудились западные миссионеры. Правда, болгарский князь Борис в 870 году признал над Болгарией церковную власть Константинопольского Патриарха. В свою очередь новый византийский император Василий Македонянин, занявший престол в результате дворцового переворота, в 867 году сместил с патриаршей кафедры Фотия и вернул на нее любимого народом Игнатия.

Казалось бы, отпадали причины для церковного разделения. Однако в отношениях греческого Востока и латинского Запада возникла непоправимая трещина, которая давала о себе знать все последующее время. Дело в том, что, созывая в конце 866 года в Константинополе Собор, Патриарх Фотий обратился к восточным Патриархам с посланием, в котором оправдывал свой разрыв с Римом уже причинами вероучительного и обрядового характера.

Главный аргумент святого Фотия был связан стем, что западные миссионеры, проповедуя в Болгарии, исказили текст Никео-Константинопольского символа веры. Дело в том, что этот символ, принятый в 381 году на Втором Вселенском Соборе, где не было западных представителей, стал известен на Западе лишь в середине пятого века. В это время там большим авторитетом стало пользоваться учение блаженного Августина об исхождении Святого Духа «от Отца через Сына» или «от Отца и Сына». В связи с этим с конца шестого века в Западной Церкви к словам символа веры: «Верую… в Духа Святого, Господа животворящего, иже от Отца исходящего…» стали прибавлять: «от Отца и Сына исходящего…», в чем святой Фотий и усмотрел искажение учения о Святой Троице.

К другим отступлениям Западной Церкви святой Фотий относил практику безбрачного состояния западного духовенства, из-за чего латинские миссионеры склоняли болгар гнушаться греческих священников, живших в браке. Пост по субботам вместо принятого на Востоке поста по средам и пятницам. Совершение Евхаристии на пресном хлебе (облатках) вместо принятого на Востоке служения на квасном хлебе. Все вышеуказанные аргументы будут затем неоднократно приводиться при церковных столкновениях греческого Востока и латинского Запада, самое драматическое из которых произошло в 1054 году, приведя их к окончательному разрыву.

Новое серьезное обострение отношений между Константинополем и Римом было связано с тем, что в 1040-е годы Папы в союзе с немцами и норманнами распространили свою власть на юг Италии. На юге Италии тогда проживало значительное количество греческого населения, которое до этого события находилось под церковной властью Константинопольского Патриарха. Захват власти Папами вызвал сильное негодование в Константинополе, которое переросло в открытое столкновение. В 1053 году Патриарх Михаил Керулларий приказал закрыть в городе все латинские церкви, прихожанами которых были жившие здесь многочисленные западные купцы. Впрочем, Папа Лев Девятый вскоре стал искать союза с византийским императором Константином Девятым Мономахом, теперь уже против норманнов. Для этого Папа отправил посольство в Константинополь. Однако когда папские легаты прибыли весной 1054 года в Константинополь, то они повели себя в отношении Патриарха Михаила Керуллария весьма высокомерно. Папа Лев Девятый как раз в это время скончался. Патриарх Михаил также не стал выказывать папским легатам дружелюбия и уступчивости. Тогда папские легаты пришли в храм святой Софии в то время, когда там совершалось воскресное богослужение, и положили на престол специальную буллу (грамоту), извещавшую от имени Папы о разрыве молитвенного общение с Патриархом. Этим действием они надеялись возбудить духовенство и народ Константинополя против Патриарха. Но вышло наоборот – народный гнев обрушился на папских легатов, так что они едва унесли ноги из Константинополя. Спустя 5 дней на Соборе в Константинополе была произнесена анафема (отлучение от Церкви) на папских легатов. Эта анафема ознаменовала разрыв латинского Запада и греческого Востока. И хотя во второй половине одиннадцатого века с обеих сторон предпринимались шаги к восстановлению церковного единства, достигнуть его уже не удавалось. При этом Восточная Церковь сохранила за собой название Православной, а Западная Католической (то есть Соборной).

К сожалению, столетия, прошедшие с ХI века, только увеличили пропасть между Востоком и Западом. И хотя политические шаги по снятию взаимных анафем и были сделаны на II Ватиканском соборе со стороны Рима и Константинополя, но реальная картина остается иной. Преподаватель православной духовной семинарии в Бруклине протоиерей Георгий Драгаш отмечал недавно, что инославное христианство на сегодняшний день в большей или меньшей степени изменило все основы христианского богословия так, что оно еще дальше отошло от позиций Православия. Живые проявления православного богословия – Библия, Догматика Символ Веры и Литургия – три столпа веры, переданные нам как целостное нерушимое ядро, не подлежащее никаким изменениям, оказались предметами недопустимых манипуляций. И именно эти основы сейчас следует защищать сильнее, чем когда-либо ранее перед лицом инославия, которое изменило их подлинный нормативный характер и авторитет и, в результате, впало в серьезный кризис.


III. Заключительная часть. Молитва.