«Цвет в произведениях живописи» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Цвет в произведениях живописи» - страница №1/1

Автор: Цейтлер Татьяна Анатольевна

Район: Топчихинский

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Топчихинская средняя общеобразовательная школа №2

Предмет: искусство (изобразительное искусство) по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М.Неменского.

Класс: 6

Продолжительность: 45 минут.

Тема урока: «Цвет в произведениях живописи»

Характеристика класса: в классе 21 ученик - 13 девочек и 8 мальчиков, способности у 70% обучающихся в области искусства выше среднего (11 человек из класса посещают кружки художественно - эстетического направления, активно участвуют в проектах, конкурсах, олимпиадах различного уровня, неоднократно становясь победителями и призёрами). Школьники активны во время урока, обладают креативными способностями, имеют навыки парной, групповой и самостоятельной работы.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:

  • компьютер с выходом к ресурсам сети Интернет;

  • мультимедийный проектор;

  • звукоусилительная аппаратура

Материально – дидактическое оснащение урока:

  • видеоматериал в формате ссылки на видео-хостинг YouTube. http://www.youtube.com/watch?v=v_Z7tQ3a_z0;

  • презентация «Экскурсия по Третьяковской галерее»;

  • звукозапись;

  • информационные листы (Приложение 1-3);

  • тетрадь и по 2 листа ватмана (формат А4) для обучающихся, материалы для работ с масляными красками

Цель урока: формирование представлений у обучающихся об основных характеристиках цвета в произведениях живописи.

Задачи урока:

  • сформировать у обучающихся представление о понятиях: «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета»;

  • сформировать умение выполнения живописных композиций в технике двойного мазка;

  • развивать чувство эстетического восприятия произведений живописи;

  • воспитывать у учащихся коммуникативность и чувство коллективизма, через групповую форму работы.

Вид урока: GASE-STUDY

№ п/п

Этап урока

Цель этапа

Время этапа, мин

Содержание деятельности

Примечание

учителя

обучающихся

1.

Организационный момент

Проверка явки и готовности к уроку

1

Приветствует учеников, проверяет явку и готовность к уроку необходимых для работы материалов







2.

Этап конфронтация

Мотивирование на активную деятельность, привлечение к целеполаганию

2

- Перед вами находятся информационные листы, прочитайте их и выполните задание, работайте в паре

Читают, пробуют выполнить задание,

Отвечают на вопросы учителя



Парная работа

(Приложение 1)




- О чём пойдёт речь сегодня на уроке?



- Сегодня на уроке мы будем разговаривать о цвете.

Диалог

- Правильно. В каком виде искусства цвет является основным средством выразительности?

- Цвет является основным средством выразительности живописи




- Правильно. Цвет – душа живописи, поэтому тема нашего урока: «Цвет в произведениях живописи». Запишите тему урока в тетрадь.

Записывают тему урока в тетрадь

Тетради для обучающихся

Презентация (слайд1)



- Ребята, какую мы можем поставить цель на нашем уроке?

- На уроке мы может узнать о значении цвета в произведениях живописи.




- Согласна. Возникли у вас трудности с выполнением задания, если да, то почему?

- Да. У нас возникли трудности в нахождении определения к понятию, мы точно не знаем, что они означают




-Узнать точные определения к данным понятиям нам поможет виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею. Представьте, что мы заходим в один из его залов…

Обучающиеся настраиваются на виртуальную экскурсию


Презентация (слайд2)
Презентация (слайд3)

Презентация (слайд4)






3.

Этап информация

Актуализация известной информации и активизация работы обучающихся по овладению нового материала

3

Учитель проводит виртуальную экскурсию.

- Картина «Вихрь» – вершина творчества Филиппа Андреевича Малявина. Неподражаем колорит картины, рассмотрим систему цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Все поле картины заполнено буйным вихрем красок, развивающимися в пляске юбками и шалями, среди которых мелькают разгоряченные лица крестьянок.



Находят определение понятию «колорит»



Презентация (слайд5)




Другой колорит и ощущение цвета на картине «Купание красного коня»

Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина.

Он объединяет все формы и планы картины с помощью трех основных цветов – красного, жёлтого и синего. Использование локального цвета - основного цвета какого-либо предмета, лишённый оттенков, без учёта внешних влияний, позволяет полотнам художника приобретать панорамный характер, становясь похожими на фрески.


Находят определение понятию «локальный цвет»

Презентация (слайд6)


Обратимся теперь к произведению «Царевна-Лебедь » Михаила Александровича Врубеля.

Прототипом образа послужила жена художника Надежда Ивановна Забела-Врубель. Мастер был поражён её сценическим воплощением роли Царевны-Лебедь в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». В самую глубину нашей души заглядывают широко открытые чарующие «бархатные» очи царевны. Она словно всё видит. Она будто заколдована.

Мерцание и переливы воздушных, невесомых красок на первом плане, в тончайших градациях серо-розового, в поистине нематериальной живописной материи полотна, «превращающейся», тающее, благодаря гармонии цвета – комбинации немногочисленных цветов, расположенных в определённом порядке.


Находят определение понятию «гармония цвета»

Презентация (слайд7)


Натюрморт Николая Николаевича Сапунова «Вазы и цветы на розовом фоне» написан сложной и красивой декоративной гаммой розово-красных и сине-зеленых тонов, где цвета, определяются незначительными оттенками по отношению к основному цвету, в картине присутствует образующих яркий, пряный, откровенно театральный цветовой эффект.

Находят определение понятию «тон»

Презентация (слайд8)

- Помогла вам экскурсия найти определения к понятиям?

-Проверяем.



- Да. Мы смогли найти соответствия.

Дают определения по порядку

Презентация (слайд9)

Фронтальный опрос



4.

Этап исследования

Организация процесса выявления типичных ошибок и как их избежать

3

(звукозапись): «Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно мы видели этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтичную, тихую, величавую ночь»

Слушают звукозапись

(30 секунд)

Презентация (слайд10)


Современники Куинджи с восторгом и удивлением воспринимали эту картину, нельзя не вспомнить, что первые зрители были буквально потрясены эффектом лунного света. Кое-кто даже заглядывал за полотно, ища тайно скрытый позади него источник света. Живописный эффект и в самом деле был потрясающий.

К сожалению, картина давно и сильно потемнела, и смотреть её возможно только при очень хорошем освещении, так как колорит картины существенно изменился.









- Как вы думаете, каковы могут быть причины потемнения картины?

Работая в своих группах, придумайте несколько возможных вариантов и представьте свой, отличный от других групп вариант.



Обучающие поворачиваются к своим соседям по парте и приступают к обсуждению решения

Работа в малых группах

5.

Этап принятия решения

Организация обучающихся в малых группах по выработке общего решения

2

Учитель координирует обсуждение в группах, следит за временем

Обсуждают варианты решений частного случая, вырабатывают общее решение, готовятся к выступлению

Работа в малых группах



6.

Этап дискуссии

Организация и координирование процесса обсуждения вариантов решения частного случая

2

Учитель вызывает по одному представителю от группы и прикрепляет варианты причин потемнения на доске

Обучающие предлагают групповой вариант решения и аргументируют его.

Оформление доски

(Приложение 2)





7.

Сверка с оригинальным решением

Определение степени эффективности принятого обучающими решения, обсуждение наиболее удачного

3

-Наиболее вероятной причиной потемнения картины «Лунная ночь на Днепре» Архипа Ивановича Куинджи является смешивание красок.







- Определите, какое смешивание привело к подобному результату по таблице.

Обучающие работают с таблицей «Свойства и характерные особенности масляных красок»

Делают вывод, аргументируя.



Приложение 3

-Как видите знать правила смешивания красок очень важно, в частности для работы в технике двойного мазка, с которой я хотела бы вас сейчас познакомить







- Посмотрите видеозапись мастер-класса по созданию живописной композиции в технике двойного мазка, определите характерную особенность его выполнения


Просматривают видеофильм

Интернет-ресурс:

http://www.youtube.com/watch?v=v_Z7tQ3a_z0


8.

Практическое воплощение

Предъявление критерий выполнения работ, целевые установки на выполнение живописных работ


25

- Какие особенности выполнения живописной композиции в технике двойного мазка вы выявили?

Ответы учеников.

- Несколько тонов красок берётся одной кистью.

- Кисть для мазка плоская.

- Цвета краски не смешиваются до однородного состояния.

Мастер работает без предварительных набросков.





- На белом листе бумаги попробуйте выполнить несколько лепестков в технике двойного мазка

Обучающие выполняют упражнения по выполнению лепестков в технике двойного мазка




-Выполните живописную композицию осеннего букета, передающего радостное, праздничное настроение в технике двойного мазка. Какие цвета вам позволят это сделать?

Ответы учеников.

- Красные, бордовые жёлтые, оранжевые, зелёные, голубые




Приложение 4


- Можете приступать к вашим творческим работам.

Обучающиеся выполняют практическое задание.

Художественное исполнение под музыку «Осень»

9.

Рефлексия

Принятие участия в эмоциональной оценке урока

2

- Ребята, у вас получились такие разные букеты, но все они несут радость и позитивную энергию. За счёт чего удалось достигнуть такого эффекта?

Предоставляют работы на выставку, сдают результаты самооценки (Приложение 4)

Выставка работ обучающихся





Ответы обучающихся:

-Ярких и сочных цветов, оттенков получаемых благодаря технике двойного мазка






-Какие трудности возникли у вас в процессе работы, как вы их преодолевали?

Ответы обучающихся




10.

Заключение

Закрепление знаний, полученных на уроке

2

- Что вы сегодня узнали нового?

- Что вас больше всего удивило?

- Было, что вас поразило?


Ответы обучающихся




- Оценки можете поставить в дневник.

Запишите домашнее задание на следующий урок.


- Вы сегодня очень потрудились, узнали много нового о понятиях: «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета», научились выполнять живописные композиции в технике двойного мазка.

- Желаю дальнейших творческих достижений.

-Удачного дня. Урок окончен. До свидания


Записывают домашнее задание, выставляют оценки.

Презентация (слайд11)

Список источников:



  1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского.- 4-е изд.- М.: Просвещение, 2011. – 175 с. : ил.

  2. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве: Пособие для учителей нач. классов.- М.: Просвещение. 1979.-183 с. с ил.

  3. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование,1998.-256 с.

  4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч 3. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск: Титул, 1996.- 80 с.: цв. ил.

  5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч 4. Основы композиции.- Обнинск: Титул, 1996.- 80 с.: цв. Ил.

  6. Ресурсы сети Интернет:

  • http://www.youtube.com/watch?v=v_Z7tQ3a_z0

П


риложение 1

Иcloudнформационный лист


Соедините стрелками

понятие и его

определение

cloud





cloud



cloud

Приложение 3

Оформление доски



Условия хранения




Время

Качество красок

Смешивание красок

Приложение 3

Свойства и характерные особенности масляных красок


Название краски


Свойства и особенности краски

Нежелательные смеси красок


Белила цинковые


Имеют кремовый оттенок, среднюю кроющую способность, медленно сохнут, под действием света не теряют белизну, в темноте - желтеют, но на свету снова восстанавливаются




Белила свинцовые


Более вязкая, высыхает
быстрее, светопрочны,
светопрочны, от сероводорода и
сернистых газов темнеет.

Смешивание с ультрамарином, кобальтом синим и фиолетовым, краплаком красным и золотисто - жёлтой, приводит к потемнению или побурению тона.

Неаполитанская жёлтая (на основе свинцовых белил)


Светло-желтая с золотистым оттенком, быстросохнущая, темнеет: при соприкосновении с железом, при длительном воздействии света, от сероводорода и сернистых газов

Кадмий оранжево-красный


Не изменяет цвет при высыхании, тускнеет от добавления пинена и разбавителя

Смешивание с ультрамарином, краплаком фиолетовым даёт их высветление.

Кобальт зелёный тёмный


Имеет слегка синеватый оттенок, быстро сохнут, светостоек, при недостаточном освещении склонен к позеленению.




Сажа газовая


Имеет большую интенсивность, высокую светопрочность, от сероводорода и сернистых газов не изменяется

Не рекомендуется смешивать в малых количествах с ультрамарином, кобальтом синим и золотисто - жёлтой, а также применять белила свинцовые - это приводит к выцветанию красок.

Приложение 4

Критерии оценки


  1. В букете есть композиционный центр, размещение элементов букета подчинено единому замыслу;

  2. Элементы в букете выполнены в технике двойного мазка;

  3. Цвета в композиции гармоничны;

  4. Осенний букет, передаёт радостное, праздничное настроение;

  5. Работа выполнена аккуратно и вовремя.

За каждый ответ



  • «да» по данным утверждениям вы получаете 1 балл;

  • «нет» по данным утверждениям вы получаете 0 баллов

  • сложите получившееся количество баллов и поставьте оценку за самоконтроль на листе с изображением букета

Фамилия ____________________________ имя _____________________ 6 «___» класс


Критерии оценки

1

2

3

4

5

Итоговая оценка

«Да»



















«Нет»