Доклад Экспертного механизма по правам - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Доклад Экспертного механизма по правам - страница №1/2




Организация Объединенных Наций




A/HRC/24/49



Генеральная Ассамблея

Distr.: 

31 July 2013

Russian

Original: 



Совет по правам человека

Двадцать четвертая сессия

Пункт 5 повестки дня



Правозащитные органы и механизмы

Доклад Экспертного механизма по правам
коренных народов о работе его шестой сессии
(Женева, 8−12 июля 2013 года)
*

Председатель-докладчик: международный вождь Уилтон Литлчайлд

Резюме

Экспертный механизм по правам коренных народов провел свою шестую сессию 8−12 июля 2013 года. Кроме членов Экспертного механизма в работе сессии приняли участие представители государств, коренных народов, органов и специализированных учреждений Организации Объединенных Наций, неправительственных организаций, национальных правозащитных учреждений и научных кругов.

На заседании в течение половины рабочего дня Экспертный механизм провел обсуждение по вопросу о Всемирной конференции по коренным народам, а затем приступил к обсуждению последующих мер в связи с тематическими исследованиями и рекомендациями.

Было рассмотрено проведенное Экспертным механизмом исследование, посвященное доступу к правосудию в деле поощрения и защиты прав коренных народов. При этом был рассмотрен вопрос о влиянии процессов установления истины и примирения. Было также проведено обсуждение Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, включая обсуждение в рамках группы экспертов и интерактивный диалог по вопросу о роли международных, региональных и национальных механизмов в содействии осуществлению прав коренных народов, как это предусмотрено в Декларации.

Экспертный механизм утвердил предложения, подлежащие представлению Совету по правам человека на его двадцать четвертой сессии. Он также утвердил исследование и рекомендацию по вопросу о доступе к правосудию в деле поощрения и защиты прав коренных народов и доклад, содержащий резюме ответов на вопросник, распространенный с целью выяснения мнений государств и коренных народов относительно наилучшей практики применения надлежащих возможных мер и стратегий осуществления для достижения целей Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов.



Содержание



Пункты Стр.

I. Введение 1 4

II. Утверждение исследований, рекомендации, докладов и предложений 2−11 4

А. Утверждение исследования и рекомендации по вопросу


о доступе к правосудию в деле поощрения и защиты
прав коренных народов 3 4

В. Утверждение доклада, содержащего резюме ответов


на вопросник, распространенный с целью выяснения мнений
государств и коренных народов относительно наилучшей
практики применения надлежащих возможных мер и стратегий
осуществления для достижения целей Декларации Организации
Объединенных Наций о правах коренных народов 4 5

С. Предложения 5−11 5

III. Организация работы сессии 12−26 8

А. Участники 12−15 8

В. Документация 16−17 9

С. Открытие сессии 18−22 9

D. Выборы должностных лиц 23−25 10

Е. Утверждение повестки дня 26 11

IV. Всемирная конференция по коренным народам 27−36 11

V. Последующие меры в связи с тематическими исследованиями


и рекомендациями 37−51 13

VI. Исследование по вопросу о доступе к правосудию в деле поощрения


и защиты прав коренных народов 52−72 16

VII. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных


народов 73−90 20

VIII. Интерактивный диалог с уполномоченными механизмами


Организации Объединенных Наций по коренным народам
и международными, региональными и национальными
механизмами 91−104 23

IX. Предложения, подлежащие представлению Совету


по правам человека 105−108 26

X. Утверждение докладов, исследований и предложений 109−110 27

Приложения

I. Список участников (только на английском языке) 28

II. Предварительная повестка дня седьмой сессии 31

I. Введение

1. Своей резолюцией 6/36 Совет по правам человека учредил для оказания Совету помощи в осуществлении его мандата вспомогательный Экспертный механизм по правам коренных народов, обеспечивающий Совет тематической экспертизой в области прав коренных народов в соответствии с просьбами Совета. В указанной резолюции Совет определил, что тематическая экспертиза будет сосредоточена главным образом на исследованиях и консультировании на основе исследовательской деятельности и что данный механизм может представлять Совету предложения для их рассмотрения и одобрения.



II. Утверждение исследований, рекомендации, докладов и предложений

2. Экспертный механизм утвердил свое исследование и рекомендацию по вопросу о доступе к правосудию в деле защиты и поощрения прав коренных народов (A/HRC/EMRIP/2013/2); свой доклад, содержащий резюме ответов на вопросник, распространенный с целью выяснения мнений государств и коренных народов, относительно наилучшей практики применения возможных соответствующих мер и стратегий осуществления для достижения целей Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (A/HRC/EMRIP/2013/3); а также предложения, изложенные ниже.



А. Утверждение исследования и рекомендации по вопросу о доступе к правосудию в деле поощрения и защиты прав коренных народов

3. Экспертный механизм по правам коренных народов:

а) ссылается на пункт 7 резолюции 21/24 Совета по правам человека, в которой Совет просил Экспертный механизм подготовить исследование по вопросу о доступе к правосудию в деле поощрения и защиты прав человека коренных народов и представить его Совету по правам человека на его двадцать четвертой сессии;

b) утверждает исследование и рекомендацию по вопросу о доступе к правосудию в деле поощрения и защиты прав коренных народов (A/HRC/EMRIP/2013/2);

с) уполномочивает Председателя-докладчика внести по согласованию с другими членами Экспертного механизма необходимые изменения в доклад в свете обсуждений, проведенных на его шестой сессии, и представить окончательное исследование Совету по правам человека на его двадцать четвертой сессии.

В. Утверждение доклада, содержащего резюме ответов на вопросник, распространенный с целью выяснения мнений государств и коренных народов относительно наилучшей практики применения надлежащих возможных мер и стратегий осуществления для достижения целей Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов

4. Экспертный механизм по правам коренных народов:

а) ссылается на пункт 8 резолюции 21/24 Совета по правам человека, в которой Совет просил Экспертный механизм продолжить проведение при содействии Управления Верховного комиссара обследования на основе вопросника с целью выяснить точки зрения государств и коренных народов относительно наилучшей практики применения возможных соответствующих мер и стратегий осуществления для достижения целей Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов;

b) утверждает доклад, содержащий резюме ответов на вопросник, разосланный с целью выяснения мнений государств и коренных народов относительно наилучшей практики применения надлежащих возможных мер и стратегий осуществления для достижения целей Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (A/HRC/EMRIP/2013/3);

с) уполномочивает Председателя-докладчика внести, по согласованию с другими членами Экспертного механизма, необходимые изменения в доклад в свете обсуждений, проведенных на его шестой сессии, и представить этот доклад Совету по правам человека на его двадцать четвертой сессии.

С. Предложения

Предложение 1: Продолжение исследования по вопросу
о доступе к правосудию

5. Экспертный механизм по правам коренных народов предлагает Совету по правам человека уполномочить Экспертный механизм продолжать свое исследование по вопросу о доступе к правосудию в деле поощрения и защиты прав коренных народов с уделением особого внимания системам восстановительного правосудия и традиционным юридическим системам коренных народов, особенно в части, касающейся достижения мира и урегулирования разногласий. При этом будет рассматриваться вопрос о доступе к правосудию применительно к женщинам, детям, молодежи и инвалидам из числа коренных народов.



Предложение 2: Всемирная конференция по коренным народам

6. Экспертный механизм по правам коренных народов:

а) ссылается на резолюцию 65/198 Генеральной Ассамблеи, в которой Генеральная Ассамблея постановила провести в 2014 году пленарное заседание высокого уровня под названием "Всемирная конференция по коренным народам" для обмена идеями и передовым опытом по вопросу об осуществлении прав коренных народов, включая достижение целей Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов;

b) предлагает Совету по правам человека определить в качестве тем для Всемирной конференции темы, указанные в Итоговом документе Альтинской конференции (A/HRC/EMRIP/2013/CRP.2);

с) предлагает Совету по правам человека поддержать предложение о рассмотрении Итогового документа Альтинской конференции при составлении проекта итогового документа Всемирной конференции;

d) предлагает Совету по правам человека рекомендовать Председателю шестьдесят восьмой сессии Генеральной Ассамблеи продолжить практику назначения представителя государств и представителя коренных народов для проведения неофициальных консультаций. Экспертный механизм выражает признательность правительству Мексики и Парламенту саами за их работу, проделанную к настоящему времени в качестве координаторов деятельности по подготовке Всемирной конференции;

е) предлагает Совету по правам человека поддержать предложение о расширении финансовой, технической и политической поддержки в целях обеспечения участия коренных народов во Всемирной конференции. Это будет включать обращение с настоятельным призывом к государствам, которые еще не предоставили финансовую поддержку подготовительной деятельности по вопросам коренных народов, сделать это в самое ближайшее время. Такая подготовительная деятельность включает мероприятия на местном и национальном уровнях, направленные на расширение понимания проблем, прав и процессов коренных народов в связи с подготовкой к Всемирной конференции, а также обеспечение участия коренных народов в различных формах, например с использованием средств видеосвязи. Кроме того, соответствующая документация должна иметься в форматах, доступных для инвалидов из числа коренных народов, как это предлагается в Руководящих принципах доступа к сетевому контенту.

f) предлагает Совету по правам человека предпринять последующие действия в связи в его рекомендацией о рассмотрении исследований и рекомендаций Экспертного механизма в рамках процесса подготовки Всемирной конференции по коренным народам. Это будет предполагать использование подборки рекомендаций, выводов и консультативных заключений, изложенных в исследованиях, проведенных Экспертным механизмом по правам коренных народов (A/HRC/EMRIP/2013/CRP.1);

g) предлагает Совету по правам человека поддержать предложение о равном участии трех механизмов Организации Объединенных Наций по коренным народам1 в работе Всемирной конференции, а также в подготовке к ней и в последующей деятельности по итогам Конференции;

h) предлагает Совету по правам человека поддержать всестороннее и эффективное участие коренных народов, включая их традиционные правительства, парламенты, собрания и советы, в работе Всемирной конференции.



Предложение 3: Осуществление Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов

7. Экспертный механизм по правам коренных народов:

а) предлагает Совету по правам человека обратиться с настоятельным призывом к государствам и коренным народам сообщать о мерах, принятых для осуществления прав, провозглашенных в Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, посредством продолжения участия в обследовании, проводимом Экспертным механизмом на основе вопросников;

b) предлагает далее Совету по правам человека просить государства учредить при полном и эффективном участии коренных народов независимые механизмы для надзора за осуществлением прав, изложенных в Декларации, и их поощрения, а также обеспечивать, чтобы эти механизмы были уполномочены осуществлять надзор за реализацией рекомендаций договорных органов по правам человека, специальных процедур Совета по правам человека, универсального периодического обзора и других механизмов, имеющих отношение к правам коренных народов. Таким механизмам следует тесно сотрудничать с региональными и национальными правозащитными учреждениями.

8. Ссылаясь на предложение 3 по вопросу об укреплении прав коренных народов на участие в работе Организации Объединенных Наций, которое содержится в докладе Экспертного механизма о работе его четвертой сессии (A/HRC/18/43), и признавая усилия, предпринятые к настоящему времени в этом направлении, включая доклад Генерального секретаря о путях и средствах содействия участию в работе Организации Объединенных Наций представителей коренных народов по затрагивающим их вопросам (A/HRC/21/24), о котором упоминается в резолюции 21/24 Совета по правам человека, Экспертный механизм подтверждает свое предложение, в котором он:

"признает, что консультативные механизмы Организации Объединенных Наций для негосударственных субъектов могут препятствовать участию управляющих органов и учреждений коренных народов, в том числе традиционных правительств коренных народов, парламентов, собраний и советов коренных народов, в процессах принятия решений в Организации Объединенных Наций, поскольку они не всегда являются неправительственными организациями по своей структуре; [и] предлагает Совету по правам человека призвать Генеральную Ассамблею в срочном порядке принять надлежащие постоянные меры для обеспечения того, чтобы управляющие органы и учреждения коренных народов, в том числе традиционные правительства коренных народов, парламенты, собрания и советы коренных народов, имели возможность участвовать в работе Организации Объединенных Наций в качестве наблюдателей, наделенных как минимум такими же правами участия, что и неправительственные организации, имеющие консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете"2.

9. Экспертный механизм предлагает Совету по правам человека рассмотреть формулировки и терминологию, используемые в документах Организации Объединенных Наций, касающихся прав коренных народов, для обеспечения того, чтобы они отражали терминологию, используемую в Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. В частности, Экспертный механизм призывает Совет по правам человека предложить Генеральной Ассамблее изменить название "Фонд добровольных взносов Организации Объединенных Наций для коренного населения" на "Фонд добровольных взносов Организации Объединенных Наций для коренных народов". Он также призывает Организацию Объединенных Наций и другие международные организации пересмотреть свои правила правописания, с тем чтобы при написании термина "коренные народы" в начале обоих слов стояли заглавные буквы.

Предложение 4: Повестка дня в области развития на период после 2015 года

10. Экспертный механизм по правам коренных народов предлагает Совету по правам человека поддержать усилия Экспертного механизма и представителей коренных народов, направленные на то, чтобы права коренных народов были прочно закреплены в Повестке дня в области развития на период после 2015 года, и в частности обеспечить участие Экспертного механизма в соответствующей деятельности.



Предложение 5: Универсальный периодический обзор (УПО)

11. Экспертный механизм по правам коренных народов предлагает Совету по правам человека и государствам-членам шире пользоваться в рамках процесса универсального периодического обзора (УПО) положениями Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов и результатами тематической работы Экспертного механизма, в том числе посредством ссылок на Декларацию, исследования и содержащиеся в рекомендациях консультативные заключения. Экспертный механизм также предлагает, чтобы в будущих циклах УПО Декларация была прямо включена в перечень стандартов, на которых основан процесс УПО.



III. Организация работы сессии

А. Участники

12. Экспертный механизм по правам коренных народов провел свою шестую сессию в Женеве 8−12 июля 2013 года. В работе шестой сессии Экспертного механизма приняли участие следующие его члены: Джанни Ласимбанг (Малайзия), международный вождь Уилтон Литлчайлд (Канада), Альбер Детервилль (Сент-Люсия), Алексей Цыкарев (Российская Федерация) и Данфред Титус (Южная Африка).

13. В числе участников шестой сессии Экспертного механизма были представители государств-членов, коренных народов, организаций и программ Организации Объединенных Наций, национальных правозащитных учреждений и неправительственных организаций (см. приложение I).

14. В работе сессии также приняли участие Специальный докладчик по вопросу о правах коренных народов Джеймс Анайя, Председатель Постоянного форума по вопросам коренных народов Поль Каньинке Сена и член Совета попечителей Фонда добровольных взносов Организации Объединенных Наций для коренного населения Жуэния Батиста ди Карвалью.

15. Кроме того, на сессии присутствовал член Комитета по ликвидации расовой дискриминации Хосе Франсиско Кали Цай и член Межправительственной комиссии по правам человека Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Рафенди Джамин.

В. Документация

16. Экспертному механизму на его шестой сессии были представлены следующие документы: предварительная повестка дня (A/HRC/EMRIP/2013/1); аннотированная предварительная повестка дня (A/HRC/EMRIP/2013/1/Add.1); исследование и рекомендация по вопросу о доступе к правосудию в деле поощрения и защиты прав коренных народов (A/HRC/EMRIP/2013/2); а также доклад, содержащий резюме ответов на вопросник, распространенный с целью выяснения мнений государств и коренных народов относительно наилучшей практики применения возможных соответствующих мер и стратегий осуществления для достижения целей Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (A/HRC/EMRIP/2013/3).

17. В ходе сессии было распространено два документа зала заседаний: подборка рекомендаций, выводов и консультативных заключений, содержащихся в исследованиях, проведенных Экспертным механизмом по правам коренных народов (A/HRC/EMRIP/2013/CRP.1), и Итоговый документ Альтинской глобальной конференции по коренным народам, проведенной в рамках подготовки к пленарному заседанию Организации Объединенных Наций на высоком уровне, которая будет проведена под названием "Всемирная конференция по коренным народам" в период с 10 по 12 июня (A/HRC/EMRIP/2013/CRP.2).

С. Открытие сессии

18. Председатель Экспертного механизма, международный вождь Уилтон Литлчайлд открыл шестую сессию Экспертного механизма и предоставил слово директору Отдела Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) по исследованиям и праву на развитие Марсии В. Дж. Кран и Председателю Совета по правам человека, послу Ремигиушу Ахиллесу Хенчелю, которые выступили со вступительными замечаниями.

19. Г-жа Кран подчеркнула важность тематического исследования по вопросу о доступе коренных народов к правосудию и отметила проблемы, с которыми сталкиваются эти народы. Она также подчеркнула, что осуществление Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов должно основываться на подлинном и доверительном партнерстве между государствами и коренными народами. Она подчеркнула важность совместной работы по реализации ориентированных на принятие практических мер результатов Всемирной конференции по коренным народам (которая будет проводиться в 2014 году) в целях содействия принятию конкретных мер, направленных на осуществление Декларации, например на основе более широких планов действий и стратегий осуществления на национальном уровне. Г-жа Кран рассказала также о путях оказания помощи со стороны УВКПЧ в области осуществления прав коренных народов.

20. В своем вступительном заявлении Председатель Совета по правам человека посол Ремигиуш Ахиллес Хенчель отметил, что проводимые Экспертным механизмом исследования и выносимые им рекомендации положительно воспринимаются Советом по правам человека и вносят позитивный вклад в меры по дальнейшей защите прав коренных народов. Он также отметил, что Совет придает большое значение Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. Посол Хенчель подчеркнул, что Совет неуклонно выступает за участие коренных народов в подготовке Всемирной конференции, а также призывает учитывать исследования и рекомендации Экспертного механизма в процессе подготовки к ней.

21. Специальный докладчик по вопросу о правах коренных народов отметил ключевую роль, которую играет Экспертный механизм в содействии осуществлению Декларации. Он приветствовал текущее сотрудничество между механизмами Организации Объединенных Наций по коренным народам и призвал к продолжению координации действий, особенно при разработке предлагаемых совместных руководящих указаний или принципов в отношении ключевых вопросов, затрагивающих коренные народы. Он подчеркнул необходимость уделять более значительное внимание вопросу о доступе коренных народов к правосудию и призвал государства признавать традиционные системы правосудия коренных народов без жестких юрисдикционных границ.

22. Председатель Постоянного форума по вопросам коренных народов отметил координацию действий между тремя механизмами Организации Объединенных Наций по коренным народам и подчеркнул важнейшую роль осуществления Декларации. Он представил общий обзор рекомендаций и исследований двенадцатой сессии Постоянного форума и приветствовал конструктивный диалог с международными финансовыми учреждениями и многосторонними банками развития по вопросам, касающимся воздействия их политики на права коренных народов и их средства к существованию. Он сообщил о недавнем учреждении организации инвалидов из числа коренных народов.



D. Выборы должностных лиц

23. Председатель Экспертного механизма предложил членам механизма назначить Председателя-докладчика и заместителя Председателя шестой сессии. Г-жа Ласимбанг предложила назначить международного вождя Литлчайлда и


г-на Титуса Председателем-докладчиком и заместителем Председателя, соответственно; после этого они были назначены путем аккламации.

24. Председатель-докладчик международный вождь Литлчайлд поблагодарил членов Экспертного механизма за его избрание на этот пост и приветствовал новых членов механизма г-на Детервилля и г-на Цыкарева.

25. Председатель-докладчик подчеркнул, что Декларация обеспечивает платформу для реализации прав человека коренных народов и что на ее положениях основываются все аспекты работы механизма. Он отметил ценный вклад участников шестой сессии в работу механизма. Председатель-докладчик подчеркнул важную роль сессий, таких как нынешняя, в обеспечении возможности совместного широкого диалога между государствами, коренными народами и другими заинтересованными лицами, что содействует полной реализации прав коренных народов, провозглашенных в Декларации.

Е. Утверждение повестки дня

26. Экспертный механизм утвердил повестку дня и программу работы своей шестой сессии.



IV. Всемирная конференция по коренным народам

27. Председатель-докладчик представил подборку рекомендаций, выводов и консультативных заключений, содержащихся в исследованиях, проведенных механизмом (A/HRC/EMRIP/2013/CRP.1) при подготовке к Всемирной конференции по коренным народам, и отметил, что эта работа продолжается. Итоговый документ Альтинской конференции (A/HRC/EMRIP/2013/CRP.2) впервые был представлен в качестве официального документа Организации Объединенных Наций и получил позитивную оценку и одобрение со стороны многих участников.

28. Г-н Цыкарев выразил признательность Парламенту саами и правительству Норвегии за организацию проведения в этой стране Глобальной подготовительной конференции по коренным народам, которая проходила в Альте, Норвегия, а также за предоставленную финансовую поддержку. Он отметил, что шестая сессия Экспертного механизма явилась первой возможностью для дальнейшего рассмотрения Итогового документа Альтинской конференции, в котором намечены четыре темы, предлагаемые для обсуждения в ходе Всемирной конференции по коренным народам. Он подчеркнул, что Экспертный механизм приветствует возможность начать глобальные консультации по формулированию итогов Всемирной конференции. Г-н Цыкарев далее отметил, что седьмая сессия Экспертного механизма, очевидно, станет возможностью в последний раз провести глобальный диалог по вопросу о Всемирной конференции до сентября 2014 года.

29. Г-н Цыкарев отметил, что Экспертный механизм намерен участвовать в дальнейших подготовительных совещаниях в Мексике и в Нью-Йорке, а также стремится координировать свою работу с другими органами и механизмами Организации Объединенных Наций, включая Совет по правам человека. Он подчеркнул, что проводимые механизмом исследования и выносимые им рекомендации обеспечили информационную платформу для Итогового документа Альтинской конференции и что подготовительный процесс дает возможность более широкого анализа и мониторинга использования таких исследований и рекомендаций государствами, коренными народами и системой Организации Объединенных Наций, включая возможность обеспечения того, чтобы национальное законодательство соответствовало положениям Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов.

30. Г-н Цыкарев отметил, что в 2014 году также завершится второе Международное десятилетие коренных народов мира, и призвал организовать третье Международное десятилетие.

31. Специальный докладчик по вопросу о правах коренных народов Джеймс Анайя рассмотрел вопрос о том, каким образом три механизма Организации Объединенных Наций по коренным народам могут способствовать подготовке к Всемирной конференции и проведению самой конференции. Он признал, что Итоговый документ Альтинской конференции является важным нормативным документом и планом действий и отметил также, что данный Итоговый документ содержит важный обзор вопросов, вызывающих основную озабоченность коренных народов, и способствует пониманию приоритетов коренных народов как с точки зрения содержания их прав, так и в плане возможных путей защиты этих прав. Он также призвал других участников, включая систему Организации Объединенных Наций, коренные народы, гражданское общество и частный сектор, применять положения Итогового документа Альтинской конференции.

32. Председатель Постоянного форума по вопросам коренных народов Поль Каньинке Сена рассказал о рекомендациях форума, касающихся Всемирной конференции, которые содержатся в докладе о работе его двенадцатой сессии. Он отметил активизацию сотрудничества со Специальным докладчиком и Экспертным механизмом, особенно в рамках процесса подготовки Всемирной конференции, и рассмотрел пути укрепления дальнейшей работы механизмов Организации Объединенных Наций по коренным народам по подготовке Всемирной конференции.

33. Сопредседатель Глобальной координационной группы по вопросам коренных народов Газали Охорелла представил общий обзор участия коренных народов в деятельности по организации Глобальной подготовительной конференции по коренным народам, которая проходила в Альте, Норвегия, и признал вклад членов Экспертного механизма, чьи специальные знания и опыт способствовали достижению консенсуса в ходе этого совещания. Он обратил особое внимание на ключевые области Итогового документа Альтинской конференции, включая четыре предлагаемые темы, и высказал рекомендации Экспертному механизму. Г-н Охорелла рекомендовал принять в качестве тем для рассмотрения на Всемирной конференции темы, указанные в Итоговом документе Альтинской конференции; использовать Итоговый документ Альтинской конференции в качестве основы для заключительного итогового документа Всемирной конференции; рекомендовал Экспертному механизму предложить Председателю шестьдесят восьмой сессии Генеральной Ассамблеи назначить представителя государств и представителя коренных народов для проведения неофициальных консультаций, а также настоятельно призвать государства, которые еще не сделали этого, оказать финансовую поддержку для обеспечения участия коренных народов в работе Всемирной конференции, в том числе в подготовительной деятельности.

34. Председатель-докладчик упомянул о работе, проделанной Экспертным механизмом к настоящему времени, указав, каким образом она поддерживает Итоговый документ Альтинской конференции, который в свою очередь основывается на Декларации. В качестве примера он рассказал о том, каким образом Экспертный механизм и другие органы могут эффективно способствовать прогрессу в области прав человека коренных народов на основе сотрудничества в деятельности по подготовке к Всемирной конференции.

35. Участники выразили поддержку Итоговому документу Альтинской конференции, а также одобрили рекомендации Глобальной координационной группы по вопросам коренных народов и призвали государства привлекать коренные народы к проведению конструктивного диалога на национальном уровне. Несколько представителей коренных народов высказали рекомендации относительно необходимости обеспечения полного, эффективного и равноправного участия коренных народов и консультаций с ними на все этапах этого процесса, включая разработку ориентированного на конкретные действия итогового документа Всемирной конференции. Участники также отметили необходимость обеспечения равного участия женщин, молодежи и инвалидов из числа коренных народов. Многие участники отметили важность выделения достаточных финансовых ресурсов для обеспечения возможности такого участия и рекомендовали различные формы участия, включая Интернет-вещание. Многие государства признали Итоговый документ Альтинской конференции, отметив, что он будет рассматриваться в ходе подготовки Всемирной конференции.

36. Г-жа Ласимбанг подчеркнула необходимость проработки вопросов, касающихся технической, финансовой и политической поддержки в целях содействия участию коренных народов в работе Всемирной конференции и настоятельно призвала к проведению мероприятий на местном и национальном уровнях, нацеленных на расширение осведомленности о проблемах коренных народов и на их более полное понимание. Такие мероприятия должны быть ориентированы на темы, намеченные в Итоговом документе Альтинской конференции. Г-жа Детервилль также подчеркнула, что Итоговый документ Альтинской конференции был представлен в качестве официального документа шестой сессии Экспертного механизма.

V. Последующие меры в связи с тематическими исследованиями и рекомендациями

37. Г-н Титус внес на рассмотрение пункт повестки дня, посвященный последующим мерам в связи с тематическими исследованиями и рекомендациями, подчеркнув, что проводимые механизмом исследования обеспечивают авторитетное толкование прав человека коренных народов. Он добавил, что эти исследования и рекомендации базируются на императивных международных нормах, касающихся прав человека применительно к коренным народам, включая положения Декларации. Он отметил прямую связь между правом на самоопределение и полным осуществлением прав коренных народов.

38. Членам Экспертного механизма была представлена информация о том, каким образом государства, коренные народы, национальные правозащитные учреждения и другие заинтересованные лица используют проводимые механизмом исследования и выносимые им рекомендации в целях дальнейшего поощрения и защиты прав коренных народов, а более конкретно, в следующих четырех тематических областях: право коренных народов на образование; язык и культура; право участвовать в процессе принятия решений; а также право участвовать в процессе принятия решений, касающихся в основном добывающих отраслей. Участники обменялись информацией относительно наилучшей практики, извлеченных уроков и проблем для достижения реализации прав коренных народов в этих тематических областях. В выступлениях, в частности, подчеркивалась роль учреждений Организации Объединенных Наций в распространении исследований и рекомендаций механизма на национальном уровне, а также важность подготовки правительственных чиновников в вопросах, касающихся прав коренных народов.

39. Участники отметили проведенное Экспертным механизмом исследование по извлеченным урокам и проблемам для реализации права коренных народов на образование и подчеркнули целый ряд озабоченностей, начиная от важности преподавания истории и культур коренных народов в учебных заведениях в рамках их учебных планов и кончая защитой учебных заведений на милитаризованных территориях, где проживают коренные народы. Некоторые участники призвали, в частности, к учреждению учебных заведений для взрослых, в которых основное внимание уделялось бы поддержанию, передаче и развитию знаний коренных народов, а также к ратификации принятой Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования.

40. Состоялся обмен информацией по вопросу о новаторских путях обеспечения доступа к образованию коренных народов, ведущих кочевой или полукочевой образ жизни. Участники также представили разъяснения в отношении работы, проведенной на национальном уровне, для разработки программного подхода к образованию для коренного населения, соответствующего руководящим указаниям, изложенным в рекомендации № 1 (2009) Экспертного механизма о праве коренных народов на образование.

41. Участники также представили обновленную информацию в отношении исследования, посвященного роли языков и культуры в поощрении и защите прав и самобытности коренных народов, подчеркнув важность полного и эффективного участия коренных народов в программах по сохранению и возрождению их культуры, а также необходимость преодоления проблем, касающихся утраты языка. Участники призвали средства массовой информации освещать вопросы коренных народов на основе признания прав этих народов и приветствовали усилия общин по расширению собственных средств обеспечения доступа к информации посредством развития средств массовой информации на общинном уровне.

42. Некоторые участники призвали к ратификации и осуществлению международных стандартов, включая Конвенцию Международной организации труда (МОТ) № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых государствах, Конвенцию ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения и Конвенцию ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия. Некоторые участники также призвали к расширению участия коренных народов и соответствующих механизмов в текущих процессах, касающихся коренных народов, в рамках Всемирной организации интеллектуальной собственности.

43. Что касается проведенного механизмом исследования и вынесенной им рекомендации по вопросу о коренных народах и праве на участие в процессе принятия решений, некоторые участники обратили внимание на недостаточное осуществление прав коренных народов в контексте Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия, особенно в части, касающейся таких вопросов, как свободно выраженное, предварительное и осознанное согласие, и призвали механизмы Организации Объединенных Наций по коренным народам, играть активную роль в мониторинге данного процесса.

44 В связи с рекомендацией № 2 (2011) Экспертного механизма о коренных народах и праве на участие в процессе принятия решений некоторые участники обменялись информацией, касающейся наилучшей практики обеспечения участия молодежи из числа коренных народов в процессе принятия решений на основе учреждения детских и молодежных парламентов в поддержку формирования будущих руководителей из числа коренных народов и для расширения участия молодежи из коренных народов в выборах.

45. Участники отметили также представленный механизмом последующий доклад по вопросу о коренных народах и праве на участие в процессе принятия решений с уделением особого внимания добывающим отраслям (A/HRC/21/55). В выступлениях подчеркивалось воздействие деятельности добывающих отраслей на жизнь коренных народов, включая негативные последствия для здоровья, земли, окружающей среды, культуры и средств к существованию. В более конкретном плане высказывалась озабоченность в отношении негативных последствий для женщин и девочек из числа коренных народов, а также конфликтов между коренными народами и деловыми кругами.

46. Некоторые участники подтвердили необходимость того, чтобы государства и предприятия добывающих отраслей применяли положения Декларации о правах коренных народов во всех судебных, административных, законодательных и политических процессах, с тем чтобы реально уважались полномочия коренных народов на принятие решений и их право распоряжаться своей собственной жизнью. Участники обсудили вопрос о важности проведения на региональном и национальном уровнях диалога с государствами, коммерческими предприятиями, организациями гражданского общества и коренными народами в целях содействия более полному пониманию прав коренных народов в связи с деятельностью добывающих отраслей. Так, например, участники рекомендовали, чтобы при проведении оценки воздействия помимо экономических, экологических и социальных последствий учитывались также последствия для культуры.

47. Председатель Постоянного форума позитивно оценил инициативу Всемирного банка по открытому заключению контрактов, цель которой заключается в обеспечении реального раскрытия информации и участия коренных народов в решении вопросов, касающихся всех государственных инвестиций в добывающие отрасли. Он также отметил важность текущего сотрудничества между Рабочей группой по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях, Специальным докладчиком по вопросу о правах коренных народов, Постоянным форумом по вопросам коренных народов и Экспертным механизмом для поощрения эффективного осуществления Декларации о правах коренных народов в контексте Руководящих принципов предпринимательской деятельности в аспекте прав человека (A/HRC/17/31, приложение)3. Он также подчеркнул важную роль коренных народов в качестве предпринимателей.

48. Г-жа Ласимбанг сообщила о Субрегиональном совещании Юго-Восточной Азии по добывающим отраслям и правам коренных народов на землю и природные ресурсы, которое было организовано Партнерством Организации Объединенных Наций с представителями коренных народов в июне 2013 года в Таиланде, где ей была предоставлена возможность представить последующий доклад и рекомендацию по вопросу о коренных народах и праве на участие в процессе принятия решений с уделением особого внимания добывающим отраслям (A/HRC/21/55). Г-жа Ласимбанг рекомендовала коммерческим предприятиям обеспечить, чтобы их работники понимали права коренных народов, включая право на участие в процессе принятия решений. Она призвала коренные народы по-прежнему играть позитивную роль, отстаивая свои права человека применительно к деятельности добывающих отраслей с уделением особого внимания налаживанию равноправного партнерства с государствами и коммерческими предприятиями в целях обеспечения участия в устойчивом развитии.

49. Председатель-докладчик коснулся исследования по вопросу о праве на образование и представил участникам обновленную информацию об одном событии, произошедшем в одной из стран, имеющем отношении к осуществлению этого права; в стране была создана специальная группа, и как результат этого в настоящее время проводится разработка Закона об образовании. Он призвал к осуществлению статьи 19 Декларации, на которую ссылается упомянутая специальная группа и которая содержит требование о том, чтобы государства и коренные народы совместно работали в качестве партнеров.

50. Председатель-докладчик подчеркнул, что право на культуру является одной из основ Декларации о правах коренных народов, и упомянул о консультациях, организованных Комиссией Северной Ирландии по правам человека совместно с Ольстерским университетом и в сотрудничестве со Специальным докладчиком Организации Объединенных Наций в области культурных прав в июне 2013 года. В ходе этих консультаций был рассмотрен вопрос о том, каким образом аспекты культуры в разделенных и переживающих постконфликтный период обществах отражаются в музейных коллекциях, памятниках и учебниках истории. Он высказал мнение о том, что в итоговом документе следует учесть рекомендацию № 3 (2012) Экспертного механизма по вопросу о языках и культурах коренных народов.

51. Председатель-докладчик упомянул о проделанной в рамках Глобального договора работе над руководящими принципами, в которых особое внимание уделяется свободному, предварительному и осознанному согласию. Он также дал высокую оценку работе Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) и Постоянного форума по вопросам коренных народов, результатом которой стала публикация адаптированного специально для детей подросткового возраста текста Декларации о правах коренных народов.



VI. Исследование по вопросу о доступе к правосудию в деле поощрения и защиты прав коренных народов

52. В своей резолюции 21/24 Совет по правам человека просил Экспертный механизм подготовить исследование по вопросу о доступе к правосудию в деле поощрения и защиты прав человека коренных народов и представить его Совету по правам человека на его двадцать четвертой сессии. Соответственно, Экспертный механизм подготовил исследование по этой теме (A/HRC/EMRIP/ 2013/2). В целях обеспечения информационной основы для данного исследования Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ), Исследовательский институт по правам человека Колумбийского университета и Международный центр по вопросам правосудия в переходный период совместно организовали Семинар экспертов по доступу коренных народов к правосудию, включая процессы установления истины и примирения. Этот семинар проводился в Колумбийском университете, Нью-Йорк, с 27 февраля по 1 марта 2013 года.

53. Г-н Титус представил результаты проведенного в рамках специальной группы обсуждения вопроса о рекомендациях Семинара экспертов по доступу коренных народов к правосудию, включая процессы установления истины и примирения, и приветствовал участников этой группы: международного вождя Уилтона Литлчайлда, Председателя Экспертного механизма; Селесте Маккей, технического аналитика, помощника международного вождя Уилтона Литлчайлда; Элен Уолкер, Международный союз инвалидов, и Джун Лоренцо, Всемирная ассоциация коренного населения и Коалиция за безопасную окружающую среду "Лагуна Акома".

54. В начале своего выступления международный вождь Литлчайлд обратил особое внимание на рекомендации, касающиеся процессов установления истины и примирения, изложенные в упомянутом исследовании, которые были сформулированы на основе информации, содержащейся в выступлениях на Семинаре экспертов. Они предусматривают, в частности, полное и эффективное участие коренных народов на всех этапах и содержат требование о том, чтобы эти процессы учитывали культуры и ценности коренных народов. Было также рекомендовано, чтобы положения Декларации о правах коренных народов применялись к работе комиссий по установлению истины и чтобы эти комиссии учитывали историческую несправедливость по отношению к коренным народам и нынешние последствия продолжающихся нарушений прав человека, включая право на самоопределение.

55. Международный вождь Литлчайлд привел национальный пример − Комиссию Канады по установлению истины и примирению. Он рассказал об истории системы школ-интернатов в Канаде, в том числе о соответствующей политике и законах, а также о последствиях этой системы для жизни коренных народов, в том числе о гибели тысяч детей, обучавшихся в этих школах-интернатах. Он осветил мандат Канадской комиссии по установлению истины и примирению − мандат, выданный решением суда в связи с крупнейшим групповым иском в истории канадской юридической практики. Этот мандат включает сбор показаний; проведение расследований; учреждение национального исследовательского центра для создания точного открытого учетного журнала данных о функционировании школ-интернатов за прошлый период; публикацию открытого доклада с рекомендациями; а также выработку руководящих указаний и инициирование процесса реабилитации и примирения в рамках семей и общин коренных народов и между коренным и некоренным населением страны.

56. Г-жа Уолкер рассмотрела вопрос о доступе к правосудию применительно к инвалидам из числа коренных народов. Она кратко рассказала о подготовленном Постоянным форумом по вопросам коренных народов исследовании по вопросу о положении инвалидов из числа коренных народов с уделением особого внимания проблемам, не дающим им возможности полностью пользоваться правами человека и участвовать в процессе развития (Е/С.19/2013/6). Г-жа Уолкер упомянула о рекомендациях, содержащихся в исследовании Экспертного механизма по вопросу о доступе к правосудию, которые конкретно касаются инвалидов из числа коренных народов. Эти рекомендации предусматривают методику сбора данных в отношении заключенных из числа коренных народов в разбивке по признаку инвалидности, а также расширение возможностей доступа к системе правосудия.

57. Г-жа Уолкер просила Экспертный механизм рассмотреть дополнительные рекомендации, касающиеся, в частности, обеспечения конфиденциальности и доступности систем правосудия коренных народов и государственных систем правосудия (т.е. обеспечения сурдоперевода, надлежащим образом оборудованных помещений и информации в альтернативных формах), и просила Экспертный механизм и Постоянный форум придерживаться Руководящих принципов доступа к сетевому контенту для обеспечения доступности веб-сайтов и докладов, в том числе посредством размещения на веб-сайте документов в формате Microsoft Word.

58. Г-жа Маккей информировала участников об обсуждении вопросов, касающихся женщин, молодежи и детей, в ходе Семинара экспертов, обратив особое внимание на то, что это обсуждение проходило в контексте исследования и рекомендации по доступу к правосудию. Она приветствовала продолжение диалога по этой теме с участниками нынешней сессии, отметив заявления, касающиеся сексуальных и репродуктивных прав женщин из числа коренных народов, которые находятся в местах лишения свободы.

59. Г-жа Маккей отметила факторы, препятствующие доступу к правосудию женщин, молодежи и детей из числа коренных народов, включая дискриминацию во многих формах, структурное насилие, высокий процент лиц, лишенных свободы, и высокую степень нищеты, и указала на необходимость привлечения молодежи к работе комиссий по установлению истины и примирению. К числу выделенных мер правовой защиты относятся меры, направленные на обеспечение равенства перед законом. Конкретные примеры этого включают подготовку сотрудников системы правосудия в целях их ознакомления с гендерными аспектами (в данном случае, в частности, с проблемами женщин из числа коренных народов), назначение большего числа женщин на посты в судебной системе, а также проведение правовых реформ в областях, где доступ к правовым механизмам для женщин формально запрещен. Она настоятельно призвала государства работать в рамках партнерских отношений, особенно с женщинами из числа коренных народов, в целях обеспечения равенства перед законом, особенно в контексте государственных судебных систем и судебных систем коренных народов.

60. Г-жа Лоренцо подчеркнула важность понимания того, что доступ к правосудию означает не только и не столько устранение существовавших в прошлом пороков, а, скорее, исправление существующих недостатков и недопущение несправедливости в будущем. Она подчеркнула, что императивная норма недискриминации имеет ключевое значение при рассмотрении вопросов материального и восстановительного правосудия.

61. Говоря о выданной Экспертным механизмом рекомендации и его исследовании по вопросу о доступе к правосудию, г-жа Лоренцо подчеркнула, что коренные народы понимают доступ к правосудию не так, как государства, и отметила, что это прежде всего должно относиться к коммерческой деятельности на территориях, где проживают коренные народы. Она указала, что денежная компенсация не отождествляется с правосудием для коренных народов, и настоятельно призвала Экспертный механизм учесть различия между тем, как понимается "правосудие" государствами, коренными народами и коммерческими предприятиями.

62. Г-жа Лоренцо подчеркнула, что доступ к правосудию для коренных народов включает доступ к их культурам, территориям, детям, языкам и обрядам. Она призвала к тому, чтобы в будущем политика и законы учитывали этот аспект доступа к правосудию.

63. Участники выразили озабоченность в отношении обеспечения доступа к правосудию с учетом интересов добывающих должностей, а также с учетом конкретных проблем отдельных стран.

64. Г-жа Ласимбанг отметила, что комиссии по расследованиям и временные процедуры отправления правосудия являются одной из форм расширения доступа к правосудию, подчеркнув, что они бывают особенно эффективными, когда в полной мере обеспечивается участие коренного населения. Она отметила необходимость того. чтобы организации коренных народов способствовали обеспечению участия этих народов.

65. Г-н Цыкарев подчеркнул важность положений рекомендации № 5, касающихся предоставления коренным народам доступа к средствам правовой защиты, и сохраняющуюся важность вопроса о доступе к правосудию в работе Экспертного механизма. Омбудсмен по правам коренных народов является механизмом, который может служить мощным средством расширения доступа к правосудию. Он рекомендовал государствам и коренным народам поощрять правозащитные организации к содействию осуществлению резолюции 22/6 Совета по правам человека о защите правозащитников. Г-н Цыкарев рекомендовал постоянно делать ссылки на исследования и рекомендации Экспертного механизма, и в частности учитывать эти исследования и рекомендации при рассмотрении положения в государствах, по которым проводится универсальный периодический обзор, а также в работе договорных органов.

66. Г-н Детервилль отметил статью 13 Декларации о правах коренных народов, в которой признается право коренных народов давать свои собственные названия и имена общинам и территориям. В преамбуле к этой Декларации подчеркивается ее цель, заключающаяся в устранении проблем маргинализации и злоупотреблений, порожденных колониализмом. Он рекомендовал Совету по правам человека разрешить коренным народам и народностям демонстрировать свои имена в ходе участия в работе сессий Экспертного механизма.

67. Некоторые участники высказали опасения относительно уважения национальных и международных законов, включая свободно выраженное, предварительное и осознанное согласие коренных народов, добывающими отраслями, действующими за пределами территории страны, в которой они зарегистрированы.

68. Некоторые государства просили участников обсуждения в специальной группе предоставить больше информации о наилучшей практике. В качестве одного из примеров г-жа Маккей отметила меры по использованию альтернативных систем правосудия в целях удовлетворения конкретных потребностей женщин из числа коренных народов и обратила внимание участников на то, что Экспертный механизм и Колумбийский университет планируют опубликовать протоколы Семинара экспертов.

69. Участники подняли ряд конкретных вопросов, касающихся доступа к правосудию, и в том числе выразили озабоченность в отношении насилия, направленного против женщин из числа коренных народов; насилия со стороны полиции и насильственного переселения. В числе отмеченных участниками факторов, препятствующих обеспечению доступа к правосудию, были недостаточные правовые знания, недостаточно развитые юридические службы и судебная система; недоступно высокие гонорары за предоставление юридических услуг; процессуальная дискриминация, а также недостаточное участие коренных народов в разработке политики.

70. Некоторые участники указали на то, что Экспертному механизму необходимо продолжать изучать пути совершенствования доступа к правосудию на основе информационно-пропагандистской деятельности, учитывающей аспекты культуры. Отмечалось, что во многих районах мира средства массовой информации по-прежнему формируют представление о коренных народах расистским образом.

71. Один из участников отметил в качестве одного из основных элементов правосудия связь между примирением и гарантией невозобновления нарушения. Кроме того, отмечалось, что коренные народы должны определить, какие средства восстановительного правосудия должны применяться в случаях прежних и существующих нарушений, оказывающих постоянное воздействие, и в какой форме должны протекать процессы обеспечения правосудия.

72. Некоторые участники подчеркнули важность признания правового статуса коренных народов. Без определения такого статуса коренные народы являются более уязвимыми по отношению к угрозе утраты территории, и при этом меньше вероятность получения ими компенсаций и возмещения.



следующая страница >>