Архиповой Еленой Алексеевной Всего часов: 68 часа Срок реализации программы: 1 год г. Москва, 2013 г пояснительная записка рабочая п - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по литературе в 7 класс 1 405.1kb.
Кройтор Евгений Константинович 2013-2014 учебный год пояснительная... 3 835.28kb.
Рабочая программа мазуриной Наталии Владимировны 1 195.59kb.
Программа предполагает проведение 2-х часов в неделю (всего 70 часов... 2 654.3kb.
Лель Ольга Александровна, учитель первой квалификационной категории г. 3 744.49kb.
Рабочая программа курса искусство (мхк) Срок реализации программы... 6 1023.64kb.
Махониной Татьяной Владимировной 2013-2014 учебный год пояснительная... 1 311.62kb.
Хисамиева Альфреда Мунавировича 2012 2013 учебный год пояснительная... 1 163.33kb.
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю): из них Всеобщая... 1 260.44kb.
Рабочая программа составлена в 2013 г. Пояснительная записка. 1 241.46kb.
Торшоновой Марии Андреевны для среднего дошкольного возраста на 2012/2013... 2 653.2kb.
Хидеюки Кикути Ди, охотник на вампиров 5 2432.76kb.
- 4 1234.94kb.
Архиповой Еленой Алексеевной Всего часов: 68 часа Срок реализации программы: 1 год - страница №2/2


РУССКАЯ БАСНЯ




13. (1ч.)

Русские баснописцы XVIII века.

В.К. Тредиаковский. Басня «Ворон и Лиса». А. П. Сумароков. Басня «Ворона и Лиса». М. В. Ломоносов. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».




Сопоставление басен В. И. Тредиаковского и А. П. Сумарокова на основе выявления особенностей их языка. Формирование нравственно-эстетических представлений. Знакомство с уникальной личностью М. В. Ломоносова, выявление комических и поучительных элементов басни, её связь с научной деятельностью писателя. Формирование навыков выразительного чтения, лексической работы.

Выразительное чтение, сообщения учителя и учащегося, исследовательская работа с текстом, составление комментариев «трудных» слов, конструирование диалога, чтение по ролям, устное рисование Составление вопросов к статье учебника, работа с портретом писателя и иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся

басенный сюжет, мораль, инверсия, аллегория

Ф. С. Рокотов. Портрет А. П. Сумарокова. 1777 г.

Портрет В. К. Тредиаковского.

Неизвестный художник XVIII в.

Портрет В. К.Тредиаковского. Гравюра Н. И. Соколова. 1801 г. Роль Ломоносова в развитии науки и русского языка






14. (1ч.)


«…Весёлое лукавство ума, насмешливость и живописное умение выражаться…». (А. С. Пушкин). (Басни И. А. Крылова).

Знакомство с биографией И. А. Крылова, выявление особенностей языка басен, значения крылатых выражений. Формирование нравственно-эстетических представлений.

Составление вопросов к статье учебника, работа с портретом писателя и иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся

олицетворение, гипербола

Портрет И. А. Крылова работы И.Э. Эггинка и К.П. Брюллова.

Иллюстрации А. М. Каневского и Евгения Рачева



«В литературной гостиной». (Исполнение и инсценировка басен И. А. Крылова).

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения раздела «Русская басня»; выявление морали басен Крылова.

Выразительное чтение наизусть, сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями.

мораль

Иллюстрации Ф. Д. Константинова, В. А. Серова




15. (1ч.)

Русская басня XX века.

Знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова, выявление морали басен, а также связи сюжетов басен Михалкова и Крылова.

Сообщения учащихся, выразительное чтение по ролям, лексическая работа, беседа

аллегория

Иллюстрации басен С. В. Михалкова. Художники Кукрыниксы, А. Лаптев, К. Ротов, А. Каневский, А. Баженов, Б. Рачев

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА




16. (1ч.)


Детство и детские впечатления А. С. Пушкина.

Воссоздание атмосферы эпохи начала 19 века. Знакомство с фактами биографии А. С. Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта. Воспитание интереса к личности и творчеству А. С. Пушкина.

Работа с учебником, комментарии к портретам А. С. Пушкина и его родных, беседа




Художники Ксавье де Местр, К. К. Гампельн.

Памятник М. А. Ганнибал и А. С. Пушкину в музее-заповеднике «Усадьба Захарово». Скульптор А. Е. Козинин.



А. С. Пушкина. Стихотворение «Няне».

Знакомство с фактами биографии А. Р. Яковлевой, определение её роли в духовном становлении поэта; выявление глубокой человечности лирического героя стихотворения «Няне». Формирование нравственно-эстетических представлений.

Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение наизусть, беседа, выявление роли художественно-изобразительных средств в лирическом произведении, работа с иллюстрациями в учебнике

риторическое обращение

Портреты Арины Родионовны. Рисунок А.С. Пушкина.

Рельеф «Арина Родионовна Яковлева — няня А. С. Пушкина». Художник Я.П. Серяков.

«Домик няни» в Кобрине.

Иллюстрация Н. В. Ильина к стихотворению «Няне»






17(1ч.)


А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Основные образы сказки. Сопоставление с народной сказкой и сказкой Жуковского «Спящая царевна».

Выявления народной основы сказки А. С. Пушкина, смысла противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке. Формирование нравственно-эстетических представлений. Выявление идеи сказки, роли художественно-изобразительных средств в сказке, сходства и различий народной сказки и литературной

Сообщение учителя, беседа, работа с иллюстрациями, Выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрациями, беседа, оформление таблиц, подводящих итоги беседы, работа с учебником ская работа

фольклорные элементы, различия народной и литературной сказки

Иллюстрации к сказке. Художник В.М. Конашевич Иллюстрации

Б. Дехтерева,

Т. Мавриной,

В. Конашевича,

В. Серова,

Б. Зворыкина, В. Панина,

художников Палеха





18. (1ч.)

«Пушкинская сказка - прямая наследница народной». Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок).

Выявление сказочных сюжетов, нашедших отражение в прологе, значения и роли сказочных реалий и персонажей, действующих в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила»; определение функции художественно-изобразительных средств в повествовании; авторской позиции. Формирование нравственно-эстетических представлений.

Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, лексическая работа, выразительное чтение, работа со словарем, сжатый пересказ

рифма

Иллюстрации «Пролога».

Художники Н.А. Рамазанов,

Г.Г. Гагарин, К.В. Изенберг,

Р.Л. Белоусов

«У лукоморья». (Шкатулка.)

И.Н. Крамской

«Пушкин у Лукоморья»,

В.М. Васнецов

«Иван-царевич на Сером волке»,

И.Я. Билибин

«Иван-царевич и Серый волк»





19. (1ч.)

Поэтические картины зимы. Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога».

Выявление мотива одиночества, печали, тоски в описании зимней дороги, внутреннем монологе героя. Формирование нравственно-эстетических представлений.

Выразительное чтение, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание романса А. А. Алябьева, беседа, работа с учебником

пейзажная лирика

Репродукции художников Л. Л. Каменева, И. И. Левитана, А. К. Саврасова «Зимняя до рога». Романс А. А. Алябьева на стихи А.С. Пушкина «Зимняя дорога»




20. (1ч.)

«В литературной гостиной». (Поэзия XIX века о родной природе).

Выявление художественных особенностей и идей стихотворений, посвященных русской природе. Формирование представлений о благотворном влиянии природы на душу человека, проявляющемся в пробуждении стремления к высоким чувствам, любви к людям.

Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, составление таблицы, групповая исследовательская работа с текстом, прослушивание музыкальных произведений

пейзажная лирика

Романс С. В. Рахманинова на стихи Ф. И. Тютчева «Весенние воды».

Романс А. Танеева на стихи Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..».

Репродукции картин И.И. Шишкина «Рожь», В. Д. Поленова «Золотая осень», А. К. Саврасова

«Весна», К. Е. Маковского «В ночном»






21. (1ч.)


М. Ю. Лермонтов. Детство поэта. История создания стихотворения «Бородино». Прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве.


Знакомство с некоторыми сведениями о детских годах М. Ю. Лермонтова, выявление фактов, оказавших влияние на становление личности поэта. Воспитание интереса к личности и творчеству поэта. Воссоздание атмосферы эпохи, выявление исторической основы произведения, значения Бородинского сражения в истории Отечественной войны 1812 г

Сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, оформление рефлексивной таблицы, , слайдовая презентация, лексическая работа


Эпитет.

Сравнение.

Прототип


Портреты: М. М. Лермонтова,

мать поэта. Неизвестный художник.

Ю.П. Лермонтов, отец поэта. Неизвестный художник.

Лермонтов в детском возрасте. Неизвестный художник.

Лермонтов в детстве. Неизвестный художник.

Выставка «Усадьба Середниково».

Государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова «Тарханы»





22. (1ч.)

Средства художественной выразительности в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Выявление художественной идеи стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющейся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников Родины. Воспитание патриотических чувств.

Лексическая работа, работа с учебником, с терминами,

устное словесное рисование, исследовательская работа с текстом



Метафора, звукопись,

диалог,


монолог,

аллитерация,

ассонанс








23. (1ч.)

Р. Р. Сочинение «Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова».

Обобщить наблюдения, сделанные в ходе предыдущих уроков, создание рабочих материалов, выявление основных событий, которые найдут отражение в сочинении, конструирование начала и финала сочинения, определение основной мысли работы.

Сообщения учащихся, создание рабочих материалов к сочинению, сценария фильма по стихотворению М. Ю. Лермонтова, беседа, конструирование начала и финала сочинения

повествование

Фрагменты панорамы

Ф. А. Рубо «Бородинская битва»






24. (1ч.)

Н.В. Гоголь. Малороссия в жизни и судьбе писателя Повесть «Ночь перед Рождеством»

Знакомство с биографией Н.В. Гоголя.

Выявление исторической основы, фольклорных источников и мотивов повести; формирование представления о об образе рассказчика, определение черт сходства и различия героев повести и сказочных персонажей.



Сообщения учителя и учащихся, конкурс на лучшего знатока повести. выразительное чтение ,художественный пересказ, работа с текстом и таблицей, лексическая работа.

Мифологические и фольклорные мотивы, юмор

Портреты Н.В. Гоголя работы А.Г. Веницианова, А.А. Иванова




25. (1ч.)

Фантастика и реальность в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».



Выявление роли фантастических персонажей в произведении, смысла противопоставления реального мира Диканьки и фантастического мира Петербурга; определение художественной идеи повести.

Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания сущности образа эпизодов, беседа, прослушивание музыкальных фрагментов из оперы Римского-Корсакова

фантастика, сюжет, художественная деталь, портрет, речевая характеристика


Сообщение об Идолище Поганом.

Опера Н.А. Римского-Корсакова

«Ночь перед Рождеством»





26. (1ч.)

Детство И. С. Тургенева. Начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. Герасим и его окружение

Знакомство с фактами биографии И. С. Тургенева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; определение роли Спасско-Лутовинова в творческой биографии писателя; выявление прототипов рассказа «Муму», первоначальных впечатлений от рассказа. Обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима; выявление душевной щедрости, высокой человечности, чуткости героя; нравственного уродства других обитателей дома барыни. Формирование нравственно-эстетических представлений

Сообщения учителя и учащихся. Составление письменного

рассказа о героях, лексическая работа, беседа, работа с иллюстрациями



Прототип

рассказ, тема художественного произведения



Иллюстрации А. И. Кулешова

«Герасим», «Каморка Герасима»;

И.И. Пчелко

«Герасим везет воду»






27. (1ч.)

Герасим и Муму. Два решения.

Сопоставление истинных и глубоких чувств Герасима с фальшивыми переживаниями барыни; выявление отношения автора к барыне и барскому окружению, постижение глубины и содержательности чувств Герасима, смысла противопоставления его цельной, мужественной и чистой натуры нравам господских прихвостней; осмысление изменений в душе Герасима: от покорности, беспрекословного подчинения барской воле к утверждению себя как личности.

Сообщения учащихся, выразительное чтение,

работа с иллюстрациями, лексическая работа



эпизод

Иллюстрации: И. Астапов,

П. М. Боклевский «Герасим и Муму»; И. И. Пчелко «Муму в гостиной барыни»; П. Н. Пинкисевич «Прощание с Муму»;

А. И. Кулешов «Герасим в трактире», «Герасим готовится бросить Муму в воду», «Герасим и дворня», «Герасим по дороге в деревню», «Истерика барыни», «Ночь», «Герасим обнимает Муму с веревкой на шее»





28. (1ч.)

Р. Р. Сочинение. Анализ эпизода.

Обобщение и систематизация полученных знаний; обучение анализу эпизода художественного произведения. Формирование нравственно-эстетических представлений.

Составление фрагмента сценария мультипликационного фильма, просмотр мультипликационного фильма, работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и финала сочинения

Эпизод,

сюжет,


конфликт,

завязка,


развитие действия,

кульминация,

развязка








29. (1ч.)

Красота и богатство русского языка, образ человека и природы в цикле «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева.



Выявление художественных идей стихотворений в прозе «Воробей» и «Русский язык»; роли образно-выразительных средств в стихотворениях. Формирование нравственно-эстетических представлений.

Сообщения учителя и учащихся. Составление плаката-цитаты, выразительное чтение, лексическая работа

стихотворения в прозе, эпитет, сравнение

Высказывания писателей о русском языке.

Россия в 70—80-е гг. XIX в.






30. (1ч.)


Н. А. Некрасов. Детские впечатления поэта.

Знакомство с фактами биографии Н. А. Некрасова, оказавшими влияние на становление личности поэта. Воспитание интереса к жизни и творчеству Н. А. Некрасова, формирование гуманистического мировоззрения.

Работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, заполнение таблицы, выразительное чтение, заочная экскурсия (слайдовая презентация)




И. И. Левитан

«Владимирка»,

И. Е. Репин

«Бурлаки на Волге»






31. (1ч.)


Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения. Основная тема стихотворения и способы её раскрытия..

Знакомство с творческой историей стихотворения; выявление значения крестьянской темы в творчестве писателей и художников, особенностей композиции стихотворения и её роли в реализации художественной идеи произведения. Выявление активной гражданской позиции автора стихотворения.

Сообщение учителя, лексическая работа, работа с репродукциями картин и портретами поэта, выразительное чтение, беседа

композиция Строфа,

эпитет,


сравнение, оксюморон

А. Г. Венецианов

«Крестьянские дети в поле»,

«Гумно», «Жатва»;

В. Е. Маковский

«Игра в бабки»





.













32. (1ч.)


Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. Творческая история рассказа «Кавказский пленник».


Знакомство с фактами биографии Л. Н. Толстого, связанными с творческой историей рассказа «Кавказский пленник»; выявление историко-литературной основы рассказа, первоначальных впечатлений о прочитанном. Воспитание интереса к жизни и творчеству Л. Н. Толстого.

Сообщения учителя и учащихся, заполнение рефлексивной таблицы, работа с репродукциями, беседа, сообщение «историка» о присоединении Кавказа к России.

рассказ, сюжет

И. Н. Крамской.

Портрет Л. Н. Толстого.

Картины, посвященные Кавказской войне (Ф. Рубо, Г. Гагарин, Т. Горшельт)


33. (1ч.)


Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.



Знакомство с реалиями жизни горцев, выявление мотивов поступков героев, особенностей взаимоотношений Жилина и горцев, языка произведения. Воспитание гуманистического мировоззрения.

Выразительное чтение по ролям, художественный пересказ, лексическая работа, устное словесное рисование, исследовательская работа с текстом

рассказ, портрет

Иллюстрации: Ю. Н. Петров

«Жилин в сарае»;

М. С. Родионов «Дина подает Жилину кувшинчик с водой»;

А.В. Кокорин «Жилин пьет воду», «Дина с куклой, сделанной Жилиным», «Татары наблюдают

за работой Жилина»





34. (1ч.)

Две жизненные позиции в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

Выявление мотивов поступков героев, художественной идеи произведения. Воспитание гуманистического мировоззрения.

Составление цитатного плана, беседа, работа с иллюстрациями

завязка, кульминация, развязка, идея

М.С. Родионов «Жилин смотрит

в русскую сторону», «Жилин и Дина пытаются снять колодку»;

Ю.Н. Петров «Жилин и Костылин во время побега», «Жилин и Дина. Перед побегом»





35. (1ч.)

Р. Р. Сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого?».

Обобщение и систематизация полученных знаний, выявление нравственных проблем рассказа, смысла противопоставления доброты и любви к людям злобе и нетерпимости.

Лексическая работа, работа с пословицами и афоризмами, составление плана сочинения, беседа, сообщение учителя










36. (1ч.)


Детские и юношеские годы А. П. Чехова. Семья. Книги.


Знакомство с фактами биографии, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; выявление роли книги в жизни А. П. Чехова, значение его просветительской деятельности. Воспитание интереса к жизни и творчеству А. П. Чехова.

Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, работа с изобразительным матери алом, слайдовая презентация




Портрет А. П. Чехова работы

О. Э. Браза






37. (1ч.)


Чеховские приёмы создания характеров и ситуаций в рассказе «Злоумышленник».

Осмысление противопоставления рациональной логики, основанной на законе, патриархальному «праву по совести»; авторской позиции, жанровых особенностей рассказа.

Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, лексическая работа

юмор, комическая ситуация, ирония, антитеза, метафора, градация

К. Ротов «Злоумышленник»




38. (1ч.)


Отношение писателя к персонажам рассказа «Пересолил»

Определение темы; осмысление авторской позиции жанровых особенностей рассказа; выявление художественных особенностей произведения.

Выразительное чтение по ролям, пересказ, анализ рассказа




Рисунки учащихся

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА




39. (1ч.)


Детские и юношеские годы И. А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И. А. Бунина

Знакомство с некоторыми фактами биографии И. Бунина, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству И. Бунина.

Сообщение учителя и учащихся, заочная экскурсия в музей И. А. Бунина в Ельце, работа с иллюстрациями, слайдовая презентация




Портрет И. А. Бунина работы

Л. В. Туржанского



40. (1ч.)


Победа красоты над смертью в стихотворении И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…».

Выявление художественной идеи стихотворения. Воспитание нравственно-эстетических представлений у учащихся.

Выразительное чтение, работа с репродукцией картины Клода Лоррена «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя», лексическая работа, беседа, работа с учебником, письменный ответ на вопрос

стихотворение-размышление

Клод Лоррен

«Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя»,

В. В. Набоков «Олень».

Сообщение о Диане






41. (1ч.)


Детское восприятие родной природы в рассказе И. А. Бунина «В деревне».

Выявление особенностей поэтического взгляда на мир героя рассказа, художественной идеи рассказа.

Составление цитатного плана, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с репродукциями, выразительное чтение, беседа

образ-пейзаж

И. Шишкин «Зима»,

Н. Крылов «Русская зима»,

К. Юон «Мартовское солнце» Б. Кустодиев «Масленица»


Слияние с природой и нравственно-эмоциональное состояние персонажей в рассказе И. Бунина «Подснежник»

Выявление художественной идеи рассказа. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.

Выразительное чтение, лексическая работа, беседа, работа с учебником, письменный ответ на вопрос

образ-пейзаж







42. (1ч.)

Л. Н. Андреев. Краткие сведения о писателе.

Знакомство с некоторыми фактами биографии Л. Н. Андреева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения, определения творческих интересов писателя. Воспитание интереса к творчеству Л. Н. Андреева.

Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, заочная экскурсия в музей писателя, комментарии к портретам и фотографиям писателя, письменный ответ на вопрос, обсуждение записей по ходу урока (работа с рефлексивной таблицей)




Портреты Л. Н. Андреева

работы И. Е. Репина, В. А. Серова.

Отрывок из фельетона Л. Андреева «Татьянин день»





43. (1ч.)


Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Мир города в рассказе.



Знакомство с прототипом рассказа, воссоздание особенностей жизни города, выявление её пагубного влияния на души людей. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.

Сообщение учителя, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с репродукцией, выразительное чтение фрагмента книги В. А. Гиляровского

тема, эпизод, финал

В. Е. Маковский

«Свидание».

В. А. Гиляровский

«Москва и москвичи»






44. (1ч.)


А.И. Куприн.

Краткие сведения о писателе.



Знакомство с некоторыми фактами биографии А. И. Куприна, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству А. И. Куприна.

Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение фрагмента статьи А.И. Куприна «Памяти Чехова», работа с фотографией писателя, беседа, письменный ответ на вопрос




Статья А. И. Куприна

«Памяти Чехова».

А. И. Куприн «Храбрые беглецы»





45. (1ч.)

А. И. Куприн. Удивительное в мире природы. (По рассказу «Золотой петух»)

Выявление художественной идеи рассказа и роли художественно-изобразительных средств в нём. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.

Выразительное чтение, лексическая работа, работа с учебником, создание иллюстраций к прочитанному, беседа

рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя

Сообщение о птице Феникс.

Рисунки учащихся






46. (1ч.)

А. А. Блок. Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Красота русской природы в стихотворениях А. А. Блока. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом...»

Знакомство с некоторыми фактами биографии А. А. Блока, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству А. А. Блока. Выявление объединяющего начала стихотворений А. Блока. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.

Сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, беседа, слайдовая презентация

Выразительное чтение, создание иллюстраций, работа с репродукциями, сообщения учащихся, беседа



антитеза, художественное пространство

Фотографии А. Блока и его родных

И. И. Левитан

«Лунная ночь в деревне», «Восход луны. Деревня», «Су мерки. Стога» и комментарии. Иллюстрации учащихся.

Значение образа красной луны в творчестве русских писателей.






47. (1ч.)


Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове.

Знакомство с некоторыми фактами биографии С. Есенина, оказавшими влияние на процесс формирования творческой личности поэта; выявление роли книги, общения с природой в его судьбе.

Сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, беседа, слайдовая презентация, письменный ответ на вопрос учебника




Фотографии учебника




48. (1ч.)

Единство человека и природы в стихотворениях С. Есенина «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...»

Выявление особенностей мировосприятия поэта, поэтической манеры С. А. Есенина. Воспитание любви к родной природе.

Выразительное чтение, лексическая работа, работа с репродукциями картин русских художников, беседа, исследовательская работа с текстом

олицетворение

И.И.Шишкин «Зима»




49. (1ч.)


А. П. Платонов. Краткие биографические сведения о писателе. Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» Образы главных героев и своеобразие языка в рассказе А. П. Платонова «Цветок на земле».

Знакомство с некоторыми фактами биографии А. А. Платонова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству А. А. Платонова.

Выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности. Выявление художественной идеи рассказа и роли художественно-изобразительных средств в нём. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся



Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, работа с рефлексивной таблицей Выразительное чтение, работа с иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с учебником

мифологическое сознание

Иллюстрации

Л. П. Дурасова в учебнике






50. (1ч.)


Детские годы П. П. Бажова. Жанр литературного сказа.



Знакомство с некоторыми фактами биографии П. П. Бажова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству П. П. Бажова.

Сообщения учителя и учащихся, работа с рефлексивной таблицей, слайдовая презентация, выразительное чтение, беседа

сказ, отличие сказа от сказки







51. (1ч.)


Творческий поиск и вечные сомнения подлинного мастера в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа.

Выявление особенностей характера Данилы, истоков его внутренне силы. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся. Выявление художественной идеи сказа, отличий сказа от сказки осмысление, приемов создания художественного образа.

Составление цитатного плана, лексическая работа, рассказ о событиях от лица участника, создание иллюстраций, беседа, выразительное чтение

герой повествования Отличие сказа от сказки,

герой


повествования афоризм

Иллюстрации к сказу «Каменный цветок».

Художник В. П. Панов

(1970-е гг.)





52. (1ч.)


Н. Н. Носов. Краткие сведения о писателе. Весёлый вымысел рассказа «Три охотника».



Знакомство с некоторыми фактами биографии Н. Н. Носова; актуализация читательского опыта учащихся, выявление их читательских предпочтений. Воспитание интереса к жизни и творчеству Н. Н. Носова.

Выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении любви и жалости ко всему живому. Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся



Сообщение учителя, составление комментариев к книжной выставке, создание иллюстраций к произведениям Н. Носова, составление художественного пересказа произведений Н. Носова, викторина

юмор

Рисунки учащихся.

Иллюстрации Г. Валька и А. Лаптева






53. (1ч.)


В. П. Астафьев.

Краткие сведения о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.



Знакомство с некоторыми фактами биографии В. П. Астафьева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству В. П. Астафьева.

Выявление основных черт характера героя, его знаний об окружающем мире, обусловивших поведение мальчика в лесу.



Сообщения учителя и учащихся, работа с рефлексивной таблицей, слайдовая презентация, выразительное чтение, беседа

автобиография










Р. Р. По рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Сочинение «Как Васютка выжил в тайге»

Обобщение и систематизация сведений, полученных в ходе анализа рассказов В. П. Астафьева. Формирование навыка работы с учебником, развитие творческих способностей учащихся.

Лексическая работа, составление плана сочинения, беседа, сообщение учителя










55. (1ч.)

Е. И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас».



Знакомство с некоторыми фактами биографии Е. И. Носова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Выявление художественной идеи рассказа. Воспитание интереса к творчеству Е. И. Носова.


Рассказ о Е. Носове, выразительное чтение, пересказ, беседа, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, письменный ответ на вопрос

юмор




РОДНАЯ ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА




56. (1ч.)

Поэзия и проза XX века о родной природе.



Выявление художественных особенностей и идеи стихотворений. Воспитание любви к родине и родной природе.

Выразительное чтение, сообщения учащихся, лексическая работа, беседа, создание иллюстраций, исследовательская работа с текстом, беседа, создание письменного высказывания в жанре лирической прозы

художественный образ, лирическая проза

Пословицы и поговорки народов мира о любви к Родине, афоризмы об отношении к природе.

Рисунки учащихся



ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




57 - 58. (2ч.)

Путешествия и приключения в литературе.

Д. Дефо «Робинзон Крузо».



Знакомство с некоторыми фактами биографии Д. Дефо, с прототипом героя романа, выявление сюжетных линий романа, осмысление темы «робинзонады» в мировой литературе.

Художественный пересказ, сообщения учителя и учащихся, комментарии к книжной выставке

приключенческий роман, путешествие

Ж. Верн «Таинственный остров»,

Р. Киплинг «Маугли»






59. (1ч.)

Х. К. Андерсен.

Краткие сведения о писателе, его детстве.



Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя; актуализация знаний учащихся в ходе викторины по творчеству писателя. Воспитание интереса к жизни и творчеству Х. К. Андерсена.

Сообщения учителя и учащихся, составление комментария к книжной выставке и иллюстрациям, беседа по материалам рефлексивной таблицы, викторина

волшебная сказка

Иллюстрации: В. Педерсен, Л. Фрюлих, М.П. Клодт, Н. Гольц и др.

К. А. Дженсен

Рисунки учащихся.

И. С. Тургенев

«О соловьях»





60. (1ч.)

Противопоставление внешней красоты внутренней в сказке Х. К. Андерсена «Соловей».

Выявление художественной идеи сказки – утверждение величия подлинного искусства, служащего всем людям.

Составление вопросов по статье учебника, создание иллюстраций к прочитанному, исследовательская работа с текстом, беседа

авторский замысел и способы его характеристики

Рисунки учащихся.

И. С. Тургенев

«О соловьях»





61. (1ч.)

М. Твен.

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические

мотивы в произведениях М. Твена


Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя, нашедшими отражение в книге «Приключения Тома Сойера», выявление роли творчества М. Твена в мировом литературном процессе, актуализация знаний учащихся.

Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями учебника, оформление результатов работы во второй части рефлексивной таблицы, сообщение о произведениях М. Твена, прочитанных самостоятельно

автобиография







62. (1ч.)

Мир детства и мир взрослых в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера».


Выявление смысла противопоставления красоты и поэзии «свободного», чистого сознания, присущего миру детства, и насилия и ограничений, присущих миру взрослых.

Составление рассказа о писателе по материалам статьи учебника, лексическая работа, выразительное чтение по ролям, работа с иллюстрациями в учебнике, беседа

юмор, ирония

Иллюстрации

Г. П. Фитингофа






63. (1ч.)

Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия

Тома Сойера (анализ глав VII и VIII)



Выявление источников жизнерадостности, бурной энергии героя романа Тома Сойера.

Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение по ролям, беседа, работа со статьей учебника, выявление сходства и различия между сатирой, юмором и иронией

юмор, ирония, сатира

Сообщение о Р. Гуде




64. (1ч.)

Роман Ж. А. Бёкса (Рони–старшего) «Борьба за огонь» как историческое и фантастическое произведение.

Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя; выявление гуманистической идеи отрывка из повести «Борьба за огонь».

Составление вопросов к статье учебника, цитатных планов глав повести, работа с иллюстрациями, беседа





Иллюстрации

Л. П. Дурасова в учебнике






65. (1ч.)

Период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни в рассказе Дж. Лондона «Сказание о Кише».

Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя, оказавшими влияние на формирование мировоззрений Дж. Лондона. Выявление художественной идеи сказания – утверждение веры в справедливость, высокие законы дружбы, любви.

Сообщения учителя и учащихся, составление рассказа о писателе по материалам статьи учебника, цитатного плана сказания, работа с терминами, лексическая работа, художественный пересказ эпизода, выразительное чтение по ролям, составление краткого ответа на вопрос

сказание

И. Стоун «Моряк в седле».

Картины художника Р. Кента



«Охотник на тюленей. Северная Гренландия», «Замерзший фьорд», «Собаки в фьорде»




66. (1ч.)

А. Линдгрен и её роман «Приключения Эмиля из Лённеберги».

Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя, выявление качеств характера героя произведения А. Линдгрен – Эмиля, актуализация знаний учащихся в ходе проведения викторины по произведениям писателя.

Сообщения учителя и учащихся, беседа, художественный пересказ, викторина










67. (1ч.)

Подведение итогов года. Литературная игра.

Обобщение изученного материала, выявление уровня сформированности литературных компетенций учащихся.

Участие в викторине










68. (1ч.)

Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.














УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


  1. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово», 2012г.




  1. Соловьёва Ф. Е. Литература. 5 класс. Рабочая тетрадь: В 2ч. (к учебнику Г. С. Меркина). - М.: «Русское слово», 2012г.




  1. Соловьёва Ф. Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г. С. Меркин):методическое пособие/ Ф. Е. Соловьёва; под ред Г. С. Меркина. – М.: «Русское слово», 2012 г.




  1. Универсальная энциклопедия «Википедия»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org




  1. Универсальная энциклопедия «Кругосвет»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru




  1. Энциклопедия «Рубрикон»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rubricon.com




  1. Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru




  1. Справочно-информационный интенет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru




  1. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb-web.ru




  1. Мифологическая энциклопедия: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mifolog.ru


1 ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2010. URL:http://standart.edu.ru

2 Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 -9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. –(Стандарты второго поколения)

3 Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы/авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин. – М.: «Русское слово», 2012.

<< предыдущая страница