страница 1 |
|||||||
Похожие работы
|
Цель урока: подготовить учащихся к написанию экзаменационной работы (сочинения-рассуждения). - страница №1/1
![]() Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению. Блок С, задание с 2. Цель урока: подготовить учащихся к написанию экзаменационной работы (сочинения-рассуждения). Задачи урока: Обучать учащихся писать сочинение-рассуждение. Повторить основные сведения по текстоведению (что такое тема, идея, определение микротемы, понятие «ключевые слова»). Учить использовать полученные знания при написании сочинения. Воспитывать уважение к своему языку, формировать коммуникативную культуру. Развивать грамотную речь, творческие способности учащихся. Формы работы учителя: выдача заданий, формулирование вопросов, организация работы с текстом, организация работы в группе, выдача раздаточного материала, выдача домашнего задания. Формы работы учащихся: лексическая работа, общение в парах, демонстрация монологической речи, выполнение тестовых заданий, рефлексия собственной деятельности. Ведущая педагогическая идея урока: Через личностно ориентированные задания – включённость в содержание материала. Через деятельность – освоение информации. Через выбор заданий – формирование ответственности, самоуважения, самореализации, ощущение комфорта деятельности. Через многоканальную подачу материала – положительные эмоции, объёмность мира. Через творчество – самопознание и радость. Оборудование: -электронная презентация «Юбилей В.Г.Распутину»; -портрет писателя, выставка книг, стенд «Советуем прочитать»; -раздаточный материал (текст с заданиями); -карточки с оформлением цитат, с образцом композиции текста-рассуждения; -запись на доске: тема урока, композиция рассуждения. План урока: 1.Организационный момент. Слово учителя. 2.Презентация; 3.Самостоятельная работа с текстом в парах; 4. Проверка; 5.Выполнение заданий А-1 – А-3; 6.Работа над текстом сочинения. - Работа с карточками (способы цитирования). - Работа с аргументами, введение цитат. - Работа с выводом, личностная оценка. 7. Рефлексия. Чему научились? 8.Выдача домашнего задания. Ход урока 1.Организационный момент. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста, готовиться к выполнению экзаменационного задания с 2. блока С.
-Посмотрите презентацию о писателе. Заполните таблицу
3.Актуализация знаний. Запишите в тетради слово «самостоятельность», подберите к нему слова-ассоциации. ( Сам-стоять, свободный, независимый, сам делаю, сам отвечаю за свои поступки…) Вам нравится быть самостоятельным? Почему? (устали от излишней опеки со стороны родителей, в этом возрасте (15 лет) хочется жить по-своему, найти своё место в жизни…) 2.Чтение текста учителем. Учитель читает текст, учащиеся слушают и отмечают ключевые слова. -О чём текст В.Г.Распутина? (в тексте рассказывается о пятнадцатилетнем герое Саньке, который вдруг неожиданно обрёл желаемую им самим самостоятельность). 3.Самостоятельная работа с текстом. (Работа в парах). А сейчас ещё раз прочитайте текст, подчеркните ключевые слова, составьте план текста, определив основную мысль микротемы-абзаца. План записать в тетрадь. Работать будем в парах. 1-й абзац (подчеркнём слова в тексте: всмотрелся, пятнадцать лет, ребёнок, сам с усам, заявить о себе) 1.Самостоятельность – хватит ходить по указке. 2-й абзац (повезло, уехали родители, у бабушки на Байкале) 2.Август у бабушки на Байкале – золотой месяц без родителей. 3-й абзац (Бабушка уехала, Саня один) 3. Бабушка уехала тоже. 4-й абзац (полюбил ходить в магазины, полоть грядки, получил способность оглянуться на мир) 4. Саня полюбил ходить в магазины, готовить еду…, чего раньше терпеть не мог. 5-й абзац (гордясь собой) 5. Гордость за себя. 4. Выполните задание А-1 - А-3.Работа в парах. -Проверим, поставьте себе балл за правильный ответ. 5. А теперь читаем задание С2. 2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл первого предложения текста: «Тому, кто не имеет её, самостоятельность кажется настолько привлекательной и увлекательной штукой, что он отдаст за неё что угодно». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Вспомним композицию сочинения-рассуждения. Впишите пропущенный пункт. 1.Вступление. 2. …. 3. Аргументы с примерами. В качестве примеров цитаты из текста. 4. Вывод. 6.Работа над сочинением. Пользуйтесь заданиями А-1 – А-3. Обязательно соблюдайте абзацы. 1-й абзац. Вступление. Сверните текст в одно – два предложения. Примерные варианты вступления. В тексте В.Г. Распутина речь идёт о... Автор текста В.Г.Распутин повествует… (В тексте речь идёт о мальчике…) -Сформулируйте тезис на основе темы. По мнению автора,… Автор утверждает… -Аргументы с примерами. В качестве примеров – цитаты из текста. Во-первых,… Во-вторых,… Вывод. Следовательно,… Один из вариантов сочинения В тексте Валентина Распутина речь идёт о мальчике Саньке, который впервые в жизни получил возможность проявить свою самостоятельность. По мнению автора, самостоятельность может быть «привлекательной и увлекательной штукой». И это действительно так. Во-первых, Саньке исполнилось пятнадцать лет. Это возраст, когда человек самоутверждается в жизни и хочет решать вопросы самостоятельно. (Предложения 4-6). Во-вторых, Санька, оставшись один, получил возможность посмотреть на себя со стороны, оценить свои способности, выделить себя из «общего ряда». (Предложения 24-26). Следовательно, самостоятельность показалась Саньке «привлекательной штукой». Санька гордился собой и своей самостоятельностью. За самостоятельность действительно можно отдать что угодно. 6.Рефлексия. Чему я научился. 7.Домашнее задание: Текст сочинения написать на чистовик. Карточки: Способы оформления цитат (использовать как раздаточный материал):
Композиция сочинения-рассуждения (использовать как раздаточный материал):
В тексте … рассказывается о …, который…
Тезис формулируем на основе задания.
Во-первых,… Во-вторых,…
Следовательно,… Текст и задания к нему. (1) Тому, кто не имеет её, самостоятельность кажется настолько привлекательной и увлекательной штукой, что он отдаст за неё что угодно. (2) Саню буквально поразило это слово, когда он всмотрелся в него. (3) Не вчитался, не вдумался, а именно всмотрелся и увидел. (4) «Самостоятельность» — самому стоять на ногах в жизни, без подпорок и подсказок — вот что это значит. (5) Хватит ходить по указке. (6) Пятнадцать лет человеку, а для папы с мамой всё ребёнок, и никогда это не кончится, если не заявить раз и навсегда: сам. (7) Сам с усам. (8) Конечно, он не собирался переходить границы, в этом не было необходимости, но границы собирался пораздвинуть. (9) И удивительно: стоило Сане принять решение, ему сразу же повезло. (10) Ещё в начале лета родители никуда не собирались, но, вернувшись в июне из спортивного лагеря, он вдруг узнал, что они уезжают в Калининград, затем в Брест, затем ещё куда-то и возвращаются только в конце августа, чтобы собрать Саню в школу. (11) «А ты побудешь у бабушки», — сказала мама. (12) Август у бабушки на Байкале — золотой месяц; ягоды, рыбалка, купанье... (13) Папа, будь его воля, не раздумывая, поменялся бы с Саней местами. (14) Только Саня, разумеется, отказался бы меняться — не потому, что ему не хотелось побывать в Прибалтике и Бресте. (15) Хотелось, и особенно в Брест, но он предпочитал быть там, где нет папы с мамой, которые и в Бресте умудрились бы затолкать его в окоп и не позволили бы высовываться, чтобы, не дай бог, не схлопотать выпущенную полвека назад пулю. (16) На Байкале, куда Саня приехал к бабушке, везение продолжилось. (17) Прошло три дня — вдруг бабушке приносят телеграмму: срочно выезжай, Вера в больнице, дети одни. (18) Тётя Вера, мамина сестра, жила в Нижнеангарске. (19) Бабушка заохала, потерялась: и здесь парнишка на её руках, и там неизвестно что. (20) Выручила соседка, согласилась не только кормить бабушкиных поросят, но и доглядывать за её внуком. (21) Бабушка уехала, а соседка и думать забыла про Саню.. (22) Саня зажил как кум королю. (23) Он полюбил ходить в магазин, варить себе немудрёную еду, полюбил даже пропалывать грядки в огороде, чего раньше терпеть не мог... (24) Ничего, казалось бы, не изменилось, кроме одного: он получил удивительную способность оглянуться на этот мир, на этот порядок с расстояния. (25) Люди только на чужой взгляд остаются в общем ряду, каждый же в отдельности, на свой взгляд, выходит вперёд, иначе жизнь не имеет смысла. (26) Ощущение того, что он вышел вперёд, было отчётливое и радостное, как ощущение высоты, когда открываются дали. (27) Так Саня прожил неделю, потихоньку гордясь собой, своей самостоятельностью и беспокоясь лишь о том, чтобы не нагрянула бабушка, от которой не было никаких известий. (По В. Распутину) Распутин Валентин Григорьевич — выдающийся современный писатель, автор повестей и рассказов, затрагивающих острые нравственные и социальные вопросы («Уроки французского», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Деньги для Марии» и др.). A 1 В каком(-их) предложение-ях) содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Сане понравилось самому выполнять работу по дому? 1) (12) Август у бабушки на Байкале — золотой месяц: ягоды, рыбалка, купанье... (15) Хотелось, и особенно в Брест, но он предпочитал быть там, где нет папы с мамой, которые и в Бресте умудрились бы затолкать его в окоп и не позволили бы высовываться, чтобы, не дай бог, не схлопотать выпущенную полвека назад пулю.
4) (24) Ничего, казалось бы, не изменилось, кроме одного: он получил удивительную способность оглянуться на этот мир, на этот порядок с расстояния. (26) Ощущение того, что он вышел вперёд, было отчётливое и радостное, как ощущение высоты, когда открываются дали. А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «поразить» (предложение 2).
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
4) Саня зажил как кум королю |