Архитектор илья евграфович бондаренко строитель старообрядческой церкви во имя пророка захарии в богородске - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебное пособие для з-го класса Составлено по учебникам 8 1380.74kb.
Храм во имя святой великомученицы 1 144.29kb.
Отчет о паломничестве по Святой Земле прихожан храма святого пророка... 1 41.06kb.
Александр Юльевич Бондаренко Милорадович Жизнь замечательных людей... 32 10450.41kb.
Воскресный листок №6 Воскресной школы храма Илии пророка г. 1 41.61kb.
Серпухова по футболу-2012 «алмаз» (Серпухов) 1 46.99kb.
Священник о. Георгий (Балакин) (Горно-Алтайск) о состоянии Православной... 1 147.9kb.
«Имя Федора Михайловича Достоевского обладает какой-то особой притягательностью. 1 36.02kb.
Тройка диалог илья муромец 2 520.06kb.
«Созидающее влияние через служение детям церкви» Александр Вялов... 1 294.83kb.
Роль священнического служения в жизни Церкви 1 78.28kb.
За последний месяц мне пришлось говорить о рэпе больше, чем за последние... 1 29.2kb.
- 4 1234.94kb.
Архитектор илья евграфович бондаренко строитель старообрядческой церкви во имя пророка - страница №1/1



ЗАНЯТИЕ В ГРУППЕ «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
ТЕМА : АРХИТЕКТОР ИЛЬЯ ЕВГРАФОВИЧ БОНДАРЕНКО - СТРОИТЕЛЬ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ВО ИМЯ ПРОРОКА ЗАХАРИИ В БОГОРОДСКЕ.
Группа «Историческое краеведение» МБОУ сош №14,

Руководитель: Задорожняя Светлана Фёдоровна


г.Ногинск 2012

Основная цель занятия: дать учащимся новые знания об архитекторе И.Е.Бондаренко и архитектурном стиле «модерн»; побудить активность учащихся и через познавательную деятельность привлечь их к изучению родного края.


Основные задачи:

  1. Образовательная (расширить знания учащихся по историческому краеведению).

  2. Познавательная (побудить интерес учащихся к познанию родного города и его архитектуры).

  3. Воспитательная.

Используемые технологии:



  1. Групповая.

  2. Коллективное обучение учащихся.

  3. Индивидуализированный метод.

  4. Развивающее обучение с направленностью на развитие творческих качеств личности.

  5. Воспитательная.

  6. Здоровьесберегающая.

План занятия

I. Повторение пройденного материала.

II. Основная часть (новый материал).

III. Подведение итогов занятия. Выводы.

IV. Домашнее задание.


Содержание занятия

I. Повторение пройденного материала. Беседа о старообрядчестве.

II. Вопросы к учащимся: а) «Что такое старообрядчество и кто такие старообрядцы?»; б) «Что знают ребята о богородских старообрядцах и об А.И.Морозове».

Ответы учащихся.

Информация педагога.

Изменения в социально-экономическом и политическом развитии России 2-ой половины 17 века захватили и русскую церковь. Глава русской церкви с 1652 году патриарх Никон, желая сохранить авторитет церкви в государстве провёл ряд реформ по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. Реформы начались в 1654 г. Эти реформы Патриарха Никона раскололи Русскую церковь на «никониан» – сторонников нововведений и «старообрядцев» – сторонников старых устоев.

Вот некоторые основные различия между старой и новой верой.

До проведения преобразований.

После завершения преобразований.

Крестное знамение 2-мя перстами.

Крестное знамение 3-мя перстами.

Движение по солнцу во время крестного хода.

Крестный ход - против солнца.

Разночтения в богослужебных книгах.

Унификация текстов книг по греческим образцам.

Написание имени Христа как «Исус».

Имя Христа пишется «Иисус».

Были и другие отличия, но все они касались только обрядовой стороны.


Педагог делит учащихся на 2 группы («никонианцы» и «старообрядцы»). Ребята работают с таблицей, делают записи в своих тетрадях, задают друг другу вопросы и отвечают на них. Каждый ученик обучает другого.

Здесь используется коллективное обучение учащихся и групповая технология.


Информация педагога.
В старообрядчество оказались вовлечёнными многие горожане и крестьяне, связывавшие ухудшение своего положения с реформой церкви. Раскол был одной из форм социального протеста народных масс, старообрядцы подвергались гонениям и преследованиям, бежали в глухие места.

Одним из таких мест; где селились староверы, были Гуслицы Богородского уезда. Старообрядцам приходилось скрываться от правительства, тайно строить свои молельные дома и совершать богослужения. И только в 19 веке притеснения старообрядцев заметно ослабели. Староверы сыграли важную роль в хозяйственной жизни России.

Из старообрядцев Богородского уезда происходит семья крупных и известных русских купцов, промышленников и меценатов - Морозовых.
Арсений Иванович Морозов (1850 - 1932) жил в Глухове, а помогал одноверцам по всей империи. Богородско - глуховские старообрядцы пользовались особым его покровительством и как земляки, и как люди в большинстве своём примерного поведения на работе и в быту, степенные, работящие, чтущие Бога и церковь православную. Ветвь Захаровичей на Глуховке – поповцы белокриницкого согласия.

А.И.Морозов способствовал изданию в Богородске журнала «Старообрядческая мысль», писал статьи в старообрядческий журнал «Церковь».

В 19 – нач. 20 вв . Морозовы много сделали для сохранения и возрождения старообрядческих храмов. Вплоть до 1905 г.- официального разрешения правительства на свободу вероисповедания - они оборудовали молельни на фабриках, в правлении мануфактуры, в больнице, у себя в доме (всего 6 молелен). А вот в Богородске у старообрядцев тогда ещё не было своего храма.

После 1905 г. А.И. Морозов строит в Богородске и его окрестностях 4 старообрядческих храма, на его деньги в Богородском уезде обустраиваются 15 старообрядческих храмов, также строится много старообрядческих церквей и в Москве.


II. В 1911 году, по заказу Арсения Ивановича Морозова, известный русский зодчий Илья Евграфович Бондаренко построил в Богородске старообрядческую церковь во имя пророка Захарии (по типу древнего храма Евфросиньи Полоцкой в г. Полоцке). Но другие источники говорят нам о том, что эту церковь строили с 1906 по 1910 г. А в 1911 г. Захарьинская церковь была открыта.

Илья Евграфович Бондаренко родился в г. Уфе 06. 07.1870 г.

По окончании Уфимской гимназии в 1887 г. – поступил в МУЖВЗ, где находился под опекой видного московского зодчего А.С. Каминского. В 1891 г. после нескольких лет уче6ы оставил училище, не закончив его. Образование завершил на Строительном отделении Политехникума в Цюрихе (Щвейцария) в 1894 г. Там же познакомился с известным купцом И.А. Морозовым, для которого сделал несколько орнаментальных рисунков для тканей. ,С осени 1894 г. работал в строительной конторе Московского Купеческого Общества — руководил постройкой зданий Духовной консистории на Мясницкой ул., возводившейся по проекту В.Г. Сретенского; кроме того, работал в мастерской архитектора А.Е. Ве6ера, а в 1895 - 1896 г.г. — в мастерской Шехтеля.

Яркие экзотические национальные формы выставочных павильонов так называемой Русской деревни в Париже, разработанные Бондаренко совместно с художником К.А. Коровиным, оказались у истоков неорусского стиля — национальной модификации нового архитектурного направления. Они отразили богатые образные впечатления, накопленные И.Е. Бондаренко во время путешествия по древнерусским городам Поволжья в конце 1890-х годов и по деревням Русского Севера. В дальнейшем творчестве зодчего именно этот язык архитектурных форм получил наибольшее развитие.

В 1902 г. Принял активное участие в знаменитой московской выставке Архитектуры и художественной промышленности Нового стиля, ставшей точкой отсчёта в широком распространении модерна в застройке Москвы.

Модерн - архитектурный стиль конца ХIХ - нач. ХХ веков. В это время в России бурно развивались капиталистические отношения, которые вызывали потребность в увеличении масштабов строительства и разработке новых типов общественных зданий. Сторонники модерна разработали выразительный архитектурный язык изощренных декоративных форм, текучесть линий, смело ввели в архитектуру изобразительное искусство и широко использовали новые строительные материалы. Если говорить о корнях модерна, это было совершенно особое смешение японского искусства со средневековыми стилями. Иная трактовка формы, основанная на асимметричности композиции. Идея стиля основывалась на текучих линиях и особенно на тематике воды.

Модерн – это красота и удобство, а также закругленность линий, свободная планировка, единство декора и интерьера, красочные панно, мозаика и цветные витражи.

Модерн распространен в городах и селах России очень неравномерно. В Москве и Петербурге он представлен широко и многообразно, в некоторых других городах есть лишь единичные сооружения. А вот в Богородске очень много построек в этом стиле - особняков, храмов, домов для рабочих, фабричных корпусов, общественных и промышленных сооружений. Здания педагогического училища, школы №10, Тихвинская церковь - все это постройки в стиле модерн.




Архитектор И.Е.Бондаренко


Стиль Модерн оказал определённое влияние на формирование так называемого неорусского стиля - как национально-романтического направления модерна

Неорусский стиль проявился в основном в церковных и крупных общественных сооружениях. Стилизованное воспроизведение древнерусских храмов и подчёркнутое обыгрывание отдельных деталей барокко позволили создать своеобразные модернизированные образы, богатые пластической выразительностью.

И. Е. Бондаренко – автор первого и последующих старообрядческих храмов в Москве и её окрестностях, возведённых после 1905 года и заложивших образные основы новейшего этапа старообрядческого храмостроения. Самыми выдающимися среди них были московские храмы в Токмаковом и Малом Гавриковом переулках, а также храм пророка Захарии в г. Богородске.

Илья Евграфович Бондаренко, как автор старообрядческих храмов, хорошо знал вкусы старообрядцев, чувствовал особенности древнерусской архитектуры.

Старообрядческая церковь во имя пророка Захарии в Богородске - великолепный ансамбль модерна (неорусский стиль), в прошлом – одно из красивейших зданий города (см. ниже).

Здесь текучие линии, асимметричность форм, многообразие окон различной формы и величины, художественная выразительность. За образец был взят древнерусский храм – отсюда и одноглавие, и позакомарное завершение кровли, и отдельно стоящая звонница, соединённая с храмом небольшим приделом. Даже наружная роспись храма, а также устроенные внутри него хоры, говорят о том, что древние традиции русского зодчества здесь соблюдались неукоснительно. И вместе с тем, Захарьинская церковь была удивительно современна, т.к . отвечала духу возрождения национальных традиций, который был ощутим в культуре начала ХХ века. Храм имел великолепный четырехъярусный иконостас светлого дуба, выполненный также в традициях древнерусского искусства с подбором древних икон XVII века.



Старообрядческая церковь во имя пророка Захарии и дом церковного причта при Богородско-Глуховской старообрядческой общине белокриницкого согласия. г.Богородск (Ногинск)

Педагог делит учащихся на 2 группы по возрасту (5 и 7 –е классы), каждая группа работает с индивидуальным заданием. Группа из учащихся 5-х классов работает с книгой «Уездный город Богородск на старых фотографиях.» - рассматривает фотографии зданий в стиле «модерн», а группа из учащихся 7-х классов работает с другой справочной литературой - сравнивает здания в стиле «модерн» со зданиями, построенными в других архитектурных стилях, делают записи в своих тетрадях. Две ученицы получают индивидуальное задание: работая с Интернет-ресурсами, узнать более подробно об архитектурном стиле «модерн» и о старообрядческой церкви во имя Св.Анны Кашинской, которую построил Бондаренко в селе Кузнецы Павлово-Посадского района Московской области.

Использование групповой технологии, воспитательной технологии (дружная работа коллектива по данной теме), индивидуализированного метода и развивающего обучения.

На протяжении всего занятия - проведение физкультминуток (использование здоровьесберегающей технологии).


Информация педагога
Имелся ли у Захарьинской церкви свой старообрядческий хор, сейчас точно не известно. Но точно известно другое: Морозовский старообрядческий хор здесь пел неоднократно (акустика в церкви была потрясающая).

Церковь, по желанию Арсения Ивановича Морозова, названа в честь пророка Захарии и великомученицы Евдокии, в память тезоименитых святых деда и бабушки Арсения Ивановича - создателя Глуховской мануфактуры Захария Саввича Морозова и его жены Евдокии Мартыновны. Примыкающий к храму с юга придел освящен во имя св. Николы Чудотворца.

В своих работах Илья Евграфович Бондаренко свободно комбинировал формы, генетически связанные с древнерусским зодчеством, но сильно стилизованные и утрированные. Основные архитектурные приёмы зодчего, составляющие его творческий почерк, это образный лаконизм и выразительность, внимание к прорисовке силуэта, частое использование фасадной майолики или живописных панно.

Произведения Бондаренко в неорусском стиле явились последовательным продолжением принципов, заявленных ещё в 1881 – 1882 гг. В. М. Васнецовым и В.Д. Поленовым в абрамцевской церкви. Неслучайно почти все храмы И. Е. Бондаренко также были украшены керамикой завода «Абрамцево», игравшей в них ведущую декоративную роль.

Место для старообрядческой Захарьинской церкви было выделено на окраине города, чтобы не «смущать» представителей главенствующей церкви. Церковь начали строить на Нижегородской площади.

Нижегородская площадь существовала ещё в конце 19 века и занимала очень большую территорию на окраине города, её северной границей была улица Большая Московская, которая потом переходила в улицу Владимирский тракт (теперь улица Шоссе Энтузиастов).

С запада Нижегородская площадь заканчивалась там, где сейчас стоят деревянные частные дома по улице Комсомольской (напротив средней школы №14). Возможно, что по периметру площади, у её западной границы, ещё в конце 19 - нач.20 веков уже располагались деревянные домики, где жили горожане. Во второй половине 19 века по территории площади была проложена железнодорожная ветка до станции Захарово.

В центре площади был большой пустырь. То место, где сейчас расположена школа №14, тоже было Нижегородской площадью; только здесь была большая пустошь.

И вот в 1911 году здесь была построена старообрядческая церковь. Но важно и то, что архитектор Бондаренко построил здесь не только храм, но и целый комплекс зданий рядом с ним. Это два двухэтажных дома рядом с церковью, где жили церковнослужители, и маленькая часовня за церковью.

Все средства на строительство церкви, колокола, устройство иконостаса, а также на строительство часовни и домов для церковнослужителей, были пожертвованы Арсением Ивановичем Морозовым.

Эти двухэтажные дома и маленькая часовня сохранились до настоящего времени (правда, в перестроенном виде).

Старообрядческая Захарьинская церковь и здания, которые ей принадлежали, были украшением Нижегородской площади. Поэтому стали считать, что площадь началась именно со строительства церкви и этих зданий, хотя площадь возникла намного раньше.


III. Подведение итогов занятия:

1) закрепление нового материала;

2) ответы на вопросы педагога;

3) беседа с учащимися;

4) выводы.
IV. Домашнее задание.

1. Посмотреть в Интернете или других источниках дополнительный материал об архитекторе И.Е.Бондаренко, о его работе в г.Москве и других городах и о его дальнейшей судьбе.



2. Найти материал о других архитекторах стиля «Модерн».
Список использованной литературы.


  1. Богородские святыни. Богородск (Ногинск), 1992г.

  2. Журнал «Богородский край».

  3. Детская энциклопедия. Т.12. Искусство. М., 1977г.

  4. История СССР. М., 1983г.

  5. История России. 17-18 века. М., 2005г.

  6. Морозовы на Глуховке. Дела и судьбы. Ногинск., 2007г.

  7. М. Нащокина. Сто архитекторов Московского модерна. Творческие портреты. М., 2000г.

  8. Пособие по истории СССР в 2-х томах. М., 1984г.

  9. Савельева И.В. Истоки. История Богородского края. Ногинск., 1999г.

  10. Справочные материалы по историческому краеведению. 9-19вв. Ногинск. 2005г.

  11. Справочные материалы по историческому краеведению. ХХв. Ногинск.,2006г.

  12. Уездный город Богородск на старых фотографиях. Ногинск.,1999г.

  13. Хрестоматия по истории СССР. М., 1987г.