Цель урока: Формирование у учащихся представление о световых явлениях и о типах источников света. Задачи урока - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс 2013-2014 гг. 1 154.16kb.
Литература: Ход урока. Вход учащихся в класс П. И. Чайковский. 1 51.25kb.
Цель урока: подготовить учащихся к написанию экзаменационной работы... 1 82.17kb.
Тип урока – развивающий (формирование новых знаний). Задачи 1 72.32kb.
Арт-рок – музыка современности Класс: 8 Тип урока: углубление в тему. 1 96.78kb.
Урок по изо в 5кл. Цель урока: Дать представление о неразрывной связи... 1 60.93kb.
Урока Калентдарно-ематическое планирование по музыке 7 класс Кол-час... 1 222.71kb.
Методическая разработка урока изо для 7 класса по теме: Богат наследием... 1 51.88kb.
Урок на тему: озера 1 15.94kb.
Цель урока: расширить мировоззрение учащихся понятием «гражданская... 1 106.28kb.
Урок технологии Бельевые швы. Учитель технологии первой квалификационной... 1 127.28kb.
Долина луары душа франции 1 74.56kb.
- 4 1234.94kb.
Цель урока: Формирование у учащихся представление о световых явлениях и о типах источников - страница №1/1

Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. Солнечные и лунные затмения.
Цель урока: Формирование у учащихся представление о световых явлениях и о типах источников света.
Задачи урока:

Образовательная:

сформировать у учащихся научное понятие света: показать на конкретных примерах роль света в жизни человека; сформировать представление о естественных и искусственных источниках света; ознакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света; разъяснить закон прямолинейного распространения света; объяснить природу солнечных и лунных затмений:



Развивающая:

способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в ходе урока и при выполнении домашнего задания с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;



Воспитательные:

способствовать формированию научного мировоззрения, учить находить прекрасное в результатах трудовой деятельности, показать необходимость сотрудничества в процессе совместного выполнения заданий, уважения к мнению оппонента, способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу, показать связь между поэтическим восприятием природы и ее научным описанием, взаимосвязь науки и искусства.



Ход урока:

  1. Организационный момент – 3 мин.

  2. Вводный рассказ о свете и его источниках –7 мин.

  3. Объяснение прямолинейного распространения света с сопровождением эксперимента. Наблюдение тени и полутени, пояснение затмений на основе эксперимента – 30 мин.

  4. Подведение итогов – 3 мин.

  5. Домашнее задание – 2 мин.


Содержание урока:
1.Организационный момент.

2. Вводный рассказ.

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с различным проявлением света. Его значение для человека очень велико. Да и не только для человека. Ведь все живое существует и развивается благодаря свету и теплу. С древнейших времен деятельность человека зависела от дневного света. Собственно поэтому он и научился добывать огонь и поддерживать его, стал охотиться с факелами, освещать и защищать свое жилище. Благодаря свету человеческий глаз способен воспринимать явления и познавать окружающий нас мир. Исследование световых явлений помогло создать приборы, позволяющие более широко познавать природу, что в свою очередь привело к облегчению жизни человека.

Но говоря о свете нельзя ни сказать об их источниках. Сразу отметим, что источники подразделяются на естественные и искусственные. К естественным источникам света относятся: пламя костра, полярные сияния, небесные тела (звезды, планеты, кометы, Луна и так далее). И конечно же основным естественным источником света является Солнце, от которого мы получаем не только свет, но и тепло. Поэтому с давних времен представления о свете и тепле неразрывно связаны между собой.

На основе изучения света были созданы искусственные источники света. К ним относятся: лампа накаливания, электрическая дуга (применяется в сварке), лазеры (широко используются в технике и науке). Если вы поднесете руку к лампе накаливания, то почувствуете исходящее от нее тепло.

Правда не все источники света излучают тепло. Как среди естественных, так и среди искусственных, встречаются холодные источники света. Например, свет от гнилушек, различных светлячков, полярных сияний (естественные холодные источники), свет газосветных трубок и ламп дневного света ( искусственные холодные источники).


3. Объяснение прямолинейного распространения света с сопровождением эксперимента. Наблюдение тени и полутени, пояснение затмений на основе эксперимента.
На основе наблюдений и опытов были установлены законы распространения света, при этом использовалось понятие луча. Давайте на опыте посмотрим, что представляет собой луч (пучок) света.

Учитель показывает опыт 1.

Итак, луч – это линия, вдоль которой распространяется свет.

Далее ставим эксперимент 2.

На основе увиденного учащиеся пытаются самостоятельно сделать вывод, о прямолинейном распространении света в однородной среде. А в тетради записывают формулировку закона прямолинейного распространения света. Свет в однородной среде распространяется прямолинейно.

Теперь вы уже знакомы с понятием луча и особенностью распространения света в однородной среде. Все вы в жизни часто сталкивались с этими свойствами света. Например, если вам мешает свет от лампы, то вы можете загородиться от него рукой или газетой. Если бы свет распространялся не по прямым линиям, то он бы обогнул препятствие и попал в глаза. Но этого не происходит. Для доказательства этого закона существует несколько опытов. Рассмотрим один из них – образование тени и полутени.

Показываем опыт 3а.

Эта демонстрация доказывает нам прямолинейность распространения света. Если вы будите стоять за углом дома вы не сможете увидеть фонарь, находящийся не в поле вашего зрения и вы увидите лишь тень отбрасываемую фонарем. 29


Далее учитель на доске схематически рисует образование тени, а учащиеся переносят это в тетрадь. Обратите внимание, что тень полностью повторяет форму предмета и имеет четкие границы. Но такую четко ограниченную тень мы редко наблюдаем в жизни. В данном эксперименте мы смогли получить такую тень, потому что размеры источника, который мы использовали, много меньше расстояния от него до предмета. Такой источник света называют точечным.

В тетради учащиеся записывают определение: «Точечным источником света называют такой источник, размеры которого сравнительно малы с расстоянием от него до объекта».


тень и полутень

Рис. 3а Рис. 3б

Если вместо точечного источника взять источник, размеры которого сравнимы с размером тела, то на экране помимо тени образуется частично освещенное пространство – полутень.

Показываем опыт 3б.

Образование полутени ни коем образом не противоречит закону прямолинейного распространения света, а лишь подтверждает его. Учитель просит учащихся самостоятельно объяснить явление образования полутени, используя геометрические построения.

В астрономических масштабах тень и полутень наблюдаются при солнечном и лунном затмениях. При солнечном затмении на Земле видна тень отбрасываемая Луной. Вокруг полной тени находится полутень. Солнечное затмение можно видеть когда Луна находится между Солнцем и Землей.

солнечное затмение 1
Если Луна попала в тень отбрасываемую Землей, то наблюдается лунное затмение. в данном случае Земля находится между Солнцем и Луной.

лунное затмение 1
4. Подведение итогов.

Цель – формирование адекватной самооценки. Учитель спрашивает детей, что нового они узнали, чем занимались на уроке, понравился ли им урок. Учащиеся высказывают свое мнение о своей работе на уроке, работе других учащихся и об уроке в целом.



5. Домашнее задание:

стр. 132 –137, §§ 62,63.



стр.134 вопросы, стр. 137 вопросы, упр. 32.

В.И.Лукашик «Сборник задач по физике 7-8» стр.145 №1249.