страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Административное соглашение - страница №1/1
![]() Программа социального и пенсионного обеспечения трудовых мигрантов - граждан Кыргызской Республики, работающих на территории Российской Федерации
Настоящая Программа направлена на создание благоприятных условий для реализации механизма обеспечения прав трудовых мигрантов на получение полноценного социального, в том числе пенсионного обеспечения, улучшение условий их трудоустройства и решение вопросов нелегальной трудовой миграции, с учетом существующих международных договоров и соглашений, а именно: - Соглашение государств СНГ о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное в городе Москве 13 марта 1992 года; - Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, подписанное в городе Москве 15 апреля 1994 года; - Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов, подписанное в городе Москве 28 марта 1996 года; - Административное соглашение между Министерством труда и социальной защиты Кыргызской Республики и Министерством социальной защиты населения Российской Федерации о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанное в городе Москве 17 марта 1994 года. Настоящая Программа предусматривает: - перевод страховой части суммы, начисленной российскими работодателями в пользу трудовых мигрантов - граждан Кыргызской Республики, работающих в Российской Федерации, из Пенсионного фонда Российской Федерации в Социальный фонд Кыргызской Республики; - равноправное формирование накопительной части пенсии трудовых мигрантов из Кыргызской Республики в период их работы в Российской Федерации; - совершенствование системы пенсионного законодательства и нормативных правовых актов Кыргызской Республики, а также улучшение организации работы профильных органов государственного управления; - гармонизацию на межгосударственном уровне правовых взаимоотношений Кыргызской Республики и Российской Федерации в области социального и пенсионного обеспечения трудовых мигрантов- граждан этих стран.
В условиях значительной трудовой миграции населения из Кыргызской Республики особо значимой стала проблема социального страхования трудовых мигрантов и их пенсионного обеспечения в будущем. По экспертно-аналитическим оценкам, базирующимся на анализе баланса трудовых ресурсов в разные сезоны, трудовую и предпринимательскую деятельность за пределами страны осуществляют от 350 до 700 тысяч граждан Кыргызской Республики. Большинство трудовых мигрантов, проработав определенный период в других странах, уплачивают страховые взносы в стране пребывания и их взносы остаются в пенсионных фондах этих стран. Анализ ситуации в области трудовой миграции показывает, что рост внешней миграции из Кыргызстана в зарубежные страны сохранится в среднесрочной перспективе. При этом следует отметить, что значительное число кыргызских трудовых мигрантов (более 500 тыс. человек) находится на территории Российской Федерации в качестве временно пребывающих. При этом они не потеряли связь с родиной и в будущем намерены вернуться в Кыргызскую Республику. Таким образом, у трудовых мигрантов из Кыргызстана на время их трудовой деятельности за пределами своей страны прерывается пенсионный стаж, что сказывается на размере их будущей пенсии. Работая за пределами своего государства, осуществляя свой вклад в рост ВВП принимающей страны, трудовые мигранты, по существу, испытывают пенсионную дискриминацию в течение всего срока работы за рубежом - лишены пенсионных накоплений и возможности распоряжаться ими. Число пенсионеров в Кыргызстане с каждым годом будет увеличиваться. Одновременно с этим будет увеличиваться и отток трудоспособного населения в поисках более привлекательной работы в России. Это означает, что работоспособные граждане Кыргызстана осуществляют пенсионные отчисления в бюджет другой страны, а для того, чтобы выплачивать пенсии и другие социальные выплаты своим гражданам, на государственный бюджет Кыргызской Республики ложится непомерно высокая нагрузка, что в определенной мере способствует росту социального напряжения в стране. В настоящее время основным юридическим основанием пенсионного обеспечения трудовых мигрантов является Соглашение государств СНГ о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года. В соответствии с данным Соглашением расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения, несет государство, предоставляющее данное обеспечение, а взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями. Проблема государственного социального страхования граждан Кыргызской Республики, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом, усугубляется тем, что сегодня подавляющая часть трудовых мигрантов трудоустраивается за рубежом самостоятельно или через неофициальные каналы. Данное обстоятельство предопределяет стихийный и во многом бесконтрольный характер трудовой миграции. Ключевая проблема трудовой миграции состоит в том, что только мизерная ее часть может быть отнесена к регулируемой, а остальная - к «нерегулируемой», которая, как правило, ориентирована на теневой рынок. К тому же, существующий безвизовый режим с Российской Федерацией позволяет потенциальным трудовым мигрантам выезжать на работу в Россию без предварительного поиска работы (или заключения трудового договора). В этой связи социальное и пенсионное обеспечение трудовых мигрантов - задача крайне сложная. Неорганизованное и неконтролируемое со стороны государственных органов трудоустройство граждан за рубежом приводит к серьезным негативным последствиям и нарушениям прав трудовых мигрантов. Таким образом, миграционная политика Кыргызской Республики должна быть нацелена на сокращение числа нелегально трудоустраивающихся граждан через расширение каналов организованного трудоустройства за рубежом, с соблюдением стандартизированных процедур, направленных, в первую очередь, на защиту прав и интересов трудовых мигрантов.
Основной целью настоящей Программы является реализация механизма обеспечения прав трудовых мигрантов на получение полноценного социального, в том числе пенсионного обеспечения, предусмотренного законодательством государства постоянного проживания и государства трудоустройства трудовых мигрантов, улучшение условий их трудоустройства. Для этого требуется слаженное взаимодействие как государственных органов Кыргызской Республики, так и их согласованного взаимодействия с профильными государственными структурами Российской Федерации. Подобное взаимодействие позволит реализовать равные права в сфере социального и пенсионного обеспечения трудовых мигрантов из Кыргызской Республики с гражданами страны трудоустройства. Важной задачей Программы является необходимость создания правовых и институциональных условий для перевода страховых пенсионных отчислений из Пенсионного фонда Российской Федерации в Социальный фонд Кыргызской Республики, а также формирования трудящимися-мигрантами накопительной части пенсий. Это обусловлено тем, что в условиях самостоятельного выезда и трудоустройства за рубежом граждане Кыргызской Республики остаются вне системы национального пенсионного страхования. В этой связи еще одной целесообразной мерой является внедрение современной системы организованного набора и трудоустройства мигрантов. Такой подход позволит, до выезда трудовых мигрантов на временную работу в Российскую Федерацию, обеспечить их социально-сервисным пакетом, существенно сокращающим сроки и затраты, связанные с оформлением трудоустройства мигрантов за рубежом. Чем больше трудящиеся-мигранты будут осведомлены о своих правах и подготовлены к работе за границей, тем выше вероятность, что они смогут получить соответствующую защиту в стране трудоустройства. Система организованного набора ставит своей целью оптимизацию процесса легитимного трудоустройства граждан Кыргызской Республики и защиты их интересов в Российской Федерации. Согласно основной концепции организованного набора, планируется осуществлять трудоустройство к работодателям и инвесторам с соответствующей деловой репутацией, на рабочие места по определенным специальностям и квалификации, с заранее известными условиями труда. Основные задачи организованного набора и трудоустройства: - формирование инфраструктурно - сервисной системы поддержки кыргызских трудовых мигрантов на всех стадиях миграционного процесса, начиная от предварительного подготовительного этапа, включающего их правовую и социальную защиту на время пребывания на территории государства трудоустройства, до возвращения их в страну постоянного пребывания. В эту задачу входят профессиональная подготовка потенциальных трудовых мигрантов, организация обучения русскому языку, основам миграционного законодательства и культурных традиций страны трудоустройства; - информирование граждан Кыргызской Республики о возможности трудоустройства в Российской Федерации в порядке организованного набора по заявкам российских работодателей; - подбор кандидатов из числа граждан Кыргызской Республики, имеющих требуемую квалификацию и опыт работы, их тестирование на соответствие профессионально-квалификационным требованиям российских работодателей, знание русского языка, основам миграционного и трудового законодательства Российской Федерации; - подготовка, включающая в себя изучение русского языка, основ миграционного и трудового законодательства Российской Федерации, культурных норм и традиций народов Российской Федерации, а также переподготовка и повышение квалификации граждан Кыргызской Республики, согласованные с российскими работодателями, в образовательных учреждениях, расположенных на территории Кыргызской Республики; - медицинское освидетельствование уполномоченными учреждениями в Кыргызской Республике трудовых мигрантов, с выдачей им медицинских документов, признаваемых на территории Российской Федерации (в случае требования работодателя). Таким образом, будет обеспечена возможность подписания трудового договора до отъезда мигрантов в страну трудоустройства. Совершенствование международно-правовой базы межгосударственного сотрудничества правительств Кыргызской Республики и Российской Федерации в сфере обеспечения пенсионных прав трудовых мигрантов - граждан Кыргызской Республики позволит улучшить условия их трудоустройства, а также иметь социальный пакет в стране трудоустройства и право на пенсионное обеспечение в стране постоянного проживания.
В целях реализации настоящей Программы разработан План мероприятий, которым предусмотрено решение ряда задач, связанных с обеспечением прав трудовых мигрантов на получение полноценного социального, в том числе пенсионного обеспечения, а также улучшение условий их трудоустройства. 5. Индикаторы Программы
Основными индикаторами Программы являются: 1. Количественные показатели регистрации миграционными службами Кыргызской Республики и Российской Федерации трудовых мигрантов из Кыргызстана, выезжающих для осуществления трудовой деятельности на территории России. 2. Численность легально трудоустроенных трудовых мигрантов из Кыргызстана, обеспеченных на территории России всеми обязательными видами социального страхования и пенсионного обеспечения, в том числе: - в социальной сфере - обязательным медицинским страхованием на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и другими видами страховых случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; - в пенсионной системе - равными пенсионными правами с гражданами Российской Федерации. 3. Показатели роста численности трудовых мигрантов из Кыргызской Республики, ежегодно перечисляющих пенсионные накопительные взносы на свой личный страховой счет при выезде на работу за рубеж. 4. Показатели роста бюджета Социального фонда Кыргызской Республики за счет перевода страховой части трудовой пенсии, сформированной трудовыми мигрантами на территории Российской Федерации. 5. Индикаторы динамики семейных доходов в Кыргызской Республике за счет роста доходов и пенсионных накоплений трудовых мигрантов из Кыргызской Республики, работающих в Российской Федерации. 6. Динамика долгосрочных инвестиций в экономику Кыргызской Республики за счет роста пенсионных накопительных средств трудовых мигрантов из Кыргызской Республики, работающих в Российской Федерации.
Источниками финансирования Программы являются средства, предусмотренные в бюджетах заинтересованных министерств и ведомств для осуществления функциональных обязанностей на соответствующий год, а также привлеченные внебюджетные средства. 7. Ожидаемые результаты
Реализация программных мероприятий позволит достичь следующих показателей: Будет создана усовершенствованная правовая база трудовых мигрантов - граждан Кыргызской Республики, выезжающих в Российскую Федерацию. Гармонизация отношений между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией в сфере социального и пенсионного обеспечения трудовых мигрантов. Обеспечение организованного набора и трудоустройства граждан Кыргызской Республики на территории Российской Федерации. Рост легитимно получаемых доходов, которые увеличат объем перевода пенсионных накоплений трудовых мигрантов, позволяющих планомерное наращивание семейного дохода трудовых мигрантов. Создание дополнительных, постоянно наращиваемых источников долгосрочных инвестиций в экономику Кыргызстана. Формирование накопительной части пенсий трудовых мигрантов из Кыргызской Республики, временно работающих в Российской Федерации. Обеспечение трудовых мигрантов пенсией соответствующего размера. Обеспечение медицинским страхованием.
Одной из важнейших предпосылок успешной реализации Программы является усовершенствование законодательства в сфере социального и пенсионного обеспечения граждан Кыргызской Республики, а также складывающиеся эффективные механизмы взаимодействия и координации между государственными органами, вовлеченными в этот процесс. К положительным аспектам относятся также наличие и возможность дальнейшей технической поддержки со стороны негосударственных пенсионных фондов Кыргызстана и России, с помощью которых возможно улучшить систему пенсионного обеспечения для граждан Кыргызской Республики, временно находящихся в стране трудоустройства. Наряду с положительными предпосылками, существуют факторы, которые могут препятствовать реализации Программы. К ним относятся: политическая нестабильность, нехватка финансовых средств и другие факторы рисков, влияющих на реализацию Программы. Также, при реализации Программы возможны риски, при которых российская сторона будет рассматривать, и согласовывать с министерствами и ведомствами Российской Федерации предложения кыргызской стороны по данной Программе.
Регулярный мониторинг и оценка выполнения Плана мероприятий по реализации Программы станут ключевыми компонентами на стадии ее выполнения. На основании данных мониторинга межведомственной рабочей группой по пенсионному обеспечению трудовых мигрантов - граждан Кыргызской Республики, временно работающих в Российской Федерации, периодически будут оцениваться эффективность реализации мероприятий, определяться преимущества и недостатки предлагаемых мер, вноситься необходимые коррективы по обеспечению конечной цели Программы. На основе полученных результатов, в целях повышения эффективности действий сторон, обозначенных в реализации Программы, будут приняты решения в случае необходимости по перераспределению ответственности, ресурсов для их оптимального использования, а также предприняты меры по улучшению координации с заинтересованными структурами.
Утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 апреля 2013 года № 222
по реализации Программы социального и пенсионного обеспечения трудовых мигрантов - граждан Кыргызской Республики, работающих на территории Российской Федерации
|