Похожие работы
Название работы |
Кол-во страниц |
Размер |
Занятие в подготовительной к школе группе «Войдем в мир красоты»
|
1 |
42.72kb.
|
А. С. Пушкин Унылая пора! Очей очарованье!
|
1 |
69.77kb.
|
Голубой. Соответственно, если в других индоевропейских языках группа...
|
1 |
301.57kb.
|
«Цвет в натюрморте»
|
1 |
31.3kb.
|
Техника живописи
|
20 |
6814.38kb.
|
Цвет в образе испании
|
1 |
21.62kb.
|
«Образ подснежника в музыке, живописи, поэзии»
|
1 |
67.09kb.
|
«Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!
|
1 |
151.18kb.
|
Белый гриб растет в сосновых, еловых, березовых, дубовых и смешанных...
|
1 |
30.4kb.
|
Скидка 63% на наушники Monster Beats Studio (цвет черный, белый,...
|
1 |
12.39kb.
|
Русские праведники в произведениях Н. С. Лескова
|
1 |
111.96kb.
|
Образ лебедя в искусстве Российская Федерация, Костромская область, г.
|
1 |
84.17kb.
|
-
|
4 |
1234.94kb.
|
|
«Цвет в произведениях живописи» - страница №1/1
Автор: Цейтлер Татьяна Анатольевна
Район: Топчихинский
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Топчихинская средняя общеобразовательная школа №2
Предмет: искусство (изобразительное искусство) по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М.Неменского.
Класс: 6
Продолжительность: 45 минут.
Тема урока: «Цвет в произведениях живописи»
Характеристика класса: в классе 21 ученик - 13 девочек и 8 мальчиков, способности у 70% обучающихся в области искусства выше среднего (11 человек из класса посещают кружки художественно - эстетического направления, активно участвуют в проектах, конкурсах, олимпиадах различного уровня, неоднократно становясь победителями и призёрами). Школьники активны во время урока, обладают креативными способностями, имеют навыки парной, групповой и самостоятельной работы.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:
-
компьютер с выходом к ресурсам сети Интернет;
-
мультимедийный проектор;
-
звукоусилительная аппаратура
Материально – дидактическое оснащение урока:
-
видеоматериал в формате ссылки на видео-хостинг YouTube. http://www.youtube.com/watch?v=v_Z7tQ3a_z0;
-
презентация «Экскурсия по Третьяковской галерее»;
-
звукозапись;
-
информационные листы (Приложение 1-3);
-
тетрадь и по 2 листа ватмана (формат А4) для обучающихся, материалы для работ с масляными красками
Цель урока: формирование представлений у обучающихся об основных характеристиках цвета в произведениях живописи.
Задачи урока:
-
сформировать у обучающихся представление о понятиях: «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета»;
-
сформировать умение выполнения живописных композиций в технике двойного мазка;
-
развивать чувство эстетического восприятия произведений живописи;
-
воспитывать у учащихся коммуникативность и чувство коллективизма, через групповую форму работы.
Вид урока: GASE-STUDY
№ п/п
|
Этап урока
|
Цель этапа
|
Время этапа, мин
|
Содержание деятельности
|
Примечание
|
учителя
|
обучающихся
|
1.
|
Организационный момент
|
Проверка явки и готовности к уроку
|
1
|
Приветствует учеников, проверяет явку и готовность к уроку необходимых для работы материалов
|
|
|
2.
|
Этап конфронтация
|
Мотивирование на активную деятельность, привлечение к целеполаганию
|
2
|
- Перед вами находятся информационные листы, прочитайте их и выполните задание, работайте в паре
|
Читают, пробуют выполнить задание,
Отвечают на вопросы учителя
|
Парная работа
(Приложение 1)
|
- О чём пойдёт речь сегодня на уроке?
|
- Сегодня на уроке мы будем разговаривать о цвете.
|
Диалог
|
- Правильно. В каком виде искусства цвет является основным средством выразительности?
|
- Цвет является основным средством выразительности живописи
|
|
- Правильно. Цвет – душа живописи, поэтому тема нашего урока: «Цвет в произведениях живописи». Запишите тему урока в тетрадь.
|
Записывают тему урока в тетрадь
|
Тетради для обучающихся
Презентация (слайд1)
|
- Ребята, какую мы можем поставить цель на нашем уроке?
|
- На уроке мы может узнать о значении цвета в произведениях живописи.
|
|
- Согласна. Возникли у вас трудности с выполнением задания, если да, то почему?
|
- Да. У нас возникли трудности в нахождении определения к понятию, мы точно не знаем, что они означают
|
|
-Узнать точные определения к данным понятиям нам поможет виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею. Представьте, что мы заходим в один из его залов…
|
Обучающиеся настраиваются на виртуальную экскурсию
|
Презентация (слайд2)
Презентация (слайд3)
Презентация (слайд4)
|
|
3.
|
Этап информация
|
Актуализация известной информации и активизация работы обучающихся по овладению нового материала
|
3
|
Учитель проводит виртуальную экскурсию.
- Картина «Вихрь» – вершина творчества Филиппа Андреевича Малявина. Неподражаем колорит картины, рассмотрим систему цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Все поле картины заполнено буйным вихрем красок, развивающимися в пляске юбками и шалями, среди которых мелькают разгоряченные лица крестьянок.
|
Находят определение понятию «колорит»
|
Презентация (слайд5)
|
Другой колорит и ощущение цвета на картине «Купание красного коня»
Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина.
Он объединяет все формы и планы картины с помощью трех основных цветов – красного, жёлтого и синего. Использование локального цвета - основного цвета какого-либо предмета, лишённый оттенков, без учёта внешних влияний, позволяет полотнам художника приобретать панорамный характер, становясь похожими на фрески.
|
Находят определение понятию «локальный цвет»
|
Презентация (слайд6)
|
Обратимся теперь к произведению «Царевна-Лебедь » Михаила Александровича Врубеля.
Прототипом образа послужила жена художника Надежда Ивановна Забела-Врубель. Мастер был поражён её сценическим воплощением роли Царевны-Лебедь в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». В самую глубину нашей души заглядывают широко открытые чарующие «бархатные» очи царевны. Она словно всё видит. Она будто заколдована.
Мерцание и переливы воздушных, невесомых красок на первом плане, в тончайших градациях серо-розового, в поистине нематериальной живописной материи полотна, «превращающейся», тающее, благодаря гармонии цвета – комбинации немногочисленных цветов, расположенных в определённом порядке.
|
Находят определение понятию «гармония цвета»
|
Презентация (слайд7)
|
Натюрморт Николая Николаевича Сапунова «Вазы и цветы на розовом фоне» написан сложной и красивой декоративной гаммой розово-красных и сине-зеленых тонов, где цвета, определяются незначительными оттенками по отношению к основному цвету, в картине присутствует образующих яркий, пряный, откровенно театральный цветовой эффект.
|
Находят определение понятию «тон»
|
Презентация (слайд8)
|
- Помогла вам экскурсия найти определения к понятиям?
-Проверяем.
|
- Да. Мы смогли найти соответствия.
Дают определения по порядку
|
Презентация (слайд9)
Фронтальный опрос
|
4.
|
Этап исследования
|
Организация процесса выявления типичных ошибок и как их избежать
|
3
|
(звукозапись): «Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно мы видели этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтичную, тихую, величавую ночь»
|
Слушают звукозапись
(30 секунд)
|
Презентация (слайд10)
|
Современники Куинджи с восторгом и удивлением воспринимали эту картину, нельзя не вспомнить, что первые зрители были буквально потрясены эффектом лунного света. Кое-кто даже заглядывал за полотно, ища тайно скрытый позади него источник света. Живописный эффект и в самом деле был потрясающий.
К сожалению, картина давно и сильно потемнела, и смотреть её возможно только при очень хорошем освещении, так как колорит картины существенно изменился.
|
|
|
- Как вы думаете, каковы могут быть причины потемнения картины?
Работая в своих группах, придумайте несколько возможных вариантов и представьте свой, отличный от других групп вариант.
|
Обучающие поворачиваются к своим соседям по парте и приступают к обсуждению решения
|
Работа в малых группах
|
5.
|
Этап принятия решения
|
Организация обучающихся в малых группах по выработке общего решения
|
2
|
Учитель координирует обсуждение в группах, следит за временем
|
Обсуждают варианты решений частного случая, вырабатывают общее решение, готовятся к выступлению
|
Работа в малых группах
|
6.
|
Этап дискуссии
|
Организация и координирование процесса обсуждения вариантов решения частного случая
|
2
|
Учитель вызывает по одному представителю от группы и прикрепляет варианты причин потемнения на доске
|
Обучающие предлагают групповой вариант решения и аргументируют его.
|
Оформление доски
(Приложение 2)
|
7.
|
Сверка с оригинальным решением
|
Определение степени эффективности принятого обучающими решения, обсуждение наиболее удачного
|
3
|
-Наиболее вероятной причиной потемнения картины «Лунная ночь на Днепре» Архипа Ивановича Куинджи является смешивание красок.
|
|
|
- Определите, какое смешивание привело к подобному результату по таблице.
|
Обучающие работают с таблицей «Свойства и характерные особенности масляных красок»
Делают вывод, аргументируя.
|
Приложение 3
|
-Как видите знать правила смешивания красок очень важно, в частности для работы в технике двойного мазка, с которой я хотела бы вас сейчас познакомить
|
|
|
- Посмотрите видеозапись мастер-класса по созданию живописной композиции в технике двойного мазка, определите характерную особенность его выполнения
|
Просматривают видеофильм
|
Интернет-ресурс:
http://www.youtube.com/watch?v=v_Z7tQ3a_z0
|
8.
|
Практическое воплощение
|
Предъявление критерий выполнения работ, целевые установки на выполнение живописных работ
|
25
|
- Какие особенности выполнения живописной композиции в технике двойного мазка вы выявили?
|
Ответы учеников.
- Несколько тонов красок берётся одной кистью.
- Кисть для мазка плоская.
- Цвета краски не смешиваются до однородного состояния.
Мастер работает без предварительных набросков.
|
|
- На белом листе бумаги попробуйте выполнить несколько лепестков в технике двойного мазка
|
Обучающие выполняют упражнения по выполнению лепестков в технике двойного мазка
|
|
-Выполните живописную композицию осеннего букета, передающего радостное, праздничное настроение в технике двойного мазка. Какие цвета вам позволят это сделать?
|
Ответы учеников.
- Красные, бордовые жёлтые, оранжевые, зелёные, голубые
|
Приложение 4
|
- Можете приступать к вашим творческим работам.
|
Обучающиеся выполняют практическое задание.
|
Художественное исполнение под музыку «Осень»
|
9.
|
Рефлексия
|
Принятие участия в эмоциональной оценке урока
|
2
|
- Ребята, у вас получились такие разные букеты, но все они несут радость и позитивную энергию. За счёт чего удалось достигнуть такого эффекта?
|
Предоставляют работы на выставку, сдают результаты самооценки (Приложение 4)
|
Выставка работ обучающихся
|
|
Ответы обучающихся:
-Ярких и сочных цветов, оттенков получаемых благодаря технике двойного мазка
|
|
-Какие трудности возникли у вас в процессе работы, как вы их преодолевали?
|
Ответы обучающихся
|
|
10.
|
Заключение
|
Закрепление знаний, полученных на уроке
|
2
|
- Что вы сегодня узнали нового?
- Что вас больше всего удивило?
- Было, что вас поразило?
|
Ответы обучающихся
|
|
- Оценки можете поставить в дневник.
Запишите домашнее задание на следующий урок.
- Вы сегодня очень потрудились, узнали много нового о понятиях: «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета», научились выполнять живописные композиции в технике двойного мазка.
- Желаю дальнейших творческих достижений.
-Удачного дня. Урок окончен. До свидания
|
Записывают домашнее задание, выставляют оценки.
|
Презентация (слайд11)
|
Список источников:
-
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского.- 4-е изд.- М.: Просвещение, 2011. – 175 с. : ил.
-
Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве: Пособие для учителей нач. классов.- М.: Просвещение. 1979.-183 с. с ил.
-
Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование,1998.-256 с.
-
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч 3. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск: Титул, 1996.- 80 с.: цв. ил.
-
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч 4. Основы композиции.- Обнинск: Титул, 1996.- 80 с.: цв. Ил.
-
Ресурсы сети Интернет:
-
http://www.youtube.com/watch?v=v_Z7tQ3a_z0
П

риложение 1
И нформационный лист
Соедините стрелками
понятие и его
определение

Приложение 3
Оформление доски
Условия хранения
Время
Качество красок
Смешивание красок
Приложение 3
Свойства и характерные особенности масляных красок
Название краски
|
Свойства и особенности краски
|
Нежелательные смеси красок
|
Белила цинковые
|
Имеют кремовый оттенок, среднюю кроющую способность, медленно сохнут, под действием света не теряют белизну, в темноте - желтеют, но на свету снова восстанавливаются
|
|
Белила свинцовые
|
Более вязкая, высыхает
быстрее, светопрочны,
светопрочны, от сероводорода и
сернистых газов темнеет.
|
Смешивание с ультрамарином, кобальтом синим и фиолетовым, краплаком красным и золотисто - жёлтой, приводит к потемнению или побурению тона.
|
Неаполитанская жёлтая (на основе свинцовых белил)
|
Светло-желтая с золотистым оттенком, быстросохнущая, темнеет: при соприкосновении с железом, при длительном воздействии света, от сероводорода и сернистых газов
|
Кадмий оранжево-красный
|
Не изменяет цвет при высыхании, тускнеет от добавления пинена и разбавителя
|
Смешивание с ультрамарином, краплаком фиолетовым даёт их высветление.
|
Кобальт зелёный тёмный
|
Имеет слегка синеватый оттенок, быстро сохнут, светостоек, при недостаточном освещении склонен к позеленению.
|
|
Сажа газовая
|
Имеет большую интенсивность, высокую светопрочность, от сероводорода и сернистых газов не изменяется
|
Не рекомендуется смешивать в малых количествах с ультрамарином, кобальтом синим и золотисто - жёлтой, а также применять белила свинцовые - это приводит к выцветанию красок.
|
Приложение 4
Критерии оценки
-
В букете есть композиционный центр, размещение элементов букета подчинено единому замыслу;
-
Элементы в букете выполнены в технике двойного мазка;
-
Цвета в композиции гармоничны;
-
Осенний букет, передаёт радостное, праздничное настроение;
-
Работа выполнена аккуратно и вовремя.
За каждый ответ
-
«да» по данным утверждениям вы получаете 1 балл;
-
«нет» по данным утверждениям вы получаете 0 баллов
-
сложите получившееся количество баллов и поставьте оценку за самоконтроль на листе с изображением букета
Фамилия ____________________________ имя _____________________ 6 «___» класс
-
Критерии оценки
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Итоговая оценка
|
«Да»
|
|
|
|
|
|
|
«Нет»
|
|
|
|
|
|
|