страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Дизайн костюма - страница №1/1
![]()
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Направление подготовки 072500.68 Дизайн Профиль подготовки Дизайн костюма Форма обучения – очная Владивосток 2011 Содержание
1 Общие положения 1.1 Основная образовательная программа (далее – ООП) магистратуры, реализуемая федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (далее – ВГУЭС) по направлению подготовки 072500.68 «Дизайн», профиль подготовки «Дизайн костюма», представляет собой комплект документов, разработанный и утвержденный с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее – ФГОС ВПО). ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя общие положения, характеристику профессиональной деятельности выпускника, компетентностную модель выпускника, учебный план, график учебного процесса, рабочие программы дисциплин учебного плана, программы научно-педагогической и производственной практик, программу НИР, материалы по ресурсному обеспечению образовательного процесса при реализации ООП, характеристику социально-культурной среды вуза, нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения студентами ООП, другие нормативно-методические документы и материалы, а также регламент по организации периодического обновления ООП. 1.2 Нормативные документы для разработки ООП магистратуры по направлению подготовки 072500.68 «Дизайн», профиль подготовки «Дизайн среды и визуальных коммуникаций»: - Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»; - Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; - Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)»; - Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500.68 «Дизайн» (квалификация (степень) «магистр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2010 г. № 15; - нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации; - примерная основная образовательная программа по направлению подготовки 072500.68 «Дизайн», утвержденная Учебно-методическим объединением вузов Российской федерации по образованию в области дизайна и изобразительных искусств; - Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», утвержден приказом Минобрнауки России от 25.05.2011г. № 1766; - локальные нормативные акты ВГУЭС.
1.3.1 Цель (миссия) ООП магистратуры по направлению подготовки 072500.68 «Дизайн», профиль подготовки «Дизайн костюма» - подготовка магистров дизайна - конкурентоспособных профессионалов нового поколения, чье призвание - проектировать современную предметно-пространственную среду. 1.3.2 Срок освоения ООП магистратуры – 2 года. 1.3.3 Трудоемкость ООП магистратуры – 120 зачетных единиц. 1.4 Требования к абитуриенту: абитуриент должен иметь высшее профессиональное образование, подтвержденное соответствующим дипломом государственного образца. 2 Характеристика профессиональной деятельности выпускника 2.1 Область профессиональной деятельности выпускника Область профессиональной деятельности магистров: вид творческой деятельности, связанный с проектированием костюма, созданием художественного образа человека и предметного мира, среды обитания; информационного и визуального пространств, а также связанных с ними систем, явлений и процессов, в том числе социальной, культурной и гуманитарной деятельности. 2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника Объектами профессиональной деятельности магистров являются: - культурные явления, процессы и отношения; - разновидности костюма и предметов культурно-бытового назначения, художественные предметно-пространственные комплексы, информационно-креативные пространства, информационно-коммуникативные процессы дизайнерской деятельности. 2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника Магистр по направлению подготовки 072500.68 «Дизайн» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: художественно-творческая, проектная, информационно-коммуникативная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская и педагогическая, экспертно-консультационная и инновационная деятельность в области исследования и проектирования разновидностей костюма и предметов культурно-бытового назначения, информационно-креативных пространств, информационно-коммуникативных процессов дизайнерской деятельности. 2.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника Магистр по направлению подготовки 072500.68 «Дизайн» должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности: - владение методами творческого процесса дизайнеров; выполнение поисковых эскизов, композиционных решений дизайн-объектов; создание художественного образа; владение практическими навыками различных видов изобразительного искусства и способов проектной графики; - выполнение дизайн-проектов; ориентированность на создание оригинального проекта, промышленного образца, серии или авторской коллекции, среди которых: различные виды полиграфической и визуальной продукции; разновидности костюма и предметов культурно-бытового назначения; создание художественных предметно-пространственных комплексов; проектирование информационно-креативного пространства, объектов дизайна костюма; - конкретные представления об основах художественно-промышленного производства, инженерного конструирования, технологии изготовления полиграфической продукции, костюма; владение принципами художественно-технического редактирования, макетирования, компьютерными технологиями, методами эргономики и антропометрии; - осуществление управленческих функций в учреждениях, организациях, фирмах, структурных подразделениях, занимающихся разработкой дизайна для всех сфер бытовой, общественной и производственной деятельности человека; применение нормативно-правовой базы на практике; ведение деловых переговоров и деловой переписки; - проведение экспертизы и реализация принципов авторского надзора;
- презентации, инсталляции, осуществлять подбор необходимой научно-методической, искусствоведческой литературы, выдвигать и разрабатывать концептуальные, экспериментальные и инновационные идеи; - готовность самостоятельно проводить научные исследования по вопросам профессиональной деятельности; участвовать в комплексных научных разработках; работать в международной среде; - владение основными приемами педагогического мастерства (знать возрастную психологию, законы педагогики, иметь представление о методиках преподавания); - знание нормативно-правовых аспектов учебного процесса в общеобразовательных учреждениях, учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования; - способность организовать работу по планированию учебного процесса и выполнению методической работы, самостоятельно вести лекции или практические занятия; - готовность к экспертной, консалтинговой и инновационной работе; - стремление к совершенствованию профессиональных и личностных качеств. 3 Компетентностная модель выпускника Результаты освоения ООП – компетенции выпускника, формируемые в процессе освоения ООП, отражены в компетентностной модели выпускника (далее – КМВ) по направлению подготовки 072500.68 «Дизайн», профиль подготовки «Дизайн костюма», которая размещена в Приложении 1. 4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки 072500.68 «Дизайн», профиль подготовки «Дизайн костюма» содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом магистра с учетом его профиля (магистерской программы); рабочими программами учебных дисциплин (модулей); программами научно-педагогической и производственной практик; программой научно-исследовательской работы; материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий. 4.1 Учебный план подготовки магистра представлен в Приложениях 2, 4, 5. 4.2 График учебного процесса представлен в Приложении 3. 4.3 Рабочие программы учебных дисциплин (модулей) представлены в Приложении 6 данной ООП в соответствии с учебным планом магистратуры по направлению подготовки 072500.68 «Дизайн», профиль подготовки «Дизайн костюма». 4.4 Программы практик представлены в Приложениях 7, 8. Программы выполнены на основе стандартов системы вузовской учебной документации СТП 1.204-2003 «Программа практики. Структура и форма представления» и СТП 1.111-2003 «Практика. Виды и требования». В соответствии с учебным планом по направлению подготовки предусмотрены следующие виды практик: научно-педагогическая и производственная. Научно-педагогическая практика направлена на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС: - способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); - способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2); - использует на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ (ОК-4); - способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий знания и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6); - готов синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению проекта; научно обосновать свои предложения и составить подробную спецификацию требований к проекту; разрабатывает проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи (ПК-2 – проектная деятельность); - способен к решению задач в учебной и профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники; способен к моделированию процессов, объектов и систем используя современные проектные технологии (ПК-3 – информационно-коммуникативная деятельность); - способен организовать рабочие места, осуществлять профилактику производственного травматизма, профессиональных заболеваний и следить за предотвращением экологических нарушений; готов к проведению опытно-конструкторских работ (ПК-4 – производственно-технологическая деятельность); - способен организовать работу творческого коллектива исполнителей; готов к принятию профессиональных и управленческих решений, определению порядка выполнения работ и поиску оптимальных решений при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости (ПК-5 – организационно-управленческая деятельность); - способен представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных художественных средств редактирования и печати (ПК-6 – научно-исследовательская деятельность); - способен выбирать необходимые методы исследования и творческого исполнения; модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования либо художественного творчества (ПК-7 – научно-исследовательская деятельность); - способен к определению целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, выбору образовательных технологий, оценке результатов; ориентирован на разработку и внедрение инновационных форм обучения, создание авторских программ и курсов (ПК-8 – педагогическая деятельность); - имеет целостное представление о проведении процедуры консультационного характера (ПК-9 – экспертно-консультационная деятельность).
Практика проводится на кафедре сервисных технологий ВГУЭС. Производственная практика направлена на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС: - способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); - способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2); - использует на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ (ОК-4); - способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий знания и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6); - готов синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению проекта; научно обосновать свои предложения и составить подробную спецификацию требований к проекту; разрабатывает проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи (ПК-2 проектная деятельность); - способен к решению задач в учебной и профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники; способен к моделированию процессов, объектов и систем используя современные проектные технологии (ПК-3 информационно-коммуникативная деятельность); - способен организовать рабочие места, осуществлять профилактику производственного травматизма, профессиональных заболеваний и следить за предотвращением экологических нарушений; готов к проведению опытно-конструкторских работ (ПК-4 производственно-технологическая деятельность); - способен организовать работу творческого коллектива исполнителей; готов к принятию профессиональных и управленческих решений, определению порядка выполнения работ и поиску оптимальных решений при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости (ПК-5 организационно-управленческая деятельность); - способен представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных художественных средств редактирования и печати (ПК-6 научно-исследовательская деятельность); - способен выбирать необходимые методы исследования и творческого исполнения; модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования либо художественного творчества (ПК-7 научно-исследовательская деятельность); - имеет целостное представление о проведении процедуры консультационного характера (ПК-9 экспертно-консультационная деятельность). Практика проводится в ООО ПромстройНИИпроект. 4.5 Программа научно-исследовательской работы магистранта представлена в Приложении 9. Научно-исследовательская работа магистранта является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 072500.68 «Дизайн», профиль подготовки «Дизайн костюма». Научно-исследовательская работа магистранта направлена на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС: - способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); - способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2); - использует на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ (ОК-4); - способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий знания и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6); - готов синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению проекта; научно обосновать свои предложения и составить подробную спецификацию требований к проекту; разрабатывает проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи (ПК-2 проектная деятельность); - способен к решению задач в учебной и профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники; способен к моделированию процессов, объектов и систем используя современные проектные технологии (ПК-3 информационно-коммуникативная деятельность); - способен организовать рабочие места, осуществлять профилактику производственного травматизма, профессиональных заболеваний и следить за предотвращением экологических нарушений; готов к проведению опытно-конструкторских работ (ПК-4 производственно-технологическая деятельность); - способен организовать работу творческого коллектива исполнителей; готов к принятию профессиональных и управленческих решений, определению порядка выполнения работ и поиску оптимальных решений при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости (ПК-5 организационно-управленческая деятельность); - способен представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных художественных средств редактирования и печати (ПК-6 научно-исследовательская деятельность); - способен выбирать необходимые методы исследования и творческого исполнения; модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования либо художественного творчества (ПК-7 научно-исследовательская деятельность); - имеет целостное представление о проведении процедуры консультационного характера (ПК-9 экспертно-консультационная деятельность). 5 Фактическое ресурсное обеспечение ООП 5.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ООП Учебно-методическое, библиотечное и информационное обеспечение учебного процесса ВГУЭС является совокупностью взаимодополняющих элементов, необходимых для поддержания высокого качества учебного процесса: - учебно-методической документации (учебные планы, программы, руководства и методические рекомендации); - библиотечно-информационных ресурсов (учебная и научная литература, информационные фонды, базы данных); - средств обучения (программно-дидактические тестовые материалы (ПДТМ); аудио/видео-материалы, компьютерные программы, таблицы, слайды, презентации, раздаточный материал и т.п.); - обучающих сред и программных комплексов. В университете разработана и функционирует корпоративная информационная среда для поддержки управления и организации учебного процесса. Информационные системы (далее – ИС) ресурсного обеспечения учебного процесса: – ИС «Хранилище цифровых полнотекстовых материалов» (учебно-методические материалы, презентационные материалы, практические кейсы и т.д. преподавателей ВГУЭС) (http://www.vvsu.ru/ddm); – Сервер интерактивного тестирования обучаемых (СИТО) (http://cito.vvsu.ru) – используется для проведения промежуточной аттестации по дисциплинам. Зарегистрирован в ОФАП, свидетельство №50200401134 от 22.09.2004 г.; – Информационная обучающая среда «Аванта». Реализует сетевые технологии обучения (сетевые курсы) через специализированный web-сайт (http://avanta.ru). Зарегистрировано Роспатент, свидетельство №20061195 от 01.08.2000 г.; – ИС «Видеоматериалы ВГУЭС» – корпоративный информационный ресурс видео-лекций преподавателей ВГУЭС (http://video.vvsu.ru/materials/); – Автоматизированная система учета библиотечных фондов (электронный каталог библиотеки ВГУЭС) (http://lib.vvsu.ru); – Автоматизированная система учета библиотечных фондов (электронный каталог) (http://lib.vvsu.ru). Информационные системы управления учебным процессом: - ИС «Паспорт образовательных программ». Зарегистрировано в ОФАП, свидетельство от 15.12.2003 г. № 3050; - ИС «Управление студенческим составом». Зарегистрировано в ОФАП, свидетельство от 15.12.2003 г. № 3052; - ИС «Управление учебным процессом»: построение учебных планов, графика учебного процесса, компетентностных моделей выпускника; - ИС «Учет УМКД»: учет учебно-методической обеспеченности дисциплин; - ИС «Отчеты»: шаблоны аннотаций, учебных программ; компетентностные модели выпускника, рабочие учебные планы, планы и отчеты о работе ППС и кафедр, распределение учебной нагрузки между кафедрами и преподавателями и др.; - ИС «Расписание»; - ИС «Успеваемость». Зарегистрировано в ОФАП, свидетельство от 12.08.2005 г. № 5084. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса по ООП регламентируется внутривузовскими стандартами ВГУЭС: - СТО 1.003-2004. «Виды вузовского учебно-методического обеспечения. Термины и определения»; - СТП 1.201-2006 «Учебно-методический комплект дисциплины. Учебно-методический комплект специальности. Структура и форма представления»; - СТО 1.202–2007 «Аннотация дисциплины. Структура и форма представления»; - СТО 1. 203-2009 «Учебная программа. Структура и форма представления»; - СТО 1.219-2008 «Электронные дополнительные учебные материалы. Мультимедийные презентации учебного курса». Основой учебно-методического обеспечения являются учебно-методический комплект дисциплины и учебно-методический комплект специальности. Учебно-методический комплект дисциплины (далее УМКД) – минимальный набор учебно-методических материалов, необходимый для проведения всех видов занятий. УМКД представлен полиграфическими учебными изданиями и/или цифровыми учебно-методическими изданиями и материалами и имеет следующую структуру: - программная часть; - теоретическая и практическая части; - фонды оценочных средств для текущего и промежуточного контроля результатов обучения (компетенций и ЗУВов); - литературные источники. Элементы структуры учебно-методического комплекта дисциплины представлены следующими видами методических материалов (Таблица 5.1). Таблица 5.1 – Элементы структуры УМКД
Помимо УМКД по каждой ООП создается учебно-методический комплект направления (специальности) (далее – УМКС), включающий учебный план, программы научно-исследовательской и научно-педагогической практик, программу НИР и методические рекомендации по подготовке магистерской диссертации. Контроль качества учебно-методического обеспечения осуществляется учебно-методическими комиссиями институтов (УМК) и коллегиальными органами управления – учебно-методическим и редакционно-издательскими советами (УМСО и РИСО) университета, которые действуют на основании положений: - СТО 1.308-2008 «Положение о редакционно-издательском совете»; - СТО 1.309-2008 «Положение об учебно-методическом совете»; - СТО 1.310-2008 «Положение об учебно-методической комиссии института/филиала».
Библиотека ВГУЭС – это современный информационный комплекс, предоставляющий доступ к фондам печатных документов, документов на технических носителях информации, базам данных, к мировым информационным ресурсам. Фонды библиотеки предназначены для использования в учебных и научных целях всеми категориями пользователей библиотеки. Библиотека располагает тремя читальными залами на 762 посадочных места, 80 автоматизированными рабочими местами для пользователей, имеет выход в глобальную сеть Интернет. Все залы библиотеки находятся в зоне доступа к Wi-Fi. На сайте библиотеки http://lib.vvsu.ru/russian/ отражен перечень сервисов, предоставляемый библиотекой, а так же ссылки на электронные полнотекстовые ресурсы: ЭБС, базы данных международных информационных фирм и агентств, ссылки на бесплатные ресурсы, виртуальную библиотеку трудов преподавателей университета. Фонд библиотеки ВГУЭС представлен различными видами отечественных и зарубежных изданий (научной, учебной, художественной литературы), неопубликованных, аудиовизуальных и электронных документов, электронных ресурсов и ЭБС и составляет более 900 тысяч экземпляров. Большую часть библиотечных ресурсов составляют электронные полнотекстовые документы. Библиотека предоставляет доступ к самым крупным и значимым электронным полнотекстовым мировым ресурсам, по всем направлениям, изучаемым в университете. Доступ ко всем ресурсам для пользователей библиотеки ВГУЭС возможен с любого компьютера на территории университета. Объем фонда основной учебной литературы с грифом Минобрнауки России, других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, имеющих в ведении высшие учебные заведения, и учебно-методических объединений вузов России от общего количества экземпляров составляет: по дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла – 70%, по дисциплинам общепрофессионального цикла – 50%, по дисциплинам профессионального цикла – 74%. Каждому магистранту предоставлен доступ к фондам библиотеки и следующим библиотечным ресурсам: 1 Периодические издания: «Дизайн. Материалы. Технология», «Дизайн и технологии», «Швейная промышленность», «Индустрия моды», «Ателье», «Модный магазин. От эскиза до прилавка», «Интерьер + дизайн», «Гостиница и ресторан: дизайн и интерьер», «Техническая эстетика и промышленный дизайн», «Дизайнер», «Дизайн иллюстрейтед», «Мир дизайна», «Ап-арт дизайн», «Галерея: интерьер, дизайн, декор», «Реклама и дизайн на улицах Москвы», «Вестник образования в России», «Высшее образование сегодня»,«Информационные технологии», «Музейное дело и охрана культурного наследия», «AD/Architectural digest», «Burda», «Collezioni», «Cosmopoliten», «Elle», «Fashion collection», «Harpers Bazaar», «Vogue», «International Textiles». 2 Электронные полнотекстовые документы и электронно-библиотечные системы представлены в таблице 5.2. Таблица 5.2 – Электронные полнотекстовые документы и электронно-библиотечные системы
5.3 Кадровое обеспечение Реализация данной ООП магистратуры обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. На штатной основе привлекается 100% преподавателей. Доля преподавателей с ученой степенью в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, составляет 75%. Доля докторов наук, профессоров в общем числе преподавателей составляет 12%. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла привлечены 23,5% преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. 100% преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, имеют ученые степени и ученые звания, при этом доля докторов наук или профессоров составляет 11,7%. Руководителем ООП по направлению подготовки 072500.68 «Дизайн», профиль подготовки «Дизайн костюма» является Шеромова И.А., доктор технических наук, профессор кафедры сервисных технологий. Член диссертационного Совета К 212.023.01 при ФГБУ ВПО ВГУЭС. Научная специализация Шеромовой И.А. – разработка методологии проектирования изделий различного назначения на основе исследования и прогнозирования свойств материалов для одежды. Cписок научно-методических трудов насчитывает более 160 наименований, из них 5 монографий, 17 статей в журналах, рекомендованных ВАК, 16 патентов, 2 учебных пособия с грифом РУМЦ. Руководство и участие в научных проектах: «Моделирование и исследование деформационно-релаксационных свойств легкодеформируемых волокнистых материалов при фиксированной начальной деформации» (ЕЗН Минобрнауки РФ, 2010-2011 гг); «Исследование и моделирование процессов жизненного цикла изделий из волокнистых материалов на основе стратегии CALS» (ЕЗН Минобрнауки РФ, 2011 г.); «Разработка информационного обеспечения интеллектуальных обучающих систем в области индустрии моды» (ЕЗН Минобрнауки РФ, 2012 – 2013 гг.); «Исследование и разработка информационно-технического сопровождения жизненного цикла изделий из волокнистых материалов на основе стратегии CALS» (ЕЗН Минобрнауки РФ, 2012 – 2013 гг. ); «Решение комплексных проблем технологии изготовления изделий легкой промышленности и объектов сервисной деятельности на базе кафедры сервиса и моды» (Проект Программы стратегического развития университета № 2.2.2, 2012 – 2013 гг.). И. А. Шеромова являлась научным руководителем 4 кандидатских диссертаций по специальности 05.19.04 — Технология швейных изделий, защищенных в соответствующих диссертационных советах гг. Санкт-Петербурга и Владивостока. В период с 1995 по 2011 гг. Шеромова И. А. являлась членом оргкомитета международных и региональных конкурсов молодых дизайнеров одежды «На рубеже веков», «Пигмалион» (г. Владивосток).Награды: Почетная грамота Минобрнауки, нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования». Руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание:
- Королева Л. А. – кандидат технических наук, доцент, член диссертационного Совета К 212.023.01 при ФГБУ ВПО ВГУЭС. Автор 140 публикаций, из них 115 научных работ, 5 монографий. Являлась научным руководителем кандидатской диссертации по специальности 05.19.04 — Технология швейных изделий, защищенной в соответствующем диссертационном совете г. Владивостока. Руководитель проекта «Разработка информационного обеспечения интеллектуальных обучающих систем в области индустрии моды» (ЕЗН Минобрнауки РФ, 2012 – 2013 гг.). В период с 1995 по 2011 гг. Королева Л. А. являлась членом оргкомитета международных и региональных конкурсов молодых дизайнеров одежды «Brother CUP» (Китай, Пекин), «На рубеже веков», «Пигмалион» (г. Владивосток); - Слесарчук И. А. – кандидат технических наук, доцент, член диссертационного Совета К 212.023.01 при ФГБУ ВПО ВГУЭС, автор 69 научных и учебно-методических работ, соавтор 5 патентов. Являлась научным руководителем кандидатской диссертации по специальности 05.19.04 — Технология швейных изделий, защищенной в соответствующем диссертационном совете г. Владивостока. Руководитель гранта «Разработка информационной базы для проектирования одежды из высокоэластичных материалов» (2000-2002 гг.). Принимала участие в научных проектах: «Прогнозирование свойств и состояний высокоэластичных материалов при разработке технологии проектирования трикотажных спортивных изделий» (2003-2004 гг.); «Прогнозирование совйств и структур высокоэластичных материалов в равновесном и напряженно-деформированном состояниях» (2004-2006 гг.); «Исслеодвания деформационных свойств легкодеформируемых композитов в процессах жизненного цикла и разработка принципов управления их напряженно-деформированным состоянием в системе материал-изделие» (№ Гос регистрации 01200963620), (2007-2009 гг.), «Моделирование и исследование деформационно-релаксационных свойств легкодеформируемых волокнистых материалов при фиксированной начальной деформации» (ЕЗН Минобрнауки РФ, 2010-2011 гг); «Исследование и моделирование процессов жизненного цикла изделий из волокнистых материалов на основе стратегии CALS» (ЕЗН Минобрнауки РФ, 2011 г.); «Исследование и разработка информационно-технического сопровождения жизненного цикла изделий из волокнистых материалов на основе стратегии CALS» (ЕЗН Минобрнауки РФ, 2012 – 2013 гг. ); «Решение комплексных проблем технологии изготовления изделий легкой промышленности и объектов сервисной деятельности на базе кафедры сервиса и моды» (Проект Программы стратегического развития университета № 2.2.2, 2012 – 2013 гг.). Принимала участие в организации круглого стола Международного молодежногофестиваля городов-побратимов в области дизайна; - Фалько Л. Ю. – кандидат технических наук, доцент, начальник Учебно-методического управления ФГБУ ВПО ВГУЭС. Автор 65 научных и учебно-методических работ, в том числе одной коллективной монографии и 5 публикаций в журналах, входящих в список ВАК. Участник Международного форума «Особенности национальной моды» (2002 г., Республика Корея), руководитель гранта «Имидж женщины-лидера» (2003 г., AIREX, США); ответственный исполнитель гранта PROMO_RF0509, соисполнитель Международного проекта ТЕМПУС 145177-TEMPUS-2008-IT-SMGR «Разработка модели профессионального признания иностранных квалификаций в России», координатор проекта в России УрФУ (2009-2011 гг.). - Зайцева Т. А. – доцент кафедры сервисных технологий, член Союза дизайнеров России, член Союза Дизайнеров России, почетный работник высшего профессионального образования РФ. Количество публикаций 64, в том числе 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК, 54 учебно-методических и научных работ и 7 патентов. Участвовала в научно-исследовательской работе ГК № 02.438.11.7047 по Этносервису (2006 г.). Творческие коллекции моделей одежды, разработанные студентами под ее руководством, отмечены дипломами и ценными призами Международных конкурсов молодых дизайнеров «Brother CUP», «China CUP», «Famory CUP», «HUMEN CUP» (Китай, гг. Пекин, Шанхай, Гуанчжоу), «Mittelmoda eastern Europe Award», «Podium» (Чехия, г. Брно), «IT”S#3» (Италия, г. Триеста); «Podium» (Египет, г. Шарм-эль-Шейх, Узбекистан, г. Ташкент, ЮРГУЭС); Международного фестиваля молодежной культуры «Faut cu sa bouge» (Бельгия, г. Брюссель); «Ueda College» (Япония, г. Осака), «Губернский стиль» г. Воронеж. Занятия по дисциплинам профессионального цикла ведут преподаватели из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений: - Клочко И. Л. – канд. техн. наук, доцент, директор ООО «Мега-Т» и ООО «Милена», эксперт фирменного стиля, член диссертационного Совета К 212.023.01 при ФГБУ ВПО ВГУЭС. Список научных публикаций насчитывает 74 наименований, из них 7 монографий, 3 Свидетельства на программы для ЭВМ; - Евменьева Е.О. - директор ОО «Succub» (г. Владивосток), Шоу-room “Крылья» (г. Хабаровск), дизайнер костюма, Участник международных конкурсов дизайнеров одежды «Русский силуэт», «На рубеже веков», «Пигмалион», член профессионального жюри регинального конкурса дизайнеров одежды «Пигмалион» (2011-2012 гг., г. Владивосток).
5.4 Материально-техническая база ВГУЭС, реализующий основную образовательную программу по направлению подготовки 072500.68 «Дизайн», профиль подготовки «Дизайн костюма», располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы магистрантов, предусмотренных учебным планом, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лекционные аудитории, специализированные лаборатории, компьютерные классы, лингафонные кабинеты, научные лаборатории. Лекционные занятия проводятся в аудиториях, оснащенных мультимедийным оборудованием, что позволяет применять современные образовательные технологии. Для проведения практических и лабораторных занятий используются специализированные лаборатории в соответствии с требованиями ФГОС: - 4 профессиональных лаборатории для проведения занятий по дисциплинам «Процессы изготовления изделий современной моды», «Инновационные средства формообразования костюма», «Спецрисунок в дизайне костюма», «Спецживопись в дизайне костюма», «Специальная графика костюма», «Дизайн-проектирование костюма», фотолаборатория, 2 лаборатории моделирования и черчения; - 2 швейные мастерские (мастерская макетирования и изготовления костюма); - производственные мастерские – скульптурная и макетная; - специально оборудованные кабинеты и аудитории – 2 проектные мастерские; - 3 компьютерных класса, оснащенных компьютерами (всего 46 компьютеров) с необходимым лицензионным программным обеспечением: Adobe CS3 Standart – 37 ед.; Adobe Photoshop CS5 – 10 ед.; Adobe Flash CS4 – 17 ед.; Corel Draw X4 – 15 ед.; Autodesk AutoCad – 42 ед.; V-Ray SP – 14 ед.; 3D Studio MAX – 23 ед. Занятия по дисциплине «Деловое общение на иностранном языке» проводятся в лингафонных кабинетах. Проведение научно-исследовательской работы осуществляется в проектных мастерских и лабораториях моделирования и черчения, закрепленных за кафедрой дизайна. Каждый магистрант на время самостоятельной подготовки обеспечен рабочим местом в библиотеке с выходом в интернет и доступом к электронным изданиям и информационным образовательным ресурсам в соответствии с объёмом изучаемых дисциплин. Состояние материальной базы удовлетворяет требованиям ФГОС в плане обеспечения на современном уровне подготовки магистрантов по данной ООП. 6 Характеристика социально-культурной среды вуза, обеспечивающей развитие общекультурных компетенций магистрантов Социально-культурная среда Владивостокского государственного университета экономики и сервиса способствует формированию и развитию общекультурных (социально-личностных) компетенций студентов: активной гражданской позиции, становлению их лидерских способностей, коммуникативных и организаторских навыков, умения успешно взаимодействовать в команде. Данные качества позволяют выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и быть востребованным на рынке труда. Работа по привлечению студентов к инновационной деятельности, их постепенной адаптации к условиям и правилам функционирования профессиональной среды, приобщению к историческим, социальным и культурным ценностям города, края и страны ведется во ВГУЭС системно.
Различные аспекты этой работы реализуются силами многочисленных студенческих объединений и курирующих их структурных подразделений университета, относящихся к сферам ответственности проректора по учебной и воспитательной работе (заместителя проректора по учебной и воспитательной работе по вопросам воспитания обучающихся). Ядром, аккумулирующим и реализующим молодежные инициативы в рамках университета, является созданный в октябре 1998 г. Молодежный центр, который входит в структуру ВГУЭС, размещается в нескольких хорошо оборудованных помещениях и располагает передовой материальной базой для развития студенческих творческих коллективов и объединений по интересам. Целью деятельности Молодежного центра является формирование и развитие социокультурной среды, обеспечивающей профессиональное, творческое и общественное самовыражение и саморегуляцию личности студента. Деятельность Молодежного центра направлена на выявление и развитие потенциальной одаренности обучающихся в самых разнообразных сферах, а также на привлечение широких студенческих масс к участию в общественной жизни университета, города, региона и страны. В рамках Молодежного центра всем желающим предоставляются возможности пройти обучение и получить консультации у профессиональных специалистов и педагогов, что способствует развитию интеллектуальных, творческих, предпринимательских способностей и интересов молодежи, позволяет студентам воплотить в жизнь свои самые смелые проекты, проявить находчивость, коммуникативные, организаторские и лидерские способности. В рамках Молодежного центра успешно развиваются многочисленные студенческие объединения: студия современного танца «Грани», ансамбль народного танца «Алиса ВГУЭС», ансамбль эстрадной песни «Экспромт», студия классического балета и художественной гимнастики, народный ансамбль спортивного бального танца «Элегия»; хип-хоп проект «Гран-при»; открытая студенческая лига КВН ВГУЭС (в статусе первой лиги Приморского КВН). Многие мероприятия творческих коллективов Молодежного центра проводятся на площадке одного из лучших театрально-концертных залов г. Владивостока – студенческого театрально-концертного комплекса «Андеграунд», способного вместить 800 зрителей. Студенческий театрально-концертный комплекс «Андеграунд» является структурным подразделением ВГУЭС. Совет студенческих объединений ВГУЭС координирует совместно с различными структурными подразделениями университета вопросы студенческого самоуправления, участия студентов в образовательной, научной и общественной жизни вуза. Основными направлениями деятельности Совета являются: участие в учебном процессе и внеучебной деятельности, социально-экономическая поддержка студентов, организация их отдыха и досуга, оздоровительно-спортивная работа. Студенческий совет студенческого городка ВГУЭС совместно с администрацией университета решает проблемы, возникающие в процессе проживания обучающихся в общежитии, способствует созданию благоприятных условий для комфортного проживания, активного участия студентов в управлении делами студенческого городка ВГУЭС. В Совет старост университета входят советы старост институтов. Профильные студенческие отряды (отряд проводников «Экспресс ВГУЭС», путинный отряд «Кристалл ВГУЭС», педагогический отряд «Территория инициативы», добровольная пожарная дружина) объединяют студентов, добровольно изъявивших желание в период каникул работать на предприятиях различных отраслей экономики. Более 12 лет во ВГУЭС действует Корпус волонтеров. Практически ни один значимый социальный проект на территории Приморья не обошелся без участия волонтеров ВГУЭС, а многие из этих проектов были инициированы самими волонтерами. В 2010 году университет вошел в число 26 победителей всероссийского конкурса вузов на право открытия центра подготовки волонтеров для Зимних Олимпийских игр Сочи-2014. В настоящее время центр волонтеров ВГУЭС стал структурным подразделением университета и в его рамках ведется подготовка волонтеров к таким спортивным и общественно-политическим мероприятиям, как Олимпиада в г. Сочи в 2014 году и универсиада в г. Казани в 2013г. В 2012 году добровольцы Центра волонтеров смогли попробовать свои силы в качестве волонтеров на Олимпиаде в Лондоне-2012 и на Саммите АТЭС во Владивостоке-2012. Волонтеры ВГУЭС – постоянные инициаторы и активные участники серии социальных и экологических проектов. Внеучебная воспитательная деятельность во ВГУЭС регламентируется следующими документами, утвержденными ректором: - План работы Совета студенческих объединений; - Положение о Молодежном центре; - Положение об отделе организации воспитательной работы; - Положение о Центре волонтеров; - Положение о Совете студенческих объединений; - Программа развития деятельности студенческих объединений. Информационное сопровождение обеспечивается официальным сайтом университета http://www.vvsu.ru, журналом «ВГУЭС - территория новых возможностей». Важную роль в воспитательной работе играет библиотека университета: проводятся регулярные выставки, беседы, литературные обзоры, библиографические консультации. Библиотека помогает сформировать ценностные ориентации студентов, сохраняет и приумножает традиции университета. Студенты принимают активное участие в мероприятиях, проводимых отделом организации воспитательной работы и Молодежным центром. На протяжении 10 лет проводятся фестивали, которые включены в приоритетный национальный проект «Образование» при поддержке Президента России в части «Премии для поддержки талантливой молодежи». Это открытый фестиваль хип – хоп культуры «Андеграунд – путь к свету», открытый региональный фестиваль творческой молодежи «Фолк сити», открытый региональный фестиваль молодых дизайнеров «Пигмалион». Организация такого рода мероприятий способствует развитию новых творческих направлений, продвижению новых течений молодежной субкультуры, а также созданию имиджа университета как прогрессивного вуза, поддерживающего все новое и интересное. Также для студентов регулярно проводятся ставшие уже традиционными мероприятия: фестиваль театральных коллективов «Белая чайка»; фестиваль «Звёздная осень ВГУЭС» (конкурс художественной самодеятельности студенческого городка для студентов – непрофессионалов), международная спартакиада для студентов, проживающих в общежитиях «Здорово живём!»; ежегодный конкурс «Общежития ВГУЭС – территория достойной жизни»; патриотическая акция «Гордость»; социальные благотворительные акции «Забота», «Подари детям улыбку»; акция «ВГУЭС - территория без наркотиков» (проводятся тренинги для обучения студентов работе по профилактике наркомании, СПИДа, ЗППП. Студенты, прошедшие обучение, организовывают тренинги для старшеклассников в школах г. Владивостока, а также в университете); конкурсы профессионального мастерства; торжественная линейка для первокурсников; посвящение в студенты; День влюбленных; конкурс «Мисс и мистер ВГУЭС», Татьянин день и др. В университете созданы условия для занятий физической культурой и спортом. Инфраструктура спортивных сооружений ВГУЭС во Владивостоке включает 7 крытых спортивных комплексов и 9 открытых спортивных сооружений. В их числе 32 спортивных зала (залы для игровых видов спорта, шейпинга, аэробики, йоги, тяжелой атлетики, борьбы, бокса, настольного тенниса, тренажерные залы и пр.), легкоатлетический манеж, летние спортплощадки под открытым небом, 6 бассейнов. Таким образом, во ВГУЭС выполняется главная задача внеучебной воспитательной деятельности - создание студентам возможностей и стимулов для дальнейшего самостоятельного решения возникающих проблем как профессиональных, так и жизненных на основе гражданской активности и развития систем самоуправления. В целом, в вузе сформирована необходимая среда для обеспечения развития общекультурных компетенций студентов.
В соответствии с ФГОС ВПО, Типовым положением о вузе и Уставом ВГУЭС оценка качества освоения магистрантами ООП включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП регламентируется следующими внутривузовскими стандартами: - СТП 1.111-2003 «Практика. Виды и требования»; - СТО 1.112-2009 «Итоговая государственная аттестация выпускников высшего профессионального образования. Виды и требования»; - СТО 1.113-2006 «Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов»; - СТП 1.114-2006 «Положение о промежуточной (семестровой) аттестации знаний студентов и слушателей»; - СТО 1.115-2007 «Об обучении студентов по индивидуальным планам и индивидуальным графикам. Свободное посещение занятий». 7.1 Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестацияТекущий контроль проводится постоянно в ходе учебных занятий с целью выявления объема, качества освоения знаний каждого раздела, темы, уровня овладения навыками самостоятельной работы обучающимися; эффективности используемых методов и способов ведения занятий, путей и средств их совершенствования. Текущий контроль успеваемости осуществляется по каждой учебной дисциплине, входящей в образовательную программу, в том числе по факультативным дисциплинам и дисциплинам по выбору. Основные формы текущего контроля: - устный опрос; - проверка выполнения индивидуальных заданий (расчетно-графических работ); - защита лабораторных работ, - тестирование (бланковое или компьютерное); - презентация (индивидуальное или групповое представление выполненного задания); - анализ деловых ситуаций (анализ вариантов решения проблемы, обоснование выбора оптимального варианта решения); - комплексные задания, моделирующие реальные ситуации профессиональной деятельности. Для проведения текущего контроля (аттестации) кафедрами разработаны фонды оценочных средств, которые включают: - типовые и разноуровневые задания для практических занятий, лабораторных работ, коллоквиумов, зачетов; - задания для деловой и/или ролевой игры; - задания для портфолио; - темы для эссе (рефератов, докладов, сообщений); - темы для круглого стола (дискуссии, полемики, диспуты, дебаты); - комплект заданий для выполнения расчетно-графических работ. Формы проведения текущего контроля определяются учебной программой дисциплины. Текущий контроль осуществляют все преподаватели, ведущие различные виды занятий по данной дисциплине. Для проведения промежуточной аттестации используются экзаменационные билеты или педагогические тестовые материалы для проведения экзаменов. Разработанные оценочные средства позволяют оценить степень сформированности компетенций магистрантов. Фонды оценочных средств для проведении текущей и промежуточной аттестации размещены на сайте ВГУЭС: в Хранилище цифровых полнотекстовых материалов (http://www.vvsu.ru/ddm), файловом сервере студентов (\\studdc1\Students File Server), ИС «СИТО» (http://eva.vvsu.ru/cito), в составе УМКД на кафедре. Процедура организации и проведения текущего контроля и промежуточной аттестации определяется внутривузовским стандартом СТП 1.114-2006 «Положение о промежуточной (семестровой) аттестации знаний студентов и слушателей». 7.2 Итоговая государственная аттестация студентов-выпускников Итоговая государственная аттестация является обязательной и осуществляется после освоения основной образовательной программы в полном объеме. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Процедура организации и проведения итоговой государственной аттестации определяется внутривузовским стандартом СТО 1.112-2009 «Итоговая государственная аттестация выпускников высшего профессионального образования. Виды и требования». Выполнение ВКР направлено на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС: - способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); - способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2); - использует на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ (ОК-4);
- способен к эксплуатации современного оборудования и приборов (ОК-7); - способен к активному общению в творческой, научной, производственной и общекультурной деятельности (ОК-8); - готов синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению проекта; научно обосновать свои предложения и составить подробную спецификацию требований к проекту; разрабатывает проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи (ПК-2 – проектная деятельность); - способен к решению задач в учебной и профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники; способен к моделированию процессов, объектов и систем используя современные проектные технологии (ПК-3 – информационно-коммуникативная деятельность); - способен организовать рабочие места, осуществлять профилактику производственного травматизма, профессиональных заболеваний и следить за предотвращением экологических нарушений; готов к проведению опытно-конструкторских работ (ПК-4 – производственно-технологическая деятельность); - способен организовать работу творческого коллектива исполнителей; готов к принятию профессиональных и управленческих решений, определению порядка выполнения работ и поиску оптимальных решений при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости (ПК-5 – организационно-управленческая деятельность); - способен представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных художественных средств редактирования и печати (ПК-6 – научно-исследовательская деятельность); - способен выбирать необходимые методы исследования и творческого исполнения; модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования либо художественного творчества (ПК-7 – научно-исследовательская деятельность); - имеет целостное представление о проведении процедуры консультационного характера (ПК-9 – экспертно-консультационная деятельность). Методические указания по выполнению ВКР размещены в Приложении 10. Тематика ВКР обновляется ежегодно, рассматривается и утверждается на заседании выпускающей кафедры. Утвержденная тематика размещена в Приложении 11.
8.1 Качество подготовки студентов по ООП регламентируется и обеспечивается следующими внутривузовскими стандартами ВГУЭС: - СТП 1.004-2003 «Общие требования к представлению содержания, оформлению и порядку подготовки вузовских учебных изданий»; - СТО 1.005-2007 «Общие требования к оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых работ (проектов), рефератов, контрольных работ, отчетов по практикам, лабораторным работам»; - СК-СТО-ПЛ-04-1.110 -2011 «О стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся, студентов, аспирантов и докторантов»; - СТО 1.115-2007 «Об обучении студентов по индивидуальным планам и индивидуальным графикам. Свободное посещение занятий»; - СТП 1.303-2006 «Положение об институте (на правах факультета)»; - СТО 1.305-2006 «Положение о кафедре»; В данный перечень не включены внутривузовские стандарты, которые приведены ранее в настоящем документе. 8.2 Обеспечение компетентности преподавательского состава осуществляется в соответствии со следующими документами: - Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации (приказ Минобразования РФ от 26.11.2002г. № 4114); - Положение о порядке присвоения ученых званий (постановление правительства РФ от 29.03. 2002г. № 194); - Положение о кадровой комиссии ВГУЭС; - Порядок избрания ППС на должности во ВГУЭС; -СК СТО-28-001-2010 «О конкурсе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса «Преподаватель года»; - Рейтинговая система оценки деятельности профессорско-преподавательского состава ВГУЭС. 9 Изменения, вносимые в ООП Лист изменений, внесенных в ООП, размещен в Приложении 12. |