«детство в европейской культуре» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«детство в европейской культуре» - страница №1/1

«ДЕТСТВО в европейской культуре»

Отношение к ребенку, детству в историческом


контексте претерпело существенные изменения:
путь от ребенка, как раба, которого можно было продать,
к ребенку как цели патриархального брака;
от ребенка - маленького взрослого - к ребенку как
самостоятельной ценной в себе личности.

В. В. Абраменкова

Ллойд Демоз – американский психоаналитик, социолог и историк, подразделяет всю историю Детства на шесть периодов, каждому их которых соответствует определенный стиль воспитания и форма взаимоотношений между родителями и детьми.

Инфантицидный стиль (с древности до IV в. н. э.) характеризуется массовым детоубийством. Ребенка, который не был безупречен по форме, как правило, убивали. Демоз пишет: «Детоубийство в античности обычно игнорируют, несмотря на буквально сотни ясных указаний античных авторов на повседневность и общепринятость этого акта. Детей швыряли в реку, в кучу навоза, в помойную яму, сажали в кувшин, чтобы уморить голодом, оставляли на пригорке или на обочине дороги на растерзание птицам и диким зверям».

Бросающий стиль (IV-XIII вв.). Как только культура признает наличие у ребенка души, инфантицид снижается, но ребенок остается для родителей обузой. Главное средство избавления от неё - оставление ребенка, стремление сбыть его с рук. Младенца сбывают кормилице, либо отдают в монастырь или на воспитание в чужую семью, либо держат заброшенным и угнетенным в собственном доме.

Амбивалентный стиль (XIV-XVII вв.) характеризуется тем, что ребенку уже дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей и его начинают окружать вниманием, однако ему еще отказывают в самостоятельном духовном существовании. Типичный педагогический образ этой эпохи – «лепка» характера. Если же он сопротивляется, его беспощадно бьют, выколачивая «своеволие» как злое начало.

Навязчивый стиль (XVII в.). Ребенка уже не считают опасным существом или простым объектом физического ухода, родители становятся к нему значительно ближе. Однако это сопровождается навязчивым стремлением полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка. Это усиливает конфликты отцов и детей.

Социализирующий стиль (XIX - середина XX в.) делает целью воспитания не столько завоевание и подчинение ребенка, сколько тренировку его воли, подготовку к будущей самостоятельной жизни. Ребенок видится и воспитателям, и родителям как объект социализации.

Помогающий стиль (с середины XX в.) предполагает, что ребенок лучше родителей знает, что ему нужно на каждой стадии жизни. Поэтому родители стремятся не столько дисциплинировать или «формировать» его личность, сколько помогать индивидуальному развитию.

В европейской философской традиции первым попытался внести понятие «ребёнок» Гераклит, который сказал: «Вечность есть играющее дитя, которое расставляет шашки: царство (над миром) принадлежит ребенку». Платон решает вполне актуальные социальные проблемы детства, связанные с устоями идеального государства. Он оправдывает деторождение необходимостью восполнять количественный состав граждан полиса и проявляет заботу об их воспитании в специальных условиях, вне семьи и матери, которая способна избаловать и испортить ребенка. Главная причина, определяющая подобный подход - задача преследовать цели рода и государства. Достижение этой цели оправдывает и инфантицид в отношении к больным и неполноценным младенцам. В работе «Государство» он пишет: «…даже игры наших детей должны как можно больше соответствовать законам, потому что, если они становятся беспорядочными и дети не соблюдают правил, невозможно вырастить из них серьезных законопослушных граждан».

Французский историк Ф.Арьес был первым, кто попытался выяснить, когда впервые и почему взрослые заинтересовались ребенком как личностью. Он считает, что понятие детства лишено универсальности и в разные эпохи имело отличное культурное и социальное содержание. По его мнению, то, как общество воспринимает детей, одна из главных характеристик культуры в целом. Отсчет истории детства в европейской культуре он начинает с XII века, с периода невыделенности детской фигуры для культурного восприятия. Материалом исследования для него выступили полотна художников. Проведённые исследования привели его к выводу, что вплоть до XIII в. художники не пытались изображать реальных детей (только уменьшенные копии взрослых). Образ ребенка отличался от взрослого лишь ростом и силой. Эстетическая невыраженность детства была знаком его незаметности.

Несколько детских типичных образов: ангел, младенец Иисус или Богоматерь с Сыном, обнаженный ребенок появляются в искусстве к XIII веку. Все три типа объединены одной общей чертой - анонимностью детства, за исключением Христа, который в большей мере служит символом святости материнства.

К концу XIV в. живопись заполняет образ обнажённого младенца, который, также, становится и элементом декора, повторявшимся повсеместно, он символизировал практически недостижимый для того времени идеал здоровья и красоты, выступая контрастом на фоне высокого уровня детской смертности, болезней и физических увечий.

К XV-XVI вв., по мнению историка, искусство начинает приоткрывать образ ребенка в мире повседневности: появляются картины с изображением детей в кругу семьи и постепенно фигура ребенка перемещается в центр художественной композиции, а вместе с этим возникает и новая техника написания портрета ребенка. Образ ребенка и характер его картинного исполнения приближаются к реализму и дети попадают в поле внимания взрослых. Признаком преодоления безразличия к детству, как считает Ф. Ариес, служит появление в XVI веке портретов умерших детей, смерть которых переживалась теперь как действительно невосполнимая утрата.

Важным символом изменения отношения к детству служит одежда. В Средние века ребенка сразу же одевали в костюм соответствующего социального статуса, ничем не отличавшийся от одежды взрослого. Только в XVI- XVII веках появляется специальная детская одежда. Таким образом, по мнению Ф. Ариеса, формирование детского костюма стало внешним проявлением глубоких внутренних изменений отношения к детям в обществе - теперь они начинают занимать важное место в жизни взрослых.

В конце XVII - начале XVIII веков нравы постепенно стали смягчаться. Под влиянием нескольких поколений гуманистов (Э. Роттердамский, Я. Коменский и др.) телесные наказания становятся реже, некоторые вовсе от них отказываются. Появляется понятие о человеческом достоинстве ребенка, а позже о его праве на более или менее самостоятельный выбор жизненного пути.



Список использованной литературы

  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.;-Воронеж, 2000. - 414 с.

  2. Носко И.В. Детство как психосоциокультурный феномен.- Статья опубикована в сборнике «Социальная работа в Сибири». Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004 - 180с. (с. 118 - 132)