Детский спортивный лагерь - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Детский спортивный лагерь - страница №1/2


Детский спортивный лагерь


«ЭНТУЗИАСТ»

«Вожатская копилка»
методические и дружеские советы

для новичков и корифеев





Ты решил поработать в лагере.


Зачем тебе это надо?
Ты уже ответил себе на этот вопрос?

Еще не поздно вернуться к размеренной, спокойной жизни, к дивану и телевизору, к высокой зарплате(в нашей среде это пока редкость ),потому что в лагере об этом придется забыть. Здесь работают не «потому что», а «несмотря ни на что»


Тебе сказали, что здесь классно, интересно?

А рассказали, что для этого придется делать?

Говорили, что весело. Да?

А про бессонные ночи не упоминали?

С детьми не соскучишься?

Это уж точно. Всегда нужно быть начеку!

Какая это ответственность - детская жизнь!
И все же лагерь-это прекрасное явление для знатоков.

Главное -не убегай не разобравшись что к чему.
Дорогой друг! Соратник! Союзник! Сотрудник! Товарищ! Коллега!

Если еще «нет», то, вероятнее всего, будешь. Потому что тот, кто едет в лагерь с открытым сердцем, доброй душой, стремится к неспокойной, но интересной и насыщенной жизни, новым впечатлениям, знаниям, умениям, опыту, кто неустанно пополняет копилку жизненных ценностей…находит здесь то, что ищет.


Попробуешь?

Удачи!

Тогда тебе нужно несколько уроков по негласным правилам поведения в ДОЛ.




Что следует помнить о нормах поведения c детьми:


  • Дети Вам ничего не должны.… А Вы им обязаны на основании Вашего заявления о приеме на работу и добровольном возложении на себя обязанностей.

  • Вы приехали в лагерь, чтобы обеспечить детям приятный и полезный отдых, а не дети, чтобы обеспечить Вас местом работы.

  • Ничего не требуйте категорично - убеждайте в разумности, рациональности, необходимости. Требуйте мягко, но жестко.

  • Главное в любом деле - обеспечить сохранность жизни и здоровья детей, а потом уже творческая и личностная реализация.

  • Не перекладывай ответственность за детей и работу на других. Это неудачный и бесчестный ход. Непризнание меры ответственности, на самом деле не снимает ее.

  • Постарайся все решать по-доброму, спокойно, без угроз (тем более, если Вы их не сможете осуществить). Вначале используй внутренние ресурсы, а уж потом переходи к более кардинальным мерам, значимым лицам, постепенно набирая «обороты» до получения нужного результата.

  • Не забывай о том, что Вы сейчас для детей значите очень много…Ты - мама , папа, брат, сестра, священник, друг, помощник, учитель, советчик, судья…

  • Правильно почувствовать, понять чего от Вас ожидают, соответственно отреагировать - залог успеха в общении и работе.

  • Пользуйся историческим опытом общения и работы с детьми. Активно используй свой позитивный опыт и личное обаяние.

  • Не повторяй ни своих, ни чужих ошибок, и других предостерегай.

  • Не бойся признавать свои ошибки перед детьми. Это укрепит твой авторитет, а совсем не наоборот.

  • Больше разговаривай с детьми, размышляй об услышанном, анализируй, умей хранить секреты, не торопись давать оценки и советы.

  • Трепетно относись к моменту доверия - это многого стоит.

  • Показывай на личном примере модель правильного поведения и общения.

  • Используй в общении с детьми юмор (не путать с сатирой и сарказмом).

  • Ты можешь, в случае необходимости, попросить о помощи более опытных педагогов, людей, которым ты доверяешь, или воспользоваться их советом. Но при этом помни: если ситуацию выпало решать тебе - значит этот опыт нужен тебе.

  • Не позволяй ни кому в вашем присутствии оскорблять или унижать ребенка. В этом вопросе нет «авторитетов».

  • «Дешевый» авторитет – плохой помощник в построении настоящих отношений. Не заигрывай с детьми. Они всегда отличают настоящее от фальшивого.

  • Все матерные, жаргонные, сленговые, оскорбительные слова- не для общения с детьми. Дети могут подумать, что их использование- это хорошо или нормально.

  • Никогда не выясняй отношений на глазах у детей.

  • Избегай задавать бестактные вопросы. Ты рискуешь получить соответствующий ответ , а других поставить в неудобное положение.

  • Мальчики и девочки не одно и то же! Они похожи только кое в чем. Поэтому строить отношения с ними нужно по-разному, использовать разные методы и приемы.

  • Нет «хороших « и «плохих» людей. Просто все мы «разные». Умей принять и по достоинству оценить эти разности.

  • Время изменяет все, в том числе нас, наши представления, идеалы, планы, педагогические подходы, детей, с их проблемами и запросами.… Поэтому чутко прислушивайся к происходящему, мудро и адекватно реагируй на происходящие процессы.

  • Дети в большинстве своем не ленивы. Их отказ от участия в жизни и работе лагеря - это скорее боязнь ошибиться, быть неуспешным, осмеянным. Найдете причину - измените следствие.

  • Переделывать детей по своему образу и подобию не следует. Твоя задача в другом - помочь стать ему самим собой.

  • Чаще вспоминай себя в возрасте твоих ребят. Ты всегда соответствовал предъявляемым требованиям?

  • Согласовывай обещания не с желаниями, а со здравым смыслом и своими возможностями.

  • Будь интересным, покоряй детей удивляй, поражай (но не наповал, особенно шокирующим внешним видом ).

Что следует помнить о нормах поведения


с коллегами по работе:

  • Если ты новичок в коллективе лагеря – сначала присмотрись и понаблюдай как здесь принято общаться, не спеши делать выводы. Первое впечатление может быть ложным (как в позитивном, так и в негативном смысле).

  • Не жди, пока работа столкнет тебя с сотрудниками лагеря - проявляй инициативу в знакомствах. Ты узнаешь намного больше из неформального общения обо всем, что тебе интересно, непонятно, или смущает.

  • С тех пор, как ты решил работать в лагере – все, что здесь происходит- касается тебя лично. Это твой дом, твоя семья и от тебя ожидают активных действий для их функционирования, содержания, процветания, развития.

  • Не проходи мимо, если увидел то, что тебя неприятно поразило, вызвало тревогу, не понравилось. Сделай все, что в твоих силах, а если не справишься сам - попроси помощи или обратись к тем, кто эту проблему может решить.

  • Не следует по любому пустяку бежать к директору. В любом коллективе есть иерархия полномочий. Сначала обратись к ближайшему звену, а затем подключай «тяжелую артиллерию». По хозяйственным вопросам можно обратиться непосредственно к специалистам, сестре-хозяйке или завхозу. По вопросам питания - к бригадиру смены на пищеблоке, дежурному мед работнику, заведующей производством. Вопросы здоровья, санитарных книжек, медицинских документов следует адресовать медикам. Педагогические вопросы сначала задайте коллегам, а затем уже старшему воспитателю, методисту, культорганизатору, психологу. Организацией и оснащением педагогического процесса, личными документами сотрудников занимается заместитель директора по воспитательной работе. Во главе пирамиды, и конечной инстанцией является директор учреждения.

  • Старайся решать все вопросы быстро, но учитывая особенности режима работы данного специалиста. Безотлагательные вопросы нужно решать незамедлительно. Текущие - по мере возможности. Фиксируйте свои обращения в журналах заявок, а если реакции нет – поднимайте вопрос на планерках.

  • Всегда и во всем проявляй спокойствие. Злость, суета и раздражение никогда не были хорошими помощниками.

  • Не доводите конфликтную ситуацию до конфликта. Выясните отношения честно и откровенно между собой, признайте взаимные ошибки, или воспользуйтесь помощью посредника.

  • Будьте добры и любезны по отношению друг к другу. Любовь можно взрастить. ЕЕ можно обрести. Золотое правило гласит: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе». Не спорим - это огромный труд. Зато какой результат!

  • Но, прежде всего - полюби себя, поверь в себя, думай позитивно обо всем. Мысли материальны, даже если их не видят, то чувствуют. Не принимай замечания в свой адрес как трагедию. Ведь известно - не ошибается только тот, кто ничего не делает. Мы ведь верим в тебя, раз ты принят в лагерную семью!

  • Улыбка и хорошее настроение делают чудеса, и просто приятны для окружающих. Используй эти средства как можно чаще. Не переноси на других свое плохое настроение. Устал- возьми тайм-аут или преодолей себя.

  • Помни: каждый рассчитывает на твои честь, благородство и такт .Только при условии соблюдения правил такого поведения ты можешь рассчитывать на аналогичное отношение к себе.

  • Стремись делать правильно и хорошо всегда, даже когда это некому оценить. Нравственность- это поступок наедине.

  • Критикуй других только тогда, когда знаешь, как исправить положение, можешь предложить свой вариант решения проблемы, а затем сам возьмешься за дело. Поверь, все тоже самое можно делать без критики. Хороший анализ и совет будут более эффективны.

  • Всегда будет актуальным закон «Что посеешь, то и пожнешь». «Сейте» только хорошие дела, добрые слова, мудрые мысли. Все равно придет время «расплачиваться или получать по счетам». Хорошее и плохое, в любом случае, дают урожай больше посева .

  • Воздерживайся от «добрых советов» и сплетен. Говори только от себя и о себе. Если что-то произошло- поставь в известность администрацию сам, как можно быстрее, честно и точно.(Таким образом ты поможешь быстрее решить проблему и не потеряешь уважение). Исключение составляют случаи, когда ситуация приобретает опасные тенденции, а виновники не хотят внять вашим предостережениям.

  • Постоянный круглосуточный контроль-обязанность руководителей ДОЛ. Не пытайся умолчать или скрыть информацию. Рано или поздно «все тайное становится явным ». Руководитель должен знать о лагере все, и принимать соответствующие решения. Не обсуждай действия руководителя и коллег, особенно в присутствии детей- это неприятно и может посеять неуважение и расколоть целостность коллектива.

  • У руководителя свои права, обязанности и ответственность. Вы хотите их разделить?

  • Ты имеешь право на свое мнение, а руководитель- на решение.

  • Равенство требований и отношения ко всем- дело чести руководителя. Ты не всегда можешь владеть информацией , повлиявшей на принятие решения. А если руководитель чего-то не знает, о чем знаешь ты- смотри предыдущий пункт и, в таком случае, раздели ответственность. Не путай профессиональные и личные отношения. Умей прощать и не завидовать. Цени по достоинству не только результат но и приложенные усилия твоих коллег. Не всем равно легко даются достижения и все талантливы и усердны в разной степени. Мудрое сердце подскажет , где истина.

  • Умей без лишней показушности (особенно если ты представитель мужской половины человечества) , добровольно взять на себя максимальный груз забот и проблем. Поддержи неуверенного, помоги занятому, подмени уставшего. Не жди указаний, просьб и упреков, умей почувствовать и понять. Не задержись на стадии намерений. Важно не опоздать в любом деле.

Все, что с опозданием - не в счет,

Радость опоздавшая не радость.

Перезревший плод теряет сладость,

Друг, пришедший поздно - не спасет.

Дай нам, Бог, возможность обрести,

Чьей-то вовремя руки коснуться,

Вовремя кому-то улыбнуться ,

Вовремя на выручку прийти.




  • За все что берешься - делай максимально хорошо, по высшему классу, чтобы было приятно самому. А окружающие в состоянии оценить твои усилия. Прости, если забудут об этом сказать.

  • Будь благодарен: жизни - за то что живешь, судьбе - за то, что ты здесь и сейчас, времени- за то, что оно у тебя есть, телу- за то, что можешь делать, природе- за ее щедрые дары, людям, что они рядом, учителям, начальникам, друзьям, врагам- за науку. В жизни нет ничего самого по себе «хорошего» или «плохого». У каждой медали две стороны. Все зависит от того, какую ты рассматриваешь, и какова твоя внутренняя позиция. В твоей власти изменить восприятие мира и быть счастливым. Жизнь отражает, как в зеркале, твой мир. Каков он?

  • Не вини себя и других за неудачи. Имей терпение и все изменится.

  • Цени время свое и других людей. Точность-вежливость королей. Пунктуальность- замечательное человеческое достоинство.

  • Уважай право на свободу выбора каждого человека, будь то взрослый или ребенок.

  • Не лезь к другим в душу, «в постель», кошелек… У судей своя ответственность перед Богом.

  • Все мы не идеальны, но стремимся к этому. Процесс - не результат. Это действительно не только для тебя, но и для других.

  • Лагерь-это город со своей инфраструктурой, экономикой, политикой, контролирующими и правоохранительными органами. Мы все участники его строительства и преобразования. Мы создали здесь свой особый мир, свои законы, свои отношения. От каждого из нас, от тебя лично , зависит его судьба, успех, память, вера, законы, которые правят. Подумай , каким должен быть мир твоей мечты? А теперь твори и изменяй его вместе с нами.


Сразу же по прибытии в лагерь следует узаконить свои трудовые отношения с администрацией лагеря.

Для этого вам нужно предоставить руководителю следующие документы:


Паспорт и его ксерокопию,

идентификационный код(ИНН) и его ксерокопию,

санитарную книжку

пенсионное страховое свидетельство

справку с места учебы или работы
Если все в порядке, вам нужно написать заявление или подписать трудовой договор.

Теперь внимательно ознакомтесь со всеми инструкциями, нормативными документами, приказами , особенно под которыми вы поставите подпись.
Приказ об охране жизни и здоровья детей;

Инструкцию по технике безопасности (с соответствующими записями в журнале);

Инструкции по пожарной безопасности, электробезопасности;

Должностная инструкция;

Правила внутреннего распорядка;

Инструкциями по организации купания детей, организации работы с детьми на спортивных и игровых площадках, при проведении массовых мероприятий, кружковой работы, дежурства по территории лагеря;

Санитарно-гигиенические нормы;

Договор о материальной ответственности.
!!! Поставив свою подпись в документах, вы становитесь юридически ответственны за выполнение этих требований на все время работы в лагере.
Кроме юридической есть еще моральная ответственность перед детьми, их родителями, организациями, продающими путевки, работниками и администрацией лагеря

___________________________________________________

Теперь можно поселиться и приступить к работе.



Советуем первое время везде ходить с блокнотом и ручкой , чтобы не забыть о возникших вопросах и путях их решения .Сюда же можно записать имена и должности новых сотрудников, информацию, которой будет поначалу очень много.

Принимая корпус, внимательно просмотрите и пересчитайте все материальные ценности(мебель, белье, гардины, другие предметы быта…словом все), за которые вы будете нести материальную ответственность. Все вожатые отряда несут равную ответственность за утерю или порчу имущества.

В свободное время хорошо было бы обустроить свой быт, потому что с приездом детей все ваше время будет принадлежать им.
Подготовка к приему детей.

Давайте вместе подумаем , что нам нужно предпринять для организации жизни отряда.

Прежде всего познакомьтесь со своими коллегами и расспросите хорошенько, посмотрите, как это делают опытные вожатые (напроситесь в гости), спросите совета у старшего воспитателя и методиста. Лучше, если работать над этим вопросом будет весь микроколлектив отряда. Выберите то, что вам больше по сердцу.

Однако, не исключена ситуация, что на эти вопросы вы не найдете пока ответов.


Возможно вам пригодятся следующие советы и предложения:

  • Внимательно просмотрите комнаты и помещения, принадлежащие вашему отряду, на предмет неполадок:

    • электрической системы( наличия и состояния светильников (для детских учреждений используются только закрытого типа), розеток, выключателей, проводки; сразу же выясните где распределительный щит на случай неполадок или пожароопасной ситуации;

    • противопожарной защиты (если такая имеется ) ;

    • проверьте состояние окон (нет ли битых стекол, исправны ли щеколды ), дверей (замков, ликвидировать внутренние защелки, шпингалеты- они не должны быть в комнатах детей),

    • мебели- она не должна быть травмоопасной и ломаной.

    • В местах пребывания детей не должно находиться острых и опасных предметов , особенно на уровне глаз детей, поэтому если такие обнаружены- их следует удалить.

    • Если в комнаты или в корпуса подведена вода и канализация- проверьте их готовность к эксплуатации.

  • Познакомьтесь с сотрудниками технического персонала, которые будут приводить в порядок детские комнаты, общественные места и прилежащую территорию, с местами хранения уборочного инвентаря, и всего , что будет касаться соблюдения чистоты и гигиены в районе дислокации вашего отряда. Комнаты и помещения для детей должны быть идеально убраны, окна вымыты.

  • А теперь настало время навести красоту. Это дело вкуса и желания. Но обязательно обратите внимание на то, как вы предложите (научите) своему отряду застилать кровати, класть подушки, размещать полотенца (для лица, для ног, для пляжа. Заметьте –полотенце для лица никак не может располагаться рядом с ножным- по гигиенически соображениям).

  • Определенные требования вы будете предъявлять к размещению личных вещей детей, поэтому сразу продумайте как вы предложите это сделать. Однозначно, в одном шкафу и на одной полке не могут одновременно размещаться гигиенические и письменные принадлежности, пищевые продукты и косметика, одежда и обувь. Если места или возможностей нет – придумайте что-нибудь .Например можно сделать полочки из прикрепленных к стене закольцованных веревок на которых закрепляется найденная на складе лишняя полочка, или доска от старой мебели. Но располагать полки на стене следует таким образом, чтобы они не мешали детям передвигаться (их нельзя было бы случайно зацепить, удариться), лучше в проемах между кроватями, над тумбочками.

  • Одновременно предусмотрите, где дети будут размещать до стирки грязные вещи (ведь они не могут находиться вперемешку с чистыми в шкафу или тумбочке). Лучше если вы сами предложите детям завести специальный мешочек или пакет , куда будут складываться и храниться грязные вещи. Особое внимание вам придется уделить и детской обуви. Она должна чаще проветриваться и не валяться под ногами.

  • Тюли и шторы можно красиво оформить. При этом постарайтесь в темных комнатах дать максимальный доступ свету, а слишком солнечных - затенить. С первых дней приучайте детей ценить и сохранять красоту.

  • Для экономии места устойчивые низкие тумбочки можно размещать одна на другой, и может даже переставить мебель, максимально освободив жизненное пространство и проходы.

  • Посчитайте количество мест в отряде и согласуйте с имеющимися данными у администрации. Продумайте, в какие комнаты удобнее расселить девочек, а в какие- мальчиков.

  • Украшением коридоров, комнат могут послужить небольшие букеты (в т. ч. сухостоя), самодельные гирлянды, флажки, лучше веселые- в горошек, полосочку, с солнышками, нарисованными мордашками, а может, дети потом напишут на них свои имена, пожелания, мечты…Главное- не показывайте детям дурной пример- клеить украшения на стены. Крепить нужно таким образом, чтобы не портить стены, потолки, мебель. Украшения должны легко сниматься и не оставлять следы.(С мыслью о будущем).

  • Каждому ребенку будет приятно обнаружить у себя под подушкой сюрприз: сердечко со словами, что его здесь ждали, номером отряда, комнаты и именами вожатых, на случай если забудет или потеряется; открытку со смешными советами, или стишками; маленькую поделку из оригами ….Важно, чтобы детям стало тепло от мысли, что о них позаботились, их ждут и любят, и все не так страшно.

  • Если есть возможность - разместите над каждой кроватью или возле нее, на тумбочке рамку (можно самодельную из картона, коробок из-под конфет, травяных косичек, связанных яркими нитками, лентами, палочек) рамку для фотографий, рисунков семьи, домашних любимцев, просто рисунков ребенка. Пусть это будет маленький личный уголок для души. Ведь многие дети грустят по дому и всему, что с ним связано. Потом сюда они могут вставлять полученные грамоты, поздравления, благодарности …(Вы ведь, правда же, не будете на них скупиться и жалеть время?)

  • А можно в каждую комнату положить небольшую тетрадь с вопросами ,типа девичьих дневников, и предложить заполнить и разрисовать жителям этой комнаты. Но использовать эту информацию для общественного назначения можно только с разрешения детей. А можно превратить ее в дневник впечатлений и вписывать информацию на протяжении всей смены - у кого получится интереснее.

  • Порадуют детей самодельные игрушки и украшения, подвешенные в небольшом количестве к потолку.

  • Украсив детскую комнату , дайте детям толчок к творчеству и желание жить в красоте. Поддерживайте их дальнейшие инициативы, не забывая о правиле : «А после нас…»

  • В общедоступных удобных местах разместите привлекательную яркую информацию с адресом лагеря, именами-отчествами ( а может и фамилиями) представителей администрации, сотрудников, служб, режим дня, подготовленные листы для того, чтобы потом дети сами вписали туда свои пожелания, ожидания, хобби , вопросы, мнения, предложения…. Главное, чтобы то, что они будут писать не осталось незамеченным, ненужным. Поэтому подобного рода вещи следует сначала согласовать с коллегами и с планом работы, по крайней мере отряда.

  • Беджи хорошо помогают в первые дни малышам, с ними они чувствуют что не потеряются и ведут себя уверенно. А еще дети любят, чтобы вожатский бедж был оригинальным и носил дополнительную информацию о владельце .Например веселые рисунки, символы, шаржи, крылатые фразы, характеристики…Но без фанатизма ,с чувством меры.

Можно продолжить ряд подобных советов, но думаю ваша фантазия сама подскажет вам способ выражения своих чувств и ожиданий.

Эти советы, наверное, навеяли вам мысль, что необходимо запастись элементарным набором канцелярских принадлежностей и всяких подручных материалов. Можно хорошо пошерстить дом и взять то, что не жалко и сможет пригодиться, а можно обратиться к старшему воспитателю.

Заодно поинтересуйтесь не можете ли вы взять для вашего отряда настольные игры и спортивный инвентарь(которые постараетесь сохранить ), где , у кого и в котором часу это можно сделать.

Если вам удалось все это заполучить- определитесь между собой где все это будет храниться, как вы будете выдавать , принимать и следить за вверенным вам имуществом.

Для игр, рисования, проведения мероприятий вам следует заранее предусмотреть и приготовить место, понадобятся столы, стулья или лавочки, коврики… в зависимости от условий.

На случай, если у лагеря возможности ограничены- используйте подручные средства. Уж ваши дети точно не будут бесконечно смирно и тихо сидеть на месте.

!!! Если вы их не обеспечите занятием- они найдут его сами.

И, возможно, не такое, как вам понравится. Это не угроза, а дружеское предупреждение. Переход к активным действиям со стороны детей будет уже без предупреждения.


Что можно придумать?


  • Нарисовать возле корпуса всевозможные классики, точки, по которым можно прыгать, змейки, просто круги диаметром до метра (веселее будет смотреться выполненное разноцветными красками)…

Если вы не знаете как все это использовать - дети когда приедут –подскажут .От вас поначалу требуется натолкнуть их на нужную мысль. А что касается кругов или колец- с ними можно играть в подвижные игры типа «Ловишка» и «Зайка в домике»


  • Крышечки от пластиковых бутылок прекрасно заменят шашки. Поле можно сделать из бумаги- раскрасить, наклеить, или нарисовать прямо на асфальте. Самодельные игры обычно даже более любимы.

  • Что касается самодельных игр, то можете провести в отряде конкурс на самую интересную «ходилку - бродилку». Надеюсь знаний по геометрии хватит, чтобы склеить кубик, или два. А что касается сюжета, поля, ходов- прямых и возвратных, всяких запрещалок и условий - эту задачу оставьте детям. Если каждая комната приготовит хотя бы одну игру - вот вам и отрядная игротека. А заодно и интересное, достаточно долговременное отрядное дело.

  • Хорошим подспорьем в занятии детей может стать искусство оригами - складывание всяких фигурок из бумаги. С этими игрушками можно и сказки показывать, легенды придумывать, дарить, писать внутри пожелания….В качестве рабочего материала подойдут газеты, журналы и любая другая бумага.

  • Если есть карандаши, краски, мелки – пусть дети рисуют сколько бумаги хватит. Из лучших работ можно оформить выставку, сшить альбом, или просто повесить в рамку над кроватью. Это еще и способ диагностики внутреннего состояния ребенка.

  • Пластиковая посуда - прекрасный материал для самоделок. Из нее можно сделать городок. Вы можете использовать бутылки в качестве целей для попадания мячом, той же пластиковой бутылкой с небольшим количеством наполнителя-песка, цветной воды; кеглей для оббегания, создания кегельбана, подвесных целей. Наполненные различными материалами - песком, горохом, желудями, камешками и т.д.- это уже инструменты для шумового оркестра.

  • Крышечки от пластиковых бутылок могут послужить фишками в «бродилках», нанизанные на шнур, вперемешку с крышечками от фломастеров, материалом для большой скакалки, 2 соединенные скотчем крышечки образуют прекрасные бочонки для лото.

  • А еще советую вам запастись знанием подвижных игр.

До заезда детей вам нужно определиться с местами вашего отряда в столовой. Для удобства работы по накрыванию столов, на каждом из них можно нарисовать табличку с номером отряда и количеством сидящих за столом детей. Посмотрите как организована работа на кухне. Где брать и куда убирать посуду.

В актовом зале или на площадке , где будет собираться лагерь, у вашего отряда будут свои места и лучше заранее их пересчитать и приготовить.

Новичкам следует изучить территорию лагеря , чтобы хорошо ориентироваться , и помочь в освоении детям.

Рекомендуем также заранее позаботиться о своей одежде. Если в лагере есть единая форма - ее нужно получить, привести в порядок. А заодно приготовить еще что-нибудь, на потом…когда у вас уже не будет на это времени ( во всяком случае на ближайших пару дней это точно ).

Следующим этапом ваших приготовлений будет необходимость узнать где, когда, и как принято в данном лагере осуществлять прием детей, их размещение и план работы на день. Скорее всего это сделает администрация лагеря, а уточнить детали можете у коллег.


День заезда.

Поздравляем!



День заезда- это праздник окончания ожидания и неизвестности. Сегодня все станет понятно, для всех и для тебя лично. Главное на сегодня – преодолеть внутренний мандраж. Легко сказать!?

Открою тебе секрет. Даже если ты видишь вокруг улыбающиеся лица, и спокойствие- это иллюзия. В этот день волнуются все также, как в первый раз. Все: директор, администрация, кухня, вожатые, техперсонал, водители….-все! Только каждый о своем. И это здорово! Волнуются ведь и от радости! Каждая смена не похожа ни на одну другую, вот и волнуются каждый раз, как в первый.

Можешь не пытаться скрыть свое волнение. Тебя все и так понимают, только хорохорятся. Попытайся энергию волнения преобразовать и направить в русло инициативности и внимания.

!В день заезда информация может меняться быстро и это требует особого внимания, оперативности и четкости выполнения.

Наличие громкой связи в лагере поможет доносить информацию быстро и одновременно всем. А если такой возможности нет или пока нет- тогда передавать ее придется друг другу по «цыганскому радио». А есть информация, которую просто нельзя выдавать в эфир. Может быть еще вариант- большое количество звучащего эфира притупляет восприятие.

Думаю нет смысла напоминать, что в этот день вы должны прекрасно выглядеть: одежда, обувь, прическа, возможно, макияж. Не стоит с первой минуты шокировать детей и взрослых экстравагантностью, у вас будет достаточно поводов доказать свою неординарность в течении смены. Каблуки – это красиво, но будет ли удобно? Передвигаться придется много в течении всего дня. Может, есть смысл оставить их на вечерние мероприятия и дискотеки? Впрочем, вам выбирать.

Первые дни, пока дети не привыкнут, вожатым желательно все время быть в форме.



!На прием детей вожатые обязательно приходят в форме (если она у вас предусмотрена), галстуках или их аналогах, с беджами (можно самодельными) блокнотами и ручками.

Прием детей

У каждого лагеря свои возможности и традиции в приеме детей. Они обоснованы особенностями завоза детей.


Все дети заезжают сразу.
Это самый удобный для оптимального распределения детей по отрядам.

Плюс: администрация может подобрать для детей каждого возраста вожатых, наиболее подходящих для данной возрастной категории.

Принципы формирования в отряды зависят от поставленных задач:


-сформировать отряды по возрасту .У детей одного возраста примерно одинаковые физиологические, психические особенности, потребности, интересы, возможности, проблемы, режим…

Этот принцип используется наиболее часто, так как имеет больше всего преимуществ.

-отряд формируется по интересам (спортивный, любители природы, юные журналисты, танцоры, певцы) .

Возраст в этом случае имеет относительное значение, но отсюда вытекают все изложенные в предыдущем пункте плюсы, как сложности с которыми столкнется вожатый при организации работы.

-отряд формируется по признакам места проживания или представительства различных организаций-покупателей путевок.

Вариантов приема может быть несколько:



1 вариант: Вдоль центральной аллеи, возле администрации или на центральной площади(в наиболее удобном и просматриваемом месте, желательно под навесами или в тени) стоят столы с нумерацией отрядов и указанием возраста. Дети определяются куда лучше пойти и записываются у вожатого до полного формирования отряда. По мере набора, второй вожатый отводит и расселяет детей по комнатам.

Плюсы :

  • дети могут воспользоваться правом на выбор отряда и вожатого;

  • вожатые , зная наличие мест в комнатах, сразу формируют отряд по признаку пола;

  • в один отряд по своему решению могут записаться братья-сестры, друзья, знакомые, что облегчит детям период адаптации и привыкания.

Минусы:

  • первоначальная растерянность в плане выбора (кроме завсегдатаев, которые независимо от возраста идут к любимым вожатым);

  • столпотворение у столиков для записи;

  • неравномерность распределения- у одних столиков останавливается больше детей , у других- меньше. В результате те отряды, которые уже набрали детей по количеству вынуждены отправлять детей к тем, у кого остались места, что привносит свои разочарования и вероятность попадания не по возрасту.

  • дети постараются хитрить с возрастом;

  • та часть детей , которая находится уже в корпусе требует присмотра и внимания в то время, когда вожатые продолжают формирование отряда.(Если на отряде более двух вожатых, эта проблема не возникнет. В противном случае особенно для младших и средних отрядов следует договориться о помощи со стороны других сотрудников лагеря –руководителей кружков, специалистов- психолога, методиста, инструкторов по спорту, ночных воспитателей и даже работников технического персонала).


2 вариант: Все отрядные вожатые, свободные сотрудники педагогического персонала и другие опытные работники встречают детей у автобусов (до этого они находятся под присмотром сопровождающих лиц ), помогают выйти из транспорта (при этом ,проверив, не забыл ли кто-нибудь в салоне путевки и вещи), донести вещи и проводить детей и сопроводжающих к месту распределения.

Желательно, чтобы место распределения было затененным, проветриваемым на случай жары и крытым на случай дождя. Это может быть клуб, площадка или любое другое просторное место, где можно было бы разместить всех детей и хватит места для формирования отрядов. Место распределения должно быть оснащено звукоусиливающей аппаратурой (микрофон, мегафон), чтобы дети и взрослые хорошо слышали распоряжения распределяющего (директора, старшего воспитателя, администратора ). Присутствие медицинского работника с аптечкой - обязательно.

Взрослые помогают расположить детей таким образом, чтобы центр площадки остался свободным. Маленьких детей лучше поставить ближе к месту распределения или впереди более старших по возрасту и высоких детей. Вещи дети ставят возле себя.

Если площадка открытая, следует предложить детям одеть головные уборы, если жарко- снять теплую одежду.



Сопровождающие сверяют наличие детей по спискам и передают списки представителям администрации. С этого момента лагерь и сотрудники принимают на себя ответственность за жизнь и здоровье детей.

Администратор, руководящий процессом распределения (желательно опытный педагог и психолог), должен быть хорошо виден всем присутствующим, и сам видеть всю площадку. Он приветствует детей и взрослых .Если по пути в лагерь были забыты в транспорте документы и вещи- постарайтесь найти владельцев, пока все в сборе, и сопровождающие могут помочь информацией.

Ведущий приглашает на площадку и представляет вожатых отряда, который сейчас формируется.

У вожатых и распределителя должна быть информация о наличии мест в отрядах и в комнатах, потому что сложно заранее предугадать сколько мальчиков и девочек, и какого возраста, приедет в каждую смену.

Чтобы избежать возможных проблем можно оставлять резервные места в каждой возрастной группе отрядов. Малыши могут пропустить , когда приглашают детей их возраста на площадку, а старшие- долго выбирать отряд или вожатых. Иногда дети хотят поменять отряд по другим причинам.

Первыми лучше распределить малышей. Они устали от дороги и ожидания, да и волнуются, наверное, больше всех.

Ведущему следует приглашать вначале самых маленьких по возрасту и росту, называя при этом год рождения и параллельно количество полных лет.

Братьев, сестер, друзей лучше отправлять в один отряд, если они этого хотят и не слишком большая разница в возрасте.

Крупных и высоких детей того же возраста(может быть несколько отрядов одного возраста) можно отправлять в другой отряд , ближе к старшей категории. Физически равноценным детям (всех возрастных категорий) будет легче адаптироваться , они не будут бояться угроз со стороны более крупных сверстников.

Все вожатые и сотрудники должны помочь быстро выявить и подвести детей с вещами к месту формирования отряда и помочь построиться друг за другом мальчишек в одну колонну, а девочек в другую. Таким образом один вожатый отсчитывает себе нужное количество девочек, а другой- мальчиков, заодно оценивая и регулируя их физические данные. Особенно это актуально для лагерей , где в отрядах для малышей мебель по размеру меньше стандартной. Все оставшиеся дети автоматически попадут в следующий отряд.



Вожатый должен :

пересчитать детей на площадке,

постараться не растерять их по дороге, пока выйдут на свободное место,

убедиться , что все на месте,

перестроить их более удобно для передвижения (в пары или стайкой),

посмотреть кому нужна помощь и только после этого передвигаться до места дислокации отряда.

Не обязательно ждать второго вожатого с оставшейся частью отряда. Договоритесь встретиться возле отряда и начинайте распределять детей по комнатам. А если решили делать это вместе, тогда предложите детям сесть до прибытия остальных.

Когда распределение детей младшего школьного возраста завершено, можно перейти к самым старшим отрядам. Это целесообразно с точки зрения того, что дети этого возраста быстрее формируются в отряды , а значит, площадка освободится и среднюю группу будет распределять удобнее . К тому же средняя группа ,обычно, самая многочисленная, «разношерстная», и в силу возрастных особенностей –проблемная. Если дети старшей группы не уходят с площадки со сверстниками- значит им нужна поддержка, работа с психологом, они неуверенны в себе. Постарайтесь определить их в отряд к опытным вожатым и с первых же дней возьмите под контроль.

Бывает так, что детей одного пола намного больше, чем другого. В крайнем случае можно сформировать отряды представителей одного пола, но не желательно. Пусть в каждом отряде будет хотя бы одна комната противоположного пола. Детям очень важно для формирования взаимоотношений общаться со сверстниками обоих полов, да и для подготовки мероприятий и участия в спортивной жизни лагеря это тоже имеет значение.

Внимание!

Распределите детей по комнатам, разместите на отведенные места и когда убедитесь, что все дети имеют место, пересчитайте свободные места (если такие есть) и



доложите о наличии детей в отряде администратору, распределявшему детей.

Если еще есть дети, которые остались или хотят поменять отряд ( сейчас еще можно это сделать безболезненно) вам предложат забрать их на свободные места. После того, как ребенок занял свое место в комнате, он с трудом его оставляет, и любые перемещения будут для него стрессом.

Только после того, как размещение всех детей завершено, вы можете предложить ребятам распаковать вещи и разложить их по местам, заодно познакомив с элементарными санитарно-гигиеническими требованиями.

Следует сразу же составить список детей, собрать путевки и медицинские справки. Списки детей нужно будет составить в трех экземплярах- для общего учета, для медпункта и для дежурного отряда. В отряде все необходимые сведения о детях находятся в дневнике вожатых.

Вожатые могут распределиться по комнатам и помочь детям правильно разместить одежду, обувь, другие принадлежности.

Вожатые должны просмотреть вещи детей и конфисковать в случае обнаружения алкогольные напитки, табачные изделия, наркотические средства, медикаменты (подписываются и хранятся в медпункте или у вожатых, используются с разрешения медиков), электроприборы, продукты питания (кроме карамельных конфет , печенья, качественных фруктов и овощей ( которые вы предложите детям сегодня же съесть ). Только сделайте это максимально тактично, помогая детям разбирать вещи. Поясните детям, что это связано с санитарно-гигиеническими требованиями, а в лагере для детей приготовлена свежая, качественная пища, за которую несут ответственность должностные лица. Если возникнут недоразумения, постарайтесь их решить самостоятельно или обратитесь за помощью.

После поселения стоит сразу же познакомить детей с жизненоважными объектами на территории лагеря- туалеты, умывальники, душевые.

Во время ознакомительной экскурсии по территории вы можете не только знакомить детей с местонахождением различных объектов и сооружений, но и с правилами поведения, людьми, работающими здесь. Экскурсию могут вести дети, которые уже не первый раз в лагере. Они же станут первыми помощниками во всех делах, им можно поручить шефство над неуверенными и невнимательными детьми.
Прием, когда дети заезжают группами или индивидуальною.

В таких случаях распределением детей занимается либо специальный администратор, который формирует отряды по мере поступления детей, либо по одному вожатому от каждого отряда(сотрудники лагеря), находятся за рапределительными столами в течении всего времени приема. Остальные работают с детьми в обычном режиме.

Существуют варианты, когда известно время приезда и количество детей в группах, тогда вожатые непосредственно этого отряда встречают детей, провожают к корпусам, а далее действуют по обычному плану.
Организация питания.

Питание стоит в ряду первых вопросов, которые задают организаторам родители, покупатели путевок и будущие сотрудники.

В лагерях по-разному решают проблему питания сотрудников:

питаются за свой счет (вычитают из заработной платы стоимость питания);

частично оплачивает профсоюз или собственник;

полностью оплачивает питание собственник или организатор отдыха детей;

переходят на 1-3 разовое питание.

Другие варианты.

На эти вопросы вам более подробно даст ответ администрация.
Питание- это важный компонент в системе оздоровления детей.

Существует множество всевозможных нормативных документов, которые регламентируют все, что связано с качеством , процессом доставки, хранения продуктов, приготовления и подачи блюд. Если захотите познакомиться более подробно- обратитесь к медикам и заведующей производством.

В современных лагерях чаще всего организовано 5-ти разовое питание (бывает 4-6 разовое).

Подготовку к приему пищи нужно начинать заблаговременно. Как правило, всю основную подготовку берут на себя официанты(если они предусмотрены штатным расписанием) или дежурный отряд.

Вожатым нужно принять столы, пересчитать наличие приборов, салфеток, просмотреть достаточно ли хлеба, разложить или пересчитать индивидуально порционированные продукты (масло, сыр, колбасу….). Обязательно обратите внимание на меню (где написан весь перечень и порционирование блюд) и контрольную порцию, которая должна выставляться перед каждым приемом в специально отведенном месте, и сравните с порциями на ваших столах. Вожатый имеет право потребовать перевесить выставленную порцию и, в случае необходимости, заменить ее.

Если столы накрываются дежурным отрядом, то в обязанности вожатого входит разливание горячих блюд (первых блюд и горячих напитков). Дежурные дети помогают сервировать столы, разносить вторые блюда, закуски, приборы, салфетки.

Задача второго вожатого –собрать отряд и привести его в столовую.

Когда все готово, вожатый или дежурные приглашают детей в столовую.

Перед приемом пищи ребята моют руки (в отряде, или в столовой- не важно) .

Заходить в столовую и проходить между столами следует не торопясь, не толкаясь, по- одному.

С первого дня приучите детей занимать одни и те же места за столом, чтобы не было путаницы; быстро и спокойно определяться со своей порцией, не выбирая самую большую или лучшую, как им кажется. Объясните, что они одинаково порционируются и из одного котла. Вежливый человек всегда берет ближайшую за столом или на тарелке.

Приучайте детей разговаривать в столовой тихо, поднимать руку, как знак возникновения проблемы, и терпеливо ждать, пока им помогут ее решить.

В первые дни дети едят ,как правило, плохо в силу того, что:

устали с дороги,

не привыкли к такому количеству и качеству пищи,

проходят период акклиматизации и адоптации,

входят в режим и т. д.

Старайтесь убеждать (не заставлять) их съедать хотя бы основные важные продукты питания- мясные и рыбные блюда, овощи, фрукты, кисломолочные продукты.

За несколько первых дней вы узнаете о вкусах и особенностях питания от детей. Если есть противопоказания к отдельным продуктам- медики поставят вас в известность, можно получить дополнительную информацию у родителей по телефону.

У всех детей разная потребность в пище, некоторые плохо реагируют на жару, поэтому оптимальное количество они определят для себя сами. Ваша задача их поощрять, поддерживать и следить за тем, чтобы дети получали весь положенный набор продуктов. Пусть они потом самостоятельно распорядятся своей порцией. Со временем дети привыкают к особенностям и количеству питания и съедают практически все.

Всю пищу дети должны съедать в столовой. В детских комнатах не должны храниться остатки пищи.

По окончании приема пищи дети собираются возле столовой и ожидают весь отряд.

Дети самостоятельно убирают после себя посуду- каждый за себя или дежурные от отряда - это уже какие традиции сложились в лагере. Следите, чтобы дети не носили через весь зал полные тарелки с первыми блюдами, молочными супами, жирными соусами и т.д. Ведь разлитая на пол пища может стать причиной травмирования других детей, а попавшая на стулья- может запачкать одежду. В случаях, если это все же произошло – обратитесь к дежурным или официантам, чтобы немедленно убрали данное место.

Дежурные из вашего отряда вытирают столы после каждого приема пищи. Тряпки для уборки столов должны находиться в чистой воде с добавлением дезинфицирующих средств.



Вожатые принимают пищу по очереди. Один из вожатых обязательно должен следить за тем, как дети едят и ведут себя, пока другие сидят за столом.

Громкие речевки и выкрики не всегда могут быть приятны находящимся в столовой, поэтому не злоупотребляйте подобными вещами.

Полдник и второй ужин можно раздавать детям в отряде, если для этого созданы соответствующие условия.

!Дети не должны есть в спальных комнатах! Для приема пищи можно посадить детей на отрядном месте, в холле или в другом подходящем месте.

! Корзины для продуктов должны регулярно мыться, обрабатываться дезинфицирующими средствами и использоваться только по прямому назначению.

Кисломолочные продукты, соки и т.д. должны быть в индивидуальной одноразовой упаковке, фрукты вымыты…Не могут даваться в таких случаях продукты, которые требуют дополнительной посуды, приборов, в неудобной или испорченной упаковке, те, которые легко крошатся, или могут испортить одежду детей.

Очистки фруктов, обертки, одноразовую посуду дети сразу убирают в мусорные баки.

!!! Неиспользованные продукты питания не оставляют на следующий день.

Медицинский осмотр детей.

В день заезда или на следующий день всех детей должен осмотреть врач – на педикулез и состояние кожных покровов.

В случае возникновения подозрений или проблем медицинские работники должны тактично изолировать детей в медпункте для принятия дальнейших мер. Вожатые –успокоить отряд и переключить внимание на другие вопросы.

Врач должен просмотреть все медицинские справки детей и дать вожатым рекомендации относительно здоровья детей данного отряда.

Одной из проблем в оздоровительном лагере является энурез (недержание мочи ).

Подобные проблемы чаще бывают у малышей, но иногда встречаются и у детей старшего возраста. Иногда эта проблема возникает в лагере на первых порах из-за волнения, переохлаждения, по психологическим причинам, из-за крепкого сна или потому что ребенок не хочет или боится идти в туалет ночью. Поэтому беседуя с детьми, записывая информацию о детях в педагогический дневник аккуратно выясните не только из какой семьи приехал данный ребенок, каковы особенности общения, воспитания, интересы, но и проблемы, в том числе и со здоровьем . Как лечат родители дома, какие используют лекарственные средства. Если обнаружите, что ребенок страдает энурезом – запаситесь медицинской клеенкой (у медиков) и запасными простынями (у сестры-хозяйки). За этими детьми нужен особый присмотр. Ночью нужно чаще поднимать этих детей, следить, чтобы они меньше пили вечером и обязательно сходили в туалет. Если в лагере работают ночные воспитатели, они должны знать о каждом ребенке с данной проблемой.

Мокрые простыни лучше поменять до подъема, отнести их на прачечную. А с детьми данной комнаты вожатые или психолог должны провести беседу. Ни в коем случае не делайте эту проблему ребенка достоянием отряда!
Работа с отрядом.

В первые дни жизни в лагере детям предстоит узнать много разнообразной информации. И поскольку выслушать и принять все одновременно не представляется возможным советуем вам информацию разделить на блоки и разнообразить формы подачи.

Познакомить детей с законами жизни в лагере можно в интерактивной форме, когда на отрядном костре или сборе вожатый предложит ребятам составить кодекс законов жизни в лагере. Можно предложить долговременную игру на протяжении всей смены, когда создается собственная страна, город , организация или другая структура, которые нуждаются в единых законах, которые обязательны для выполнения каждым жителем города или участником организации. Задача вожатых не только заинтересовать детей в процессе создания законов, но и подвести к необходимости добровольно выполнять их. Дети должны почувствовать себя значимыми, ответственными, получить удовольствие от собственных инициатив. Вожатые на равных с детьми правах могут предлагать свои законы и помочь коротко , но понятно и красиво сформулировать мысли детей.

Хорошо было бы красиво оформить созданный кодекс, и разместить на видном месте, где часто бывают дети.

Предлагаем вам примерный кодекс, который вы можете добавить и изменить на свой вкус.


следующая страница >>