Чередование согласных и беглые гласные в корне слова - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Чередование согласных и беглые гласные в корне слова - страница №1/1

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ – 3 КЛАСС
Тема урока: ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ И БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА.
Цели урока: 1.Продолжить формирование представления о чередовании согласных в корне слова.

2.Продолжить формирование представления о беглых гласных посредством наблюдения за словами. Возможно наличие беглой гласной не только в корне, но и в суффиксе.

3. Введение в активный словарь учащихся термина « Беглые гласные».

4. Развивать навыки грамотного письма, внимание, мышление, речь.

5. Воспитывать любовь к русскому языку, к русской природе.

ХОД УРОКА.




  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

  3. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

-Вам было задано домашнее задание № 78. Скажите, что, вам нужно было сделать? (Записать однокоренные слова группами. Разобрать каждое слово по составу. Указать чередование согласных в корне слова.)

-Какие группы, однокоренных слов вы выделили? Какие согласные чередовались в каждой группе?

( Дорога, дорожка, дорожная. Г-Ж. Лес, лесники, лесная. НЕТ ЧЕРЕДОВАНИЯ. Орех, орешки, орешник. Х-Ш. Вьюга, вьюжная. Г-Ж. Река, речка, речной. К-Ч)

-Какие слова остались? Почему не попали ни в одну группу однокоренных слов слова ПУТЬ, РОЩА, МЕТЕЛЬ. (Потому, что они не являются однокоренными.)

-Так, что, называется чередованием? ( ЗАМЕНА ОДНОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕМ.)

-Послушайте рифмовку. Вовремя паузы постарайтесь подобрать однокоренное слово с чередующейся согласной.

Корни могут изменяться,

Но родными оставаться,

Бок-…(бочок), друг-…(дружок),

Ухо-…(уши), пух-…(пушок),

Пишу-…(писать), лечу-…(летать)

Какими нам слова считать?

Их будем однокоренными звать.



  1. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

- Какую букву мы пишем на минутке чистописания? (И)

- А словарные слова, которые начинаются на букву И мы будем писать, тогда когда отгадаем загадки.

1. И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (ИНЕЙ)


2. Теплый, длинный-длинный день,

В полдень – крохотная тень.

Зацветает в поле колос,

Подает кузнечик голос,

Дозревает земляника.

Что, за месяц, подскажи-ка? ( Июнь)


3.

Жаркий, знойный, душный день,

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его - вершина лета.

Что, скажи, за месяц- это? (ИЮЛЬ)


  1. Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (ИВА)
- НАПИШИТЕ ПОСЛОВИЦУ и ОБЬЯСНИТЕ О ЧЕМ ОНА?
ИСПОКОН ВЕКА КНИГА КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА.
5.ФИЗМИНУТКА. ОФТОЛЬМОПАУЗА.

6.РАБОТА ПО ТЕМЕ.

А)


  • А, теперь откройте с.124 упр.86

  • Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать?

  • (Изменить данные слова так, чтобы они отвечали на вопрос ЧЕГО?

  • Понаблюдать, что происходит в корнях этих слов. Записать слова парами. Выделить беглые гласные.

  • ОГ_ОНЬ - ОГНЯ , С_ОН- СНА, Р_ОЖЬ- РЖИ, П_ЕНЬ- ПНЯ, Р_ОТ-РТА, М_ОХ- МХА.

  • Какие гласные убежали? (О,Е).

  • Как они называются? БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ.

  • Что называют беглыми гласными? ГЛАСНЫЕ, КОТОРЫЕ ТО ПОЯВЛЯЮТСЯ, ТО «УБЕГАЮТ» ИЗ КОРНЯ. НАЗЫВАЮТСЯ БЕГЛЫМИ ГЛАСНЫМИ.

Б) УПР.89 С.125

- Самостоятельная работа на доске и в тетрадях . Взаимопроверка в парах .

- Что нужно сделать? ( ОБРАЗОВАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА ОТ ДАННЫХ КОРНЕЙ ПРИ ПОМОЩИ СУФФИКСА -ОК.


КРУГ- КРУЖОК, ЛУГ- ЛУЖОК, СНЕГ- СНЕЖОК.

-Сравните значение слов в каждой паре. Какое значение придает суффикс –ОК словам.?

- ( СУФФИКС –ОК ПРИДАЕТ СЛОВУ УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

В) - А, теперь продолжим говорить о беглых гласных, откройте с.125 упр.90.

- Что, нужно сделать в упражнении ? (ЗАПИСАТЬ КАЖДОЕ СЛОВО В ФОРМЕ ЕДИНСТВЕННОГО И МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА. РАЗОБРАТЬ СЛОВА ПО СОСТАВУ.
КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА У ДОСКИ И В ТЕТРАДЯХ
ДРУЖОК -ДРУЖКИ, ПЕТУШОК-ПЕТУШКИ, ВОЛЧОК-ВОЛЧКИ, ПОРОЖЕК-ПОРОЖКИ, ОРЕШЕК-ОРЕШКИ, ЗАМОЧЕК-ЗАМОЧКИ.

-Сравните суффиксы в каждой паре слов. Что , произошло с гласным в суффиксе? ( ГЛАСНЫЙ «УБЕЖАЛ», А ЗНАЧИТ БЕГЛЫЙ ГЛАСНЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО В КОРНЕ, НО В СУФФИКСЕ.).


Г) СКАЗКА О ЗЯБЛИКЕ

- Послушайте внимательно сказку и постарайтесь запомнить однокоренные слова, которые встретятся в тексте.


ЗЯБЛИК. Почему называется так эта птица? Потому что зябнет? Так ли? Послушайте, что говорится об этом в одной сказке.
УПРЯМЫЙ ЗЯБЛИК.
Октябрь так птиц пугнул. Что иные до самой Африки без оглядки летели. Да не все такие пугливые. Другие и с места не трогались. Ворона вон – хоть бы ей что! Каркает. Галки остались. Воробьи. Ну да с этими Октябрь связываться не хочет. Этим и Январь нипочем! А вот за зябликов взялся, потому что фамилия у них такая - ЗЯБ-ЛИК и должны они Октября бояться. Взялся- и всех разогнал. Один только остался. Самый упрямый.

-Зяблик ты, так зябни,- рассердился Октябрь. И стряхнул термометр . А Зяблик не зябнет.

- Небось озябнешь!- разбушевался Октябрь. И давай Зяблику в перо ветром дуть.

А Зяблик не зябнет! У него от озноба верное средство- тугой животок. Прыгает по веткам, как по ступенькам. И склевывает: то жука, то семечко. А раз животок тугой, то и температура у него нормальная- птичья- плюс 44 градуса. А с такой температурой и в октябре май!

Оказывается, зяблик совсем не зяблик, он не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях снег лежит. Да и улетает поздней осенью в холодное, «зяблое», как говорят в народе, время, и назвали ее зябликом.

Как видите, названия птиц появились не случайно. Люди обратили внимание на какой-то признак и по этому признаку дали название.


-Так какие однокоренные слова встретились? Что заметили в них?

ЗЯБЛИК, ЗЯБЛИКОВ,ЗЯБНИ, ЗЯБНЕТ, ОЗЯБНЕШЬ, ОТ ОЗНОБА, ЗЯБЛОЕ.


-В ЭТИХ СЛОВАХ ВСТРЕЧАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ И БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ.

7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. С 124. УПР.85. ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ.


8. ИТОГ УРОКА.

1.ОБОБЩЕНИЕ.

- О каких явлениях в русском языке говорили на уроке?

- Какие гласные называются беглыми? Приведите примеры.

-Что называется чередованием согласных? Приведите примеры.

2.Рефлексия



- Какое задание больше всего понравилось?

- С каким настроением уходим с урока?